Что такое пенсия и как сделать ее достойной конспект урока
Конспект урока по финансовой грамотности «Что такое пенсия и как сделать её достойной» 9 класс
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя школа №1» г. Вилючинск
Тема: Человек и государство и как они взаимодействуют Урок 3. Что такое пенсия и как сделать её достойной
Финансовая грамотность 9 класс
Цель: познакомить с общими принципами устройства пенсионной системы РФ
сформировать представление о способах пенсионных накоплений
формировать понимание, что при планировании будущей пенсии необходимо не только полагаться на государственную пенсионную систему, но и создавать свои программы накопления средств и страхования на старость
рассчитывать и прогнозировать, как могут быть связаны величина сбережений на протяжении трудоспособного возраста и месячный доход после окончания трудовой карьеры
Тип урока: урок изучения нового материала с использованием технологии развития критического мышления, ИКТ.
Оргмомент. Приветствие, проверка готовности класса к уроку.
Слайд 1. Закончите фразу известного кинорежиссера Эльдара Рязанова: Человек, которому платят за то, чтобы он не работал, называется _____________. (пенсионером).
Какова тема сегодняшнего урока? (Ответы учащихся).
Изучение нового материала.
Слайд 2. Запись темы урока.
Слайд 3. Проблема урока: Нужно ли создавать свои программы накопления средств и страхования на старость или достаточно полагаться только на государственную пенсионную систему.
Слайд 4. План урока:
Общая характеристика пенсионной системы России.
Система государственного пенсионного обеспечения.
Негосударственное пенсионное обеспечение.
Слайд 5. 1. Из истории пенсий.
Массовое универсальное пенсионное обеспечение впервые появилось в Германии в 1889 году, в Великобритании в 1908 году и во Франции в 1910 году. Оно подразумевало увязку размеров пенсий с размерами страховых взносов и зарплаты застрахованных работников, обязательное пен-сионное страхование работников наёмного труда от старости, инвалидности и утраты кормильца.
Слайд 8. После Октябрьской революции пенсии были упразднены и начали вводиться сначала для отдельных категорий работников. Только в 1937 году пенсия была введена для всех городских рабочих и служащих. Пенсия составляла тогда примерно 25% средней зарплаты, и прожить на неё
В те времена прожить на пенсию можно было, но необходимо учитывать, что, уйдя на пенсию, человек терял право на работу, и пенсия становилась его единственным доходом.
Слайд 9. Может ли человек, достигший пенсионного возраста, продолжать работать и при этом получать пенсию?
Да, пока это так. Однако, в связи с тем что государству все труднее выполнять свои обязательства перед пенсионерами, оно старается найти способ стимулировать людей, достигших пенсионного возраста, не брать деньги из Пенсионного фонда. Сейчас специалисты разрабатывают программу, по которой за каждый год отсрочки выхода на пенсию её размер будет увеличиваться. Количество пенсионеров, готовых присоединиться к этой программе, будет зависеть от того, сколь велико такое увеличение. По оценкам экспертов, чтобы эта программа дала существенные результаты, необходимо, чтобы пенсия увеличивалась примерно на 15% в год.
Слайд 10. 2. Общая характеристика пенсионной системы России.
Слайд 11. Комментарии к схеме
Слайд 12. В трех группах можно установить ряд определенных особенностей, каждое отдельное обеспечение работает по определенным принципам, способно предоставить людям разнообразные варианты обеспечения на пенсии.
Структура системы по расчету и выдаче пенсий РФ
из страховых взносов, уплачиваемых работодателем в бюджет ПФР
из средств федерального бюджета
из добровольных отчислений работника и работодателя
ПФР или НПР (только накопительная часть)
Слайд 13. 3. Система государственного пенсионного обеспечения.
Целью государственного пенсионного обеспечения является начисление базовой части:
пенсии по выслуге лет;
по достижении пожилого возраста;
Финансируется государственное пенсионное обеспечение из федерального бюджета. Производится это из сумм единого социального налога, за перечисление которого отвечает работодатель.
Слайд 14. Государственную систему пенсионного обеспечения составляют две части:
государственное пенсионное обеспечение;
государственное пенсионное страхование.
Аспекты обязательного страхования
Главное в системе страхования, обеспечивающего обязательную выплату пенсии – это создание определенного запаса средств за счет постоянного перевода работодателем определенной суммы на лицевой счет работника:
в Пенсионном Фонде России;
на Негосударственном пенсионном фонде.
Слайд 15. 4. Негосударственное пенсионное обеспечение.
Пенсионные накопления гражданина могут быть увеличены в результате грамотного управления ими и благодаря правильному инвестированию. В частности, заключив договор с негосударственным пенсионным фондом, а кроме того в результате самостоятельных дополнительных пенсионных взносов по государственной программе софинансирования пенсий или дополнительного пенсионного обеспечения.
Слайд 16. В чем суть частных пенсионных фондов?
Негосударственное пенсионное обеспечение занимается созданием добавочной поддержки пожилого населения, используя деньги, вложенные заинтересованными людьми, а так же из выплат работодателей. Таким образом, дополнительная пенсия формируется и выплачивается из сумм перечисленных пенсионных взносов.
Слайд 17-21. 5. Немного статистики.
Современные пенсионные системы, в том числе и российская, находятся в кризисе, так как существенно изменилась демографическая ситуация во многих странах мира.
Анализ данных о пенсионном возрасте, продолжительности жизни, размерах пенсий.
Вернемся к проблеме нашего урока. Напомню: Нужно ли создавать свои программы накопления средств и страхования на старость или достаточно полагаться только на государственную пенсионную систему. (обсуждение проблемы).
Подведение итогов урока. Оценка работы учащихся.
Обсуждение домашнего задания.
Слайд 22. Домашнее задание:
Материалы занятия № 25. Подумать и обсудить с родителями вопросы:
1. С какого возраста необходимо задумываться о своей будущей пенсии?
2. Какую пенсию можно назвать справедливой?
3. Кто должен заботиться о пенсионном обеспечении: государство или сам гражданин?
Методическая разработка урока «Пенсионное обеспечение в системе социальной защиты РФ»
Класс: 10
Предмет: обществознание.
Класс: 10.
Цель: повысить грамотность обучающихся в вопросах пенсионного законодательства и функционирования пенсионной системы Российской Федерации.
Планируемые результаты:
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: медиапроектор, компьютер, презентация учителя, карты урока.
Проблема. «Наступление пенсионного возраста приговор?»
План урока:
Ход урока
Этап |
— Как вы можете распорядиться накопительной частью пенсии? Как только начинается трудовая деятельность, можно выбрать государственный или негосударственный пенсионный фонд или управляющую компанию III. Систематизация и обобщение изученного материала Выполним задание 3 Называют разные суммы. Продукты, лекарства, транспорт, одежда, коммуналка и еще что-то должно остаться на другие траты IV. Итоги урока. Рефлексия — Мне интересно знать, какой вывод для себя вы сделали на уроке. Продолжите фразу, начиная словами (Фронтальный опрос) — Вернемся к целям урока, достигли ли мы их? — И помните слова древнеримского политического деятеля Марка Тулия Цицерона: «Старость крепка благодаря основам, заложенным в молодости» А теперь самая ответственная часть урока: выполните самостоятельную работу в карте урока. VII. Домашнее задание Параграф 23, пункт «Право на социальное обеспечение». Конспект урока Все о будущей пенсииУчитель: Гаус Ольга Игоревна Тема: Всё о будущей пенсии 1. Формировать представление об основных положениях пенсионного обеспечения в России; 2. Создать условия для формирования понимания личной ответственности каждого за свою будущую пенсию. 3. Способствовать формированию у молодёжи новой «пенсионной культуры», ответственности. оРРоссийскй Рассмотреть сущность пенсионной системы Российской Федерации. Способствовать формированию гражданско-правовой грамотности, овладению основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следованию этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута), применению полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного поведения и порядка действий в конкретных ситуациях. Воспитывать уверенность в завтрашнем дне, уважение к старости. Тип урока – урок усвоения новых знаний. Оборудование: раздаточный материал «Все о будущей пенсии», Конституция РФ, карточки с понятиями, оценочные листы. 1. Организационный момент 2. Вводная часть. Актуальность, целенаправленность урока Ребята, осталось всего полгода и вы вступите во взрослую жизнь. У вас начнется интересная, насыщенная пора активной фазы жизни. Однако, время летит быстро и подойдет время пенсионного возраста. Хотели бы вы жить на пенсии достойно? А знаете ли вы как обеспечить себе достойную жизнь в старости? О чём бы вы хотели поговорить сегодня на уроке? ( Учащиеся определяют тему урока .) Сегодня мы с вами поговорим о том, как можно обеспечить себе достойную старость, о пенсионной системе Российской Федерации, о формировании вашей будущей пенсии 1.История пенсий в России. 2.О пенсионном фонде РФ. 3.Как устроена пенсионная система России. 4.Для чего нужен СНИЛС? 5.Виды пенсий в России. 6.Как сформировать достойную пенсию. 3. Переход к изучению материала. Наше занятие основано на принципе: «Твоя будущая пенсия зависит от тебя, сделай её достойной». Сегодня, когда ты молод, полон сил и планов на будущее, кажется, что слова «пенсия» и «пенсионер» не имеют к твоей жизни никакого отношения. Ты думаешь, что с тобой это случится нескоро, и нечего об этом беспокоиться сейчас. Но старость неизбежна, а с ней неизбежна и пенсия. Мы живем в XXI веке, когда пенсия формируется по иным правилам, чем у наших бабушек и дедушек. О будущей пенсии нужно думать смолоду, самому активно участвовать в её формировании. Так живут люди во всех развитых странах мира. Страховая пенсионная система, инвестирование пенсионных накоплений, негосударственное пенсионное обеспечение теперь дают молодым россиянам возможность сделать свою будущую пенсию достойной. Через несколько лет ты придёшь на первую в своей жизни работу и начнешь создавать собственную пенсионную историю. Чтобы познакомить вас с открывающимися перед тобой возможностями, мы и проводим сегодня урок. По повышению пенсионной и социальной грамотности среди учащейся молодежи Пенсионный фонд Российской Федерации издал учебно-методическое пособие «Все о пенсии для учебы и жизни». Глобальной целью кампании является формирование у молодежи новой «пенсионной культуры». 3.1. История пенсий в России. О пенсионном фонде РФ Поговорим об истории пенсии в России. Работа по группам( стр 2-3 раздаточного материала). Задание для групп (7 мин): 4 группа – О Пенсионном фонде Российской федерации. Выступление представителей групп. Давайте познакомимся с основными понятиями и терминами Упражнение «собери фразу» Совместная проверка работ групп. Пенсия – это гарантированная ежемесячная выплата для обеспечения граждан в старости, в случае полной или частичной нетрудоспособности, потере кормильца, а также в связи с достижением установленного стажа работы, в определенных сферах трудовой деятельности. СНИЛС – страховой номер индивидуального лицевого счёта гражданина в системе обязательного пенсионного страхования. Трудовая пенсия – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые они получали перед установлением им трудовой пенсии либо которые утратили нетрудоспособные члены семьи человека в связи с его смертью. Право на такую выплату определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными законом. Существуют следующие виды трудовых пенсий: 1) трудовая пенсия по старости; 2) трудовая пенсия по инвалидности; 3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца. (упражнения для снятия напряжения с глаз) 3.3 Для чего нужен СНИЛС?.Виды пенсий в России. Как сформировать достойную пенсию Учащиеся совместно с учителем, исходя из раздаточного материала формулируют практические выводы о том, что нужно делать, чтобы увеличить свою будущую пенсию (запись в тетрадях): — получи СНИЛС и используй его возможности; — работай только там, где платят «белую» зарплату; — выбери свой вариант пенсионного обеспечения; — участвуй в добровольных пенсионных программах; — контролируй состояние своего пенсионного счета; — не спеши выходить на пенсию. Ваша будущая пенсия в Ваших руках! 4. Закрепление изученного материала. Дополнительные вопросы группам: 1. О чем свидетельствует то, что первые упоминания о пенсиях относятся еще к древним славянским временам? (о том, что русские всегда с уважением относились к людям старым или получившим увечье). 2. Для работающих в бюджетной сфере кто будет являться страхователем? – организация 3. А для работающих в ИП – индивидуальный предприниматель. 5. Будут ли люди получать пенсию из ОПС если они работают нелегально, т.е. предприниматель не платит взносы? Итак, как же нам сформировать достойную пенсию? — А что еще можно предпринять, чтобы обеспечить себе достойную старость? — Какая информация, полученная на сегодняшнем уроке пригодиться вам в будущем? Каждый учащихся заполняет оценочный лист (Приложение 1). 7. Домашнее задание. — Пройти тест по вопросам пенсионной грамотности (стр 22-23 раздаточного материала). — Написать эссе на тему « Моя будущая пенсия в моих руках» Оценочный лист работы в группе ++ у меня всё получилось -+ были затруднения, но я справился — у меня не получилось работать в группе ++ у тебя всё получилось -+ у тебя возникли затруднения, — у тебя не получилось работать в группе 4.Оценка работы группы (поставить знак +) Мы работали слаженно и у нас всё получилось. У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно. У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя Средний размер трудовой пенсии по старости в России в 2014 году – свыше 11,6 тысяч рублей. Презентация к уроку финансовой грамотности «Что такое пенсия и как сделать её достойной» 9 классОписание презентации по отдельным слайдам: Закончите фразу известного кинорежиссера Эльдара Рязанова, определите тему урока Человек, которому платят за то, чтобы он не работал, называется _____________ пенсионером Человек и государство: как они взаимодействуют Урок 3. Что такое пенсия и как сделать её достойной Финансовая грамотность 9 класс Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1 г.Вилючинск План: Из истории пенсии Общая характеристика пенсионной системы РФ Система государственного пенсионного обеспечения Негосударственное пенсионное обеспечение Немного статистики 1. Из истории пенсий массовое универсальное пенсионное: Германия 1889 г. Великобритания 1908 г. Франция 1910г. подразумевало: увязку размеров пенсий с размерами страховых взносов и зарплаты застрахованных работников обязательное пенсионное страхование работников наёмного труда от старости, инвалидности и утраты кормильца Отто фон Бисмарк, автор пенсионной реформы в Германии в наши дни человек, достигший пенсионного возраста, может продолжать работать и получать пенсию в связи с тем что государству все труднее выполнять свои обязательства перед пенсионерами, нужен способ стимулировать людей пенсионного возраста не брать деньги из Пенсионного фонда: программа: за каждый год отсрочки выхода на пенсию её размер будет увеличиваться количество пенсионеров, готовых присоединиться к этой программе, зависит от того, сколь велико увеличение по оценкам экспертов, чтобы эта программа дала существенные результаты, необходимо, чтобы пенсия увеличивалась примерно на 15% в год Пенсионная система РФ – совокупность законов, задача которых – поддержка и организация регулярной передачи денежных средств лицам, вышедшим на пенсию Государственное пенсионное обеспечение ПФР выплаты из федерального бюджета среди узких слоев населения Негосударствен-ное пенсионное обеспечение частные Пенсионные фонды индивидуальное или корпоративное любой человек или организация, заключившая договор с НПФ для обеспечения более высокого уровня жизни на пенсии Обязательное пенсионное страхование ПФР или Негосударственная Пенсионная компания пенсия по труду, предоставляется большинству работающих людей населения из обязательных страховых взносов, которые переводит в ПФР работодатель Пенсионное страхование Пенсионное обеспечение Негосударственное пенсионное обеспечение пенсии по труду пенсии от государства дополнительные пенсии Разновидности и причины пожилойвозраст страховая накопитель-ная потеря члена семьи,отвеча-ющегозадо-ход инвалидность страховая пожилойвозраст инвалидность потерякормильца выслугалет социальная пенсия до концажизни срочная Финансирование из страховых взносов,упла-чиваемыхработодателем в бюджет ПФР из средствфеде-ральногобюджета из добровольных отчисленийработни-каиработодателя Организации-страховщики ПФР или НПР (только накопительная часть) Пенсионный Фонд Негосударствен-ныйФонд Государственная система пенсионного обеспечения Государственное пенсионное обеспечение Государственное пенсионное страхование главное в системе страхования, обеспечивающего обязательную выплату пенсии – создание определенного запаса средств за счет постоянного перевода работодателем определенной суммы на лицевой счет работника: в Пенсионном Фонде России в Негосударственном пенсионном фонде пенсионные накопления гражданина могут быть увеличены в результате грамотного управления и правильного инвестирования: заключив договор с НПФ в результате самостоятельных дополнительных пенсион-ных взносов по государственной программе софинанси-рования пенсий дополнительного пенсионного обеспечения 4. Негосударственное пенсионное обеспечение Пенсия Страховая Дополнительная Накопительная 5. Немного статистики Домашнее задание: Материалы занятия № 25. Подумать и обсудить с родителями вопросы: 1. С какого возраста необходимо задумываться о своей будущей пенсии? 2. Какую пенсию можно назвать справедливой? 3. Кто должен заботиться о пенсионном обеспечении: государство или сам гражданин? Рассчитать свою предполагаемую пенсию на сайте ПФР: http://www.pfrf.ru/eservices/calc/ Источники: https://bankiros.ru/wiki/term/vozrast-vyhoda-na-pensiu http://www.pfrf.ru http://www.pfrf.ru/eservices/calc/ Курс повышения квалификации Охрана трудаКурс профессиональной переподготовки Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессеКурс профессиональной переподготовки Охрана трудаИщем педагогов в команду «Инфоурок» Номер материала: ДБ-893953 Не нашли то что искали? Вам будут интересны эти курсы: Оставьте свой комментарийАвторизуйтесь, чтобы задавать вопросы. Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки Время чтения: 11 минут Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате Время чтения: 1 минута Путин призвал повышать уровень общей подготовки в колледжах Время чтения: 1 минута Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ Время чтения: 2 минуты Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки Время чтения: 11 минут Зарплаты педагогов Ростовской области вырастут в среднем на 10-15% Время чтения: 2 минуты Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах Время чтения: 2 минуты Подарочные сертификатыОтветственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи. Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
|