Что такое педагогическая поддержка

Педагогическое сопровождение и педагогическая поддержка в процессе образования

Педагогическое сопровождение и педагогическая поддержка в процессе образования

Понятие «педагогическое сопровождение» неразрывно связано с понятием «педагогическая поддержка», которую многие исследователи рассматривают как стратегию и тактику образования XXI века. Педагогическое сопровождение входит в систему понятий «педагогики поддержки» — одной из современных педагогических парадигм.

Необходимо выявить сущность понятий «педагогическая поддержка» и «педагогическое сопровождение», а также определить взаимосвязь этих понятий,

Основы теории педагогической поддержки были разработаны О.С. Газманом: дано ее определение, охарактеризована специфика (отличия от других областей образования), выделен предмет и содержание, описаны приемы, методы и формы деятельности.

Педагогическая поддержка — особое направление педагогической деятельности, последовательно реализующее принципы личностно ориентированного образования. Оно не только провозглашает обучающегося субъектом образования, но и стремится обеспечить субъект-субъектные, равноправные отношения взрослого и ребенка, направленные на решение проблем, преодоление трудностей, на индивидуальное саморазвитие.

Под поддержкой понимается комплекс «помогающих отношений» со стороны «посредника» или «доверенного лица». Это — действия, не дающие, согласно «Словарю русского языка» (1987 г.), чему-либо прекратиться, кому-либо упасть.

По О.С.Газману, «семантический и педагогический смысл понятия поддержки заключается в том, что поддержать можно лишь то, что помогает тому, что уже имеется в наличии (но на недостаточном уровне), т.е. поддерживается развитие «самости», самостоятельности человека. Под педагогической поддержкой мы понимаем деятельность профессионалов — представителей образовательного учреждения, направленную на оказание превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, успешным продвижением в обучении, эффективной деловой и межличностной коммуникацией, жизненным самоопределением».

Рассматривая соотнесенность, взаимосвязь понятий «педагогическая поддержка» и «педагогическое сопровождение», обратимся к учебному пособию под редакцией В.А.Сластенина, И.А.Колесниковой.

Педагогическая поддержка и педагогическое сопровождение — разные формы педагогической деятельности, объединяет их то, что они ориентированы на развитие индивидуальности. Авторы так распределяют виды педагогической деятельности по возрастным группам: забота — малышам, помощь — младшим, поддержка — подросткам, сопровождение — старшеклассникам. Они считают, что педагогическая поддержка постепенно перерастает в педагогическое сопровождение ребенка в образовании, и предлагают такие определения:

Педагогическая поддержка — процесс создания условий (совместно с ребенком) для сознательного самостоятельного разрешения им ситуации выбора при условии, если ребенок не справляется сам.

Педагогическое сопровождение — процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личного участия, поощрения максимальной самостоятельности подростка в проблемной ситуации при минимальном по сравнению с поддержкой участии педагога.

Педагогическое сопровождение подразумевает умение педагога быть рядом, следовать за учеником, сопутствуя в его индивидуальном продвижении в учении. Педагогическое сопровождение рассматривается как одна из форм педагогической поддержки, применимая к старшим школьникам.

Предметом педагогической поддержк и в основном выступают:

трудности, связанные с социальной дезадаптацией;

трудности в обучении (стойкая неуспеваемость, а отсюда и напряженность с учителями и родителями).

Понятие «педагогическое сопровождение» наиболее активно применяется в связи с профессиональным самоопределением школьников.

С позиции социально-профессионального самоопределения С.Н.Чистякова определяет педагогическое сопровождение как особую сферу деятельности педагога, ориентированную на взаимодействие со школьником по оказанию ему поддержки в становлении личностного роста, социальной адаптации, принятия решения об избираемой профессиональной деятельности и самоутверждения в ней.

Рассмотрим еще некоторые трактовки понятия «педагогическое сопровождение».

Ф.М.Фрумин, В.П.Слободчиков сопровождение рассматривают как помощь подростку в его личностном росте, установку на эмпатий-ное понимание ученика, на открытое общение. А.В.Мудрик трактует сопровождение как особую сферу деятельности педагога, направленную на приобщение подростка к социально-культурным и нравственным ценностям, необходимым для самореализации и саморазвития.

М.Р.Битянова считает, что сопровождение — это система профессиональной деятельности педагогического сообщества, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития в ситуациях взаимодействия.

Таким образом, сравнивая сущность понятий «педагогическая поддержка» и «педагогическое сопровождение», можно сделать вывод, что педагогическая поддержка связана прежде всего с преодолением конкретных проблем обучающегося и реализуется педагогами в проблемной ситуации. Педагогическое сопровождение предполагает непрерывную (заранее спланированную) деятельность, направленную на предотвращение трудностей.

Источник

Педагогическая поддержка

Что такое педагогическая поддержка. Смотреть фото Что такое педагогическая поддержка. Смотреть картинку Что такое педагогическая поддержка. Картинка про Что такое педагогическая поддержка. Фото Что такое педагогическая поддержка Что такое педагогическая поддержка. Смотреть фото Что такое педагогическая поддержка. Смотреть картинку Что такое педагогическая поддержка. Картинка про Что такое педагогическая поддержка. Фото Что такое педагогическая поддержка Что такое педагогическая поддержка. Смотреть фото Что такое педагогическая поддержка. Смотреть картинку Что такое педагогическая поддержка. Картинка про Что такое педагогическая поддержка. Фото Что такое педагогическая поддержка Что такое педагогическая поддержка. Смотреть фото Что такое педагогическая поддержка. Смотреть картинку Что такое педагогическая поддержка. Картинка про Что такое педагогическая поддержка. Фото Что такое педагогическая поддержка

Что такое педагогическая поддержка. Смотреть фото Что такое педагогическая поддержка. Смотреть картинку Что такое педагогическая поддержка. Картинка про Что такое педагогическая поддержка. Фото Что такое педагогическая поддержка

Что такое педагогическая поддержка. Смотреть фото Что такое педагогическая поддержка. Смотреть картинку Что такое педагогическая поддержка. Картинка про Что такое педагогическая поддержка. Фото Что такое педагогическая поддержка

Современные гуманистические воспитательные системы при разных концепциях, положенных в их основу, так или иначе выводят на идею педагогической поддержки, которая получает все более широкую известность в педагогике. Понятие «педагогическая поддержка» имеет различное содержание. Так называют деятельность различных служб общества, занимающихся охраной и защитой социальных прав детей.

Но в интересующем нас смысле педагогическая поддержка – это система педагогической деятельности, раскрывающая личностный потенциал человека, включающая помощь ученикам, учителям, родителям в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей. Это процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигатьжелаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни (О. С. Газман).

Педагогическая поддержка – это особая технология образования, отличающаяся от традиционных методов обучения и воспитания тем, что осуществляется именно в процессе диалога и взаимодействия ребенка и взрослого и предполагает самоопределение ребенка в ситуации выбора и последующее самостоятельное решение им своей проблемы.

Автор этой концепции О. С. Газман определил это направление как педагогику свободы, цель которой – разработать средства для формирования свободоспособной личности.

Проблема образования личности в педагогике свободы ступает как проблема индивидуального саморазвития, а педагогический процесс – как субъект-субъектные отношения, сотрудничество, сотворчество взрослого и ребенка, в которых доминирует равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом. Достойная человека цель воспитания – развитие его как свободной индивидуальности, понятой не как самодостаточность, независимость каждого от всех, а как такая свобода которая реализуется через ответственное служение другим, обнаруживается в связях с другими людьми.

Педагогика поддержки – это реальная «понимающая» педагогика, которая в отличие от педагогики воздействия может эффективно решать задачи изменения личностных качеств ребенка и взрослого, поскольку они оба гибко меняют свое поведение и сообща строят пространство сотрудничества.

Назовем условия обеспечения педагогической поддержки:

· согласие ребенка на помощь и поддержку,

· опора на наличные силы и потенциальные возможности личности и вера в них;

· ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия;

· совместность, сотрудничество, содействие;

· доброжелательность и безоценочность;

· безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства;

· реализация принципа «не навреди»;

· рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.

Профессор В. П. Бедерханова выделила факторы, обусловливающие развитие гуманистической позиции педагога.

1. Субъективные, или личностные, внутренние, связанные с самоосознанием педагога, его самоактуализацией, принятием им основных гуманистических ценностей, развитием рефлексивных и проективных способностей; направленностью, компетентностью, умелостью, удовлетворенностью, творчеством.

Эту группу факторов можно описать через следующие признаки:

· потребность в личностном саморазвитии; принятие себя и ребенка;

· позитивное ценностное отношение к себе;

· отношение к другому как самоценности;

· уверенность в возможностях и способностях каждого ученика;

· установка на личностное поведение вместо ролевого; отказ от «долженствования» и соответствия чужим ожиданиям;

· мотивационная направленность на другого;

· готовность к открытому общению;

· установка на диалог;

· способность открыто выражать свои чувства;

· способность к взаимодействию; эмпатийное понимание вместо оценочного; чувство эмоционального настроя группы и человека, принятие его;

· восприимчивость к мере изменений, происходящих в личности и ее деятельности;

Что такое педагогическая поддержка. Смотреть фото Что такое педагогическая поддержка. Смотреть картинку Что такое педагогическая поддержка. Картинка про Что такое педагогическая поддержка. Фото Что такое педагогическая поддержка

· осознание ответственности за собственный выбор;

· педагогический такт, деликатность;

· общая положительная направленность на педагогическую профессию.

2. Объективные, или внешние, связанные с требованиями профессиональной деятельности, осуществляемой в гуманистической парадигме.

Они выступают регулирующей основой профессионального и личностного самоопределения и развития педагога, который:

· ориентирован на развитие ребенка (ученика, воспитанника, студента);

· создает условия для самоопределения, самореализации, помогает в личностном развитии; актуализирует мотивационные ресурсы человека;

· владеет технологией индивидуальной и групповой работы, активно участвует в групповом взаимодействии; выступает как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью;

· умеет работать в диалогических формах и ситуации выбора;

· обеспечивает сотрудничество в принятии решения между всеми участниками образовательного процесса; использует договор как способ взаимодействия с другими людьми; умеет «работать с целями» разных участников взаимодействия; создает доверительную атмосферу во взаимодействии;

· хорошо знает самого себя, анализирует результаты собственной деятельности; способен ее перестраивать; учиться, самостоятельно решать свои проблемы;

· способен брать на себя ответственность.

3. Объективно-субъективные, связанные с организацией профессиональной среды, профессионализмом руководителей, качеством управления образовательной системой, со следующими признаками:

· наличие рефлексивно-инновационной среды в образовательной системе; совместное проектирование образовательного процесса всеми его участниками;

· атмосфера образовательного учреждения, характеризующаяся доверительностью, открытостью, совместной деятельностью детей и взрослых, совместным творчеством; организация личного опыта жизни и работы самих взрослых в условиях свободы и ответственности; «проживание в гуманистической парадигме» (сборы, клубы, организация отдыха, проведение обучающих семинаров);

· объективизация в педагогическом сообществе личностных ценностей и смыслов; наличие обратной связи в информации о состоянии, развитии, трудностях и проблемах всех членов образовательного процесса; психологизация всего образовательного процесса;

· управление по «горизонтальному принципу»; личностно ориентированный подход в организации методической службы; открытость образовательной системы, включение в анализ деятельности общественной экспертизы как средства гуманитарной поддержки.

Рассмотрим этапы педагогической поддержки.

Диагностический – фиксация факта, сигнала проблемности, проектирование условий диагностики предполагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы (проговаривание ее самим школьником), совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка.

Поисковый – организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы (трудности), взгляд на ситуацию со стороны (прием «глазами ребенка»).

Договорный – проектирование действий педагога и ребенка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме.

Деятельностный:

а) действует сам ребенок: со стороны педагога – одобрение его действий, стимулирование, обращение внимания на успешность самостоятельных шагов, поощрение инициативы;

б) действует сам педагог: координация действий специалистов в школе и вне ее, прямая безотлагательная помощь школьнику, подстановка себя вместо ребенка.

Рефлексивный – совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация (фиксирование) факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности.

Для любого человека характерно ожидание поддержки или готовность ее проявить – нравственной ли она будет, психологической или педагогической (или даже материальной), зависит от задач и условий деятельности. Особенно она необходима (и ожидаема) в ситуациях поиска и выбора (самоопределения), а в таких ситуациях ребенок оказывается постоянно, поскольку многое из того, что он делает, он делает впервые при минимуме опыта.

Для ребенка разрешение проблемы – это не только постепенное снятие напряжения, улучшение его состояния, но и своеобразный тренинг, проводимый не в специально созданных условиях с игровыми конфликтами, а в реальной ситуации егожизнедеятельности. Каждый реальный позитивный результат разрешения проблемы, достигнутый благодаря активности самого ребенка, – это его позитивный опыт выстраивания отношений к себе как к субъекту, деятелю, который может управлять ситуацией, противопоставляя обстоятельствам свое же волю, активность.

Педагогическая поддержка не гарантирует, что всегда будет достигнут результат, желательный и легкий для обучающего или воспитывающего. Но минимальный результат педагогической поддержки будет заключен в том, что ребенок всегда будет иметь шанс исследовать собственную проблему, осуществлять действия по ее разрешению и получит возможность соотнести собственный выбор с теми последствиями, которые он за собой повлечет.

Существует этика поддержки – объяснение воспитанникам с помощью этических понятий единства педагогических и нравственных норм поддержки.

О. С. Газман выдвинул следующие гуманистические максимы (или принципы)воспитания как наиболее важные:

· ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей;

· самореализация педагога – в творческой самореализации ребенка;

· всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении;

· все трудности непринятия преодолевай нравственными средствами;

· не унижай достоинства своей личности и личности ребенка;

· дети – носители грядущей культуры; соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения; воспитание – диалог культур;

· не сравнивай никого ни с кем, сравнить можно результаты действий;

· доверяя – не проверяй!

· признавай право на ошибку и не суди за нее;

· умей признать свою ошибку;

· защищая ребенка, учи его защищаться;

· оказывая поддержку, представь себя на месте ребенка, не делай и не говори того, что не понравилось бы тебе, ребенку.

Источник

Что такое педагогическая поддержка

—>Приветствую Вас Гость

«Педагогическая поддержка»: понятие, принципы, виды.

В традиционной системе воспитания реакция педагогов на проблемы школьников имеет, в основном, стихийный, ситуативный характер. Учителя реагируют только на внешне проявляющиеся действия и поступки учеников и выступают, как правило, в роли «скорой помощи»: наказание драчунов, наставления по поводу внешнего вида, манер, вызов родителей, жалобы классному руководителю и т.д.

Мотивы учителя, на первый взгляд, вполне благородны и обоснованы: забота о жизни и здоровье ребенка, желание научить его общаться, получать знании – сделать все, чтобы из учащегося получился Человек. Но форма помощи при этом не всегда адекватна намерениям, и часто выливается в назидание, приказ, угрозу, что может вызвать лишь ответную грубость, неподчинение или лень, апатию.

Помощь, проявляющаяся как вмешательство, исключает активное участие другого субъекта взаимодействия (ребенка) и потому непродуктивна. Внутренний конфликт, душевная рана, вызвавшие к жизни то или иное детское ЧП, как правило, игнорируются педагогом. В результате у ребенка возникает потребность защититься от учителя, приспособиться к ситуации.

Вот почему педагогическая система, ориентированная на ребенка, имеет дело не только с внешними проявлениями, но и с его внутренними мотивами, устремлениями, потребностями. И задача педагога состоит в нахождении средств и способов, позволяющих ребенку раскрыть личностный потенциал, а для этого понять проблемы ребенка, не навязывая ему свое их видение.

Можно отметить одновременное появление понятия «социальная поддержка», «психологическая поддержка», «педагогическая поддержка», «социально-педагогическая поддержка».

Значение понятия «поддержка»:

1) помочь другому обрести уверенность;

2) подкрепить то положительное, что есть в личности;

3) удержать от того, что мешает развитию.

Что включает в себя «педагогическая поддержка»?

· изучение среды, в которой находится ребенок;

· выявление позитивных и негативных факторов, влияющих на жизнедеятельность детей;

· выявление педагогических проблем ребенка, с которыми он не может справиться самостоятельно;

· установление с ним договорных отношений;

· привлечение к решению проблемы преподавателей и других специалистов;

· консультирование преподавателей и других лиц, взаимодействующих с ребенком;

· совместный анализ результатов решения возникшей педагогической проблемы.

Понятие «поддержка» введено в педагогику в 1995 году членом-корреспондентом Российской академии образования Олегом Семеновичем Газманом и получило развитие в работах других ученых, которыми были определены основные механизмы, виды, способы и условия оказания поддержки субъектам образовательного процесса.

Рассматривая термин «поддержка», И. Б. Котова акцентирует внимание на глубинном смысле педагогической и психологической поддержки. Ее сущность состоит в сложных преобразованиях, затрагивающих его личность. Развивающаяся личность нуждается в понимании, принятии, особых стратегиях и тактиках воспитания, в вооружении механизмами и способами саморазвития.

А. Т. Анохина отмечает, что смысл поддержки заключается в том, что помогать можно лишь тому, что уже имеется в наличии, но на недостаточном уровне.

Л. А. Петровская понимает поддержку как сложное образование, которое субъективно воспринимается как переживание положительно окрашенного чувства уверенности в себе, собственной нужности, возникающая при сопереживании и получении помощи.

В зарубежной школе встречаются различные модели деятельности взрослых в системе поддержки: тьютор, школьный советник, советник по карьере, педагог-консультант, лечебный педагог, советник-консультант, школьный социальный работник.

В Великобритании широко используется развивающая модель: оказание помощи в принятии решения и разрешении проблемы.

В Финляндии особое внимание уделяется старшеклассникам и тем, кто оканчивает образовательное учреждение.

В США – педагогическое консультирование, создание благоприятной экологии образовательной среды.

в Англии – опекунство, курс социально-личностного образования.

в Голландии – система сопровождения профессиональной карьеры.

Ре­ализация концепции педагогической поддержки, разработанная под руководством О. С. Газмана, возможна в том случае, если основу профессио­нальной позиции учителя составляют следующие нормы педагогического взаимодействия:

· любовь к ребенку, безусловное принятие его как лич­ности, душевная теплота, отзывчивость, умение ви­деть и слышать, сопереживать, милосердие, терпи­мость и терпение, умение прощать;

· применение диалоговых форм общения с детьми, умение говорить по-товарищески, слушать, слы­шать и услышать;

· уважение достоинства ребенка, вера в миссию каж­дого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений;

· ожидание успеха в решении проблемы, готовность ока­зать содействие и прямую помощь при решении про­блемы, отказ от субъективных оценок и выводов;

· признание права ребенка на свободу поступка, вы­бора, самовыражения;

· поощрение и одобрение самостоятельности, незави­симости и уверенности в сильных сторонах ребенка; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной пробле­мы;

· умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка;

· собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку.

Обеспечение педагогической поддержки учащегося возможно тогда, когда в качестве принципов педагогического взаимодействия педагог избирает следующие:

Педагогическая поддержка оказывается как по запросу ребенка, так и в том случае, если учитель видит, что ученик может справиться с ситуацией сам, но не уверен в своих силах или же в «правильности» выбора.

Виды педагогической поддержки:

непосредственная поддержка практикуются педагогом в процессе его разговора с учеником. Характерной особенностью этого подвида является отсутствие в речи учителя фраз, содержащих подтекст, и его обращенность к конкретному ребенку, а не к классу в целом.

опосредованная поддержка осуществляется педагогом с помощью сказок, былин, во время сказанных пословиц или поговорок, напетой фразы из песни… Это способ натолкнуть ребенка на самостоятельное разрешение проблемы, не обидев его при этом нравоучениями и не навязывая свое мнение. Для данного вида характерно обращение к группе детей в целом.

Суть опережающей поддержки состоит в том, ученики получают от педагога повод для наблюдений еще до того, как у них возникла проблема. И в тот момент, когда в его реальной жизни возник затруднительный момент, он уже обладает набором методов и приемов благополучного его разрешения. Целью является создание ориентационно-ролевых ситуаций, проживание которых помогает ребятам выработать индивидуальные стратегии поведения в проблеме.

Своевременная поддержка осуществляются непосредственно в момент возникшей потребности ученика. Характерной особенностью этого вида является вопросно-ответная форма обращенности к конкретному ребенку и, при экстренной необходимости, привлечение специалистов в той или иной области (психолога, социального педагога, медика, представителей правоохранительных структур). Его целью является создание условий для ребенка, при которых он самостоятельно или же с помощью специалистов разрешает проблему, доминирующую для него в данный момент времени.

Поддержка, предупреждающая последействие оказывается после того, как в жизни человека произошло событие, способное породить проблему. Имеет своей целью нивелировать первоначальный стресс и снять напряженность для того, чтобы ученик смог адекватно рассмотреть создавшуюся ситуацию и предупредить возникновение и развитие возможных последствий.

единовременная поддержка оказываются в том случае, когда педагог уверен, что ребенок способен сам справиться с проблемой, и ему нужен только первоначальный импульс. Характерной его особенностью является использование педагогов не только вербальных способов общения, но и невербальных (мимика, жесты). Целью общения со стороны педагога является пробуждение внутренних резервов ребенка, вселение в него уверенности в собственных силах.

Пролонгированная поддержка используются педагогом в том случае, когда ребенок длительное время не может самостоятельно справиться с проблемой, несмотря на практически ежедневные обращения к педагогу. Характерной особенностью является серия встреч педагога и ребенка. Основная цель – вселить в ребенка уверенность, что в любое время он может найти поддержку и помочь сформировать позитивное отношение к действительности.

Дискретная поддержка уместна время от времени, тогда, когда педагог видит необходимость тактично корректировать развитие ситуации. В этом случае педагогом используются разнообразные типы педагогической деятельности и их сочетания, определяемые характером затруднений, испытываемых учеником в работе и общении. Вариативность, многообразие их приемов зависят от профессионализма педагога, его искренней заинтересованности в судьбе каждого ребенка.

В основу педагогической поддержки может быть положен новый для российской педагогики метод – индивидуальное педагогическое консультирование. Суть его сводится к тому, чтобы уберегать или облегчать процесс преодоления препятствий, трудностей и проблем, мешающих жизненной успешности. Педагог-консультант не решает проблему за ребенка, а лишь помогает ему сделать адекватный выбор из представленных разных вариантов решения проблемы и поддерживает самостоятельные действия ребенка в осуществлении его личного выбора.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *