Что такое патина на серебре
Патина и серебро
Образование патины на поверхности серебряного изделия это естественный процесс старения серебра. Серебро, покрытое патиной, имеет свое очарование, и выглядит как невеста с одетой на нее фатой.
Что такое патина на серебре?
Патина на серебряных монетах может быть различных цветов и оттенков.
С точки зрения химика патина на серебре это окисление, на поверхности серебра представленное в виде налета и подобна ржавчине на железе. Патина на изделиях из серебра может быть естественной и искусственно созданной. Она может быть различных цветов и оттенков: серого, темного, коричневого, желтого, зеленого, малинового, бирюзового и черного. Например, изделия из серебра покрытые патиной черного цвета, вероятно, контактировали со следами серы в составе сероводорода или с аминокислотами, содержащими серу, образующуюся при разложении органических веществ.
Патина на серебре это хорошо или плохо?
Патина, образующаяся естественным путем на серебряных изделиях это результат длительного старения серебра, но старения в хороших условиях. Правильно наложенная патина на изделия из серебра придает им особое очарование, а само покрытие косвенно подчеркивает их подлинность и уникальность. Красиво наложенная патина на изделия из серебра свидетельствует о том, что изделие хранилось правильно и бережно. Опытные нумизматы, которые хорошо знают толк в серебре, считают, что патина на изделиях из серебра это накопленный жизненный опыт изделия и его душа.
Следует ли, боятся патины на изделиях из серебра?
Было замечено, что опытные коллекционеры старинного серебра больше ценят налет эпох, чем новички-нумизматы, предпочитающие блеск серебра. Некоторые коллекционеры боятся изделий, покрытых патиной. Изделия из серебра со временем все равно окисляются и покрываются патиной различных цветовых и оттенков. Эта одна из прекрасных особенностей изделий из серебра отличающая их от современных изделий. Необходимо начинающим коллекционерам или просто любителям серебра просто научится оценивать достоинство этих изделий и любить их.
Какая патина на серебре лучше?
Старое серебро с патиной и необычными проставленными клеймами на изделиях отличными от современных клейм, ценится значительно дороже, чем сверкающее современное ярко-белое серебро. Не всякая патина может быть красивой, если она ложится на изделие из серебра неровными пятнами или полосами, то такие изделия из серебра считаются пострадавшими от внешней среды.
Правильная и естественная патина это есть результат длительного окисления изделия из серебра, которое протекает очень долгое время, под действием различных химических веществ, присутствующих в небольшом количестве в атмосферном воздухе. Как правило, таким химическим соединением является сероводород.
Патина, которая выглядит непривлекательно, как правило, есть результат контакта серебряных изделий с химическими соединениями той среды обитания, в которой они пребывали. Натуральная патина предохраняет серебро от дальнейшего окисления и разрушения. После того как патина равномерно ложится на поверхность серебра, дальнейшее окисление прекращается.
Оксидированное серебро
Сегодня часто применяют метод оксидирования серебра, то есть нанесение на его поверхность тонкой оксидной пленки, после чего серебро тускнеет. Такое оксидированное серебро внешне напоминает вид старинного серебра. Оно долговечно и имеет коррозийную стойкость. Оксидированное серебро как разновидность серебра представляет собой новый стиль в искусстве. Ювелиры покрывают серебро оксидной пленкой, чтобы разнообразить однообразные изделия из серебра. Внешне такое серебро выглядит привлекательным и может быть отличным подарком для родных и близких людей.
Окисление чистого серебра
Чистое серебро это металл, который по своей природе малоактивен. Он очень трудно взаимодействует с кислородом. Для того чтобы кислород растворился в серебре необходимы определенные условия. Для того чтобы в серебре растворить кислород его нужно сильно нагреть или расплавить. В обычных условиях чистое серебро практически не растворяет в себе кислород, содержащийся в атмосферном воздухе.
Окисление сплавов серебра
Сплавы серебра содержащие, как правило, медь окисляются значительно быстрее, чем чистое серебро. Поэтому часто можно видеть, как низкопробное серебро покрыто разноцветной патиной, которая внешне может выглядеть очень привлекательной. Чем больше содержание в сплаве серебра меди, тем интенсивней идет процесс окисления. Окисление серебра это процесс разрушения металла, но при равномерном его окислении, когда идет образование патины, оно защищает его от старения и прекращает дальнейший процесс коррозии.
Патина: что это, и может ли она быть на драгоценных металлах?
«Благородство всем нравится, особенно если сопровождается скромностью»
Драгоценные металлы благородны по природе, но еще более благородными, и это больше касается серебра, они становятся с легким «налетом старины», который таким ювелирным изделиям обеспечивает патина.
Да, при слове патина на металле мы представляем памятник, возведенный гению человеческого таланта, проявленного в той или иной сфере жизни. Как правило, это благородная патина на бронзе. Представляем мы и изумрудно-рыжую патину на медных и латунных изделиях. Но и благородные металлы патина не обходит стороной.
Природа патины
Наличие слоя патины на металле не сказывается на характеристиках изделия и не разрушает его. Больше того, этот благородный «налет», благодаря переходам цвета, подчеркивает красоту узоров и фактур.
Виды патины
Естественная патина бывает благородной и дикой. В первом случае, она имеет плотную структуру и защищает металл от коррозии, вторая – по структуре рыхлая и защитных свойств металлу не добавляет, поэтому от такой патины избавляются.
Также патина бывает пулевая (цвет изменяется от периферии к центру), радужная (множественная смена цветов), переливчатая (сверкающая, оттенки ее варьируются в зависимости от угла обзора).
Патина на серебре
Серебряная патина образуется из-за содержания сероводорода в воздухе или окружающих металл предметов, в результате чего на поверхности серебряного украшения образуется тонкий слой сульфида серебра, и цвет патины изменяется от переливчатых оттенков желтого, зеленовато-голубого до черного. Взаимодействует серебро и с хлоридами, но в таком случае патина непривлекательная – с серыми и черными пятнами, выступающими над поверхностью металла.
Как правило, серебро покрывается патиной из-за содержащейся в серебряном сплаве меди. На таких серебряных сплавах может появляться налет зеленоватого оттенка.
Золотая патина
Естественная и искусственная патины на серебре
Правильная, естественная патина – длительный процесс, протекающий под действием различных химических веществ, присутствующих в небольшом количестве в атмосферном воздухе. Натуральная патина защищает серебро от дальнейшего окисления, а значит, и разрушения. Как только слой патины равномерно лег на поверхность, естественное патинирование прекращается.
Но патину наносят и искусственным путем – не нужно ждать десятки лет, чтобы дать своему украшения «налета старины», нужно просто это украшение прооксидировать.
Оксидированное серебро
Да, оксидированное серебро – это, по сути, серебро со слоем патины, которая формируется в специализированных химических растворах, в которые погружают изделие на непродолжительное время. И, как правило, после проведения операции оксидирования, серебряная поверхность приобретает красивый, глубокий, темно-серый цвет. Оксидная пленка, нанесённая на серебро искусственным способом, защищает его от дальнейшего потускнения и делает благородное серебро еще благороднее. Так сказать, благородность в квадрате…
Патина на драгоценном металле – это и его защита, и его декорирование. Конечно, эти металлы прекрасны и в классических модификациях, но с патинированием они выгодно оттеняются, становятся более объемными и контрастными, подстраиваясь своим внешним видом под наш гардероб и стиль жизни.
Доступные способы самостоятельного наведения патины на монеты после чистки
Теория патинирования
Доступность наведения патины
Неподготовленному коллекционеру кажется, что для наведения патины надо быть чуть ли не средневековым алхимиком или работать в крупной химической лаборатории. Это не так! Большинство видов патины наводится простыми способами с использованием доступных ингредиентов. Несмотря на то, что патинирование монет является нанесением дополнительного слоя, придающего поверхности экземпляра красивый цвет, дефекты монеты наведённая патина не скроет. Тёмные пятна, рытвины, забоины, подтёки и прочее останутся на месте, только поменяют окраску. По мнению бывалых коллекционеров искусственная патина к цене монеты ничего не добавит. Но патина, наведённая опытными руками, ничем не отличается от естественной, а монета приобретает весьма привлекательный вид в глазах потенциальных покупателей. Процессы наведения патины для разных металлов имеют кардинальные отличия. Проще говоря, универсального метода не существует. Посмотрим на некоторые.
Патинирование медных монет
Способов наведения патины на медь великое множество. Очень популярен метод с использованием марганца и медного купороса. Если есть лишь стандартная упаковка (3 грамма) марганца, то берут 10 граммов медного купороса на пол-литра воды. Если марганец брать в количестве пяти граммов, медного купороса понадобится уже 20 грамм на литр. Раствор нагреваем до 90 градусов. При достижении нужной температуры помещаем в раствор монеты. Следует контролировать температуру, подогревая раствор и периодически переворачивая монеты. Итог: устойчивая к смыванию ярко-коричневая патина. Обратите внимание на ядовитость купороса и примите меры, положенные при работе с отравляющими веществами.
Фиксажем (гипосульфитом натрия) наводят патину на чистые и обезжиренные монеты. В растворе выдерживаем монеты от 10 секунд до полминуты. Извлечённые монеты протираются тряпочкой. Когда монета высохнет, патинирование придаст ей цвет бронзы. Простейшим способом является и нагревание монеты в пламени конфорки газовой плиты, когда подопытный экземпляр становится светло-коричневым. Омеднение тоже является несложным вариантом, хоть и менее популярным. Патинирование монет серной мазью тоже не является сложным способом. Работы необходимо проводить в воде. Натёртая мазью монета получает патину тёмно-коричневого или сероватого цвета. Для осветления после сорокаминутной паузы монета сначала полируется салфеткой, а потом промывается намыленной щёткой. Эксперты не рекомендуют серную мазь, но для экспериментов с простыми способами она вполне подходит.
Патинирование серебряных монет
Серебро советуют патинировать аммиаком (обыкновенный пузырёк нашатырного спирта). На полчаса монета кладётся в морозилку. Фиксируя подопытный экземпляр пинцетом за гурт, удерживаем его от минуты до трёх над открытым пузырьком. Как только монета приобретёт желанный серый цвет. Затем промываем монету в воде и сушим. Для тех, кто не хочет возиться с аммиаком, подойдёт простое куриное яйцо, сваренное вкрутую. Оно разрезается на части и накрывается стеклянной банкой вместе с монетой, поставленной на ребро. Патинирование монет этим способом идёт быстро: изменение цвета видно на глаз. Однако, если цвет вас не устроит, смыть наведённую патину будет непросто.
Когда всё происходит само собой
Если наводить патину на бронзовые монеты, то можно воспользоваться способами, подходящими для серебра. Но существует способ патинирования монет из бронзы естественным путём. Для этого бронзовые монеты должны постоянно пребывать на солнечном освещении. Солнце помогает получить красивую и ровную патину на бронзе за полтора-два года. Конечно, экспресс-методом такой способ не назвать, но и полвека тоже ждать не надо. Возвращаясь к меди, вспомним советы держать очищенные монеты в банке со спичками. Результаты неоднозначны, но на недорогих экземплярах экспериментировать можно. В домашних условиях пробуют патинирование деревом. Определённые породы дерева выделяют танины, способствующие получению «кабинетной» патины.
Патина на монетах: что это и откуда берется
Как только не называют патину в мире нумизматики — и душой старинной монеты, и старой ржавчиной, испортившей ее внешний вид и «съевшей» такие милые сердцу коллекционера рельефы. Что такое патина на монетах, откуда она берется, можно ли ее удалить и нужно ли это делать? Почему на одних монетах появляется благородная патина, а на других ни разу не благородная ржавчина? Для тех, кто только постигает азы нумизматики, все эти знания будут нелишними, чтобы правильно оценить попавшую в руки монету и ее подлинность, и исключить соблазн сделать что-либо такое, что может превратить ценный раритет в кружочек ничего не стоящего старого металла.
Что такое патина?
Слово «патина» имеет итальянское происхождение, в котором имеет обобщенное значение: образование налета, окисной пленки на любой поверхности из любого материала под воздействием факторов окружающей среды. Появиться она может на чем угодно, даже на камне. По сути, это то же самое, что ржавчина, которой подвержено железо, вся разница лишь в химической структуре, которая обусловлена химическим составом самого предмета (в данном случае, металла). Если ржавчина появляется на железе, то патина образуется на меди, серебре и других цветных металлах.
Патина на монетах — это хорошо или плохо?
Однозначно ответить на вопрос нельзя. С одной стороны, присутствие оксидной пленки подтверждает подлинность монеты, ее возраст, и даже придает определенный шарм и переводит в категорию антиквариата. С другой, разрушает ее поверхность и портит внешний вид. В итоге патина может как ощутимо поднять стоимость отдельного экземпляра, так и обесценить его. Отсюда вывод: патина хороша лишь до определенного предела, пока не начался процесс явного разрушения поверхности монетного диска и утраты рельефов его рисунка.
«Кабинетная» патина
Полной защиты от окисления металлической поверхности не дает даже правильное хранение. Однако разница в конечном результате может быть ощутимой. Если монета хранится в герметично закрытой капсуле, максимально ограничивающей доступ воздуха и выполненной из неагрессивного материала, пленка окисла будет ложиться на ее поверхность медленно и аккуратно. Это именно та патина, которую называют благородной. В некоторых случаях специалисты называют ее кабинетной.
Слово «кабинет» в данном контексте означает не помещение, а специальные шкафчики из лакированного дерева с выдвижными ящичками, выстланными бархатом — так называемые мюнцкабинеты, используемые нумизматами прошлых столетий. Бархат и дерево по большому счету не несли функций качественного хранения, а служили более для эффектной подачи коллекции. Налет при таком хранении получался красивый, но достаточно толстый. Отсюда впоследствии образовался термин «кабинетный износ», применяемый к экземплярам, которые не были в регулярном обращении, но хранились не самым качественным образом.
Окисление металла
Данный термин применим к случаям, когда экземпляр долгое время находился в земле, просто на воздухе, во влажном месте или в иной крайне агрессивной среде. Образовавшаяся патина при таком хранении получается грубой, толстой и некрасивой. Более того, она уже представляет собой не тонкую пленку налета, а въедается в сам металл, становится неотделимой частью монеты. Если ее очистить от патины, но она не будет гладкой и ровной, в ней будут видны выемки и могут стать неразличимыми рельефы. В самых запущенных случаях металл кристаллизуется полностью, т.е. фактически исчезает, и монетный диск представляет собой одну сплошную патину.
За патину иногда принимается забившаяся в пазы рельефа грязь. Отличить их можно по площади покрытия. Настоящий возрастной налет всегда задевает и часть гладкого поля, а грязь скапливается в складках рисунка.
Виды патины в зависимости от сплава
Разные металлы окисляются по-разному, а значит, отличается тип и цвет появившегося возрастного налета. Это обусловливается не только параметрами и сроками хранения, но и составом сплава, включая все его примеси. К примеру, если в составе имеется даже крохотная доля железа, патина будет иметь характерный рыжий отлив. Именно примеси становятся причиной появления окислительной пленки на монетах из драгметаллов.
Патина на серебряных монетах обычно обусловлена примесью меди, а золотые денежные диски вообще не имели бы следов окислов без наличия примесей, поскольку для чекана обычно используется золото высшей пробы, а оно практически не подвержено окислению. Однако на золотых экземплярах нередко можно наблюдать точки или незначительные разводы более темного цвета (вплоть до коричневого), что выдает присутствие меди.
Первым признаком появления патины на серебряных монетах является легкий желтый налет, затем он приобретает малиновый цвет, переходит в сине-зеленый и, наконец, становится темно-серым или практически черным.
Патина на медных монетах
Лидером по образованию оксидной пленки является медь. У оксида меди цвет близок к черному, иногда может быть более светлым коричневым. Всем известный зеленый цвет возрастной меди образуют ее сульфиды и сульфаты. Если на поверхности появляются рыхлые наплывы с зеленоватым оттенком, значит, мы имеем дело с хлоридом меди, который ведет себя хуже всего и в короткие сроки разрушает металл, оставляя глубокие следы после ее очистки («бронзовая болезнь»).
Кроме того, с наплывами приходится иметь дело, если монета состарена искусственно. И, наконец, еще один вид патины на медных монетах, которую называют «малахитовой». Выглядит она благородно и красиво, имеет изумительный сине-зеленый цвет и представляет собой тончайший кристаллический слой.
Современные металлические деньги
Что касается современных образцов, за основу которых взята нержавеющая сталь или медно-никелевое соединение, то окисляется их поверхность медленно и слабо, цвет налета варьируется от серого до медно-золотистого. Алюминиевые диски теряют блеск и приобретают невзрачный сероватый налет. Очень быстро портятся монеты из латуни, начиная темнеть или теряя цвет и становясь почти белыми уже спустя несколько месяцев. Качественное хранение может в определенных случаях замедлить этот процесс. Если на латунный сплав воздействовать химикатами, он приобретает красный оттенок.
Еще один вид современных монет — сталь с гальванопокрытием из цветных металлов. Малейшее повреждение покрытия, практически незаметное глазу, вызывает бурный процесс окисления, в результате которого вся нанесенная пленка вспучивается, а металл под ней ржавеет. Очень сомнительно, что такие монеты смогут когда-нибудь обрести благородный вид в старости.
Классификация патины старинных монет
Различный вид окисной пленки зависит не единственно от состава сплава, но и от условий, в которых находилась старинная монета и некоторых других субъективных факторов. В нумизматике существует следующая их классификация.
Пулевая патина
Представляет собой изысканно-благородный налет, образующийся в условиях бережного содержания. Имеется характерный переход от практически незаметных изменений до более темного цвета в направлении от центра к гурту монеты. Иногда темные участки расположены не по внешней окружности, а в отдельных местах монетного поля. Такое старение считается красивым и увеличивает стоимость старинной монеты.
Радужная патина
В этом случае налет более неоднороден по цвету, переходы не имеют точной локализации, но являются плавными и не имеют резких границ оттенков. Причиной такого неравномерного старения является неоднородность состава из-за некачественного перемешивания сплава. Это не является недостатком, а наоборот, указывает на подлинность монеты, выпущенной в условиях, далеких от идеальных. Лет 200 назад технологии еще не позволяли получать идеально однородный металл.
Переливчатая патина
Так называют однородный налет, меняющий окраску в зависимости от угла зрения.
Кладовая патина
Как понятно из названия, речь идет об окислении поверхности монет, долгое время пролежавших в закрытой емкости в земле, т. е. не имевших с ней непосредственного контакта. Однако внешняя среда при таком хранении все равно слишком агрессивна для качественной сохранности клада. Внешне представляет собой толстый слой коричневого цвета, который въелся в металл. После удаления такого налета на его поверхности остаются каверны. Если монеты выполнены из серебра, то говорят о «роговом серебре», имеющем вид выпуклостей из-за контакта с почвенными хлоридами.
Песчаная патина
Образуется исключительно на медных образцах, которые хранились в песке. Внешне выглядит как ровный бежево-желтый налет.
Искусственная патина
Высокая ценность старинных монет часто служит причиной искусственного наведения возрастных признаков. Не всегда это делается с целью неправедного обогащения. Например, искусственное старение используют при создании официальных копий или после чистки, результатом которой стал неестественный для металла цвет или неприличный для возраста монеты блеск. Помимо этого, патину наводят с целью визуального сокрытия некоторых физических дефектов в результате регулярного хождения или неправильного хранения. В любом случае искусственную «старость» при определенном навыке легко отличить от естественной, как бы красиво не выглядел результат. Способов его получения существует несколько.
Подкрашивание
По шкале профессионализма наведения искусственной патины этот способ стоит на самой низшей ступени и применим лишь при массовом производстве дешевых копий. Первым очевидным признаком подделки является блеск, которого в подлинном случае быть не должно, толстый слой налета и его резкий перепад в местах, где переход к центру должен быть очень плавным. Однако обмануть совершенно несведущих людей можно и такими подделками.
Обжиг
Для придания монетному диску старого вида его нагревают на открытом огне любого типа — газовая горелка, паяльная лампа, костер и т. д. Еще одна недальновидная методика, поскольку отличие слишком очевидно.
Химические способы
Они могут быть разными, но сводятся к имитации условий, провоцирующих ускоренный процесс старения. Выдумкам затейников нет числа, приведем лишь несколько примеров:
«Народное творчество»
Про него можно сказать то же самое, что и про химические опыты, с той разницей, что в ход идут естественные агрессивные среды без применения активных веществ. Это всевозможные сочетания температурных воздействий, влажного воздуха, воды и даже продуктов питания (в качестве примера можно привести запекание монеты в картофелине). Иногда удается получить неплохие результаты, впрочем, хорошо отличимые от подлинников специалистами. Но без должного навыка чаще всего итогом оказывается безнадежно испорченная монета.
Как определить, что патина наведена искусственно:
Искусственно состаренная монета не прибавляет в цене, нумизматы утверждают даже то, что истинный коллекционер чувствует «душу монеты», ее благородные седины. Такое заявление одинаково сложно как доказать, так и опровергнуть, поэтому можно говорить только о физически очевидных параметрах. Единственным допустимым исключением искусственных процессов можно считать метод ускоренного окисления в естественной среде, но на это все равно уходят долгие годы.
- Что такое страны с переходной экономикой примеры
- Что такое брак кластер