Что такое педкласс в школе

Что такое педкласс в школе

В старших классах московских школ действует 8 различных профилей. С 2020 года в столице реализуется проект «Новый педагогический класс в московской школе». В нем принимают участие 47 школ, более 2 тысяч учеников, 5 вузов, другие организации в сфере образования. Программы этих классов предполагают, помимо школьных, изучение курсов по выбору (психология общения, риторика, социальное проектирование), приобретение опыта профессиональных проб в социальной сфере, исследовательскую и проектную деятельность.

«Школьники, обучающиеся в педагогических классах, развивают навыки эффективной коммуникации, социального проектирования и взаимодействия с различными городскими организациями социальной сферы. Стать участником проекта может каждый ученик, планирующий свою карьеру в системе образования, интересующийся педагогической или социально ориентированной деятельностью», – отметил директор Городского методического центра Андрей Зинин.

«Наша задача – не подготовить специалистов, а помочь детям определиться со своим профессиональным выбором и попробовать себя в той или иной сфере»

В школе № 2087 «Открытие» наряду с инженерным, кадетским классами и медиаклассом действуют два педагогических класса – 10 и 11-й.Первый набор был произведен в прошлом году.

«Главным критерием отбора стали образовательные результаты ребят за 5-9 классы – и не только баллы ОГЭ, но и достижения в проектной, исследовательской деятельности, которая является ведущей в профильных, в том числе в педагогических классах», – рассказала директор школы № 2087 «Открытие» Александра Воронова.

По ее словам, желающих поступить в педагогический класс было много: самоопределению старшеклассников способствовало участие в проекте «Субботы московского школьника» https://events.educom.ru/, который дает подросткам возможность попробовать себя в разных направлениях. Тех, кто заинтересовался, например, психологией, привлекло то, что в программу педкласса включена эта дисциплина. Ее преподает действующий педагог-психолог Елена Логунова.

«Вообще, программа профильных, в том числе педагогических классов у нас строится очень гибко, – говорит Александра Воронова. – Несмотря на то, что в педклассах предусмотрено углубленное изучение предметов гуманитарного цикла, мы всегда идем навстречу запросам наших учеников и родителей и вводим элективные курсы по тем предметам, которые ими востребованы. Например, в следующем году планируем ввести элективные курсы по биологии, так как некоторые учащиеся собираются поступать на специальности логопеда или дефектолога, где биология – одна из ведущих дисциплин. У ребят всегда есть возможность перейти из одного профильного класса в другой, главное, чтобы они нашли свое истинное призвание и занимались тем, что им действительно нравится».

Что такое педкласс в школе. Смотреть фото Что такое педкласс в школе. Смотреть картинку Что такое педкласс в школе. Картинка про Что такое педкласс в школе. Фото Что такое педкласс в школе

Кроме того, большое внимание в профильных классах уделяется внеурочной деятельности, участию в школьных и городских мероприятиях и, конечно, предпрофессиональным пробам.

В прошлом году ученики педагогического класса организовали экскурсию для 4-х классов в школьном географическом музее. В этом году они совместно с ребятами из медиакласса разрабатывают сценарии, подбирают видеоматериал и музыкальное сопровождение для «Активных перемен», «Недели улыбок», интеллектуально-познавательных игр и других школьных мероприятий. А еще их часто приглашают выступить перед младшими школьниками с докладами на разные темы. Так, постепенно, у подростков формируется первый профессиональный, социальный и коммуникативный опыт, который им пригодится в будущем.

Александра Воронова убеждена, что педагогические классы будут востребованы. В следующем году в них планируется принимать не только учеников 2087-й школы, но и ребят из других школ.

На пути к призванию

Каждый приходит в профессию своим путем: одних привлекают мода или престиж, других – возможность хорошо заработать, а для третьих – это призвание и семейная традиция.

Учитель начальных классов московской школы № 2087 «Открытие» Елена Борисовна Шалпук – как раз из тех, кто пришел в профессию по зову сердца и благодаря семейной традиции.

Что такое педкласс в школе. Смотреть фото Что такое педкласс в школе. Смотреть картинку Что такое педкласс в школе. Картинка про Что такое педкласс в школе. Фото Что такое педкласс в школе

«Свой путь в образование Борис Владимирович начал в 90-е годы, – рассказывает Елена Борисовна. – Его, как и многих других родителей учеников нашего класса, пригласили выступить на классном часе и рассказать о своей профессии. Мы хвалились друг перед другом, кем работают наши родители. Мой папа рассказывал о своей профессии, о научной деятельности, о том, что принимал участие в разработках и внедрении сверхтвёрдых материалов. На классный час он принес патенты и грамоты. Детям все это было очень интересно, они слушали затаив дыхание, задавали вопросы, участвовали в дискуссии. Этот опыт надолго запомнился моему отцу. И когда из Национального исследовательского ядерного университета (МИФИ) поступило предложение работать в лаборатории, где велись разработки и исследования ядерного топлива, он согласился не раздумывая. Уже много лет он совмещает научную деятельность с преподавательской, передавая подрастающему поколению свой опыт и знания».

Что такое педкласс в школе. Смотреть фото Что такое педкласс в школе. Смотреть картинку Что такое педкласс в школе. Картинка про Что такое педкласс в школе. Фото Что такое педкласс в школе

Елена Борисовна пришла в учительскую профессию во время дипломной практики, будучи ещё студенткой 5 курса факультета «Педагогики и психологии» Московского городского педагогического университете, и осталась работать в школе – сначала детским психологом, затем, получив второе высшее образование, уже не один год трудится по специальности «учитель начальных классов».

«Профессия детского психолога очень помогает мне в работе, особенно в сложных ситуациях», – говорит она.

А теперь и ее дочь, ученица 9 класса 2087-й школы Елизавета Шалпук, перед глазами которой – пример ее мамы и ее увлеченность своим делом, задумалась о профессии педагога, благо в школе есть классы этого профиля.

Что такое педкласс в школе. Смотреть фото Что такое педкласс в школе. Смотреть картинку Что такое педкласс в школе. Картинка про Что такое педкласс в школе. Фото Что такое педкласс в школе

Елизавета в прошлом году решила принять участие в соревновании Worldskills в номинации «Учитель начальных классов», но не прошла отборочный тур, что, впрочем, не заставило ее опустить руки. И в этом году она вновь попробовала свои силы в отборочном туре.

Выступление дочери позволило Елене Борисовне по-другому взглянуть на своего ребёнка, которая предстала перед жюри как взрослый, уверенный в себе человек, точно знающий, чего он хочет.

«Свою профессию она выбрала раз и навсегда, и для нее поступление в педагогический класс в следующем году – вопрос решенный», – убеждена Елена.

«Разве нет таких трудностей и препятствий в педагогической деятельности, от которых вам бы хотелось предостеречь свою дочь?» – спрашиваю я Елену.

«Да, конечно, трудности встречаются, но, от этого профессия не перестаёт быть увлекательной, а главное – самой любимой. Я не отговаривала своего ребёнка быть учителем, потому что, видя её темперамент, её отношение к жизни, к детям, понимаю, что это её призвание. И потом у человека есть право выбора. Но пока она не попробует войти в этот удивительный, уникальный мир под названием «Школа», не узнает все его тонкости, радости, проблемы, я не имею права ей запретить заниматься тем, чем ей нравится», – считает Елена.

Что такое педкласс в школе. Смотреть фото Что такое педкласс в школе. Смотреть картинку Что такое педкласс в школе. Картинка про Что такое педкласс в школе. Фото Что такое педкласс в школе

Передавать опыт молодым и повышать престиж профессии

Да, для многих современных молодых педагогов школа ассоциируется с праздничной линейкой 1 сентября, где собираются нарядные дети с букетами цветов, и не все понимают, что учительский труд – это кропотливая и часто рутинная работа с самыми разными детьми, когда нельзя позволить себе сорваться, когда надо в каких-то случаях проявить характер и настойчивость или наоборот мягкость и понимание.

Елена признает, что современной школе нужны молодые специалисты, которые свободно владеют информационными технологиями, а представители старшего поколения всегда готовы выступить в роли наставников. По ее убеждению, педагогические классы – это перспективный проект, который отвечает на вызовы времени.

Не секрет, что престиж учительской профессии в последнее время упал, его повышению способствуют конкурсы педагогического мастерства и, конечно, специализированные классы.

«Испокон веков профессия учителя считалась одной из самых важных и почитаемых, но сегодня нужно возрождать культ учителя, чтобы люди не называли пренебрежительно педагога «училкой», а с уважением произносили слово «Учитель»», – говорит Елена Шалпук.

«До тех пор, пока не будет достигнуто сотрудничества между родителями, учителями и детьми, вообще никакого образовательного процесса не получится, какие бы условия не создавали в школе – от современной мебели до новейшего технического оборудования», – считает она.

В то же время авторитет учителя, по ее мнению, должен основываться на его постоянном стремлении быть интересным детям, а для этого надо все время учиться, повышать свою квалификацию, расширять свой кругозор, что позволит выйти за узкие рамки программы и учебников и показать детям, сколько открытий их ждет в этом мире.

Мы желаем Елене Борисовне Шалпук дальнейших свершений в работе, а ее дочери – успешного участия в Worldskills, поступления в педагогический класс и продолжения славной семейной династии педагогов.

Источник

Почему школьники выбирают педклассы, и что им это дает. Рассказы учителей и отзывы учеников

Уже в этом году из стен гимназии № 20 выйдет первый выпуск ребят, которые учились в профильных классах педагогической направленности. Как проходило обучение и какие льготы получат ребята при поступлении, узнавала корреспондент агентства «Минск-Новости».

Оказывается, в 90-х годах прошлого века педклассы тоже существовали. И эта практика, так некстати забытая впоследствии почти на полтора десятка лет, имела положительные результаты. Сегодня в гимназии, которая до 2006 года была средней школой № 176, ведут уроки и работают 12 учителей — выпускников лицейских педагогических классов. Один из них, педагог-психолог Александр Харлап, рассказывает, что в его школьные годы попасть в профильный класс было большой радостью.

— Мы тесно сотрудничали с БГПУ имени М. Танка. На базе университета у нас проходили зимняя и весенняя сессии. Мы посещали лекции преподавателей высшей школы, в конце 10-го класса сдавали экзамен. Если его завалишь, в 11-й не переведут. Почему многие стремились попасть в педкласс? Детям казалось заманчивым, будучи еще школьниками, окунуться в мир вузовской науки, пройтись по коридорам университета, — поясняет педагог.

Александр Харлап вспоминает: окончание лицейского класса не гарантировало льготного поступления в БГПУ. Никаких поблажек не было, ребята шли на общих основаниях. За годы учебы в педклассах выпускники почувствовали, смогут ли в будущем работать с детьми. Благодаря педагогу Ларисе Знак на базе школы был создан вожатский отряд «Прометей». Старшеклассники-вожатые шефствовали над каждым младшим классом.

Был и еще один важный момент. Выбор профиля тоже должен быть осознанным. Те, кто шел на педагогическое направление, четко понимали, что будут учителями. И здесь стоит упомянуть про дружеский союз между некогда 176-й школой и Республиканским пионерским лагерем «Зубренок». Последний и вовсе, как оказалось, стал настоящей кузницей педагогических кадров для всей страны.

Я был волонтером в легендарном лагере начиная с 7-го класса! Вместе с другими учениками нашей школы мы выезжали в «Зубренок» на несколько дней в смену. Жили в палатке-шатре, во всем помогали старшим вожатым, сопровождали маленьких отдыхающих. Мне самому еще 12-13 лет, а веду отряд детей в столовую или на утреннюю зарядку. Это была прекрасная школа жизни, тогда я осознал, что безумно люблю работать с детьми, — вспоминает Александр Харлап. — Сейчас мы возрождаем то, что когда-то потеряли.

Педагог достает из письменного стола старый пионерский альбом «На память о «Зубренке». Он принадлежит нынешнему директору гимназии № 20 Леониду Абрамову, который в 70-х годах прошлого века тоже в качестве вожатого проходил школу жизни в легендарном лагере. На черно-белых фотографиях улыбчивые друзья-товарищи, юные волонтеры в пионерских галстуках, повязанных поверх белых рубах. Снимки, лишенные ярких красок, невероятным образом передают все многоцветие царившей тогда атмосферы детства, где дружба зарождалась за одну короткую смену и сохранялась на всю оставшуюся жизнь. И вот спустя почти 15 лет традицию сотрудничества гимназии и «Зубренка» решили возобновить.

— Уже этим летом мы везем в республиканский лагерь 26 наших учеников. Это ребята из педагогических классов, а также те, кто помладше, — с 8-го класса. Для них это будет хорошей допрофильной подготовкой, — делится планами педагог-психолог.

У нынешних выпускников педагогических классов лето будет не менее насыщенным и очень ответственным. Они все стремятся стать студентами. Из 120 ребят, оканчивающих гимназию, только около 20 намерены поступать в педагогический вуз. Остальные пойдут в лингвистический, медицинский, экономический…

— И это особенный результат. Мы не стремимся к тому, чтобы они все поступили в БГПУ. Это как раз те ребята, которые показали себя во время педагогической практики, успешно заменяли учителей на уроках, не терялись в детском коллективе. Когда они станут первокурсниками педагогического университета, учебный процесс у них пройдет осознанно, — считает заместитель директора по учебной работе Наталья Дереклеева.

С этого года выпускники таких классов имеют льготы при поступлении на педагогические специальности. Но это отнюдь не лазейка для беззаботного входа в студенческое сообщество.

— Ребята должны иметь в аттестате по всем предметам не ниже 7 баллов, а по профильным — не ниже 8, — напоминает Наталья Дереклеева. — И настоящий учитель должен быть объективен и справедлив в оценке возможностей своих учеников.

Кроме того, абитуриентам вместе с подачей документов в вуз предстоит выдержать собеседование по вопросам педагогики и психологии. Оно пройдет с 12 по 14 июля.

— Полагаю, что конкурс среди выпускников педклассов будет очень высоким, — говорит Александр Харлап. — Приедут поступать много ребят из регионов страны, но все будут в равных условиях.

Заместитель директора по начальной школе Елена Грищенко рассказала, как выпускники педклассов работали с маленькими учениками:

— Детский коллектив — уникальная среда для самореализации и развития профессиональных навыков старшеклассников. Они приходят к нам постоянно. Проводят не только уроки. Организуют подвижные перемены, работают с продленкой, вовлекают детей в творческие мастер-классы и мероприятия. Малыши иногда даже лучше воспринимают своего старшего товарища, нежели учителя. А будущие педагоги в свою очередь очень ответственно готовятся к встрече с младшеклассниками. Каждый шаг обсуждают с опытным учителем, пишут план-конспект урока. Это кропотливый труд. Конечно, на первых занятиях могут немного теряться. Особенно мальчики. Но это только первый раз. И не столько переживают за ход урока (смогут ли донести нужную информацию, удержать дисциплину), сколько волнуются, как малыши их воспримут в роли учителя. За два года они профессионально выросли и сейчас проводят занятия на уровне студентов педвуза.

Юные учителя рассказали, чем занимались два года в педагогическом классе.

Владислав Макуцкий (слева), ученик гимназии № 20, будущий учитель химии и биологии:

Что такое педкласс в школе. Смотреть фото Что такое педкласс в школе. Смотреть картинку Что такое педкласс в школе. Картинка про Что такое педкласс в школе. Фото Что такое педкласс в школе

— За два года многие из нас очень сильно изменились, поменяли взгляд на профессию педагога. Я хочу не только приобретать знания, но и делиться ими с другими, помогать развиваться детям. К первому уроку готовился около недели. Вместе с группой продленного дня мне предстояло выйти на прогулку, организовать для них досуг — пару детских игр. Я с виду большой и грозный, так что они меня слушались. Дети сначала оценивают по внешнему виду, первое время смотрят с опаской. Главная хитрость, как расположить к себе ребенка, — собственные знания. Если ты интеллектуально подкованный, станешь для малышей авторитетом и примером для подражания.

Алина Ерошевская, ученица СШ № 126, будущий сурдопедагог:

Что такое педкласс в школе. Смотреть фото Что такое педкласс в школе. Смотреть картинку Что такое педкласс в школе. Картинка про Что такое педкласс в школе. Фото Что такое педкласс в школе

— Мы боялись, что не сможем дать детям необходимые знания, заинтересовать. Когда планировали урок для ребят в конкретном классе, вспоминали, какие методики используют их любимые учителя. Дети замечали, что мы подражаем тем, кому они симпатизируют, и уроки проходили в удовольствие, нас слушали. А потом на переменках бегали за нами и просили, чтобы мы снова провели у них какой-нибудь урок. Иногда у меня спрашивают, не пугает ли обязательная отработка 5 лет после учебы в вузе. Это не минус, а только большой плюс! У нас будет постоянное место работы сразу после учебы, практически без опыта.

Диана Кругленя, ученица гимназии № 20, будущий логопед:

Что такое педкласс в школе. Смотреть фото Что такое педкласс в школе. Смотреть картинку Что такое педкласс в школе. Картинка про Что такое педкласс в школе. Фото Что такое педкласс в школе

— Как и те мои одноклассники, кто решительно настроился на педагогический вуз, я на протяжении двух лет старательно заполняла портфолио. Теперь это внушительная папка, в которой все мои достижения за 11 лет учебы: от дипломов и наград до собственных разработок уроков, отчетов о проведенных занятиях. Также веду блог о педагогической практике, где выставляю фотографии и видео работы с детьми, делюсь мыслями, рассказываю про учеников, с которыми посчастливилось познакомиться. Мы так сдружились, что я их уже ласково называю «мои детки».

Источник

Педагогические классы

Смотреть что такое «Педагогические классы» в других словарях:

Педагогические классы — Педагогические классы существовали при женских гимназиях ведомства министерства народного просвещения Российской империи, начиная с 1874 года, когда было издано «положение о 8 ом классе»: восьмой класс предназначался для практического… … Википедия

Педагогические классы — существуют при женских гимназиях ведомства министерства народного просвещения. Восьмой класс этих гимназий предназначается для практического ознакомления учащихся с П. деятельностью. Ученицам нередко поручается надзор за низшими классами, а в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Педагогические курсы — одна из форм повышения квалификации и подготовки учителей общеобразовательной школы и преподавателей специальных учебных заведений. В дореволюционной России получили распространение во 2 й половине 19 в. летние учительские курсы,… … Большая советская энциклопедия

Пепиньерские классы — (от франц. pepiniere питомник, рассадник) в России дополнительные педагогические классы для девушек, окончивших средние закрытые учебные заведения (женские институты). Появились в 1 й половине 19 в. Срок обучения 1 год. Выпускницы П.к.… … Педагогический терминологический словарь

Музеи педагогические — учреждения культуры, осуществляющие сбор, изучение и хранение памятников культуры и документов в сфере образования и педагогики. В России до 1917 М.п. создавались при учебных округах, дирекциях и инспекциях народных училищ, учреждались… … Педагогический терминологический словарь

МУЗЕИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ — ведут сбор, науч. изучение и хранение, в т. ч. в экспозициях, памятников культуры и документов, отражающих историю образования и пед. деятельности. В дорев. России М. п. создавались при уч. округах, дирекциях и инспекциях нар. училищ, учреждались … Российская педагогическая энциклопедия

Россия. Просвещение: Учебное дело — А. Учебное дело. 1) Исторический очерк развития учебного дела в России. Первые дошедшие до нас сведения о массовом образовании старой Руси рисуют картину весьма печальную. Известны жалобы новгородского архиепископа Геннадия (XV в.), относящиеся к … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Земская школа — … Википедия

Учитель — У этого термина существуют и другие значения, см. Учитель (значения). См. также: преподаватель и педагог (Древняя Греция) … Википедия

гимназии — Женская гимназия В. П. Фон Дервиз. Москва. гимназии средние общеобразовательные учебные заведения. В Москве первая школа с гимназической программой основана по указанию лютеранским пастором Э. Глюком в 1703; именовалась гимназией с 1705. Готовила … Москва (энциклопедия)

Источник

Нормативные документы «Положение о педклассе»

о педагогическом классе

1.1.Настоящее Положение о педагогических классах разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Положением о профильном обучении, Положением о порядке открытия и функционирования специализированных классов различного уровня и направленности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы.

1.4. Обучение в педагогических классах (далее – педкласс) рассчитано на 2 года обучения.

1.5. Обучающиеся педкласса могут привлекаться к участию в организации образовательно-воспитательного процесса в школе, на каникулярных площадках для обучающихся.

усилить интерес учащихся к педагогической профессии, поддержать мотивацию к педагогической деятельности, а также сформировать представление о профессии учителя как о престижном, почётном и крайне важном в современном обществе деле.

— получение обучающимися первичных психолого-педагогических знаний и навыков;

— формирование и развитие у обучающихся дисциплинированности, добросовестного отношения к учебе, стремления к овладению профессией педагога и воспитание любви к педагогической деятельности;

— развитие у обучающихся высоких морально-психологических, деловых и организаторских качеств;

— обеспечение интеллектуального, культурного, нравственного развития обучающихся;

— подготовка обучающихся в педклассах, к поступлению в средние и высшие педагогические образовательные учреждения.

Порядок формирования педагогического класса

В педкласс зачисляются выпускники 9 классов, прошедшие предпрофильную подготовку, имеющим устойчивый интерес к избранной профессии или профессии «человек-человек».

Обучающимся педклассов предоставляется право изменения профиля обучения в течение учебного года, в том числе оставления педкласса.

При наличии вакантных мест прием учащихся в педклассы может производиться дополнительно в течение первого года обучения.

3.4. Администрация в обязательном порядке знакомит учащихся и их родителей (законных представителей) с настоящим Положением о педагогических классах, регламентирующим образовательный процесс в педклассах.

Содержание и организация образовательного процесса

4.1. Прохождение педпрактики обучающимися осуществляется на базе начальных классов школы МБОУ НОШ № 7

4.2. Учебный и воспитательный процесс в педагогических классах осуществляют педагоги ФГБОУ ВПО «АмГПГУ» и МБОУ СОШ № 6, имеющие соответствующую квалификацию или прошедшие курсовую подготовку.

4.3. Контроль над организацией образовательного процесса в педклассе осуществляют педагог, курирующий деятельность педкласса.

4.4. Воспитательная работа является частью общеобразовательного процесса и одним из видов деятельности педкласса.

4.5. Воспитательный процесс организуется на основе комплексного подхода к решению задач педагогического, психологического, правового, нравственного и эстетического воспитания учащихся в совместной деятельности обучающихся и преподавателей.

Основной формой этого процесса является систематическая и целенаправленная индивидуальная работа с каждым обучающимся.

4.6. Обучающиеся пользуются правом посещения учебных и воспитательных мероприятий в МБОУ СОШ № 6, могут привлекаться к участию в организации образовательно-воспитательного процесса в школе.

4.7. По окончании обучения учащиеся получают удостоверение об обучении в педклассе от ФГБОУ ВПО «АмГПГУ»

5.1. Обучающиеся педкласса имеют право:

— на неприкосновенность личности, уважение достоинства;

— на выражение своего личного мнения и сомнения, касающиеся содержания обучения и воспитания в педклассе:

— право на обеспечение высокого уровня обучения.

5.2. Обучающиеся педкласса обязаны:

— добросовестно учиться и соблюдать дисциплину и режим;

— посещать спецпредметы, своевременно проходить педпрактику.

Источник

Четыре модели педклассов

В Уральском государственном педагогическом университете состоялось совещание по организации педагогических классов с участием представителей Министерства общего и профессионального образования Свердловской области, управлений образований муниципальных объединений и педагогических колледжей.

Напомним, что разработку концепции создания педагогических классов в нашей области, министерство поручило ученым и специалистам УрГПУ. Все идеи были предварительнорассмотрены,а теперь вынесены на более широкоеобсуждение.

Почему вновь понадобились педагогические классы, в недавнем прошлом потерявшие свою актуальность? Педклассы исчезли в связи с тем, что у обучающихся пропала мотивация. С введением ЕГЭ были отменены преференции для тех, кто со школьной скамьи мечтал быть педагогам, целенаправленно к этому шел и поступал в педвуз. Сегодня, во время дефицита педагогических кадров, особенно в муниципальных школах, вспомнили истину – педагогами не только становятся, но и рождаются, а потому надо выявлять способных к учительской профессии еще на этапе детей обучения в школе.

По мнению заместителя начальника отдела общего, дошкольного и дополнительного образования Министерства общего и профессионального образования Свердловской области Ольги Деникаевой, педклассы сегодня появляются в новом историческом поле. Совместная работа на концептуальном уровне чиновников, ученых и практиков предполагает совместные поиски общих подходов к решению вопросов: как повлиять на выбор профессии педагога, какие найти способы поддержки тех, кто выбрал эту профессию?

В процессе обсуждения было разработано несколько моделей педагогического класса, при этом сохранялась взаимосвязь: дополнительное образование – школа – колледж – вуз – обратное возращение в школу в качестве учителя. Представитель министерства отметила и проблемные зоны: управление процессом и финансирование.

Заместитель начальника отдела профобразования и государственного задания министерства Михаил Корягин аргументировал свой интерес к новой проблеме тем, что сегодня наблюдается текучесть учителей в школах, в связи с чем проблему с кадрами необходимо решать комплексно. «В основе подхода должен быть – отбор, поиск, взращивание будущего педагогического корпуса», – подчеркнул Михаил Геннадьевич.

Елена Дружинина: «Относительно призвания. Думаю, что у меня оно было, хотя я мечтала стать и биологом, и адвокатом. Но личность учителя все поставила на свои места. Людмила Юрьевна Караульщикова в то время, как и многие в стране, увлекалась коммунарским движением. Ее уроки по методике, строились исходя из методики коллективных творческих дел. (Сегодня можно сравнить с проектной деятельностью – прим. автора). Я благодарю судьбу, что попала в этот класс, где прошла не только профориентацию, но и получила личностное развитие. К нам предъявляли высокие требования в плане обучения. Считалось, раз мы профильный класс, мы должны быть профильными по всем предметам».

Проект «Педагогические классы» представила первый проректор-проректор по учебной работе УрГПУ Светлана Минюрова. Актуальность проблемы она рассмотрела в рамках областной программы социального развития «Педагогические кадры ХХI века», обратив внимание, что новый проект реализуется по инициативе и при поддержке Министра образования Свердловской области Юрия Биктуганова.

Среди приоритетных направлений проекта Светлана Алигарьевна отметила: профориентацию, проектирование образовательного процесса для профильных классов, учебно-методическое обеспечение, реализацию образовательного процесса. Определила актуальные задачи: создание концепции, разработку моделей и дорожной карты реализации проекта.

В педклассе школы № 33 Верхней Пышмы преподавали дополнительные предметы: общую психологию, методику воспитательной работы, ораторское мастерство, методику работы в пионерском лагере. По этим предметам были предусмотрены зачеты с внесением в аттестат об окончании средней школы. «Более того, – говорит Елена Дружинина, – на каждого из нас в 15 лет были заведены трудовые книжки, первая запись в которой – воспитатель группы продленного дня. В часы «продленки» мы занимались с ребятами начальной школы, по сути, погружаясь в свою профессию».

Модели педклассов представила Ирина Мурзина, руководитель лаборатории региональных образовательных проектов УрГПУ. И прежде чем показать конкретные схемы, Ирина Яковлевна сказала о том, что учитывалось в процессе их создания: «Прежде всего, развитие коммуникативных и лидерских качеств у школьников, формирование современного научного мировоззрения», – после чего выделила четыре модели.

Первая – педагогический класс создается в образовательной организации за счет вариативной части, вторая – на базе одной школы, которая выступает в качестве ресурсного центра, выполняет функцию педагогического кластера для территории, осуществляет обучение по предложенной универсальной программе. Следующий вариант – создание педкласса на базе педагогического колледжа, и в этом случае колледж выступает ресурсным центром для территории, обучение идет по программе, предложенной вузом. Надо заметить, что на совещании присутствовали руководители Красноуфимского, Камышловского, Нижнетагильских и других педагогических колледжей. И четвертая модель – создание педкласса на базе УрГПУ, где обучение может происходить во время сессий, очно во второй половине дня, дистанционно, включая сетевые формы взаимодействия. Преимущество данного варианта видится в возможности подключения научного ресурса.

В рамках предложенных моделей были рассмотрены курсы, по которым предлагается обучение. Например, для десятиклассников на первое место выходят социально-гуманитарные проблемы, основы научного мировоззрения, художественно-творческая деятельность, социально-культурные и научно-просветительские проекты, волонтерство.

Каждое лето учащиеся педкласса школы № 33 Верхней Пышмы работали вожатыми в пионерском лагере «Волна». Предварительно в течение года разрабатывались тематическая программа и методики проведения мероприятий. Другим направлением профориентации было обучение на дополнительных курсах, факультете «Будущего педагога» в педагогическом институте, которые вел Борис Исаевич Лифшиц. «Я занималась филологией. В течение первой четверти мы получали контрольные, которые выполняли самостоятельно, – рассказывает Елена Николаевна. – Потом приезжали в вуз на очную сессию, где нам читали лекции, а во второй половине дня СПО «Амплитуда» проводила творческую часть».

Обсуждение проекта прошло предметно и конструктивно. Директор Института педагогики и психологии детства УрГПУ Сергей Новоселов сказал о том, что возглавляемое им подразделение выступилоодним из первых с идеей создания педагогических классов. И заострил внимание на таких немаловажных проблемах, как роли родителей: они сегодня являются обязательным участником образовательного процесса, и проектной деятельности, которая, на его взгляд, является неотъемлемой частью обучения. Более того, Сергей Аркадьевич совершенно справедливо заметил, что педагогические классы могут стать не только платформой для подготовки будущих педагогов, но и возможностью для каждого обучающегося проверить на самом деле его призвание – быть учителем.

В 1992 году Елена Дружинина в педклассе родной школы преподавала «Методику работы в пионерском лагере».

Идею работы с родителями поддержала и ректор УрГПУ Алевтина Симонова, отметив, что для обучения в специализированном классе обязательно должна быть мотивация, как у детей, так и у родителей.

Со стороны практиков, директора областного педагогического колледжа Татьяны Симоновой и ее коллеги из Красноуфимска Антона Третьякова,прозвучали опасения по поводу того, как сегодня совместить обучение в специализированном классе с подготовкой к ЕГЭ, которой школьники и учителя всецело заняты последние два года перед выпуском? Немаловажными аспектами, требующими отдельного внимания, являются вопросы финансирование проекта и отношение муниципалитетов, которое в данном случае должно быть определенным. На совещании этой определенности еще не проявилось, что собственно и понятно, так как именно муниципалитет должен нести основную нагрузку по содержанию педкласса. Активнее в этом плане на сегодняшний день выступают школы и лицеи Екатеринбурга.

Подвела итог совещанию Наталья Сокольская, начальник отдела общего, дошкольного и дополнительного образования Министерства образования Свердловской области. Она отметила, что создание педклассов должно исходить из следующих принципов: имеющегося опыта, сложившихся традиций, взаимоотношений между всеми образовательными структурами. И предложила взять короткий тайм-аут, с тем, чтобы вернуться к формированию педагогических классов уже в апреле текущего года, а с 1 сентября начать процесс создания пилотных классов, на которых будут отрабатываться все механизмы для дальнейшего внедрения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *