Что такое педагогическая направленность
Педагогическая направленность учителя
Основополагающими требованиями при выполнении любого из видов деятельности являются высокое мастерство и профессионализм. Помимо этих критериев, к педагогу предъявляется и ряд других требований, о чем в разные времена высказывались лучшие представители данной профессии. Из истории педагогики можно выделить некоторые идеи ведения педагогической практики.
Ф.И.О. педагога | Основные идеи к описанию требований к педагогу |
Гельвеций | Быть носителем глубоких и всесторонных знаний. «Человек взявший на себя труд обучать других, не имея для этого глубоких знаний, поступает безнравственно». |
Я.А. Коменский | Призвал учителейлюбить свою профессию, понимать, что она «настолько превосходная, как никакая другая под солнцем». |
К.Д. Ушинский | Систематически обновлять и пополнять свои знания. «Учитель учит до тех пор, пока учится сам. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель». Знать психологию детей, интересоваться их внутренним миром, изучать их индивидуальные способности. |
А.С. Макаренко | Быть патриотом, гражданином своего Отечества, активным носителем моральных убеждений. |
В.А. Сухомлинский | Быть великим гуманистом, любить детей, понимать, «чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце». |
Требования, предъявляемые к педагогу в истории педагогики.
Положительные и отрицательные качества в личности современного учителя
Личность учителя – это сложное социально-психологическое образование, формирующееся из подструктур. В истории педагогики требования к этой личности были сформулированы многими деятелями своего времени, но и современное общество обозначило ряд критериев, которым должен отвечать педагог сегодня. К таким требованиям относится:
В педагогической практике существуют обозначенные качества, которые не должны сопровождать личность современного учителя, а именно:
В процессе профессионального отбора и медицинских освидетельствований выявляется степень готовности гражданина к профессии педагога. Таким образом, личность учителя начинает свое становление еще до начала освоения профессии как таковой.
Преподаватель – как субъект педагогической деятельности
Учитель – профессионал, обладающий компетенцией в осуществлении деятельности педагогического направления в рамках образовательного учреждения.
Компетентная деятельность педагога – это труд, при котором на высоком уровне обеспечивается профессиональная деятельность, общение, реализуются личностные качества преподавателя и достигаются высокие результаты при передаче знаний к младшему поколению.
Основными свойствами субъективности являются:
Помимо перечисленных свойств, основным требованием современного профессионального педагога является четкость его социально-профессиональной позиции, в которой он выражает себя, как субъект педагогической деятельности.
Позиция преподавателя – совокупность интеллектуальной, волевой, эмоционально-оценочной точки зрения на мир в профессиональной деятельности, представляющей источник активности педагога.
Данная позиция представляется социальным и профессиональным компонентом. В основе социальной позиции заложены взгляды, ценности и убеждения, сформировавшиеся в процессе становления личности. При выборе направления профессиональной деятельности важнейшими регулирующими факторами становятся профессиональные установки, индивидуальные особенности личности, темперамента, характера.
В рамках данной темы стоит рассмотреть и такие понятия как «педагогический талант» и «педагогическая квалификация».
Под понятием «педагогический талант» подразумевается высокий уровень индивидуальных способностей создающих условия для успешного, творческого выполнения профессиональных обязанностей.
Термин «педагогическая квалификация» определяется как особенность подготовленности кадра к осуществлению профессиональной деятельности, а именно комплекс полученных знаний, умений и навыков.
Таким образом, педагогический талант, подкрепленный профильными знаниями, умениями и навыками, является основой формирования образа высококвалифицированного современного педагога.
Направленность личности педагога
Направленность личности учителя – мотивационная направленность действий, поступков, поведения человека конкретными жизненными целями, источниками которых являются потребности, общественные требования.
Социально-профессиональная направленность
В качестве профессиональной направленности личности преподавателя принято понимать мотивацию, обусловленную профессиональными ценностями, гуманистическими установками, взглядом на обучающегося, как на итог, а не средство, развитием рефлексии, эмпатии, социальных способностей способствующих обеспечению продуктивного общения и успешного взаимодействия с окружающими.
Педагогическая направленность – это компонент характеризующийся наличием интереса к самим обучающимся, а также творческим подходом к решению поставленных профессиональных задач, глубокой заинтересованностью профилем деятельности, склонностью к постоянному совершенствованию и внедрению полученных знаний в повседневную практику.
Учитель с ярко выраженным компонентом педагогической направленности активнее включается в процесс профессионального самопознания. Он связан с пониманием норм, правил, моделей профессионального поведения, формированием индивидуального кредо в рамках выбранной профессии. Такой учитель осознает и принимает установленные эталоны и образцы характерного поведения, соотнося с ними себя, основываясь на личной оценке и мнении других участников педагогического процесса относительно педагогических способностей, характера и эффективности практики.
Гуманистическая направленность
В случае с гуманистической направленностью личности учителя ориентация осуществляется на создание условий для многогранного развития личности.
В целом понятие «гуманизм» подразумевает признание ценности человека как личности, его права на свободное, полноценное развитие и проявление своих индивидуальных способностей.
Гуманность, в свою очередь, означает наличие в личности таких качеств, как человечность, человеколюбие, уважение к чести и достоинству другого человека.
В свете вышесказанного, гуманистическая направленность личности определяется как стремление подчинения всех профессиональных действий преподавателя интересам личности обучающихся.
Это позволяет полноценно реализовать задачи личностно-ориентированной педагогики, а именно, оказать содействие человеку в определении отношения к себе, другим людям, окружающему миру. Этот компонент педагогической деятельности формируется на основании общепринятых человечеством ценностей и является основополагающим фактором успешной педагогической практики.
Познавательная направленность
Познавательная направленность личности учителя подразумевает культуру научно-педагогического мышления, где основным признаком выступает диалектичность.
Проявление этого компонента выражается в способности обнаруживать в каждом педагогическом проявлении и его противоречия. Диалектический взгляд на явления профессиональной действительности позволяет учителю воспринимать ее как процесс, где через борьбу старого и нового осуществляется непрерывное развитие, а также влиять на эти процессы, своевременно решая все возникающие вопросы и задачи.
Педагогическая направленность: понятие и структура, виды
Необходимо выделить исследования структуры педагогической направленности. Так, Л.М. Ахмедзянова, понимая под ее сущностью педагогическое призвание, в структуру включает:
— неосознанное влечение к педагогической деятельности;
— осознание объекта и содержания деятельности;
— склонность к педагогической деятельности и стремление заниматься ею, а также потребность в избранной профессии.
Наибольшую эффективность педагогической деятельности Л.М. Ахмедзянова связывает с потребностью в избранной профессии.
◘ наличие и объект педагогической направленности (связь субъекта переживания с объектами или отдельными аспектами деятельности);
◘ обоснованность (характеризует объем класса объектов, к которым имеется направленность);
◘ готовность к педагогической деятельности;
◘ валентность как степень связанности педагогической направленности с направленностью на искусство, литературу;
◘ удовлетворенность профессией учителя;
◘ сопротивляемость трудностям, гражданственность;
◘ потребность в педагогической деятельности;
◘ продуктивность в работе;
◘ возможность видеть и оценивать производительность своего труда.
Выбор главных стратегий деятельности обусловливает, по Н.В. Кузьминой, три типа направленности:
1) истинно педагогическую;
2) формально педагогическую;
Ложно педагогическую.
Только первый тип направленности способствует достижению высоких результатов в педагогической деятельности. Основным мотивом истинно педагогической направленности является интерес к содержанию педагогической деятельности.
Я-концепция педагога: самооценка, профессиональное самосознание
Я-концепция – относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. В психологии принято выделять две формы Я-концепции – реальную и идеальную.
Реальная Я-концепция – представление личности о себе, о том, «какой я есть». Идеальная Я-концепция – это представление личности о себе в соответствии с желаниями («каким бы я хотел быть»).
В структуру профессиональной Я-концепции педагога входит: осознание учителем норм, правил, модели педагогической профессии, формирование профессионального кредо; соотнесение себя с некоторым профессиональным эталоном; оценка себя глазами других, профессионально референтных людей.
Конечно, реальная и идеальная профессиональная Я-концепции не только могут не совпадать, в большинстве случаев они обязательно различаются. Расхождение между ними может приводить как к негативным, так и к позитивным следствиям. С одной стороны, рассогласование между реальным и идеальным «Я» может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов. С другой – несовпадение является источником профессионального самосовершенствования личности, стремления ее к развитию. Многое в профессиональной деятельности педагога определяется мерой этого рассогласования, а также его внутриличностной интерпретацией.
Для высокого уровня развития профессионального самосознания характерны: преобладание в иерархической структуре характеристик учителя ценностей личностного роста в профессии; представление в сознании образа ученика как субъекта своей жизнедеятельности и стремление самому быть отраженным в качестве значимого ее субъекта; доминирование установки на личностно-ориентированное взаимодействие с воспитанниками, позитивность самоотношения.
Самооценка относится к центральным образованиям личности, ее ядру, в значительной мере определяя социальную адаптацию личности и являясь регулятором ее поведения и деятельности. При этом следует понимать, что само ее формирование происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия.
В структуре профессиональной самооценки целесообразно выделять операционально-деятельностный и личностный аспекты. Первый связан с оцениванием себя как субъекта деятельности и выражается в мнении своего профессионального уровня (сформированности умений и навыков) и уровня компетентности (системы знаний). Второй отражается в оценке своих личностных качеств в связи с идеалом образа «Я-профессионального». Самооценка по этим двум аспектам необязательно согласованна. Рассогласованность ее по данным аспектам влияет на профессиональные адаптацию, успешность и развитие.
В структуре профессиональной самооценки целесообразно также выделить самооценку результата, связанную с оценкой достигнутого и отражающую удовлетворенность/неудовлетворенность достижениями, и самооценку потенциала, сопряженную с оценкой своих профессиональных возможностей, верой в себя и уверенностью в своих силах. Низкая самооценка результата совсем не обязательно говорит о «комплексе профессиональной неполноценности». Напротив, она в сочетании с высокой самооценкой потенциала является фактором профессионального саморазвития. Указанный самооценочный паттерн лежит в основе позитивной мотивации саморазвития и коррелирует с социальным и профессиональным успехом личности, в том числе и в педагогической деятельности.
Направленность личности на педагогическое взаимодействие предполагает ориентацию на другого человека, желание понять его, поддерживать отношения, включающие взаимопонимание.
Осознанность педагогической направленности может быть различной: от неосознаваемой до полностью осознаваемой, от некоей предрасположенности партнеров друг к другу, до тяги к совместному творчеству.
Педагогическое взаимодействие включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие и усвоение воспитанником и собственную активность последнего, проявляющуюся в ответных непосредственных или опосредованных влияниях на педагога и на самого себя (самовоспитание).
Педагогическая направленность и профессионально значимые качества педагога
Дата публикации: 24.04.2014 2014-04-24
Статья просмотрена: 11218 раз
Библиографическое описание:
Жуйкова, Т. П. Педагогическая направленность и профессионально значимые качества педагога / Т. П. Жуйкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 6 (65). — С. 705-708. — URL: https://moluch.ru/archive/65/10624/ (дата обращения: 24.12.2021).
Личность педагога (ее ценностные ориентации, смыслы, идеалы) характеризуется педагогической направленностью и определяет сущность педагогической деятельности и общения: ради чего трудится педагог, какие он ставит задачи и цели, какие выбирает способы и средства достижения целей и решения задач. Поэтому личность является центральным фактором в труде педагога.
Как отмечала, Маркова А. К. структура личности педагога включает: мотивацию личности (направленность личности и ее виды); свойства личности (педагогические способности), интегральные характеристики личности (педагогическое самопознание, творческий потенциал).
«Мотивация личности обусловлена ее направленностью, включающие ценностные ориентации, мотивы, цели, смыслы, идеалы. Направленность личности определяет систему базовых отношений человека к миру и самому себе, смысловое единство его поведения и деятельности, создает устойчивость личности, позволяя противостоять нежелательным влияниям извне или изнутри, является основой саморазвития и профессионализма, точкой отсчета для нравственной оценки целей и средств поведения» [1, c. 41].
В целом в направленности педагога могут быть выделены: гражданская, познавательная и самообразовательная направленность.
Педагогическая направленность — это мотивация к профессии педагога, главное в которой действительная ориентация на развитие личности учащегося (она не ограничивается любовью к детям). Устойчивая педагогическая направленность — это стремление стать, быть и оставаться педагогом, помогающее ему преодолевать препятствия и трудности в своей работе. Направленность личности педагога проявляется во всей его профессиональной жизнедеятельности и в отдельных педагогических ситуациях, определяет его восприятие и логику поведения, весь облик человека. Однако у педагога этот облик приобретает порой утрированные черты, выражающиеся в излишней назидательности, категоричности суждений, поэтому иногда педагога можно узнать сразу. Известно, что развитию педагогической направленности способствует сдвиг мотивации педагога с предметной стороны его труда на психологическую сферу, интерес к личности учащихся [2].
Способности педагога обычно рассматривают как индивидуальные свойства личности, способствующие успешному выполнению его деятельности. Педагогические способности определяют как индивидуальные устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям педагогического труда и создания продуктивных моделей формирования искомых качеств личности воспитуемого [3].
В управленческие педагогические способности входят: способности влиять на отдельные поступки другого человека и его поведение в целом, обращаться к мотивам и целям учащегося и через них управлять поведением, не превращать управление в манипулирование другим человеком [4]. Выделяют также неявные, скрытые педагогические способности и ярко выраженные, компенсируемые и некомпенсируемые.
Имеются и другие подходы к анализу педагогических способностей. Например, Кузьмина Н. В. выделяет следующие: коммуникативные, организационные, гностические [5]. Естественно, что каждая из выделенных педагогических способностей может проявляться в разных ситуациях, в том числе и в творческих, где творчество педагога с неизбежностью транслируется, переходит в творчество ребенка. Поэтому одно из важных качеств педагога как творческой личности — это исключительно высокий уровень эмпатии, или, по очень удачному выражению и названию книги В. Леви, «Искусство быть другим» [6]. И чем выше способность педагога к сочувствию, состраданию, сопереживанию, наконец, к сотворчеству, тем выше его профессионально-творческие результаты.
В. Леви, характеризуя разнообразие творческих проявлений педагога, показывает, что педагог, в зависимости от ситуации, может быть наблюдателем, контролером, наставником, исследователем, врачом, товарищем, критиком и так далее. На вопрос «Гений общения, каков он?», В. Леви выделяет следующие качества:
«Плюс интерес. Огромное любопытство, колоссальная жадность к людям, отсюда повышенное внимание, и тонкая наблюдательность, и превосходная память на все, касающееся другого.
Минус тревожность. При всей живости, подвижности этот человек на редкость спокоен. Центры страха как бы недоразвиты: беспечность до беззаботности. Замечательно, однако, что, по крайней мере, в 90 случаев из 100 эта беспечность оказывается мудростью.
Плюс обратная связь. Вы еще взглядываете, а он взглянул уже трижды, и понимаете Ваш взгляд как старого знакомого. Высокая чувствительность к изменениям. Способность легко, быстро перестраиваться, превосходная подвижность психики — свойство врожденное, но и поддающееся тренировке. Сопутствующие качества: ловкость, тактичность, находчивость, остроумие, артистизм.
Плюс артистизм. Богатство жестов и интонаций; превосходный рассказчик, имитатор и мим. Вкус к подробности, к сочным деталям. Неистощимый игровой азарт не карточного игрока, а ребенка, жаждущего жить разными жизнями.
Плюс агрессивность. При общем фоне доброжелательности и благодушия гений общения не лишен агрессивности, которая проявляется редко, но метко.
Плюс оптимизм. Оптимизм как убеждение, как жизненная установка, и оптимизм, как состояние, ощущение радости бытия — вещи разные, хотя и взаимосвязанные.
Минус предвзятость. Отсутствие предрассудков. Совместная невосприимчивость к каким-либо посторонним мнениям о человеке, равно как и титулам и званиям, заграждающим сущность.
Плюс симпатия. И ряд педагогических принципов, которыми руководствуется творческий работающий педагог: «Принцип первый — вникни. Принцип второй — создай благоприятную атмосферу. Принцип третий — не унижай. Принцип четвертый — возвышай». [7, с. 85].
Все авторы указывают на то, что существуют способности общие и специальные. К общим способностям они относят, прежде всего, способности интеллектуальные: хорошую память, сообразительность и другие. К специальным способностям относят те, которые необходимы для успешности выполнения специальных видов деятельности.
Показателям уровня общих способностей у педагога, как правило, является успешность обучения в средней школе и педагогическом учебном заведении. Но если бы для овладения мастерством было бы такое положение: кто отлично учится в педагогическом учебном заведении, тот столь же успешно справляется с самостоятельной педагогической деятельностью. Однако наблюдаются случаи, когда человек учится блестяще, а с самостоятельной работой справляется плохо. Довольно часты и противоположные случаи: студент не особенно успешно учится, а на самостоятельной работе быстро овладевает педагогическим мастерством и пополняет запас теоретических знаний. Следовательно, для успешного овладения профессией необходимы специальные способности [8].
Уровень специальных педагогических способностей проявляется в глубине, разносторонности информации, которую педагога может получить об особенностях развития своих учащихся; в быстроте перестройки своей деятельности.
Ряд авторов, такие как А. К. Маркова и Л. М. Митина выделяют следующие психологические качества самого педагога, важные для его педагогической деятельности. Перечислим их.
Педагогическая эрудиция — запас современных знаний, которые педагог гибко применяет при решении педагогических задач.
Педагогическое целеполагание — потребность педагога в планировании своего труда, готовность к изменению задач в зависимости от педагогической ситуации. «Педагогическое целеполагание — это способность педагога видеть сплав из целей общества и своих собственных и затем предлагать их для принятия и обсуждения учениками» [9, с. 54].
В ходе анализа педагогических ситуаций развертывается и педагогическое мышление как процесс выявления им внешне незаданных, скрытых свойств педагогической деятельности в ходе сравнения и классификации ситуаций, обнаружения в них причинно-следственных связей.
Особый интерес здесь представляет практическое педагогическое мышление. Это анализ конкретных ситуаций с использованием теоретических закономерностей и принятия на основе этого педагогического решения. «Практическое мышление — это всегда подготовка к преобразованию деятельности, направленном на внесение в нее изменений. Практическое мышление осуществляется обычно в условиях дефицита времени, имеет ограниченные возможности для проверки предположений» [10, c. 20]. Вариантом практического педагогического мышления является диагностическое мышление педагога — анализ отдельных черт ребенка и связывание их воедино с учетом прогнозирования развития личности.
Для анализа мышления педагога важно сопоставить два его вида: аналитическое дискурсивное, развернутое во времени, имеющие выраженные этапы, а также интуитивное мышление, которое характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, минимальной осознанностью.
Педагогическая интуиция — это «быстрое, одномерное принятие педагогом педагогического решения с учетом предвидения дальнейшего развития ситуации без развернутого осознанного анализа» [11, с. 21].
Важной чертой педагогического мышления является педагогическая импровизация — нахождение неожиданного педагогического решения и его мгновенное воплощение, совпадение процессов создания и применение при их минимальном разрыве.
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что в ходе изучения педагогом детей и самого себя совершенствуется также и ряд других профессионально важных качеств.
Педагогическая наблюдательность, зоркость, педагогический слух — понимание педагогом сущности педагогической ситуации по внешне незначительным признакам и деталям, проникновение во внутренний мир ребенка по мало приметным нюансам его поведения, способность по выразительным движениям читать человека как книгу.
Педагогический оптимизм — подход педагога к ребенку с оптимистической гипотезой, с верой в его возможности, резервы его личности, способность видеть в каждом ребенке то положительное, на что можно опереться.
Педагогическая находчивость — умение гибко перестраивать трудную педагогическую ситуацию, придать ей положительный эмоциональный тон, позитивную и конструктивную направленность.
Педагогическое предвидение — умение предвосхищать поведение и реакцию детей до начала или до завершения педагогической ситуации. Предусматривать их и свои затруднения.
Педагогическая рефлексия — обращенность сознания педагога на самого себя, учет представлений детей о его деятельности и представлений ребенка о том, как педагог понимает деятельность ребенка. Рефлексия означает осознание педагогом себя с точки зрения детей в меняющихся ситуациях. Педагогу важно развивать у себя здоровую конструктивную рефлексию, приводящую к улучшению деятельности, а не к разрушению ее постоянными колебаниями. Педагогическая рефлексия — это самостоятельное обращение к самоанализу без того, чтобы от него это потребовала администрация учебного заведения.