Что такое педаль у органа
Принцип работы органа
ОРГАН — МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ. УСТРОЙСТВО ОРГАНА
«Король инструментов» — именно так называют за огромные размеры, потрясающий диапазон звучания и уникальное богатство тембров духовой орган.
Музыкальный инструмент служил как для религиозных служб, так и светских развлечений.
Уникален он и тем, что относится он к классу духовых инструментов, но при этом оснащен клавишами.
Особенностью этого инструмента является и то, что для игры на нем исполнитель должен виртуозно владеть не только руками, но и ногами.
Музыкальный инструмент очень сложный и может состоять из трех и более небольших органов, которыми исполнитель может управлять одновременно.
Каждый из них обладает своим набором труб – регистров и мануала (клавиатуры).
Управление этим сложнейшим механизмом осуществляется с исполнительского пульта, или как его еще называют – кафедры.
Именно здесь расположены одна над другой клавиатуры (мануалы), на которых исполнитель играет руками, а внизу – огромные педали – клавиши для ног, позволяющие извлекать самые низкие басовые звуки.
В органе может быть много тысяч труб, выстроенных в ряд, и находящихся во внутренних камерах, закрытые от глаз зрителя декоративным фасадом (проспектом).
Группа труб, издающая звуки одного тембра, объединяются в регистры, которые могут быть включены с пульта.
Таким образом, исполнитель может выбрать нужный регистр или их комбинацию. В современные органы воздух нагнетается посредством электрического мотора. Из мехов, через воздухопроводы, сделанные из дерева, воздух направляется в винлады – особую систему деревянных ящиков, в верхних крышках которых проделаны специальные отверстия. Именно в них укреплены органные трубы своими «ножками», в которые и поступает под давлением воздух из винлад.
Над исполнительской кафедрой располагаются жалюзи, или по-другому швеллер, которые скрывают от зрителя второй этаж органных труб. С помощью специальной педали органист управляет положением жалюзи и тем самым влияет на силу звука.
Устройство
В связи с масштабными размерами инструмента он имеет очень сложную структуру с различными элементами: пульт, мануалы, педальная клавиатура, регистры с переключателями, трубы и др.
Пульт
Мануалы
Мануалами называется клавиатура, на которой играют руками, что делает орган схожим с фортепиано и роялем внешне. Их количество может доходит до семи единиц, но в среднем число варьируется от двух до четырех.
Располагаются они друг над другом, и их нумерация в виде латинских цифр идет по принципу снизу вверх.
Каждый из мануалов имеет ряд собственных регистров.
Клавиатура в виде педалей
Игра на педали осуществляется с помощью нажатия клавиш каблуком или носком (способ зависит от аппликатуры, указанной в нотах).
Регистры
Данная деталь устройства органа носит в себе очень важную миссию: при выключенных регистрах клавиши инструмента звучать не будут.
Активация труб происходит благодаря электронным выключателям (регистровым рукояткам). Они располагаются над клавиатурой или по бокам от подставки для нот (пюпитр).
По устройству труб регистры можно разделить на два вида: лабиальные и язычковые.
Первый тип включает в себя закрытые или открытые трубы с отсутствием язычков. К нему принадлежат флейты, принципалы, микстуры и аликвоты.
Второй тип включает в себя наличие язычка, который при воздействии воздушных масс рождает интересный звук, схожий с тембрами духовых инструментов: гобоем, кларнетом, трубой, фаготом, тромбоном и многими другими. Окраска звука будет зависеть от наименования и конструкции регистра.
Язычковые регистры могут иметь не только вертикальное строение, но и горизонтальное.
Трубы
Трубы в устройстве органа бывают деревянными, металлическими и деревянно-металлическими разной длины, формы и диаметра.
Инструмент может включать в себя до 10 тысяч труб.
Больше всего места из них занимают басовые, высота которых достигает 10 метров.
Трактура
Благодаря трактуре механизмы управления на пульте соединяются с воздухозапорными деталями инструмента.
Проще говоря, трактура переносит движение клавиш органа на клапаны одной трубы или целой группы.
Данный механизм бывает нескольких видов:
Применение
Этот массивный инструмент ранее использовался только для богослужения католической и протестантской церквями.
Позднее органные залы начали строить и в советских зданиях (например, в Московской консерватории или Государственной капелле Санкт-Петербурга).
Орган (часть 2): строение инструмента
Приступая к рассказу о строении инструмента орган, следует начинать с самого очевидного.
Пульт
Под пультом органа подразумевают средства управления, которые включают в себя все многочисленные клавиши, рычажки смены регистров и педали.
Органный пульт
Итак, к игровым устройствам относятся мануалы и педали.
К тембровым — переключатели регистров. Кроме них, пульт органа состоит из: динамических переключателей – швеллеров, самых разных ножных переключателей и клавиш включения копул, которые переносят регистры одного мануала на другой.
Большинство органов снабжаются копулами для переключения регистров на главный мануал. Также, при помощи специальных рычажков, органист может переключать различные комбинации из банка регистровых комбинаций.
Кроме того, перед пультом устанавливается скамья, на которой сидит музыкант, и рядом же располагается выключатель органа.
Пример копулы органа
Но обо всем по порядку:
Мануал
Клавиатура, иначе говоря. Вот только в органе есть клавиши для игры ногами — педали, поэтому правильней говорить все-таки именно мануал.
Обычно в органе от двух до четырех мануалов, но иногда встречаются экземпляры с одним мануалом, и даже такие монстры, которые насчитывают целых семь мануалов. Название мануала зависит от расположения труб, которыми он управляет. Кроме того, каждому мануалу присваивается свой собственный набор регистров.
В главном мануале обычно располагаются самые громкие регистры. Его также еще называют Hauptwerk. Он может располагаться как ближе всего к исполнителю, так и во втором ряду.
Кроме того, могут встречаться и другие мануалы, но те, что перечислены выше, используются наиболее часто.
В семнадцатом веке у органов появился своеобразный регулятор громкости – ящик, через который проходили трубы с створками жалюзи. Мануал, который управлял этими трубами, назывался Schwellwerk и размещался на более высоком уровне.
Педали
Изначально у органов не было педальной клавиатуры. Она появилась примерно в шестнадцатом столетии. Есть версия, что ее придумал брабантский органист по имени Луи Ван Вальбеке.
Сейчас бывают самые разные педальные клавиатуры в зависимости от конструкции органа. Есть как на пять, так и на тридцать две педали, есть органы и вовсе без педальной клавиатуры. Их называют портативами.
Обычно педали управляют наиболее басовитыми трубами, для которых пишется отдельный нотный стан, под двойной партитурой, которая пишется для мануалов. Их диапазон на две, а то и на три октавы ниже остальных нот, поэтому большой орган может иметь диапазон в девять с половиной октав.
Регистры
Регистры — это ряд труб одинакового тембра, которые представляют собой, по сути, отдельный инструмент. Для переключения регистров предусмотрены рукоятки, или переключатели (для органов с электрическим управлением), которые расположены на пульте органа либо над мануалом, либо рядом, по бокам.
Суть управления регистрами такова: если все регистры выключить, то орган при нажатии клавиши звучать не будет.
Название регистра соотносится с названием самой большой его трубы, и каждая рукоятка относится к своему регистру.
Есть как лабиальные, так и язычковые регистры. Первые относятся к управлению трубами без язычков, это регистры открытых флейт, также есть регистры закрытых флейт, принципалы, регистры призвуков, которые, по сути, и формируют окраску звучания (микстуры и аликвоты). В них каждая нота имеет несколько более слабых обертоновых призвуков.
А вот язычковые регистры, как видно из самого их названия, управляют трубами с язычками. Они могут быть объединены в звучании с лабиальными трубами.
Выбор регистра предусмотрен в нотном стане, он пишется над тем местом, где должен быть применен тот или иной регистр. Но дело усложняется тем, что в разные времена и даже просто в разных странах регистры органов резко отличались друг от друга. Поэтому регистровка органной партии редко когда подробно уточняется. Обычно точно указывается лишь мануал, величина труб и наличие или отсутствие язычков. Все остальные нюансы звука отдаются на рассмотрение исполнителя.
Трубы
Как и следовало ожидать, звучание труб находится в строгой зависимости от их размера. Причем единственные трубы, которые звучат именно так, как и написано в нотном стане, — это восьмифутовые трубы. Меньшие трубы звучат соответственно выше, а большие – ниже, чем написано в нотном стане.
Самые крупные трубы, которые встречаются далеко не во всех, а лишь в самых крупных органах мира, имеют размер 64-фута. Они звучат на три октавы ниже того, что записано в нотном стане. Поэтому, когда при игре в этом регистре органист задействует педали, издается уже инфразвук.
Чтобы настроить небольшие лабиальные (то есть те, что без язычка), используют штимгорн. Это стержень, на одном конце которого имеется конус, а на другом – чашка, с помощью которых расширяют или сужают раструб труб органа, чем добиваются изменения высоты звука.
А вот чтобы изменить высоту звука больших труб, обычно вырезают дополнительные лоскуты металла, которые изгибаются наподобие язычков и таким образом изменяют тон звучания органа.
Кроме того, некоторые трубы могут быть чисто декоративными. В таком случае они называются «слепыми». Они не звучат, а имеют исключительно эстетическое значение.
Трактура духового органа
Трактура есть и у рояля. Там это механизм передачи усилия удара пальцев от поверхности клавиши непосредственно к струне. У органа трактура играет ту же роль и является основным механизмом управления органом.
Кроме того, что у органа есть трактура, управляющая клапанами труб (она еще называется игровой трактурой), у него есть также регистровая трактура, которая позволяет включать и выключать целые регистры.
Микстура — это группа регистров, которые задействованы в данный момент. Игровая трактура задействует не те трубы, которые задействованы при помощи регистровой трактуры, если можно так выразиться, конечно.
Именно с регистровой трактурой работает память органа, когда включаются или выключаются целые группы регистров. Чем-то это напоминает современные синтезаторы. Это могут быть как фиксированные комбинации регистров, так и свободные, то есть выбираемые музыкантом в произвольном порядке.
Как устроен орган.
Главный принцип работы органа, отличающий его от большинства духовых инструментов: одна труба — одна нота. Древним предком органа можно считать флейту Пана. Этот инструмент, существовавший с незапамятных времен в разных уголках мира, представляет собой несколько связанных вместе полых тростинок разной длины. Если подуть под углом в устье самой короткой — раздастся тонкий высокий звук. Более длинные тростинки звучат ниже.
На схеме представлена упрощенная схема органа с механической трактурой. Фотографии, показывающие отдельные узлы и устройства инструмента, сделаны внутри органа Большого зала Московской государственной консерватории. На схеме не показан магазинный мех, поддерживающий постоянное давление в виндладе, и рычаги Баркера (они есть на снимках). Также отсутствует педаль (ножная клавиатура)
В отличие от обычной флейты менять высоту звучания отдельной трубки нельзя, поэтому флейта Пана может сыграть ровно столько нот, сколько в ней тростинок. Чтобы заставить инструмент издавать очень низкие звуки, нужно включить в его состав трубки большой длины и большого диаметра. Можно сделать много флейт Пана с трубками из разных материалов и разного диаметра, и тогда они будут выдувать одни и те же ноты с разными тембрами. Но играть на всех этих инструментах одновременно не получится — их нельзя удержать в руках, да и дыхания на гигантские «тростинки» не хватит. А вот если поставить все наши флейты вертикально, снабдить каждую отдельную трубку клапаном для впуска воздуха, придумать механизм, который дал бы нам возможность управлять всеми клапанами с клавиатуры и, наконец, создать конструкцию для нагнетания воздуха с его последующим распределением, у нас как раз и получится орган.
Трубы в органах делают из двух материалов: дерева и металла. Деревянные трубы, применяющиеся для извлечения басовых звуков, имеют квадратное сечение. Металлические трубы обычно меньшего размера, они цилиндрические или конические по форме и изготавливаются, как правило, из сплава олова и свинца. Если олова больше — труба звонче, если больше свинца, извлекаемый звук более глухой, «ватный».
Сплав олова и свинца очень мягкий — вот почему органные трубы легко поддаются деформации. Если большую металлическую трубу положить на бок, через некоторое время она под собственной тяжестью приобретет овальное сечение, что неизбежно скажется на ее способности извлекать звук.
«Регистр» — одно из ключевых понятий в конструкции органа. Это ряд органных труб определенного диаметра, образующих хроматический звукоряд соответственно клавишам своей клавиатуры или ее части.
В зависимости от мензуры входящих в их состав труб (мензура — соотношение важнейших для характера и качества звучания параметров трубы) регистры дают звук с различной тембровой окраской. Увлекшись сравнениями с флейтой Пана, я чуть не упустил одну тонкость: дело в том, что далеко не все трубы органа (подобно тростинкам старинной флейты) являются аэрофонами. Аэрофон — это духовой инструмент, в котором звучание образуется в результате колебаний столба воздуха. К таким относятся флейта, труба, туба, валторна. А вот саксофон, гобой, губная гармошка состоят в группе идиофонов, то есть «самозвучащих». Здесь колеблется не воздух, а обтекаемый потоком воздуха язычок. Давление воздуха и сила упругости, противодействуя, заставляют язычок дрожать и распространять звуковые волны, которые усиливаются раструбом инструмента как резонатором.
В органе большинство труб — аэрофоны. Их называют лабиальными, или свистковыми. Идиофонные трубы составляют особую группу регистров и носят наименование язычковых.
Но как же музыканту удается заставить все эти тысячи труб — деревянных и металлических, свистковых и язычковых, открытых и закрытых — десятки или сотни регистров… звучать в нужное время? Чтобы это понять, спустимся на время с верхнего яруса органа и подойдем к кафедре, или пульту органиста. Непосвященного при виде этого устройства охватывает трепет как перед приборной доской современного авиалайнера. Несколько ручных клавиатур — мануалов (их может быть пять и даже семь!), одна ножная плюс еще какие-то таинственные педали. Еще есть множество вытяжных рычагов с надписями на рукоятках. Зачем все это?
Разумеется, у органиста всего две руки и играть одновременно на всех мануалах (в органе Большого зала их три, что тоже немало) он не сможет. Несколько ручных клавиатур нужны для того, чтобы механически и функционально разделить группы регистров, подобно тому как в компьютере один физический хард-драйв делится на несколько виртуальных. Так, например, первый мануал органа Большого зала управляет трубами группы (немецкий термин — Werk) регистров под названием Grand Orgue. В нее входит 14 регистров. Второй мануал (Positif Expressif) отвечает также за 14 регистров. Третья клавиатура — Recit expressif — 12 регистров. И наконец, 32-клавишная ножная клавиатура, или «педаль», работает с десятью басовыми регистрами.
Рассуждая с точки зрения профана, даже 14 регистров на одну клавиатуру — это как-то многовато. Ведь, нажав одну клавишу, органист способен заставить зазвучать сразу 14 труб в разных регистрах (а реально больше из-за регистров типа mixtura). А если нужно исполнить ноту всего лишь в одном регистре или в нескольких избранных? Для этой цели собственно и применяются вытяжные рычаги, расположенные справа и слева от мануалов. Вытянув рычаг с написанным на рукоятке названием регистра, музыкант открывает своего рода заслонку, открывающую доступ воздуха к трубам определенного регистра.
Итак, чтобы сыграть нужную ноту в нужном регистре, надо выбрать управляющий этим регистром мануал или педальную клавиатуру, вытащить соответствующий данному регистру рычаг и нажать на нужную клавишу.
В органе нагнетаемый воздух попадает в так называемые магазинные мехи, каждый из которых связан с одной из 12 виндлад. Виндлада — это имеющий вид деревянного короба резервуар для сжатого воздуха, на котором, собственно, и установлены ряды труб. На одной виндладе обычно помещается несколько регистров. Большие трубы, которым не хватает места на виндладе, установлены в стороне, и с виндладой их связывает воздухопровод в виде металлической трубки.
Благодарим руководство Московской государственной консерватории и Наталью Владимировну Малину за помощь в подготовке этой статьи.
Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№1, Январь 2009).
(c.) журнал «Популярная механика»
Блин, надо ж предупреждать, что это пост про орган, а не орган!
Спасибо, было интересно узнать как устроен самый сложный и огромный муз. инструмент. Всегда поражался, как на нем можно играть.
Знаете, я и сам своего рода виртуозный игрок на органе.
не хватает показательного видеоролика
Вот орган как устроен.
Флейта ПАНА? Интересно, человек который явно переводил сие с английского или другого языка в курсе, что по-русски этот инструмент называется панфлейта?
Пройдёт каких-нить 50-150 лет, и его наконец-то переделают на электронику. Тёплую, ламповую
Ответ на пост «Взрослые снежки»
Было лет 5 назад. Привёл сына в садик, а там воспитательница просит меня прочистить их площадку, которую за ночь засыпало снегом мне по пояс точно, а рост у меня 195см. Беру лопату выхожу на площадку и понимаю, что я охренею копать тут, но тут мне пришла гениальная мысль как и себе работу уменьшить и детей порадовать. Стал копать проходы в виде лабиринта. Где-то за час справился и сбежал пока не заставили переделывать. А вечером воспиталка чуть ли не на руках носила)) говорит дети когда вышли гулять сначала замерли, а потом с визгом давай там носиться еле на обед загнала и гулять они стали ходить гораздо охотнее до весны))) а потом как-то меня спросили какие им мультики можно показать в группе вечером, а то у них скудный выбор, ну я и принес все сезоны букашек и барашка Шона. Дети отказывались в слезах домой уходить. В общем авторитет у меня был огромный тогда, правда среди пиздюков, но все же.
Никто да?!
Двойные стандарты
Прошло три года и многое изменилось
Есть идея
Делай добро.
Обман, кругом обман
Учитель литературы, с которым не стали продлевать контракт из-за блога на YouTube
Андрей Федоров, учитель русского языка и литературы из Геленджика, который ведет блог «Борода Достоевского», рассказал «Мелу» о том, как поменять отношение учеников к предмету и чем в этом могут помочь новые форматы.
Вряд ли в наше время стоит разделять педагогов на «учитель-мужчина» и «учитель-женщина». Да, сейчас мужчин в школах мало, преподавателей литературы еще меньше — у нас в городе их трое, включая меня. Но это не мешает преподавать. Важно другое: интересный ли ты человек, нравится ли тебе то, что ты делаешь. А уж мужчина ты или женщина — десятый вопрос.
Я не задумывался о гендерном вопросе, когда шел учиться на педагога русского и литературы. Вся моя семья любила книги, в доме у нас их было множество. Ребенком я читал по ночам, с фонариком. Уже школьником понимал, что вообще-то ребята вокруг меня мало читают, не очень любят обсуждать книги. В 11 классе я решал, куда буду поступать, и понял, что если я стану педагогом — то смогу влиять на жизнь детей, делать для них что-то хорошее.
Чем дольше живу, тем больше у меня вопросов и меньше ответов. Звучит иронично, но я правда каждый год, в зависимости от детей, ставлю новые цели. Вообще, литература помогает включить голову, сделать кругозор немножечко, а желательно и «множечко» шире. Когда ты вникаешь в нее, понимаешь ее, к изучению подходишь с чистым желанием, то открываются такие просторы, что там можно рассказать не только о моральных ценностях, но вообще сформировать человека. Мы ведь состоим из того, что едим, а литература в каком-то смысле и есть «духовная пища».
Классические истины до детей можно донести современным, понятным ребенку языком — это я и пытаюсь делать. Если общаться с детьми через произведения вроде «Евгения Онегина» или «Слова о полку Игореве», не адаптируя их под современного школьника, донести свою мысль будет сложно. Ученик в итоге скажет: «Ага, классно», а потом закроет книгу и все забудет. Поэтому я стараюсь давать и более современные произведения.
Например, я несколько раз давал детям «Маленького принца» Антуана Сент-Экзюпери. По программе его читают только в 6 классе, когда ребятам 11-12 лет. Но это одно из тех произведений, которое по-разному открывается взрослеющему человеку.
Поэтому и в школе я давал это произведение и 6-м, и 7-м, и 8-м классам. Было интересно смотреть, как на один и тот же сюжет смотрят дети разного возраста. Из-за этого в школе у меня бывали проблемы.
Потом мне говорили: «Вы вставляете в программу не всё, что нужно». Но если ребенок не прочитает какую-то книгу или стихотворение из программы, с ним глобально не случится ничего страшного. Однако если я смогу показать ему текст, который повлияет на его мировоззрение — это здорово. Значит, наверное, не зря я на своем месте. Но иногда это не принимают.
То, что книга есть в программе, не гарантирует, что подростки ее поймут и обязательно ей заинтересуются. Говоря о сложных текстах, например, о «Преступлении и наказании», мы с подростками беремся не за весь материал сразу, а готовимся к нему. До того, как начать чтение этого романа, мы смотрели лекции Дмитрия Быкова, читали «Игрока», который гораздо легче. После него школьники лучше воспринимают Достоевского. Это вроде бы мелочь, но детям жизнь упрощает.
Я не люблю сравнивать молодых преподавателей и опытных. Учителя, которые сами не так давно были школьниками, возможно, больше понимают современные сложности, знают, о каких блогерах говорят подростки на переменах. Мы можем общаться на равных, но речь, конечно, не идет о панибратстве.
Иногда дети говорят, что со мной им классно. На вопрос «почему» отвечают: «Вы с нами разговариваете». Ребятам элементарно не хватает того, чтобы с ними поговорили и выслушали. Часто бывает, что они спрашивают, советуются даже насчет отношений с родителями, сверстниками. Видимо, доверяют мне, потому что я помоложе других учителей. Они видят во мне человека, который не побежит рассказывать о личных, сокровенных тревогах детей их родителям.
Хотя сначала все было не совсем гладко. Один парень на первом уроке засунул bluetooth-колонку в шкаф, включил музыку. Я намерение разгадал, поговорил с мальчиком, разобрался. Но я не кричал на детей, не психовал — может, такой реакции они и ждали, — а просто показал глупость происходящего. Ситуация даже пошла на пользу.
Нет палочки-выручалочки, которая в один миг поможет ребенку полюбить чтение. Каждый случай надо рассматривать отдельно. Прежде всего учитель должен показать собственную страсть к тому, о чем он говорит, убедить ребенка в том, что он сам верит в крутость литературы. Ребенку не понравится то, от чего педагог сам не кайфует. Особенно это важно, если в школу приходит новый учитель или педагог все время работает с новыми детьми.
Нужно найти такой путь к тексту, который будет понятен ребенку. Однажды я проводил урок о средствах выразительности, на котором мы с ребятами взяли песни из чарта «ВК» и разбирали их на наличие метафор, эпитетов.На том занятии троечники, которые обычно сидят в абсолютном безразличии, были очень увлечены процессом
К тому же этот урок помог разобраться не только в механизмах текста, но и смыслах: сейчас нельзя просто сказать, что такая-то песня плохая, слушать ее нельзя. На уроке, разбирая текст, дети сами приходили к выводам насчет не самых качественных композиций.
Именно это важно мне в преподавании. Если из всех моих учеников хотя бы одна десятая их часть начнет больше читать, серьезнее относиться к своей жизни, это уже будет не зря. Я не смогу за короткий срок сделать из двоечника отличника, но хотя бы попытаюсь вложить в его голову то, что литература может быть интересной.
Однажды я занимался с мальчиком в индивидуальном порядке для подготовки к ОГЭ. Мы начали занятия в сентябре, он плохо шел на контакт, из него трудно было вытягивать слова: я что-то спрашивал, а он отвечал односложно, едва-едва. Сочинения у него получались очень примитивными. Я пытался придумать, как могу увлечь его, и тогда решил предложить ему писать сочинения не на темы из кодификатора, а о том, что интересно ему самому — «На кого из супергероев я хочу быть похож?», «Какой суперспособностью я мечтаю обладать?», «Куда бы я отправился на машине времени?». Он же заинтересовался сочинением-рассуждением по теме компьютерных игр.
В итоге он расписал мне, почему Minecraft — хорошая игра. К маю он писал сочинения на полторы страницы, а начинали мы с трети. Для меня такой результат был огромной радостью, потому что я не просто видел результат своего труда, но понимал, что он достигнут не силой, не навязыванием чуждых тем вроде абстрактного «Утро в зимнем лесу». Детям плевать на это утро в зимнем лесу. Важнее понять проблему ребенка и работать с ней.
Блог на YouTube я больше двух лет назад создал вместе со своим другом: сначала мы снимали видео о кино. Друг уехал, у меня в жизни наступил сложный период, с роликами я ненадолго завязал. В феврале этого года я вернулся на канал уже как учитель, эксперт, который хочет развивать свою сферу.
Я поговорил с детьми, попытался узнать, что им интересно: «Ребят, у вас репетиторов куча, но вам показывали когда-нибудь, как правильно учить стихи, как легче их запоминать?». Оказалось, что никому не рассказывали каких-то особых и действенных способов. Советовали книги под подушку класть, но это ведь не совет, а примета. И тогда я снял ролик о семи способах легко выучить стихотворение.
Дальше был ролик про сочинение на «пять». Потому что этот вопрос для детей тоже проблемный. Я размышляю так: если у детей есть трудности, надо помочь их решить. У меня может быть ответ, какая-то полезная информация — я ей делюсь. Здорово потом видеть результат, читать комментарии.
У меня есть две цели. Первая — популяризовать литературу, ее изучение. Это для детей. Прямо сейчас я готовлю новый проект для своего канала, и если он окажется успешным — то станет серьезным шагом на пути к моей цели. Хотя я понимаю, что не все ребята, как бы учитель ни старался, смогут полюбить русский язык и литературу. Раньше думал: «Почему вот эти ходят с таким упоением, а некоторые товарищи засыпают?». Но сейчас это повод не для грусти, а для того, чтобы больше стараться. Ради этой цели я кроме YouTube-канала веду тикток.
Другая цель скорее про взрослых. Я хочу показать, что не все учителя готовы поступиться с принципами, заняться, к примеру, вбросами и отказаться от критики. Под некоторыми видео люди писали: «А вас там заставляют голосовать?». Мне грустно, что учителей воспринимают как людей с промытыми мозгами.
Классных, думающих педагогов очень много, и мне важно показать, что они есть, просто в большинстве случаев остаются в тени
Ученики к моему увлечению относились отлично, просили фотографии: «Андрей Григорьевич, давайте сфоткаемся! Потом станете известным, а у нас будет фото». Отвечал им, что их бы слова да Богу в уши: чем больше людей будет смотреть мои видео, тем лучше. Мне ведь кажется, что я стараюсь делать что-то адекватное, хочу быть полезным. И надеюсь, что делаю это не впустую.
Когда я снял первое видео про стихотворения, администрация моей школы сказала: «У вас есть время урока, вот там об этом всем и говорите». Но почему я не могу дать эту информацию детям, если она будет им полезна? Для меня такая претензия удивительна: я ведь не нажиться хочу, не популярность у детей получить, а сделать что-то хорошее. Когда же сами дети на уроке хотели перевести тему на блог, узнать, когда новое видео, я останавливал их: «Стоп! Все темы вне урока мы обсуждаем на перемене».
Негатива было не очень много, но он был ярким и насыщенным. Некоторые коллеги, наоборот, говорили, что я здорово снимаю, а кто-то мне сказал так: «Видел ваш ролик, ничего нового вы там не рассказали. Я такой же могу снять». Я подумал: «Снимайте сами, так ведь только лучше». Мне стоило немалых усилий объяснить, что нажиться на YouTube или TikTok я тоже не могу, потому что денег эти платформы мне не платят.
Началось лето, казалось, все затихло. Я работал в школе при санатории, где учил детей как педагог в течение года, а затем выходил на работу в июле как воспитатель, но по сути тоже вел уроки. Мне должны были переподписать контракт в августе, но этого не произошло. Работы я лишился, но желаю коллегам добра и всего самого хорошего. Может быть, однажды они смогут принять мою позицию.
Я не хочу уделять своему блогу все время, он — не мое главное дело. Куда важнее для меня работать с детьми, и поэтому прямо сейчас я устраиваюсь в новую школу.