Что такое пенни фартинг
Пенни-фартинг
Несмотря на то, что период их использования был недолгим, пенни-фартинги стали одним из культурных символов конца Викторианской эпохи; их популярность также совпала по времени с появлением велосипедных гонок как вида спорта.
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Пенни-фартинг» в других словарях:
Фартинг — Эдуарда I. Фартинг (англ. … Википедия
ФАРТИНГ — (англ. farthing, т. е. четвертая часть). Мелкая английская монета = 1/4 пенса или 1/2 пфеннигам. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ФАРТИНГ англ. farthing, англо сакс. feordhung, четвертая часть.… … Словарь иностранных слов русского языка
Фартинг — английская и ирландская разменная монета, равная четверти пенни. По английски: Farthing См. также: Старинные монеты Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь
ФАРТИНГ — (английское farthing, от древнеанглийского feortha четвертый), самая мелкая разменная английская монета, равная 1/4 пенни. До 1821 чеканился из серебра, в 1821 60 из меди, затем из бронзы. В 1968 изъят из обращения … Современная энциклопедия
ФАРТИНГ — (англ. farthing от др. англ. feortha четвертый), самая мелкая разменная английская монета, равная 1/4 пенни. До 1821 чеканился из серебра, в 1821 60 из меди, затем из бронзы. В 1968 изъят из обращения … Большой Энциклопедический словарь
Фартинг — английская и ирландская разменная монета, равная четверти пенни. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
Фартинг — (английское farthing, от древнеанглийского feortha четвертый), самая мелкая разменная английская монета, равная 1/4 пенни. До 1821 чеканился из серебра, в 1821 60 из меди, затем из бронзы. В 1968 изъят из обращения. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Пенни — У этого термина существуют и другие значения, см. Пенни (значения). Англо саксонский пенни 997 1003 с портретом короля Этельреда … Википедия
Пенни — (Penny) Пенни это разменная монета Английская монета, впервые отчеканенная из серебра Содержание Содержание 1. Появление английского Пенни до XV века Пенни в XV—XVIII веках Медные и бронзовые пенни Пенни 1933 го года Пенни после 1971 года 2 … Энциклопедия инвестора
Пенни (Великобритания) — Англо саксонский пенни 997 1003 г. с портретом короля Этельреда Британский пенни с портретом Георга V Два британских пенса с портретом Елизаветы II Пенни … Википедия
Тест-драйв пенни-фартинга
Основная сложность в вождении пенни-фартинга — отсутствие свободного хода педалей и тот факт, что руль, педали и колесо составляют жесткую конструкцию. На обычном велосипеде с цепным приводом вращение педалей не влияет на руление, в пенни-фартинге же нажмешь на левую педаль — управляемое колесо поведет влево, на правую — вправо. Нужно научиться придерживать руль, постоянно контролируя машину, не позволяя ей вилять. И это более чем на полутораметровой высоте над землей, при том что центр тяжести седока находится практически на оси переднего колеса — чуть зазеваешься, перетормозишь и кувыркнешься вперед. Страшно!
Тем не менее у нас получилось поехать на пенни-фартинге почти сразу. Сначала как на самокате — стоя на подножке, вцепившись в руль и отталкиваясь от земли ногой. Потом уже с педалями, немножко повиливая, но в целом вполне сносно. «Вы третий человек на моей памяти, у кого получилось с первого раза», — сказал Андрей Мятиев нашему главному редактору. Повод для гордости, не иначе!
Очень большие колеса
Термин «пенни-фартинг» связан с размерами колес. Разница между ними примерно такая же, как между этими двумя английскими монетами. Что интересно, в период популярности таких велосипедов их называли ordinary bicycle, то есть «обычный велосипед», в то время как едва появившиеся велосипеды современной конфигурации получили название safety («безопасный»). Пенни-фартингами викторианских гигантов прозвал какой-то ушлый журналист в начале 1890-х — когда их век уже прошел.
В России же подобные велосипеды стали популярны под названием «пауки»; за рубежом этот термин всплывал в начале 1870-х, но распространения не получил. Прямым предком пенни-фартинга был так называемый boneshaker — «костотряс». Его конструкция определялась патентом французского изобретателя Пьера Мишо, который придумал прямой педальный привод на переднем колесе. Костотрясы были невероятно тяжелыми, переднее их колесо чуть-чуть превышало по размерам заднее.
Последний факт был обусловлен необходимостью обеспечить удобную посадку: расстояние между сиденьем и осью переднего колеса диктовалось длиной человеческих ног. В коллекции Андрея Мятиева есть три костотряса 1860-х годов (из всего четырех или пяти сохранившихся в России); мы протестировали экземпляр 1868 года — он весит, наверное, килограммов пятьдесят. Литая рама, тяжеленные деревянные колеса, крайняя сложность при поворотах.
Конец эпохи костотрясов наступил в 1869—1870 годах, когда французский инженер Эжен Мейер придумал новую конструкцию. Перед велопроизводителями стояло несколько задач: во-первых, организовать нормальное серийное производство, во-вторых — максимально облегчить машину, в-третьих — увеличить скорость ее движения. Решение последней проблемы возникло само собой: чем больше колесо, тем выше скорость при схожих усилиях ездока.
Кроме того, при увеличении диаметра снижалась и тряска. Одновременно с Мейером к тому же выводу пришел британский инженер Джеймс Старли. Костотрясы его компания начала производить еще в 1868 году, а с 1870 года перешла на «пауки». Что главное, Старли внес в конструкцию велосипеда множество изменений, позволивших серьезно облегчить и удешевить машину. Снизить массу удалось не сразу — сначала тяжелые деревянные колеса заменили на тонкие металлические с радиальной спицовкой (это придумал еще Мейер), затем упростили раму, превратив ее в тонкостенную трубу переменного сечения (это уже разработка Старли). В принципе, Старли заложил технологические основы современного велостроения.
Первые пенни-фартинги, появившиеся в 1870 году, несли в себе множественные «атавизмы» костотрясов. Например, перед рулем сохранялись подставки для ног, которые использовались, когда велосипедист ехал с горки и вынужден был снимать ноги с педалей. Но если на костотрясах это было в порядке вещей, то подобный эквилибр на пенни-фартинге мог привести разве что к аварии.
15 лет превосходства
Велоэволюция шла быстро. Первые пенни-фартинги были еще достаточно тяжелы, но уже к началу 1880-х гоночные велосипеды снизили вес до 9−11 кг (!) — и это при высоте до 1,5 м. С учетом того, что первая в истории велогонка прошла незадолго до появления пенни-фартингов — 31 мая 1868 года в Париже, — именно «пауки» стали первыми массовыми гоночными велосипедами, царившими на скоростных заездах 1870−1880-х годов.
Что интересно, «убил» пенни-фартинги тот же человек, который одним из первых начал производить их серийно, — Джеймс Старли. Именно он в 1884 году запатентовал велосипед типа safety с колесами равного размера и цепным приводом на заднее. А с появлением пневматических шин «безопасные» велосипеды окончательно заняли рынок — и занимают его по сей день.
Но за 15-летнюю историю развития пенни-фартинги претерпели ряд интересных технологических изменений. С каждым годом переднее колесо все увеличивалось, а заднее — уменьшалось, превращаясь просто в подпорку. Рама теряла элемент за элементом, пока не превратилась в трубку переменного сечения, на одном конце которой крепилась сцепка «переднее колесо — руль», а на другом — заднее колесо. Педаль для посадки из вполне удобной для ноги эволюционировала в крошечный приваренный к раме штырек. Радиальная спицовка уступила место тангентной, использующейся на велосипедных колесах и сегодня (ее, кстати, тоже изобрел Джеймс Старли).
Интересные технические решения применялись для тормозов и сиденья пенни-фартинга. Ввиду того что у его педалей нет свободного хода, тормозить можно, просто прокручивая педали с меньшей скоростью. Но еще на костотрясах существовала страховочная система: рукояти руля можно было прокрутить на себя, потянув таким образом за тросик, ведущий к обыкновенному механическому тормозу. Эта система используется и сегодня — только современные тормоза прижимаются к ободу, а в те времена тормоз терся о шину (все равно она была сплошной, твердой и почти не боялась истирания).
«Все технические решения, использующиеся на современном велосипеде, были применены более ста лет назад если не на костотрясах, то как минимум на пенни-фартингах. Это и штампованные рамы, и ободные тормоза, и многие другие элементы. Изменились лишь материалы.
Причем в Россию все это приходило достаточно быстро. Те же костотрясы завезли к нам в конце 1860-х годов. Известным велоактивистом был воронежский предприниматель Вильгельм Столль. В 1869-м он основал фабрику сельхозмашин и в том же году привез в Воронеж несколько велосипедов — тогда еще костотрясов. Впоследствии Столль основал «Товарищество воронежских велосипедистов», бесплатно обучал катанию желающих и лично принимал участие в первой российской велогонке 1883 года на Ходынском поле. В Москве и Питере процесс шел схожим образом.
Тем не менее Москва на сегодняшний день остается одним из последних городов-гигантов, в которых нет собственного велосипедного музея. В моей коллекции около 400 машин (а мелких экспонатов несколько тысяч), из них более 60 хоть сегодня готовы к экспонированию — они восстановлены, на ходу. Причем есть крайне редкие велосипеды — это и костотрясы, и «пауки», и дореволюционные «Дуксы» (у меня пять из восьми сохранившихся в мире). Не хватает только помещения, а уж экспозицию можно сделать крайне интересную.»
Андрей Мятиев предоставляет свои велосипеды для временных выставок, перформансов, киносъемок, занимается организацией исторических велопробегов, принимает участие в международных конференциях коллекционеров и ценителей. Пожелаем ему удачи в создании веломузея!
Пенни-фартинг
Период их использования был недолгим, пенни-фартинги стали одним из культурных символов конца Викторианской эпохи; их популярность также совпала по времени с появлением велосипедных гонок как вида спорта.
Немного хроники. Видео старое, без звука.
Демонстрация техники вождения. Мартин Бернс показывает как ездить на его реплике пенни-фартинга 1875 года, в парке Килдонан(город Виннипег, провинция Манитоба, Канада) Осторожно: Английский язык.
Ну и куда без трюков и падений!
Лига Велосипедистов
3.1K постов 10.1K подписчиков
Правила сообщества
Запрещается добавлять посты следующего содержания:
— с просьбой денег на что либо
— с поиском и предложением работы
— объявления о продаже / покупке
— объявления о съеме / сдачи недвижимости
Только тематическая информация. Юмор, стеб не возбраняется, но и не похваляется.
наверное сакральный смысл этого вела-остаться живым, катаясь на нём
как высоко падать с него.
как знаток английского, но не велосипедов, не мог не зайти в тему penny farting
но теперь разочарованно ухожу
будь такой велосипед у гордона-левитта в фильме «срочная доставка» он бы получил оскара.
21 декабря 1891 года, в колледже YMCA в Спрингфилде (штат Массачусетс) преподаватель физической культуры Джеймс Нейсмит привязал две фруктовые корзины к балкону спортзала и предложил двум командам студентов посоревноваться, кто из них забьет больше мячей в корзину соперника.
Как изобретатель из Териберки улучшил Олимпийские игры в Пекине?
Когда открывали Олимпийские игры в Пекине, флаги развевались на флагштоках, словно был крепкий ветер, а ведь ветров там и так-то почти нет, а тут еще и все происходило на прочно укрытом от них стадионе.
После школы в 54-м с двумя батонами поехал поступать в Москву, в МАИ. Мог поступить, но на что жить? Тут, видимо, узнал, что в Мурманске есть высшая мореходка. Там полное обеспечение. Поехал на Север. И поступил!
Неизвестно, как бы все сложилась, если бы не жилье. Его в Мурманске не было! Тарасов был вынужден перейти из тралфлота в управление морского лова, которое тогда занималось ярусным ловом (вид прибрежного лова). Базировалось в Лодейном. Там же строило себе жилье и распределяло работникам.
Управление просуществовало всего четыре года, распалось как раз к моменту прихода туда Тарасова. Организация распалась, а он остался. В Териберских судоремонтных мастерских. Затем стал там главным инженером. Да еще каким! Не чуждым духа новаторства, умеющим творить.
Первые рацпредложения рождались сами собой, были вызваны жизнью. Например, топливо из Лодейного в Териберку (моста ведь не было) для дизель-генераторов тогда доставляли баржей, на которой сорок бочек. Рабочие вручную (!) с помощью шлангов заливали их мазутом. Часть стекала прямо в море. На месте бочки вручную же разгружали, переливали содержимое в ведра, затем в автоцистерну. Тарасов увидел это днем, а вечером в Мурманск полетела телеграмма: «Срочно пришлите большую цистерну». Доставили первой же баржей.
А там под руководством Тарасова приварили по бокам цистерны четыре понтона, и она сразу оказалась на плаву. Теперь топливо стали перекачивать в цистерну и буксиром транспортировать в село. Там же, в цистерне, оно и хранилось. До чего же просто! И никаких бочек.
Принцип в стакане воды
Как видим, он начал с изучения ключевых проблем поселка, обратил внимание, что по проекту для охлаждения воды электростанции используется холодильная установка и что на это также расходуется топливо. И немало. Четвертая часть сгоравшего мазута шла на охлаждение. Чепуха какая-то, думал главный инженер. И это на побережье, где топливо считают на килограммы. Да, с этого надо начинать, решил он. И засел за расчеты и эскизы. Все делалось на ходу. Принцип был в стакане горячей воды. Если поставить стакан с горячей водой на стол, вода вскоре остынет. Если попробовать переливать ту же воду из стакана в стакан, дело пойдет еще быстрее. Соприкасаясь с холодным воздухом, струя воды охладится скорее. А если попытаться через специальное устройство распылить ту же воду, чтобы каждая пылинка воды обволакивалась холодным воздухом, охлаждение происходит мгновенно. Этот принцип был положен Тарасовым в основу градирни, которая служит в поселке по сей день.
Предприятие развивалось. К середине 80-х годов даже произвели пробную сварку титана. И получилось! Сейчас скажите кому-нибудь, кто навещает поселение Териберка, что здесь научились осуществлять полный цикл ремонта судов до проекта 503 (траулеры типа «Союз») включительно и сваривать титан. Сейчас и поверить в такое трудно, но ведь было.
Шахтерский фонарь под рукой
На фото: Судоремонтные мастерские в Лодейном.
Новаторы мастерских во главе с Тарасовым решили еще одну важную проблему по экономии черного металла. Дело в том, что для этого отдаленного края остро стояла проблема колосников. За отопительный сезон в котельных их сгорало до тысячи. Это несколько тонн металла. Бывало, и месяца не простоит такой колосник, а его уже пора менять. Весит каждый из них около 15 килограммов. 15 тонн чугуна буквально вылетало в трубу. В несколько труб! По числу котельных.
Великое племя изобретателей
Всего у него пять изобретений и более ста рационализаторских предложений. Некоторые авторские свидетельства он получил вместе с женой, Людмилой Ивановной, она математик (родилась в Мурманске; пережила первые бомбардировки в 1941-м, после эвакуации и возвращения в родной город окончила наш пединститут, с будущим мужем они познакомились во время учебы), и все расчеты были на ней.
За 20 лет работы в Териберских судоремонтных мастерских Тимофей Тарасов стал признанным изобретателем. Удостоен звания «Заслуженный рационализатор РСФСР», делегат V съезда Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов, таких от Мурманской области было всего семеро.
Тимофей Григорьевич ушел из жизни 13 августа 2011 года, немного не дожив до 75. На могильной плите выбит знак «ВОИР». И это, по словам сына, самая лучшая для него награда.
По материалам книги Владимира Хабарова «Новаторы» (Мурманск, 1982 г.) и воспоминаниям Вадима Тарасова, использованы фото и документы из его архива.
Реальная история из Германии, в которую сложно поверить
История началась после футбольного матча «Боруссия» — «Бавария» — 2:3
После спорных решений судьи против его команды молодой игрок в интервью удивился, как могли в важнейшем матче чемпионата Германии поставить судить человека, которые ранее
уже попадался на взятке как футбольный судья.
Немецкий футбольный союз наказал футболиста штрафом в 40 000 евро за то, что тот сказал правду.
Более того, этот судья теперь требует встречи с футболистом, чтобы тот лично перед ним извинился.
Наконец-то получилось!
Трюки, трюки, трюки
Тернистый путь к успеху
Наташа, ложись уже спать!
Ответ на пост «Как обидно»
Да было дело. В недалёком детстве ехал с соседским пацаном на велике. Я на раме так как мне было года 3. Решил тоже сунуть ногу в спицы. Сунул. По итогу через руль полетели оба. Я лицом в асфальт. У парня перелом руки и ключицы. Самое печальное и смешное было потом. Как пришел домой, маманя чуть в обморок не упала. Лица нет. Кровища. Обработали конечно. Но. Но! Моя фраза была простой. Мам а ты мне велик купишь? Она когда рассказывала это. Говорит смеялась сквозь слезы..
Новый элемент в фигурном катании
Вчера на гран-при Франции. Венгерская пара Юлия Щетинина и Марк Мадьяр.
На грани фола
Наткнулся в инсте и залип, мнеб его скилл
Скромный герой
Новак и его теннисные фокусы
Ответ на пост «Мост vs велосипедисты»
Еду однажды на веле по довольно знакомому городскому маршруту по велодорожке. Вот на ней знакомая ямка, привычно перед ней нагрузил переднее колесо и собирался поддернуть, чтобы перескочить, как вдуг мой алюминиевый руль ломается у самого выноса.
Правая ветвь его проваливается и стараясь не полететь кубырем с вела на приличной скорости я приземляюсь яйцами на раму. Благо они у меня как-то её миновали, наверно втянулись в организм.
Однако скорость-то приличная, а тормозить как?! Если тормозить левым тормозом, то он передний же, а опора только левой рукой на руль, точно полечу! В общем доля секунды и вцепившись булками жопы в раму я догадался тормозить рукояткой заднего тормоза, болтающейся на отломанной части руля. В целом успешно, но очень странно и под непривычным углом=).
К слову о том, почему в лиге тупых. Дело в том, что в рюкзаке я тогда с собой вёз два дорогих ноута (свой и рабочий) и стеклянную баночку с борщом.
Но на этом фиеричная история не кончается. Я ж купил себе-таки новый руль. Поискать пришлось под мой устаревший диаметр выноса.
И вот, ровно через две недели после того инцидента в том же самом месте, вернее метров двадцать до него не доезжая, я еду по той же самой велодорожке (уже без ноутбуков и борща, я ж не настолько тупой) начинаю привычный разгон перед горкой, выискиваю глазами издалека ту чертову ямку и, вдруг (!), периферийным зрением замечаю шустро выезжающую с прилегающей теорритории через мою велодорожку на трассу из-за кусов газель.
Время изменило свой привычный ритм и замедлилось. Я думал так бывает только в кино. Вижу газель, идущую наперерез из-за кустов вдоль дорожки, осознаю, что еду слишком быстро и остановиться точно не успею, вижу, что если бы можно было ускориться и чуть отвернуть правее, то можно было бы успеть проскочить и другого варианта нет от слова совсем!
Потом я отчетливо ощущаю, что под натиском машины велосипед мне выводит из сустава правое колено. Боль придёт позже.
Тут надо пояснить, что с коленями у меня вообще проблемы. Ни в волейбол не поиграть, ни по скользкому не побегать безопасно, ни из погреба в деревне вылезти нормально. Не осевые нагрузки выводят колено из сустава с адской болью. На левом у меня уже давно порван миниск (в волейбол поиграл на вылазке, блин) и плавает по суставу изредка его подклинивая. Правое тоже слабое, но до того дня было поздоровее. Я ж ради них на веле и езжу практически. Весом-то я под сотню с небольшим при 185 см роста, так что один знакомый рентгенолог по поводу того миниска посоветовал держать колени в тонусе велосипедом.
В общем, выбило меня с велосипеда, лечу, чувствую, как на место встаёт прямо в полёте колено, я каким-то непонятным образом уже отдельно от велосипеда изворачиваюсь и падаю у края велодорожки воткнувшись правой ногой в асфальт.
Боль, шипение и тихие интеллигентные эвфемизмы сквозь зубы, морда испуганного водителя, пытающегося что-то спрашивать, время полетело дальше догоняя свой темп, я пытаюсь подняться и понимаю, что на ногу не встать. Отдышался кое-как, сфокусировался на газелисте. Он че-то испуганно блеет, мол, не видел, мол, смотрел в другую сторону, мол, ему налево и он на дорогу смотрел, а не на велодорожку, а тут я из-за куста (велодорожка параллельно дороге через узенький газончик и бордюр).
В тот день я изобрёл несколько способов ехать на веле с неработающей дико болящей ногой. В колене она немного гнулась, но наступать и нагружать было нельзя от боли. Потом я встретил бывшую коллегу с прошлой работы, которая помогла доковылять до подъезда последние метров сто с велосипедом вместо костыля.
Что в итоге. Двойной перелом большой бердцовой кости в коленном суставе без смещения (повезло, повезло). Гипс на два месяца (если повезёт). Тоже повезло. Живу вот с котом на кухне, чтобы не стеснять домочадцев и не поубивать их костылями:
Этот трактор, кстати, помогал в реабилитации:
Руль мой, вел мой, гипс мой и кот почти мой, ну и поломанное колено моё, так что тег МОЁ.
Простите за много буков.