Что такое педагогический такт определение
Такт педагогический
Смотреть что такое «Такт педагогический» в других словарях:
ТАКТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ — ТАКТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ. Чувство меры в поведении и поступках преподавателя в процессе общения с учащимися. Т. п. определяется педагогическим мастерством, опытом, уровнем культуры и личностными качествами педагога, входит в число профессионально… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ТАКТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ — соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся. Проф. смысл Т. п. состоит в специфике деятельности педагога, обязанного влиять на внутр. мир ребенка,… … Российская педагогическая энциклопедия
Такт педагогический — чувство меры в осуществлении средств педагогического воздействия на учащегося. Проявляется в умении педагога держать себя подобающим образом, просто и убедительно разговаривать с воспитанниками,уважать их достоинство, выдвигать разумные и… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
ТАКТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ — чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Т. п. одна из форм реализации пед.… … Педагогический словарь
педагогический — педагогическая, педагогическое. 1. Прил. к педагог. Новые педагогические кадры. 2. Занимающийся подготовкой педагогов, учителей. Педагогический институт. Педагогическое училище. 3. Прил. к педагогика. Педагогические науки. Педагогический… … Толковый словарь Ушакова
такт — 1. ТАКТ, а; м. [нем. Takt от лат. tactus прикосновение] 1. Метрическая музыкальная единица музыкальное движение между двумя соседними ударными моментами (долями). Двудольный т. Заключительные такты увертюры. Держать ноту три такта. Бить, отбивать … Энциклопедический словарь
такт — I а; м. (нем. Takt от лат. tactus прикосновение) см. тж. тактовый 1) а) Метрическая музыкальная единица музыкальное движение между двумя соседними ударными моментами (долями). Двудольный такт. Заключительные такты увертюры. Держать ноту три такта … Словарь многих выражений
такт — 1) а, м. 1. Метрическая музыкальная единица музыкальное движение между двумя соседними ударными моментами (долями). Двудольный такт. Заключительные такты увертюры. Держать ноту три такта. □ Проиграв восемь тактов, музыканты вдруг опустили свои… … Малый академический словарь
педагогический такт — pedagoginis taktas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Gebėjimas kiekvienu konkrečiu atveju, atsižvelgiant į asmenybę ir situaciją, greitai ir tiksliai nustatyti santykių būdą, jį atitinkamai pritaikyti. atitikmenys: angl.… … Sporto terminų žodynas
педагогический такт — pedagoginis taktas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Saiko jausmas santykiuose su bendradarbiais, auklėtiniais ir jų tėvais, bendravimo taisyklių laikymasis, mandagumas. atitikmenys: angl. pedagogical tact vok. pädagogischer… … Sporto terminų žodynas
ТАКТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся.
Проф. смысл Т. п. состоит в специфике деятельности педагога, обязанного влиять на внутр. мир ребенка, уметь общаться с ним, предъявлять, когда это необходимо, пед. требования, способствовать формированию общественно ценных отношений и разрыву тех, к-рые идут вразрез с воспитат. целями Т.н. вырабатывается на основе приобретения спец. пед. знаний в практич. деятельности Отеч педагогика рассматривает Т.н. как органич часть своей системы взаимоотношений взрослых и детей, основанной на чувстве ответственности, на сознании обществ. долга Такой подход значит. ельно расширяет проф. смысл и значение понятия Т.н. В пед. деятельности такт определяется не только способностью воспитателя избежать конфликта с ребенком, но и умением, если нужно, пойти на этот конфликт, правильно разрешить любое возникшее противоречие
Лит Азаров Ю П, Мастерство вое питателя, M, 1971, его же, Иск-во воспитывать, M 19852 Ю II Азаров.
Полезное
Смотреть что такое «ТАКТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ» в других словарях:
ТАКТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ — ТАКТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ. Чувство меры в поведении и поступках преподавателя в процессе общения с учащимися. Т. п. определяется педагогическим мастерством, опытом, уровнем культуры и личностными качествами педагога, входит в число профессионально… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Такт педагогический — принцип меры, который педагог должен соблюдать в процессе общения с детьми. Т.п. неотъемлемая часть воспитательного взаимодействия взрослых и детей, осн. на чувстве взаимного уважения и взаимной ответственности. Т.п. определяется… … Педагогический терминологический словарь
Такт педагогический — чувство меры в осуществлении средств педагогического воздействия на учащегося. Проявляется в умении педагога держать себя подобающим образом, просто и убедительно разговаривать с воспитанниками,уважать их достоинство, выдвигать разумные и… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
ТАКТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ — чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Т. п. одна из форм реализации пед.… … Педагогический словарь
педагогический — педагогическая, педагогическое. 1. Прил. к педагог. Новые педагогические кадры. 2. Занимающийся подготовкой педагогов, учителей. Педагогический институт. Педагогическое училище. 3. Прил. к педагогика. Педагогические науки. Педагогический… … Толковый словарь Ушакова
такт — 1. ТАКТ, а; м. [нем. Takt от лат. tactus прикосновение] 1. Метрическая музыкальная единица музыкальное движение между двумя соседними ударными моментами (долями). Двудольный т. Заключительные такты увертюры. Держать ноту три такта. Бить, отбивать … Энциклопедический словарь
такт — I а; м. (нем. Takt от лат. tactus прикосновение) см. тж. тактовый 1) а) Метрическая музыкальная единица музыкальное движение между двумя соседними ударными моментами (долями). Двудольный такт. Заключительные такты увертюры. Держать ноту три такта … Словарь многих выражений
такт — 1) а, м. 1. Метрическая музыкальная единица музыкальное движение между двумя соседними ударными моментами (долями). Двудольный такт. Заключительные такты увертюры. Держать ноту три такта. □ Проиграв восемь тактов, музыканты вдруг опустили свои… … Малый академический словарь
педагогический такт — pedagoginis taktas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Gebėjimas kiekvienu konkrečiu atveju, atsižvelgiant į asmenybę ir situaciją, greitai ir tiksliai nustatyti santykių būdą, jį atitinkamai pritaikyti. atitikmenys: angl.… … Sporto terminų žodynas
педагогический такт — pedagoginis taktas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Saiko jausmas santykiuose su bendradarbiais, auklėtiniais ir jų tėvais, bendravimo taisyklių laikymasis, mandagumas. atitikmenys: angl. pedagogical tact vok. pädagogischer… … Sporto terminų žodynas
ТАКТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
Смотреть что такое «ТАКТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ» в других словарях:
ТАКТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ — ТАКТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ. Чувство меры в поведении и поступках преподавателя в процессе общения с учащимися. Т. п. определяется педагогическим мастерством, опытом, уровнем культуры и личностными качествами педагога, входит в число профессионально… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Такт педагогический — принцип меры, который педагог должен соблюдать в процессе общения с детьми. Т.п. неотъемлемая часть воспитательного взаимодействия взрослых и детей, осн. на чувстве взаимного уважения и взаимной ответственности. Т.п. определяется… … Педагогический терминологический словарь
ТАКТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ — соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся. Проф. смысл Т. п. состоит в специфике деятельности педагога, обязанного влиять на внутр. мир ребенка,… … Российская педагогическая энциклопедия
Такт педагогический — чувство меры в осуществлении средств педагогического воздействия на учащегося. Проявляется в умении педагога держать себя подобающим образом, просто и убедительно разговаривать с воспитанниками,уважать их достоинство, выдвигать разумные и… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
педагогический — педагогическая, педагогическое. 1. Прил. к педагог. Новые педагогические кадры. 2. Занимающийся подготовкой педагогов, учителей. Педагогический институт. Педагогическое училище. 3. Прил. к педагогика. Педагогические науки. Педагогический… … Толковый словарь Ушакова
такт — 1. ТАКТ, а; м. [нем. Takt от лат. tactus прикосновение] 1. Метрическая музыкальная единица музыкальное движение между двумя соседними ударными моментами (долями). Двудольный т. Заключительные такты увертюры. Держать ноту три такта. Бить, отбивать … Энциклопедический словарь
такт — I а; м. (нем. Takt от лат. tactus прикосновение) см. тж. тактовый 1) а) Метрическая музыкальная единица музыкальное движение между двумя соседними ударными моментами (долями). Двудольный такт. Заключительные такты увертюры. Держать ноту три такта … Словарь многих выражений
такт — 1) а, м. 1. Метрическая музыкальная единица музыкальное движение между двумя соседними ударными моментами (долями). Двудольный такт. Заключительные такты увертюры. Держать ноту три такта. □ Проиграв восемь тактов, музыканты вдруг опустили свои… … Малый академический словарь
педагогический такт — pedagoginis taktas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Gebėjimas kiekvienu konkrečiu atveju, atsižvelgiant į asmenybę ir situaciją, greitai ir tiksliai nustatyti santykių būdą, jį atitinkamai pritaikyti. atitikmenys: angl.… … Sporto terminų žodynas
педагогический такт — pedagoginis taktas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Saiko jausmas santykiuose su bendradarbiais, auklėtiniais ir jų tėvais, bendravimo taisyklių laikymasis, mandagumas. atitikmenys: angl. pedagogical tact vok. pädagogischer… … Sporto terminų žodynas
Такт в педагогическом общении
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие и элементы педагогического такта
Педагогический такт — умение педагога проявлять выдержку и достоинство в процессе общения с коллегами, детьми и родителями, соблюдать правила поведения, меру своего влияния на детей, уметь найти подход к каждому ребенку и выстроить оптимальные взаимоотношения с детским коллективом.
Главный признак педагогического такта – принадлежность к нравственной культуре педагога, нахождения меры во взаимоотношениях между детьми в рамках воспитательно-образовательного процесса.
Педагогический такт относится к личностным и нравственно-психологическим качествам педагога.
Основные элементы педагогического такта:
Проявляется педагогический такт в следующем:
Педагог, обладающий профессиональным тактом, соблюдает правила поведения в обществе, нравственные и эстетические нормы, является образцом для примера подрастающему поколению.
Педагогический такт в общении характеризуется гибкостью и обоснованностью применения методов, приемов и форм педагогического воздействия. Он не терпит формализма, рамок и шаблонов.
Основные признаки педагогического такта
Выделяют основные признаки педагогического такта, отличающие педагогический такт от нетактичности:
Готовые работы на аналогичную тему
Во многом педагогический такт зависит от самого педагога, то, как он проявляет себя в общении с детьми. Тактичный педагог быстро и безошибочно разберется в конфликтной ситуации, поможет участникам конфликта посредством общения понять его причины, успокоит и рассудит, с учетом состояния каждого. Педагог, обладающий навыками тактичного педагогического общения, подбирает подходящие методы и формы взаимодействия с детьми, умеет во время найти нужные слова и интонацию.
Стиль общения педагога как выражение педагогического такта
Важной характеристикой такта педагогического общения является его стиль.
Стиль педагогического общения – нравственная и социальная категория, которая формируется под воздействием ряда факторов и проявляется в особенностях взаимодействия педагога с детьми.
Факторы, влияющие на формирование стиля педагогического общения:
Традиционно принято выделять три стиля педагогического общения: авторитарный, либеральный и демократический стили.
Портрет педагога, реализуемого педагогический такт в рамках каждого из стилей общения:
Авторитарный стиль педагогического общения – характеризуется тем, что педагог выстраивает взаимоотношения с детьми, исходя из того, что его личность главнее, чем личности детей, в силу уровня его знаний, жизненного опыта, социального положения и т.д. Педагог общается с детьми посредством приказов, инструкций, угроз, выговоров.
Следствие: эмоциональный дискомфорт; психологически тяжелая и напряженная обстановка, отрицательно влияющая на учебные успехи детей; проявление явного негативного отношения к педагогу.
Либеральный стиль педагогического общения – характерен тем, что педагог «плывет по течению», он не вникает в суть коллективных проблем, слабо заинтересован в учебных достижениях детей, неорганизованный, не любит принимать решения, предоставляя детскому коллективу существовать самостоятельно.
Следствие: в коллективе образуются группировки, порой негативно настроенные друг к другу; отсутствует сплоченность в детском коллективе, эмоциональная удовлетворенность от общения.
Демократический стиль – является наиболее благоприятными стилем общения, так как он основан на взаимном доверии и уважении, педагог проявляет неподдельный интерес к жизни детского коллектива. Данный стиль педагогического общения сопровождается высокой педагогической культурой и тактом.
Следствие: дети приобретают веру в себя, в свои возможности; формируются верные нравственные ориентиры; в коллективе складывается благоприятный психологический климат, дети доброжелательно относятся друг к другу.
В педагогической практике не встречается проявление «чистого» стиля общения. Педагог в зависимости от учебной ситуации комбинирует и сочетает стили, меняет свое поведение, главным остается только общий «рисунок» того стиля, который он сформировал и использует на протяжении всех лет педагогической деятельности. Выбор определенного стиля педагогического общения зависит от этики педагогического общения, и как следствие педагогический такт, который базируется на личностных качествах педагога.
Понятие педагогического такта
Виктория Сосна
Понятие педагогического такта
Глава I Теоретические аспекты понятия педагогического такта 4
1.1. Понятие о педагогическом такте 4
1.2. Основные черты педагогического такта 6
Вывод по I главе 8
Глава II Практическая часть 10
Вывод по II главе 11
Список использованной литературы 13
Одни педагоги считают, что педагогический такт — это природная способность педагога влиять на воспитанников; другие — что это составная часть общей культуры педагога; третьи — что это отличное знание своего предмета и методики его изложения. Определенная доля истины есть в каждом из этих определений педагогического такта. Не вызывает сомнения, что одним преподавателям легче овладеть педагогическим тактом, чем другим, но считать, что это их врожденное качество, было бы неправильно. Так же неправильно отождествлять педагогический такт с общей культурой поведения педагога или с его общим и методическим образованием. К. Д. Ушинский педагогический такт называл психологическим тактом.
Актуальность проекта продиктована тем, что выработка технологического подхода к применению педагогического такта, позволит поставить в центр воспитательной работы добрые человеческие отношения воспитателя с воспитанниками, их сотрудничество, основывающееся на фундаменте духовной общности. Отдельной строкой в постановке задачи стоит раскрытие понятия и структуры педагогического такта, а также свойств и качеств педагога, которые способствуют успешному овладению педагогическим мастерством.
Цель проекта:создать схему: «Компоненты составляющие педагогический такт»,что будут актуальны современным требованиям для студенток по специальности: «Дошкольное образование».
Объект проекта: теоретические аспекты педагогического такта.
Предметом проекта: процесс создания перечня компонентов составляющих педагогический такт, что будут актуальны современным требованиям.
1. Изучить основные определения понятие о педагогическом такте.
2. Рассмотреть основные черты педагогического такта.
3. Рассмотреть компоненты составляющие педагогического такта.
4.Создать схему: «Компоненты составляющие педагогический такт», что будут актуальны современным требованиям (приложение 1).
Глава I Теоретические аспекты понятия педагогического такта
1.1. Понятие о педагогическом такте
В психологической и педагогической литературе имеются различные определения педагогического такта и, кроме этого, данное понятие возможно раскрыть путём перечисления его основных признаков.
Все определения и описания свойств педагогического такта могут быть разделены на три основных вида, в каждом из которых на первый план выдвигаются определённые признаки:
«Педагогический такт как соблюдение меры педагогического воздействия».
«Педагогический такт как наиболее эффективный способ воздействия».
«Педагогический такт как комплекс психологических качеств личности педагога».
На психологическую природу педагогического такта, в своё время указывал ещё К. Д. Ушинский говоря,что: «Педагогический такт. есть в сущности своей не более, чем такт психологический. «. Из этого следует, что педагогический такт есть разновидность такта психологического, его специальное развитие в области профессиональной педагогики.
Высокая степень значения морально-психологического облика педагога, как основы педагогического такта неоднократно подчеркивалась в трудах А. С. Макаренко. «Тот знаменитый педагогический такт, о котором так много пишут, должен заключаться в искренности вашего мнения. Я не позволю себе ничего скрывать в мысли, я говорю то, что я на самом деле думаю»
Есть и более общая трактовка:
Раскрывая функцию педагогического такта, как своеобразного регулятора педагогического процесса следует обратить внимание на то, чем именно руководствуется тот или иной педагог, при определении объёма в указании воспитанникам домашних учебных заданий, степени насыщенности занятия учебным материалом, при учёте его трудности, возрастных особенностей воспитанников, при оценке уровня подготовки воспитанников.
Помимо «чувства меры», отдельным компонентом педагогического такта, обеспечивающим его функциональность будет умение педагога осуществить глубокое воспитательное влияние на личность школьника. Такой результат будет закономерным, в случае, если педагог умеет владеть своим голосом, в полной мере использует эмоционально-экспрессивную и эстетическую функцию речи, формы мимической выразительности процесса общения.
Так, если перед пелагогом стоит задача по коррекции педагогического процесса, повышению эффективности его контроля и регулирования, то решения этой задачи он добивается при помощи педагогического такта, как одного из важных средств педагогического воздействия.
Педагогический такт как форма взаимоотношений с воспитанниками определяется многими сторонами личности педагога, его убеждениями, культурой поведения, общим и специальным образованием, запасом соответствующих умений и навыков. Овладеть педагогическим тактом, не владея педагогическим мастерством в целом, невозможно. Педагогический такт не усваивается путем заучивания, запоминания и тренировки. Он является следствием творчества педагога, показателем гибкости его ума. Педагогический такт педагога не бывает стереотипным.
1.2. Основные черты педагогического такта
Основными признаками педагогического такта являются: требовательность, без грубости и мелочной придирчивости; естественность, простота общения, не допускающая фамильярности и панибратства; принципиальность и настойчивость, без упрямства; внимательность и чуткость к людям, без подчеркивания этого; юмор и ирония, без насмешливости; требовательность, без подавления и унижения личности; обучение студентов, без подчеркивания своего превосходства в знаниях, навыках, умениях; выслушивание обучаемых, без выражения безразличия; серьезность подхода к ответу обучаемых, независимо от его правильности и грамотности; умение преподавателей проводить педагогический такт, не теряя самообладания в любых, даже самых острых ситуациях, должно стать обязанностью каждого преподавателя.
В числе основных составляющих педагогического такта,следует назвать:
-предъявление разумных требований к воспитаннику, основанных на чувстве его собственного достоинства;
-доброжелательность и сотрудничество с воспитанниками. Воспитанниками могут болезненно реагировать на то, как относится к ним педагог, особенно тогда, когда они любят и уважают его. Их может обидеть не только окрик, незаслуженный упрек, несправедливая отметка и т. п., но и просто невнимательность, нежелание выслушать, откликнуться на их просьбы, даже подойти или посмотреть в их сторону. Педагог должен не только объяснять воспитанником новый материал, но и уметь слушать их. Это тоже относится к области педагогического такта;
— доверие. Педагогический такт предусматривает наличие у педагога веры в способности воспитанников. Каждый воспитанник должен быть уверен, что успех в учебе зависит только от его желаниями старательности. Дети не всегда могут адекватно оценивать свои силы и возможности. Они опираются на оценки взрослых, в частности на оценки педагогов, которым они доверяют больше, чем себе. Поэтому педагог должен очень осторожно подходить к оценке их способностей.
Психологи утверждают, что там, где гибкость педагогической тактики заменяется резким окриком или многословием раздражения, и гневливостью, происходит подмена профессиональной педагогической деятельности выражением педагогической несостоятельности. Это как если бы врач вместо оказания помощи больному избил бы его.
— владение техникой общения;
— проявление терпения, воли, самообладания.
Для педагогического такта педагога большое, а иногда и решающее значение имеют такие его волевые черты, как выдержка и самообладание. Конечно, это не значит, что педагог должен всегда, что бы ни случилось, быть абсолютно спокойным. Он может иногда и вспыхнуть, взорваться, как говорил А. С. Макаренко, но такие свои вспышки он должен всегда контролировать. В состоянии, близком к аффекту, очень трудно принять правильное решение. Было бы лишним приводить примеры грубой бестактности, которую допускают педагога, утратившие выдержку и самообладание. Достаточно только сказать, что вместе с потерей выдержки и самообладания педагог нередко теряет свой авторитет, а то и право на свою профессию. В состоянии раздражения не рекомендуется принимать какие-либо решения. В таких случаях лучше прибегнуть к какой-нибудь форме осуждения, которая дает возможность педагогу отложить свое решение,например: «А с тобой у меня будет отдельный разговор», «Сейчас у меня нет времени тобой заниматься» и т. д. Когда педагог, успокоившись, остановится на каком-то решении, он всегда сумеет найти повод, чтобы сообщить это решение воспитаннику или всему классу. Выдержка и самообладание постоянно должны быть в активе педагога. Молодые неопытные педагоги часто объясняют свои вспышки состоянием нервной системы, что в большинстве случаев не соответствует действительности. Опытные педагога, хотя нервы у них не крепче, чем у молодых, не теряют самообладания. Дело, очевидно, не в нервах, а в большой ответственности за порученное дело и в привычке сдерживаться, владеть собой. Самообладание и выдержка вырабатываются точно так же, как и другие умения и навыки. Не научившись владеть собой, педагог не научится педагогическому такту.
На этих качествах, как на фундаменте базируется способность педагога управлять не только своим поведением, но и регулировать педагогический процесс. В. А. Сухомлинский выразил своё отношение к этим чертам педагогического такта следующим образом:
— умение предвидеть результаты воздействия.
Педагогический такт требует от педагога умения предвидеть, как его замечание, отметку, требование и т. п. воспримут воспитанники, которым они адресованы. Педагог должен понять настроение, чувства и переживания воспитанников прежде, чем применить к ним тот или иной метод воздействия. К детям следует относиться с такой же, а во многих случаях еще с большей осторожностью и деликатностью, чем к взрослым. Педагогический такт чаще всего нарушают именно те педагоги, которые почему-то считают, что дети легко переносят их крик, грубый тон, пренебрежительный жест и т. п.
Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Он является той основой, на которой вырастают доверительные отношения между педагогами и воспитанниками. Особенно отчетливо педагогический такт проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога, где крайне важны особая внимательность и справедливость.
Процесс педагогического общения требует от педагога компетентного решения многообразных коммуникативных задач различного уровня проблемности. В свою очередь такт должен страховать его от профессиональных ошибок.
Как показывает педагогический опыт, именно наличие такта позволяет педагогу строить общение на положительных эмоциях, устанавливать и поддерживать психологический контакт с детьми.
Глава II Практическая часть
Такт как профессиональное качество педагога представляет собой интегративное образование. Как педагогическая категория такт имеет сложную структуру. Основными его компонентами выступают психологический, нравственно-этический, эстетический, инструментальный или технологический. [3]
Психологический компонент такта предполагает учет личностного своеобразия субъектов общения, что играет существенную роль в нормализации межличностных отношений. Психологический аспект педагогического такта во многом зависит от эмоциональных и волевых качеств педагога, таких как наблюдательность, чувствительность, воображение, терпение, выдержка и т. д.
Нравственно-этический компонент педагогического такта составляет коммуникативную основу педагогического общения. В данном случае от педагога требуется соблюдение принципов и правил профессиональной этики и этикета.
Нормой его поведенческих реакций должна выступать человечность, уважительность, вежливость, корректность, обязательность, деликатность, предупредительность, порядочность, внимание, забота, соучастие и сострадание. Значительную роль играют при этом социальные установки педагога, его нравственно-этические взгляды и убеждения, ибо именно ими руководствуется педагог, оказывая воздействие на своих воспитанников.
Эстетический аспект педагогического такта связан с высокой культурой поведения педагога, артистизмом его манер, творческой импровизацией по ходу взаимодействия, а также умелым и уместным использованием чувства юмора, зачастую помогающего педагогу найти бесконфликтный выход из сложной ситуации. Вершиной владения педагогом эстетическими основами педагогического такта являются не просто правильные поступки, а те действия, которые не лишены оригинальности, изящества, остроумия без какого-либо саркастического подтекста. В этом случае общение с педагогом становится для детей интересным и эмоционально привлекательным.
Если исходить из того, что главным регулятором человеческого общения является мораль, то доминантой педагогического такта выступает нравственно-этическая мера, воспринимаемая воспитанниками как доброта, принципиальность, справедливость, внимание, деликатность, предупредительность, великодушие. Именно эти личностные проявления педагога способствуют гармонизации взаимоотношений с детьми в самых сложных ситуациях. Уважая воспитанников, педагог должен уметь показывать свое уважение педагогически целесообразно, т. е. применять к воспитанником воспитательные методы и приемы оптимально, ненавязчиво, деликатно.
В то же время уважение, душевная теплота и доброжелательность не исключают требовательности со стороны педагога, а предполагают ее. Требовательность к личности воспитанника должна увеличиваться и усложняться по мере возрастания уважения к ней, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей школьника. [4]
Основными чертами личности педагога, которые определяют отношение его к детям, и которые являются «краеугольными камнями» педагогического такта:
1. Интерес и любовь к детям;
3. Чуткость, отзывчивость;
5. Гуманность, человечность;
10. Уравновешенность, выдержка;
11. Оптимизм, чувство юмора;
12. Коммуникативная компетентность;
13. Организаторские способности.
А основными компонентами педагогического такта выступают психологический, нравственно-этический, эстетический, инструментальный или технологический
Таким образом, были изучены основные определения понятие о педагогическом такте, рассмотрены основные черты педагогического такта, качества личности педагога, необходимые для проявления педагогического такта.
Нами рассмотрен перечень критериев составляющих педагогический такт.
Нами был создана схема компонентов составляющих педагогический такт,что будут актуальны современным требованиям и интересна для студентов по специальности: «Дошкольное образование».
Список использованной литературы
Понятие педагогической технологии Понятие педагогической технологии Смысл понятия педагогической (образовательной) технологии в сфере образования (в частности, технологий.
Конспект занятия «Цепи питания. Понятие об экологической пирамиде» Тема: Цепи питания. Понятие об экологической пирамиде Цель: Формирование у детей представления о взаимосвязи обитателей леса – растений.
Что входит в понятие «связная речь» Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание.
Что входит в понятие «Звуковая культура речи» Воспитание звуковой культуры речи — многоаспектная задача, в которую входят более частные микрозадачи, связанные с развитием восприятия.
Понятие нравственных ценностей, игр-драматизаций и их характеристика В условиях реализации ФГОС дошкольного образования, определены основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста:.
Игра — понятие многогранное Игра – понятие многогранное. Игра ребенка-это жизненная лаборатория. С. Т. Шацкий Уникален мир детства. У него своя лексика, свой фольклор,.
Понятие о досуговой деятельности в методической литературе Досуг представляет собой часть свободного времени человека, которая тратится на отдых или на развитие личности, это важная часть жизни и.
Консультация «Воспитание: устаревшее понятие?» За последние десятилетия ситуация в семьях кардинально изменилась. Раньше власть принадлежала родителям, а дети во всем им подчинялись.