Что такое пастораль в фотографии
Пастораль — изящный и беззаботный жанр искусства эпох Барокко и Рококо
Пастораль (от латинского pastorale «пастушеский») — это жанр в искусстве, в идиллической манере описывающий традиционную мирную сельскую жизнь. Пасторалями называют не только картины художников, но и произведения музыки, театра и литературы, посвященные тематике пастушества. Этому жанру характерно противопоставление приукрашенной жизни обычных крестьян бесцельным тяготам существования городских жителей.
Пастораль в искусстве имеет ярко выраженную социальную направленность. Этот жанр возник в период зарождения капитализма и пользовался большой популярностью в среде аристократов, весьма далеких от настоящей сельской жизни. Героями пасторальных картин часто становились не реальные труженики, а идеализированные или мифологические персонажи.
История пасторали
История пасторали берет свое начало в XVI веке. Создателем этого жанра в искусстве считается итальянский поэт Якопо Саннадзаро (Jacopo Sannazaro). В 1504 году вышел в свет его роман «Аркадия», в котором автор мастерски отобразил идиллическую картину жизни деревенских пастухов. Саннадзаро сумел убедить огромное количество читателей в том, что в этом утопическом мире царит гармония и счастье, абсолютно отсутствуют страдания и горести.
Огромная популярность «Аркадии» стала толчком к бурному развитию пасторального жанра в различных видах искусства. В живописи одним из первых к этой тематике обратился знаменитый художник итальянского Ренессанса Джорджоне (Giorgione). В 1510 году он написал картину «Сельский концерт», в которой рядом с обычными мужчинами изображены божественные обнаженные нимфы. Хотя многие искусствоведы оспаривают авторство этой картины и считают ее творением молодого Тициана (Tiziano Vecellio).
Работа великого мастера была восторженно принята публикой и на несколько столетий стала образцом нового жанра в изобразительном искусстве. К этой тематике в своем творчестве обращались многие великие живописцы XVI-XVII веков.
В эпоху Барокко и Рококо пастораль достигла пика популярности. Помимо картин в этот период создавались многочисленные музыкальные и литературные произведения: симфонии, балеты, оперы, романы, стихи и драмы.
Последний всплеск активного интереса к пасторали состоялся в первой половине XIX века, когда в искусстве доминировал романтизм. Произведения этого направления отображали высокую духовную ценность человека и картины очаровательной сельской жизни идеально вписывались в идейные каноны стиля.
В середине XIX века с появлением новых революционных течений в искусстве пасторальный жанр утратил былую популярность. С этого времени идиллические образы в живописи стали неинтересны широкой публике, их вытеснили более актуальные для общества произведения в духе реализма, модерна и авангарда.
Известные художники пасторального жанра
Среди самых знаменитых художников-пасторалистов много великих мастеров живописи. Их картины и сегодня поражают зрителя изящной красотой и гармонией. Отдельного упоминания в нашей статье заслуживают:
Нежными пасторалями мастеров старой школы можно любоваться часами. Они очаровывают зрителя беззаботной легкостью художественных образов и невероятно красивыми пейзажами.
Посетители портала Very Important Lot имеют прекрасную возможность принять участие в аукционах искусства в разных уголках Земли в режиме онлайн. Здесь же можно недорого купить картины, рисунки, скульптуры у современных художников без посредников.
ngasanova
Вспомнить, подумать.
Пасторальный образ жизни
Пастораль (фр. pastorale — пастушеский, сельский) — жанр в литературе, живописи,
музыке и в театре, поэтизирующий мирную и простую сельскую жизнь.
Thomas Cole (1801-1848)-‘the course of Empire, the Arcade or Pastoral state’-1834
New York-Historical Society
Nicolas Poussin (1594-1665)-‘et in Arcadia ego’- Paris-Musée du Louvre
Alvan Fischer (1792-1863)-‘pastoral landscape’- 1854 Washington (DC)-White House
Now Tiziano Vecellio (1498-1576)-‘pastoral concert’- 1509 Paris-Musée du Louvre
Master of Virgil Romanus (5th century)-‘shepherd and their flocks’-parchment
Città del Vaticano-Biblioteca Apostolica (Georgics of Virgil, book III, fol. 44v)
Как понять, что такое пастораль?
Живопись эпохи рококо и неоклассицизма Картина французского художника Франсуа Буше «Осенняя пастораль». Размер картины 260 x 199 см, холст, масло.
Пастораль (франц. pastorale, от лат. pastoralis – пастушеский), в искусстве и литературе – утвердившееся в 17-18 веках наименование группы жанров, тематически нацеленных на литературно-стилизованное изображение естественной, природной жизни (пасторальный метажанр).
Осенняя пастораль
Истоки жанра. Пастораль как жанр насчитывает двадцать три столетия существования (если считать основоположником жанра Феокрита), но называли ее по-разному – буколика, идиллия, эклога.
В своих истоках (у Феокрита) пастораль – словесная имитация античного мима – «низовой» разновидности античной драмы, балаганной сценки-представления, включающей в себя демонстрацию зрительно-световых чудес, мнимых смертей и воскрешений, загадывание загадок, а также пародирование, розыгрыш, передразнивание.
Идиллии Феокрита, персонажами которых являются спорящие и состязающиеся друг с другом в пении пастухи (собственно «буколики»), также связаны с сицилийской традицией воспевания «страстей» пастуха Дафниса. У Феокрита «страсти» Дафниса трактуются в сентиментально-бытовом плане – как любовные страдания сменивших Дафниса пастухов.
Трагическая окраска феокритовых буколик, ставшая «памятью жанра», отзовется в позднейших пасторалях почти обязательной включенностью в них мотивов смерти влюбленного пастуха или его возлюбленной, похорон, тяготением пасторали к смешению с погребальной элегией.
С другой стороны, пастухи Феокрита (тот же Титир) имеют своими прообразами и мифологических «сатиров», главное занятие которых – любовь, пение и игра на пастушеской свирели.
Отсюда – сближенность пасторали, которую античные риторики включали в «область серьезно-смехового», и сатиры, парадоксальная взаимодополнительность пасторального (иллюзионистского, иносказательно-загадочного) и сатирического (разоблачительного, разрушающего иллюзии) «модусов» отношения к действительности, характерное и для пасторали, и для сатиры условно-игровое, экспериментально-фантазийное конструирование художественной реальности.
Мир пасторали. Пастораль определяется лежащим в ее основе целостным образом пасторального мира, противопоставленного миру антипасторальному.
Эта антитеза в отдельных пасторальных текстах конкретизируется в ряде таких противопоставлений как: город – сельская местность (роща, загородная вилла, деревенская усадьба), искусственное бытие – естественная жизнь, цивилизация – природа, толпа – уединение, волнение – покой, тяжелый труд – созерцательная праздность, ненависть – любовь, вражда – дружба, отчуждение – сочувствие, сложность – простота, хаос – гармония.
Классическая сцена, на которой разыгрывается пасторальное действо, – так называемое «приятное место» (locus amoenus) – окаймленная деревьями и кустами зеленая лужайка на берегу реки или ручья: последние – вместе с пасущимися стадами, нимфами, сильванами, храмами, возведенными в честь языческих богов, пышными надгробьями и скромными могилами – составляют пасторальный декорум. Пасторальный мир – это и мифологическая страна пастухов «блаженная» Аркадия, воспетая в эклогах Вергилия.
На оси времени пастораль характеризуется противопоставлением негативно оцениваемого настоящего идеальному прошлому («золотому веку»), или же исторического времени – времени природному (его идеальное воплощение – знойный летний полдень), а также – прекрасному «остановленному мгновению», вне-временности, своеобразной пасторальной «вечности».
Вневременность пасторали генетически связана с ее происхождением от мима, изначальной сориентированностью на лирику и сценический диалог. По мере эволюции пасторали от ее древнейших форм к нововременным в ней усиливается повествовательное начало вплоть до возникновения в литературе эпохи Возрождения так называемого «пасторального романа», а в литературе 17 века – героической идиллии.
Пасторальный метажанр в целом демонстрирует условность деления жанров на драматические, эпические и лирические. Узко-жанровые разновидности пасторали, представленные в каждом из этих родов (рождественское действо, пасторальная комедия и трагикомедия, пасторальная поэма, пасторальный роман, эклога, пасторальные ода, сонет, элегия и т.д.)., как правило, преодолевают как межродовые, так и межжанровые границы.
Столь же динамичен и протеистичен герой жанра – пастух, который изначально является образом-маской поэта и страдающего влюбленного и который может выступать в разных обличьях: от божества до сатира, от духовно-утонченного участника философского диспута до «мужлана-деревенщины».
В литературе Возрождения и барокко пастухов начинают заменять рыбаки, охотники, «пастыри пчел». Пахари-земледельцы «проникнут» в пастораль лишь в эпоху Просвещения – на этапе опрощения и натурализации пасторального жанра.
У Вергилия пастухи и земледельцы принципиально разведены по разным жанрам – буколикам и «георгикам» – дидактическим поэмам о сельских «трудах и днях», тематически соседствующим с пасторалью, но имеющим принципиально иную, не созерцательно-медитативную, и, тем более, философскую, а жизненно-практическую направленность.
Пастораль в эпоху Возрождения. Обращение писателей-гуманистов к античной традиции в эпоху Возрождения вызвало расцвет пасторали во всех ее разновидностях.
Тому доказательство: эклоги Петрарки (между 1346 – 1348 годами); пасторальная аллегория Джованни Боккаччо «Амето» (около 1341-1342), его же пасторальная поэма в октавах «Фьезоланские нимфы» (1345), «Аркадия» (опубликована в 1504) Я. Саннадзаро.
На пастораль Саннадзаро ориентировались все авторы так называемых «пасторальных романов» (сами они называли свои сочинения «эклогами»): португало-испанский прозаик и поэт Хорхе де Монтемайор, написавший первый пасторальный роман – «Диану» (1559?), его продолжатели Хиль Поло, Сервантес, Лопе де Вега, Ф.
Сидни, О. д’Юрфе. Пасторальный роман – существеннейший этап формирования романа Нового времени: «Дон Кихот» Сервантеса превращается в «роман сознания» во многом благодаря наличию в нем пасторального плана.
Пастораль барокко. Пасторальные мотивы и образы занимают большое место в петраркистской поэтической традиции позднего Возрождения и раннего барокко (эклоги Гарсиласо де ла Вега и Камоэнса, пасторальные романсы и сонеты Гонгоры, К. Маро, А. Барклая, поэмы Т. Тассо («Аминта», 1573), Э.
Спенсера («Календарь пастуха», 1579), Гонгоры («Фабула о Полифеме и Галатее», 1612; «Одиночества», 1613). В границах барочно-классицистического стилевого синтеза 17 века создаются пасторальные поэмы «Спасенный Моисей. Героическая идиллия» (1653) Сент-Амана, стихотворение «Утро Рождества Христова» и элегия «Лисидас» Д. Мильтона.
Особенно уместны были пасторальные мотивы и сюжеты на сцене (с учетом изначально сценичной, мимической природы пасторали. Пасторальные комедии писали Шекспир, Лопе де Вега, Кальдерон и другие испанские драматурги «золотого века». В ряду маньеристических пасторалей выделяются пастральная «трагикомедия» Б.
Гварини «Верный пастух» (1590), «Галатея» (1584) Дж. Лили, пасторальная «маска» Дж. Флетчера «Верная пастушка» (1608-1609).
Пастораль в век Просвещения. Пастораль эпохи Просвещения тяготеет к демифологизации, к отказу от аллегоризма, к большей естественности и безыскусности, сдвигается от «буколики» к «георгикам». Писатели-просветители особо акцентируют пасторальную тему «золотого века», трактуемого как социальная утопия.
Характерные жанры пасторальной поэзии этого столетия – «поэма о сельской усадьбе» (в Англии), описательная поэма («Виндзорский лес» А. Попа, 1614; «Времена года» Дж. Томпсона, 1726-1730; «Сады» Ж. Делиля, 1782). Существенное место в истории западноевропейской пасторали Просвещения занимает пасторалистика И. В.Гете.
ПАСТОРАЛЬ
ПАСТОРАЛЬ — термин, используемый применительно к разножанровым произведениям литературы, музыки, изобразительного искусства XIV-XVIII веков, связанным с пастушеской тематикой.
В литературе пасторальная топика (смотреть Топос) восходит к античной буколике; непосредственная предшественница Пастораль — пастурель XII-XIII веков. Изначально заложенная в буколике возможность выражения смысла, превышающего её непосредственное тематич. содержание (уже для Феокрита значимо противопоставление природы и культуры; ещё очевиднее тенденция к иносказательности у Вергилия, эклоги которого оказали решающее воздействие на формирование пасторального канона), становится одной из наиболее характерных примет пасторали.
Исполнена намёков и аллегорий пастораль эпохи Возрождения: «Этот род сочинения, — писал Ф. Петрарка, объясняя первую эклогу своих «Буколических песен», — невозможно понять без разъяснений самого сочинителя» (Петрарка Ф. Эстетические фрагменты. М., 1982 год. С. 109).
Условность пасторального топоса достигает своей кульминации в литературе XVII века с её подчёркнуто противостоящими «грубой» реальности аристократически-утончёнными пастухами в камзолах и пастушками в кружевах.
Свидетельство кризиса пасторали — полемика о перспективах развития жанра, развернувшаяся во 2-й половине XVII — 1-й половине XVIII веков (среди участников — Р. Рапен, Б. Фонтенель, И. К. Готшед). Проблему решил С. Геснер: дальнейшей судьбой литературы, связанной с пасторальной топикой, и её более распространённым обозначением становится идиллия.
Основные жанровые формы пасторали — эклога, драма, роман, а также элегия и поэма. Одним из первых к наследию античной буколики обратился Данте, затем — Ф. Петрарка и Дж. Боккаччо, следовавшие в своих латинских эклогах Вергилию, но значительно углубившие иносказательность жанра.
В Испании к пасторальной эклоге обращались Х. дель Энсина и Г. де ла Вега, в Португалии — Л. ди Камоэнс, во Франции — К. Маро, П. де Ронсар и Р. Белло. Англ. пасторальная эклога представлена «Пастушеским календарём» Э. Спенсера (1579), «Пасторалями» А. Филипса (1706), А. Поупа (1709) и другие.
Особое место в истории пасторальной эклоги занимает её христианская разновидность, имеющая свои истоки как в 4-й эклоге Вергилия, где, вопреки пасторальной традиции, золотой век помещён не в прошлое, а в будущее и связан с рождением дивного ребёнка, так и в пасторальных мотивах евангельских повествований о рождении Христа и притче о добром пастыре.
Пасторально-эмблематичен и жертвенный образ Агнца Божия, кровью своей искупающего грехи человечества. Самой распространённой формой христианской пасторали становится рождественская эклога. Намёк на пасторальную интерпретацию Рождества содержится в написанной на латинском языке 11-й эклоге Боккаччо, однако первой полноценной разработкой темы и образцом для подражаний явилась латинская эклога «Рождение Христа» Ф. Патрици (1460). Автор 114 латинских эклог на сюжеты Ветхого и Нового Завета — нидерландский поэт Р. Обризиус (около 1540 — около 1584/1594 годов).
В Англии к христианской эклоге обращался Дж. Мильтон; в Германии — Ф. Шпее (1591-1635), автор «Эклоги, в которой пастухи рано утром славят Господа», «Пастушеской песни о Христе и воскресении Христа»; во Франции «Священные эклоги» создал Р. Рапен (1659).
Традиция пасторальной элегии-плача об умершем восходит к 1-й идиллии Феокрита, с её песней о смерти мифич. пастушеского божества Дафниса, а также к «Плачу об Адонисе» Биона (II век до нашей эры), анонимному «Плачу о Бионе» и 5-й эклоге Вергилия. Дань жанру в Италии отдал Б. Кастильоне, во Франции — К. Маро, в Англии — Э. Спенсер, Дж. Мильтон, Дж. Гей, П. Б. Шелли.
Пасторальная драма зародилась в Италии: «Сказание об Орфее» А. Полициано (1480), «Эгле» Дж. Чинтио (1545), «Жертвоприношение» А. де Бекари (1554), «Аминта» Т. Тассо (1573), «Верный пастух» Дж. Б. Гварини (1580-1583). Во Франции к пасторальной драме обращались О. де Ракан («Пастушеские сцены», 1625 год); в Англии — Дж. Лили («Галатея», 1584 год), Дж. Флетчер («Верная пастушка», 1606 год). Значительное место пасторальные мотивы занимают в англ. придворной пьесе (маске), а также в драматургии У. Шекспира («Два веронца», «Бесплодные усилия любви», обе 1594 год; «Как вам это понравится», 1599-1600 годы).
Пасторальный роман, восходящий к роману Лонга «Дафнис и Хлоя» II-III веков) и предвосхищённый прозиметрической (сочетающей стихи и прозу) пасторали «Амето» (создана в 1341-1342 годы) Боккаччо (автора также пасторальной поэмы «Фьезоланские нимфы», 1344-1346 годы), расцветает в творчестве Я.
Саннадзаро («Аркадия», 1504 год). В Испании пасторальный роман создают Х. де Монтемайор («Диана», 1558-1559 годы), М. де Сервантес («Галатея», 1585 год) и Лопе Ф. де Вега Карпьо («Аркадия», 1598 год); во Франции — О.д’Юрфе («Астрея», 1607-1618 годы); пародию на пасторальный роман пишет Ш.
Сорель («Сумасбродный пастух», 1627-1628 годы). Самый значительный англ. пасторальный роман — «Аркадия» («Старая Аркадия», около 1580 года; «Новая Аркадия», 1590) Ф. Сидни.
Немецкий пасторальный роман представлен анонимными «Аменой и Амандом» (1632) и «Леориандром и Перелиной» (1642), а также «Адриатической Роземундой» Ф. фон Цезена (1645).
В России пастораль развивалась в форме эклоги и представлена в творчестве А. П. Сумарокова (сборник «Еклоги», 1774 год), а также М.М. Хераскова, А.А. Ржевского, И.Ф. Богдановича, В.В. Капниста.
В музыке пасторальная тематика культивировалась в итальянской и английской мадригале XVI века, в ранней опере (с самых первых образцов). Излюбленные сюжеты пасторальных опер — мифы о Дафне (итальянские композиторы Я. Пери, М. да Гальяно и другие), об Орфее и Эвридике (Пери, Дж. Каччини, К. Монтеверди, К. В. Глюк). Во французском музыкальном театре в конце XVII века сформировался жанр героической пасторали, близкий музыкальной трагедии, но меньших масштабов, в 3 актах (вместо обычных 5) с прологом («Муки и радости любви» Р. Камбера, «Ацис и Галатея» Ж. Б.
Люлли и другие). Определение «героический» в названии жанра указывает не на героику как тип образности, а на драматическую действенность пасторали и на мифологических героев в качестве главных персонажей. Образцы французской пасторали в XVIII веке: «Уловки Амура» А. К.
Детуша (1726), «Диана и Эндимион» Ф. Колена де Бламона (1731), «Заис» (1748) и «Наис» (1749) Ж.Ф. Рамо, «Тифон и Аврора» Ж. Ж. де Мондонвиля (1753). Оперы-пасторали писали также Г.Ф. Гендель («Ацис и Галатея», 1732 год), В.А. Моцарт («Царь-пастух», 1775 год) и другие.
Стилизация пасторали в XIX веке — интермедия «Искренность пастушки» (эклога П.М. Карабанова, первоначальное название «Сердца приобретаются искренностью», 1786 год) в опере «Пиковая дама» П.И. Чайковского.
Пасторальные мотивы возродились в музыкальном искусстве XX века (опера «Дафна» Р. Штрауса, балет «Дафнис и Хлоя» М. Равеля, и другие).
В инструментальной музыке пасторальность проявилась в цикле концертов «Времена года» А. Вивальди, и другие. Пьесы с названием «Пастораль» для клавесина, органа, скрипки создавали Д. Скарлатти, Ф. Куперен, Дж. Фрескобальди, И.С. Бах.
Основные черты инструментальной пасторали: плавное движение мелодии, зачастую параллельными терциями, ритм сицилианы, бурдон в сопровождении. В симфонической музыке пасторали встречается как отдельная часть циклических произведения (например, «Сцена в полях» из «Фантастической симфонии» Г. Берлиоза), а также как целый симфонический цикл (6-я («Пасторальная») симфония Л. ван Бетховена).
В изобразительном искусстве пастораль — разновидность жанровой сцены, изображение мирной сельской жизни на фоне идеального ландшафта. Буколические мотивы присутствуют в эллинистическо-римском искусстве: Витрувий указывал на устоявшийся обычай в определённом месте жилища изображать «рощи, cтада и пастухов».
Встречаются они также в эллинистических рельефах и настенной живописи Древнего Рима. В 1-й трети XVI века под влиянием литературы в венецианском искусстве возрождается интерес к пасторальной тематике. Происходит расширение тематического репертуара пасторали: наряду с традиционными образами пастухов (картины Я.
Пальмы Старшего, Дж. Савольдо и других), пасторальный характер приобретают сцены с нимфами, фавнами и сатирами, мифологические и литературные сюжеты (анонимные гравюры к «Гипнеротомахии Полифила», 1499 год), жанровые сцены («Гроза» Джорджоне, около 1506-1507 годов, Галерея Академии, Венеция; «Астролог» итал.
гравёра Дж. Кампаньолы, 1509 год; «Сельский концерт» Джорджоне или Тициана, Лувр, Париж) и аллегории. Всех их объединяет мотив слияния человека с природой и идеализированный образ этой мирной, приятной природы. Пасторальным духом проникнуты и религиозные сцены венецианских художников этого времени (Я. Бассано и Ф. Бассано Младший и другие).
В дальнейшем пасторальные мотивы объединяются с темой золотого века, элегическими мотивами утраченного рая, молодости, любви, жизни, сближающими пастораль с ванитас (картины «Et in Arcadia ego» Гверчино (1622 год, Национальная галерея старого искусства, Рим) и Н.
Пуссена (1637-1638, Лувр)). Влияние пасторального пейзажа чувствуется в видах Кампании К. Лоррена, сценах народных празднеств у фламанских художников (Д. Тенирса Младшего и П.П. Рубенса). В голландской живописи оно ощутимо в итальянских пейзажах Н. Берхема, в картинах Я.А. Баккера и К. Кастелейнса.
В живописи французского рококо пастораль трансформировалась в жанр «галантных празднеств» («f ̂etes galantes»), представляющий изысканное общество на природе: картины А. Ватто, Ж.Б. Патера, Н. Ланкре, Ф. Буше, Ж.О. Фрагонара и другие; иллюстрации к пасторальной литературе А. и Ш. А. Куапелей; также фарфоровые статуэтки пастушков Майсенской (И.И. Кендлер) и Севрской (Э. М. Фальконе) мануфактур.
Пасторальные мотивы в той или иной форме (иногда в ироническом переосмыслении) присутствуют во многих стилях и направлениях искусства XIX-XX веков, от сентиментализма и романтизма до наших дней.
Пасторальная (буколическая) тема раскрывается и в садово-парковой архитектуре конца XVIII века («Деревня» Марии-Антуанетты в Версальском парке (1783-1786 годы, архитектор Р. Мик, художник Ю. Робер), Берёзовый домик в Гатчине (1780-е годы), «Молочня» императрицы Марии Фёдоровны в Павловском парке (1782 год, по проекту Ч. Камерона)).
Пастораль
Понятие пастораль имеет несколько значений:
История
Пасторалью называли с давних времен жанр в живописи, музыке или театре, который имитировал и показывал жизнь простого сельского народа. Первые пасторали возникли в 14-15 веках и являются предшественниками классической оперы. Пастораль в музыкальном театре существовала вплоть до 18-19 веков. Пасторальные оперы были написаны: К. В. Глюком, В. А. Моцартом, Ж. Б. Люлли, Ж. Ф. Рамо.
Пастораль, как жанр приводного театра возник в Италии в 16 веке и распространился на всю Западную Европу. Пастораль представляла собой тогда маленькую пьесу, которая часто вводилась в развлекательную программу для придворных празднеств. В таких пьесах изображалась жизнь пастухов и пастушек, которые были наделены манерами и лексикой аристократии.
Пастораль соответствовала гармоничному ренессансному мироощущению и можно сказать разрушала театральное искусство, преобразовывала спектакль в «живые картины». Несмотря на это пасторальный жанр сыграл большую роль в истории и теории мирового театра.
В XVII—XVIII веках широко распространилась мода на пасторальные сюжеты и постановы в театрах, которые были интересны в придворно-аристократических кругах. Большое количество пасторальных сюжетов стало основой для старинных опер.
Пасторальные темы были поводом к созданию программной инструментальной музыке у многих композиторов. Серию пасторальных картин представляет программа цикла из четырёх оркестровых концертов «Времена года» А. Вивальди. Л. Бетховен назвал свою 6-ю симфонию «пасторальной». Каждая часть симфонии имеет своё собственное название: «Пробуждение радостных чувств при прибытии в деревню», «Сцена у ручья»,- «Веселое сборище крестьян», «Гроза. Буря», «Пение пастухов. Радостные, благодарные чувства после грозы».
В начале ХХ века М. Равель с помощью сюжета пасторального романа Лонга создал балет «Дафнис и Хлоя», сюиты из которого звучат в симфонических концертах.
Живопись эпохи рококо и неоклассицизма
Одним из ярких представителей пасторального жанра был французский живописец Франсуа Буше. Творчество его многократно, он писал картины не только в пасторальном, но и в мифологическом, аллегорическом, библейском сюжетах, изображал парижскую жизнь и деревенские ярмарки, пейзажи, портреты создавал декорации для парижских театров и спектаклей, которые так любила устраивать маркиза Жанна Антуанетта де Помпадур — фаворитка французского короля Людовика XV.