Что такое педагогическая помощь
Что такое педагогическая помощь
—>Приветствую Вас Гость
«Педагогическая поддержка»: понятие, принципы, виды.
В традиционной системе воспитания реакция педагогов на проблемы школьников имеет, в основном, стихийный, ситуативный характер. Учителя реагируют только на внешне проявляющиеся действия и поступки учеников и выступают, как правило, в роли «скорой помощи»: наказание драчунов, наставления по поводу внешнего вида, манер, вызов родителей, жалобы классному руководителю и т.д.
Мотивы учителя, на первый взгляд, вполне благородны и обоснованы: забота о жизни и здоровье ребенка, желание научить его общаться, получать знании – сделать все, чтобы из учащегося получился Человек. Но форма помощи при этом не всегда адекватна намерениям, и часто выливается в назидание, приказ, угрозу, что может вызвать лишь ответную грубость, неподчинение или лень, апатию.
Помощь, проявляющаяся как вмешательство, исключает активное участие другого субъекта взаимодействия (ребенка) и потому непродуктивна. Внутренний конфликт, душевная рана, вызвавшие к жизни то или иное детское ЧП, как правило, игнорируются педагогом. В результате у ребенка возникает потребность защититься от учителя, приспособиться к ситуации.
Вот почему педагогическая система, ориентированная на ребенка, имеет дело не только с внешними проявлениями, но и с его внутренними мотивами, устремлениями, потребностями. И задача педагога состоит в нахождении средств и способов, позволяющих ребенку раскрыть личностный потенциал, а для этого понять проблемы ребенка, не навязывая ему свое их видение.
Можно отметить одновременное появление понятия «социальная поддержка», «психологическая поддержка», «педагогическая поддержка», «социально-педагогическая поддержка».
Значение понятия «поддержка»:
1) помочь другому обрести уверенность;
2) подкрепить то положительное, что есть в личности;
3) удержать от того, что мешает развитию.
Что включает в себя «педагогическая поддержка»?
· изучение среды, в которой находится ребенок;
· выявление позитивных и негативных факторов, влияющих на жизнедеятельность детей;
· выявление педагогических проблем ребенка, с которыми он не может справиться самостоятельно;
· установление с ним договорных отношений;
· привлечение к решению проблемы преподавателей и других специалистов;
· консультирование преподавателей и других лиц, взаимодействующих с ребенком;
· совместный анализ результатов решения возникшей педагогической проблемы.
Понятие «поддержка» введено в педагогику в 1995 году членом-корреспондентом Российской академии образования Олегом Семеновичем Газманом и получило развитие в работах других ученых, которыми были определены основные механизмы, виды, способы и условия оказания поддержки субъектам образовательного процесса.
Рассматривая термин «поддержка», И. Б. Котова акцентирует внимание на глубинном смысле педагогической и психологической поддержки. Ее сущность состоит в сложных преобразованиях, затрагивающих его личность. Развивающаяся личность нуждается в понимании, принятии, особых стратегиях и тактиках воспитания, в вооружении механизмами и способами саморазвития.
А. Т. Анохина отмечает, что смысл поддержки заключается в том, что помогать можно лишь тому, что уже имеется в наличии, но на недостаточном уровне.
Л. А. Петровская понимает поддержку как сложное образование, которое субъективно воспринимается как переживание положительно окрашенного чувства уверенности в себе, собственной нужности, возникающая при сопереживании и получении помощи.
В зарубежной школе встречаются различные модели деятельности взрослых в системе поддержки: тьютор, школьный советник, советник по карьере, педагог-консультант, лечебный педагог, советник-консультант, школьный социальный работник.
В Великобритании широко используется развивающая модель: оказание помощи в принятии решения и разрешении проблемы.
В Финляндии особое внимание уделяется старшеклассникам и тем, кто оканчивает образовательное учреждение.
В США – педагогическое консультирование, создание благоприятной экологии образовательной среды.
в Англии – опекунство, курс социально-личностного образования.
в Голландии – система сопровождения профессиональной карьеры.
Реализация концепции педагогической поддержки, разработанная под руководством О. С. Газмана, возможна в том случае, если основу профессиональной позиции учителя составляют следующие нормы педагогического взаимодействия:
· любовь к ребенку, безусловное принятие его как личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать;
· применение диалоговых форм общения с детьми, умение говорить по-товарищески, слушать, слышать и услышать;
· уважение достоинства ребенка, вера в миссию каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений;
· ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов;
· признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения;
· поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в сильных сторонах ребенка; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы;
· умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка;
· собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку.
Обеспечение педагогической поддержки учащегося возможно тогда, когда в качестве принципов педагогического взаимодействия педагог избирает следующие:
Педагогическая поддержка оказывается как по запросу ребенка, так и в том случае, если учитель видит, что ученик может справиться с ситуацией сам, но не уверен в своих силах или же в «правильности» выбора.
Виды педагогической поддержки:
непосредственная поддержка практикуются педагогом в процессе его разговора с учеником. Характерной особенностью этого подвида является отсутствие в речи учителя фраз, содержащих подтекст, и его обращенность к конкретному ребенку, а не к классу в целом.
опосредованная поддержка осуществляется педагогом с помощью сказок, былин, во время сказанных пословиц или поговорок, напетой фразы из песни… Это способ натолкнуть ребенка на самостоятельное разрешение проблемы, не обидев его при этом нравоучениями и не навязывая свое мнение. Для данного вида характерно обращение к группе детей в целом.
Суть опережающей поддержки состоит в том, ученики получают от педагога повод для наблюдений еще до того, как у них возникла проблема. И в тот момент, когда в его реальной жизни возник затруднительный момент, он уже обладает набором методов и приемов благополучного его разрешения. Целью является создание ориентационно-ролевых ситуаций, проживание которых помогает ребятам выработать индивидуальные стратегии поведения в проблеме.
Своевременная поддержка осуществляются непосредственно в момент возникшей потребности ученика. Характерной особенностью этого вида является вопросно-ответная форма обращенности к конкретному ребенку и, при экстренной необходимости, привлечение специалистов в той или иной области (психолога, социального педагога, медика, представителей правоохранительных структур). Его целью является создание условий для ребенка, при которых он самостоятельно или же с помощью специалистов разрешает проблему, доминирующую для него в данный момент времени.
Поддержка, предупреждающая последействие оказывается после того, как в жизни человека произошло событие, способное породить проблему. Имеет своей целью нивелировать первоначальный стресс и снять напряженность для того, чтобы ученик смог адекватно рассмотреть создавшуюся ситуацию и предупредить возникновение и развитие возможных последствий.
единовременная поддержка оказываются в том случае, когда педагог уверен, что ребенок способен сам справиться с проблемой, и ему нужен только первоначальный импульс. Характерной его особенностью является использование педагогов не только вербальных способов общения, но и невербальных (мимика, жесты). Целью общения со стороны педагога является пробуждение внутренних резервов ребенка, вселение в него уверенности в собственных силах.
Пролонгированная поддержка используются педагогом в том случае, когда ребенок длительное время не может самостоятельно справиться с проблемой, несмотря на практически ежедневные обращения к педагогу. Характерной особенностью является серия встреч педагога и ребенка. Основная цель – вселить в ребенка уверенность, что в любое время он может найти поддержку и помочь сформировать позитивное отношение к действительности.
Дискретная поддержка уместна время от времени, тогда, когда педагог видит необходимость тактично корректировать развитие ситуации. В этом случае педагогом используются разнообразные типы педагогической деятельности и их сочетания, определяемые характером затруднений, испытываемых учеником в работе и общении. Вариативность, многообразие их приемов зависят от профессионализма педагога, его искренней заинтересованности в судьбе каждого ребенка.
В основу педагогической поддержки может быть положен новый для российской педагогики метод – индивидуальное педагогическое консультирование. Суть его сводится к тому, чтобы уберегать или облегчать процесс преодоления препятствий, трудностей и проблем, мешающих жизненной успешности. Педагог-консультант не решает проблему за ребенка, а лишь помогает ему сделать адекватный выбор из представленных разных вариантов решения проблемы и поддерживает самостоятельные действия ребенка в осуществлении его личного выбора.
Помощь в педагогике
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность и составные компоненты педагогической поддержки
Педагогическая помощь отражается в педагогике понятием педагогическая поддержка.
Педагогическая поддержка – это технология организации образовательной деятельности, основанная на предоставлении ребенку полноценных возможностей для развития и саморазвития, самоопределения и самовыбора через диалоговое взаимодействие педагога и учащегося и оказание педагогом поддержки в данном процессе.
Рисунок 1. Педагогическая поддержка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Педагогическая поддержка выступает в качестве основы реализации личностно-ориентированного подхода в образовании. Она ориентирована на оказание разносторонней помощи ребенку в решении его индивидуальных образовательных проблем: коммуникативного взаимодействия, общего развития, удовлетворения особых образовательных потребностей, психического и физического состояния здоровья, профессионального самоопределения и др.
Данный вид помощи ориентирован на построение индивидуального образовательного маршрута и создание оптимальных условий построения внутреннего мира каждого учащегося.
Педагогическая помощь включает в себя следующие направления педагогической деятельности:
Готовые работы на аналогичную тему
Педагогическая помощь ориентирована на развитие у ребенка навыков самостоятельного принятия решений, разрешения различных проблем, умения вести себя в разнородных социальных ситуациях.
Любая личность требует особого подхода в раскрытии своего внутреннего потенциала. Поэтому, требуется применение особых стратегий и тактик воспитания, направленных на развитие у ребенка механизмов для собственного саморазвития и самореализации.
Рисунок 2. Педагогическая поддержка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Реализация педагогической поддержки, требует от педагога принятия ребенка в качестве субъекта образовательного процесса, наделенного разнообразными потребностями и возможностями, формирования основ положительного взаимодействия с учащимися, принятие ценности его личности, уважительного отношения к его интересам и потребностям, организацию сотруднических отношений и предоставление самостоятельности в совершении выбора, принятии решений, установлении независимости.
Принципы реализации педагогической помощи
Педагогическая помощь основывается на следующих принципах построения педагогического взаимодействия:
Разновидности педагогической поддержки
Педагогическая поддержка может быть:
Педагогическая поддержка
Выбранный для просмотра документ Педагогическая поддержка.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Педагогическая поддержка: понятие и сущность Педагогическая поддержка – это особая технология образования, отличающаяся от традиционных методов обучения и воспитания тем, что осуществляется именно в процессе диалога, взаимодействия ребёнка и взрослого.
Педагогическая поддержка Это такая организация воспитания, которая полностью основывается на обращении к внутренним силам и способностям ребёнка (подростка) и его САМОпроцессам, которые проявляются в таких действиях, как: САМОпознание САМОнаблюдение САМОлюбие САМОразвитие САМОпожертвование САМОкритика САМОпрогноз САМОорганизация САМОуправление САМОактуализация
Отказ от авторитарной педагогики Педагогическая поддержка предполагает полный отказ от авторитарной педагогики воздействия с опорой на: Назидание Наказание Прямое принуждение Нетерпимость к недостаткам и ошибкам Вызов родителей Манипулирование мнением друзей ребенка Требование беспрекословного повиновения Разные ухищрения выведать о поступках ребенка
Педагогическая поддержка Педагогическая поддержка особенно необходима тогда, когда надо прийти на помощь ребёнку или подростку, незащищенному и ранимому, в критических ситуациях. Это физическая либо моральная защита его от неблагоприятных социальных условий или психологического стресса, это создание условий для его самостоятельному противостояния злу.
Тактики используемые в педагогической поддержке: Тактика помощи. Тактика содействия. Тактика защиты. Тактика взаимодействия.
Условия успешности педагогической поддержки Если ребёнок растет в терпимости, он учится принимать других. Если ребенка подбадривают, он учится быть благодарным. Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым. Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей. Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть. Если ребенок растет во вражде, он учится агрессивности. Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым. Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
Нормы педагогической поддержки Любовь к ребёнку и, как следствие, безусловное принятие его как личности и индивидуальности; душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживание, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать. Приверженность диалоговым формам общения с детьми, умение с ними говорить по-товарищески, умение слушать, слышать и услышать. Уважение достоинства и доверие, вера в предназначение каждого ребёнка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений. Ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов.
Нормы педагогической поддержки Поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа; признание равноправия ребёнка в диалоге и решении собственной проблемы. Умение быть ему товарищем, готовность и способность быть на его стороне (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен. Собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и оценку/самооценку.
Позиция воспитанника Полагаться на собственное «Я сам..» Учиться думать Учиться выбирать Этика поддержки Этика поддержки — это интерпретация с помощью этических понятий единства педагогических и нравственных норм поддержки.
Принципы поддержки О.С. Газман охарактеризовал следующие гуманистические принципы воспитания как наиболее важные: ребёнок не может быть средством в достижении педагогических целей; самореализация педагога — в творческой самореализации ребёнка; всегда принимай ребёнка таким, какой он есть, в его постоянном изменении; все трудности непринятия преодолевай нравственными средствами; не унижай достоинства своей личности и личности ребёнка; дети — носители грядущей культуры; соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения; воспитание — диалог культур; не сравнивай никого ни с кем, сравнить можно результаты действий; доверяя — не проверяй! признавай право на ошибку и не суди за неё; умей признать свою ошибку; защищая ребёнка, учи его защищаться.
Спасибо за внимание!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Организация образовательного процесса: воспитательная работа, дополнительное образование, внеурочная деятельность
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: 43240032803
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
Учительница из Киргизии победила в конкурсе Минпросвещения РФ «Учитель-международник»
Время чтения: 2 минуты
Зарплаты педагогов Ростовской области вырастут в среднем на 10-15%
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин призвал повышать уровень общей подготовки в колледжах
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Педагогическая поддержка
Содержание
Определение педагогической поддержки
Педагогическая поддержка — это деятельность педагога направленная на развитие свободоспособности ребенка.
Педагогическая поддержка, наряду с фундаментальными деятельностями по социализации ребенка обучением и воспитанием является самоценной, самостоятельной профессиональной деятельностью по созданию условий для саморазвития ребенка.
Семантический и педагогический смысл понятия «поддержка» заключается в том, что поддерживать можно лишь то, помогать тому, что уже имеется в наличии (но на недостаточном уровне), т.е. поддерживается развитие «самости», самостоятельности человека. Поддержка проистекает из реальных нужд, которые ребенок испытывает, но в силу ряда причин не может самостоятельно удовлетворить. Поэтому ему необходима помощь и поддержка другого человека (других людей).
Основные концептуальные положения о педагогической поддержке в России были разработаны О.С.Газманом.
Предмет, цель и задачи
Предметом педагогической поддержки, становится процесс совместного с ребёнком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить своё человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, здоровом образе жизни.
Целью педагогической поддержки выступает помощь растущему человеку в обретении себя, в работе с самим собой, т.е. в самоопределении и самореализации, «выращивание» субъектной позиции ребенка.
Задачами педагогической поддержки являются:
Профессиональные нормы
Н.Б. Крылова определяет нормы поддержки, которые должны быть заложены в профессиональной позиции учителя (воспитателя).
Принципиальное отличие поддержки от традиционного руководства, в том, что педагог, взаимодействующий с ребенком на основе норм поддержки, видит в проблеме ребенка не «стресс для себя» или факт «компромата» для последующих «орг-выводов», а точку личностного роста ребёнка, он создает вместе с ним в пространстве его саморазвития новую образовательную ситуацию, что делает ребенка реальным субъектом его собственной жизнедеятельности и идентификации, а через них – и субъектом его собственного образования.
Тактики педагогической поддержки
Тактики направлены на становление в сознании ребенка представления о том, что для обретения независимости, необходимо научиться занимать рефлексивную позицию по отношению к проблеме и на этой основе самостоятельно строить целостную деятельность по ее разрешению, чтобы он учился не просто спонтанно действовать в ситуации проблемы, а размышлял над тем,
Разработкой тактик педагогической поддержки занимались ученые Н.В.Касицина, Н.Н.Михайлова, С.М.Юсфин.
Защита
Кредо тактики «защита»: «Ребёнок не должен оставаться жертвой обстоятельств». Педагог: а) через позицию «педагогической адвокатуры» защищает ребёнка от негативных обстоятельств, блокирующих его активность и развитие; б) через позицию «буфера» смягчает негативные обстоятельства; в) развивает в ребёнке способности избавляться от страха перед обстоятельствами. «Защита» используется в ситуации, когда по тем или иным обстоятельствам ребёнок становится «белой вороной», «гадким утёнком», «не таким, как все», вызывающим раздражение окружающих. Она квалифицирует как недопустимое, недостойное действие попытку взрослых «клеить на ребёнка ярлык неуспешности» — поскольку это прямое и целенаправленное посягательство на его самооценку, которая способствует стойкому неверию в свои силы, в себя — могущего стать хорошим и достойным человеком, «не хуже всех».
Педагог, защищающий ребенка, занимает позицию «педагогической адвокатуры». Данная позиция состоит в том, что «адвокат» согласен с ребёнком, который в ситуации явной неуспешности заявляет: «Я не виновен. Я хочу быть в жизни успешным, и в этом я такой же Человек, как все!». Задача «адвоката» не разоблачать общественные пороки, а помочь конкретному человеку. Ему нужно «защищая — не нападать».
Умения и способности педагога которые помогут в решении этой задачи:
Помощь
Тактика «помощи» рассчитана на то, чтобы ребёнок обязательно начал действовать. Но для того, чтобы он это сделал добровольно, ему необходимо «узнать вкус успеха».
Тактика «помощи», в основном, рассчитана именно на детей, которые самоблокируют свою активность, поскольку не в состоянии заблокировать свой страх перед внешней оценкой.
Если ребёнок или подросток не встречает в школе людей, которым он действительно интересен, важен, нужен, то у него с каждым днем теряется возможность быть сопричастным к тому, что там происходит. Многие дети защищается от проблемы, блокируя свою активность. Такой способ защиты делает человека как раз абсолютно беззащитным и беспомощным.
«Помощь» создает условия для «реабилитации» людей в глазах ребёнка, а это в свою очередь, становится условием для его самореабилитации. Ребёнку важно осознать, что он многое может. Стоит только попробовать преодолеть страх.
Успех первой пробы должен быть гарантирован. Ребёнок не должен разочароваться в себе и в людях, поскольку это разочарование может ещё больше укрепить в нем страх перед действием. Педагог, оказывая помощь, страхует ребёнка от этого разочарования. «Помощь» восстанавливает у ребёнка ощущение собственной значимости для других людей. Там, где она им была потеряна, там он должен её и найти — найти себя среди других.
Содействие
Кредо тактики «содействия»: «Ты всегда можешь совершить выбор — попробуй проверить себя!».
Главные условия перехода к тактикам «содействия» и «взаимодействия:
Педагог в тактике «содействия» «не работает на будущее ребёнка», а создаёт условия для того, чтобы тот, поспешая в будущее, в меру осознанности строил и управлял своим настоящим. Не учился «умозрительно» фантазировать по поводу жизни, а жил, но при этом постепенно осознавал, что самой своей жизнью он постоянно делает выбор себя для себя.
Проблема, которую помогает обнаружить и решить педагог, уже не столько житейская, сколько образовательная. Если в тактиках «защиты» и «помощи» педагог помогал ребёнку сосредоточиться на своих «могу» и тем самым освободить себя для действий, то тактика «содействия» направлена на желание искать и обретать смысл своих «Я хочу». Потребуются действия, связанные с осознанием и оценкой собственных желаний, интересов, мотивов и основ выбора, производимого в них. Потребуется привыкать к тому, чтобы осознавать себя человеком, свободно и ответственно выбирающим, реально действующим в соответствии со своим выбором.
Педагог занимает позицию «слушающего» и «вопрошающего», избегая позиций «советчика» и «эксперта». При этом он сдерживает сиюминутные желания ребёнка действовать, вовлекая его в процесс осмысления намерений; взрослый постоянно интересуется мнением ребёнка или подростка и отношением к происходящему; он выступает «рефлексивным зеркалом», упрощает конструкцию утверждений ребёнка до главного смысла в нём содержащегося (например, уточняя при этом: «Правильно ли я тебя понял, ты сказал следующее. »); он расширяет возможности выбора за счет «вбрасывания» новых вариантов, которые были ребёнку не известны.
В отличие от тактики «защиты» педагог не убирает с пути ребёнка преграды, на которые тот наталкивается (или которые, сам того не ведая, себе создаёт). Педагог не снимает общей доброжелательности общения, но он допускает, что ребёнку может быть эмоционально некомфортно тогда, когда он натолкнется на свою проблему и увидит, что решать её не может, пока не подумает, не выберет способ решения и не попробует его реализовать.
Тактика «содействия» по факту развивает критические, аналитические способности ребёнка, но главное — это то, что ребёнок учится концентрировать эти способности на осознание того, что проблема всегда имеет как минимум два варианта решений. Педагог в тактиках «содействия» и «взаимодействия» постоянно находится с ребёнком в диалоге. В диалоге невозможно все время кому-то доминировать, принуждая другого двигаться в своей логике. Диалог — это не интервью и не допрос, это беседа-размышление двух людей, объединенных желанием добраться до сути того, что ищут.
Взаимодействие
Кредо тактики взаимодействия: «Договор — это испытание свободой и ответственностью».
Образовательный эффект тактики взаимодействия состоит прежде всего в том, что ребёнок обретает опыт проектирования совместной деятельности. Взрослый при этом может реально продемонстрировать ребёнку различные культурные способы, которые помогают ему и ребёнку становиться более эффективными и успешными в своей совместной деятельности. У педагога создается уникальная ситуация напрямую «вживлять» в естественную ткань развития ситуации культурные формы организации и управления ею.
Договор — это единственная страховка, которую может реально предложить ребёнку педагог на этом уровне разрешения ребёнком проблемной ситуации. Договор помогает педагогу самому не потерять необходимый уровень реализма и ответственности: ведь он ни при каких обстоятельствах педагог не должен опускаться ниже той черты реализма, за которой не сможет ребёнку гарантировать безопасность.
Через процедуры, связанные с договором, взрослый учит подростка не только овладевать своей свободой, но и учит понимать, какой страховкой они при этом пользуются. Показывает, как эта страховка делается. Затем, если увидит, что ребёнок вознамерился идти без страховки, обязательно будет принимать меры по восстановлению необходимого уровня безопасности. Но прежде чем вступать с ребёнком в договорные отношения, педагог «готовит», «тренирует» его через тактику «содействия» познавать «принципы» восхождения к своей проблеме и учится самостоятельно следовать им.
В тактике «содействия» ребёнок познает себя и свои способности обходиться без «буфера», без чужой помощи встречать свою проблему. А «в договорной связке» с педагогом может попробовать осилить то, что одному пока не под силу.