Что такое педагогическое требование
Очень часто родители школьников в ходе проведения классных собраний слышат много научных терминов и определений, типа «технологии образовательной и воспитательной работы», «виды педагогического контроля» и тому подобное. В статье попытаемся разобраться с определением «педагогическое требование к ребенку». Выяснить, на какую нормативную базу оно опирается, в каких видах осуществляется, в каких сферах действует.
Общие сведения
Вам будет интересно: Статистическое моделирование: методы, описание, применение
Определений у изучаемого определения существует множество. Однако наиболее часто встречающееся гласит, что педагогическое требование – это правило, которое основано на единых подходах и принимается всеми участниками образовательно-воспитательного процесса. Единство должно присутствовать в подходах, которые носят теоретический и практический характер.
Нормативные основы требований в образовательной системе
Для родителей очень важно уяснить, педагогическое требование – это не личное решение учителя или классного руководителя. Оно должно входить в систему норм и правил, действующих в том или ином учреждении образования. И здесь не допускается «самоволия», нормы и правила требований, предъявляемых ко всем участникам процесса обучения, закрепляются в уставе (положении) о государственном или частном учреждении.
Вам будет интересно: Немецкие ордена. Боевые награды Третьего Рейха
Кроме этого, требования могут излагаться в положении об отдельных структурных подразделениях школы (училища, вуза), правилах внутреннего распорядка, разрабатываемых индивидуально под каждое учреждение, правилах поведения учащихся.
Правила для учителей и администрации
Педагогическое требование – это не только требование, предъявляемое к уровню образования и поведению учащегося, но и система норм, касающихся организации учебно-воспитательного процесса. Особые требования предъявляются к расписанию уроков, составлению различных образовательных графиков, оформлению и ведению педагогической документации – журналов, характеристик, аналитических справок, иных документов.
Определенная группа норм и правил существует для организации процесса обучения, другие правила действуют в области разработки, адаптации и внедрения образовательных программ. Для родителей же наиболее важными являются требования, предъявляемые к их детям.
Процесс обучения сложен и многогранен
В этом важном деле выделяют несколько этапов – ознакомление, усвоение, развитие знаний, умений и навыков, умение применить их в стандартных и нестандартных ситуациях. В связи с этим к образовательно-воспитательному процессу предъявляются различные требования.
На первом месте стоят, естественно, дидактические требования – четкость в определении темы урока и целей, выбор оптимальных объемов новой информации и методов подачи, творческое осмысление педагогом материала и умение креативно преподать его детям. Не менее важной является опора на важные дидактические принципы: доступность, систематичность, последовательность, наглядность, связь теоретических знаний с практическими навыками.
Требование как метод воспитания
Процесс обучения состоит из многих компонентов: приобретение и закрепление знаний, получение и развитие определенных навыков. Также важен процесс формирования определенных морально-волевых качеств. В их числе выделяются следующие: воля, умение преодолевать трудности, воспитание уверенности в действиях, умения взять инициативу в свои руки, повести за собой других.
В воспитательном процессе педагогическое требование – это один из важных методов вырабатывания поведенческих норм. Учитель, используя разные виды требований, технологии и методики, тормозит развитие одних качеств и стимулирует развитие других. Главным остается формирование положительного отношения к процессу обучения, всем участникам этого процесса.
Психология – важная часть образовательного процесса
Психолого-педагогические требования играют важную роль, кроме усвоения новых знаний на уроке и во время факультатива, идет развитие психических процессов у учащихся. С помощью различных методов педагог развивает память, воображение, мышление своих подопечных, способствует концентрации внимания при решении особо сложных задач, расширению представлений об окружающем мире и отдельных явлениях.
Перед педагогом стоит чрезвычайно сложная задача, для развития психических процессов подопечных он должен вооружиться определенными знаниями и навыками. Во-первых, учитель должен знать особенности психологического развития каждого ученика, во-вторых, владеть арсеналом различных средств и методик, в-третьих, уметь применять их на практике в той или иной комбинации, индивидуально для каждого.
Гигиена – необходимый компонент образовательного комплекса
Не последнее место занимают педагогические гигиенические требования, которые предъявляются к процессу обучения. Основная задача – предупреждение переутомления, а оно может проявляться в разных сферах – умственной, физической, моральной.
Чтобы не допустить переутомления, в образовательных учреждениях разрабатываются и внедряются различные нормы и требования. Важные составляющие – чистый, свежий воздух, благоприятный влажностно-температурный режим, нормы освещения, мебель, соответствующая физическим параметрам учащихся.
Виды современных требований, предъявляемые к учащимся
Сегодня существуют разные виды педагогического требования, в основе деления лежат различные критерии. Например, можно выделить прямые и косвенные требования. Для прямого воздействия на ученика характерны конкретность, императивность («без вариантов»), точность требования.
Ученик должен понимать, о чем его просят. Формулировка просьбы носит однозначный характер, не допускает различных толкований. Косвенное требование опирается на психологические факторы, в свою очередь, делится на несколько видов. Наиболее важными в педагогическом процессе являются: просьба, одобрение, совет, выказанное доверие и другие.
Более подробно о видах требований
Технология педагогического требования – важная часть знаний учителя, в зависимости от ситуации, психолого-педагогических особенностей ученика, он может использовать разные методики воздействия. Если учитель имеет авторитет в глазах учеников, его советы будут восприниматься как прямое указание к действию. Для самых маленьких участников образовательного процесса на первое место выходит игра.
В процессе игровой деятельности учитель и ученик могут выступать на равных, быть в роли ведомых и ведущих. Игра помогает наиболее эффективно и быстро прийти к желаемым результатам. Старшеклассники, наоборот, игру, как способ познания мира, отрицают, предпочитают вести диалог с учителем «на равных». И для младших школьников, и для учащихся средних и старших классов одинаково важным является одобрение учителя, в особенности того, которого они считают авторитетом.
Еще один вид деления – преднамеренные и непреднамеренные требования. В первом случае педагог опирается на целевую программу, план урока, планирует результат, корректирует в процессе используемые методики.
Главные выводы
Единые педагогические требования к организации учебного процесса, существующие в той или иной системе образования, гарантируют устойчивую связь и взаимодействие всех участников процесса и всех компонентов. Образовательная система при правильно налаженной системе требований и контроля приобретает целостность, устойчивость, ведет к высоким результатам. Родителям не стоит бояться этого термина, важно контролировать, чтобы требования к ребенку не были завышенными, находились в зоне действия правового поля. Важно найти контакт с учителем, который подскажет, какие педагогические и воспитательные технологии будут наиболее удачными в каждом конкретном случае.
Что такое педагогическое требование
|
Чтобы развить у детей волевую сферу педагогу нужно предусмотреть развитие следующих качеств: инициативу детей, уверенность в силах, настойчивость, умение преодолевать трудности для достижения цели, выдержку, самообладание, навыки самостоятельного поведения и т.п. Огромное влияние на формирование волевых качеств оказывает использование метода педагогического требования.
Педагогическое требование – метод воспитания, при помощи которого поведенческие нормы выражаются определенных предписаниях и реализуются во взаимоотношениях. Требования стимулируют, вызывают или тормозят деятельность ученика и появление у него новых качеств.
Различают прямые требования и косвенные. Для прямых требований характерны императивность, конкретность, определенность, понятные воспитанникам формулировки, не допускающие двух различных толкований. Требование предъявляется решительным тоном. Воздействие осуществляется широким спектром оттенков требования, которые выражаются силой голоса, мимикой, интонацией.
Косвенное же требование (одобрение, доверие, намек, совет, просьба, и т.д.) от прямого отличается тем, что стимул вызванные прямым требованием психологические факторы: стремления воспитанников, интересы, переживания и т.д.
Перечислим наиболее употребляемые виды косвенного требования.
1. Требование-совет. Это убеждение воспитанника в целесообразности, и необходимости выполнения действий рекомендуемых педагогом. Можно считать совет принятым, если воспитанник наставнике видит старшего, авторитетного товарища, мнение которого он уважает.
2. Требование-игра. Опытные воспитатели пользуются детским интересом к игре для осуществления самых различных требований. От игры дети получают огромное удовольствие, вместе с этим, сами того не замечая, выполняют все предъявляемые требования. Игра самая эффективная и гуманная форма предъявления требования, хотя подразумевающая под собой высокий уровень мастерства.
3. Требование доверием. Между воспитуемыми и воспитателями формируются дружеские отношения, доверие является, в данном случае, естественным отношением двух сторон, уважающих друг друга.
4. В некоторых случаях эффективным является требование-просьба. Если коллектив хорошо, сплоченно организован, то просьба является самым употребляемым средством воздействия на окружающих. Основа данного требования – товарищеские отношения между воспитателем и воспитанниками. Просьба – форма проявления взаимного сотрудничества, доверия, уважения.
5. Следующий близкий к просьбе вид требования – это требование-намек, широко используется педагогами в работе со старшими классами
6. Также существует требование-одобрение. Высказывание одобрения педагогом – сильный стимул. На практике мастера педагогического труда одобряют различные методы требования, применяют формы имеющие целесообразность в зависимости от сложившихся отношений с воспитанниками.
Не всегда требования вызывают положительную реакцию воспитанников. В связи с этим выделяются негативные (запрещающие) и позитивные требования. В основном прямые запреты негативны, так как всегда вызывают бурную отрицательную реакцию учеников. Существуют негативные косвенные требования: угрозы и осуждения. Обычно формируют при внутреннем сопротивлении внешнюю покорность.
Среди разнообразия форм и видов педагогического требования выделяются требования непосредственные и опосредованные.
Требование, при помощи которого воспитатель от воспитанника сам добивается нужного ему поведения, называется непосредственным.
Требования учеников друг к другу, организованные педагогом, – опосредованные. Они вызывают цепочку действий – каждое последующее действие передаёт требование от одних воспитанников другим.
Правовой статус педагогических работников
Педагог и его квалификация в правовом поле
Педагогический работник, согласно закону «Об образовании», — лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с ОООД, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
Чтобы иметь право работать педагогом, необходимо получить среднее профессиональное или высшее образование и отвечать квалификационным требованиям и профессиональным стандартам. Стандарты в настоящее время утверждены для большинства школьных должностей. До запланированного перехода на новые профессиональные стандарты можно пользоваться приказом Минздравсоцразвития России от 2010 года «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».
Должности в новых профессиональных стандартах:
Педагог (воспитатель, учитель). Охватывает педагогическую деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Педагог дополнительного образования детей и взрослых.
Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования.
Специалист в области воспитания (социальный педагог, старший вожатый, педагог-организатор, воспитатель, тьютор, педагог-библиотекарь).
Согласно номенклатуре должностей, основные руководители образовательного процесса, директор и его заместитель, к категории педагогических работников не относятся, хотя в общем представлении они в нее и попадают.
Какие лица по трудовому кодексу не допускаются к педагогической деятельности:
Имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности.
Имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления.
Лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда.
Признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке.
Имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
Новшеством является то, что к педагогической деятельности могут быть допущены лица (при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав), имевшие судимость за совершение преступлений небольшой и средней тяжести и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям.
Академические права и свободы педагога
Свобода преподавания, выражения мнения, свобода от вмешательства в деятельность. (Никто, в том числе и родители учеников, не имеет права навязывать учителю подход к организации учебного процесса, если педагог не нарушает права учащихся).
Свобода выбора форм, средств, методов обучения и воспитания.
Право на разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания. (Учитель может составить образовательную программу по своему предмету, соответствующую требованиям ФГОС, утвердить ее в установленном в образовательном учреждении порядке и работать по этой программе).
Право на выбор учебных пособий в порядке, установленном законодательством. (При этом следует учесть Федеральный перечень учебников, который периодически меняется).
Право на участие в разработке образовательных программ и их компонентов.
Право на осуществление творческой и инновационной деятельности.
Право на бесплатное пользование информационными ресурсами.
Право на бесплатное пользование образовательными и методическими услугами образовательной организации.
Право на участие в управлении образовательной организацией.
Право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации.
Право на объединение в общественные профессиональные организации. (Впрочем, на территории России это в последнее время все менее актуально).
Право на обращение в комиссию по урегулированию споров. (Не стоит путать с комиссией конфликтных ситуаций).
Право на защиту профессиональной чести и достоинства. (Разумеется, действует презумпция невиновности).
Академические права и свободы должны соблюдаться с учетом прав и свобод других участников образовательных отношений и требований законодательства, а также норм профессиональной этики, закрепленных в локальных нормативных актах школы.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации». Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации.
Трудовые права и социальные гарантии педагога
Право на сокращенную продолжительность рабочего времени.
Право на дополнительное профобразование не реже чем один раз в три года.
Право на ежегодный удлиненный оплачиваемый отпуск.
Право на длительный отпуск сроком до одного года.
Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Право на предоставление вне очереди жилых помещений.
Кроме того, учителя, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках, имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Обеспечивать реализацию преподаваемых учебных предметов в соответствии с рабочей программой.
Соблюдать устав образовательной организации и правила внутреннего трудового распорядка.
Уважать честь и достоинство участников образовательных отношений.
Развивать у обучающихся познавательную активность и творческие способности.
Применять педагогически обоснованные формы, методы обучения и воспитания.
Систематически повышать свой профессиональный уровень.
Проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности.
Проходить предварительные, периодические, внеочередные медосмотры.
Проходить обучение и проверку знаний и навыков в области ОТ.
Соблюдать правовые, нравственные, этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики.
Исполнение педагогом обязанностей учитывается при прохождении аттестации. Учитель несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей в порядке и в случаях, установленных федеральными законами. К слову, если раньше нормы профессиональной этики рассматривались именно с этической точки зрения, то сегодня их соблюдение стало должностной обязанностью со всеми вытекающими отсюда последствиями. Нормы профессиональной этики педагогов могут включать требования к поведению, внешнему виду, порядку взаимодействия со всеми иными участниками образовательных отношений и контролю за соблюдением этих норм.
Оставайтесь с нами! Зарегистрируйтесь, чтобы узнавать первыми о публикации свежих статей, новостных материалов и об анонсах интересных мероприятий.
Распределение времени педагога
Деятельность педагога включает работу: учебную и воспитательную, индивидуальную, методическую, подготовительную, организационную, диагностическую, по ведению мониторинга и иную, предусмотренную должностными обязанностями. Соотношение учебной и другой педагогической деятельности в пределах рабочей недели устанавливается локальными нормативными актами школы. Нормируемая часть работы преподавателей определяется в астрономических часах и включает проводимые учебные занятия независимо от их продолжительности, а также короткие перерывы (перемены) между каждым занятием, в том числе большую перемену для учеников первого класса.
Преподавательская нагрузка регулируется расписаниями, которые утверждаются в образовательных учреждениях в соответствии процедурой, установленной уставом. В подавляющем большинстве случаев расписание занятий утверждает директор. К другой части работы педагогов, требующей затраты не конкретизированного времени, относится деятельность, предусмотренная квалификационными характеристиками по занимаемой должности.
Подготовка к организации и работе по обучению и воспитанию.
Участие в разработке рабочих программ предметов, курсов, дисциплин (в соответствии с требованиями ФГОС и с правом использования как типовых, так и авторских рабочих программ).
Изучение индивидуальных способностей, интересов и склонностей учеников.
Другие способы регулирования времени педагога:
Трудовой договор и дополнительное соглашение к трудовому договору. Выполнение видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, на условиях прибавке к оплате. Речь идет о классном руководстве, проверке письменных работ, заведовании учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими и учебно-опытными участками, о руководстве методическими объединениями и т.д. В трудовом договоре указываются содержание работы, сроки выполнения и размер оплаты.
Правила внутреннего трудового распорядка. Ведение журнала и дневников обучающихся в электронной или в бумажной форме, а также организация и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) учеников.
Планы и графики, утверждаемые локальными нормативными актами в порядке, установленном трудовым законодательством. Выполнение обязанностей, связанных с участием в педагогических и методических советах и проведением родительских собраний.
Графики, планы, расписания, утверждаемые локальными нормативными актами, коллективным договором. Выполнение дополнительной индивидуальной и (или) групповой работы с обучающимися, участие в оздоровительных, воспитательных и других мероприятиях, проводимых в целях реализации образовательных программ (включая участие в концертной деятельности, конкурсах, состязаниях, спортивных соревнованиях, тренировочных сборах, экскурсиях, других формах учебной деятельности). В локальном нормативном акте, коллективном договоре указываются порядок и условия выполнения.
Локальные нормативные акты. Периодические кратковременные дежурства, которые при необходимости организуются в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающимися, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени.
Привлекаться к дежурству учителя могут не ранее чем за 20 минут до начала занятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего занятия. Присутствие учителя не требуется в те дни, когда образовательная организация открыта, но сам педагог не имеет занятия по расписанию и дополнительные работы. При составлении расписаний, планов и графиков рекомендуется предусматривать для учителей свободный день с целью использования его для самообразования и подготовки к занятиям.
Каникулярное время также используется для дополнительного профессионального образования. Режим педагогов, принятых в образовательную организацию в период летних каникул, определяется в пределах продолжительности рабочего времени или нормы часов в неделю, установленной за ставку заработной платы. Периоды отмены и приостановки занятий для учеников в отдельных классах или во всей школе по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям считаются рабочим временем, при этом педагоги привлекаются к выполнению работ в порядке и на условиях, предусмотренных для времени каникул.
Законодательные акты, регламентирующие порядок реализации прав педагогических работников
Постановление Правительства России от 14.05.2015 г. № 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках».
Приказ Минобрнауки России от 31.05.2016 г. № 644 «Об утверждении порядка предоставления педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, длительного отпуска сроком до одного года».
Постановление Правительства России от 29.10.2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона „О трудовых пенсиях в Российской Федерации“, и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона „О трудовых пенсиях в Российской Федерации“».
Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».
Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 г. № 536 «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».