Что такое педагогика высшей школы
Педагогика высшей школы
Полезное
Смотреть что такое «Педагогика высшей школы» в других словарях:
ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ — ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. Отрасль педагогической науки, изучающая теоретические и практические проблемы высшего профессионального образования … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ — отрасль пед. науки, изучающая теоретич. и практич. проблемы развития личности студентов и их проф. подготовки в вузе. Опыт организации характерных для высшей школы видов занятий лекций, диспутов и т. п. обобщался в соч. мн. теоретиков педагогики … Российская педагогическая энциклопедия
Педагог высшей школы — Педагогика (греч. παιδαγογια) наука о воспитании, обучении и образовании человека. См. также: Педагог (Древняя Греция) Педагог и ученики на уроке Содержание … Википедия
Педагогика — См. также: Педагог (Древняя Греция) … Википедия
Педагогика Западной цивилизации — В 1 м тыс. до н. э. в древнегреч. полисах высокая полит. активность граждан, распространение свободомыслия и идей гносеологии, рационализма способствовали развитию философии и науч. представлений о мире. В 5 в. до н. э. софисты объявили человека… … Российская педагогическая энциклопедия
Педагогика великих цивилизаций Востока — На П. великих цивилизаций Востока определяющее влияние оказал подчёркнуто традиц. характер вост. общества; примат социального (семья, община, каста, гос во) или религиозного над личностно индивидуальным, синкретизм разл. сфер жизни людей. До… … Российская педагогическая энциклопедия
Креативная педагогика — Креативная педагогика наука и искусство творческого обучения[1]. Это разновидность педагогики, противопоставленная таким видам педагогик, как педагогика принуждения, педагогика сотрудничества, критическая педагогикa (от… … Википедия
Античная педагогика — направление общественной мысли, развивающейся как составная часть античной культуры. Античная педагогика явилась колыбелью европейского образования. В ее рамках сформировались идеи гуманизма и гуманистического воспитания, модель… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВАЯ ПЕДАГОГИКА — отрасль пед. науки, изучающая организов. деятельность по исправлению лиц, совершивших уголовное преступление и осуждённых к разл. видам наказания, как связанных, так и не связанных с лишением свободы. И. т. п. как относительно самостоят. отрасль… … Российская педагогическая энциклопедия
Кино и педагогика — кино и педагогика. Воспитательная функция кино вытекает из самой природы кинематографа как неотъемлемой части мировой культуры, и эта функция, в свою очередь, неотделима от образования. Принципиальная позиция советской педагогики предполагает… … Кино: Энциклопедический словарь
Педагогика высшей профессиональной школы
Марина Морякова
Педагогика высшей профессиональной школы
Педагогика высшей профессиональной школы
Педагогика высшей школы относительно молодая наука. Она оформилась в самостоятельную отрасль педагогических знаний примерно в середине XX в., когда появились первые учебные пособия по педагогике. Однако отдельные мысли, советы, рекомендации по вопросам обучения, воспитания, работы со студентами сопровождали историю развития университетского образования. С учетом бурного развития научных знаний, несмотря на «молодость», от педагогики высшей школы уже начали отделяться отдельные отрасли.К ним можно отнести: дидактику высшей школы; теорию и методику воспитания в вузе; вузоведение; менеджмент в высшей школе. Педагогика высшей школы имеет свой объект и предмет исследования, опирается на ряд основных педагогических категорий.
Актуальной проблемой педагогики высшей школы является формирование личности студента вуза в условиях его самостоятельной учебно-познавательной деятельности, осуществляемой в процессе его взаимодействия с преподавателями.
Цель педагогики высшей школы – исследование закономерностей развития, воспитания и обучения студентов и разработка на этой основе путей совершенствования процесса подготовки квалифицированного специалиста.
С. И. Зиновьев, автор одной из первых монографий, посвященных учебному процессу в высшей школе, принципами дидактики высшей школы утверждал, что научность, связь теории с практикой, практического опыта с наукой, системность и последовательность в подготовке специалистов, сознательность, активность и самостоятельность студентов в учебе, соединение индивидуального поиска знаний с учебной работой в коллективе.
Дидактика высшей школыпризвана поставить на научную основу решение следующих проблем:
1. Обоснование специфических целей высшего образования.
2. Обоснование социальных функций высшей школы.
3. Обоснование содержания образования.
4. Научное обоснование способов конструирования педагогического процесса в высшей школе и осуществления учебной деятельности.
5. Определение оптимальных путей, выбор содержания, методов, форм, технологий обучения и др.
Дидактика высшей школы изучает цели и задачи высшего образования, проблемы их формирования с учётом содержания высшего профессионального образования, тенденции его развития, процесс разработки содержания профессиональной подготовки на основе государственного образовательного стандарта. В дидактике исследуются проблемы реализации содержания образования в учебном процессе с учётом возрастных особенностей и закономерностей учебно-познавательной деятельности; дидактические принципы; образовательные технологии; вопросы самообразования студентов как средства повышения эффективности учебной деятельности; организация контроля знаний и умений, уровня готовности студентов к профессиональной деятельности.
Целостный педагогический процесс взаимодействия преподавателей и студентов направлен на формирование у студенчества взглядов и убеждений, ценностно-мотивационных установок на избранную профессию, развитие творческого отношения к труду и творческих способностей; он обеспечивается через привлечение студентов к учебно-исследовательской и научно-исследовательской работе, повышение уровня самостоятельности в овладении знаниями и умениями, проектирование собственной образовательной траектории.
Педагогика высшей школы исследует возможности и пути воспитательного воздействия на развитие студенческой молодёжи как в учебно-познавательной, так и внеучебной деятельности, в частности, путём создания гуманитарной среды в высшей школе.
Можно выделить задачи профессиональной педагогики, которые можно отнести к задачам педагогики высшей школы:
1. Разработка теоретико-методологических основ профессионального образования и методик проведения исследований в профессиональной педагогике.
2. Обоснование сущности, аспектов и функций профессионального образования.
3. Изучение истории развития профессионального образования и педагогической мысли.
4. Анализ современного состояния и прогнозирование развития профессионального образования в нашей стране и за рубежом.
5. Выявление закономерностей профессионального обучения, воспитания и развития личности.
6. Обоснование образовательных стандартов и содержания профессионального образования.
7. Разработка новых принципов, методов, систем и технологий профессионального образования.
8. Определение принципов, методов и способов управления профессионально-педагогическими системами, мониторинга профессионально-образовательного процесса и профессионального развития обучающихся.
Принципы обучения как основной ориентир в преподавательской деятельности
Мостом, соединяющим теоретические представления с педагогической практикой, служат принципы обучения.
Принципы обучения всегда отражают зависимости между объективными закономерностями учебного процесса и целями, которые стоят в обучении. Иными словами, это методическое выражение познанных законов и закономерностей, знание о целях, сущности, содержании, структуре обучения, выраженное в форме, позволяющей использовать их в качестве регулятивных норм педагогической практики.
В современной дидактике принципы обучения рассматриваются как рекомендации, направляющие педагогическую деятельность и учебный процесс в целом, как способы достижения педагогических целей с учетом закономерностей учебного процесса.
«Гуманная педагогика» Возлюби Ребёнка. Возлюби его сильнее, чем самого себя. Уверуй, что Ребёнок чище, лучше, честнее, талантливее тебя. Всего себя отдавай детям.
«Музейная педагогика» (из опыта работы) Цветок засохший, безуханный, Забытый в книге вижу я; И вот уже мечтою странной Душа наполнилась моя. Где цвел? Когда? Какой весною? И долго.
Музейная педагогика в детском саду В наше время остро стоит вопрос о нравственном воспитании, эстетическом воспитании детей. Нравственность, традиции, часто становятся лишь.
Консультация «Музейная педагогика для дошкольников» Музейная педагогика…Сегодня это словосочетание знакомо практически всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения.
Музейная педагогика Музейная педагогика Воспитатель Паташова Н. А. «Включение музея в общеобразовательный процесс способствует формированию психологической.
Музейная педагогика в детском саду Музейная педагогика как средство приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре Воспитание гражданина и патриота, знающего и.
Педагогическое эссе «Колыбельная педагогика» «Человек, если помнит главные песни своего народа, никогда не перестанет быть его настоящим сыном» А. Николаев «Нет песни – нет калмыка».
Эссе «Моя педагогика» Решение стать педагогом я приняла по примеру своей первой учительницы. Кориковой Зинаиды Михайловны. Учителя с большой буквы. Человека с.
ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
отрасль пед. науки, изучающая теоретич. и практич. проблемы развития личности студентов и их проф. подготовки в вузе.
Опыт организации характерных для высшей школы видов занятий — лекций, диспутов и т. п. — обобщался в соч. мн. теоретиков педагогики, начиная с Квин-тилиана. Опыт преподавания закреплялся также в уставах высших уч. заведений. С 19 в. в Германии, Великобритании и др. странах стали появляться спец. труды по академич. (университетской) педагогике.
В России становление П. в. ш. связано с деятельностью М. В. Ломоносова, Н. И. Лобачевского, Н. И. Пирогова, традициями уч. практики Московского, Казанского и Петербургского ун-тов, а также Профессорского ин-та при Дерпт-ском ун-те. Значит. внимание проблемам преподавания в высшей школе уделяли учёные Н. А. Умов, М. В. Остроградский, Д. И. Менделеев и др., а также писатели и обществ. деятели Л. Н. Толстой, Д. И. Писарев и др. В 1907 опубликован труд проф. Л. И. Петражицкого «Университет и наука», считающийся первой рус. книгой по П. в. ш.
После Окт революции развитию II в III способствовали ученые, создатели крупных науч. школ, а также педагоги А II Пинкевич, E H Медынский и др
С сер 60-х гг. II в III стала разрабатываться комплексно, охватив не только специфику образования студенч. молодежи, но и вопросы взаимодействия уч и науч. работы в высш. школе, организации и управления высш. уч заведениями II в III стала шире использовать достижения общей педагогики и психологии, в т.ч. наследие В А Сухомлинского, Л С Выготского, Б Г Ананьева Появились обобщающие работы по II в III И Я Конфедсратова, С И Зиновьева, С M Василейского, а также коллективные
Теория уч-познават. и науч. деятельности студентов призвана объяснить, предвидеть и установить рациональные пед.действия в процессе подготовки специалистов Содержание обучения и квалификация специалистов определяется исходя из прогнозируемого развития науки и техники В этом разделе изучаются проблемы внедрения в уч процесс методов обучения, повышающих его качество, выявления и развития индивидуальных склонностей и творческой направленности студентов и др
Теория обучения в высш. школе объясняет дидактич. явления через принципы обучения Вследствие единства в высшей школе обучения и науч. исследования в II в III как принципы дидактики выступают и нек-рые общенауч. положения науч. организация мыслительной деятельности, формализация, единство непрерывного и дискретного и т. д. Осн. значение таких общенауч. принципов в II в III проявляется в обосновании выбора средств, форм и методов обучения и науч. исследования
Теория обучения в высш. школе раскрывает качеств изменения в уч процессе, в к-рых сочетаются объективное и субъективное, определенное и неопределенное. Уч. процесс представляет собой сочетание множества взаимосвязанных дидактич, психол, социальных явлений. Как общие, так и частные предметные комплексы таких сочетаний не могут оцениваться только дидактич. закономерностями. Необходимо их дополнение положениями социологии, науковедения, теории систем и т. д. Лишь с учетом этих обстоятельств в П.В.Ш. выделяется неск. законов единства уч. и обучающей деятельности, единства обучения и развития личности, преемственности знаний и мыслительного развития и нек-рые др. С этими законами связаны специфич. правила и условия обучения Психол. подход к учению — необходимое условие установления такой связи.
Раздел Психология учения и развития активной мыслительной деятельности студентов разрабатывает прикладные задачи психологии в уч. –воспитат. процессе в вузе. Наиб. существенные среди них психол. обоснование рациональных путей приобретения знаний, навыков, умений, организация и управление процессами мыслительной и трудовой деятельности через активизацию восприятия, понимания, суждения, воображения, через определение значимости содержания и проверку выполнения поставленных уч задач, психол. обоснование путей совершенствования методов преподавания.
Эти задачи распространяются как на уч и науч. работу, так и на формирование личности и проф. подготовку студентов. Для П.В.Ш. особенно важным выступает психол. анализ актов пед.воздействия, выяснение того, в каких случаях и почему был достигнут или не достигнут успех.
Важную роль психол. аспекты П.В.Ш. играют в условиях применения активных методов обучения с использованием техн средств обучения, а также при освоении совр. науч. теорий, основанных на принципах формализации, знаковых систем, спец. языков науки и т. д. Опираясь на данные психологии, преподаватели высш. школы могут управлять познават. деятельностью студентов путем организации интересов, формирования мотивов, установок учения. Интерес и мотивы для уч процесса являются основой, на к-рой возникают, развиваются и закрепляются знания, навыки и практич.опыт студентов.
Уч. процесс в высш. школе — это сложная система движения информац. потоков, динамика к-рых характеризует у ч процесс как по форме, так и по содержанию. Эти аспекты анализирует теория основных информационных компонентов уч процесса, она рассматривает средства, формы, методы подготовки специалистов при использовании разл. видов уч и науч. деятельности студентов.
Раздел науч. организация уч процесса рассматривает вопросы управления уч и науч. деятельностью студентов Осн. задача такого управления состоит в том, чтобы на каждом этапе обучения достигать активного и глубокого понимания существа изучаемого вопроса, т с понимания, создающего определенную базу для освоения новой уч. информации. Управление обучением направлено на рационализацию уч и обучающего труда, повышение эффективности и надежности обучения П.В.Ш. определяет, т о, дидактич. стратегию — общую организацию уч. процесса и метод тактику (порядок, пути и средства ведения каждого конкретного акта обучения).
С этими компонентами связана разработка «операционности» пед.воздействий на студенч. аудиторию и т и рефлексивное управление ею, т с осуществление уч процесса с учетом оценки психологии восприятия уч. информации.
Теория и методика развития техн средств обучения анализируют роль и значение ТСО, психолого-пед.аспекты рационального использования их в качестве инструмента активной познават. деятельности.
В исследовании своей проблематики П.В.Ш. использует широкий круг обще-пед.и общенауч. методов.
П в III играет существ роль при определении содержания высшего образования, получающего отражение в гос. стандартах высш. образования, в уч планах и программах, а также в формировании содержат модели подготовки специалиста. Разработка содержания образования и моделирование будущей деятельности выпускника высш. школы требуют тщательного анализа преемственных связей общеобразоват.школы, вуза и последипломного повышения квалификации. Существ моментом в этой связи предстает поиск П.В.Ш. возможных путей индивидуализации обучения, дифференциации подготовки разл. категорий студентов в рамках единого образоват.процесса. Актуальной задачей является также исследование заруб. опыта высш. школы.
П в III призвана обеспечивать реализацию в уч процессе вузов осн. принципов высш. образования фундаментальность, специализацию, непрерывность обучения, высокий общенауч. и культурный уровень студентов, их сознат гражд. позицию.
С учетом процессов развития высш. школы перспективны исследования проблем системной организации уч процесса, оптимизации информац. обеспечения, концептуально-проблемной деятельности, углубления связи уч и науч. работы, интеграции межпредметных и меж-науч. связей и др.
В Рос. Федерации исследования по П.В.Ш. ведутся в НИИ высшего образования, на специализиров и общепед.кафедрах ун-тов и отраслевых ин-тов, а также в системе повышения квалификации преподавателей высш. школы (первый обществ.ун-т пед.мастерства для них был организован в 1968 при МЭИ, под руководством И Я Конфедератова).
Педагогика высшей школы
Вы будете перенаправлены на Автор24
Педагогика высшей школы представляет собой научную область, направленную на выявление путей, условий оптимизации образовательно-воспитательных процессов в высших учебных заведениях, повышения эффективности формирования всестороннеразвитого конкурентоспособного выпускника вуза; общественная гуманитарная наука о студенчестве, его образовании и воспитании.
Предмет педагогики высшей школы
Под предметом педагогики высшей школы понимают педагогические исследования особого вида, направленные на выявление закономерностей и механизмов, поиск путей формирования специалистов высшей квалификации.
Как научная область, данное направление возникло на базисе общей педагогики, однако, особенности подготовки специалистов определенного профиля формируют специфику данного направления исследований.
Категории педагогики высшей школы
Ключевой категорией науки является категория образования. В структуре данной категории выделяют следующие составляющие:
Категория образования не может пониматься как простая сумма знаний, умений и навыков. Высокий уровень образования в обязательном порядке включает развитие, сформированность профессионально значимых личностных качеств и свойств, умений творчески и самостоятельно применять полученные знания в процессе достижения поставленных целей.
В качестве основных категорий педагогики высшей школы отдельно следует назвать категорию учения, под которой в современной научной литературе понимается самостоятельная деятельность студента в процессе познания, высокий уровень мотивации к реализации познания, самосовершенствования.
Готовые работы на аналогичную тему
Педагогический процесс как одна из важнейших категорий научной сферы представляет собой всю совокупность учебных, воспитательных, развивающих инструментов, которые используются в рамках того или иного образовательного учреждения для достижения поставленных целей, оптимизации процессов формирования профессиональных компетенций.
Место педагогики высшей школы в системе наук о человеке
Высокая гуманитарная составляющая, антропоцентризм научной области обуславливает многочисленные взаимосвязи дисциплины с другими исследовательскими отраслями, изучающими человека во всем многообразии его проявлений.
Продуктивное взаимодействие педагогики высшей школы и педагогической психологии обеспечивает
Достижения психологии ложатся в основу разработки тестов, программ, учебников и др. дидактических материалов.
Выступая общественной наукой, педагогика высшей школы тесто связана с социологией. Социологические исследования и статистика помогают педагогам и ученым выявлять закономерности, интенции и закономерности развития тех или иных феноменов, связанных с обучением студентов.
Отмечается тесное взаимодействие научной дисциплины с такими общественными и естественными науками, как биология, медицина, экономика, политология и пр.