Что такое педагогика как искусство

Педагогика как искусство.

Что такое педагогика как искусство. Смотреть фото Что такое педагогика как искусство. Смотреть картинку Что такое педагогика как искусство. Картинка про Что такое педагогика как искусство. Фото Что такое педагогика как искусство Что такое педагогика как искусство. Смотреть фото Что такое педагогика как искусство. Смотреть картинку Что такое педагогика как искусство. Картинка про Что такое педагогика как искусство. Фото Что такое педагогика как искусство Что такое педагогика как искусство. Смотреть фото Что такое педагогика как искусство. Смотреть картинку Что такое педагогика как искусство. Картинка про Что такое педагогика как искусство. Фото Что такое педагогика как искусство Что такое педагогика как искусство. Смотреть фото Что такое педагогика как искусство. Смотреть картинку Что такое педагогика как искусство. Картинка про Что такое педагогика как искусство. Фото Что такое педагогика как искусство

Что такое педагогика как искусство. Смотреть фото Что такое педагогика как искусство. Смотреть картинку Что такое педагогика как искусство. Картинка про Что такое педагогика как искусство. Фото Что такое педагогика как искусство

Что такое педагогика как искусство. Смотреть фото Что такое педагогика как искусство. Смотреть картинку Что такое педагогика как искусство. Картинка про Что такое педагогика как искусство. Фото Что такое педагогика как искусство

Значит, говоря о педагогике как области искусства, мы по всей вероятности должны вести речь об умении, мастерстве педагога.

В естественнонаучном познании личностные качества ученого, оценки не имеют решающего влияния на результаты его деятельности. Но в педагогической науке, педагогической деятельности личность педагога, его талант, мастерство (или их отсутствие) имеют решающее значение.

Чисто практическую педагогическую деятельность называют «искусством, созданным на научной основе». Педагогическая деятельность каждого конкретного педагога, каждого конкретного педагогического коллектива является искусством в той мере, в которой в эту деятельность вкладывается творческий потенциал.

Наука и искусство принципиально отличаются способами распространения. Науку нужно изучать, и иначе ее не постигнешь. А искусство можно перенять; миллионы людей воспитывают своих детей, достигая прекрасных результатов, не изучая науку, а перенимая искусство растить детей у своих родителей и близких. Иначе говоря, педагогику можно назвать наукой о развитии таланта к воспитанию детей. Влияние личности педагога на педагогическую деятельность особенно велико и существенно уже потому, что воспитание включает в себя межличностные отношения, индивидуальный облик воспитателя, чутье, интуицию, находчивость, такт и многие другие субъективные качества, которые выступают как реальные и действенные факторы искусства воспитания.

Педагогическая наука не может предусмотреть это бесконечное множество конкретных ситуаций, дать указания для каждого отдельного затруднения. Это противоречие разрешает практическая педагогическая деятельность.

Таким образом, мы приходим к пониманию того, что педагогическое искусство есть ничто иное, как педагогическое мастерство учителя. «Мастерство как комплекс свойств личности, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности», по мнению И.А. Зязюна, включает в себя комплекс свойств личности:

1. Гуманистическая направленность, выраженная в его активной позиции при выстраивании педагогического процесса;

2. Профессиональные знания, дающие ему глубину, основательность, осмысленность действий;

3. Педагогические способности, обеспечивающие скорость его совершенствования;

4. Педагогическая техника, опирающаяся на знания и способности, позволяет все средства увязать с целью, сделать педагогическую деятельность гармоничной.

1. Типология и многообразие образовательных учреждений.
Все образовательные учреждения по направленности и содержанию работы можно подразделить на несколько типов.

По организационно-правовым формам выделяют:

· Негосударственные (частные, общественные, религиозные);

В России существуют следующие типы образовательных учреждений:

· дошкольные – детские сады, детские ясли, развивающие центры;

· массовые, общедоступные школы (начального, основного и среднего образования) – школы, гимназии, лицеи;

· учреждения профессионального образования (среднего и высшего звена)
— учреждения начального профессионального образования – подготавливают специалистов по отдельным профессиям на базе среднего общего образования
— учреждения среднего профессионального образования – подготавливают специалистов среднего звена на базе общего или начального профессионального образования
— учреждения высшего профессионального образования – готовят различных специалистов на базе среднего и среднего профессионального образования
— учреждения послевузовского профессионального образования – готовят специалистов научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования.;

· специализированные школы для детей с отклонениями в развитии и т.д. – дети с нарушением слуха, речи, опорно-двигательного аппарата (ДЦП), с умственной отсталостью, с задержкой психического развития, с нарушениями в поведении и общении (ранний детский аутизм) и т.д.

Источник

Статья «Педагогика как искусство»

Педагогика как искусство.

Л. А. Данцова, учитель русского языка и литературы

Педагогика- это не только наука. Это искусство как вид духовного освоения действительности, имеющий целью формирование и развитие его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты. Особенность обучающегося в восприятии окружающей действительности чувствами, творческим воображением. Искусство оказывает преобразующее воздействие на ребёнка. Воздействует одновременно на его чувство, мысль и волю, пробуждая и развивая в нем художественное, творческое отношение к действительности. Как форма общественного сознания искусство стоит в одном ряду с педагогикой. У них общий объект отражения- жизнь, реальная действительность. Это формы познания, освоения действительности. Каждая из этих форм вносит в жизнь свой собственный, неповторимый вклад. В.Г. Белинский писал: «… их различие вовсе не в содержании, а только в способе обрабатывать данное содержание…». Искусство иногда называют человековедением. Эта сугубо человеческая сущность искусства, эта его подчиненность человеческим целям и задачам не только не уменьшается, но увеличивается со временем, вместе с развитием художественной и общественной мысли. История искусства в главном своем содержании- все более глубокое и полное художественное познание человека. Все главные открытия в искусстве так или иначе связаны с открытием человека. Все художественные и идейные достижения в искусстве – это достижения в объяснении, познании самого себя. То новое, что несет с собой каждый неизвестный прежде художественный метод, каждое направление в искусстве, в конечном счете, оказывается глубочайшим образом связано с воспитанием и образованием.

Говоря о педагогике как об искусстве, К. Д. Ушинский подчеркивал его активную, творческую роль в изменении и совершенствовании духовного облика человека. Сравнивая искусство с наукой, обращал внимание на то, что наука лишь изучает существующее или существовавшее, а искусство стремится творить то, чего еще нет. «Педагогика является высшим из искусств, потому что она стремится удовлетворить величайшее из потребностей человека и человечества- их стремление к усовершенствованиям в самой человеческой природе, его души и тела, а вечно предшествующий идеал этого искусства есть совершенный человек». К.Д. Ушинский поднял на высоту педагогическое творчество учителя, которое только одно может спасти от однообразия, когда он «толкует в сотый раз давно выученную наизусть страницу». При этом педагог предостерегает от противопоставления практики и теории. Важно «дать человеку деятельность, которая бы наполняла его душу и могла бы наполнять ее вечно». В этом К.Д. Ушинский видел назначение педагогики. По его мнению, учитель должен давать только необходимые знания, он должен видеть в своем ученике не будущего литературоведа, а человека, пользующегося плодами литературоведческого анализа текста для своего нравственного и умственного усовершенствования. К.Д. Ушинский писал: «Новая школа разделяет и организует труд учителя и учеников: она требует, чтобы дети, по возможности, трудились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным трудом и давал для него материал». Актуальность этого вывода в связи с новым ФГОСом неоспорима.

Поэтому педагогическое искусство рассматривается как педагогическое мастерство: педагогические умения, основанные на педагогических убеждениях, ядром которых являются формы и методы преподавания, осмысленные учителем..

Источник

Эссе «Педагогика — это наука или искусство»

Что такое педагогика как искусство. Смотреть фото Что такое педагогика как искусство. Смотреть картинку Что такое педагогика как искусство. Картинка про Что такое педагогика как искусство. Фото Что такое педагогика как искусство Яна Мельничук
Эссе «Педагогика — это наука или искусство»

«Наука и искусство так же тесно связаны между собой, как легкие и сердце, так что если один орган извращен, то и другой не может правильно действовать»

Спорить с тем, что педагогика – это наука, думаю, в наши дни уже ни кто не станет. Педагогика давно приобрела статус науки. [1] Она имеет длительную историю, неотделимую от истории человечества. Термин «педагогика» ведет свое происхождение из Древней Греции, и определяется это понятие как наука о воспитании. Педагогика как самостоятельная наука была выделена в XVII в. из ряда философских наук. Осмысливая развитие педагогической теории, нельзя не обратить внимания на то, что педагогика иногда рассматривается как наука и как искусство. Есть историческая причина подобного смешения этих терминов. В XIX в.существовало два понятия: педагогика и педагогия. Первое обозначало науку о воспитании, второе – относилось к практической воспитательной деятельности. Затем эти понятия слились, что давало повод считать педагогику и наукой, и искусством. [2] Но правильно ли это? Мнения на этот счёт различны.

Мною не случайно взяты в качестве эпиграфа характеристики терминов «наука» и «искусство».

Что же такое искусство? Искусство – это творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. В более широком значении искусством называют любую деятельность, совершаемую мастерски, искусно в технологическом и эстетическом смысле, а также высокий уровень мастерства в любой деятельности. Значит, говоря о педагогике как области искусства, мы по всей вероятности должны вести речь об умении, мастерстве педагога.

Что же такое наука? Можно сказать, что вообще наука есть изучение явлений со всевозможных сторон, их свойств, взаимоотношений, разнообразных сочетаний друг с другом, причин и условий возникновения. С этой точки зрения и педагогика, и теория всякого вообще так называемого искусства будет наука.

И наука, и искусство создают нечто новое, не существовавшее до сих пор; и та и другое нуждаются в деятельном участии органов внешних чувств для собирания наблюдений, обработки их и проверки, для художественного выражения известной идеи в определенной материальной форме; ни наука, ни искусство никогда не занимаются одним явлением ради него самого, их предмет постоянно общее. Я считаю, что эта черта и науки и искусства весьма важна, она признак высоты умственной деятельности. [3]

Список используемой литературы:

Что такое педагогика как искусство. Смотреть фото Что такое педагогика как искусство. Смотреть картинку Что такое педагогика как искусство. Картинка про Что такое педагогика как искусство. Фото Что такое педагогика как искусствоКонспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Наука вежливости» для детей подготовительной группы Программное содержание: довести до сознания детей (используя примеры из произведений художественной литературы, что истинно вежливый человек.

«Занимательная наука» для детей с ОВЗ. Видеоотчет Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Наша лаборатория «Хочу все знать» вновь открыта для наших любознательных дошколят. В подготовительной.

Что такое педагогика как искусство. Смотреть фото Что такое педагогика как искусство. Смотреть картинку Что такое педагогика как искусство. Картинка про Что такое педагогика как искусство. Фото Что такое педагогика как искусствоКонсультация для педагогов «Музейная педагогика» В начале 80 –х годов XXвека в нашей стране появилось такое понятие как музейная педагогика. Музейная педагогика направлена на решения задач.

Что такое педагогика как искусство. Смотреть фото Что такое педагогика как искусство. Смотреть картинку Что такое педагогика как искусство. Картинка про Что такое педагогика как искусство. Фото Что такое педагогика как искусствоПроект «Мягкая педагогика» Мой удачный проект. У детей раннего возраста мышление носит наглядно-действенный характер, поэтому развитие всех качеств, как психических,.

Что такое педагогика как искусство. Смотреть фото Что такое педагогика как искусство. Смотреть картинку Что такое педагогика как искусство. Картинка про Что такое педагогика как искусство. Фото Что такое педагогика как искусствоКонсультация «Музейная педагогика в ДОУ» Музейная педагогика в ДОУ В последнее время отечественная педагогическая наука терпит значительные изменения в контексте внедрения новых.

Что такое педагогика как искусство. Смотреть фото Что такое педагогика как искусство. Смотреть картинку Что такое педагогика как искусство. Картинка про Что такое педагогика как искусство. Фото Что такое педагогика как искусствоМузейная педагогика в ДОУ Музей – это шкатулка истории, где хранится бесценный опыт многих поколений; это учреждение, осуществляющее сбор, научное изучение и хранение.

Наука добрых дел Никто не будет спорить, как важно формировать у дошкольников устойчивую потребность в получении знаний, в проявлении добра, милосердия,.

Что такое педагогика как искусство. Смотреть фото Что такое педагогика как искусство. Смотреть картинку Что такое педагогика как искусство. Картинка про Что такое педагогика как искусство. Фото Что такое педагогика как искусствоКонсультация для детей и взрослых «Наука мытья рук» Наука мытья рук! Постоянно надо мыть руки с мылом, особенно после людных мест, общественного транспорта, перед едой, после туалета. Но.

Источник

Педагогика-как искусство»

Педагогика-как искусство»

Содержание

1. Педагогика как наука…………………………………………….4

2. Роль Я.А. Коменского в становлении педагогики как науки………………………………………………………………..….6

3. Педагогика как искусство……………………………………..8

Список литературы………………………………………………….11

Введение

Слово «педагогика» имеет несколько значений. Во-первых, им обозначают педагогическую науку. Во-вторых, есть и такое мнение, что педагогика — это искусство, и тем самым она как бы приравнивается к практике. Иногда под педагогикой понимают систему деятельности, которая проектируется в учебных материалах, методиках, рекомендациях, установках. Такая неоднозначность нередко приводит к путанице, порождает неясность. В последнее время этим словом стали обозначать представление о тех или иных подходах к обучению, о методах и организационных формах: педагогика сотрудничества, педагогика развития, музейная педагогика, рископедагогика, педагогика отождествления и т.д.

Что собой представляет эта наука и что она изучает?

Наиболее общим образом науку определяют как сферу человеческой деятельности, в которой происходит выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Деятельность в сфере науки — научное исследование. Это особая форма процесса познания, такое систематическое и целенаправленное изучение объектов, в котором используются средства и методы науки и которое завершается формированием знаний об изучаемых объектах.

Педагогическая действительность — это та часть общей действительности, которая включена в педагогическую деятельность. Это ученик, учитель, их действия, методы обучения и воспитания, учебники, то, что в них написано и т.д. Такая деятельность может найти отражение не только в науке. Наука — это лишь одна форма общественного сознания. Действительность может отражаться также и в обыденном (стихийно-эмпирическом) процессе познания, и в художественно-образной форме.

Педагогика как наука

Педагогика-наука о систематической целенаправленной, специально организованной деятельности по воспитанию человека, а также об обучении и образовании детей и взрослых. Свое название педагогика получила от греческого слова «пайдагогос» (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Педагогика как совокупность знаний о воспитании человека возникла из общественной потребности в подготовке подрастающих поколений к жизни. В первобытном обществе воспитание детей осуществлялось в семье или поручалось наиболее опытным представителям общины. Производственный и моральный опыт дети усваивали в процессе совместной трудовой деятельности и повседневного общения со старшими. Поэтому воспитание в этот период еще не составляло специфической области профессиональной деятельности людей. В период рабовладельческого строя возникают специальные образовательные учреждения и появляются люди, профессией которых стало обучение и воспитание детей. В средние века в педагогике, как и в целом в философии, господствовала религия. Возникают монастырские, приходские и соборные школы. Вплоть до 17 века педагогика продолжала оставаться частью философии. В 1623 английский ученый Ф. Бэкон в трактате «О достоинстве и увеличении наук» выделил педагогику, под которой понималось «руководство чтением», в качестве отдельной отрасли знания. В этом же столетии и статус педагогики как самостоятельной науки был закреплен трудами чешского педагога Я. А. Коменского. В советское время на основе марксистско-ленинской философии развивались идеи коммунистического воспитания. В среде простых людей также складывались свои представления о воспитании. Совокупность этих идей привела к формированию народной педагогики, в которой выше всего ценятся такие качества человека, как уважение к труду, справедливость, почитание старших, уважение между людьми.

— общая педагогика (исследует основные закономерности воспитания человека; раскрывает роль воспитания в жизни общества и развитии личности, процессе образования и обучения).

— возрастная педагогика(изучает особенности воспитания людей на различных этапах возрастного развития).

— специальная педагогика(включает дефектологию, изучающую особенности развития, обучения и воспитания аномальных детей (глухих, глухонемых, слепых, умственно отсталых).

— частная методика (исследует специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию определенного предмета (иностранного языка, математики, биологии и др.).

— история педагогики (изучает развитие педагогических идей и практики воспитания в различные исторические эпохи). также интенсивно развиваются такие самостоятельные отрасли педагогической науки, как педагогика высшей школы, военная педагогика, исправительно-трудовая педагогика).

Роль Я.А. Коменского в становлении педагогики как науки

Ян Амос Коменский (1592 – 1670) – крупнейший педагог, выдающийся общественный деятель 17 века. Он родился в Южной Моравии (Чехословакия) в семье члена общины Чешских братьев. Образование получил традиционное для того времени – окончил латинскую школу, учился в Гернборнском и Гейдельбергском университетах в Германии. После этого Коменский был проповедником, а потом главой своей религиозной общины, занимался педагогической деятельностью в различных странах Европы. Благодаря своим учебникам Коменский стал знаменит еще при жизни, по ним учились во многих странах мира, включая Россию.

Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей (“Материнская школа”, “Великая дидактика” и др.) рассмотрены все педагогические проблемы. С его именем связано выделение педагогики из философии и оформление ее в самостоя­тельную науку. В трудах Я. А. Коменского впервые определены предмет, задачи и основные категории педагогики, сформулирована и раскрыта идея всеобщего обучения всех детей независимо от социального положения ро­дителей, пола, религиозной принадлежности.

Демократические идеи отра­жены в замечательной работе «Великая дидактика», написанной на опыте народных школ юго-западных земель Руси, чешских и словацких школ, вышедший в Амстердаме в 1654г., – одна из первых научно-педагогических книг. Большая заслуга Я. А. Коменского в том, что им впервые разработаны ос­новы классно-урочной системы. Он был уверен, что при соответствующей организации учебно-воспитательного процесса любой ребенок может взой­ти на «самую высокую ступень лестницы образования».

Одной из наиболее главных идей в педагогическом наследии Коменского, является идея развивающего обучения. Развитие им понимается, как реализация природных задатков и дарований, в соответствии с принципом природосообразности. Призывая к формированию человека в соответствии с идеалами добра и общественной пользы, Я. А. Коменский особое внимание уделял вопросам воспитания. Его труды проникнуты глубокой верой в человеческую лич­ность, расцвет которой всегда был заветной мечтой великого педагога.

Говоря о развития в педагогическом наследии Коменского, основное внимание следует уделить проблеме развития природных дарований. Предложенные им прин­ципы, методы, формы обучения (классно-урочная система, принцип природосообразности и др.) вошли в золотой фонд педагогической теории.

Сейчас растёт количество образовательно-воспитательных учреждений, расширяется сеть народных школ, дающих необходимую подготовку детям, открываются специальные учебные заведения по подготовке учителей и начинает преподаваться педагогика как особая научная дисциплина. Возникнув как наука о воспитании детей и молодёжи, педагогика по мере расширения границ воспитания и сферы действия субъективных факторов в жизни общества всё более становятся наукой об общих закономерностях воспитательного воздействия на людей всех возрастов.

Педагогика как искусство

Значит, говоря о педагогике как области искусства, мы по всей вероятности должны вести речь об умении, мастерстве педагога.

В естественно-научном познании личностные качества ученого, оценки не имеют решающего влияния на результаты его деятельности. Но в педагогической науке, педагогической деятельности личность педагога, его талант, мастерство (или их отсутствие) имеют решающее значение.

Чисто практическую педагогическую деятельность называют «искусством, созданным на научной основе». Педагогическая деятельность каждого конкретного педагога, каждого конкретного педагогического коллектива является искусством в той мере, в которой в эту деятельность вкладывается творческий потенциал.

Влияние личности педагога на педагогическую деятельность особенно велико и существенно уже потому, что воспитание включает в себя межличностные отношения, индивидуальный облик воспитателя, чутье, интуицию, находчивость, такт и многие другие субъективные качества, которые выступают как реальные и действенные факторы искусства воспитания.

Педагогическая наука не может предусмотреть это бесконечное множество конкретных ситуаций, дать указания для каждого отдельного затруднения. Это противоречие разрешает практическая педагогическая деятельность.

Таким образом, мы приходим к пониманию того, что педагогическое искусство есть ничто иное, как педагогическое мастерство учителя. «Мастерство как комплекс свойств личности, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности», по мнению И.А. Зязюна [8, c. 57], включает в себя комплекс свойств личности:

1. Гуманистическая направленность, выраженная в его активной позиции при выстраивании педагогического процесса;

2. Профессиональные знания, дающие ему глубину, основательность, осмысленность действий;

3. Педагогические способности, обеспечивающие скорость его совершенствования;

4. Педагогическая техника, опирающаяся на знания и способности, позволяет все средства увязать с целью, сделать педагогическую деятельность гармоничной.

Анализ современной педагогической теория и практики позволяет установить, что в работе каждого воспитателя, который стремится стать мастером, повторяется ряд типичных умений. Ю.П. Азаров на основе опроса различных групп учителей и руководителей школ определил группу умений, которые характеризуют педагогическую деятельность как творческую [10, c.48]:

— умение правильно воспринимать те процессы, которые происходят в мире детей, каждого отдельного ребенка в различных педагогических ситуациях;

— умение анализировать соотношение «цель — средства — результат» применительно к выбору ситуации;

— умение организовывать жизнь детей;

умение требовать и доверять;

— умение быстро ориентироваться и переключать внимание;

— умение играть с детьми;

— умение оценивать ситуацию с различных сторон;

— умение из многообразия педагогических фактов выделить существенное;

— умение в случайном факте увидеть существенное;

— умение в одной и той же ситуации пользоваться разнородными приемами воздействия;

— умение точно передавать свои настроения, чувства и мысли словом, мимикой, движениями[51].

заключил, что перед ним мальчик гордый, с самолюбием. Он подошел ко мне и несколько наивно спросил:

Заключение

Итак педагогическая наука – это сгусток многовекового опыта обучения и воспитания подрастающих поколений. Педагогическая наука – это результат многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Знание педагогической науки помогает в каждом конкретном случае избирать оптимальные педагогические решения.

Давний спор о том, что такое педагогика – наука или искусство, разбивается о практику. Испытание практикой подтверждает многократно: без глубокого знания науки воспитания не развивается искусство воспитывать. Знание закономерностей обучения и воспитания, овладение методами педагогического процесса – основа учительского мастерства. К усвоению педагогики надо подходить как к научно – познавательной деятельности, на базе которой может и должно развиваться педагогическое искусство как неотъемлемый элемент педагогической деятельности.

Список литературы

Просмотр содержимого документа
«Педагогика-как искусство»»

2. Роль Я.А. Коменского в становлении педагогики как науки………………………………………………………………..….6

Слово «педагогика» имеет несколько значений. Во-первых, им обозначают педагогическую науку. Во-вторых, есть и такое мнение, что педагогика — это искусство, и тем самым она как бы приравнивается к практике. Иногда под педагогикой понимают систему деятельности, которая проектируется в учебных материалах, методиках, рекомендациях, установках. Такая неоднозначность нередко приводит к путанице, порождает неясность. В последнее время этим словом стали обозначать представление о тех или иных подходах к обучению, о методах и организационных формах: педагогика сотрудничества, педагогика развития, музейная педагогика, рископедагогика, педагогика отождествления и т.д.

Что собой представляет эта наука и что она изучает?

Наиболее общим образом науку определяют как сферу человеческой деятельности, в которой происходит выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Деятельность в сфере науки — научное исследование. Это особая форма процесса познания, такое систематическое и целенаправленное изучение объектов, в котором используются средства и методы науки и которое завершается формированием знаний об изучаемых объектах.

Педагогическая действительность — это та часть общей действительности, которая включена в педагогическую деятельность. Это ученик, учитель, их действия, методы обучения и воспитания, учебники, то, что в них написано и т.д. Такая деятельность может найти отражение не только в науке. Наука — это лишь одна форма общественного сознания. Действительность может отражаться также и в обыденном (стихийно-эмпирическом) процессе познания, и в художественно-образной форме.

Педагогика как наука

Педагогика-наука о систематической целенаправленной, специально организованной деятельности по воспитанию человека, а также об обучении и образовании детей и взрослых. Свое название педагогика получила от греческого слова «пайдагогос» (пайд — дитя, гогос — веду), которое означает детоводство или дитяведение.

Педагогика как совокупность знаний о воспитании человека возникла из общественной потребности в подготовке подрастающих поколений к жизни. В первобытном обществе воспитание детей осуществлялось в семье или поручалось наиболее опытным представителям общины. Производственный и моральный опыт дети усваивали в процессе совместной трудовой деятельности и повседневного общения со старшими. Поэтому воспитание в этот период еще не составляло специфической области профессиональной деятельности людей. В период рабовладельческого строя возникают специальные образовательные учреждения и появляются люди, профессией которых стало обучение и воспитание детей. В средние века в педагогике, как и в целом в философии, господствовала религия. Возникают монастырские, приходские и соборные школы. Вплоть до 17 века педагогика продолжала оставаться частью философии. В 1623 английский ученый Ф. Бэкон в трактате «О достоинстве и увеличении наук» выделил педагогику, под которой понималось «руководство чтением», в качестве отдельной отрасли знания. В этом же столетии и статус педагогики как самостоятельной науки был закреплен трудами чешского педагога Я. А. Коменского. В советское время на основе марксистско-ленинской философии развивались идеи коммунистического воспитания. В среде простых людей также складывались свои представления о воспитании. Совокупность этих идей привела к формированию народной педагогики, в которой выше всего ценятся такие качества человека, как уважение к труду, справедливость, почитание старших, уважение между людьми.

— общая педагогика (исследует основные закономерности воспитания человека; раскрывает роль воспитания в жизни общества и развитии личности, процессе образования и обучения).

— возрастная педагогика(изучает особенности воспитания людей на различных этапах возрастного развития).

— специальная педагогика(включает дефектологию, изучающую особенности развития, обучения и воспитания аномальных детей (глухих, глухонемых, слепых, умственно отсталых).

— частная методика (исследует специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию определенного предмета (иностранного языка, математики, биологии и др.).

— история педагогики (изучает развитие педагогических идей и практики воспитания в различные исторические эпохи). также интенсивно развиваются такие самостоятельные отрасли педагогической науки, как педагогика высшей школы, военная педагогика, исправительно-трудовая педагогика).

Роль Я.А. Коменского в становлении педагогики как науки

Ян Амос Коменский (1592 – 1670) – крупнейший педагог, выдающийся общественный деятель 17 века. Он родился в Южной Моравии (Чехословакия) в семье члена общины Чешских братьев. Образование получил традиционное для того времени – окончил латинскую школу, учился в Гернборнском и Гейдельбергском университетах в Германии. После этого Коменский был проповедником, а потом главой своей религиозной общины, занимался педагогической деятельностью в различных странах Европы. Благодаря своим учебникам Коменский стал знаменит еще при жизни, по ним учились во многих странах мира, включая Россию.

Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей (“Материнская школа”, “Великая дидактика” и др.) рассмотрены все педагогические проблемы. С его именем связано выделение педагогики из философии и оформление ее в самостоя­тельную науку. В трудах Я. А. Коменского впервые определены предмет, задачи и основные категории педагогики, сформулирована и раскрыта идея всеобщего обучения всех детей независимо от социального положения ро­дителей, пола, религиозной принадлежности.

Демократические идеи отра­жены в замечательной работе «Великая дидактика», написанной на опыте народных школ юго-западных земель Руси, чешских и словацких школ, вышедший в Амстердаме в 1654г., – одна из первых научно-педагогических книг. Большая заслуга Я. А. Коменского в том, что им впервые разработаны ос­новы классно-урочной системы. Он был уверен, что при соответствующей организации учебно-воспитательного процесса любой ребенок может взой­ти на «самую высокую ступень лестницы образования».

Одной из наиболее главных идей в педагогическом наследии Коменского, является идея развивающего обучения. Развитие им понимается, как реализация природных задатков и дарований, в соответствии с принципом природосообразности. Призывая к формированию человека в соответствии с идеалами добра и общественной пользы, Я. А. Коменский особое внимание уделял вопросам воспитания. Его труды проникнуты глубокой верой в человеческую лич­ность, расцвет которой всегда был заветной мечтой великого педагога.

Говоря о развития в педагогическом наследии Коменского, основное внимание следует уделить проблеме развития природных дарований. Предложенные им прин­ципы, методы, формы обучения (классно-урочная система, принцип природосообразности и др.) вошли в золотой фонд педагогической теории.

Сейчас растёт количество образовательно-воспитательных учреждений, расширяется сеть народных школ, дающих необходимую подготовку детям, открываются специальные учебные заведения по подготовке учителей и начинает преподаваться педагогика как особая научная дисциплина. Возникнув как наука о воспитании детей и молодёжи, педагогика по мере расширения границ воспитания и сферы действия субъективных факторов в жизни общества всё более становятся наукой об общих закономерностях воспитательного воздействия на людей всех возрастов.

Педагогика как искусство

Значит, говоря о педагогике как области искусства, мы по всей вероятности должны вести речь об умении, мастерстве педагога.

В естественно-научном познании личностные качества ученого, оценки не имеют решающего влияния на результаты его деятельности. Но в педагогической науке, педагогической деятельности личность педагога, его талант, мастерство (или их отсутствие) имеют решающее значение.

Чисто практическую педагогическую деятельность называют «искусством, созданным на научной основе». Педагогическая деятельность каждого конкретного педагога, каждого конкретного педагогического коллектива является искусством в той мере, в которой в эту деятельность вкладывается творческий потенциал.

Влияние личности педагога на педагогическую деятельность особенно велико и существенно уже потому, что воспитание включает в себя межличностные отношения, индивидуальный облик воспитателя, чутье, интуицию, находчивость, такт и многие другие субъективные качества, которые выступают как реальные и действенные факторы искусства воспитания.

Педагогическая наука не может предусмотреть это бесконечное множество конкретных ситуаций, дать указания для каждого отдельного затруднения. Это противоречие разрешает практическая педагогическая деятельность.

Таким образом, мы приходим к пониманию того, что педагогическое искусство есть ничто иное, как педагогическое мастерство учителя. «Мастерство как комплекс свойств личности, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности», по мнению И.А. Зязюна [8, c. 57], включает в себя комплекс свойств личности:

1. Гуманистическая направленность, выраженная в его активной позиции при выстраивании педагогического процесса;

2. Профессиональные знания, дающие ему глубину, основательность, осмысленность действий;

3. Педагогические способности, обеспечивающие скорость его совершенствования;

4. Педагогическая техника, опирающаяся на знания и способности, позволяет все средства увязать с целью, сделать педагогическую деятельность гармоничной.

Анализ современной педагогической теория и практики позволяет установить, что в работе каждого воспитателя, который стремится стать мастером, повторяется ряд типичных умений. Ю.П. Азаров на основе опроса различных групп учителей и руководителей школ определил группу умений, которые характеризуют педагогическую деятельность как творческую [10, c.48]:

— умение правильно воспринимать те процессы, которые происходят в мире детей, каждого отдельного ребенка в различных педагогических ситуациях;

— умение анализировать соотношение «цель — средства — результат» применительно к выбору ситуации;

— умение организовывать жизнь детей;

умение требовать и доверять;

— умение быстро ориентироваться и переключать внимание;

— умение играть с детьми;

— умение оценивать ситуацию с различных сторон;

— умение из многообразия педагогических фактов выделить существенное;

— умение в случайном факте увидеть существенное;

— умение в одной и той же ситуации пользоваться разнородными приемами воздействия;

— умение точно передавать свои настроения, чувства и мысли словом, мимикой, движениями[51].

заключил, что перед ним мальчик гордый, с самолюбием. Он подошел ко мне и несколько наивно спросил:

Итак педагогическая наука – это сгусток многовекового опыта обучения и воспитания подрастающих поколений. Педагогическая наука – это результат многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Знание педагогической науки помогает в каждом конкретном случае избирать оптимальные педагогические решения.

Давний спор о том, что такое педагогика – наука или искусство, разбивается о практику. Испытание практикой подтверждает многократно: без глубокого знания науки воспитания не развивается искусство воспитывать. Знание закономерностей обучения и воспитания, овладение методами педагогического процесса – основа учительского мастерства. К усвоению педагогики надо подходить как к научно – познавательной деятельности, на базе которой может и должно развиваться педагогическое искусство как неотъемлемый элемент педагогической деятельности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *