Что такое патриотический пафос
Патриотический пафос былин, отражение в них нравственных идеалов народа?
Лови. И лайк пожалуйста. ЧТобы баллы были и вот тебе ответ В образах героев былин, в их мужественном поведении народ воспевал патриотические подвиги, самоотверженную борьбу за родную землю, беззаветную храбрость и удаль народную, сочувствие угнетенным, ясный ум, стойкий характер, прямоту и неподкупность – лучшие черты русского характера.
Нравственные идеалы русского народа: прославление, мирного труда, мастерство, трудолюбие, физическая сила, чувство собственного достоинства, доброта и честь. В былине “Илья Муромец и Соловей-разбойник”
Богатырь и богатырство обладают силой влекущего жизненного примера. Тесно переплетая события реальной жизни, обогащая их фантастическим вымыслом, былина прославляет необыкновенных людей – богатырей и величественные события русской истории. Богатырь – человек патриот, носитель традиций и чаяний своего народа.
Не случайно Патриотизм, любовь к Родине, как малой, где ты родился, так и к стране в целом, красной
Патриотизм всегда связывается с определенными качествами личности: храбростью, отвагой, доблестью, а также честью и достоинством, даже в отношениях с противником. Былинные герои: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и др. борются с различными чудищами, врагами – захватчиками за свободу и счастье своего народа, за независимость Родины. В каждой былине есть цель, ради которой богатырь совершил подвиг не ради награды.
Положительный конец былины, ясный, точный и понятный убеждает в силе богатырей и в благородстве их подвигов. Именно в этом заключена патриотичность былин. Героические подвиги легендарных богатырей воспитывают готовность защищать Родину.
Related posts:
Пафос: что это такое простыми словами с примерами
Когда мы слышим слово «пафос», в голове возникает образ певца, упоённого любовью к собственному голосу, или великосветской инстаграм-красавицы с надменным взглядом.
Что объединяет две непохожие друг на друга картинки?
Определение
Слово «пафос» происходит от греческого «πάθος» («воодушевление, страсть, страдание»).
Пафос – это внутренний импульс высказывания или действия, идея или настроение, катализирующие жизненно важные процессы. В ежедневном обиходе у слова «пафос» есть два оттенка значения: нейтральный и негативный. Обычно пафосом называют состояние эмоционального подъёма. Но бывает и лишний пафос, когда люди размахивают руками и закатывают глаза. Такая мнимая выразительность воспринимается как манерность, притворство.
Каких людей называют пафосными
Людей, склонных к демонстративному поведению, смешанному с высокомерием и агрессией, называют пафосными.
Определить их можно с помощью:
Однако бытовое поведение имеет мало общего с пафосом как явлением искусства.
Из истории термина
Первым о пафосе как научном термине заговорил Аристотель в «Риторике». Античный учёный предлагал использовать пафос в качестве сценического приёма. Во время исполнения трагедии актёр, сохраняя внутреннее хладнокровие, голосом, жестами и мимикой должен был изобразить высшую степень напряжения.
Другой теоретик искусства, Георг Гегель, говорил о том, что для рождения идеи и искренней веры в неё необходим целый ряд обстоятельств общественной, культурной, политической жизни и связывал пафос литературных произведений с окружающей действительностью.
Например, для того, чтобы понять пафос поэмы «Илиада», необходимо перенестись воображением в крито-микенскую эпоху, понять законы, обычаи, обряды древней Трои, изучить историю античности, познакомиться с её мифологией и культурой.
Что такое пафос в литературе
В литературе пафосом называют эмоциональный посыл, который автор вкладывает в произведение. В лирике настроение рассказчика выражается прямо, в драме – с помощью ремарок, в эпических произведениях – через авторский текст, философские или лирические отступления. Об отношении автора к изображаемым явлениям рассказывают художественные детали (время, пространство, речь и облик героев, их имена).
При анализе текста важно не смешивать понятия «цель» и «пафос».
Запомните:
К примеру, цель поэмы «Мёртвые души» – «показать, хоть бы и с одного боку, всю Русь» (так формулировал свои задачи сам Гоголь). А вот пафос произведения можно назвать и сатирическим, и профетическим (то есть пророческим).
Писатель во всех подробностях изображает русских помещиков, тщательно детализирует человеческие пороки, не утаивая даже самой малой малости, как будто приносит покаяние за весь народ. Вместе с тем он надеется, что «мёртвая» Россия уступит место Руси «живой», видит русское пространство духовной родиной грядущего человечества. Можно сказать, что разрыв между настоящим и будущим составляет конфликт произведения, и мы не почувствовали бы его остроту, если бы пафос поэмы не был выражен достаточно ясно.
Как пафос отражается в языке
Обнаружить пафос повествования помогают средства языка:
Виды пафоса
Теперь прочувствуем пафосность момента на конкретных примерах. Назовём некоторые виды пафоса:
Сентиментальный. Автор занимается воспитанием чувств читателя, желая вызвать сострадание, слёзы и не жалея при этом душещипательных сцен. (Кармазин «Бедная Лиза»).
Романтический. Герой горд своей принадлежностью к миру идей и сознательно разрывает связи с пошлой действительностью. Он подчёркнуто и благородно одинок. (Байрон «Паломничество Чайльд-Гарольда», Лермонтов «Герой нашего времени»).
Драматический. Сюжет построен на «острых углах», все напряжены до предела. Один из героев приносит себя в жертву, но катастрофа всё равно неизбежна. (Достоевский, семья Мармеладовых в романе «Преступление и наказание»).
Трагический. Конфликт, лежащий в основе сюжета, неразрешим. Выбирая между долгом и чувством, родиной или чужбиной, любовью и ненавистью, герой погибает нравственно или физически (Шекспир «Ромео и Джульетта», Островский «Бесприданница», Толстой «Анна Каренина»).
Героический. Цель героя – спасти мир. В него как бы «встроена» программа защиты слабых и угнетённых, стремление «примирить всех со всеми». При этом спасение может быть как физическим, так и духовным. (Геракл, Илья Муромец, Робин Гуд, Алёша Карамазов).
Сатирический. Очистительный смех сквозь горькие злые слёзы должен принести облегчение обществу. Как не знающий жалости доктор, автор вскрывает тайные язвы жизни. (Салтыков-Щедрин «Господа Головлёвы»).
Гуманистический. Несмотря на испытания и трудности, герой верит в торжество добра. Он высоко несёт свет своего сердца, даже когда понимает, что одинок в служении истине. (Тургенев «Накануне», Горький «Данко»).
Как правило, в художественном произведении присутствует сразу несколько видов пафоса.
Как избежать излишнего пафоса во время выступлений
Чтобы речь воодушевила слушателей и при этом не оттолкнула излишней пафосностью, пользуйтесь подсказками:
Надеемся, теперь вам понятно, что пафос – это огонь яркого чувства, горящий в человеке. Он придаёт речи, произведениям, поступкам силу и убедительность. Но те, кто пытается зажечь этот огонь на горелке честолюбия и высокомерия, рискуют создать смешное, искусственное, никого не греющее пламя.
Пафос произведения о защите родины
Описание презентации по отдельным слайдам:
Пафос произведения о защите родины. Художественное мастерство описания в повести Знать: содержание понятия деталь произведения. Уметь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев
В XVI в. украинские казаки построили за днепровскими порогами военное укрепление – Сечь – для защиты рубежей страны от польских, турецких и татарских (из Крыма) набегов. Сечь добровольно возложила на себя задачу охраны западных и южных границ. Многие запорожцы отдали свои жизни, защищая Родину и православную веру. О жизни Запорожской (за порогами) Сечи, о борьбе казаков, об их героической смерти во имя жизни Родины, во имя ее свободы и рассказал Гоголь в повести «Тарас Бульба».
Портрет Бульбы – Какую характеристику автор дает Бульбе? (Тарас был… во славу христианства».) (I ч.) – В чем смысл его жизни? (Смысл жизни в борьбе за независимость родины. И все, что было у него дорогого, он отдает, не колеблясь, общему делу.) – Как отнеслась к решению мужа мать? («…Она не могла удержаться от слез…».) (I ч.) Задание: зачитать – «Одна бедная мать…». – Какова судьба жены, женщины того времени? (I ч.. «В самом деле … глядела…) – На что надеялась? («Бульба, проснувшись, отсрочит…»)
Внешность Остапа и Андрия. Остап Андрий Основные качества Безупречный боец, надежный друг. Чувственный к красоте и имеет тонкий вкус. Характер Каменный. Утонченный, гибкий. Черты Характера Молчаливый, рассудительный, спокойный, отважный, прямодушный, верный, мужественный. Смелый, отважный. Отношение к традициям Следует традициям. Перенимает идеалы от старших беспрекословно. Хочет бороться за свое, а не за традиции.
Нравственность Никогда не колеблется при выборе долгом и чувствами. Чувства к полячке затмили всё и он начал сражаться за врага. Взгляд на мир Мир прост и суров. Интерес к «чужому» (иностранному) Не интересуется политикой, мнением «чужих». Чуткий по отношение к «иному». Эпоха Героическая, примитивная эпоха. Утонченная цивилизация и культура. Войны и разбои заменены торговлей и политикой. Отношение в семье Подражает отцу. Мамина радость. Место обучения Киевская Бурса. Учёба Не любил учиться, часто убегал. После того как получил наказание от отца, стал одним из лучших учеников. Андриюлегко даются знания без особого напряжения.
Домашнее задание Сообщение: «Запорожская Сечь», «Тарас Бульба»
Патриотический пафос повести Н. В. Гоголя “Тарас Бульба”
Думаете, есть что-нибудь на свете, чего бы
Побоялся казак?
Н. В. Гоголь
Не находя в окружающей его действительности положительных характеров, способных стать образцами для подражания, Гоголь обратился к прошлому, к XVI – XVII векам. Почти девять лет он писал свою историческую повесть “Тарас Бульба”, которая вышла в 1842 году.
Это произведение отразило эпоху героической борьбы украинского народа за свое национальное освобождение. Центром освободительного движения стала Запорожская Сечь, организация вольнолюбивого украинского
В повести представлена широкая картина народного движения, показаны два враждебных лагеря: украинский народ и польская шляхта. Произведение прославляет Запорожскую Сечь, ее дух товарищества, воспевает стремления запорожцев к воле и свободе, их преданность отечеству. Следуя исторической правде, Гоголь показывает, что именно из Запорожской Сечи выходили мужественные храбрецы, “гордые и крепкие, как львы!”
Сам представитель старинного казацкого рода Гоголей-Яновских, писатель показал народ как великую силу, впервые в мировой
Гоголь не скрыл ни грубости нравов, ни “свирепства” запорожцев, объясняя это тем, что время было жестоким, “когда человек вел еще кровавую жизнь одних воинских подвигов и закалялся в ней душою, не чуя человечества”.
Тарас ведет жизнь, полную опасностей. Он ходит в боевые походы и против турков, и против ляхов. Он беспощадно карает польских магнатов за угнетение украинского народа: “А Тарас гулял по всей Польше со своим полком… Много избил он всякой шляхты, разграбил богатейшие и лучшие замки”.
В повести показано, как в огне народной борьбы разгорается могучее чувство любви к родине.
Действие “Тараса Бульбы” происходит до 1654 года, то есть до времени Богдана Хмельницкого, но в повести отчетливо проступает идея единения украинского и русского народа. Заслуги и возраст уже давно позволяют Тарасу уйти на отдых. Но пока рубежи родины в опасности, а руки могут держать саблю, он считает себя мобилизованным.
Повесть “Тарас Бульба” – историческая народно-героическая эпопея. В судьбах ее главных героев показана история народа. Мы по праву считаем Тараса Бульбу народным героем, потому что он сражался за независимость своей родины и жил одной мечтой: “Пусть же цветет Русская земля!”
Related posts:
Вопрос 3. Классицизм в русской литературе: его корни и своеобразие. Патриотический и просветительский пафос литературы
Рассматриваются вопросы: 1. Общая характеристика литературы XVIII в. России. 2. Признаки европейского классицизма. 3. Характерные особенности русского классицизма. 4. Этапы развития рус. лит. 18 века. 5. Этапы развития классицизма. 6. Представители русского классицизма в литературе.
Просмотр содержимого документа
«Вопрос 3. Классицизм в русской литературе: его корни и своеобразие. Патриотический и просветительский пафос литературы»
Классицизм в русской литературе: его корни и своеобразие. Патриотический и просветительский пафос литературы
Общая характеристика литературы XVIII в. России:
Очень быстрое развитие светской литературы как жанра.
Объединила опыт Европы и традиции Древней Руси (корни русского классицизма).
Существенные изменения в рус. лит. языке (приблизился к нашей современной речи).
Значительная роль преобразований Петра I.
Литература XVIII в. была подготовлена всей предшествующей историей русской литературы, ходом развития русского общества и русской культуры. Она связана с лучшими традициями древнерусской литературы (представление о важной роли литературы в жизни общества, патриотическая направленность ее). Реформаторская деятельность Петра I, обновление и европеизация России, широкое государственное строительство, превращение страны в сильную мировую державу при жестокости крепостнической системы — все это нашло отражение в литературе того времени.
Ведущим лит. течением XVIII в. стал классицизм.
Классицизм — общеевропейское явление. Своего расцвета классицизм достиг во Франции во второй половине XVII в. В произведениях писателей-классицистов нашли отражение идеи сильного независимого государства с абсолютной властью монарха. Поэтому основной конфликт в произведениях классицизма — конфликт между долгом и чувством. В центре этих произведений — человек, подчинивший личное общественному. Для него превыше всего долг гражданина, служение интересам родины, государства. Таким гражданином должен быть в первую очередь сам монарх. Классицисты считали высшим критерием истинного и прекрасного разум. Они полагали, что разум во все времена оставался неизменным, что типы и качества человеческого характера вечны.
Признаки европейского классицизма:
Схематическое изображение человеческих характеров: худ. образы внеисторичны и предельно обобщены: в характере героя выделялась и подчеркивалась какая-то одна ведущая черта (глупость, хитрость, благородство).
Сюжеты из античности: важные проблемы своей эпохи писатели-классицисты решали на примерах из далекого прошлого.
Культ разума: воспитание человека-гражданина, обращение в первую очередь к его разуму путем убеждения, осмеяния ложных мнений, при помощи положительных и отрицательных примеров.
Строгое деление на высокие и низкие жанры.
Идеал красоты — греческое искусство.
Строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм.
Три единства в драматических произведениях (места, времени, действия).
Положительные и отрицательные герои противопоставляются.
Утопизм, абсолютизация идей.
Искусство сознательно поставило задачу социального и нравственного воспитания сограждан (просветительский пафос литературы).
Герои четко делятся на положительных и отрицательных, ясно выражена авторская оценка. Каждый герой — носитель какой-нибудь черты (добродетели или порока), что отражается в «говорящих фамилиях» (Скотинин, Простаков, Милон, Правдин, Стародум у Фонвизина).
Для классицистических пьес характерна «система амплуа». Амплуа — стереотип характера, который переходит из пьесы в пьесу. Сюжет основан, как правило, на «любовном треугольнике»: героиня — герой-любовник — второй любовник. В конце классицистической комедии порок всегда наказан, а добродетель торжествует.
Принцип трех единств вытекает из требования подражания природе:
единство времени: действие развивается не более суток;
единство места, автор не должен переносить действие из одного места в другое;
единство действия, одна сюжетная линия, количество действующих лиц ограниченно (5—10), все действующие лица должны быть связаны с сюжетом, то есть нет побочных действий, персонажей.
Требования к классицистической композиции: в пьесе, как правило, 4 акта — в третьем кульминация, в четвертом развязка. Особенности экспозиции: пьесу открывают второстепенные персонажи, которые знакомят зрителя с гл. героями и рассказывают предысторию. Действие замедляется длинными монологами основных персонажей.
Четкое деление на высокие и низкие жанры.
Строгая иерархия жанров
ПОЛКОВОДЦЫ, МОНАРХИ. ОБЫЧНЫХ ЛЮДЕЙ.
Трагедия, ода, эпопея Комедия, сатира, басня.
Характерные особенности русского классицизма:
Сатирическая направленность – важное место занимают такие жанры, как сатира, басня, комедия, непосредственно обращенные к конкретным явлениям русской жизни.
Гражданственность, преобладание национально-исторической тематики над античной (трагедии А.П.Сумарокова, Я.Б. Княжнина).
Интерес к человеческой личности (у М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина).
Общий патриотический пафос русского классицизма.
Цель русских классицистов – прославление обновленной России, забота о ее пользе и процветании. Они верили, что с помощью просвещения можно воспитать не только идеального гражданина, но и идеального государя.
Этапы развития рус. лит. 18 века и классицизма:
I. Литература Петровского времени
Переходный характер, интенсивный процесс «обмирщения», формирование светской литературы (т. е. замены литературы религиозной литературой светской).
Становление новой литературы
Формирование классицизма. Расцвет жанра оды. Создание новой жанровой системы, углубленная разработка литературного языка.
В.К. Тредиаковский, М.В.Ломоносов
Дальнейшая эволюция классицизма. Расцвет сатиры. Появление предпосылок к зарождению сентиментализма.
IV. Последняя четверть века
Начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистических традиций.
А.Н. Радищев, И.А. Крылов
Русский классицизм прошёл в своём развитии 4 этапа.
1. Первый начинается в 1700 г. и продолжается до конца 20х годов. В основном он совпадает с царствованием Петра I. Его можно назвать предклассицистическим. Произведения этого периода отличаются большой жанровой и стилистической пестротой и во многом еще связаны с предшествующим периодом. Еще не был выработан ни общий творческий метод, ни стройная жанровая система, но в нем уже вызревают основные идеологические предпосылки русского классицизма: защита государственных интересов, прославление Петра I как «просвещенного» монарха. Значительно усиливается в этот период интерес к античной культуре, важной составной части новой художественной системы.
2. Следующий этап относится к 30-50-м годам XVIII в. Это время становления русского классицизма. Его основоположники — Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков — целиком принадлежат восемнадцатому веку. Они родились в Петровскую эпоху, с детства дышали ее воздухом и своим творчеством стремятся защитить и утвердить Петровские реформы в годы, наступившие после смерти Петра I. В литературе происходят радикальные преобразования. Создаются новые классицистические жанры, реформируются литературный язык и стихосложение, появляются теоретические трактаты, обосновывающие эти нововведения. Но пока это еще только первые шаги русского классицизма.
3. Третий этап связан с завершающими четырьмя десятилетиями XVIII в. В 60-70-е годы большую роль начинает играть просветительская идеология. Под ее влиянием русский классицизм поднимается на новую ступень своего идейного и художественного развития. Представителями второго поколения русского классицизма стали Фонвизин, Державин, Княжнин.
4. Заключительный этап. Время расцвета классицизма было вместе с тем и временем начала его трансформации, идёт усиление реалистических традиций (А. Н. Радищев). На той же просветительской основе параллельно классицизму в последнюю четверть XVIII в. складывается еще одно направление — сентиментализм. Оно зарождается в 60-е и достигает своего апогея в 90-е годы в творчестве Радищева и Карамзина.
Для русского классицизма также характерна строгая система жанров, рассудочность (обращение к разуму человека), условность художественных образов. признание решающей роли просвещенного монарха в установлении справедливого и процветающего общества.
Писатели верили в необходимость просвещенного монарха, но не находили его в действительности. Поэтому для русской литературы XVIII в. традиционными были произведения, служившие общественному воспитанию самодержцев. Писатели объясняли (в своих произведениях) царям их обязанности по отношению к подданным, напоминали, что монарх — такой же человек, как и его подданные, но только исполняющий величайший долг перед государством.
Основной конфликт XVIII в. в России — конфликт между помещиками и крепостными крестьянами. Ужесточение крепостного права стало основной причиной Крестьянской войны под руководством Е. И. Пугачева. С 60-х гг. XVIII в. крестьянская тема станет ведущей в русской литературе. Писатели-классицисты сочувственно относились к судьбе крепостных, осуждали жестокость и паразитизм помещиков. Они призывали к гуманному обращению с крепостными, подчеркивая внесословную ценность человека.
В отличие от европейского русский классицизм более тесно связан с народными традициями и устным народным творчеством. Он часто использует материал русской истории (а не античности, как европейский).
Идеал писателей-классицистов — гражданин и патриот, стремящийся трудиться на благо Отечества. Он должен стать активной творческой личностью, бороться с общественными пороками, со всеми проявлениями «злонравия и тирании». Такому человеку необходимо отказаться от стремления к личному счастью, подчинить свои чувства долгу.
Представители русского классицизма в литературе:
А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин,
А.П.Сумароков, Я.Б. Княжнин
М. В. Ломоносов (1711—1765)
«Ода на день восшествия на престол императрицы
Елисаветы Петровны, 1747 года»
В ноябре 1741г, через 15 лет после смерти Петра, гвардейцами Преображенского полка на престол была возведена дочь великого царя – Елизавета Петровна. С её именем связывали надежды на то, что она, как отец, продолжит создавать России славу – продолжит развивать науки, ремёсла, промышленность России. В это верил и Ломоносов.
Своеобразие оды. Восхваление императрицы Елизаветы Петровны в связи с шестилетием ее царствования для Ломоносова только повод высказать свои мысли, идеи, заботы общегосударственного значения.
Ломоносов расширил тематику оды — его оды восхваляют родную землю, ее богатства, прославляют науку и тех, кто с ее помощью умножает славу родины; воспевают мир как условие плодотворной деятельности просвещенного человека. Однако возвышенный, торжественный язык, ораторские интонации, обобщенные образы (неправедные, злые, невинные, бессильные, лукавые), гиперболизация («Злодействы землю потрясают, Неправда зыблёт небеса») — все эти лексико-стилистические и интонационные средства характерны для классицистической оды.
Так, «Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» написана «высоким штилем» и прославляет дочь Петра I, поэт заводит речь о ее отце, которого называет «человеком, каков не слыхан был от века». Петр I — идеал просвещенного монарха, который все силы отдает своему народу и государству. В оде Ломоносова дается образ России с ее необъятными просторами, огромными богатствами. Так возникает тема Родины и служения ей — ведущая в творчестве Ломоносова. С этой темой тесно связана тема науки, познания природы. Она завершается гимном науке, призывом к юношам дерзать во славу Российской земли. Таким образом, в «Оде 1747 года» нашли выражение просветительские идеалы поэта.
Вера в человеческий разум, стремление познать «тайны множества миров», дойти до сути явлений через «малый вещи знак» — это тема стихотворения «Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния».
Это величественное зрелище пробуждает пытливую мысль ученого. Ломоносов ставит вопрос о возможности жизни на других планетах, предлагает рад гипотез о физической природе северного сияния.
Для того чтобы принести стране пользу, нужно не только трудолюбие, но и просвещение, утверждает Ломоносов. Он пишет о «красоте и важности» учения, которое делает человека творцом, духовно активной личностью. «Сами свой разум употребляйте»,— призывает он в стихотворении «Послушайте, прошу. ».
Г.Р. Державин (1743— 1816)
На примере творчества Г. Р. Державина я хочу показать своеобразие русского классицизма (просветительский и патриотический пафос, критическую направленность, связь с современностью, интерес к фольклору).
В 1782 году Державин пишет оду «Фелица» — гимн просвещенному монарху, обращенный непосредственно к Екатерине II. Екатерина сразу оценила выгоды, которые сулила ей ода Державина, сатирически изображавшая вельмож и воспевшая Фелицу.
Он считал, что народ враждебен дворянству, угнетен, темен. Освободить его нельзя — тогда неизбежна гибель дворянского сословия. Только государь с помощью просвещения и справедливого исполнения законов может оградить дворян от народного восстания. Такова в общих чертах была политическая позиция Державина в споре двух направлений русской общественной мысли. Идеями просвещенного абсолютизма был прежде всего отмечен цикл од о Фелице.
Образ Фелицы отличается у Державина многоплановостью. Державин в «Фелице» создает не официальный, условный и отвлеченно-парадный образ «монарха», а рисует тепло и сердечно портрет реального человека – императрицы Екатерины Алексеевны, со свойственными ей как личности привычками, занятиями, бытом, он славит Екатерину, но похвала его не традиционна. В оде появляется образ автора (татарский мурза) – по сути он изображал не столько Екатерину, сколько свое отношение к ней, свое чувство восхищения ее личностью, свои надежды на нее как на просвещенную монархиню. Это личное отношение проявляется и к ее придворным: они не очень нравятся ему, он смеется над их пороками и слабостями – и в оду вторгается сатира.
Стихотворение «Властителям и судиям»
Тема назначения поэта в стихотворении «Памятник».
Державин о бессмертии поэта, а значит, и любого человека, если он оставляет людям свой труд, исполненный «истины» и «сердечной простоты».
КЛАССИЦИЗМ (от лат. classicus — образцовый), стиль и направление в литературе и искусстве 17 — нач. 19 вв., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу.
Классицизм XVIII века развивается под влиянием идей Просвещения. Целью творчества становится изменение мира в лучшую сторону, построение в соответствии с законами классицизма самого общества.
В России классицизм зародился в XVIII веке, после преобразований Петра I. Ломоносовым была проведена реформа русского стиха, разработана теория «трех штилей.
Образы в классицизме лишены индивидуальных черт, так как призваны в первую очередь запечатлевать устойчивые родовые, не переходящие со временем признаки, выступающие, как воплощение каких-либо социальных или духовных сил.
Классицизм в музыке Кристоф Глюк (простота, правда, естественность) Гайдн, Моцарта и Бетховен.