Что такое пдл лицо
Идентификация публичных должностных лиц
В статью внесены изменения и дополнения с учетом положений законодательства Российской Федерации по состоянию на 2021 год.
Видеоролик о публичных должностных лицах и их видах
Подробнее о стоимости правил внутреннего контроля Вы можете узнать по телефону 8(843) 265-52-32 или по электронной почте info@law115.ru.
В соответствии с требованиями статьи 7.3 Федерального закона №115-ФЗ, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом и индивидуальные предприниматели, в дополнение к применяемым мерам по идентификации клиентов обязаны, в том числе:
Под «обслуживанием» необходимо понимать наличие гражданско-правовых отношений между лицом и субъектом первичного финансового мониторинга, в которых последний обязан совершить в пользу другого лица определенное действие в соответствии с заключенным между сторонами договором, а именно передать имущество, выполнить работу, оказать услугу и т.д.
Категории публичных должностных лиц (ПДЛ)
Необходимо учитывать, что вышеприведенный перечень должностей, по которым определяется принадлежность к ИПДЛ, не является исчерпывающим и может варьироваться в зависимости от государственного устройства той или иной страны.
Принадлежность лица к категории ИПДЛ определяется в соответствии с рекомендациями ФАТФ.
1. Руководители, заместители руководителей международных и наднациональных организаций:
2. Руководители и члены международных и наднациональных судебных организаций:
Принадлежность лица к категории ПДЛМО определяется в соответствии с рекомендациями ФАТФ.
3. Российские публичные должностные лица (РПДЛ)
Лица, замещающие (занимающие) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации.
В качестве источника информации в отношении государственных должностей Российской Федерации необходимо использовать Указ Президента Российской Федерации от 11.01.1995 г. №32 «О государственных должностях Российской Федерации».
Информация о должностях членов Совета директоров Банка России размещена на официальном сайте Центрального банка Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Субъекты первичного финансового мониторинга самостоятельно осуществляют мониторинг действующего законодательства Российской Федерации для определения должностей, относящихся к РПДЛ.
Отдельные процедуры, используемые для выявления ПДЛ
Выявлению подлежат ПДЛ из числа клиентов, как принимаемых на обслуживание, так и ранее принятых на обслуживание, в независимости от формы обслуживания.
Следует учитывать, что выявление ПДЛ осуществляется как при совершении разовых операций (сделок), так и при установлении деловых отношений, предполагающих осуществление более чем одной операции (сделки).
Для выявления ПДЛ рекомендуется следующее:
1. Анкетирование и устный опрос
При проведении идентификации клиента до приема на обслуживание либо при обновлении сведений о лице уже находящемся на обслуживании, клиенту (представителю клиента) предоставляется анкета для самостоятельного заполнения.
В составе анкеты предусматриваются специальные поля, в которых клиент (представитель клиента) самостоятельно проставляет отметку о его принадлежности к ПДЛ (лицам, связанным с ПДЛ), либо об отсутствии таковой.
После заполнения анкеты, клиенту в рамках устного опроса задаются уточняющие вопросы относительно его возможной принадлежности к категории ПДЛ или лицам, связанным с ПДЛ. При этом разъясняется порядок отнесения лица к ПДЛ, например, посредством предоставления справочных материалов относительно содержания понятий ИПДЛ, ПДЛМО и РПДЛ, а также лиц, связанных с ПДЛ.
2. Проверка по общедоступным информационным ресурсам и коммерческим базам данных
Меры по выявлению непосредственно ПДЛ аналогичным образом применяются в целях выявления лиц, связанных с ПДЛ.
Особенности принятия ПДЛ на обслуживание
При этом аналогичное требование распространяется также на ПДЛМО и РПДЛ в случае, если финансовым операциям таких клиентов присвоена высокая степень (уровень) риска совершения таких операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Указанный порядок разрабатывается субъектом первичного финансового мониторинга самостоятельно и закрепляется в программе идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей, а также бенефициарных владельцев, предусмотренной в правилах внутреннего контроля.
В рамках указанной программы должна быть разработана форма письменного документа, в которой будет фиксироваться решение уполномоченного должностного лица о принятии/непринятии ПДЛ на обслуживание. При этом следует отметить, что отказ клиенту в принятии на обслуживание только по причине его отнесения к категории ПДЛ не допускается.
Меры по принятию на обслуживание непосредственно ПДЛ аналогичным образом применяются в целях принятия на обслуживание лиц, связанных с ПДЛ.
Представление сведениях об операциях ПДЛ
В случае выявления операций с участием ПДЛ и связанных с ними лицами, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма субъект первичного финансового мониторинга не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления таких операций, обязан направить в Росфинмониторинг сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным статьей 6 Федерального закона N 115-ФЗ.
Указанные сведения подлежат представлению в порядке, установленном Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденной приказом Росфинмониторинга от 22.04.2015 г.N 110, в формате сообщения ФЭС 1-ФМ с основным кодом вида операции 6001 и указанием кода признака необычной операции (сделки), соответствующим критерию или признаку необычной сделки в соответствии с приказом Росфинмониторинга от 8 мая 2009 г. N 103 «Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок».
Автор: Харисов Игорь Фанзилович, руководитель компании Ю-ПИТЕР КОНСАЛТИНГ. Телефон +7(952) 045-74-83 (WhatsApp, Telegram, Viber). Почта info@law115.ru
ШПАРГАЛКА: ближайшее окружение ПДЛ – кто это?
Публичное должностные лицо (ПДЛ) определено Группой разработки мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) как физическое лицо, которое было наделено значимыми публичными функциями.
Рекомендации ФАТФ требуют принятия дополнительных превентивных мер по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) при наличии деловых отношений с ПДЛ.
В частности, положения Рекомендаций 12 и 22 ФАТФ требуют:
Разработанные ФАТФ требования касаются самих как ПДЛ, так и членов их семьи и лиц, близких к ним.
Принимая во внимание влияние ПДЛ, существует вероятность того, что они могут воспользоваться своим положением для отмывания денег, совершения предикатных преступлений (включая преступления коррупционной направленности и взяточничество), а также для осуществления деятельности, связанной с финансированием терроризма.
Рекомендации ФАТФ требуют, чтобы и к членам семьи, и к лицам, близким к ПДЛ, относились как к самим ПДЛ, так как существует потенциальная опасность злоупотребления ими отношениями с ПДЛ для того, чтобы переместить доходы от преступлений или обеспечить их размещение и сокрытие.
КТО ОТНОСИТСЯ К ОКРУЖЕНИЮ ПДЛ?
В соответствии с глоссарием к Рекомендациям ФАТФ:
Однако несмотря на то, что Рекомендация 12 применяется к членам семьи и лицам, близким к ПДЛ, в самой Рекомендации не определено, кого можно считать «членами семьи и лицами, близкими к ПДЛ».
ФАТФ говорит о том, что лучшим подходом является разработка государствами и доведение до соответствующих учреждений определений понятий членов семей и лиц, близких к ПДЛ.
При этом при определении того, кто входит в круг членов семьи, необходимо учитывать такие факторы, как влияние, которое могут оказывать отдельные члены семьи, круг лиц, близких родственников и иждивенцев.
Например, во многих культурах количество членов семьи, которые считаются близкими или имеют влияние, очень мало (например, родители, братья/сестры, супруги/партнеры и дети). В других культурах в этот круг могут быть включены дедушки/бабушки и внуки; в третьих – этот круг может быть шире и включать двоюродных братьев/сестер и даже кланы.
Для лиц, близких ПДЛ, примерами отношений могут служить партнеры за пределами семьи (например, сожители), значимые члены тех же партий, гражданских организаций, трудовых и профессиональных союзов, деловые партнеры или коллеги, особенно те, которые также являются (бенефициарными) собственниками юридического лица вместе с ПДЛ или те, которые связаны иным образом (например, имеют совместное членство в совете директоров). В случае личных отношений должен учитываться социальный, экономический и культурный аспект, чтобы понимать, насколько близки отношения.
В конечном счете Рекомендация 12 содержит требования для стран обеспечить в финансовых учреждениях наличие системы управления рисками с тем, чтобы можно определять, является ли клиент или бенефициарный собственник ПДЛ или имеет к нему отношение, и если это так, то применять меры, дополнительные к обычной надлежащей проверке клиентов.
ЧТО ГОВОРИТ ЛОКАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО?
Помимо прочего, действующее законодательство обязывает организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом уделять повышенное внимание операциям находящихся на обслуживании иностранных публичных должностных лиц, а также:
Росфинмониторинг в своих рекомендациях* также говорит о том, что в качестве лица, связанного с ПДЛ, могут выступать:
КАК ВЫЯВИТЬ ПДЛ И ИХ БЛИЖАЙШЕЕ ОКРУЖЕНИЕ?
Помимо анкетирования и устного опроса для выявления ПДЛ и связанных с ними лиц, и ФАТФ, и локальные регуляторы рекомендуют использовать в том числе коммерческие базы данных.
Так, Росфинмониторинг* указывает на целесообразность обращения к общедоступной информации и к информации российских и иностранных компаний, предлагающих информационные продукты. Среди них указан X-Compliance, который позволяет в том числе и выявить факт принадлежности лица к ПДЛ и ближайшему окружению ПДЛ.
*Методические рекомендации по выявлению иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также национальных публичных должностных лиц при идентификации клиентов, принятию их на обслуживание и управлению рисками при работе с указанными лицами
Публичные должностные лица
Видеоролик о публичных должностных лицах
Документы для оформления процедуры приема на обслуживание публичных должностных лиц, которые можно приобрести в один клик.
Публичное должностное лицо: определение и виды
К данной категории могут быть отнесены следующие граждане иностранных государств:
Необходимо учитывать, что вышеприведенный перечень должностей, по которым определяется принадлежность к ИПДЛ, не является исчерпывающим и может варьироваться в зависимости от государственного устройства той или иной страны. Принадлежность лица к категории ИПДЛ определяется в соответствии с рекомендациями ФАТФ.
1. Руководители, заместители руководителей международных и наднациональных организаций:
2. Руководители и члены международных и наднациональных судебных организаций:
Принадлежность лица к категории должностного лица публичной международной организации определяется в соответствии с рекомендациями ФАТФ.
Российское публичное должностное лицо – физическое лицо, находящееся или принимаемое на обслуживание и замещающее (занимающее) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального Банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должности в Центральном Банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации:
При выявлении РПДЛ, ДЛПМО и ИПДЛ используются следующие источники информации:
Кроме этого согласно методическим рекомендациям об исполнении кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями требований в отношении выявления и обслуживания иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций и российских публичных должностных лиц, утв. Банком России 27.06.2017 г. №13-МР в целях повышения эффективности мер по выявлению ПДЛ и выполнению требований Федерального закона №115-ФЗ при их приеме на обслуживание и обслуживании сотрудникам Общества, взаимодействующим с клиентами, необходимо реализовывать комплекс обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер, определенных в правилах внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, направленных на выявление среди физических лиц, принимаемых на обслуживание или находящихся на обслуживании, лиц, указанных в статье 7.3 Федерального закона №115-ФЗ, использования при этом информации, размещаемой органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти иностранных государств на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», и отражения информации о предпринятых мерах в анкете (досье) клиента и рекомендует организациям осуществлять следующие мероприятия:
В отношении определения понятий ИПДЛ и ДЛПМО принимать во внимание информацию, содержащуюся в письме Банка России от 18.01.2008 г. №8-Т.
В целях выявления при приеме на обслуживание РПДЛ использовать следующие источники информации:
Принимать на обслуживание ИПДЛ допускается исключительно на основании письменного решения руководителя или его заместителя, которому руководителем организации либо его заместителем делегированы соответствующие полномочия.
Для фиксирования информации по РПДЛ, ДЛПМО и ИПДЛ в анкетах (досье) клиентов должны быть предусмотрены специальные разделы (пункты), в которых отражается информация о принадлежности клиента к категории РПДЛ, ДЛПМО и ИПДЛ.
Обновление информации по клиентам, относящимся к категории РПДЛ, ДЛМПО и ИПДЛ, производится не реже одного раза в год, а также при получении любой информации, как от клиента, так и из внешних источников, влияющей на публичный статус иностранного должностного лица.
В соответствии с требованиями Федерального закона № 115-ФЗ сотрудники организации, взаимодействующие с клиентами обязаны:
При осуществлении специальных мер контроля сотрудникам следует обращать внимание на следующие особенности обслуживания ПДЛ и связанных с ними лиц:
Когда возникают какие-нибудь серьезные общественные проблемы, мы все в один голос начинаем твердить, что разбираться и помогать решить возникшие ситуации обязаны должностные лица: районные, городские, федеральные.
Статусы должностного лица
Статусы должностных лиц могут различаться. Это зависит от обязанностей, которые они исполняют. Например, чиновник, чья работа заключается в организации и распределении рабочих вопросов, должен исполнять приказы, данные руководством свыше. Результаты этой работы регулируются различными актами только в рамках Законодательства. Полномочия заканчиваются вместе с окончанием срока службы.
Публичная ответственность должностных лиц
Как определить публичное должностное лицо
Во-вторых, к публичным лицам можно отнести людей, которые оказывают любые общественные услуги или же выполняют любую общественную функцию на благо общества. Но, например, автор этой статьи, которую видят сотни читателей, не является публичным должностным лицом, так как не занимает никакой управленческой должности или поста в административной, исполнительной или законодательной сферах.
Однако стоит сказать, что Законодательство все-таки не дает полной точной оценки используемому термину, так как до сих пор в нем не существует единого для всех областей определения. Это создает некоторые проблемы.
Кого относят к иностранным должностным лицам
Российская Федерация, как государство светское, имеет множество международных связей. Большое количество российских организаций и компаний в промышленных, сельскохозяйственных и бытовых сферах имеют тесных торговые связи с коллегами из других государств. Точно также представители иностранных компаний могут пользоваться необходимыми услугами в России. Особенно точную информацию требуют предоставлять банки разных уровней.
Итак, к международному публичному должностному лицу относят, прежде всего, президентов и представителей королевских династий, первые лица, которые представляют свою страну на международной арене.
К перечню публичных должностных лиц также в обязательном порядке относят лидеров политический партий, руководителей банков, высших военных руководителей. Сюда же относят послов и представителей гуманитарных организаций.
Публичные лица Российской Федерации
Противодействие коррупции
Кто такие ПДЛ и ИПДЛ?
В современном мире большое внимание уделяется борьбе с коррупцией. Так, для отслеживания незаконных денежных махинаций была разработана система проверки клиентов на принадлежность к числу публичных лиц. Она используется в банках при открытии счетов, транзакциях внутри и за пределы страны и других операциях.
Международные организации по вопросам коррупции уверены, что лица, наделенные определенными финансовыми возможностями в связи с занимаемыми ими должностями, могут злоупотреблять своим положением и присваивать подведомственные средства либо оказывать те или иные услуги в обмен на взятки. Также сообществу известно, что для сокрытия правонарушений такие лица могут использовать счета подконтрольных им фирм, благотворительных фондов, счета родных и близких. Поэтому банки тщательно проверяют как самих пользователей, так и членов их семьи.
Клиентов с подобными возможностями в банковском деле стали называть публичными должностными лицами, которые, в свою очередь, могут быть разных видов. Например, иностранными или отечественными.
В рамках исполнения требований Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 года и рекомендаций международных организаций в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в РФ на законодательном уровне установлена обязанность с особой тщательностью проверять счета всех лиц, относящихся к публичным.
Публичное должностное лицо
Публичным должностным лицом в России называют физическое лицо, которое занимает определенную высокую должность, так или иначе связанную с Правительством РФ, государственными корпорациями и организациями, функционирующими на Федеральном уровне. К ним относятся:
С полным списком лиц, подпадающих в России под определение публичных, можно ознакомиться по ссылке https://docplayer.ru/28737133-Perechen-lic-otnosyashchihsya-k-kategorii-pdl-i-ipdl.html.
Иностранное публичное должностное лица
Иностранными ПДЛ называют любые лица, которые были избраны или назначены на должность в судебном, административном, законодательном или исполнительном органе другой страны. Также к ИПДЛ относят тех, кто выполняет разного рода публичные функции для иностранного государства, в том числе для какой-то государственной компании.
Эта категория публичных лиц включает:
Полный перечень лиц также представлен по ссылке https://docplayer.ru/28737133-Perechen-lic-otnosyashchihsya-k-kategorii-pdl-i-ipdl.html.
Как банки выявляют ПДЛ и ИПДЛ?
Банки России обязаны проверять клиентов на принадлежность к публичности. Для этого они могут пользоваться несколькими методами:
Если лицо было определено как ПДЛ или ИПДЛ, вопросами его обслуживания занимается руководство банка. Любые денежные операции проводятся с разрешения директора или замдиректора организации, которые предварительно направляют полученную информацию в Росфинмониторинг. На основе предоставленной документации там решают, законны ли транзакции, не связаны ли они с отмыванием денег или спонсированием терроризма, достоверны ли бумаги, подтверждающие источник происхождения финансов и другого имущества, и т.д.
Помимо самих ПДЛ и ИПДЛ руководители банков обязаны уделять внимание счетам их близких родственников – детей, родителей, внуков, бабушек и дедушек, братьев и сестер. Им также придется предоставлять доказательства законности получения денежных средств, если они обслуживаются в этой же кредитной организации.