Что такое педагогика и психология девиантного поведения
Педагогика и психология девиантного поведения (специалитет)
Педагогика и психология девиантного поведения
Степень: Социальный педагог
Наиболее распространенные экзамены при поступлении:
Абитуриент, окончивший 11 классов школы, в качестве профильного экзамена сдает обществознание, в обязательном порядке русский язык. Третьим экзаменом, по выбору руководства вуза, будет биология либо история; по усмотрению учебного заведения – изучаемый иностранный язык.
Содержание статьи:
Под девиациями поведения подразумевают проявления, которые могут нанести физический, материальный либо психологический вред людям. Зачастую они нарушают моральные нормы, характерные для общества.
Социальную значимость специалиста-психолога по отклонениям в поведении сложно переоценить. Эта работа потребует большой психологической, моральной и физической отдачи. Цель педагога-психолога, работающего с детьми или подростками в этом направлении – вовремя выявить, скорректировать девиантные нарушения у несовершеннолетних, предотвратить проявления асоциального поведения.
Краткое описание специальности
Программа подготовки учитывает особенности этой синтетической специальности, которая соединяет в себе педагогику, психологию и юриспруденцию. Направление подразумевает несколько подспециализаций:
Сроки и формы обучения
Абитуриент может выбрать удобную для себя форму получения знаний:
Крупные вузы в Москве
В Москве менее десятка вузов приглашают студентов обучаться по это программе. Самые значимые среди них:
Предметы, изучаемые студентами
Помимо курсов общеобразовательных дисциплин в разных областях знаний, учащимся предстоит овладеть такими предметами (а также пройти практику):
Получаемые знания и навыки
Выпускник сможет применять полученные знания в практической работе. Среди навыков, которыми студент должен овладеть в процессе учебы, находятся следующие:
Кем работать
Среди профессий, в которых выпускник сможет применить свои знания, находятся следующие:
Зарплата специалиста с профильным образованием в значительной мере варьируется, зависит от должности, опыта и типа организации. В среднем она составляет 25-40 тыс. рублей.
Продолжение обучения по специальности
Желающие смогут продолжить образование в магистратуре по психологии, педагогике и коррекции поведения. Если студент ощущает склонность к научной работе, теоретическим обоснованиям того или иного аспекта деятельности, а также к передаче знаний в процессе преподавательской работы, после окончания обучения стоит задуматься об аспирантуре.
О Специальности «Педагогика И Психология Девиантного Поведения»
Педагогику и психологию девиантного поведения изучают студенты вузов, готовящиеся работать с так называемыми трудными детьми. В настоящее время профессия является достаточно востребованной, поскольку растет число неблагополучных семей, экономическая ситуация непростая, к тому же на поведении юного поколения не лучшим образом сказывается засилье компьютерных игр и других сетевых развлечений.
Именно такое поведение называется девиантным, а задача педагога и психолога в одном лице – максимально его корректировать. Чтобы стать хорошим специалистом, необходимо иметь высокую мотивацию, крепкие нервы, дипломатический характер и по-настоящему любить детей.
Во время учебы в вузе будущие психологи и педагоги девиантного поведения овладевают следующими умениями и навыками:
Специальность «педагогика и психология девиантного поведения»: кем работать?
Выпускники соответствующих вузов могут занимать такие должности:
Многие вузы осуществляют подготовку специалистов по работе с трудными детьми. Только в Москве таких учебных заведений около десяти. В частности, готовит специалистов по педагогике и психологии девиантного поведения МГУ, где собраны лучшие преподавательские кадры, и качество образования не вызывает сомнений. Университет предусматривает обучение на платной и бесплатной основе, на дневном отделении.
На сегодняшний день чтобы поступить на факультет психологии МГУ, нужно иметь проходной балл 277. Выпускники одного из лучших вузов страны с легкостью находят работу и имеют все шансы получить руководящие должности.
Зарплата специалистов по педагогике и психологии девиантного поведения в России колеблется от 25 до 40 тысяч рублей в зависимости от опыта, квалификации и конкретной организации. Это не большие деньги, но в данную сферу идут в основном люди, которые стремятся, прежде всего, к самореализации, любят детей и хотят приносить пользу обществу.
Об авторе: Привет! Я — Каролина Кораблёва. Живу в Подмосковье, в городе Одинцово. Люблю жизнь и людей. Стараюсь быть реалистом и оптимистом по жизни.
В людях ценю умение себя вести. Увлекаюсь психологией, в частности — конфликтологией. Закончила РГСУ, факультет «Психология труда и специальная психология».
Педагогика и психология девиантного поведения – социально-значимая профессия
Специальность «Педагогика и психология девиантного поведения» является актуальной и современной. Востребованность профессионалов данного направления растет.
Выпускник получает обширный ряд возможностей для дальнейшего роста и самореализации. Для него открыты двери центров психологии и терапии, правоохранительной системы, организаций образования, здравоохранения, социальной защиты. Перспектив много: научная, административная карьера, создание собственного дела.
Особенности профессии
Дипломированный специалист общается со школьниками и подростками категории риска, с людьми, попавшими в тяжелые жизненные обстоятельства, корректирует агрессивное поведение дошкольников. Отстаивает права, интересы воспитуемых, консультирует по проблематике отношений с близкими, по вопросам, связанным с обучением и трудоустройством. Составляет психологические портреты.
Девиантное поведение дошкольников и подростков – это проявление внутреннего дискомфорта. Преодолеть чувство отчужденности помогает катарсис, общение, игра и работа в команде, поднятие самооценки.
Основная профессиональная задача: выявить и предотвратить девиантные проявления. К ним относят деяния, идущие вразрез с общепринятыми нормами поведения. Причиной отклонений может быть неокрепшая психика, неспособность адаптироваться среди сверстников, неблагоприятная ситуация дома или наличие серьезных заболеваний, патологий.
Работа с «трудными» детьми требует умения понимать внутреннее состояние каждого. Для этого проводится:
Где востребованы выпускники?
Бывшие студенты трудятся психологами, учителями, валеологами, семьеведами, преподавателями, инспекторами в сферах защиты прав молодежи, экспертами по психокоррекции, конфликтологии, реабилитации.
Заработная плата составляет от 20 до 45 тысяч рублей.
Рабочие условия
Дело психолога – это высокоинтеллектуальный, мобильный труд. Преобладает интенсивное общение с серьезным психоэмоциональным давлением. В отдельных ситуациях пригождается умение импровизировать, использовать творческий подход.
Для работы выделяют кабинет со специальным оборудованием. Коллективные или персональные занятия проводят в зале, в офисе. Практикуются групповые беседы на свежем воздухе, мероприятия с выездами на природу.
Инструменты профессионала – внутренние резервы. Найти общий язык с другим человеком помогают опыт, знания, способность мыслить аналитически и творчески. Важно обладать выразительной мимикой, голосом, жестикуляцией. При поддержании контакта с посетителями важно проявлять эмпатию. Это умение чувствовать, понимать эмоциональное состояние собеседника. Облегчает труд техническое, методическое обеспечение, компьютеры.
Карьерный рост
Вместе с базовым образованием выпускник получает 5 специализаций:
Повышение квалификации, совершенствование профессиональных качеств по выбранной стезе дает возможность вырасти в уникального эксперта. При желании можно переквалифицироваться в учителя, консультанта, диагноста, менеджера по персоналу, бизнес-тренера и коуча, страхового агента, соцработника.
Знание теории и пытливый ум позволят заняться наукой, исследованиями, методической работой, преподаванием, стать аспирантом и написать диссертацию. Карьера может развиваться по административному пути, когда рядовой сотрудник становится руководителем психологической службы, отдела по подбору персонала. С этой целью совершенствуют управленческое мастерство, изучают менеджмент.
Успешные опытные психологи нередко создают собственное дело. Например, открыть консультационный центр. Для построения независимой карьеры необходимо развить талант предпринимателя, проектного менеджера.
Основы деятельности
Смыслом работы является создание поддерживающих условий для субъекта. В результате пациент находит в себе силы справиться, разрешить беспокоившие его проблемы. В качестве инструмента эксперт использует собственную личность.
К объектам деятельности по данному профилю относятся:
Профессиональные функции
Усиление положительных и переключение негативных воздействий окружения на подопечных.
Формирование сети по надзору за детьми из категории риска. Привитие подопечным нравственных ценностей, толерантности, здоровых привычек. Создание возможностей для самовыражения, творческой активности.
Составление моделей диагностики, сбор данных, подготовка заключений.
Консультации по обеспечению прав, профориентации, урегулированию конфликтных ситуаций, межличностному общению, индивидуальному росту.
Профессиональные качества
Для успешной работы по специальности важны качества:
Специфика обучения
Подготовка разносторонняя. Будущий специалист осваивает: организационные, социально-педагогические, диагностико-коррекционные, консультационные, правоохранительные и научно-исследовательские функции.
Учебный процесс базируется на научных достижениях психологии, педагогических и юридических наук. В рамках ведущего направления рассматривают основы и разделы психологии. Студенты изучают особенности отклоняющихся от норм поступков, конфликтологию, формирование личности, консультирование и другие предметы. Второй дисциплинарный блок включает в себя историю, педагогические основы, методику воспитания, социальную и коррекционную педагогику.
Юридическая подготовка предполагает знакомство с конституционным и гражданским правом, криминологическими, общественными и семейными правовыми аспектами, теорией государства и права.
По завершении учебной программы студенты защищают дипломный проект, в отдельных вузах сдают государственный экзамен.
Что должен уметь специалист?
В ходе профессиональной деятельности предстоит диагностировать состояние подростков с отклонениями в поведении, молодых людей, содержащихся в колониях, учреждениях закрытого типа. Определять, по каким причинам произошел личностный кризис у человека, нарушившего закон, почему семья стала неблагополучной.
Будущий психолог учится:
Дипломированный выпускник должен уметь выявлять мам, пап, опекунов, не выполняющих свои обязанности. Ставить на учет нарушителей и родителей, ставших для отпрысков негативным примером. Определять лиц, совершающих незаконные действия с малолетними: проявления жестокости, домогательств, насилия. При необходимости готовить материалы по лишению родительских прав.
Инспектору предстоит работать с правонарушителями, доставленными в ОВД, принимать участие в процедурах дознания. Он готовит материалы для помещения осужденных в закрытые учебно-воспитательные заведения. Выявляет детей, попавших в розыск, малолетних бродяжек, попрошаек, беспризорных и тех, кому требуется государственная помощь.
Педагогу по профилю предстоит организовывать мероприятия, предупреждающие беспризорность, употребление спиртного, наркотиков и токсических веществ в среде тинейджеров.
Перспективность профессии «педагог-психолог»
С каждым годом возрастает роль психолога на педагогической стезе. Это связано с постепенным переходом обучения на индивидуализацию. Задачей тьюторов станет разработка образовательных траекторий для каждого школьника. Наставник в сотрудничестве с экспертом будет учитывать способности и таланты конкретного ученика.
Сохранить душевное здоровье, способствовать личностному развитию особенно важно в условиях интенсивного ритма жизни. Новые технологии порождают ряд проблем: зависимость от игр, симуляторов, интернета, стресс от переизбытка информации, нарушение социализации, ограничения в общении. Психолог помогает учителям, родителям и воспитанникам справиться с факторами, затрудняющими становление полноценного гражданина.
Инспектор по делам несовершеннолетних
Главная задача специалиста: содействовать развитию, преодолевать отклонения, вести профилактику преступлений среди поднадзорных. Это юрист и педагог одновременно. Сотрудничает с комиссией по делам несовершеннолетних, которая рассматривает дела о правонарушениях.
Инспектор обязан знать каждого воспитанника, отслеживать его поведение, по возможности предупреждать правонарушения. Он проводит беседы с родителями, их отпрысками, посещает несовершеннолетних по месту жительства, вызывает в полицию. Инспектор выносит предостережения людям, совершающим антиобщественные поступки. Предупреждает родителей, не выполняющих свои обязанности по воспитанию отпрысков.
Социальный педагог
Специалист работает с «трудными» детьми, тинейджерами из неблагополучных семей, оставшимися без надзора. Задачи педагога: посещать семьи на дому, контролировать получение подопечными образования, организовать досуг, при необходимости обращаться в соцзащиту.
Соцпедагог распознает опасные факторы окружающей среды, разрушительно влияющие на поднадзорного. В нужный момент он должен принять меры и создать благоприятные условия для личностного развития таких детей. Цель деятельности: содействовать в адаптации, сформировать навыки для жизни в обществе, в приемной семье. Сотрудник поддерживает родителей, испытывающих трудности в уходе за отпрысками.
Социальный работник
Функция соцработника – это организация мероприятий для помощи инвалидам, малоимущим, пенсионерам, сиротам. Он трудится на предприятиях социального обслуживания, защиты. Заведения подобного типа способствуют улучшению условий жизни, быта, материального положения вверенных им граждан, гарантирует социально-правовое заступничество.
Соцработник помогает обслуживать инвалидов и немощных, организует доставку продуктов, лекарств. Работает с неблагополучными семьями, консультирует, оформляет пособия, выплаты.
О специальности «Педагогика и психология девиантного поведения»
Педагогику и психологию девиантного поведения изучают студенты ВУЗов, готовящиеся работать с так называемыми трудными детьми. В настоящее время профессия является достаточно востребованной, поскольку растет число неблагополучных семей, экономическая ситуация непростая, к тому же на поведении юного поколения не лучшим образом сказывается засилье компьютерных игр и других сетевых развлечений.
Педагогика и психология девиантного поведения – специальность, которая не каждому окажется по плечу. Нужно готовиться к тому что придется сталкиваться с непростыми и даже вопиющими случаями, когда ребенок ведет себя асоциально, причиняет окружающим физический или моральный вред, нарушает самые элементарные общественные нормы. Именно такое поведение называется девиантным, а задача педагога и психолога в одном лице – максимально его корректировать. Чтобы стать хорошим специалистом, необходимо иметь высокую мотивацию, крепкие нервы, дипломатический характер и по-настоящему любить детей.
Во время учебы в ВУЗе будущие психологи и педагоги девиантного поведения овладевают следующими умениями и навыками:
• выявление причин отклонений как на ранних стадиях, так и в крайне запущенных случаях;
• коррекция психического состояния подопечных;
• профилактика девиантного поведения у учащихся школ и других учебных заведений; • выявление сложных детей, а также лиц, оказывающих на них негативное влияние;
• организация полезного досуга подрастающего поколения;
• постановка трудных подростков на учет;
• работа с родителями и лицами, их заменяющими.
Специальность «Педагогика и психология девиантного поведения»: кем работать? Выпускники соответствующих ВУЗов могут занимать такие должности:
• педагог по коррекции;
• инспектор по делам несовершеннолетних;
• психолог в учебных заведениях;
• соцработник, специализирующийся на несовершеннолетних;
• сотрудник органов опеки;
На сегодняшний день многие ВУЗы осуществляют подготовку специалистов по работе с трудными детьми. Только в Москве таких учебных заведений около десяти. В частности, готовит специалистов по педагогике и психологии девиантного поведения МГУ, где собраны лучшие преподавательские кадры, и качество образования не вызывает сомнений.
Университет предусматривает обучение на платной и бесплатной основе, на дневном отделении. На сегодняшний день чтобы поступить на факультет психологии МГУ, нужно иметь проходной балл 277. Выпускники одного из лучших вузов страны с легкостью находят работу и имеют все шансы получить руководящие должности. Зарплата специалистов по педагогике и психологии девиантного поведения в России колеблется от 25 до 40 тысяч рублей в зависимости от опыта, квалификации и конкретной организации. Это не очень большие деньги, но в данную сферу идут в основном люди, которые стремятся, прежде всего, к самореализации, любят детей и хотят приносить пользу обществу.
Что такое педагогика и психология девиантного поведения
Уважаемые посетители сайта!
На факультете «Юридическая психология» с 2011 года открыта и по настоящее время успешно реализуется подготовка по специальности «Педагогика и психология девиантного поведения» в рамках Психолого-педагогического направления, в разработке стандарта которой приняли участие сотрудники нашего факультета, разработавшие в нем три специализации :
Введение данной новой специальности направлено на кадровое обеспечение мер, предусмотренных статьей 4 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят, помимо комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.
Поэтому специалист по профилактике, сопровождению и коррекции лиц с девиантным поведением будет востребован, прежде всего, в образовательных учреждениях, в различных системах, службах и ведомствах.
Прошедший в МГППУ Конкурс практических работ в области профилактики, сопровождения и реабилитации детей и подростков с девиантным поведением с привлечением в качестве экспертов ведущих специалистов силовых структур и социальной сферы г. Москвы (ГУВД, УФСИН, Департамента образования, Департамента социальной защиты населения, Департамента семьи и молодежной политики) показал значительную потребность и высокую заинтересованность данных ведомств в специалистах по педагогике и психологии девиантного поведения.
Представленные на конкурс практические работы были высоко оценены жюри и подтвердили преемственность реализуемой факультетом специализации «юридическая психология» и новой программы подготовки по образовательному стандарту «Педагогика и психология девиантного поведения».
Для создания дополнительных возможностей в реализации компетентностного подхода в новом ФГОС 44.05.01 ( 050407.65) «Педагогика и психология девиантного поведения» введена новая форма учебных занятий – «Специальная подготовка», которая является формой трансляции новейших научно-методических разработок выпускающей кафедры силами студентов и преподавателей в практику работы, ускоряя тем самым инновационные процессы базовых организаций социальной сферы с привлечением ресурсов которых эта подготовка и будет осуществляться. Заседанием Президиума Совета УМО от 23.03.2012 (приложение №6 к протоколу №1) утверждено «Примерное положение о специальной подготовке специалистов» для учрежденией социальной сферы.
Уважаемые АБИТУРИЕНТЫ!
(ЕГЭ : 1) русский язык, 2) математика, 3) обществознание )
Получающим высшее образование по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения предоставляется возможность параллельного обучения по образовательной программе профессиональной переподготовки «Психологические технологии работы с различными формами отклоняющегося поведения». По окончании обучения выдается диплом о профессиональной переподготовке.