Что такое педагогическое сопровождение

Педагогическое сопровождение в дошкольном образовательном учреждении

Что такое педагогическое сопровождение. Смотреть фото Что такое педагогическое сопровождение. Смотреть картинку Что такое педагогическое сопровождение. Картинка про Что такое педагогическое сопровождение. Фото Что такое педагогическое сопровождение Юлия Романова
Педагогическое сопровождение в дошкольном образовательном учреждении

Понятие «педагогическое сопровождение» вошло в педагогику относительно недавно. Оно сформировалось на основе концепции гуманистической педагогики.

Большинство определений педагогического сопровождения в своей основе содержат действия педагога по отношению к воспитанникам. Например, Н. Б. Крылова и Е. А. Александрова под педагогическим сопровождением понимают умение быть рядом, следовать за воспитанником, сопутствуя в его индивидуальном образовательном маршруте, индивидуальном продвижении в обучении.

В. А. Айрапетова считает, что педагогическое сопровождение – это форма партнерского взаимодействия, в процессе которого создаются условия для индивидуального принятия решений.

В определении педагогического сопровождения И. А. Колесниковой и В. А. Сластенина напротив, перечислены методы педагогической деятельности сопровождающего педагога по отношению к обучающемуся. Педагогическое сопровождение, по их определению, это процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личностного участия, поощрения максимальной самостоятельности воспитанника в проблемной ситуации при минимальном по сравнению с поддержкой участии педагога.

Понятие сопровождение многозначно. Сопровождение кого-либо означает:

-начать действовать вместе (направить);

-создавать условия для самостоятельного освоения среды;

-оказывать необходимую помощь в устранении препятствий;

Высокий смысл педагогического сопровождения заключается в раскрытии жизненных сил ребенка. Педагог, следуя рядом, должен помогать ему увидеть свои возможности.

Результатом педагогического сопровождения является способность воспитанника действовать самостоятельно и продуктивно.

Ребенок живет и развивается в среде, поэтому педагогическое сопровождение следует рассматривать как сопровождение в среде дошкольного образовательного учреждения.Каждая среда обладает определенными возможностями: она богата и ограничена этим возможностями. Для того чтобы обучающийся максимально использовал возможности среды, нужна педагогическая помощь.Воспитанник проходит определенный путь:

1) Погружение в среду (адаптация)

2) Активное взаимодействие (освоение среды)

3) Обогащение среды

Педагогическое сопровождение ребенка в среде – это по сути дела процесс оптимизации связей ребенка со средой, что находит выход в развитии этого ребенка и среды.

В настоящее время активно развиваются концепции социально-педагогического, психолого-педагогического и валеолого-педагогического сопровождения. В нашей работе мы делаем акцент в педагогическом сопровождении на создании условий для самостоятельного освоения среды и оказании необходимой помощи в устранении препятствий.

Особенности процедуры медиации в дошкольном образовательном учреждении На мой взгляд, выбранная тема является довольно актуальной и значимой, так как в дошкольной среде возникает, порой, немало сложных конфликтных.

ИКТ в дошкольном образовательном учреждении ИКТ Информационные технологии обучения – это все технологии, использующие специальные технические средства (компьютер, аудио, кино, видео,.

Методическая служба в дошкольном образовательном учреждении Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении Введение Сегодня реальный уровень постановки методической работы в дошкольном.

Организация режимных процессов с детьми в дошкольном образовательном учреждении При организации режимных процессов в дошкольном образовательном учреждении нужно соблюдать разумное чередование совместной деятельности.

Проект «Инклюзивная среда в дошкольном образовательном учреждении» «Организация и содержание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении» Пояснительная записка. Термин «инклюзия» введен в 1994.

Реализация проектного метода в дошкольном образовательном учреждении Реализация проектного метода в дошкольном образовательном учреждении Аннотация: В статье рассматриваются основные структурные компоненты.

Что такое педагогическое сопровождение. Смотреть фото Что такое педагогическое сопровождение. Смотреть картинку Что такое педагогическое сопровождение. Картинка про Что такое педагогическое сопровождение. Фото Что такое педагогическое сопровождениеУголок природы в дошкольном образовательном учреждении Уголки природы в дошкольном образовательном учреждении — это неотъемлемая часть образовательной среды каждой группы. Считаем важным, в.

Источник

Психолого-педагогическое сопровождение

Школа, колледж, внешкольные группы — сложная среда, с которой дети должны взаимодействовать постоянно. Для адаптации в ней ребенку требуются благоприятные социально-психологические условия. В них его личность правильно развивается, успешно проходит интеграция в образовательный процесс.

Психолого-педагогическое сопровождение направлено на создание и сохранение таких условий. Это профессиональная деятельность педагогов, психологов и других взрослых, взаимодействующих с детьми в образовательной среде. Специалист помогает ребенку максимально использовать имеющиеся возможности для образования и развития.

Педагог, психолог адаптирует индивидуальные особенности и склонности учащегося к условиям, которые чаще всего невозможно скорректировать (или изменения требуют чрезмерных и нерациональных усилий). Это семейное, социальное, школьное окружение, уровень и особенности развития общества.

Чтобы психолого-педагогическая работа дала результат, специалист должен работать системно. Главные направления деятельности:

Формы и методы психолого-педагогического сопровождения

Психолого-педагогическое сопровождение базируется на принципах:

Профилактика

Цель данного психолого-педагогического сопровождения — сохранить и укрепить психологическое здоровье учащихся при их обучении, воспитании. Для этого:


Диагностика

Диагностическое психолого-педагогическое сопровождение включает:


Консультирование

Специалист по психолого-педагогическому сопровождению предоставляет педагогам, родителям (опекунам) и учащимся консультации по вопросам:


Развивающая и коррекционная работа

Развивающее психолого-педагогическое сопровождение направлено на раскрытие потенциала учащихся, а коррекционное — на своевременное исправление «отклонений». Для достижения результатов специалист должен:


Психологическое просвещение и экспертиза

Деятельность направлена на преподавателей и родителей, заключается в повышении их психологической компетентности, а также:

В рамках экспертизы специалист оценивает образовательную среду, программы и методические материалы, проводит психологический мониторинг.

Навыки в области психолого-педагогического сопровождения необходимы для создания комфортных условий для обучения детей. Поэтому специалисты в этой области нужны в любом образовательном учреждении, стремящемся к росту и повышению качества работы. Такие педагоги, психологи требуются в школах и учреждениях, занимающихся дошкольным, дополнительным, инклюзивным, средним профессиональным образованием. Полученная специальность, компетенции позволяют стать тьютором, коучем, репетитором.

Где можно обучиться психолого-педагогическому сопровождению

Для работы специалистом по психолого-педагогическому сопровождению требуется среднее профессиональное или высшее образование в области педагогики или соответствующая переподготовка. После получения диплома возможно трудоустройство в школах. Такие педагоги, психологи требуются и в учреждениях, занимающихся дошкольным, дополнительным, инклюзивным, средним профессиональным образованием. Полученная специальность, компетенции позволяют стать тьютором, коучем, репетитором.

Получить образование в области психолого-педагогического сопровождения можно в АНПОО «НСПК». Обучение ведется дистанционно*, по официальной лицензии. Выпускники получают сразу два диплома — о среднем профессиональном образовании и переподготовке. Это расширяет сферу, в которой можно трудоустроиться, повышает конкурентоспособность специалиста.

Узнать о поступлении и акциях можно у сотрудников приемной комиссии.

* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Источник

Понятие и принципы педагогического сопровождения в образовательном процессе

Педагогическое сопровождение развития личности носит комплексный характер, а именно: отражает механизмы взаимодействия людей в социальной сфере, одновременно выступает во временной, пространственной и институциональной формах, может быть отражено посредством системно-структурных, процессуальных и деятельностных характеристик (И. А. Липский).

Целью педагогического сопровождения является целенаправленное развитие личности сопровождаемого человека, осуществляемое посредством специальных педагогических систем в их институциональном оформлении.

Концепция педагогического сопровождения рассматривается как процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личностного участия, поощрения максимальной самостоятельности ребенка, проявляющаяся в его активности.

По мнению исследователей Н. Б.Крылова, Е. А. Александрова педагогическое сопровождение подразумевает умение педагога быть рядом, следовать за ребенком, сопутствуя в его индивидуальном образовательном маршруте, индивидуальном продвижении в учении.

При исследовании явления «педагогическое сопровождение» не менее важно и то, что субъектом развития является не только ребенок, но и его родители и педагоги.

Основными принципами сопровождения ребенка в образовательном учреждении являются: рекомендательный характер советов сопровождающего; приоритет интересов сопровождаемого («на стороне ребенка»); непрерывность сопровождения; комплексность подхода сопровождения; стремление к автономизации (М. А. Иваненко).

В психолого-педагогическом сопровождении ребенка предусматривается обеспечение: необходимости системного сопровождения, его непрерывного характера, а также опора на позитивный внутренний потенциал развития ребенка, взаимодействие вместо воздействия.

С. А. Маркова отмечает, что система психолого-педагогического сопровождения имеет общие инвариантные признаки:

1) Ориентация на антропологический и гуманистический подходы (понимание человека и его развития как ключевой ценности в системе образования);

2) Направленность на поддержку собственной созидательной активности ребенка, его способности самостоятельно решать актуальные проблемы и задачи развития;

3) Осознание необходимости комплексного подхода, обеспеченного командной работой специалистов различных профилей;

4) Общность использования фундаментального метода сопровождения в единстве диагностики, информационного поиска, планирования, консультирования и первичной помощи в реализации плана;

5) Понимание необходимости работы в тесной связи с практической деятельностью образовательных учреждений;

Педагогическое сопровождение, по мнению М. А. Иваненко, исследовавшей проблему социального развития старших дошкольников, предполагает: диагностирование; консультирование; коррекцию; системный анализ проблемных ситуаций; программирование и планирование деятельности, которые направлены на разрешение и соорганизацию всех субъектов образовательного процесса; координацию всех этих функций.

Одним из средств обеспечения педагогического сопровождения является педагогическое наблюдение как специфическая педагогическая система.

Так, мониторинг как процесс предусматривает:

– постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выяснения его соответствия желаемому результату или первоначальным предположением;

– наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью человека.

Педагогическое наблюдение в процессе педагогического мониторинга, согласно А. С. Белкину, аналогично выполняет определенные функции:

– ориентировочную (ориентация субъектов в жизненном пространстве на основе полученной и получаемой информации);

– коррекционную (уточнение и при необходимости поправка выполняемых задач, позиции личности в процессе деятельности);

– оценочно-прогностическую (дискретный процесс сличения и сравнения получаемой в ходе мониторинга информации с контрольными точками и предполагаемым конечным результатом исследования; данная функция до некоторой степени определяет и предыдущую).

В процессе педагогического наблюдения можно выделить отдельные операции, которые, интегрируясь, дают совокупное, объективированное знание о предмете исследования. К таким операциям относятся:

– первичное накопление информации;

– первичная (преимущественно количественная) обработка информации или узнавание;

– качественная обработка данных или распознавание, в ходе которой выявляются сущностные характеристики исследуемого объекта предусматривается после проведения наблюдения;

– классификация полученных данных;

– проверка полноты полученных данных;

– верификация (проверка истинности) прогноза исследование;

– коррекция методов, средств, результатов исследования.

В характеристике подходов к организации педагогического наблюдения в гуманитарных науках выделяются:

– сущностные, определяющие особенности и характер протекания значимых внутренних связей и процессов объекта;

– описательные, ограничивающиеся выявлением отдельных иногда несущественных связей и процессов объекта исследования;

– репродуктивные, характеризующие развития объекта в прошлом на основании ранее полученных данных;

– продуктивные, прогнозирующие развитие объекта в целом или отдельных его сторон, свойств, качеств;

– интегральные, исследующие важнейшие внутренние и внешние связи, свойства, отношения объекта исследования.

Прежде, чем выстроить технологически педагогическое наблюдение, необходимо обратиться к структуре процесса познания, где необходимо определиться с диагностикой в его структуре. Процесс познания содержит два основных этапа.

Такое выделение этапов носит, естественно, условный характер, т. к. в узнавании могут быть элементы распознавания, т. е. определение связей и отношений процесса; на втором этапе имеет место восприятие наиболее общих его сторон, нерасчлененная оценка отдельных свойств. В связи с этим диагностика распознавания есть деятельность, направленная на раскрытие сущности явления, уже открытого ранее в ходе научного исследования и имеющего достаточно полное, конкретное описание, которое содержится в памяти диагноста и с которым он соотносит полученную информацию.

Как писал Л. С. Выготский, «диагностическое исследование предполагает готовую, уже установленную систему понятий, с помощью которой устанавливается сам диагноз и с помощью которой данное частное явление подводится под общее понятие».

Научный подход в построении модели педагогического сопровождения предусматривает учет трех основных составляющих:

— особенность диагностического мышления педагога;

— систему диагностических признаков и критериев распознавания возможного отклонения в развитии мотивационной готовности;

— специфические для диагностики методы и приемы распознавания.

При диагностике образовательного процесса взгляду педагога представляется, прежде всего, система поступков, суждений, оценок, которые «составляют внешний слой» информации, поддающийся фиксации, учету. Внешняя сторона процесса может дать лишь общее, поверхностное представление о его характере, т. к. важно учесть причины и побудительные силы его развития. Такая информация дает возможность лишь предположительного заключения, что составит содержание предварительной стадии диагностической обработки информации.

Для того чтобы понять, какое содержание скрыто за внешними формами, необходимо сделать анализ причин, детерминировавших появление внешних признаков. Анализ этих диагностических объектов осуществляется на уточняющей стадии диагностики. Но эта стадия не дает возможности сделать вывод о характере развития образовательного процесса в целом, т. к. движущие причины, мотивы могут носить временный, случайный (ситуативный) характер и не отражать закономерности развития.

Диагностическая направленность мышления педагога опирается на общие принципы диалектического познания действительности и педагогических явлений:

— систематичность и последовательность;

— всесторонность и комплектность;

— изучение в деятельности; изучение в коллективе;

— воспитывающий характер изучения.

Необходимо учесть и специфические подходы, которые диалектически развивают и углубляют эти общие принципы и также учитывают характер распознаваемых объектов:

1. Стадийный подход.

Изменение направленности процесса от внешних проявлений к внутренним (и наоборот) составляет содержание инверсионного подхода в диагностике. Важно подчеркнуть, что подобная инверсия осуществляется непрерывно и представляет собой не простое, механическое изменение направление диагностики, а сложный процесс качественного углубления поиска.

2. Прогностический подход.

Тесно связан с инверсионным. Если смысл диагностики заключен в том, чтобы на основе имеющихся в настоящий момент данных сделать вывод о дальнейших тенденциях развития процесса, предвидеть его возможные направления, выбрать педагогические меры коррекции и предупреждения недостатков, то этот естественный педагогический вывод прогностичен по своей природе. По мнению Л. С. Выготского, педагог должен уметь предсказать, что произойдет с процессом развития через год, каково будет картина развертывания ближайшего возрастного этапа, каков будет окончательный исход процесса развития и какова будет зрелая личность.

Соблюдение принципа прогностичности предусматривает учет эффективности в будущем педагогических мер, предпринимаемых в настоящем. Он не дает основания считать результаты диагностики неизменными, стимулирует постоянный поиск, совершенствования путей изучения личности.

3. Системно-интегральный подход.

Соблюдение вышеперечисленных диагностических подходов дает возможность собрать достаточно полную, объективную информацию о развитии объектов. Однако эта информация о ходе образовательного процесса нуждается в такой качественной переработке, которая возможна лишь при использовании системно-интегрального подхода. Он заключается в том, чтобы процесс рассматривался не как простое сочетание различного рода элементов, качеств, сторон, а как нечто единое и качественно новое по сравнению с теми элементами, что составляют целое. Обилие информации, необходимость ее качественной обработки предусматривает эффективные приемы рассуждений, позволяющие достичь цели более рациональным путем.

Решение подобных задач немыслимо без алгоритма диагностического поиска. Под алгоритмом обычно понимают точное, общепонятное предписание о выполнении в определенной последовательности элементарных операций для решения любой из задач, принадлежащих к некоторому классу. Главная функция алгоритма в распознавании характера образовательного процесса, чтобы выявить направленность этого процесса. Для этого необходимо:

— собрать наиболее полную и в то же время ограниченную диагностическими задачами информацию;

— классифицировать ее по степени диагностической значимости;

— выбрать наиболее рациональные способы ее обработки и постановки диагноза;

— соотнести диагностические заключения с педагогическими целями и конкретной системой педагогических мер тактического характера.

Если представить алгоритм педагогической диагностики в виде серии последовательно осуществляемых действий (их условно можно обозначить «шагом»), то он будет выглядеть следующим образом:

— первичное, целенаправленное, систематизированное накопление информации о деятельности, отношениях участников образовательного процесса;

— определение диагностического уровня информации;

— анализ факторов, опередивших внешние проявления;

— определение их устойчивости, периодичности;

— проверка полноты, точности полученной информации, корректировка предварительных заключений;

В целом, технология проведения педагогического наблюдения в системе педагогического сопровождения в образовательном процессе может выстраиваться следующим образом:

1. Организационно- подготовительный этап:

— определение цели, задачи и сроков исследования;

— выбор объекта наблюдения;

— определение параметров исследования;

— разработка инструментария (формы, методы, способы и т. д.).

3. Проектировочный этап.

Список литератур:

Источник

Педагогическое сопровождение и педагогическая поддержка в процессе образования

Педагогическое сопровождение и педагогическая поддержка в процессе образования

Понятие «педагогическое сопровождение» неразрывно связано с понятием «педагогическая поддержка», которую многие исследователи рассматривают как стратегию и тактику образования XXI века. Педагогическое сопровождение входит в систему понятий «педагогики поддержки» — одной из современных педагогических парадигм.

Необходимо выявить сущность понятий «педагогическая поддержка» и «педагогическое сопровождение», а также определить взаимосвязь этих понятий,

Основы теории педагогической поддержки были разработаны О.С. Газманом: дано ее определение, охарактеризована специфика (отличия от других областей образования), выделен предмет и содержание, описаны приемы, методы и формы деятельности.

Педагогическая поддержка — особое направление педагогической деятельности, последовательно реализующее принципы личностно ориентированного образования. Оно не только провозглашает обучающегося субъектом образования, но и стремится обеспечить субъект-субъектные, равноправные отношения взрослого и ребенка, направленные на решение проблем, преодоление трудностей, на индивидуальное саморазвитие.

Под поддержкой понимается комплекс «помогающих отношений» со стороны «посредника» или «доверенного лица». Это — действия, не дающие, согласно «Словарю русского языка» (1987 г.), чему-либо прекратиться, кому-либо упасть.

По О.С.Газману, «семантический и педагогический смысл понятия поддержки заключается в том, что поддержать можно лишь то, что помогает тому, что уже имеется в наличии (но на недостаточном уровне), т.е. поддерживается развитие «самости», самостоятельности человека. Под педагогической поддержкой мы понимаем деятельность профессионалов — представителей образовательного учреждения, направленную на оказание превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, успешным продвижением в обучении, эффективной деловой и межличностной коммуникацией, жизненным самоопределением».

Рассматривая соотнесенность, взаимосвязь понятий «педагогическая поддержка» и «педагогическое сопровождение», обратимся к учебному пособию под редакцией В.А.Сластенина, И.А.Колесниковой.

Педагогическая поддержка и педагогическое сопровождение — разные формы педагогической деятельности, объединяет их то, что они ориентированы на развитие индивидуальности. Авторы так распределяют виды педагогической деятельности по возрастным группам: забота — малышам, помощь — младшим, поддержка — подросткам, сопровождение — старшеклассникам. Они считают, что педагогическая поддержка постепенно перерастает в педагогическое сопровождение ребенка в образовании, и предлагают такие определения:

Педагогическая поддержка — процесс создания условий (совместно с ребенком) для сознательного самостоятельного разрешения им ситуации выбора при условии, если ребенок не справляется сам.

Педагогическое сопровождение — процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личного участия, поощрения максимальной самостоятельности подростка в проблемной ситуации при минимальном по сравнению с поддержкой участии педагога.

Педагогическое сопровождение подразумевает умение педагога быть рядом, следовать за учеником, сопутствуя в его индивидуальном продвижении в учении. Педагогическое сопровождение рассматривается как одна из форм педагогической поддержки, применимая к старшим школьникам.

Предметом педагогической поддержк и в основном выступают:

трудности, связанные с социальной дезадаптацией;

трудности в обучении (стойкая неуспеваемость, а отсюда и напряженность с учителями и родителями).

Понятие «педагогическое сопровождение» наиболее активно применяется в связи с профессиональным самоопределением школьников.

С позиции социально-профессионального самоопределения С.Н.Чистякова определяет педагогическое сопровождение как особую сферу деятельности педагога, ориентированную на взаимодействие со школьником по оказанию ему поддержки в становлении личностного роста, социальной адаптации, принятия решения об избираемой профессиональной деятельности и самоутверждения в ней.

Рассмотрим еще некоторые трактовки понятия «педагогическое сопровождение».

Ф.М.Фрумин, В.П.Слободчиков сопровождение рассматривают как помощь подростку в его личностном росте, установку на эмпатий-ное понимание ученика, на открытое общение. А.В.Мудрик трактует сопровождение как особую сферу деятельности педагога, направленную на приобщение подростка к социально-культурным и нравственным ценностям, необходимым для самореализации и саморазвития.

М.Р.Битянова считает, что сопровождение — это система профессиональной деятельности педагогического сообщества, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития в ситуациях взаимодействия.

Таким образом, сравнивая сущность понятий «педагогическая поддержка» и «педагогическое сопровождение», можно сделать вывод, что педагогическая поддержка связана прежде всего с преодолением конкретных проблем обучающегося и реализуется педагогами в проблемной ситуации. Педагогическое сопровождение предполагает непрерывную (заранее спланированную) деятельность, направленную на предотвращение трудностей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *