Что такое паттерны движения

Т р е н и н г о в ы й ц е н т р О л ь г и Л е в и н о й

Александр Гиршон. Паттерны развития движения
DEVELOPMENTAL MOVEMENT

Этот подход развит в нескольких школах, но наиболее подробно в Body Mind Centering Бонни Бейнбридж Коэн. В течение последних 5 месяцев я достаточно часто обращался к этому подходу и убедился, что он дает более полное и объемное ощущение образа тела. Здесь описывается то, что было наработано к настоящему моменту, включая часть практических упражнений.

Любую модель следует оценивать не по достоверности, потому что достоверность может быть лишь соответствием определенной картине мира, а по удобству, внутренней целостности и способности давать новый опыт, навыки и осмысление. Модель «онтогенез повторяет филогенез» соответствует этим требованиям.

Несколько абзацев от Б.Б. Коэн:

«Развитие не является линейным процессом, но скорее происходит волнами, перекрывающими друг друга; каждая стадия содержит элементы всех остальных стадий. Поскольку каждая предшествующая стадия поддерживает последующую, любой пропуск, искажение или незавершенность любой стадии развития может привести к проблемам с равновесием и движением, неравновесие развития систем тела, проблемам в восприятии, моторной памяти и творческом проявлении.

Движенческий материал развития включает первичные рефлексы, правильные реакции, рефлексы, связанные с поддержанием равновесия и Базовые Неврологические Паттерны. Все это автоматические двигательные реакции, лежащие в основе наших произвольных движений. Рефлексы, правильные реакции и рефлексы, связанные с поддержанием равновесия, являются базовыми элементами или алфавитом нашего движения».

Паттерны развития движения можно разделить на две группы:

Превертебральные паттерны развития движения:

Отпустите тело, наблюдайте какое-то время этот ритм сжатия и расширения внутри, на уровне ощущений.

В группе из 6 человек, по очереди 1 ложится на спину в открытую позицию. Остальные пятеро аккуратно и мягко берутся за 5 конечностей, включая голову. Первые 30-45 секунд эти пятеро просто уверенно держат эти пять конечностей, а затем начинают очень медленно перемещать их в разных направлениях с небольшой амплитудой. Через 2-3 минуты они прекращают движение, лежащий партнер начинает двигаться сам, поддерживая одновременное движение всеми пятью «лучами». Контакт рук с телом движущегося сохраняется.

Индивидуально, стоя, с закрытыми глазами, сосредотачивайте внимание на области вокруг рта. Наблюдайте небольшие напряжения, уже существующие в этой области. Начните исследовать медленные движения мышцами вокруг рта, замечая, как они откликаются во всем теле. Постепенно развивайте танец, рождающийся из этих импульсов.

На структурном уровне, мы впервые имеем дело с линией между двумя точками. Пищеварительный тракт в эволюционном смысле является предшественником позвоночника.

Вертебральные паттерны развития движения:

Различные виды переворотов, установливающих ось фронтальной симметрии, отличающей переднюю поверхность тела от задней.

Обращаясь к гомологичным движениям, мы работаем над симметричными движениями, такими, как толкания, прыжки на двух ногах и т.п.

Работа с паттернами гомолатерального движения, мы обращаемся к асимметричным движениям, таким как ползание на животе, прыжки на одной ноге и т.д.

Контралатеральные движения прорабатываются во время движения на четвереньках, ходьбы, бега, движений по спирали. Это определяет трехмерное пространство движений, различение диагональных четвертей нашего тела.

«Человеческое, слишком человеческое…»

«Основным условием преемственности чувства «я» является человеческое тело; оно выступает в качестве некой константы посреди множества зыбких идентичностей, являясь материалом, ощутимым субстратом, контейнером, двигателем и выразителем прошлых, настоящих и будущих идентичностей» (З. Бауман).

При работе с этими паттернами следует учитывать иное восприятие ребенка и иной образ тела у него. Этот образ тела характеризуется невыделенностью отдельных частей, неразличением внутреннего и внешнего, отсутствием фокуса и фиксации взгляда; скорее, это безличный континуум ощущений движения. Постепенно, через смену паттернов движения, образ тела проявляется и формируется, подготавливая появление личности, образа «я», формирующегося на основе образа тела.

Каждый из этих паттернов при их прохождении активизирует определенные аспекты телесной памяти и базовые матрицы образа действия, или является телесной, непосредственно переживаемой метафорой для них: для начала, «первого шага», возможности выделить цель и фокус, качества контакта с опорой и т.д. Эта работа не до конца осознается с привычных позиций восприятия тела взрослым человеком, но легко вызывает чувства и состояния из детства. Обращение к основам, к источнику очищает поток тела, движущийся в настоящем.

«Когда мы начинаем лучше осознавать свое тело на уровне клеток и тканей, мы лучше понимаем самих себя» (Бонни Бейнбридж Коэн).

Источник

Паттерны развития движения (developmental movement)

Александр Гиршон

Это направление в телесной и двигательной работе основывается на простой (биология — 6 класс средней школы) и несколько устаревшей идее, что «развитие индивида повторяет развитие вида«, или «онтогенез повторяет филогенез«. Эволюционный анализ в отношении сознания дает определенное понимание человеческой природы (см. книгу М. Щербакова «7 Путешествий в структуру сознания»). То же самое относится к телу и движению.
Этот подход развит в нескольких школах, но наиболее подробно в Body Mind CenteringБонни Бейнбридж Коэн. В течение последних 5 месяцев я достаточно часто обращался к этому подходу, и убедился, что он дает более полное и объемное ощущение образа тела. Здесь описывается то, что было наработано к настоящему моменту, включая часть практических упражнений.
Любую модель следует оценивать не по достоверности, потому что достоверность может быть лишь соответствием определенной картине мира, а по удобству, внутренней целостности и способности давать новый опыт, навыки и осмысление. Модель «онтогенез повторяет филогенез» соответствует этим требованиям.
Несколько абзацев от Б.Б. Коэн:
«Развитие не является линейным процессом, но скорее происходит волнами, перекрывающими друг друга; каждая стадия содержит элементы всех остальных стадий. Поскольку каждая предшествующая стадия поддерживает последующую, любой пропуск, искажение или незавершенность любой стадии развития может привести к проблемам с равновесием и движением, неравновесие развития систем тела, проблемам в восприятии, моторной памяти и творческом проявлении.
Движенческий материал развития включает первичные рефлексы, правильные реакции, рефлексы, связанные с поддержанием равновесия и Базовые Неврологические Паттерны. Все это автоматические двигательные реакции, лежащие в основе наших произвольных движений. Рефлексы, правильные реакции и рефлексы, связанные с поддержанием равновесия являются базовыми элементами или алфавитом нашего движения».
Паттерны развития движения можно разделить на две группы:
допозвоночные (превертебральные) и позвоночные (вертебральные).
Превертебральные паттерны развития движения:

· клеточное дыхание
· центральная симметрия (Navel radiation)
· оральный паттерн (mouthing)
· допозвоночные движения (prespinal movement)

Первым из четырех превертебральных паттернов является клеточное дыхание — процесс сжатия/расширения в дыхании и движении в каждой клетке тела. Аналогии этого паттерна можно увидеть в некоторых подходах танца модерн, в частности contraction/release Марты Грэм и подъем/падение Дорис Хамфри, которые, как и Айседора Дункан называли основой танца дыхание. Этот паттерн коррелирует с движением одноклеточных (помните инфузорию-туфельку ;)). На структурном уровне — это возникновение единого гомогенного пространства. Клеточное дыхание лежит в основе всех других паттернов движения и характере поз.

Упражнение:
Лягте на пол в открытую позицию, закройте глаза. Начните наблюдать за естественным ритмом дыхания, движением дыхания в теле. Усильте дыхание и начните присоединять тело к ритму дыхания. На вдохе слегка сжимайтесь, на выдохе — расширяйтесь. Следите за тем, чтобы в процесс было вовлечено все тело, каждая клеточка. Важно, чтобы напряжения нарастало постепенно и не сильно. Отметьте, если какие-то части не сразу вовлекаются в этот ритм сжатия и расширения.
Отпустите тело, наблюдайте какое-то время этот ритм сжатия и расширения внутри, на уровне ощущений.

Центральная симметрия (Navel radiation) — адекватно перевести совсем не получается, только описательно: «движения и соотношения между частями тела, проходящие через пупок, как центр». На эволюционном уровне это моллюски во главе с морской звездой. На структурном — появление центра в пространстве и радиальной симметрии. Руки, ноги и голова в данном случае воспринимаются как равноценные конечности, своего рода 5 лучей, соединенных центром — пупком, харой, нижним дянь-тянем или центром тяжести.

Упражнение:
В группе из 6 человек, по очереди 1 ложиться на спину в открытую позицию. Остальные пятеро кккуратно и мягко беруться за 5 конечностей, включая голову. Первые 30-45 секунд эти пятеро просто уверенно держат эти пять конечностей, а затем начинают очень медленно перемещать их в разних направлениях с небольшой амплитудой. Через 2-3 минуты они прекращают движение, лежащий партнер начинает двигаться сам, поддерживая одновременное движение всеми пятью «лучами». Контакт рук с телом движущегося сохраняется.

Оральный паттерн (mouthing) — движения тела, инициируемые ртом. На эволюционном уровне — это, скорее всего, черви. На структурном — появление фокуса и направления. Есть и свои аналогии в оральном периоде развития либидо. Работа с лицом и ртом вовлекает мимические мышцы и, соответственно, чувства.

Упражнение:
Индивидуально, стоя, с закрытыми глазами, сосредотачивайте внимание на области вокруг рта. Наблюдайте небольшие напряжения. Уже существующие в этой области. Начните исследовать медленные движения мышцами вокруг рта, замечая, как они откликаются во всем теле. Постепенно развивайте танец, рождающийся из этих импульсов.

Допозвоночные движения (prespinal movement) — мягкие последовательные движения позвоночника и пищевого тракта. Вновь беспозвоночные. Включение тазовой области и ануса в движение. Понятно, что на психологическом уровне обращение к этой области дает своего рода освобождение и разрешение. «Наш телесный опыт до сих пор ассоциируется с чем-то постыдным, опасным, шокирующим и разрушительным…» (С. Кричтон).
На структурном уровне, мы впервые имеем дело с линией между двумя точками. Пищеварительный тракт в эволюционном смысле является предшественником позвоночника.

Упражнение:
Индивидуально, стоя, с закрытыми глазами. Предствавьте, что ваш позвоночник перевернулся. Ваш таз — это новая «голова». Исследуйте возможности и ощущения движения, сохраняя этот образ.

Развитие Базовых Неврологических Паттернов определяет наши основные паттерны движения и способы их восприятия — включая ориентацию в пространстве, образ тела, основы обучения и коммуникации. Увеличение осознанности каждой клетки и каждого движения, вместе с осознанием движения в пространстве, в контексте процесса развития помогает развитию нашего сознания и облегчает решение проблем системы «тело-сознание» на корневом уровне.

Вертебральные паттерны развития движения:

· движения позвоночника (spinal movement)
· гомологичные движения (homologous movement)
· гомолатеральные движения (homolateral movement)
· контралатеральные движения (contralateral movement)

Движения позвоночника (spinal movement) — это движения от головы до хвоста, которые коррелируют с движениями рыб. На структурном уровне — это появление оси в пространстве, своего рода axis mundi для тела.

Упражнения:
Различные виды переворотов, установливающих ось фронтальной симметрии, отличающей переднюю поверхность тела от задней.

Гомологичные движения — симметричные движения двумя верхними и/или нижними конечностями одновременно, которые коррелируют с движениями земноводных (например, лягушки). Это определяет сагиттальную симметрию, различение верхней и нижней части тела.

Упражнения:
Обращаясь к гомологичным движениям, мы работаем над симметричными движениями, такими как толкания, прыжки на двух ногах и т.п.

Гомолатеральные движения — асимметричные движения одной верхней и нижней конечности на одной стороне тела, которые коррелируют с движениями рептилий (например, ящерицы). Это определяет вертикальную ось симметрии, различение правой и левой половины тела.

Упражнения:
Работа с паттернами гомолатерального движения, мы обращаемся к асимметричным движениям, таким как ползание на животе, прыжки на одной ноге и т.д.

Контралатеральные движения — диагональные движения верхней конечности с нижней на противоположной стороне тела, которые соотносятся с движениями млекопитающих.

Упражнения:
Контралатеральные движения прорабатываются во время движения на четвереньках, ходьбы, бега, движений по спирали. Это определяет трехмерное пространство движений, различение диагональных четвертей нашего тела.

«Человеческое, слишком человеческое…»
«Основным условием преемственности чувства «я» является человеческое тело; оно выступает в качестве некой константы посреди множества зыбких идентичностей, являясь материалом, ощутимым субстратом, контейнером, двигателем и выразителем прошлых, настоящих и будущих идентичностей» (З. Бауман).
Еще один аспект работы с паттернам развития движения — это прохождение этапов истории движения младенца. Первый опыт всегда имеет характер импринтинга, особое значение на малоосознаваемом уровне. Все изменения для ребенка кардинальны, хотя они и проходятся относительно быстро. Сами эти паттерны просты и понятны — (1) лежа на спине, перебирать ручками и ножками, (2)перевернуться со спины на живот, (3) поднимать голову, (4) ползать, (5) ходить на четвереньках, (6) встать на ноги, (7) ходить на 2 ногах.
При работе с этими паттернами следует учитывать иное восприятие ребенка и иной образ тела у него. Этот образ тела характеризуется невыделенностью отдельных частей, неразличением внутреннего и внешнего, отсутствием фокуса и фиксации взгляда; скорее, это безличный континуум ощущений движения. Постепенно, через смену паттернов движения, образ тела проявляется и формируется, подготавливая появление личности, образа «я», формирующегося на основе образа тела.
Каждый из этих паттернов при их прохождении активизирует определенные аспекты телесной памяти и базовые матрицы образа действия, или является телесной, непосредственно переживаемой метафорой для них: для начала, «первого шага», возможности выделить цель и фокус, качества контакта с опорой и т.д. Эта работа не до конца осознается с привычных позиций восприятия тела взрослым человеком, но легко вызывает чувства и состояния из детства. Обращение к основам, к источнику очищает поток тела, движущийся в настоящем.
«Когда мы начинаем лучше осознавать свое тело на уровне клеток и тканей, мы лучше понимаем самих себя» (Бонни Бейнбридж Коэн).

Источник

Что такое паттерны движения

Интерес к паттернам развития движения присутствует в нескольких школах, занимающихся исследованием движения (cоматикс), но наиболее подробно разработан в Body Mind Centering Бонни Бейнбридж Коэн. Вот что она пишет:
«Развитие не является линейным процессом, но скорее происходит волнами, перекрывающими друг друга; каждая стадия содержит элементы всех остальных стадий. Поскольку каждая предшествующая стадия поддерживает последующую, любой пропуск, искажение или незавершенность любой стадии развития может привести к проблемам с равновесием и движением, неравновесие развития систем тела, проблемам в восприятии, моторной памяти и творческом проявлении.
Движенческий материал развития включает первичные рефлексы, правильные реакции, рефлексы, связанные с поддержанием равновесия и базовые неврологические паттерны. Все это автоматические двигательные реакции, лежащие в основе наших произвольных движений. Рефлексы, правильные реакции и рефлексы, связанные с поддержанием равновесия являются базовыми элементами или алфавитом нашего движения».

Паттерны развития движения младенца

Существует несколько наборов паттернов развития движения (о них ниже), но для задач BabyContact одним из самых важных являются паттерны развития движения младенца. Эти паттерны были выявлены в ходе многолетних наблюдений за маленькими детьми. Они описывают ключевые этапы, которые проходят все здоровые малыши в своем моторном развитии:
— Лежать на спине, перебирать ручками и ножками
— Переворачиваться на один бок, на другой, на живот
— Поднимать голову, упираться
— Cадиться
— Ползать на четвереньках
— Вставать на ноги
— Ходить на двух ногах.

Первый опыт очень значим для человека, имеет характер импринтинга, хотя и крайне слабо осознается. Все происходящие изменения для ребенка кардинальны, хотя они и проходятся относительно быстро.

Развитие двигательных навыков очень важно для развития ребенка в целом, в том числе развития головного мозга. Каким же образом движение влияет на мозг ребенка? Ползание, например, стимулирует моторные зоны головного мозга (участки коры, отвечающих за регуляцию движений), а также участки, находящиеся в непосредственной близости к этим зонам (речевые зоны). Благодаря ползанию развивается тактильная чувствительность. С помощью информации от проприорецепторов, которые сообщают о расположении частей тела относительно друг друга, начинают формироваться пространственные представления о собственном теле, так называемая «схема тела». Кроме того, ползание способствует улучшению межполушарного взаимодействия – ведь оно требует согласованного перекрестного движения рук и ног (правая рука – левая нога), которые регулируются противоположными полушариями. А это в свою очередь способствует развитию ассоциативных связей мозга, создает возможность для более полного раскрытия его потенциала.

Почему родителям полезно знать об этапах развития движений, которые проходят малыш?
В целом в случае гармоничного развития малыша моторные паттерны разворачиваются сами, естественным образом, без какой-либо поддержки со стороны (в отличие, например, от формирования языка — без поддержки среды он не развивается). Но когда родители знают о существовании этих паттернов, они могут более осознанно наблюдать за их развитием у своего ребенка и дать, если нужно, необходимую поддержку и направление.

При работе с этими паттернами мы предлагаем участникам последовательно принимать позы и совершать движения, характерные для малыша на определенном этапе развития. При этом мы обращаем внимание на иное восприятие ребенка и иной образ тела у него. Этот образ тела характеризуется невыделенностью отдельных частей, неразличением внутреннего и внешнего, отсутствием фокуса и фиксации взгляда; скорее, это безличный континуум ощущений движения. Постепенно, через смену паттернов движения, образ тела проявляется и формируется, подготавливая появление личности, образа «я», формирующегося на основе образа тела.

Такое присоединение через движение, через ощущения собственного тела позволяет лучше понять малыша на самых ранних этапах его жизни. Это ведь так непросто — понять что там происходит внутри у этого крошечного существа. Кажется иногда — ну что там, лежи, болтай ногами. Но стоит родителям самим попробовать лечь на пол и поперебирать некоторое время ногами или поползать по-пластунски (а еще и вообразить, что при этом у них очень тяжелая голова и очень мягкие суставы и позвонки, что зрение еще размыто, что фокус внимания намного короче, и т.д.), они начинают с большим уважением относиться к задачам, которые стоят перед малышом — осознавать через собственный телесный опыт что это значит — оторвать тяжелую попу от пола и начать раскачиваться на четвереньках, что это значит — поползти, сколько энергии нужно, чтобы наматывать эти круги по комнате, сколько смелости, чтобы пытаться встать на еще не твердых ногах!

Базовые неврологические паттерны движений

Это фундаментальные паттерны, которые можно найти внутри более сложных движений. Они образуют последовательность движений, и эта последовательность отражает эволюционную логику развития движения:
— Сдаваться, расслабляться (yield)
— Толкать, отталкиваться (push)
— Тянуться (reach)
— Ухватиться (take hold)
— Тянуть (pull)

Эта последовательность получена также из наблюдений за развитием двигательных паттернов у детей. Каждое из этих действий является развитием предыдущего и ступенькой для следующего. Чтобы что-то притянуть к себе, нужно сначала за это ухватиться. Для этого нужно сначала дотянуться. Чтобы дотянуться (если только предмет не находится на очень близком расстоянии), нам нужно оттолкнуться от чего-то. Чтобы от чего-то оттолкнуться нам нужно сначала это что-то найти и принять это за данность, сдаться этому. В Основах Бартеньефф часто употребляют словосочетание «yield to gravity» – сдаться гравитации. Мы также можем сдаться и полу, и партнеру, и музыке и воздуху.

Паттерны развития движения

Это направление в телесной и двигательной работе основывается на идее, что «развитие индивида повторяет развитие вида» (»онтогенез повторяет филогенез»): каждое живое существо в своем индивидуальном развитии (онтогенез) повторяет в известной степени формы, пройденного его предками или его видом (филогенез). В биологии это называется биогенетическим законом. Подход этот в современной биологии он считается устаревшим, однако для целей осознания источников движения это может быть полезная модель, позволяющая найти внутри образы, от которых можно отталкиваться, чтобы лучше понять какие движения уже живут в теле и как можно расширять свой язык движений.

Паттерны развития движения можно разделить на две группы: допозвоночные (превертебральные) и позвоночные (вертебральные).

Допозвоночные (превертебральные) паттерны развития движения:

Клеточное дыхание (cellular breathing). Это процесс сжатия/расширения в дыхании и движении в каждой клетке тела. Этот паттерн коррелирует с движением одноклеточных (помните инфузорию-туфельку ;)). Клеточное дыхание лежит в основе всех других паттернов движения и характере поз.

Центральная симметрия (Navel radiation). Движения, раскрывающиеся из центра, от пупка. На эволюционном уровне это моллюски во главе с морской звездой.

Оральный паттерн (mouthing). Это движения тела, инициируемые ртом. На эволюционном уровне — это, скорее всего, черви. Есть свои аналогии и в оральном периоде развития либидо. Работа с лицом и ртом вовлекает мимическим мышцы и, соответственно, чувства.

Допозвоночные движения (prespinal movement). Это мягкие последовательные движения позвоночника и пищевого тракта. На эволюционном уровне — это вновь беспозвоночные. На структурном — включение тазовой области и ануса в движение. Это движение между двумя точками, связь между головой и хвостом. Пищеварительный тракт в эволюционном смысле является предшественником позвоночника.

Позвоночные (вертебральные) паттерны развития движения:

Движения позвоночника (spinal movement). Это движения от головы до хвоста, которые коррелируют с движениями рыб. На структурном уровне — это появление оси в пространстве, своего рода axis mundi для тела.

Гомологичные движения (homologous movement). Это симметричные движения двумя верхними и/или нижними конечностями одновременно, которые коррелируют с движениями земноводных (например, лягушки). Это определяет различение верхней и нижней части тела.

Гомолатеральные движения (homolateral movement), асимметричные движения одной верхней и нижней конечности на одной стороне тела, которые коррелируют с движениями рептилий (например, ящерицы). Это определяет вертикальную ось симметрии, различение правой и левой половины тела.

Контралатеральные движения (contralateral movement), диагональные движения верхней конечности с нижней на противоположной стороне тела, которые соотносятся с движениями млекопитающих.

Эти паттерны коррелируют с основными элементами Основ Бартеньефф – это система телесной интеграции Ирмгард Бартеньефф, послужила основой для Body-Mind Centering и других соматических дисциплин.

Дыхание (breathing)
Центр-периферия (core-distal)
Голова-хвост (head-tail)
Верх-низ (upper-lower)
Право-лево (left-right)
Диагонали (diagonal)

Материалы по теме:

— В.В.Козлов, А.Е.Гиршон, Н.И.Веремеенко, «Интегративная танцевально-двигательная терапия».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *