Что такое печать бога
Что такое печать Бога и начертание антихриста?
О печати антихриста в Библии ничего нет
О Божией печати там сказано: «И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живаго. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря: не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего» (7: 2-3).
То есть ангел, имеющий Божию печать, посылается Господом, чтобы запечатлеть верных перед началом антихристовых гонений.
Печати широко использовались в древности. Они были не только у правителей и государственных учреждений. Печати постоянно использовались в древнем производстве и товарообмене.
Запечатленные Таинством Крещения
Ведь в первые века христианства крестили в основном взрослых людей, которые долго готовились к Таинству, исповедали веру и сдавали небольшой экзамен епископу. Крещение было благодатной печатью, которую получал уверовавший и нравственно изменившийся человек. Крещение толкуется как запечатление в некоторых посланиях апостола Павла. Согласно этой символике запечатленный Богом есть крещенный.
Также духовным запечатлением является Таинство Миропомазания. Апостол Павел часто говорит о том, что христианин запечатлен даром Святого Духа».
Толкователи отмечают также один в некотором роде тайный смысл Божественного запечатления. У пророка Иезекииля написано:
«И слава Бога Израилева сошла с Херувима, на котором была, к порогу дома. И призвал Он человека, одетого в льняную одежду, у которого при поясе прибор писца. И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак» (9: 3-4).
Буква «Тав» или Крест
Видимо, во времена антихриста запечатление христиан будет означать, что Господь поможет им в вере и терпении пронести через гонения личный крест благочестия и верности Создателю.
Незримая печать или Имя Божие на челе вполне может означать постоянную молитву и память о Господе, непрерывное обращение к нему, общение с Ним.
А потому в Откровении Иоанна кроме 13-й главы, в которой говориться о начертании зверя, обязательно надо обратить ещё большее внимание на 7-ю, повествующую о печати Всевышнего. Имеющий её не примет начертания антихриста. Истинно любящий Христа не изменит Ему никогда ни при каких обстоятельствах.
Репост: ОЧЕНЬ ВАЖНО. «СФРАГИС» И «ХАРАГМА»: различие библейских понятий «печать Бога» и «начертание антихриста»! (Дополнено)
Как справедливо заметил один священник: «Нельзя быть мелочным, но надо быть внимательным к мелочам!» Именно в деталях, как правило, прячется дьявол. Многие из нас, христиан, в том числе и духовенство, привыкли употреблять словосочетание «печать антихриста». Однако, если быть внимательным к мелочам, данное определение… неверно!
Дело в том, что в греческом оригинале слову «печать» соответствует понятие «сфрагис». Оно обозначает печать или оттиск, которые оставляет, например, перстень-печатка. Именно это слово употребляется в Новом Завете, когда речь идет о том, чтобы ангелы, по велению Бога, пометили людей, занесенных в Книгу Жизни и, значит, СПАСЕННЫХ!
Совсем другое греческое слово употребляется, когда речь идет о НАЧЕРТАНИИ антихриста – это «харагма» (χάραγμα)! И вот здесь — в значении самого этого слова – уже сокрыто много опасного и предостерегающего, что достаточно хорошо свидетельствует о сущности той метки, которую будет навязывать людям «сын погибели»!
Впервые это понятие употребил за шесть веков до Рождества Христова известный древнегреческий драматург Софокл. Употребил в значении… «УКУС ЗМЕЯ»! За 50 лет до появления на свет Спасителя это слова использовал Плутарх. На этот раз – в значении «ДЕНЕЖНАЯ МЕТКА», «СПИСОК ДОЛГОВ»! Последние два смысла «харагмы» вам ничего не напоминают из современного банковского лексикона? Например, скажем… клиентскую «КРЕДИТНУЮ КАРТУ». (Другие значения «харагмы»: 1. знак, отметина; клеймо; 2. образ, изображение).
И вот тут-то весь «калейдоскоп» складывается в одну ясную, целостную и понятную картину, которую две тысячи лет назад увидел св. ап. Иоанн Богослов и попытался, по воле Божией и по мере своих сил, передать нам и тем самым предупредить нас — через века — о характере грозящей нам сегодня опасности в своем знаменитом «Апокалипсисе», что с греческого переводится как… «ПОДНЯТИЕ ПОКРОВА»!
Итак, отмена оборота наличных денег (о чем уже принято решение Бильдербергским клубом еще в 2015 году!) приводит к тому, что «купить и продать» можно будет что-либо только через «кредитную карту». Последняя же будет совмещена (что в обязательном порядке предусматривается на первом этапе) с документом, удостоверяющим личность, т.е. «пластиковым паспортом». Вторым этапом станет обязательное перенесение всех функций этого «пластика» на подкожный чип и лазерное начертание, которые технологией своего применения образно как раз и напоминают тот самый… «УКУС ЗМЕЯ». Того самого древнего ЗМЕЯ (сиречь сатаны), который соблазнил в свое время прародительницу Еву, а через нее и праотца Адама! А сам этот «УКУС», помимо прочего, будет содержать в себе еще и информацию упраздненной к тому времени «кредитной карты» — той самой «ДЕНЕЖНОЙ МЕТКИ» или «СПИСКА ДОЛГОВ»: иначе говоря, «кредитную историю» каждой отдельной личности, поклонившейся антихристу! Теперь вам все стало ясно?
Попутно заметим: вы обратили внимание, с какой энергичностью и упорством банки (даже, казалось бы, в кризис, когда «невозвраты» растут!) продолжают навязывать населению кредиты. Сегодня весь мiр, все человечество опутано сетью долгов. А ведь многие наши старцы предупреждали об этой «кредитной удавке» врага рода человеческого как о мощном инструменте, с помощью которого его слуги будут стараться дополнительно заставить людей принимать «харагму» — начертание антихриста, или «УКУС ЗМЕЯ», содержащий «СПИСОК ДОЛГОВ»!
Алексей Анатольевич Чеверда
Написано: «И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена (греч. ονομα-ед.ч., имя) богохульные (греч. βλασφεμιασ — богохульство, хула, поношение, злоречие, укоризненное злословие)». Откровение Иоанна Богослова, 13:1; написано также: «И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными…» Откровение Иоанна Богослова, 17: 3.
Важно обратить внимание, что на головах (на голове) правителя-зверя имя, выражающее богохульство и укоризненное злословие. Какое бы ни было имя правителя-зверя, но по сути своей это имя выражает укоризненное злословие и вражду против Бога Всевышнего.
Написано: «И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание (греч. χαραγμα – харагма: 1. знак, отметина; клеймо; 2. образ, изображение) на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти (ψηφιζω – считать) число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть». Откровение Иоанна Богослова, 13: 16-18.
(Известным является факт, что в деревне-греческом тексте книги «Откровение», выше указанное число представлено в виде трех букв: χξσ. Буква χ — соответствует числу 600; буква ξ — соответствует числу 60, и буква σ – соответствует числу 6. В сумме подсчет числовых значений этих букв дает число, указанное в книге «Откровение», 13: 16-18.)
Как я уже говорил выше, одно из значений слова «начертание» по-гречески пишется «χαραγμα», то-есть «харагма», имеет также значение — клеймо. Клеймо ставилось на теле рабов или преступников в древней Греции. Клеймили отчасти для наказания, отчасти для предостережения, например, беглых рабов, a также рабов, осужденных на работы в рудниках. На последних ставили также клеймо на лоб, а впоследствии также на руки и уши.
Здесь можно с большой долей вероятности предположить, что начертание зверя — харагма, в своем значении может иметь смысл — КЛЕЙМА. Клеймо в древней Греции выражало принадлежность раба своему господину. В духовном смысле, принятие клейма человеком, — это не причина, а следствие действия на человека нечистого духа, через грех (грехи).
В последнее время, можно предположить, что примут начертание правителя-зверя те, кто не очищен от своих грехов: «И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения». Второе послание к Фессалоникийцам, 2: 8-10.
Также и здесь: «… и поклонились зверю… И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира. Кто имеет ухо, да слышит». Откровение Иоанна Богослова, 13: 4-9.
Почему поклоняться? — потому, что не приняли любви Истины для своего спасения. Почему их нет в книге жизни у Агнца? — потому, что они во время благоприятное отвергли свое право на покаяние, или пренебрегли правом на очищение своих грехов, как написано: «Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник — помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив». Исаия, 55: 6,7.
Написано о святых: «Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти». Откровение Иоанна Богослова, 12: 11.
Сказано также: «Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится: он умирает без наставления, и от множества безумия своего теряется». Притчи, 5: 22-23.
В прошлом были предприняты различные попытки определить имя будущего правителя-зверя, но ни одна из этих попыток не увенчалась успехом. Эти вычисления имени правителя-зверя весьма многочисленны и противоречивы, и не соответствуют Духу Святого Писания.
Я попробую объяснить почему. Основная причина всех ошибочных выводов определить имя правителя-зверя состоит в том, что толкователи прибегали к методам познания Истины, о которых Господь нигде не учил в Слове Своем. К таким методам, в частности, относятся некоторые языческие учения, согласно которым можно понять некий скрытый смысл слов Всевышнего путем различных математических операций в отношении того или иного слова в Святом Писании.
Но вот путь познания Истины от Бога Всевышнего. Написано: «Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света.» Исаия 8: 20; также и здесь: «… Господь дает мудрость; из уст Его — знание и разум; Он сохраняет для праведных спасение; Он — щит для ходящих непорочно; Он охраняет пути правды и оберегает стезю святых Своих.» Притчи 2: 6-8; и здесь: «… помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и не ложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте». 1-е Иоанна, 2: 27.
Я приведу некоторые примеры ошибочных решений вопроса об имени зверя.
Поскольку в иврите, древне-греческом, латинском языках буквы алфавита означают также и числа, высказывалось мнение, что имя зверя будет состоять из таких букв, сумма чисел которых будет равна указанному числу зверя в Отк., 13: 17-18. Так, Ириней Лионский (Adv. haer. V 30. 3), Ипполит Римский (De Christ. et Antichrist. 50) указывали в качестве возможных имена: Εἰάνθας, Λατεῖνος, Τειτάν.
Другая попытка касается имени Домициана, во время которого была написана книга Откровения. На монетах, выпущенных в годы его правления был выбит его официальный титул Автократор Кесар Дометианос Севастос Германикос в виде аббревиатуры. Сумма соответствующих буквам чисел дает число указанное в Отк., 13: 17-18.
Некоторые толкователи считали, что Иоанн использует в главах 13 и 17 популярную легенду о Нероне ожившем. Затем Нерон назван зверем у Филострата ( Vit. Apoll. 4,38) и в Свиллиных книгах (Sib. Or. 5, 343; 8, 157). Существуют множество современных попыток «вычислить» число имени зверя, но они неоднозначны, весьма противоречивы друг другу и не имеют точного значения, которое могло бы соответствовать Слову Божьему.
Хочу обратить внимание, что в математических вычислениях имени зверя, которые производят также некоторые современные богословы, есть великая опасность, которая состоит в том, что когда действительно придет правитель-зверь, сын погибели, то те кто уверены в том, что знают имя зверя, могут обмануться…
Я еще раз хочу обратить Ваше внимание на то, что в отношении имени правителя-зверя, следует учесть тот факт, что на головах зверя, как написано, имя богохульное: «… на головах его ονομα βλασφεμιασ…» Отк., 13:1. /Текст «STEPHANUS 1550 TEXTUS RECEPTUS»/
7-8. Печать Бога живого
«И после сего видел я ЧЕТЫРЕХ Ангелов,
стоящих на ЧЕТЫРЕХ углах земли, держащих
ЧЕТЫРЕ ВЕТРА земли, чтобы не дул ветер
ни на землю, ни на море, ни на какое
дерево». Откр. 7:1.
С первой главы читаем: СЕМЬ церквей, СЕМЬ духов (Откр. 1:4,12,16), СЕМЬ золотых светильников, СЕМЬ звезд, СЕМЬ посланий (Откр. 2-3), СЕМЬ печатей на книге/свитке (Откр. 5:1), СЕМЬ Ангелов, СЕМЬ труб, СЕМЬ громов (Откр. 10:3), СЕМЬ чаш (Откр.15:7) Замечу, что и в «истукане» названы СЕМЬ частей тела. Но не в количестве употребления «семерки» состоит ее ценность.
= Божественное число «СЕМЬ» символически обозначает завершенность, законченность, целостность, полноту и совокупность.
В Откровении, на мой взгляд, преобладает смысл ЗАВЕРШЕННОСТИ определенного периода, явления. Даже порядок посланий и характеристика СЕМИ церквей происходит по закону энтропии: от Ефесской церкви «первой любви», через разные испытания, к «теплой» Лаодикийской церкви, которую Господь предупредил: «извергну тебя из уст моих».
Первые шесть печатей последовательно открывают энтропийные этапы истории Вселенской Церкви, оставленной на земле Иисусом Христом, Который «ПРИДЯ, НАЙДЕТ ЛИ ВЕРУ НА ЗЕМЛЕ?» (Лук. 18:8).
«И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего ПЕЧАТЬ БОГА ЖИВОГО. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря: не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, ДОКОЛЕ НЕ ПОЛОЖИМ ПЕЧАТИ НА ЧЕЛАХ РАБОВ БОГА НАШЕГО». Откр. 7:2-3.
«Но твердое основание Божие стоит, имея ПЕЧАТЬ СИЮ: познал Господь Своих». 2Тим. 2:19.
«В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего». Еф.1:13-14.
Первые запечатленные восхищены будут на облаках на Небо. Но кто-то мог и «проспать» или засомневаться в обетованиях Божьих. Но милостивый Бог оставляет и им суровый шанс спасения.
«И я слышал число запечатленных: ЗАПЕЧАТЛЕННЫХ БЫЛО СТО СОРОК ЧЕТЫРЕ ТЫСЯЧИ из всех колен сынов Израилевых». Откр. 7:4.
«После сего взглянул я, и вот, ВЕЛИКОЕ МНОЖЕСТВО ЛЮДЕЙ, которого НИКТО НЕ МОГ ПЕРЕЧЕСТЬ, ИЗ ВСЕХ ПЛЕМЕН И КОЛЕН, И НАРОДОВ И ЯЗЫКОВ, стояло пред престолом и пред Агнцем В БЕЛЫХ ОДЕЖДАХ И С ПАЛЬМОВЫМИ ВЕТВЯМИ В РУКАХ своих». Откр. 7:9.
Все они претерпят муки за имя Христа и будут убиты, но «дух каждого возвратится к Богу, Который и дал его». Судьба «двух свидетелей» из 11-й главы обнадеживает:
«И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их, и трупы их оставит на улице великого города, где и Господь наш распят. И многие из народов и колен, и языков и племен будут смотреть на трупы их три дня с половиною, и не позволят положить трупы их во гробы. И живущие на земле будут радоваться сему и веселиться, и пошлют дары друг другу, потому что два пророка сии мучили живущих на земле.
Но после трех дней с половиною вошел в них дух жизни от Бога, и они оба стали на ноги свои; и великий страх напал на тех, которые смотрели на них. И услышали они с неба громкий голос, говоривший им: взойдите сюда. И они взошли на небо на облаке; и смотрели на них враги их». Отк.11:7-12.
«И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога». Отк.8:3-4.
Православная Жизнь
Вряд ли найдется такой верующий человек, который не слышал бы о «печати антихриста». И многие думают, что о ней написано в книге Апокалипсис, – но это не так. Словосочетание «печать антихриста» в Библии отсутствует. Книга Откровения рассказывает о «начертании антихриста». Понятия сходные, но все же не до конца тождественные. Начертание отнюдь не равняется печати.
Сон справедливых. Сцена из Ковра Апокалипсиса (XIV в.)
В греческом тексте 13-й главы Откровения мы видим слово χάραγμα [х’арагма], которое означает «начертание, знак». В случаях использования слова «печать» появляется другой термин – σφραγίς [сфрагис] (отсюда сфрагистика – наука, изучающая печати). Но «печать» в Апокалипсисе как раз связывается не с антихристом, а с Богом. «Начертание антихриста» и «печать Бога» – таково словоупотребление книги Откровение.
О печати антихриста в Библии не написано
Мы с вами тысячу раз слышали о печати антихриста, о которой на самом деле в Библии не написано. И почти никто не говорит о печати Творца, про которую Библия повествует. Странное дело: получается, о Христе христианам как-то скучно беседовать. Подавай страшилки, ужасы, антихриста, диавола… В пику этой странной тенденции хотелось бы поговорить о Божией печати.
В Откровении о ней упоминается в следующих стихах:
«И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живаго. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря: не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего» (Откр. 7: 2–3).
Итак, ангел, имеющий Божию печать, посылается Господом для того, чтобы запечатлеть верных в преддверии антихристовых гонений. Что же означает это запечатление?
Печать широко использовалась в древнем мире. Прежде всего, она была знаком принадлежности, собственности. Например, клеймили скот и рабов, чтобы легко определить, какому собственнику они принадлежат. Для той же цели купцы запечатывали тюки с товарами, владельцы виноградников запечатывали кувшины с вином. По клейму на товарах определяли их хозяина и вместе с тем качество продукции. Если учесть эту символику, кто такие запечатленные Богом? Это рабы Всевышнего, которые в некотором смысле представляют своего Господина.
Особый разговор о значении царской печати. Восточные деспоты имели при себе перстни-печатки, которыми заверяли официальные документы, а также обозначали свои личные вещи. Например, когда фараон поставил Иосифа правителем над Египтом, он надел свой перстень на руку Иосифа в знак предоставленной ему власти (см.: Быт. 41: 42). Царь Артаксеркс передал свой перстень Аману, а когда Аман лишился власти, печать перешла к Мардохею (см.: Есф. 3: 10; 8: 2). Царь Дарий запечатал перстнем ров, в который бросили пророка Даниила (см.: Дан. 6: 17). Камень, приваленный ко гробу Христа, тоже был запечатан правительственной печатью (см.: Мф. 27: 66). Если применить эту символику к запечатлению верных, получается, что они принадлежат Отцу Небесному, находятся под Его защитой и обладают вверенной им духовной властью (последнее особенно применимо к священникам, могущим «вязать и решить»).
В древней Церкви запечатление имело литургическое измерение: его связывали с Таинством Крещения
В древней Церкви картина запечатления имела литургическое измерение. Прежде всего, ее связывали с Таинством Крещения. Действительно, Крещение есть некая печать Божия, которая показывает, что крещенный стал собственностью и достоянием Господа. Также Крещение благодатно запечатлевает то изменение человеческого сердца, которое уже произошло. Ведь в первые века христианства крестили в основном взрослых людей, которые долго готовились к Таинству, исповедали веру и сдавали небольшой экзамен епископу. Крещение было благодатной печатью, которую получал уже уверовавший и нравственно изменившийся человек. Крещение толкуется как запечатление и в некоторых посланиях апостола Павла (см.: 2 Кор. 1: 22; Еф. 1: 13; 4: 30). Итак, согласно этой символике запечатленный Богом есть крещенный.
Также духовным запечатлением является Таинство Миропомазания. Апостол Павел часто говорит о том, что христианин запечатлен даром Святого Духа. В посланиях апостола можно встретить такие выражения:
В древности Святой Дух подавался верующему через возложение рук епископа, а сегодня – в Таинстве Миропомазания. В самом последовании Таинства священник, совершая помазание святым миром, произносит: «Печать дара Духа Святого». Если понять «запечатление» как миропомазание, то ангела, запечатляющего избранных, можно сравнить с епископом или священником, совершающим Миропомазание.
Толкователи отмечают еще один возможный смысл Божественного запечатления. У пророка Иезекииля написано:
«И слава Бога Израилева сошла с Херувима, на котором была, к порогу дома. И призвал Он человека, одетого в льняную одежду, у которого при поясе прибор писца. И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак» (Иез. 9: 3–4).
В еврейском тексте пишется не просто «сделай знак», а «сделай знак ת», причем ת («тав») – последняя буква еврейского алфавита, которая в древности изображалась как крест.
Возможно, запечатление христиан во времена антихриста будет означать то, что Господь поможет им с верою и терпением пронести через годы гонений свой личный крест христианского благочестия и верности Создателю. «Печать животворящего Креста отличит неверных от верных, непосрамленно и с дерзновением пред ними носящих знамение Христа», – писал святой Андрей Кесарийский. «Крест – прообраз будущего спасения и… означает конец: последняя буква – знак последнего выбора», – предполагал отец Даниил Сысоев, объясняя данное место.
Есть и другие возможные толкования картины запечатления ангелом верных.
«Печать эта есть отображение на лучших и избраннейших членах Христианской Церкви той Божественной благодати, которая, преображая их душу, преобразит и их внешний вид – чело», – говорится в Толковой Библии Лопухина.
Иные церковные писатели говорят о печати мученичества. Есть и такие, которые видят здесь избрание, благословение, охранение Божие. Многие предполагают, что речь идет о печати христианской веры, которую обретут в конце времен иудеи, согласно пророчеству апостола Павла (см.: Рим. 9: 11). На ту мысль, что запечатленные есть уверовавшие из евреев, также наводит последующее в 7-й главе перечисление израильских колен (см.: Откр. 7: 4–8).
Печать (Имя Божие) на челе может означать постоянную память о Господе, непрерывное общение с Ним
Если ассоциировать Откр. 7: 2–3 с Откр. 22: 4, где о спасенных говорится: «И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их», тогда, согласно нашим экзегетам, печать (Имя Божие) на челе может означать постоянную память о Господе, непрерывное общение с Ним, чрезвычайную близость к Творцу и неугасимую любовь к Нему.
Действительно, есть такой недуг церковного сознания, который связан с недостатком нашей любви ко Христу. Исцеляются от него подлинным интересом к Священному Писанию, частым участием в Литургии, духовным трудом по исполнению заповедей и тщательным изучением своей веры. Церковные толкования на Откровение также смело можно внести в список книг, необходимых для прочтения всякому православному человеку. И кроме 13-й главы, рассказывающей о начертании зверя, стоит обратить не меньшее внимание и на главу 7-ю, повествующую о печати Всевышнего. Имеющий эту печать не примет начертания антихриста, и по-настоящему любящий Христа не изменит своей любви никогда.
Последняя буква еврейского алфавита и печать Божья
«Тав» – последняя буква еврейского алфавита, которая в древности изображалась как крест.
Печать широко использовалась в древнем мире.
Прежде всего, она была знаком принадлежности, собственности.
Например, печатью клеймили скот и рабов, чтобы легко определить, какому собственнику они принадлежат.
Для той же цели купцы запечатывали тюки с товарами, владельцы виноградников запечатывали кувшины с вином.
По клейму на товарах определяли их хозяина и вместе с тем качество продукции.
Восточные деспоты имели при себе перстни-печатки, которыми заверяли официальные документы, а также обозначали свои личные вещи.
Например, когда фараон поставил Иосифа правителем над Египтом, он надел свой перстень на руку Иосифа в знак предоставленной ему власти (см.: Быт. 41: 42).
Царь Артаксеркс передал свой перстень Аману, а когда Аман лишился власти, печать перешла к Мардохею (см.: Есф. 3: 10; 8: 2).
Царь Дарий запечатал перстнем ров, в который бросили пророка Даниила (см.: Дан. 6: 17).
Камень, приваленный ко гробу Христа, тоже был запечатан правительственной печатью (см.: Мф. 27: 66).
***
Но при чем тут последняя буква еврейского алфавита?
Потерпите.
В древней Церкви запечатление имело литургическое измерение: его связывали с Таинством Крещения.
Крещение есть некая печать Божия, которая показывает, что крещенный стал собственностью и достоянием Господа.
Также Крещение благодатно запечатлевало то изменение человеческого сердца, которое уже произошло.
Ведь в первые века христианства крестили в основном взрослых людей, которые долго готовились к Таинству, исповедали веру и сдавали небольшой экзамен епископу.
Крещение было благодатной печатью, которую получал уже уверовавший и нравственно изменившийся человек.
Крещение толкуется как запечатление и в некоторых посланиях апостола Павла (см.: 2 Кор. 1: 22; Еф. 1: 13; 4: 30).
Итак, запечатленный Богом есть, непременно, крещеный.
Также духовным запечатлением является Таинство Миропомазания.
Апостол Павел часто говорит о том, что христианин запечатлен даром Святого Духа.
В посланиях апостола можно встретить такие выражения:
— «запечатлены обетованным Святым Духом» (Еф. 1: 13);
— «не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Еф. 4: 30);
— «Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2 Кор. 1: 22).
В древности Святой Дух подавался верующему через возложение рук епископа, а сегодня – в Таинстве Миропомазания.
В самом последовании Таинства священник, совершая помазание святым миром, произносит: «Печать дара Духа Святого».
Если понять «запечатление» как миропомазание, то ангела, запечатляющего избранных, можно сравнить с епископом или священником, совершающим Миропомазание.
Действительно, есть такой недуг церковного сознания, который связан с недостатком нашей любви ко Христу.
Исцеляются от него подлинным интересом к Священному Писанию, частым участием в Литургии, духовным трудом по исполнению заповедей и тщательным изучением своей веры.
Церковные толкования на Откровение также смело можно внести в список книг, необходимых для прочтения всякому православному человеку.
И кроме 13-й главы, рассказывающей о начертании зверя, стоит обратить не меньшее внимание и на главу 7-ю, повествующую о печати Всевышнего.
Имеющий эту печать не примет начертания антихриста, и по-настоящему любящий Христа не изменит своей любви никогда.