Что такое пеленг в навигации

Пеленг (навигация)

Что такое пеленг в навигации. Смотреть фото Что такое пеленг в навигации. Смотреть картинку Что такое пеленг в навигации. Картинка про Что такое пеленг в навигации. Фото Что такое пеленг в навигации

Что такое пеленг в навигации. Смотреть фото Что такое пеленг в навигации. Смотреть картинку Что такое пеленг в навигации. Картинка про Что такое пеленг в навигации. Фото Что такое пеленг в навигации

Пе́ленг в навигации — горизонтальный угол между северной частью меридиана наблюдателя и направлением из точки наблюдения на объект; измеряется по часовой стрелке от нуля (направление на норд, N) до полной дуги окружности (360°, или 32 румба).

Пеленг на объект для краткости может называться пеленг объекта. То есть для измерения пеленга необходимы две точки: наблюдатель и объект, а также направление на норд.

Содержание

Разновидности

В зависимости от используемого меридиана, пеленг может быть:

По способу измерения пеленг может быть:

и вычисляется по средней широте φср :

Что такое пеленг в навигации. Смотреть фото Что такое пеленг в навигации. Смотреть картинку Что такое пеленг в навигации. Картинка про Что такое пеленг в навигации. Фото Что такое пеленг в навигации

Что такое пеленг в навигации. Смотреть фото Что такое пеленг в навигации. Смотреть картинку Что такое пеленг в навигации. Картинка про Что такое пеленг в навигации. Фото Что такое пеленг в навигации

, где φс, λс — координаты счислимой точки, а φр, λр — координаты источника (радиомаяка)

Пеленг и азимут

Что такое пеленг в навигации. Смотреть фото Что такое пеленг в навигации. Смотреть картинку Что такое пеленг в навигации. Картинка про Что такое пеленг в навигации. Фото Что такое пеленг в навигации

Что такое пеленг в навигации. Смотреть фото Что такое пеленг в навигации. Смотреть картинку Что такое пеленг в навигации. Картинка про Что такое пеленг в навигации. Фото Что такое пеленг в навигации

В отличие от азимута, допускающего вариации отсчета, пеленг всегда измеряется от направления на норд, по часовой стрелке и на полную дугу окружности. Таким образом пеленг соответствует круговому азимуту.

См. также

Литература

Полезное

Смотреть что такое «Пеленг (навигация)» в других словарях:

Пеленг — Пеленг: Пеленг (навигация) угол между северной частью меридиана наблюдателя и вертикальной плоскостью, проходящей через точку наблюдения и наблюдаемый объект. Отсчитывается по часовой стрелке, принимает значения от нуля до полной дуги… … Википедия

пеленг — Горизонтальный угол между северной частью меридиана наблюдателя и направлением из точки наблюдения на объект, измеряемый по часовой стрелке от 0 до 360°. Примечание В зависимости от принятого меридиана различают пеленги: истинный, магнитный и … Справочник технического переводчика

Навигация* — отдел кораблевождения (см.), заключающий изложение способов определения места корабля на море, пользуясь компасом и лагом (см.). Определить место корабля на море, значить нанести на карту ту точку, в которой корабль в данный момент находится.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Навигация — отдел кораблевождения (см.), заключающий изложение способов определения места корабля на море, пользуясь компасом и лагом (см.). Определить место корабля на море, значить нанести на карту ту точку, в которой корабль в данный момент находится.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

пеленг — а; м. [голл. peiling] 1. В морской и воздушной навигации: азимут (1 зн.). Определить по пеленгам местоположение. Взять п. Определить п. 2. Строй самолётов, кораблей, следующих относительно ведущего уступом вправо или влево. Правый п. Левый п. ◁… … Энциклопедический словарь

навигация — ▲ определение (неявного) ↑ путь движения навигация определение пути. аэронавигация. астронавигация. астроориентация. радионавигация. радионавигатор. курс. ложиться на курс. выдерживать курс. ↓ траверс направление, перпендикулярное курсу судна… … Идеографический словарь русского языка

Пеленг — 30. Пеленг Горизонтальный угол между северной частью меридиана наблюдателя и направлением из точки наблюдения на объект, измеряемый по часовой стрелке от 0 до 360°. Примечание. В зависимости от принятого меридиана различают пеленги: истинный,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Пеленг (строй) — … Википедия

Пеленг — При определении места корабля на море по приметным точкам не менее чем 2 м, положение которых на карте известно, определяют, по какому румбу компаса они видны, т. е. какой угол составляет направление от наблюдателя на судне к видимой точке с… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Источник

Что такое пеленг в навигации

29.08.2015 18:44
дата обновления страницы

НавигацияДата создания сайта:
25 / 08 /20 07

История изменения сайта

Истинный курс и пеленг, курсовой угол

симметричные равные части. Истинный курс отсчитывается по часовой стрелке от 0 до 360°.

Истинным пеленгом предмета ИП называют угол, отсчитываемый от нордовой части истинного меридиана по движению часовой стрелки до направления на предмет. Пеленг измеряется от 0 до 360° по часовой стрелке. На навигационных картах прокладываются только истинные курсы судна и истинные пеленги (рис. 41).

Что такое пеленг в навигации. Смотреть фото Что такое пеленг в навигации. Смотреть картинку Что такое пеленг в навигации. Картинка про Что такое пеленг в навигации. Фото Что такое пеленг в навигации

Рас. 41. Графическое определение истинного курса судна и истинного пеленга на предмет

Для определения направлений на море, озере и водохранилище, т. е. для определения курсов судна и пеленгов различных предметов, служит компас. Компасы бывают гидроскопические и магнитные. Действие магнитного компаса основано на свойстве магнитной стрелки занимать определенное положение в земном магнитном поле, а именно: северный конец магнитной стрелки компаса указывает на северный магнитный полюс земли Nм.

Магнитные и географические полюсы не совпадают. Направление, проходящее через ось магнитной стрелки, называется магнитным меридианом. Магнитный меридиан не совпадает с направлением истинного меридиана.

Угол, заключенный между северной частью истинного меридиана и северной частью магнитного меридиана, называется магнитным склонением d. Склонение отсчитывается от северной части истииного меридиана к востоку или западу от 0 до 180°. Восточному, или остовому, склонению присваивается знак плюс, западному, или вестовому,- знак минус. Магнитное склонение для данного места непостоянно, оно все время увеличивается или уменьшается на небольшую постоянную величину. Величина склонения в данном районе плавания, годовое его увеличение или уменьшение в год, к которому приведено склонение, «указываются па навигационных картах.

Например, в заголовке карты указано: Склонение компаса приведено к 1970 году, 10° остовое, годовое увеличение 3 дуговых минуты>. Если любитель пользуется этой картой в 1972 году. то с 1970 до 1972 года склонение увеличилось на 6 дуговых минут, т. е. на 0,1°, и поэтому в 1972 году склонение будет не 10°, а 10,1°. Если на трассе, на различных участках по данным карт различия в склонении не имеется, то обрабатывают тем же способом все участки трассы.

Чтобы, зная магнитный курс МК или пеленг МП и склонение d компаса^в данном районе плавания, найти истинный курс ИК и истинный пеленг МП, необходимо к магнитному курсу или пеленгу алгебраически прибавить приведенное к году плавания склонение с его знаком:

Курсовым углом КУ называется угол, заключенный между диаметральной плоскостью судна и направлением на предмет (рис. 42). Курсовой угол определяется при помощи пеленгатора и отсчитывается по азимутальному кругу магнитного компаса. Он может быть правого или левого борта, изменяясь от 0 до 180°. Для того чтобы получить курсовой угол, необходимо запеленговать предмет при помощи пеленгатора и снять отсчет КУ по азимутальному кругу. Если предмет находится с левого борта, то отсчет курсового угла будет более 180°. Полученное в этом случае значение курсового угла необходимо вычесть из 360°.

Что такое пеленг в навигации. Смотреть фото Что такое пеленг в навигации. Смотреть картинку Что такое пеленг в навигации. Картинка про Что такое пеленг в навигации. Фото Что такое пеленг в навигации

Рис. 42. Определение истинного пеленга через курсовой угол или склонение

Истинный пеленг можно определить через курсовой угол по формуле:

Если в первом случае истинный пеленг более 360°, то из полученного результата нужно вычесть 360°. Если во втором случае истинный курс по своему значению меньше курсового угла, то к истинному курсу нужно прибавить 360° и из полученного результата вычесть величину угла.

На рис. 42 показано исправление магнитного пеленга МП склонением d или курсовым углом для получения величины истинного пеленга ИП на маяк М. Линия NмSм показывает направление магнитного меридиана, от которого отсчитывается магнитный пеленг. В данном примере он равен 280°. Склонение западное 10° со знаком минус, поэтому истинный пеленг будет равен:

1) ИП = МП + (- 10°), ИП = 280°+ (- 10°) = 270°.

Источник

ПЕЛЕНГ

(Bearing) — направление на какой-либо предмет от наблюдателя.

Смотреть что такое «ПЕЛЕНГ» в других словарях:

ПЕЛЕНГ — (гол.). Румб или направление по компасу, когда от нас видны какие нибудь пункты берега или другое судно. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПЕЛЕНГ положение судна относительно к. н. видимого предмета… … Словарь иностранных слов русского языка

пеленг — направление от наблюдателя на какой либо объект, определяемое вертикальной плоскостью истинного (истинный пеленг), магнитного (магнитный пеленг) или компасного (компасный пеленг) меридиана и вертикальной плоскостью, проходящей через место… … Морской биографический словарь

ПЕЛЕНГ — (от нидерл. peiling) 1) угол между направлением на наблюдаемый объект и одной из основных плоскостей, принятых за начало отсчета угловых координат. В морской и воздушной навигации обычно то же, что азимут.2) Строй самолетов, следующих… … Большой Энциклопедический словарь

ПЕЛЕНГ — ПЕЛЕНГ, пеленга, муж. (голланд. pailing) (спец., мор.). Направление, по которому виден предмет или слышен звук и которое определяется углом, отсчитанным от направления магнитной стрелки компаса. Взять (определить) пеленг наблюдаемой точки. Судно… … Толковый словарь Ушакова

пеленг — сущ., кол во синонимов: 6 • крюйс пеленг (1) • направление (80) • радиопеленг (1) … Словарь синонимов

ПЕЛЕНГ — ПЕЛЕНГ, а, муж. (спец.). Угол между направлением стрелки компаса и направлением, по к рому виден наблюдаемый предмет или слышен звук. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ПЕЛЕНГ — муж., мор. направленье по компасу (румб), на коем от нас виден какой предмет. Брать пеленги, пеленговать, замечать глазом по компасу направленье от себя предмета. Пеленгованье, действие по гл. Пелькомас муж. компас (матка) с мишенями, для… … Толковый словарь Даля

Пеленг — (от голландского peiling) 1) угол между одной из основных плоскостей (обычно плоскость меридиана), принятых за начало отсчёта угловых координат, и направлением на наблюдаемый объект. Отсчитывается от северного направления (например, меридиана) по … Энциклопедия техники

Пеленг — Пеленг. При определении места корабля на море по приметным точкам не менее чем 2 м, положение которых на карте известно, определяют покакому румбу компаса они видны, т. е. какой угол составляет направлениеот наблюдателя на судне к видимой точке с … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Пеленг — угол в горизонтальной плоскости между направлением, принятым за начало отсчета и направлением на данную точку. Источник: ПРИКАЗ Росаэронавигации от 18.11.2009 N 234 О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО СОЗДАНИЮ МАРШРУТОВ ОБСЛУЖИВАНИЯ ВОЗДУШНОГО… … Официальная терминология

Источник

Путь, курс, пеленг и другие

По многочисленным просьбам возвращаюсь к старой теме. Мы тут с 15 года копья ломаем. Раз так – заглянем в классику.

М.Черный и В.Кораблин «Самолетовождение»:

1) «Курсом самолета называется угол, заключенный между северным направлением меридиана, проходящего через самолет, и продольной осью самолета»

То есть, КУРС – куда направлен нос самолета.

2) «Для выполнения полета из одного пункта в другой их соединяют на карте линией, которая в самолетовождении называется линией заданного пути (ЛЗП)…»

«…путевым углом называется угол, заключенный между северным направлением … и направлением линии заданного пути (ЛЗП)»

То есть, ПУТЬ – куда на самом деле движется самолет.

2А) «Заданным магнитным путевым углом (ЗМПУ) называется угол, заключенный между северным направлением магнитного меридиана и линией заданного пути»

На карте нарисовали отрезок от точки А к точке Б, померяли транспортиром от меридиана – магнитного или истинного – получили заданный путевой угол: магнитный или истинный.

2Б) «Фактическим магнитным путевым углом называется угол, заключенный между северным направлением магнитного меридиана и линией фактического пути»

Нарисовать-то на карте мы нарисовали, но на самом деле в ходе полета получился другой отрезок – фактический путевой угол.

3) «Азимутом, или истинным пеленгом ориентира называется угол, заключенный между северным направлением меридиана, проходящего через данную точку, и направлением на наблюдаемый ориентир…»

Что такое пеленг в навигации. Смотреть фото Что такое пеленг в навигации. Смотреть картинку Что такое пеленг в навигации. Картинка про Что такое пеленг в навигации. Фото Что такое пеленг в навигации

4) «Пеленгом самолета называется угол, заключенный между северным направлением меридиана, проходящего через радиостанцию, и … направлением на самолет. Отсчитывается от северного направления меридиана по ходу часовой стрелки от 0 до 360°. Пеленг самолета называется истинным, если отчет ведется от истинного меридиана, и магнитным, если отсчет ведется от магнитного меридиана…»

Что такое пеленг в навигации. Смотреть фото Что такое пеленг в навигации. Смотреть картинку Что такое пеленг в навигации. Картинка про Что такое пеленг в навигации. Фото Что такое пеленг в навигации

Как справедливо указал коллега ak_bazhenov: это и есть радиал.

Спасибо Черному и Кораблину. Теперь к английскому языку. Возьмем «Pilot’s Handbook of Aeronautical Knowledge», это – издание от FAA.

1) HEADING. The direction in which the nose of the aircraft is pointing during flight.

Курс. Направление, куда указывает нос самолета во время полета.

2) COURSE. The intended direction of flight in the horizontal plane measured in degrees from north.

Путь. Предполагаемое направление полета в горизонтальной плоскости, измеренное в градусах с севера.

2А) TRACK. The actual path made over the ground in flight.

Путь. Фактический путь выполненного полета, спроецированный на поверхность земли.

3) BEARING. The direction from an airplane to a ground station. (Из “Boeing Technical Dictionary”)

Азимут, Пеленг. Направление от самолета к наземной станции наведения.(Перевод оригинальный)

4) RADIALS. The courses oriented from a station. (Из «Pilot’s Handbook of Aeronautical Knowledge»)

Радиалы. Курсы, направленные от станции.

Старую статью я перечеркиваю, т.к. просто удалить ее не могу.

Фотография Окань Дениса.

(Посовещавшись с Денисом, мы решили эту статью из последующих изданий книги выкинуть.)

Из-за того, что в западных авиационных приборах есть параметр Course (читается «курс», но курсом в нашем понимании не является) происходит некоторая путаница. Давайте расставим точки над ё.

Что такое пеленг в навигации. Смотреть фото Что такое пеленг в навигации. Смотреть картинку Что такое пеленг в навигации. Картинка про Что такое пеленг в навигации. Фото Что такое пеленг в навигацииЧтобы самолету из пункта «А» попасть в пункт «Б», нужно лететь КУРСОМ (Heading) 13 градусов. Но, к сожалению, в день полета есть такой фактор, как сильный боковой ветер, который будет сносить наш самолет вправо. Поэтому, в пункт «Б» наш самолетик сегодня не попадет, потому что фактически движется в направлении 20 градусов. Эти 20 градусов называются «ПУТЬ» (Track).

Итак. «Курс» – куда направлен нос самолета, а «путь» или иначе «путевой угол», это – в каком направлении он движется на самом деле.

Что такое пеленг в навигации. Смотреть фото Что такое пеленг в навигации. Смотреть картинку Что такое пеленг в навигации. Картинка про Что такое пеленг в навигации. Фото Что такое пеленг в навигацииСправа по курсу самолета – радиомаяк. ПЕЛЕНГ (Bearing) на него – 120 градусов. Пеленг – угол между направлением на север и направлением на объект.

Теперь мы разворачиваемся и летим на маяк таким образом, что пеленг на него оставался постоянным, например, 120 градусов. Вот этот направление на объект с неизменным пеленгом на него и называется COURSE.

Так что, курс это – курс, а Course это – Course.

Из-за этой путаницы, в частности, русские пилоты, летающие на импортной технике, в разговорах между собой вынуждены применять иностранные слова. И наш, русский «курс», они называют «heading».

(Я благодарен коллеге “ilya1502” за замечания)

Источник

Навигационный способ определения места судна по пеленгу и дистанции.

Что такое пеленг в навигации. Смотреть фото Что такое пеленг в навигации. Смотреть картинку Что такое пеленг в навигации. Картинка про Что такое пеленг в навигации. Фото Что такое пеленг в навигацииЭто самый удобный в яхтинге, любимый яхтсменами и довольно точный навигационный способ определения места судна. Уже хотя бы потому, что две используемые в нём разнородные линии положения (пеленг и дистанция) расположены друг относительно друга под углом 90°. О том, как выбирать ориентиры, мы уже говорили, но в данном методе это не так важно, потому что ошибки в одной линии положения как бы компенсируются другой линией. Здесь нужно только руководствоваться общим для всех навигационных способов определения места судна в яхтинге правилом — считай себя ближе к опасности и стараться выбирать для определения точечные ориентиры. Этот навигационный способ хорош ещё тем, что не нужно приводить полученное место к одному моменту времени, так как оба параметра снимаются с дисплея радара практически одновременно.

Не могу отметить и один практический нюанс. При ведение навигационной прокладки в яхтинге желательно, чтобы место яхты определялось разными методами. И это на самом деле правильно.

Используя различные навигационные способы определения места судна, мы проверяем себя, точность опознания ориентиров, исправность приборов и так далее. Однако, очень часто, особенно при частых обсервациях, не получается разные методы использовать. Или некогда (упаси вас боже сказать кому-нибудь, что у вас не было, нет, или не будет времени — на море это, мягко говоря, не принято!). В таких случаях используйте самый удобный при существующих обстоятельствах способ, но на карте извольте оформлять прокладку так, чтобы было видно, что способы использовали разные. Таким образом «набьете руку», и в ситуациях, когда действительно не будет времени (а они в яхтинге случаются довольно часто), легко сможете определить место яхты доступным в данный момент навигационным способом.

Что такое пеленг в навигации. Смотреть фото Что такое пеленг в навигации. Смотреть картинку Что такое пеленг в навигации. Картинка про Что такое пеленг в навигации. Фото Что такое пеленг в навигацииА практически в яхтинге проверять себя на самом деле нужно. Как? А это уж по обстановке. GPS, например, или по прохождению траверзов ориентиров, по створам, да мало ли. Всего-то в статьях не опишешь, тут, как ни крути, определённый опыт нужен, господа.

Навигационный способ определения места судна по двум горизонтальным углам.

Этот навигационный способ определения места судна в яхтинге применяется редко, но он имеет неоспоримое преимущество. И знать его нужно. Преимущество состоит в том, что для измерений используется только секстан, а он, практически не ломается. Так что может сломаться всё, а место вы иметь будете. Тем метод и ценен.

Секстаном измеряются горизонтальные углы между парами ориентиров из трёх — А, В и С. Угол между А и В обозначим, как α, угол между В и С — β. Затем полученные отсчёты измеряются инструментальной поправкой секстана.

Тут-то и пришло время вспомнить о протракторе. Мучительно вспоминаем,что это такое и где же видели его в последний раз, находим и достаём. Крайние линейки протрактора устанавливаем на величины полученных углов и кладём прибор на карту так, чтобы его центр находился приблизительно в районе счислимой точки. Теперь начинаем двигать протрактор по карте так, чтобы стороны линеек, на которых имеется скос, прошли одновременно через все три ориентира. Как только это получилось, делаем кнопкой в центре лимба аккуратненький накол, который и покажет обсервованную точку на карте.

Но есть тут нюанс. Место судна в яхтинге нельзя определять указанным способом, если и яхта, и ориентиры находятся на одной окружности. Это так называемый случай неопределённости. Его тригонометрическое обоснование, как, впрочем, и обоснование самого метода, мы тут разбирать не будем. Неинтересно. А вот как случая неопределённости в яхтинге избежать, это мы посмотрим. Для этого нужно подбирать ориентиры, руководствуясь каким-либо из следующих принципов:

1. Все три ориентира удалены от судна на одинаковое расстояние.
2. Средний ориентир расположен ближе к судну, чем крайние.
3. Все три ориентира располагаются на одной прямой.

При использовании данного навигационного способа определения места судна в яхтинге следует приводить наблюдения к одному моменту времени (если, конечно, не два наблюдателя одновременно измеряли соответствующие углы).

За момент времени принимают момент вторых измерений.
Можно в яхтинге также измерить горизонтальные углы и с помощью пеленгатора. Но это целесообразно делать, когда поправка компаса велика и хочется её определить. А так и смысла особого нет, проще по пеленгам определиться. Если всё же используем пеленгатор для определения горизонтальных углов, то быстро берём пеленги на ориентиры и находим разности: между левым пеленгом и средним, а потом — между средним и правым. Так и получим наши горизонтальные углы.

Это были самые основные в яхтинге навигационные способы определения места судна. Ещё место определяют по радиомаякам, но способ этот неточен и уходит из употребления не только фактически, но и юридически. На яхтах даже не имеют радиопеленгатор. И это хорошо. А то мороки — вагон, а толку не очень-то много.

Ещё место судна в яхтинге определяют с помощью, как я уже говорил, GPS, а также радионавигационных систем. Но на современных приёмоиндикаторах всей этой аппаратуры просто высвечиваются готовые координаты, которые остаётся лишь нанести на карту. А как этим всем пользоваться — увы, в этой серии статей я не напишу. Потому что каждым прибором — по разному. Ничего не остаётся, как читать руководства для пользователя и действовать соответственно. А как вы думали?

В яхтинге все описанные навигационные способы можно комбинировать, ведь нам главное — получить для ОМС несколько линий положения. Используют для этого также створы, траверзные расстояния, уточнение место по глубинам и т.п. Это тоже вопрос практического опыта, и в данных статьях нет смысла на них останавливаться. Яхтсмены всякие экзотические способы объединяют одним ёмким термином — метод опроса местного населения. Шутка, конечно, но… Если вы освоите то, что объяснено в серии этих статей, то вас уже штурманом можно смело считать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *