Что такое педагогический подход
Существующие подходы педагогики
Выделяют такие методологии и методы педагогики:
Понятие методологии
Научное развитие требует постоянного пополнения новыми фактами. Для собрания и объяснения таких фактов требуются научно-обоснованные методы исследования, которые напрямую зависят от теоретических принципов и называются методологией.
Понятие «методология» часто воспринимается абстрактно и считается далёким от настоящей практики образования. На самом деле это не так, потому что методология – это комплекс принципов и способов организации, формирование теоретической и практической деятельности.
Методология педагогики – это наука, которая изучает методы и ориентируется на внутренние механизмы, логичное развитие и организации процессов в педагогике. Основой методологии являются научные идеи, которые считаются смыслом всей педагогической работы, также способы личного и профессионального самоопределения субъектов педагогической науки в часто изменяемой культурно-социальной ситуации.
Специфические и самостоятельные подходы помогают формироваться научной методологии любой науки и практической активности. Выделяют такие основные методы и подходы: системный, личностный, культурологический, деятельностный, этнопедагогический, полисубъектный, антропологический.
Системный подход
Системный подход педагогического процесса – это один из главных методологических принципов в педагогике, в котором элементы рассматриваются не по отдельности, а в взаимосвязи с другими.
Такой подход предоставляет возможность найти общие особенности и качественные свойства обособленных элементов, которые являются целой системой. Главной характеристикой педагогических процессов и явлений является системность.
В рамках системного подхода выделяют такие особенности системы:
Подход к системам образования должен быть целостным. Педагогическая система является самостоятельной и ей невозможно навязать способы поведения и развития. Важно правильно подобрать и активно развивать один из вариантов, которые возможны. Необходимо правильно рассчитывать самоуправляемый процесс.
Деятельностный подход
Деятельностный подход – это целесообразное изменение окружающей среды человеком.
Самой начальной формой такого преобразования считается труд, от которого зависит материальная и духовная человеческая работа. Важная особенность – происходит творческое изменение окружающей среды. Изменяя мир, человек начинает меняться сам и проявляться в роли субъекта личного развития.
Деятельностный подход – это не формирование и проявление личности в работе. Такой подход требует деятельности по определению и организации детской работы, по его переходу в роль субъекта познания и труда. Деятельностный подход подразумевает выполнение таких задач:
Полисубъектный подход
Основой полисубъектного подхода является человеческая сущность, которая довольно богатая и сложная.
Личность получает человеческое и гуманистическое содержание во время общения с другими людьми. Личность выступает в роли продукта и результата общения с другими людьми. По той причине личность рассматривают, как систему характерных ей отношений и как носитель взаимоотношений социальной категории.
Основу методологии гуманистической педагогики составляют диалогический, личностный и деятельностный методы. При использовании данных подходов возможно создать психологическое единство субъектов, при помощи которого на смену объектному влиянию приходит творческий процесс саморазвития и взаимного развития.
Культурологический подход
Культурологический подход – это связь личности с культурой, как с комплексом ценностей.
Внутри человека присутствует часть этой культуры, и он способен создавать новые элементы этой культуры.
Этнопедагогический подход
Главное условие использования этнопедагогического подхода к организации педагогического процесса – это воспитание, которое зависит от национальных традиций, культуры, обрядности, обычаев и привычек. Педагоги должны одновременно изучать, формировать такую среду и применять ее воспитательную сторону.
Антропологический подход
Разработал антропологический подход К. Д. Ушинский.
Антропологический подход – это системное использование информации из разных научных областей о человеке, их учет при применении педагогического процесса.
Основные методологические подходы в педагогике
Статья просмотрена: 68573 раза
Библиографическое описание:
Ахвердиев, Камиль Н. Основные методологические подходы в педагогике / Камиль Н Ахвердиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 6 (17). — С. 308-310. — URL: https://moluch.ru/archive/17/1674/ (дата обращения: 24.12.2021).
Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса: педагог и учащийся, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса. Задача воспитателя: учет взаимосвязи компонентов.
Сущность: признает личность как продукт общественно-исторического развития и носителя культуры, и не допускает сведение личности к натуре. Личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса. Уникальность личности – ее интеллектуальная нравственная свобода, право на уважение. Задача воспитателя: создание условий для саморазвития задатков и творческого потенциала личности.
Сущность: деятельность- основа, средство и условие развития личности, это целесообразное преобразование модели окружающей действительности.
Задачи воспитателя: выбор и организация деятельности ребенка с позиции субъекта познания труда и общения (активность самого). Это предполагает: осознание, целеполагание, планирование деятельности, ее организация, оценка результатов и самоанализ (рефлексия).
4.Полисубъектный (диалогический) подход.
Сущность человека богаче, чем его деятельность. Личность-продукт и результат общения с людьми и характерных для нее отношений, т.е. не только предметный результат деятельности важен, но и отношенческий. Этот факт «диалогического» содержания внутреннего мира человека учитывался в педагогике явно недостаточно, хотя в пословицах нашел отражение («скажи, кто твой друг. «, «с кем поведешься. «). Задача воспитателя: отслеживать взаимоотношения, способствовать гуманным отношениям, налаживать психологический климат в коллективе.
Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным составляет сущность методологии гуманистической педагогики.
ценностной структуре мира. Обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей, выработанной человечеством. Освоение человеком культуры представляет собой развитие самого человека и становление его как творческой личности (на основе освоенной культуры внесение в нее принципиально нового, творец новых элементов культуры). Задача воспитателя: приобщение к культурному потоку, активизация творчества.
Сущность: воспитание с опорой на национальные традиции,
культуру, обычаи. Ребенок живет в определенном этносе. Задача воспитателя: изучение этноса, максимальное использование его воспитательных возможностей.
Сущность обосновал Ушинский. Это системное использование
данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении
Методы педагогического исследования.
Под исследованием в области педагогики понимается процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях.
Педагогические исследования подразделяются на фундаментальные, прикладные и разработки. Фундаментальные исследования своим результатом имеют обобщающие концепции, которые подводят итоги теоретических и практических достижений педагогики или предлагают модели развития педагогических систем на прогностической основе.
Прикладные исследования – это работы, направленные на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса, вскрытие закономерностей многосторонней педагогической практики.
Разработки направлены на обоснование конкретных научно-практических рекомендаций, учитывающих уже известные теоретические положения.
Любое педагогическое исследование предполагает определение общепринятых методологических параметров. К ним относятся проблема, тема, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения. Основными критериями качества педагогического исследования являются критерии актуальности, новизны, теоретической и практической значимости.
Логика и динамика исследовательского поиска предполагают реализацию ряда этапов: эмпирического, гипотетического, экспериментально-теоретического (или теоретического), прогностического.
На эмпирическом этапе получают функциональное представление об объекте исследования, обнаруживают противоречия между реальной образовательной практикой, уровнем научных знаний и потребностью постичь сущность явления, формулируют научную проблему.
Гипотетический этап направлен на разрешение противоречия между фактическими представлениями об объекте исследования и необходимостью постичь его сущность. Он создает условия для перехода от эмпирического уровня исследования к теоретическому.
Теоретический этап связан с преодолением противоречия между функциональными и гипотетическими представлениями о нем.
Создание теории позволяет перейти к прогностическому этапу, который требует разрешения противоречия между полученными представлениями об объекте исследования как целостном образовании и необходимостью предсказать, предвидеть его развитие в новых условиях.
В соответствии с логикой научного поиска осуществляется разработка методики исследования. Она представляет собой комплекс теоретических и эмпирических методов, сочетание которых дает возможность с наибольшей достоверностью исследовать такой сложный и многофункциональный объект, каким является образовательный процесс. Применение целого ряда методов позволяет всесторонне изучить исследуемую проблему, все ее аспекты и параметры.
Методы педагогического исследования в отличие от методологии – это сами способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.
Выделяются следующие особенности:
1) Этическая направленность (эксперименты, противоречащие нравственным и этическим нормам, запрещены, недопустимость риска для здоровья и развития).
3) Неоднозначность (наличие многих причин).
4) Конечная цель педагогических исследований – установление закономерности в педагогических процессах.
Принципы выбора методов исследования:
принцип адекватности метода существу изучаемого явления;
принцип совокупности методов исследования.
Методы изучения педагогического опыта – это способы исследования реально складывающегося опыта организации образовательного процесса. При изучении педагогического опыта применяются такие методы, как наблюдение, беседа, интервью, изучение письменных, творческих и графических работ учащихся, анкетирование.
Наблюдение – целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения.
· определение задачи и цели (то есть для чего ведется наблюдение);
· выбор объекта, предмета и ситуации (что собираемся наблюдать);
· выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать);
· выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи);
· обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).
Различают наблюдение включенное, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение, и не включенное наблюдение – со “стороны”; открытое и скрытое (инкогнито); сплошное и выборочное.
Наблюдение – это очень доступный метод, но он имеет свои недостатки, связанные с тем, что на результаты наблюдения оказывают влияние личностные особенности (установки, интересы, психические состояния) исследователя.
Методы опроса – беседа, интервью, анкетирование.
Беседа – самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения дополнительной информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Разновидностью беседы является интервьюирование, принесенное в педагогику из социологии. При этом методе опроса исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью вопросы записываются открыто.
Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Анкетирование еще называют заочным опросом.
Этапы составления вопросника:
ü определение характера информации, которую необходимо получить;
ü составление приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы;
ü составление первого плана вопросника;
ü предварительная его проверка путем пробного исследования;
ü исправление вопросника и окончательное его редактирование.
Изучение продуктов деятельности учащихся (рисунков, контрольных работ, чертежей и т.п.) может дать необходимые сведения об индивидуальности учащегося, о его отношении к работе и о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области.
Особую роль в педагогических исследованиях играет эксперимент. Это специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его педагогической эффективности. Педагогический эксперимент – исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания;
Активное воздействие исследователя на педагогическое явление; изменение отклика, результатов педагогического воздействия и взаимодействия; неоднократную воспроизводимость педагогических явлений и процессов.
1. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект. М., 1982.
2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов – СПб.: Питер,2000
3. Журавлев В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. М., 1984.
4. Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально0педагогической культуры преподавателя высшей школы. М., 1993.
5. Латынина Д.Н. История педагогики. Воспитание и образование в России (Х- начало ХХв): Уч.пособие – М.: ИД Форум, 1998.
6. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаев М.Ф. История педагогики-М.: Просвещение, 1982.
7. Лихачев Б.Т. Сущность, критерии и функции научной педагогики ⁄ Педагогика. 1997. №6
9. Харламов И.Ф. педагогика: Учеб. пособие для студентов ун-тов и пед. ин-тов.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк.,1990.
11. Шаталов В.Ф. Точка опоры – М.: Педагогика, 1986 г.
12. Шевченко С.Д. Научить всех – научить каждого – М.: Педагогика,1989 г.
13. Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера – М.: Финансы и статика, 1992 г.-240 с.
14. Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. –М., 1994 г.
15. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. –М., 1998 г. – 250 с.
16. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогических инноваций: Опыт разработки теории инновационного процесса в образовании. М.,1991.
Основные методологические подходы в педагогике
Основные методологические подходы в педагогике
В педагогике выделяют следующие методологические подходы:
Системный
— рассматривает все компоненты в тесной взаимосвязи друг с другом;
— выявляет единство взаимосвязи всех компонентов педагогической системы (целей, задач, содержания, принципов, форм, методов, условий и требований);
— выделяет общие свойства и характеристики отдельных компонентов.
Личностный
— утверждает представление о сущности человека как личности;
— ориентирует организацию педагогического процесса на личность как цель, результат и критерий эффективности;
— требует признания уникальности личности, права на свободу и уважение;
— использует опору на естественный процесс развития творческого потенциала, саморазвития личности.
— утверждает представление о деятельности как об основе, средстве и главном условии развития и формирования личности;
— ориентирует личность на организацию творческого труда как наиболее эффективное преобразование окружающего мира;
— позволяет определить наиболее оптимальные условия развития личности в процессе деятельности.
Культурологический
— требует рассмотрения проблемы в сравнении с аналогичными процессами в истории отечественной и зарубежной педагогики, с позиций изменений в современной культуре;
— предусматривает ориентацию на социальные и культурные требования к формированию и развитию личности.
В ходе развития общества появлялись различные парадигмы (модели, образцы) образования и воспитания, имеющие как научно-педагогическую, так и общекультурную ценность.
Основные методологические подходы в педагогике:
Личностный подход (Ш.А. Амонашвилли, И.А. Зимняя, К. Роджерс и др.) признаёт личность как продукт общественно-исторического развития и носителя культуры, и не допускает сведение личности к натуре. Личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса. Задача воспитателя: создание условий для саморазвития задатков и творческого потенциала личности.
Выделенные методологические подходы педагогики как отрасли гуманитарного знания позволяют:
1. Определить её действительные проблемы и способы их разрешения.
2. Проанализировать всю сумму образовательных проблем и установить их порядок значимости (иерархию).
3. Реализовать гуманистическую парадигму образования.
4. Выявить свою личностную позицию.
Основными методологическими подходами в педагогике являются:
4. Полисубъектный (диалогический);
Системный подход применяется при исследовании сложных объектов, представляющих собой органичное целое. Исследовать педагогический объект с позиции системного подхода означает проанализировать внутренние и внешние связи и отношения объекта, рассмотреть все его элементы с учетом их места и функций в нем. Основными принципами реализации системного подхода, уточняющими его сущность, являются:
При системном подходе, например, система образования, процесс ее функционирования рассматриваются как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования; содержание образования на всех его ступенях, формы, методы, средства реализации этого содержания (технологии преподавания, освоения, обучения); субъекты системы образования (педагоги, обучающиеся, родители); учебные заведения как структурные элементы всей образовательной системы и функционирующие в них педагогические процессы; материальная база как средство системы образования.
Личностный подход в педагогике утверждает представления о социальной, деятельной и творческой сущности человека как личности. Признание личности как продукта общественно-исторического развития и носителя культуры не допускает сведения личности к натуре человека, а тем самым к вещи среди вещей, к обучаемому автомату.
Личностный подход означает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Он настоятельно требует признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
Деятельностный подход. Установлено, что деятельность – основа, средство и фактор развития личности. Этот факт обуславливает необходимость реализации в педагогическом исследовании и практике тесно связанного с личностным деятельностного подхода.
Деятельностный подход предполагает рассмотрение исследуемого объекта в рамках системы деятельности, ее генезиса, эволюции, развития. Деятельность как форма активности человека, выражающаяся в его исследовательском, преобразующем и практическом отношении к миру и самому себе, является ведущей категорией деятельностного подхода. Деятельность – это способ существования и развития общества и человека, всесторонний процесс преобразования природы и социальной реальности (включая его самого).
Деятельностный подход применительно, например, к изучению процесса формирования личности ребенка означает, что игра, учение, общение являются важнейшими факторами становления и развития растущего ребенка. При этом важнейшими педагогическими требованиями к организации воспитания выступают определение содержания соответствующей деятельности, разработка путей активизации и перевода ребенка в позицию субъекта познания, труда, общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение ребенка выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, самоконтролю, самоанализу и самооценке результатов деятельности.
Полисубъектный (диалогический) подход означает, что сущность личности значительно разностороннее и сложнее, чем процесс деятельности, в которую включена личность. Личность обретает свое «человеческое» содержание в общении с другими. В этом смысле личность есть продукт и результат общения с окружающими людьми.
Поэтому личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействий социальной группы. Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным позволяет создать психолого-педагогическое единство субъектов, благодаря которому «объектное» воздействие уступает место творческому процессу взаиморазвития и саморазвития.
Аксиологический (или ценностный) подход выступает своеобразным «мостом» между теорией и практикой, т. е. выполняет роль механизма связи между практическим и абстрактно-теоретическим уровнями познания и отношений к окружающему миру (обществу, природе, культуре, самому себе). Аксиологический подход в педагогике означает признание и реализацию в обществе ценностей человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности, образования в целом. Значимую ценность представляет собой идея гармонично развитой личности, связанная с идеей справедливого общества, которое способно реально обеспечить каждому человеку условия для максимальной реализации заложенных в нем возможностей. С изменением социально-экономических условий жизни трансформируются и педагогические ценности. Так, в процессе развития педагогической науки и практики выделяются изменения, связанные, во-первых, со сменой схоластических теорий обучения на объяснительно-иллюстративное и позже на проблемно-развивающее и личностно-ориентированное; во-вторых, с переходом от командно-регулирующего воспитания к личностно-гуманному. Аксиологический подход в педагогике, основанный на гуманистических ценностях, является методологической основой развития педагогической науки и совершенствования образовательной практики.
Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Человек содержит в себе часть культуры. Он не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т. е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой развитие самого человека, становление его как творческой личности и субъекта культуры.
Этнопедагогический подход предполагает организацию и осуществление процесса воспитания с опорой на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, обычаи, привычки. Национальная культура придает специфический колорит среде, в которой растет и формируется ребенок, функционируют различные образовательные учреждения. Реализация антипедагогического подхода к проектированию и организации педагогического процесса предполагает разрешение педагогами следующих задач: во-первых, изучение и формирование этой среды, во-вторых, максимальное использование ее воспитательных возможностей.
Антропологический подход впервые разработал и обосновал К. Д.Ушинский (1824–1870 г. г.). В его понимании – это системное использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса.
«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Это положение К. Д. Ушинского остается актуальным для современной педагогики.
Основные идеи современной педагогической антропологии, которые являются методологическими основаниями исследований в области педагогики:
Использование антропологического подхода при исследовании, например, педагогического процесса школы, предполагает рассмотрение таких антропосистем, как учащийся, педагог, ученический и педагогический коллективы. При этом они представляются как открытые, саморазвивающиеся личностные и социальные системы; а педагог – это антропотехник, владеющий средствами, «инструментами» управления процессом становления личности ученика.
Использование методологических подходов педагогики позволяет, во-первых, определить ее научно-теоретические проблемы, установить их иерархию, разработать стратегию и основные способы их разрешения, во-вторых, обосновать, создать и реализовать технологические механизмы модернизации образовательной практики; а также осуществить прогнозирование развития педагогической науки и практики.