Что такое пенсне в рассказе
Пенсне — что это такое? Признаки минувшей эпохи
Определение
Слово это имеет французские корни, а само устройство впервые начинает встречаться в культуре (картины, стихи) начиная с середины XVI века. И представляет оно собой специальные очки, у которых нет заушных дужек, и крепятся на носу они посредством пружинного зажима. Теперь мы знаем, что такое пенсне.
Но такие очки — это не первое устройство, которым пользовались люди для коррекции зрения. К примеру, в Древнем Риме многие носили с собой куски специального стекла, через которые смотрели на особо мелкие или же далекие предметы. И кстати, сам император Нерон использовал вогнутый изумруд при просмотре гладиаторских боев. Видимо, исправляя таким образом свою близорукость. Так что мы разобрали вопрос о том, что такое пенсне. Но рассмотрим историю появления этого устройства более подробно, а также разберем род данного слова.
Камни для чтения и другие оптические приборы
Камень для чтения
Средневековые монахи использовали свойства линз для чтения рукописей – для этого применялись «камни», обработанные специальным образом. Материалом для изготовления камней для чтения служили горный хрусталь, берилл или стекло. Было это уже в конце первого тысячелетия новой эры. О полусферических линзах писал средневековый философ Роджер Бэкон еще в XIII веке.
Долгое время не существовало никаких приборов для коррекции близорукости, и все изобретения были ориентированы на дальнозорких. Еще одна особенность – «зрительные линзы» использовались лишь для одного глаза.
Первое в истории изображение очков — фрагмент фрески из Тревизо, XIV век.
А первые очки, то есть две линзы, закрепленные на основе-оправе, сконструировали в конце XIII века в Италии. Документально авторство никак не подтверждено, но принято считать, что изобретателем был некий Алессандро Спина, монах из Пизы.
Доподлинно известно, что к середине XIV века очки уже вовсю использовались теми, кто стремился видеть более отчетливо, и что вещица эта была тогда штукой новой и встретившей признание. Итальянцы даже стали производить их на экспорт – в большом количестве. Так первые очки попали и в Китай – как раз тогда их усовершенствовали для чиновников суда. Скульптура собора в Мо, Франция
Мода на очки стремительно распространялась по Европе, поначалу главным образом по монастырям. А первый специализированный магазин очков был открыт в Страсбурге, на территории Священной Римской империи, в 1466 году.
Известно, что царь Алексей Михайлович пользовался очками в серебряной оправе с диоптриями. Дужек в те времена еще не существовало – их изобрел в начале XVIII века английский оптик Эдвард Скарлетт.
Эль Греко. Кардинал Ниньо де Гевара. Около 1600 г.
Наполеон Бонапарт перед походом в Египет заказал изготовление крупной партии очков для своей армии – очков, защищающих глаза. Южное солнце было губительно для глаз европейцев, не привыкших к яркому свету. Решение себя полностью оправдало, те, кто избегал приказа о ношении очков, позже страдали от глазных заболеваний, часто необратимых, вплоть до катаракты. Очки XVI века
История очков
Фрагмент картины «Мадонна каноника ван дер Пале» (Муниципальная художественная галерея, Брюгге), Ван Эйк, 1436 г.
До появления очков в качестве приборов, улучшающих зрение, использовались отдельные полированные кристаллы или куски стекла для одного глаза.
Для защиты глаз от солнца первые «солнечные очки» придумывали эскимосы: они делали прорези в костях животных и использовали их как очки.
Очки были изобретены, по-видимому, в Италии в XIII веке. Примерный год изобретения — 1285, о чём говорит в проповеди брат-доминиканец Джордано да Ривалто: «Не прошло и 20 лет с тех пор, как было открыто искусство изготовления очков, призванных улучшить зрение. Это одно из самых лучших и необходимых искусств в мире.
Как мало времени прошло с тех пор, как было изобретено новое, никогда не существовавшее искусство. Я видел человека, первым создавшего очки, и я беседовал с ним». Первое изображение очков содержится на фреске церкви Тревизо (Италия), сделанной в 1352 г. монахом Томмазо да Модена.
Первая попытка определить авторство изобретения сделана Карло Роберто Дати (1619—1676) из Флоренции в работе «Очки, являются ли они изобретением древности или нет?», приписавший изобретение Алессандро Спина ( 1313), монаху и учёному из Пизы, впрочем, возможно, что Спина только без чьей-либо помощи воссоздал метод изготовления очков — изобретения более раннего.
Начиная с 1300 года, в уставах гильдии венецианских стекольщиков часто упоминаются зрительные линзы и рекомендуется уничтожать подделки хрусталя из бесцветного стекла, что свидетельствует о быстром вхождении очков в моду в Венеции.
Развитие
Очковые линзы в пенсне удерживались переносицей с помощью креплений и носовых упоров, которые могли быть либо гибкими, либо неподвижными. Приблизительно со второй половины XIX века, во многом благодаря применению в изготовлении пенсне новых материалов, стало возможным создание моделей, бывших одновременно и легкими и прочно сидевшими на носу, что дало новый толчок бурному распространению пенсне как повсеместному оптическому аксессуару. Металл в пенсне часто оказывался заменен другими материалами, такими как рог, целлулоид, каучук и др. Также распространились пенсне, называемые китайскими или японскими, переносица которых изготавливались из черепахового панциря.
Первоначально световые проемы пенсне были круглыми, а с 1841 году на рынке оптических приборов появились также и овальные модели. Очень часто к оправе пенсне было приделано небольшое колечко для возможности брать прибор руками. Постепенно через данное колечко к пенсне начали прикреплять цепочку или шнурок. Цепочка могла использоваться для крепления пенсне за ухом, а шнурок мог быть приколот к одежде, чтобы пенсне, сорвавшееся с переносицы, не падало на пол. Шнурок также мог использоваться как элегантный аксессуар одежды. Особенности конструкции придавали возможности использования пенсне в качестве средства коммуникации. Как правило, носители пенсне могли осуществлять умышленный сброс его с переносицы, как проявление неудовольствия происходящим.
Использование в светской среде
Первым документальным свидетельством использования пенсне царственными особами Российской империи стали фотографии 1860-х гг. великого князя Константина Николаевича, сфотографированного в пенсне. Впоследствии и другие князья и княгини России стали публично носить пенсне. В 1906 году в Люксембурге появилась почтовая марка, на которой был изображён великий герцог Вильгельм IV в пенсне, что сделало пенсне аксессуаром светской жизни в Европе.
Пенсне пользовались одинаковой популярностью как у мужчин, так и у женщин, и являлись символом интеллигентности их носителя. Имеется мнение, что пенсне были более популярным и используемым оптическим аксессуаром в период с конца XIX — до начала XX века, чем современные очки с заушниками, которые вошли в активное употребление с 1920-х гг. В 1910-е гг. в моду вошли безободковые модели пенсне. В 1917 году в одном оптическом журнале было написано: «Для нас, оптиков, пенсне является постоянным источником дохода. Чаще всего ремонт пенсне связан с заменой линз и пружинок».
Выход из употребления
Пенсне, так же, как, например, лорнет и монокль имели распространение до окончания Второй мировой войны, уступив место современным очкам.
Появление
Пенсне как оптический прибор для коррекции зрения появился в XVI веке. Первоначально его стекла закреплялись на медной или железной пружине, позже, чтобы не травмировать металлом кожу носа, под него начали крепиться кожаные прокладки. Пенсне получили широкое распространение с XVII века.
Песне в XIX веке
Как уже было сказано, линзы в пенсне удерживались на переносице специальным зажимом, который мог быть жестким и неподвижным или же регулируемым — менял расстояние между линзами, высоту расположения и прочее. И само собой, сам зажим изготавливался из какого-то достаточно мягкого материала. Правда, долго и комфортно носить изделие все равно не удавалось.
Однако в середине XIX века, когда при изготовлении пенсне стали применяться новые, более прочные и легкие материалы, это позволило носить их с большим удобством. И это дало распространению данного устройства как предмета стиля и оптического аксессуара новый толчок.
В те времена очки-пенсне часто изготавливались из таких материалов, как рог, древесина, каучук, целлулоид, драгоценные металлы и прочее. Изначально сами проемы для линз имели круглую форму, но в том же XIX в. в моду вошли и пенсне овальной формы.
Для удобства использования и ношения к некоторым моделям прикрепляли шнурок или цепочку. Последняя, кстати, обычно крепилась к одежде, что позволяло избежать потери устройства. И кстати, часто можно встретить вопрос о том, какого рода «пенсне». Согласно словарю, слово имеет средний род.
Монокль и пенсне
Монокль наряду с пенсне вошёл в моду в XIX веке и представлял собой одну линзу в оправе. Монокль изначально имел ручку, но довольно быстро эта деталь ушла, и линзу стали зажимать мышцами лица.
Пенсне в XIX столетии приобрело статус светского аксессуара и являлось символом интеллигентности и просвещённости его обладателя. Пенсне держалось благодаря плотной пружине на переносице. Его носили известные деятели политики и культуры. А своей популярностью в России этот аксессуар обязан царской семье, которая во второй половине XIX века стала постоянно им пользоваться.
В чем смысл рассказа «Пенсне» Михаила Осоргина
Михаил Осоргин в своем рассказе «Пенсне» показал нам, что каждая вещь имеет свою личную жизнь. Иногда они выходят «погулять», а затем возвращаются. Могут предметы и прятаться от нас, поэтому-то мы нередко и находим их в самых необычных местах. Такая же история случилась и в самом рассказе «Пенсне». Но если ли у этого произведения смысл? Что хотел донести до нас автор? Давайте разбираться!
Краткое содержание рассказа «Пенсне»
Рассказчик спокойно сидит в кресле и читает. Помогает ему в этом любимое пенсне, с которым он почти не расстается. Но вот незадача — оно неожиданно падает и закатывается куда-то под кресло. Удивительно то, что рассказчик четко слышал звук падения, но найти пенсне не смог. Даже прислуга во время уборки не заметила пенсне. Оно будто бы пропало.
Мужчина уже забыл о своем «друге», поэтому купил новое пенсне. Оно не было таким же удобным, как старое, но выбора не было. И вот однажды оно находится. Причем, в очевидном месте, которое проверял абсолютно каждый. Тогда мужчина делает вывод, что пенсне ходило «погулять», а сейчас вернулось.
Тогда он ставит его к стене и велит никому его не трогать, в знак наказания. Вот только пенсне не выдерживает такого наказания и в тот же день, когда рассказчик чихнул, упало и разбилось. Интересно, что в это время мужчина тянулся за рукописями, для чтения которых ему потребовалось бы пенсне. Видимо, предмет не выдержало бы снова работать на благо обидевшего его человека.
Смысл рассказа «Пенсне»
Смысл произведения, хоть и достаточно размыт, четко прослеживается в произведении. Автор хотел оказать нам, что все окружающие нас предметы имеют самую настоящую душу, поэтому не стоит их обижаться или же самим обижаться на них. Дело в том, что иногда им тоже нужно отдохнуть от нас, людей. Поэтому они «случайно» пропадают так, что никто не может их найти. А потом оказывается, что предмет лежал на видном месте. Так он «возвращается» домой и пытается показать, что всегда был рядом.
А если мы начинаем обижаться на то, что используем ежедневно, то такая вещь может перестать служить на благо владельца. Она разобьется, упадет, пропадет, достанется другому, да и что угодно. Но не будет уважающая себя вещь терпеть оскорбления. Поэтому к каждому предмету нужно относиться с уважением. Он не будет терпеть.
Также в рассказе показывается, что давно полюбившемуся предмету очень сложно найти хорошую замену. Новое пенсне рассказчика ему жутко не нравилось. Оно было не удобным, да и вообще не таким прекрасным, как старое. В этот момент он, пожалуй, и понял, что ему жутко не хватает того старенького пенсне. Оно приносило ему только комфорт. В такие моменты мы и задумываемся над истинной ценностью любимых вещей и предметов. Такое, наверняка, происходило и с вами!
Обратите внимание на то, что песне имело виноватый вид. После своего исчезновения оно вернулось немного «побитым жизнью». Дело в том, что предметы, когда пропадают, понимают свою вину. Но ничего поделать с этим они не могут, ведь жажда некой свободы иногда способна затмить сознание. Итак, вдоволь нагулявшись, они возвращаются и надеются на прощение от своих владельцев. Но наш герой достаточно жестоко обошелся с любимым пенсне, поэтому наказал его. Поэтому оно и прыгнуло на пол, чтобы разбиться — не перенесло душевной травмы. Все, как у людей.
А вот верить в жизнь наших домашних предметов или нет — дело каждого читателя. Михаил Осоргин рассказал нам чудесную историю, которая всеми силами пытается показать, что да, это возможно. Поэтому стоит запомнить, что нужно бережно относиться к нашим вещам, ведь они все помнят. И в один момент какой-то обиженный предмет сможет просто покинуть нашу жизнь, даже если его многое связывает с владельцем.
Значение слова «пенсне»
ПЕНСНЕ́, нескл., ср. Очки без заушных дужек, держащиеся при помощи зажимающей переносицу пружины. Единственный физический изъян его была близорукость, которую он сам развил себе очками, и теперь уже не мог ходить без пенсне. Л. Толстой, Дьявол. [Старик] извлек из кармана гимнастерки старомодное пенсне, посадил его на нос. Б. Полевой, Золото.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
пенсне́
1. оптический прибор, очки без заушных дужек, держащиеся с помощью пружинки, защемляющей переносицу ◆ Вошёл хирург, высокий, моложавый, рыжий, в белой шапочке, снял пенсне, молча наклонился над раной. Ю. О. Домбровский, «Леди Макбет», 1970 г. (цитата из НКРЯ) ◆ А то что же это? Пенсне треснуло… весь в рванине… Какой же он может быть переводчик у иностранца! Булгаков, «Мастер и Маргарита», 1929–1940 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова плевел (существительное):
1750,История пенсне
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 декабря 2018; проверки требуют 6 правок.
Пенсне (из фр. pince-nez от pincer — защемить и nez — нос) — очки без заушных дужек, держащиеся на носу посредством зажимающей переносицу пружины.
История
Русский писатель Антон Чехов — один из известных любителей пенсне
Появление
Пенсне как оптический прибор для коррекции зрения появился в XVI веке. Первоначально его стекла закреплялись на медной или железной пружине, позже, чтобы не травмировать металлом кожу носа, под него начали крепиться кожаные прокладки. Пенсне получили широкое распространение с XVII века.
Развитие
Очковые линзы в пенсне удерживались переносицей с помощью креплений и носовых упоров, которые могли быть либо гибкими, либо неподвижными. Приблизительно со второй половины XIX века, во многом благодаря применению в изготовлении пенсне новых материалов, стало возможным создание моделей, бывших одновременно и легкими и прочно сидевшими на носу, что дало новый толчок бурному распространению пенсне как повсеместному оптическому аксессуару. Металл в пенсне часто оказывался заменен другими материалами, такими как рог, целлулоид, каучук и др. Также распространились пенсне, называемые китайскими или японскими, переносица которых изготавливались из черепахового панциря.
Первоначально световые проемы пенсне были круглыми, а с 1841 году на рынке оптических приборов появились также и овальные модели. Очень часто к оправе пенсне было приделано небольшое колечко для возможности брать прибор руками. Постепенно через данное колечко к пенсне начали прикреплять цепочку или шнурок. Цепочка могла использоваться для крепления пенсне за ухом, а шнурок мог быть приколот к одежде, чтобы пенсне, сорвавшееся с переносицы, не падало на пол. Шнурок также мог использоваться как элегантный аксессуар одежды. Особенности конструкции придавали возможности использования пенсне в качестве средства коммуникации. Как правило, носители пенсне могли осуществлять умышленный сброс его с переносицы, как проявление неудовольствия происходящим.
Использование в светской среде
Первым документальным свидетельством использования пенсне царственными особами Российской империи стали фотографии 1860-х гг. великого князя Константина Николаевича, сфотографированного в пенсне. Впоследствии и другие князья и княгини России стали публично носить пенсне. В 1906 году в Люксембурге появилась почтовая марка, на которой был изображён великий герцог Вильгельм IV в пенсне, что сделало пенсне аксессуаром светской жизни в Европе.
Пенсне пользовались одинаковой популярностью как у мужчин, так и у женщин, и являлись символом интеллигентности их носителя. Имеется мнение, что пенсне были более популярным и используемым оптическим аксессуаром в период с конца XIX — до начала XX века, чем современные очки с заушниками, которые вошли в активное употребление с 1920-х гг. В 1910-е гг. в моду вошли безободковые модели пенсне. В 1917 году в одном оптическом журнале было написано: «Для нас, оптиков, пенсне является постоянным источником дохода. Чаще всего ремонт пенсне связан с заменой линз и пружинок».
Выход из употребления
Пенсне, так же, как, например, лорнет и монокль, имели распространение до окончания Второй мировой войны, после чего уступили место современным очкам.
«Пенсне»
Что вещи живут своей особой жизнью — кто же сомневается? Часы шагают, хворают, кашляют, печка мыслит, запечатанное письмо подмигивает и рисуется, раздвинутые ножницы кричат, кресло сидит, с точностью копируя старого толстого дядю, книги дышат, ораторствуют, перекликаются на полках. Шляпа, висящая на гвозде, непременно передразнивает своего владельца,- но лицо у нее свое, забулдыжно-актерское. У висящего пальто всегда жалкая душонка и легкая нетрезвость. Что-то паразитическое чувствуется в кольце и особенно в серьгах,- и к ним с заметным презрением относятся вещи-труженики: демократический стакан, реакционная стеариновая свечка, интеллигент-термометр, неудачник из мещан — носовой платок, вечно юная и суетливая сплетница — почтовая марка.
Отрицать, что чайник, этот добродушный комик,- живое существо, может только совершенно нечуткий человек; именно чайник, так как кофейник, например, живет жизнью менее индивидуальной и заметной.
Но особенно меня всегда занимала одна любопытная черточка в жизни вещей — не всех, а некоторых. Это — страсть к путешествиям. Таковы: коробка спичек, карандаш, мундштук, гребенка, шейная запонка, еще некоторые. Много лет внимательно и любовно изучая их жизнь, я сначала предположил, а впоследствии убедился, это эти вещи время от времени уходят гулять — на минуту, на час, иногда на очень долгий срок. Есть случаи исторические (семисвечник, голубой бриллиант, исторический труд Тита Ливия и пр.), но в таких исчезновениях отчасти замешана человеческая воля, случай, злой умысел; на примере мелких вещиц легче установить полнейшую самостоятельность поступков.
Обычно такие исчезновения мы объясняем то своей рассеянностью, то чужой неаккуратностью, а нередко и кражей. Раньше я и сам так думал, и, не приди мне в голову понаблюдать жизнь вещей без предвзятого представления об их пассивности и «неодушевленности»,- я бы и посейчас думал так элементарно.
Ясно, что сам попасть он в нее не мог,- но не менее ясно, что вы его туда не положили, не могли положить.
Обычно мимо таких фактов проходят, не придавая им значения. Напрасно! Вглядывайтесь внимательнее, и вам откроется целый новый мир вещей, живущих параллельно той жизни, которую мы для них выдумали.
Я помню поразительный случай с моим пенсне: простое пенсне, без оправы — два стекла и легкая дужка.
Сидя в кресле у стены, я читал; на новой главе хотел протереть стекла, вынул платок, и вдруг — пенсне исчезло. Опытный в этих делах, я обыскал не только все карманы, складки одежды, щели в кресле, маленький столик рядом, листы книжки — все решительно. Пенсне не было нигде; не быть и раньше не могло, так как я очень дальнозорок и мелкой печати без стекол не разбираю.
Не подумайте, что пенсне мое оказалось на носу; в таких случаях я прежде всего ощупываю переносицу; на ней были две свежие ямки — и ничего больше. Я отодвинул кресло, осмотрел на нем все кисточки и пуговки, о которых Козьма Прутков сказал, что они выдуманы самым глупым на свете человеком,- и все бесплодно.
Это было настолько чудовищно и нелепо, что я разделся, встряхнул одежду, сам подмел паркет от стены до самой середины комнаты. Усомнившись в себе, я обыскал письменный стол в соседней комнате, заглянул на вешалку, стыдливо пробежал глазом по ванной — все было напрасно.
Тогда я вспомнил, что ясно слышал звук падения пенсне; я еще порадовался, что — судя по звуку — оно не разбилось. И вот я снова ползаю по полу, смотрю сбоку, смотрю снизу, смотрю сверху, топаю ногами — чтобы хоть раздавить его, проклятое, и наконец успокаиваюсь. Ни-ка-ких!
Так и исчезло — как провалилось. Но в паркете не было ни единой щелочки.
Прошла неделя или больше. Про этот случай я не забыл и много раз о нем рассказывал, показывая и место происшествия. Как обычно, скептики смеялись, практики перещупывали кресло и осматривали пол, прислуга перетерла тряпочкой все предметы, вымела все пылинки и даже вымыла черную лестницу (до следующего этажа). Вся квартира обновилась, посвежела — но пенсне не было.
Один мой знакомый, заинтересовавшись случаем, хотел дойти до разгадки индуктивным способом. Он записал номер пенсне, начертил план комнаты, отметив расставленную мебель, спросил, нет ли у меня в квартире обезьяны, кошки или сороки, где я провел вечер накануне,- и целый день мыслил, пользуясь главным образом, методом исключения. К вечеру, недоверчиво и недружелюбно подав мне руку, он ушел. Жена его рассказывала потом, что он стонал всю ночь. Раньше это был спокойный человек, умеренных политических убеждений, знаток испанской литературы.
И вот сидел я однажды в том же кресле у той же стены, лишь с другой книжкой, по обыкновению отчеркивая карандашом наиболее умные и наиболее глупые места. На носу у меня было уже другое пенсне, новенькое, тугое, раздражающее. И вдруг — раз! — и падает карандаш. Перепуганный (не шутя! тут любопытнейшее психическое переживание!), я бросаюсь вдогонку. Мне почему-то представилось, что и карандаш должен бесследно исчезнуть. Но он лежал спокойно у стены, и… рядом с ним, смирненько, плотно прижавшись стоймя к стене, блеснули два стекла с тоненькой дужкой.
Вы можете, конечно, смеяться и утверждать, что я слеп (это неправда! я дальнозорок, но вижу отлично), что слепы все мои знакомые, слепа прислуга, ежедневно подметавшая каждый вершок пола, что это просто курьезный случай и прочее. Реалистически мыслящий человек имеет на все готовый ответ. Но нужно было видеть физиономию моего пенсне, вернувшегося из дальней прогулки, чтобы понять, что это — не случай и не недоглядка.
Еще поблескивая мутными, запыленными стеклами, жалкое, виноватое, словно вдавленное в стенку, оно являло картину такого рабского смирения, такой трусости, точно не оно — наездник моего носа, точно не я без него, а оно без меня не может существовать.
Где оно шлялось? Что оно перевидало (конечно, в преувеличенном виде!)? И чем объяснить такую странную привязанность вещей к человеку, заставляющую их возвращаться, хотя бы им удалось так ловко обмануть его бдительность?
На все эти вопросы ответить трудно. Но что пенсне мое гуляло, и гуляло долго, до изнеможения, до пресыщения и страшной душевной усталости,- в этом я, свидетель его возвращения, сомневаться не могу.
Я сильно наказал гуляку. Я заставил его простоять у стены еще несколько часов, показал его прислуге, знакомым, от которых, впрочем, не услыхал ничего, кроме плоских рационалистических рассуждений о том, как оно «странно упало». Действительно, странно! Почему-то с людьми этого никогда не случается!
Мой знакомый, знаток испанской литературы, несколько позже довел до моего сведения, что в цепи его логических рассуждений была допущена ошибка: он искал пенсне, как предмет плоский (?!), лишь в двух измерениях, между тем как оказалось оно именно в третьем. По-моему, это — чепуха.
Между прочим, кончило это пенсне трагически. В тот же вечер, сняв с верхней полки пыльную папку рукописей, я чихнул; пенсне упало плашмя на пол и разбилось в мельчайшие осколки.
Пусть это будет случайностью — мне так легче думать. Я был глубоко огорчен, если бы были объективные данные считать этот «случай» самоубийством. И что могло побудить эту в сущности своей кристальную душу на роковой шаг? Прогулка по свету? Преувеличенный на одну диоптрию взгляд на мир? Или тот публичный позор, которым я обставил возвращение моих загулявших стеклышек?
Мне жаль бедняжку! Мы долго жили дружно и вместе прочли много добрых и глупых книг, в которых людям приписываются и страсти, и разум, и сознательность поступков, а вещам отказывается в праве на малейшее волеизъявление, на мельчайшее проявление индивидуальности.
Михаил Андреевич Осоргин — Пенсне, читать текст
См. также Осоргин Михаил Андреевич — Проза (рассказы, поэмы, романы …) :
ПЕШКА
Гражданина Убывалова выслушали, выстукали, просветили два врача и один…
Пирог с адамовой головою
14 сентября 1842 года пламя пожирало город Пермь на Каме. По молодости…
Примечания
Эта страница в последний раз была отредактирована 28 мая 2019 в 13:41.