Что такое патентный знак
Запатентовать название и логотип
Регистрировать название и логотип нужно, чтобы им не могли воспользоваться конкуренты и чтобы избежать исков. Кроме страховки от судебных разбирательств есть и чисто экономические причины — например, если вы хотите продавать франшизу и выставить свои товары на маркетплейсе. Рассказываем, что можно и нельзя запатентовать и прикладываем пошаговую инструкцию.
Какими бывают товарные знаки
И название, и логотип с точки зрения законодательства — товарные знаки. В России организация, которая выдает свидетельства на товарные знаки, называется Роспатент. Законодательство разграничивает понятия «регистрация» и «выдача патента», применяя к товарным знакам именно понятие «регистрация». Следовательно, по закону товарные знаки регистрируют, однако в обиходе допустимо использовать и термин «запатентовать».
Товарные знаки бывают нескольких видов, из них самые распространенные — словесные, изобразительные и комбинированные. К словесным товарным знакам относятся, собственно, названия, к изобразительным — логотипы, а к комбинированным — их сочетания.
С точки зрения Роспатента, название — это словесное коммерческое обозначение, любое сочетание букв и шрифта. Под это определение попадают названия компаний, внесенные в ЕГРЮЛ, фантазийные имена, названия литературных произведений и даже личные бренды индивидуальных предпринимателей.
Логотип — любая изобразительная или комбинированная композиция. Это может быть дизайн упаковки, векторная иллюстрация и так далее.
Требования к названиям и логотипам
Патентование названия и логотипа возможно только после его проверки на охраноспособность. При рассмотрении заявки Роспатент выясняет, соответствует ли обозначение определенным требованиям, и если нет — отказывает в регистрации. Полный перечень оснований для отказа есть в ст. 1483 ГК РФ. Вот семь основных требований, по которым обозначение:
1. Должно быть уникальным.
Название и логотип должны обладать различительной способностью, не походить до степени смешения на уже зарегистрированные по «своим» классам МКТУ.
Например, есть конкуренты с зарегистрированным товарным знаком Luxe Coach — магазин дизайнерских диванов (20 класс МКТУ).
Откажут в регистрации:
Luxe Coach: студия кухонной мебели (тоже 20 класс МКТУ). Мебель и диваны — однородные товары.
Luxe Coach: фабрика по производству специальной мебели для лабораторий (9 класс МКТУ). Диваны и мебель для лабораторий — разнородные товары.
2. Не должно содержать госсимволику.
В регистрации откажут, если элементы логотипа включают, копируют или подражают официальной символике, наименованиям, отличительным знакам. Например, запатентовать логотип с флагом, гербом или знаком валюты не получится.
3. Не должно включать географические названия.
Географическое название в наименовании товара или услуги будет основанием для отказа, если оно может ввести потребителя в заблуждение относительно места происхождения товара или места оказания услуги.
Например, Роспатент отказал в регистрации товарного знака NEAPOL одному российскому ИП, поскольку его компания не имела никакого отношения к итальянскому городу. С другой стороны, успешно прошел регистрацию знак «Донская кухня», потому что компания, владеющая им, действительно происходила из Ростовской области.
4. Должно соответствовать моральным и этическим нормам.
Роспатент откажет в регистрации, если обозначение оскорбляет группы граждан или вызывает негативные ассоциации. Не получится запатентовать название, содержащее нецензурную лексику, или логотип с оскорбительным образом.
Например, Роспатент отказал в регистрации товарного знака «Йошкин кот», поскольку данное выражение напоминает «Ёшкин кот», относящееся к бранной лексике.
5. Не должно включать аббревиатуры.
Аббревиатуры не должны быть доминирующими в товарном знаке, то же касается абстракций — геометрических фигур или общепринятых графических обозначений.
6. Должно быть осмысленным и содержательным.
Роспатент откажет в регистрации, если обозначение будет слишком расплывчатым или, наоборот, содержать общеупотребительные элементы для обозначения конкретных товаров и услуг.
7. Не должно описывать характеристики товара или услуги.
Не получится запатентовать название и логотип, которые описывают качество товара или услуги, назначение, способ производства или сбыта и так далее. Например, «Молоко» для производства молочной продукции или «Хлебная лавка» для пекарни.
Проверка на уникальность
Решая, уникально название и логотип или нет, Роспатент проверяет их на сходство с уже зарегистрированными знаками и ранее поданными заявками. Проверка довольно объемна: специалисты сличают с другими наименованиями не только написание названия, но и звучание и даже внешний визуальный образ.
При этом эксперты Роспатента учитывают, к какому классу МКТУ относится поданное на регистрацию наименование. МКТУ — это Международная классификация товаров и услуг. В нее входят 45 классов, к 36-ти из них относятся различные категории товаров, к 9-ти — услуги. Товарный знак, зарегистрированный для одного класса МКТУ, не нарушает права одноименного обозначения в другом классе.
Но есть нюанс. Во-первых, порой при подаче заявки в Роспатент сложно верно определить, к какому классу относится товар, потому что подробных характеристик или примеров продукции в описании классов нет. Во-вторых, существует такое понятие, как «корреспондирующие классы» — это классы, в которые входят «однородные» товары. Например, к 1-му классу МКТУ относят «замазки для трещин в деревьях», а к 17-му классу — «замазки», и они являются корреспондирующими.
Но от правильного выбора классов МКТУ при подаче заявки в Роспатент напрямую зависит не только сумма госпошлин (чем больше классов указано, тем она выше), но и результат проверки названия на уникальность.
Проверить, удастся ли запатентовать название, можно самостоятельно еще до подачи заявки в Роспатент. Для этого существует несколько бесплатных сервисов. Часть из них работают и с логотипами.
1. Открытый реестр Роспатента — основная база данных, которой пользуются остальные сервисы. Чтобы проверить название, нужно ввести его в строку поиска, и сайт выдаст все похожие наименования на кириллице и латинице. Однако к заполнению предлагается большое количество граф, что может сбить с толку нового пользователя. Поиск выдает много результатов, чтобы его сузить — можно выставить фильтры по классам МКТУ. Но поиск ограничен: он не выдает информацию о заявках, которые еще находятся на рассмотрении. В этом есть определенный риск — схожее с вашим наименование могут успеть зарегистрировать раньше.
2. Сервис WIPO предназначен для поиска схожих названий по всему миру. У него англоязычный интерфейс. Количество российских знаков в базе существенно ограничено: есть только те, которые выведены на международный уровень.
3. Сервис Linkmark.ru позволяет проверить не только названия, но и изобразительные товарные знаки, предварительно оценить, получится ли запатентовать логотип. Для такого поиска нужно описать изображение словами, что может быть затруднительно. Проверка по графическим элементам платная, как и проверка наименования на схожесть с теми, что еще не прошли регистрацию.
4. Сервис Legal-support.ru проводит проверку как по зарегистрированным знакам, так и по заявкам в РФ. Сервис не предоставляет возможность проверить графические элементы, но показывает вероятность регистрации названия.
5. Сервис msp-patent.ru представляет собой базу для проверки наименований, но не делает поиск по заявкам, которые еще находятся на рассмотрении в Роспатенте. Искать можно только названия.
Все эти сервисы полезны для проверки уникальности знака, но на охраноспособность название и логотип не проверит ни один сервис. Например, если поиск по названию «ABBA» не выдал никаких совпадений, это не означает, что знак можно зарегистрировать. Просто он не является охраноспособным, то есть не соответствует требованиям ГК.
Уникальность — это безусловный плюс, но еще не гарантия регистрации. Необходимо убедиться, что ваше наименование не противоречит законодательству. С этим помогают патентные поверенные.
Кто такие патентные поверенные?
Это специалисты, которые оказывают юридическую помощь с проверкой и регистрацией в области патентного права, в том числе защищают интересы клиента в суде.
Поверенные различаются по объектам патентования, они могут заниматься товарными знаками, изобретениями и полезными моделями, промышленными образцами, программами (ЭВМ, БД, ТИМС).
Проверить квалификацию ПП можно в реестре на сайте Роспатента.
Логотип и название не прошли проверку. Что делать?
Если предварительная проверка по какой-то из систем поиска показала, что ваше наименование схоже с чужим и не является охраноспособным, можно принять следующие меры:
1. Доработать логотип или название с учетом замечаний Роспатента.
2. Подобрать подходящие классы МКТУ.
3. Аннулировать знак, который препятствует получению патента на имя из-за неиспользования. Правовую охрану можно отменить, если знак не используют три года подряд (ст. 1486 ГК РФ).
4. Получить письмо-согласие на регистрацию от владельца схожего товарного знака.
5. Доказать, что ваш знак стал узнаваемым задолго до регистрации.
Доработка логотипа часто может решить проблему. Например, можно сделать одну из букв нечитаемой, заменить кириллицу латинскими символами или графическим элементом.
В практике «Гардиума» был интересный случай: нужно было убедить Роспатент, что клиент, Городская клиническая больница им. С. П. Боткина, может зарегистрировать обозначение «Боткинская больница, 1910» в качестве товарного знака. Наименование было неохраноспособным: прямо указывало на видовое назначение предприятия. Обычно это — абсолютное основание для отказа в патенте на наименование.
Для регистрации такого знака нужно было доказать, что обозначение уже известно потребителям и ассоциируется непосредственно с деятельностью организации. Юристы провели большую работу, предоставив в Роспатент доказательства интенсивного и многолетнего, с 1910 года, использования учреждением наименования. Роспатент одобрил регистрацию товарного знака «Боткинская больница, 1910».
Обязательно ли регистрировать название и логотип?
Патентование названия и логотипа — необязательная процедура, но это самый надежный способ защиты своего бизнеса. Получение патента на имя означает, что только его обладатель может использовать название и логотип в своей деятельности на законных основаниях. Использование аналогичных и схожих с зарегистрированными средств индивидуализации, в том числе в доменных именах, является нарушением патентных прав. Правообладатель может потребовать с нарушителя не только крупную компенсацию, но и отнять через суд доменное имя и запретить любые упоминания бренда-нарушителя.
Кроме того, есть некоторые законодательные и рыночные процессы, которые требуют обязательного наличия патента на наименование:
Как получить патент на название и логотип. Пошаговая инструкция
Заявки на патентование принимает Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС). ФИПС базируется в Москве, но у него есть региональные отделения — в Санкт-Петербурге и Новосибирске. Заявку можно отправить по почте, факсу, через сайт Роспатента или лично через представителя по доверенности.
На регистрацию товарного знака потребуется около полутора лет (или даже больше), независимо от того, что именно вы хотите запатентовать — логотип, название сайта, фирмы и так далее. Сделать нужно будет следующее:
1. Проверить знак на уникальность.
2. Обратиться к патентному поверенному или в патентное бюро по необходимости.
3. Сформировать заявку в Роспатент, оплатить госпошлину за ее регистрацию и формальную проверку.
4. Получить решение по итогам формальной проверки, если потребуется — доработать знак или заявку.
5. Оплатить пошлину за экспертизу.
6. Дождаться или добиться положительного решения о регистрации знака.
7. Оплатить пошлину за регистрацию и выдачу свидетельства.
8. Получить свидетельство о регистрации товарного знака на руки.
Убедиться в уникальности и охраноспособности названия и логотипа нужно до подачи заявки в Роспатент. Если вы сразу минимизируете риски, проверите ваше обозначение, проработаете слабые стороны вашей будущей заявки, то избежите серьезных финансовых и временных потерь.
Как получить патент на товарный знак?
Как получить патент на товарный знак?
Что такое товарный знак?
Товарный знак – это юридическое правильное название для того, что обычно называют «брендом» или «логотипом». Это обозначение, которое компании и предприниматели используют в своей ежедневной коммерческой деятельности и на которое направлены их маркетинговые и рекламные усилия. Это может быть слово, словосочетание, изображение, комбинация из слов и картинок. Это даже может быть оригинальная объемная форма товара или запоминающаяся мелодия. Главное, чтобы этот товарный знак помогал потребителю точно ассоциировать конкретные товары и услуги с источником их происхождения, то есть с определенной компанией на рынке.
Зачем получать патент на товарный знак?
Товарные знаки в Российской Федерации необходимо регистрировать. Вы, конечно, можете использовать Ваш бренд и без регистрации, но с этим связаны определенные риски. Так, Вы сможете получить претензию от владельца похожей торговой марки, который считает, что Вы нарушаете его права. И Вам, в свою очередь, будет сложно предъявлять претензии какому-то третьему лицу, которое недобросовестно использует Ваш логотип, если этот логотип на регистрирован в качестве товарного знака на Ваше имя. Поэтому мы всегда рекомендуем получать официальную правовую охрану на Ваш знак. По итогам регистрации Вы получите свидетельство (который в обычной практике иногда называют патентом на товарный знак).
Можно ли получить один патент на несколько товарных знаков?
К сожалению, нет. Патент на товарные знаки получить невозможно. Для каждого обозначения нужно подавать отдельную заявку в российское ведомство (Роспатент), вести отдельное делопроизводство, получать отдельное свидетельство.
Как происходит регистрация?
Патентование товарного знака – относительно сложная, затратная и долгая процедура. Однако, эти расходы и траты оправданы, если Вы уже вложили достаточное количество времени и сил в разработку и продвижение своего бренда и активно маркируете им свои товары или услуги на рынке.
Для того, чтобы получить патент на торговую марку, нужно подать заявку на патентование в Роспатент. Вы можете это сделать самостоятельно (см. статью «Как зарегистрировать товарный знак самостоятельно?») или воспользоваться услугами компаний, специализирующихся на регистрации и защите объектов интеллектуальной собственности (например, услугами нашей компании). В штате таких патентных бюро работают патентные поверенные по товарным знакам – аккредитованные государством специалисты, обладающие достаточным опытом и сдавшие специальный экзамен, которые имеют право на ведение дел по регистрации брендов для своих доверителей.
Со стоимостью услуг нашей компании по регистрации товарного знака Вы можете ознакомиться на данной странице. Сумма будет зависеть от вида знака и количества классов МКТУ, для которых Вы намерены патентовать Ваш бренд. Пошлины за регистрацию патентов также зависят от того перечня товаров и услуг, который Вы решите включить в заявку. Первая пошлина (от 10500 рублей (при электронном делопроизводстве)) платится во время подачи заявки (или сразу после): это пошлина за подачу заявки и проведение экспертизы. Вторая пошлина (от 12600 руб. – но только если заявка подана электронно) платится в самом конце патентования, и только в том случае, если вынесено решение о регистрации, то есть товарный знак одобрен экспертизой.
Заявка на регистрацию проходит два основных этапа: формальную экспертизу и экспертизу по существу. В ходе формальной экспертизы ведомство проверяет правильность составления и оформления заявочной документации, комплектность заявки, наличие доверенности, оттисков знака и т.п., а также оплату пошлины. В ходе экспертизы по существу Роспатент проверяет, действительно ли заявитель может запатентовать свой товарный знак на свое имя, нет ли для этого каких-либо препятствий (не является ли знак общепринятым и широко используемым термином, обладает ли он так называемой «различительной способностью», не похож ли он на товарные знаки или заявки иных правообладателей или заявителей с более ранним приоритетом и др.)
Средний срок регистрации – 10-12 месяцев. Однако, есть и официальная процедура ускорения, которая позволяет запатентовать торговую марку за 2 месяца с даты подачи заявки. Обращаем Ваше внимание, что такое официальное ускорение никак не влияет на суть самого решения ведомства. По итогам Вы можете получить как решение о регистрации, так и уведомление (предварительный отказ).
Что нужно, чтобы запатентовать товарный знак?
Чтобы подать заявку на регистрацию Вашего знака, патентному поверенному нужны будут от Вас следующие данные:
• Изображение самого товарного знака – в хорошем качестве и читаемом формате (как правило, это JPEG, PDF, PNG). Мы рекомендуем Вам ответственно подойти к выбору финального обозначения, поскольку именно по нему будет проводиться экспертиза, именно оно будет зарегистрировано и в дальнейшем будет охраняться. Вносить какие-либо изменения в знак после его регистрации практически невозможно. Вместе с тем, использовать знак в видоизмененном исполнении, в различных модификациях – значит использовать его не так, как он был зарегистрирован. Это рискованно, поскольку любое третье лицо может подать в суд иск о досрочном прекращении правовой охраны Вашего товарного знака на этих основаниях.
• Перечень товаров и услуг, для которых необходима регистрация. Заявка на товарный знак подается для конкретного списка позиций, для которых Вы свой знак уже используете или планируете использовать в течение ближайших лет. Все товары и услуги делятся на классы (помочь с классификацией Вам сможет опытный патентный поверенный). Если Вы пока сомневаетесь и не можете точно обозначить весь спектр своих интересов, мы всегда рекомендуем включать в заявку более широкий перечень (и в дальнейшем по необходимости его ограничивать). Убрать товары или услуги из заявки или свидетельства – всегда можно. Добавить – нельзя, придется подавать новую заявку.
• Информация о будущем правообладателе. В заявку нужно включить основную информацию о компании или индивидуальном предпринимателе, который в дальнейшем получит патент и будет правообладателем (помните, что на имя физического лица без статуса индивидуального предпринимателя зарегистрировать знак в России нельзя). В обязательном порядке в заявке указываются: полное наименование компании/Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, адрес регистрации, ОГРН/ОГРНИП, ИНН/КПП.
Наша компания имеет большой и успешный опыт патентования товарных знаков. Мы будем рады сотрудничеству с Вами и приложим все усилия для регистрации Вашей торговой марки. Оставьте нам свои контакты, и мы свяжемся с Вами в ближайшее время и ответим на все интересующие Вас вопросы по получению патента на Ваш бренд!
Как зарегистрировать товарный знак
И зачем это нужно
В прошлый раз мы выбирали надежное название для бизнеса. Теперь попробуем его зарегистрировать как товарный знак.
Товарный знак нужен не всегда. Если открыть ларек с ремонтом обуви, проще всего назвать его «Ремонт обуви» и ничего не выдумывать. Но если хочется выделиться среди конкурентов или открыть сеть ларьков, то без товарного знака не обойтись. Придется придумывать оригинальное название и регистрировать его в Роспатенте.
Зарегистрировать товарный знак бывает непросто, зато от него много пользы.
Зачем нужен товарный знак
Право использовать название. Если вы придумаете оригинальное название и зарегистрируете товарный знак, то станете его единственным правообладателем.
Если кто-то рискнет использовать ваше название без разрешения, вы сможете взыскать с него компенсацию, заставить уничтожить контрафакт и убрать все упоминания вашего названия. Размер компенсации — от 10 тысяч до 5 миллионов рублей. Конкретную сумму в каждом случае определяет суд: пять миллионов бывает редко, а несколько сотен тысяч — сплошь и рядом.
максимальная компенсация за нарушение права на товарный знак по ст. 1515 ГК РФ
И еще: если у вас есть товарный знак, вы точно не нарушаете чужие права.
Маркировка. Только владелец товарного знака имеет право использовать маркировку ®. Она говорит о том, что товарный знак зарегистрирован и его владелец готов преследовать нарушителей по закону. Использовать маркировку без товарного знака нельзя: ответственность вплоть до уголовной. Пока что по этой статье к наказанию никого не приговорили, но она есть.
Если очень хочется использовать маркировку без товарного знака, ставьте ™ — trademark. В России она никак не регулируется, поэтому использовать ее может кто угодно и как угодно.
Таможня. Товарный знак можно внести в реестр Федеральной таможенной службы. Тогда для провоза маркированного товара через границу нужно будет ваше разрешение, иначе таможенники его развернут.
Весной 2017 «Сяоми» внесла свой товарный знак в таможенный реестр и таможня перестала пропускать посылки с техникой «Сяоми» без разрешения компании. Пострадали многие интернет-магазины, которые возили товар без ведома российской дочки «Сяоми». Зато компания защитила себя от параллельного импорта.
Уставный капитал. Если оценить товарный знак и поставить его на баланс, он станет нематериальным активом компании. Компания подорожает, и это поможет привлечь новых партнеров и инвесторов. А еще под залог оцененного товарного знака можно взять кредит: в случае чего банк его продаст и вернет свои деньги.
Обычно знак оценивают в 5—10% валового дохода от продаж под этим знаком. Скажем, если компания «Канареечка» продает шляпы из птиц на 20 миллионов в год, то сам знак «Канареечка» оценят в 1—2 миллиона рублей.
Франшиза. По закону без товарного знака нельзя заключать франшизный договор — на юридическом языке его называют договором коммерческой концессии. Суть договора в том, что продавец франшизы продает покупателю право пользоваться своим товарным знаком. Но если он его не зарегистрировал, то у него самого нет этого права, продавать нечего.
Если продать франшизу без регистрации знака, сделку признают недействительной, а продавца заставят вернуть покупателю деньги с процентами. Например, в одном из дел ИП отсудил у ООО два с половиной миллиона рублей, которые заплатил за франшизу, и еще шестьсот тысяч сверху за незаконное пользование чужими деньгами.
И это еще повезло: теоретически покупателю франшизы никто не мешает зарегистрировать товарный знак на себя и заставить продавца через суд провести ребрендинг.
Иногда франшизу удается отстоять, но это долго и дорого. У компании из Новосибирска получилось, но пришлось два года ходить по судам: первая инстанция, апелляция, кассация, Верховный суд, пересмотр дела в суде первой инстанции, снова апелляция, кассация и Верховный суд — теперь уже по инициативе ответчика.
Продавать франшизу без товарного знака — безумная отвага. К сожалению, это останавливает не всех. Иногда доходит до крайностей, когда компания продает право на чужой товарный знак. В этом случае вся сеть работает под угрозой судебных компенсаций и ребрендинга. Иск могут предъявить и франчайзеру, и каждому франчайзи по отдельности.
Когда мои клиенты хотят купить франшизу, я советую первым делом проверить товарный знак. Если продавец безответственно относится к своим правам, возможно, к бизнесу он относится так же.
Например, с интернет-магазина одежды «Ламода» потребовали 5 миллионов рублей за нарушение прав на обувной товарный знак Highlander. Магазин не согласился и год ходил по судам. Ему повезло: он сумел доказать, что правообладатель знака сам никогда не выпускал обувь, и суд уменьшил компенсацию до 50 тысяч. Если бы не это, взыскали бы гораздо, гораздо больше.
Теперь «Ламода» проверяет знак каждого контрагента.
Как зарегистрировать товарный знак
Регистрация товарного знака состоит из пяти шагов:
Требования к заявке на товарный знак. Шаблоны заявок — в приложении к требованиям
Весь процесс обычно занимает 8—10 месяцев. Но для права на знак важен не момент получения свидетельства, а момент подачи заявки. В этот день за вами закрепляется право приоритета — после этого никто не сможет зарегистрировать такой же или похожий знак. Дальнейшее делопроизводство — дело техники.
Единственный способ ускорить процесс — заказать платный поиск по базе Роспатента за 94 400 рублей. Отчет об официальном поиске сократит регистрацию с десяти месяцев до трех. Других вариантов ускорить регистрацию нет, даже по большому знакомству. Все заявки распределяются между экспертами автоматической системой, взять чью-то заявку вне очереди невозможно.
Зато процесс легко можно замедлить. Например, если запутаться в классах, товарах и запросах экспертов.
Сложности при регистрации знака
Формально зарегистрировать товарный знак можно самому. Но патентные поверенные по товарным знакам существуют не просто так: на практике постоянно возникают проблемы, которые без опыта решить сложно.
Поиск сходных товарных знаков. Когда эксперты говорят об отличии одних знаков от других, они оперируют понятиями «сходство до степени смешения» и «различительная способность». Это оценочные критерии, они не описаны в законах. Вы можете решить, что ваш знак не похож на другие, а эксперт будет думать иначе и откажет в регистрации. Кроме того, разные эксперты по-разному оценивают сходство знаков, поэтому это еще и дело случая.
Лексико-семантический идентификатор наименований товаров и услугXLSX, 736 КБ
Представьте, что вы открыли компанию по доставке еды и зарегистрировали ее название на 43-й класс — кафе. Вы вложились в рекламу, заработали хорошую репутацию, стали узнаваемым. А потом пришел хитрый конкурент и зарегистрировал ваше название на 29, 30 и 35-й классы: еда и розничная торговля. Теперь он может работать в том же бизнесе и зарабатывать деньги на вашей узнаваемости, а засудить его будет очень сложно или вообще не получится: формально-то классы разные.
Товары и услуги. Классы определяют товары и услуги, на которые регистрируется знак. Но одних классов мало: под одним номером могут жить товары, которые никак не связаны друг с другом, например холодильники и ядерные реакторы. И это не шутка, это класс МКТУ № 11. А какие-то товары, например аксессуары для одежды, могут быть размазаны на пять разных классов.
Как и классы, товары после подачи заявки добавить не получится — придется регистрировать новый знак. Поэтому в заявке их надо расписывать широко и подробно.
Все товары и услуги тоже перечислены в «Лексинту». Но их список постоянно обновляют: уточняют старые, добавляют новые. А в товарный знак новую услугу не вписать. Поэтому в заявке обязательно нужны собирательные понятия: одежда, обувь, розничная торговля, организация спортивных и культурно-просветительных мероприятий.
Скажем, если магазин «Топ хипстерс шмот» зарегистрирует торговлю джоггерами, чокерами и мантиями, а потом появится новый вид штанов — подвороткинсы, то знак уже формально не будет их защищать. Для этого нужен товарный знак в том числе на «одежду».
Но одних собирательных названий мало: если какой-то товар выйдет за их пределы, знак уже не будет его защищать. Поэтому все товары и услуги лучше расписать еще и по отдельности. Вот как выглядит список услуг для школы единоборств, при виде которого эксперт Роспатента пустит слезу умиления:
Если вы точно знаете, что никогда не станете проводить конференции, их можно и убрать. Но если не уверены, то лучше подстраховаться: кто знает, что станет со школой через пять лет.
Так же подробно стоит расписать и все остальное, чем может заниматься школа: к примеру выпускать спортивные товары и одежду под своей маркой или рекламировать тренеров. Отдельно будет про спортивные шлемы: в МКТУ они живут не со спорттоварами, а с научными приборами, космическими спутниками и пипетками. В хороших заявках списки товаров и услуг занимают по 5—10 страниц.
Сформировать квитанцию на оплату можно на сайте Роспатента. Прикладывать ее к заявлению не обязательно, но желательно — так проверяющий быстрее найдет ваш платеж.
Предварительный отказ. Когда вы подадите заявку и уплатите пошлину, документы попадут к экспертам. Дальше возможны три варианта:
Предварительным отказом юристы называют документ, который на самом деле называется так: «Уведомление о результатах проверки соответствия заявленного обозначения требованиям законодательства». В нем эксперт объясняет, что ему не нравится в вашей заявке и почему он хочет ее отклонить: например он считает ваш знак слишком похожим на чужой.
Чтобы знак все-таки зарегистрировали, нужно ответить на все вопросы эксперта, а иногда и доказать свою правоту. Шанс на правильный ответ только один. Если эксперта устроят ваши объяснения, заявку одобрят. Если нет — отклонят.
Обычно предварительный отказ — это несколько страниц очень юридического текста: я встречал отказы и по 10 страниц. Выглядят такие отказы пугающе, но на самом деле длинный и обстоятельный отказ — хороший признак. Эксперт приводит много аргументов, и с какими-то из них наверняка получится поспорить.
Хуже, когда отказ короткий и безапелляционный: эксперт уверен, что название плохое, и не хочет, чтобы с ним спорили. В таких отказах зацепиться практически не за что, поэтому приходится самому раскрывать позицию эксперта, а потом ее оспаривать.
Но даже короткие отказы не безнадежны. Как-то ко мне обратилась компания со знаком «Добрый вкус»: их местный юрист подал заявку, но получил отказ и не придумал, что ответить эксперту. Ответ получился в три раза длиннее отказа, но дело того стоило: знак зарегистрировали.
Как выбрать юриста по товарным знакам
Когда название — это выдуманное вами слово, которое точно ни на что не похоже, товарный знак можно попробовать зарегистрировать самому. В этом случае риск отказа минимальный — достаточно правильно заполнить все документы.
А когда есть шанс, что эксперт посчитает название не очень оригинальным, имеет смысл позвать юриста по товарным знакам и доверить регистрацию ему. Чем раньше юрист подключится к работе, тем лучше: это стоит делать еще при выборе названия, чтобы он помог отсеять сомнительные варианты.
Поиск юриста я советую начинать с рекламной выдачи поисковиков по запросу «юрист по товарным знакам» или просто «регистрация товарного знака». По моему опыту, другие варианты хуже. Например, в топах органической выдачи и юридических рейтингов живут старые и крупные юрфирмы с дикими ценами или какие-то непонятные агрегаторы устаревших статей. А если искать по знакомым, то легко нарваться на неопытного юриста, которому повезло зарегистрировать один-два простых знака и не факт, что повезет снова.
Чтобы убедиться, что портфолио настоящее, вбейте номера нескольких свидетельств в официальный реестр товарных знаков Роспатента. Юриста или его организацию надо искать в адресе для переписки: это значит, что он напрямую получал все письма из Роспатента и вел делопроизводство от начала до конца.
Для примера проверим двух юристов. Открываем портфолио первого юриста и находим свидетельство на какой-нибудь товарный знак:
Другой пример. В портфолио компании, которая регистрирует товарные знаки, живет логотип «Трансформатора»:
Конечно, я не знаю, что там случилось на самом деле. Но для человека со стороны все это выглядит странно. Представьте, что я подал заявку на регистрацию товарного знака «Эминем», потом ее отозвал — и после этого добавил логотип музыканта себе на сайт, как если бы я с ним работал. Для меня подать заявку — дело одного дня, а какой клиент!
Запомните: в портфолио — только свидетельства, никаких логотипов. В базе Роспатента — зарегистрированный знак с адресом юриста.
Сколько стоит регистрация знака с юристом
В 2018 году профильные юристы по товарным знакам просят 30—40 тысяч рублей за всю регистрацию: это проверка названия, подача заявки и ведение делопроизводства. Пошлина уплачивается отдельно.
в среднем стоят услуги юриста по регистрации товарного знака
Если юрист просит меньше 25 тысяч рублей, здесь что-то не так. Может быть, он раньше этим не занимался и не понимает, сколько впереди работы. А может быть, в предложение не входит какой-то этап работы.
Конечно, бывают сложные ситуации, когда даже опытный юрист не возьмется предсказать сроки и стоимость регистрации. Но это скорее исключение из правил. Обычно все подробности обсуждаются перед заключением договора.
Что спросить у юриста по товарным знакам
Гарантия на регистрацию знака
Как правило, хорошие юристы не гарантируют результат, потому что слишком многое зависит не от них. С товарными знаками случай особый: после проверки названия опытный юрист уже знает, зарегистрируют его или нет.
Конечно, исключения бывают, и где-то в 5% случаев ошибается даже опытный юрист. А еще бывает, что Роспатент выдает странноватые решения. Но в целом отвечать за свою оценку деньгами можно. Юрист не гарантирует результат, но гарантирует, что вернет деньги в случае неудачи.
Ответственные юристы по товарным знакам прямо прописывают гарантию в договоре. Но гарантии тоже бывают разные.
В этом примере нет сроков, поэтому возвращать деньги могут по сто рублей в месяц. Но это не главная проблема. Чтобы вернуть деньги, придется доказать вину исполнителя, то есть юриста. А вины-то и нет: ведь решение принимает эксперт Роспатента. Чтобы клиент получил возврат по такой гарантии, юрист должен допустить какие-то очевидные ошибки, например пропустить срок ответа на запрос эксперта.
Если гарантии нет или она слабая, это еще не значит, что юрист обманщик. Например, есть старые юрфирмы, которые работают с постоянными клиентами и не стараются привлекать новых. Цены у них в два — три раза выше рынка, и гарантию они не дают. Так уж заведено.
Но может быть и так, что у юриста мало опыта или он понимает, что зарегистрировать знак будет сложно. Рисковать своими деньгами он боится, а о сложностях молчит, чтобы не спугнуть клиента. Поэтому финансовая гарантия результата — это все-таки лучшее подтверждение надежности юриста.
Если хороший юрист не находится
Работать удобнее с юристом, который живет где-то рядом: к нему можно всегда прийти в офис и спросить совета. Но это совсем не обязательно.
В 2018 году удаленная работа не проблема: электронный документооборот, почта и мессенджеры позволяют юристу зарегистрировать знак из любого города. А оригиналы документов можно прислать курьером. Поэтому, если в вашем городе не нашлось профильного юриста с гарантией по нормальной цене и с честным портфолио, поищите в других. Возможно, там удастся найти юриста, который все сделает дешевле.
На чем сэкономить при регистрации знака
Зарегистрировать один комбинированный знак вместо графического и словесного. Если у вас есть название и логотип, их можно подать на регистрацию в одной заявке. Комбинированный товарный знак будет защищать их и вместе и по отдельности. Так вы сэкономите 50—60 тысяч на услугах и пошлинах.
Противники комбинированных знаков считают, что они хуже защищают права на интеллектуальную собственность. Скажем, если конкурент позаимствует только название, а логотип нарисует свой, то суд может не признать нарушения. Но судебная практика пока не устоялась, поэтому на практике все зависит от обстоятельств дела и мнения судьи. По моему мнению, если юрист уговаривает зарегистрировать два знака, но вы не понимаете, зачем вам это нужно, то лучше сэкономить.
Зарегистрировать один знак с одним вариантом написания. Если вы используете название на латинице и кириллице, юрист может предложить зарегистрировать по знаку для каждого варианта написания.
Как и в ситуации с графикой и названием, по большому счету это имеет смысл только перед выходом на биржу. Сходство между знаками определяется в том числе по звучанию и смыслу, поэтому один знак защитит название ничуть не хуже, чем два. А бывает, что сходство находят даже в переводе. Например, салон «Маникюр в 4 руки» из начала статьи наказали за сходство со знаком 4hands.
Подать заявку в электронном виде. Так пошлина будет на 30% ниже: 22—23 тысячи вместо 35.
Попросить о скидке. Больное место юристов — клиенты, которые постоянно уходят «на подумать». Причины называют разные: нет времени, директор в отпуске, бухгалтер в командировке. Даже если все срастается, подписание договора затягивается на две — три недели.
Если пообещать сегодня же подписать договор в обмен на скидку, вполне можно выгадать 3—4 тысячи рублей. Юрист понимает, что за сэкономленное время он заработает больше.
Убраться самому или позвать уборщицу?
Что дальше
Если вы зарегистрировали товарный знак, наказание за его использование вам уже не грозит. Но сам себя знак не защитит. Если конкурент вздумает заработать на вашей известности, правду придется искать в суде.
В следующий раз разберемся, как использовать товарный знак для защиты своих прав — и что делать, если знака все-таки еще нет, а претензия от правообладателя уже пришла.