Что такое пдсп аэропорта
Взаимодействие диспетчеров служб аэропорта и авиакомпаний при подготовке ВС к отправлению
Взаимодействием называется процесс оперативной связи структурных подразделений аэропорта и авиакомпаний при подготовке ВС к отправле-нию и обслуживание их по прибытии в аэропорт.
Процесс оперативной связи между службами и отделами аэропорта и авиакомпаний осуществляется с помощью имеющихся средств связи (ГГС, прямой телефон, телевизионные устройства, радиоканалы, через автомати-зированную систему управления и контроля, и др.).
Для обеспечения четкого взаимодействия служб аэропорта и авиакомпаний в процессе обслуживания воздушного судна необходимо строго выполнять требования Табеля внутриаэропортовой информации (ТВИ), которая разрабатывается и утверждается руководителем аэропорта (авиакомпаний).
Табель содержит обязательную информацию, необходимую для должност-ных лиц и служб, участвующих в подготовке ВС к выполнению полетов (рейсов) и обслуживания их после прибытия.
Обязательная информация сгруппирована по диспетчерским пунктам и службам аэропорта, независимо от принадлежности этих диспетчерских пунктов и служб юридическим лицам на аэродроме.
Передача обязательной информации между диспетчерскими пунктами и службами аэропорта осуществляется в соответствии с технологиями работы соответствующих специалистов служб аэропорта.
ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ ОБЩЕЙ ДЛЯ СЛУЖБ АЭРОПОРТА
п/п№ | Наименование обязательной информации | Срок подачи | Кто сообщает | Кому сообщается |
В процессе взаимодействия участвуют: ПДСП, АТБ, ССТ, СГСМ, ЛС, АДП (штурманская «Брифинг») УВД (ОВД), АС, ЭСТОП, ЭРТОС, АМСГ, ПАСОП, САБ, Кетринг и др.
Основное направление деятельности:
Производственно-диспетчерская служба предприятия (ПДСП) аэропорта:
— координирует работу служб аэропорта и авиакомпаний при техническом и коммерческом обслуживании ВС на перроне;
— разрабатывает и согласовывает со всеми заинтересованными службами аэропорта и авиакомпаний технологические графики (ТГ) обслуживания ВС;
— составляет суточный план полетов (СПП), согласовывают изменения и уточнения в плане, передают план в соответствующие заинтересованные службы, отделы и группы аэропорта и авиакомпаний;
— осуществляют контроль за движением ВС на всю глубину полета; получает и передает информацию о взлете и посадке ВС внутри страны, на территории СНГ и за рубежом, а также согласовывает при необходимости, использо-вание запасных аэродромов;
— осуществляют взаимодействие со справочно-информационной службой аэропорта и авиакомпаний; обеспечивают постоянную обработку и передачу заинтересованным отделам и службам авиакомпаний и аэропортов информации о движении ВС, сроках закрытия и открытия аэропортов по метеоусловиям, задержках, отменах, совмещении рейсов или замене типа самолета.
— принимают меры по предупреждению задержек отправления ВС, устанавливают их причины и виновных служб;
— оформляет акты на задержку отправления ВС и готовит документы на применение штрафных санкций к соответствующим службам аэропорта и авиакомпаний;
— ведет учет и анализ регулярности полетов и нарушения технологических графиков, разрабатывает рекомендации по ее повышению;
— при скоплении ВС в аэропорту вследствие «сбойной ситуации» (по метеоусловиям, по техническим причинам) разрабатывают почасовой график приема и выпуска ВС, осуществляют контроль за его выполнением;
Указания ПДСП по выполнению суточного плана полетов (СПП) и подготовки ВС к вылету обязательно для всех служб, обеспечивающих полеты.
Служба спецтранспорта (ССТ):
— выделяют исправные спецмашины с водителями в соответствии с «Табелем выделения машин на подготовку ВС и содержания аэродрома», производят замену неисправной техники;
— обеспечивают своевременную подачу к ВС и работу спецмашин согласно технологическим графикам обслуживания ВС.
Служба горюче-смазочных материалов (С ГСМ):
Организации, осуществляющие авиатопливное обеспечение воздушных перевозок и лаборатории авиа-ГСМ должны быть сертифицированы в соответствии с требованиями федеральных авиационных правил.
Основное направление деятельности:
— прием, хранение, подготовка к заправке и выдача кондиционных авиационных горюче-смазочных материалов (ГСМ);
— заправку ВС топливом, авиационными ГСМ и специальными жидкостями с использованием топливозаправщиков; ремонт, техническое обслуживание связанного с ними оборудования, объектов и систем;
— контроль за качеством авиационным ГСМ на всех этапах технологической цепочки – от приема авиаГСМ до заправки ВС;
— заправка автотранспортных средств на служебной территории аэропорта.
Служба управления воздушным движением (С УВД):
Воздушное движение— движение воздушных судов, находящихся в полете и на площади маневрирования аэродрома.
Каждое воздушное судно с момента запуска двигателей и до момента их выключения в конечном пункте установленного маршрута находится в системе УВД (под наблюдением и постоянной связью).
Технология и взаимодействие со службами аэропорта
Организация и методы взаимодействия СОПП со службами аэропорта Оперативное взаимодействие подразделений и групп СОПП с другими службами аэропорта имеет своей главной задачей обеспечить выполнение технологических сетевых графиков по своевременному техническому и коммерческому обслуживанию воздушных судов, чтобы выполнить такие задачи как:
● высокий уровень регулярности и безопасности полетов; · оперативный контроль своевременного выполнения всех технологических операций;
● четкое взаимодействие всех групп СОПП и соответствующих служб аэропорта при задержках рейсов и возникновении «сбойной ситуации»; · своевременная отправка транзитных и трансфертных пассажиров;
● повышение экономической эффективности рейсов с максимальной платной коммерческой загрузкой каждого рейса.
Внедрение диспетчеризации позволяет:
● улучшить организацию и управление воздушными перевозками в аэропорту;
● быстро устранять возникающие в ходе работы неисправности, отказы и промедления;
● контролировать ход технологического процесса;
● внедрять компьютерные системы с установкой терминалов на рабочих местах диспетчеров.
● составляет суточные планы полетов и передает их во все службы аэропорта;
● контролирует работу всех служб по технологическому графику, который включает и техническое и коммерческое обслуживание ВС;
● при задержках рейсов и «сбойных» ситуациях (массовая задержка рейсов) согласовывает вылет ВС с промежуточными аэропортами посадки;
● принимает меры по максимальному использованию грузоподъемности ВС;
● осуществляет контроль движения воздушного судна на всю глубину полета, обеспечивает этой информацией пассажиров и персонал;
● контролирует расстановку ВС на перроне и местах стоянки (МС);
● производит учет и анализ регулярности полетов по всей глубине полетов;
● принимает меры по выполнению суточного плана полетов.
Технология и взаимодействие СОПП со сторонними организациями
Рассмотрим последовательно формы и методы взаимодействия аэропорта со сторонними организациями:
● торговые организации размещаются в аэровокзалах на правах концессионеров и арендаторов и дают пассажирам и посетителям возможность совершить покупки непосредственно в аэропорту (магазины цветов, сувениров, промтоваров и.т.д.);
● транспортные организации привлекаются с заключением договоров для:
– турфирмы участвуют в совместной организации, вместе с перевозчиком, обслуживания российских и иностранных туристов;
● столовые и рестораны обеспечивают питание пассажиров и посетителей в аэропорту, организуют торговлю с киосков и разносную торговлю продуктами питания, необходимыми пассажиру;
● предприятия связи включают в себя:
– почтовые отделения и газетные киоски;
– телеграфную и телефонную (местную и междугородную) связь;
● противопожарные службы обеспечивают установку и обслуживание систем противопожарной сигнализации на объектах аэропорта, охрану от пожаров;
– принимают участие в организации проведения мероприятий по безопасности;
– обеспечивают порядок на территории аэропорта;
● таможня производит контроль, ввозимых и вывозимых товаров, предметов и вещей пассажиров международных рейсов, в соответствии с таможенным кодексом;
II Технология выполнения работ
Описание технологии
Обслуживание прибывающих рейсов:
● Доставка пассажиров в аэровокзал.
Старший диспетчер СОПП немедленно при получении передает информацию о прибывающих рейсах (коммерческая загрузка, расчетное время прибытия, наличие на борту пассажиров, требующих специального обслуживания) персоналу СОПП и службам, участвующим в обслуживании рейса согласно ТВИ.
Диспетчер СОПП назначает агентов по ООПП СОПП, ответственных за встречу рейса, контролирует выполнение агентами всей необходимой информации по рейсу, назначает агентов по ООПП СОПП, ответственных за встречу пассажиров, требующих специального обслуживания. Старший диспетчер ООБ СОПП назначает грузчиков ООБ СОПП, ответственных за обслуживание пассажиров с ограниченной подвижностью.
Старший диспетчер СОПП по получении информации от диспетчера АДП КДС о прибытии рейса (номер ВС, номер рейса, место стоянки) оповещает циркулярно по ДПУ и по радиостанции все службы, задействованные в обслуживании рейса, агентов по ООПП, диспетчера СПП, старшего диспетчера ООБ СОПП, диспетчера СГМ для установки перегружателя контейнеров (при контейнерной перевозки), водителей автобусов.
Дежурная по выдаче справок / старшая дежурная по выдаче справок ИСО КДС делает объявление о прибытии рейса по радиотрансляционной сети.
Агент по ООПП СОПП прибывает на место стоянки (к выходу из телетрапа) к моменту установки ВС на стоянку совместно с сотрудниками КПП, таможни, отдела государственного ветеринарного надзора, управление федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (при наличии на борту особых категорий пассажиров или грузов)
После полной остановки двигателей ВС агент по ООПП СОПП:
– сообщает время установки колодок старшему диспетчеру СОПП, который фиксирует его в журнале оперативной информации;
– осуществляет руководство подъездом самоходного трапа к ВС;
– проверяет правильность установки трапа;
– получает у члена экипажа LOADSHEET и списки пассажиров (при необходимости), которые передает по окончании обслуживания рейса агенту по оформлению полетной документации СОПП;
– согласовывает с сотрудником КПП и бортпроводником порядок выпуска пассажиров на трап;
– по разрешению и под контролем сотрудника КПП приглашает пассажиров в автобус (к выходу из телетрапа);
– доставляет пассажиров к аэровокзалу автобусом к павильону «Прибытие»; Сотрудник КПП открывает двери входа в аэровокзал и контролирует высадку пассажиров из автобуса (телетрапа).
– направляет пассажиров в зону паспортного и таможенного контроля.
Для рейсов авиакомпаний РФ в правом нижнем углу LOADSHEET делает запись о количестве использованных автобусов, трапов либо об использовании телетрапов и заверяет ее своей подписью с расшифровкой.
Пассажиры первого и бизнес классов по возможности доставляются в первую очередь отдельным автобусом в соответствии с требованиями авиакомпании.
Агент по СОПП информирует пассажиров о расположении зоны выдачи багажа и о порядке обслуживания трансферных пассажиров.
Там же в зоне таможенного контроля в случае необходимости пассажиры проходят ветеринарный контроль и контроль службы карантина растений.
● Разгрузка, доставка и выдача багажа пассажирам.
Старший диспетчер ООБ СОПП при получении информации и прибытии рейса контролирует своевременное прибытие грузчиков ООБ СПП на стоянку для разгрузки.
Грузчик ООБ СОПП осуществляет выгрузку багажа в присутствии бортпроводника (представителя авиакомпании) после получения одного экземпляра багажной ведомости, если иное не предусмотрено инструкцией авиакомпании.
Грузчик ООБ СОПП несет материальную ответственность за повреждение багажа, обнаруженные при получении его пассажиром в случае, если отметка о повреждении отсутствует в багажной ведомости.
По окончании выгрузки багажа грузчик ООБ СОПП берет один экземпляр багажной ведомости, второй экземпляр оставляет у бортпроводника и транспортирует багаж в багажное отделение павильона «Прибытие».
Агент по ООПП отдела рекламации СОПП в зависимости от количества прибывающих рейсов определяет номер транспортера для выдачи багажа и заранее информирует старшего диспетчера ООБ СОПП, грузчика ООБ СОПП; выводит на табло соответствующего транспортера информацию (номер рейса, пункт отправления) в соответствии Инструкцией «Технология взаимодействия центра управления отдела обслуживания систем реального времени аэропорта «Пулково» с персоналом СОПП в аэропорту «Пулково» И АП СПП 743.
Агент по ОППП отдела рекламации СОПП осуществляет контроль получения багажа пассажирами, оказывает пассажирам помощь в поиске багажа, в случаях не обнаружения багажа сообщает старшему диспетчеру ООБ СПП или представителю авиакомпании, организует местный розыск.
Агент по ООПП СОПП, ответственный за обслуживание несопровождаемых детей и пассажиров с ограниченными физическими возможностями, при необходимости, оказывает помощь в получении багажа, сопровождает пассажиров в помещение отдела рекламации, организует приоритетное обслуживание.
Подготовка к обслуживанию прибывающего рейса.
Необходимо проверить телеграммы MVT, LDM, РТМ, PSM со следующими сведениями: номер рейса, расчетное время прилета, номер борта самолета, количество и категории пассажиров, количество мест багажа, груза, почты, особые сведения о наличии больных, трансферных пассажиров, животных, ценностей и т.д. Передать полученную информацию в соответствующие производственные службы аэропорта. Проверить число имеющихся на борту пассажиров для определения нужного числа автобусов. Если требуется, организовать необходимую помощь. Проверить расчетное время прилета. В случае задержки проверить все возможные стыковочные маршруты и, если необходимо, создать новое бронирование.
Встреча пассажиров. Обслуживающий агент осуществляет встречу и сопровождение пассажиров в соответствии с технологической картой работы.
Представитель авиакомпании согласовывает порядок выхода пассажиров с представителем пограничной службы и экипажем, получает документы и после проверки их сотрудником пограничной службы передает необходимые документы представителям различных служб. Бортпроводник приглашает пассажиров к выходу. Выход пассажиров начинается с момента получения разрешения наземного персонала членам экипажа. Двери ВС открываются членами экипажа после получения разрешения наземного персонала.
Порядок выхода пассажиров:
– Несопровождаемые дети (UM).
– VIP и бизнес класс пассажиры.
– Пассажиры экономического класса.
– Пассажиры с ограниченной подвижностью или нуждающиеся в специальной помощи.
– Сообщить пассажирам местные процедуры получения багажа.
– Оказать помощь в случае нештатной ситуации.
– В случае обнаружения забытых вещей в салоне самолета член экипажа передает их представителю службы безопасности и сообщает представителю авиакомпании.
– Забытые (утерянные) пассажиром вещи передают на хранение и для выдачи их владельцу в группу розыска багажа авиакомпании.
Если пассажиры доставляются в аэровокзал автобусами, то автобусы не должны быть перегружены. Если есть возможность, необходимо разделить пассажиров бизнес класса и экономического.
Если пассажиры добираются до аэровокзала пешком по перрону, то пассажирам должно быть обеспечено сопровождение.
Несопровождаемые дети находятся под присмотром и ответственностью обслуживающего агента до момента передачи ребенка встречающей стороне.
2.2 Технологический график
Технологический график обслуживания взят из сборника технологических графиков обслуживания ВС в аэропорту Красноярск (Емельяново)
Настоящий Сборник технологических графиков обслуживания ВС определяет порядок и очередность выполнения технологических операций при обслуживании ВС и пассажиров, обработки багажа, грузов и почты при подготовке ВС к отправлению, по прибытию, при обслуживании оборотных/транзитных внутрироссийских и международных рейсов.
Требования Сборника ТГО обязательны для применения всеми участниками процесса обслуживания ВС, пассажиров и багажа, груза в аэропорту Красноярск (Емельяново).
Технологический график обслуживания ВС в аэропорту Красноярск (Емельяново), (Приложение).
Типы ВС: B-747; В-767; B-777; A-330
Вид рейса: начальный (вылет)
– Предварительная готовность на данных типах ВС передается не позднее, чем за 0:45 минут до планируемого отправления ВС.
Практическое занятие №7. Изучение структуры служб организации перевозок (СОП) на воздушном транспорте.
Цель работы:составление схемы взаимодействия СОП и определение ответственности каждой службы.
Структура СОП определяется в каждом конкретном случае, исходя из объёма воздушных перевозок данного аэропорта, наличия в данном городе городского аэровокзала, в котором производится регистрация вылетающих пассажиров, типа воздушных судов, эксплуатирующих данный аэропорт, наличие в аэропорту международного сектора и других особенностей данного аэропорта. В крупных аэропортах при значительных объёмах перевозок СОП состоит из нескольких самостоятельных служб: СОПП (служба организации пассажирских перевозок), СОПГП (служба организации почтово-грузовых перевозок), СОМП (служба организации международных перевозок).
К другим службам аэропорта относятся: АТБ (авиационно-техническая база), ОУВД (Служба организации управления воздушным движением), САБ (служба авиационной безопасности), ЛС (лётная служба), СБП (служба бортпроводников), СНС (служба наземных сооружений), АС (аэродромная служба), ГСМ (служба горюче-смазочных материалов), штаб. Деятельность всех служб аэропорта контролирует ПДСП (производственно-диспетчерская служба предприятия).
Оперативное взаимодействие подразделений и групп СОП с другими службами аэропорта имеет своей главной целью обеспечить выполнение технологических сетевых графиков по своевременному и коммерческому обслуживанию воздушных судов, чтобы выполнить следующие задачи:
— высокий уровень регулярности и безопасности полётов;
— оперативный контроль своевременного выполнения всех технологических операций;
— чёткое взаимодействие всех групп СОП и соответствующих служб аэропорта при задержках рейсов и возникновении “сбойных” ситуаций;
— своевременная отправка транзитных и трансфертных пассажиров;
— повышение экономической эффективности рейсов с максимальной платной коммерческой загрузкой каждого рейса.
Практика работы гражданской авиации (ГА) показывает, что наиболее успешно задачи взаимодействия решаются внедрением диспетчерской системы управления и контроля, т.е. диспетчеризацией, при которой каждая группа несёт ответственность за выполнение той или иной операции и диспетчер имеет полномочия требовать выполнение операций в установленные графиками сроки. Внедрение диспетчеризации позволяет:
— улучшить организацию и управление воздушными перевозками в аэропорту;
— быстро устранять возникающие в ходе работы неисправности, отказы и промедления;
— контролировать ход технологического процесса;
— внедрять компьютерные системы с установкой терминалов на рабочих местах диспетчеров.
В настоящее время координация действий всех служб аэропорта возложена на производственно-диспетчерскую службу предприятия (ПДСП), которая:
1. составляет суточные планы полётов и передаёт их во все службы аэропорта;
2. контролирует работу всех служб аэропорта по технологическому графику;
3. при задержках рейсов и “сбойных” ситуациях (массовая задержка рейсов) согласовывает вылет воздушных судов с промежуточными аэропортами посадки;
4. принимает меры по максимальному использованию грузоподъёмности воздушных судов;
5. осуществляет контроль движения воздушного судна на всю глубину полёта, обеспечивает информацией пассажиров и персонал;
6. контролирует расстановку воздушных судов на перроне и местах стоянки;
7. производит учёт и анализ регулярности полётов по всей глубине полётов;
8. принимает меры по выполнению суточного плана полётов.
Технологический процесс обслуживания пассажиров и клиентуры в аэропорту должен обеспечить своевременное обеспечение коммерческой загрузкой каждого рейса.
Процесс включает в себя:
— регистрацию билетов и оформление багажа;
— специальный контроль безопасности (досмотр);
— доставка и посадка пассажиров в воздушное судно;
— загрузка в воздушное судно багажа, груза, почты и бортового питания;
— оформление полётной сопроводительной документации.
При обслуживании воздушных судов, прилетевших в аэропорт:
— высадка пассажиров и доставка их в аэровокзал;
— обеспечение обслуживания транзитных и трансфертных пассажиров;
— получение и обработка сопроводительных полётных перевозочных документов.
Схематически порядок взаимодействия может быть представлен следующим образом:
Аэропорт Диспетчер ПДСП |
Диспетчер авиатехбазы (АТБ) Диспетчер спецавтотранспорта Диспетчер службы ГСМ Диспетчер УВД Отдел главного механика Руководитель ВТП Диспетчер АДП |
|
Группа регистрации (ГР) Группа встречи и посадки (ДВП) Дикторская Диспетчер по транзиту (ДТ) Группа питания Диспетчер грузового склада Диспетчер по центровке (ДЦ) Диспетчер по загрузке (ДЗ) |
|
|
|
Диспетчер КГТ Диспетчер по бронированию Диспетчер по комплектованию |
Городской аэровокзал Диспетчер |
Рисунок 7.1 – Схема взаимодействияслужб организации перевозок (СОП)
Из данной схемы видно:
— взаимодействие диспетчерских служб аэропорта (ПДСП, ДСОП) и городского аэровокзала;
— определение фиксированной ответственности каждой диспетчерской группы за данный участок оперативной работы.
Практическое занятие №8. Технологический график подготовки воздушного судна к вылету
Цель работы:ознакомление с сопроводительной документацией на рейс и определение загрузки воздушного судна.
Суточный план полётов (СПП) составляется на конкретное число, дату и год для воздушных судов, экипажа, бортпроводников и служб аэропорта. СПП с учётом особенностей производственных задач на предстоящие сутки выполняется в ПДСП на основании действующего расписания движения воздушных судов, планов-нарядов лётных подразделений, предварительных планов полётов и заявок на выполнение авиационных работ.
Основной задачей СПП является равномерное распределение полётов в течение суток в зависимости от пропускной способности аэропорта.
Для составления СПП диспетчер по планированию должен иметь:
— план отправления воздушных судов по региональному и федеральному расписанию на предстоящие сутки, а также выписку из международного расписания;
— планы-наряды лётных подразделений ГА;
— предварительный план полётов КВС других лётных подразделений, выполняющих полёты по расписанию и вне расписания;
— предварительный план полётов литерных и подконтрольных рейсов, а также рейсов с переносом вылета на следующие сутки;
— сведения о состоянии и готовности аэродрома первой посадки и запасных к приёму и обслуживанию воздушных судов и о наличии ГСМ на аэродроме.
На основании этих данных диспетчер по планированию накануне дня полётов составляет СПП и утверждает его у руководителя авиапредприятия. Утверждённый СПП является основным документом и передаётся в службы аэропорта.
После составления СПП диспетчер обязан:
— обозначить в плане знаком К подконтрольные рейсы;
— проверить наличие резерва воздушных судов и экипажа;
— дать телеграмму в аэропорт вылета о запрещении или переносе времени прилёта на рейсы вне расписания.
3. тип воздушного судна
4. компоновка (предельная коммерческая загрузка)
5. принадлежность воздушного судна (управление ГА)
8. время прибытия (планируемое)
9. время прибытия (фактическое)
10. время отправления по расписанию
11. время взлёта (планируемое)
12. время взлёта (фактическое)
13. время прибытия в аэропорт первой посадки
14. причина задержки по классификатору; аэропорт-виновник задержки
Классификатор – официальный документ, обязательный для всех аэропортов. В случае задержки рейса диспетчер по нему определяет виновника задержки. Прежде всего, в акте указывается служба, виновная в задержке рейса. Акт подписывается начальником смены.
Для обеспечения СПП применяются технологические графики подготовки воздушных судов к вылету. Технологические графики осуществляются СОП, и их основой является время. Для каждого типа воздушного судна существует свой технологический график. На графике указывается время в минутах, необходимое для коммерческого обслуживания воздушного судна и перечень операций, которые необходимо выполнить в указанное время (загрузка грузов и почты, регистрация пассажиров и оформление багажа, досмотр пассажиров и их ручной клади, посадка пассажиров в воздушное судно и загрузка их багажа и т.д.). Диспетчер СОП принимает необходимые оперативные меры, если те или иные технологические операции выполняются с опозданием, так как это может привести к задержке вылета воздушного судна.
На графике указываются основные технологические операции, контроль за своевременным выполнением которых обеспечивает регулярность вылета воздушных судов. Аналогичный график составляется для обслуживания прилетевших в конечный пункт и транзитных воздушных судов.
Суточный план полётов и технологический график подготовки воздушных судов к вылету – это два документа совместимые между собой и позволяющие аэропорту отправления (вылета) координировать слаженную работу всех служб аэропорта.
Термины и определения по обеспечению и учёту регулярности полётов воздушных судов.
Рейс – транспортный полёт воздушного судна по расписанию или вне расписания (заказные и чартерные рейсы), выполняемый в одном направлении от начального до конечного пункта маршрута.
Расписание движения самолётов – основной программный документ авиапредприятия, регламентирующий работу всех его служб.
Частота движения – число полётов, выполняемых в течение одной недели.
Навигация рейса – календарный период, в течение которого выполняется полёт без изменений элементов характеристики рейса.
Вид движения – характеристика рейса, определяющая специфику выполняемых перевозок (пассажирские, грузовые, почтовые).
Отправление рейса – начало движения воздушного судна после запуска двигателей на перроне.
Прибытие рейса – остановка воздушного судна на перроне после заруливания или буксировки.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.