Что такое пентатоника на гитаре
Как играть пентатонику на электрогитаре
Изучаем универсальный инструмент каждого гитариста.
Для того, чтобы выдавать мощные соляки и хорошо импровизировать необязательно знать много теории. В основе многих соло известных гитаристов лежит пентатоника — послушайте партии Закка Уайлда, Эрика Клэптона, Ангуса Янга и, особенно, Кирка Хэмметта, чтобы понять, о чём речь. В этом нет ничего удивительного: пентатоника универсальна, подходит под любую гамму и любой стиль музыки. Из этого материала вы узнаете, что такое пентатоника и как играть пентатонику на гитаре, а также изучите несколько полезных упражнений на освоение этого звукоряда.
Пентатоника — минорная или мажорная гамма из пяти нот (см. Гаммы для фортепиано и клавишных: 16 основных видов). Все звуки в такой гамме располагаются по чистым квинтам или квартам (см. Интервалы в музыке: 25 основных видов на каждый день) и движутся вверх или вниз. Например, в До мажоре пентатоника состоит из звуков До, Соль, Ре, Ля, Ми. Внутри пентатоники не существует полутонов, что делает ее ангемитоновым (бесполутоновым) звукорядом.
Как играть пентатонику на гитаре
Пентатоника — это основа 90% соло-партий в музыке разных стилей. Освоение этого звукоряда позволяет без проблем импровизировать или играть соло в любом стиле. Соло-партии не отличаются нотным разнообразием, но благодаря активному использованию легато, слайдов, бендов и различных звуковых эффектов, пентатонические соло обладают определенным шармом.
1 1. Базис
Для начала рассмотрим пентатонику в Ля миноре, состоящую из звуков Ля, До, Ре, Ми и Соль. Пентатоника состоит из пяти нот (отсюда и слово «пента» в названии), а в рамках одного бокса ноты играются как минимум дважды.
2 2. Растяжка пальцев
Для исполнения этого упражнения понадобится хорошая растяжка пальцев. Избегайте ситуаций, когда пальцы мешают друг другу при игре. Если использовать второй (средний) палец для прижатия струны вам неудобно, замените его на третий (безымянный).
3 3. Смещение рук при игре
Упражнение на смещение рук во время игры. Переход должен быть максимально плавным.
4 4. Позиционирование на грифе
Это упражнение направлено на освоение позиционирования на грифе во время игры пентатоники. Сыграйте три первые ноты при помощи хаммера, а затем продолжайте движение руки вверх — так вы придете в нужную позицию.
5 5. Обыгрывание нот
Обратите внимание, что в этом примере пентатоника в Ля миноре обыгрывается в рамках только одного бокса. Подобные паттерны отлично подходят для импровизации в классическом роке или блюз-роке.
6 6. Обыгрывание со смещением
Усложненная версия предыдущего примера, которая поможет отработать точность перемещения рук и пальцев по грифу. Здесь мы обыгрываем пентатонику в рамках двух боксов, а не одного. Похожая форма смещения рук может быть использована при отработке любых других пентатонических упражнений.
7 7. Три бокса, три октавы
В отличие от предыдущих примеров, начинающихся с пятой струны, в этом упражнении отправной точкой служит шестая струна. Пример охватывает три октавы — игра происходит в рамках трех разных боксов. Более сложная структура примера достигается за счет скачков через струну и не всегда удобной последовательности нот.
8 8. Пентатоника и технические приемы
Отличный пример того, как можно обыграть пентатонику в блюз-роке. Особое внимание уделите техническим приемам: во время слайдов происходит перемещение руки в следующий бокс, в то время как бенды должны придавать саунду больше певучести (тот самый шарм пентатоники).
9 9. Пентатоника по всему грифу
Этот пример подводит итоги изученного и задействует все приемы из предыдущих упражнений. Партия базируется на паттерне из пяти нот по всей длине грифа и охватывает сразу четыре октавы в рамках пентатоники Ля минор. Играйте упражнение медленно, а затем постепенно повышайте темп.
10 10. Пентатоника в блюзе
Блюзовый пример того, как играть пентатонику на электрогитаре в блюзе. Для исполнения упражнения лучше использовать только первый и третий пальцы — это обеспечит лучшее ориентирование на грифе. Слайды в этом примере помогают быстрее и легче менять положение руки во время игры.
11 11. Пентатоника в роке
Этот пример использует блюзовый паттерн из четырех нот, при этом пентатоника играется через струну. Извлекайте ноты не только медиатором, но и с помощью хаммеров.
Пример отлично подходит для обыгрывания музыкальных зарисовок по всей длине грифа, поэтому после разучивания переходите к игре в разных тональностях.
12 12. Пентатоника в метале
В тяжелой музыке пентатоника обычно использует постоянное повторение одних и тех же нот в более высоком темпе. Этот пример основан на простой фразе из шести нот. Не гонитесь за скоростью — сначала отработайте пример медленно и только затем набирайте скорость.
Пентатоника на гитаре. Как играть мажорную и минорную пентатонику в 5 позициях
Пентатоника – это гамма из 5 нот. Она наиболее благозвучна для человеческого уха и поэтому лежит в основе мелодий большей части современной музыки. Благозвучие объясняется тем, что интервалы в этом звукоряде составляют чистую кварту или квинту.
Зная пентатонические гаммы, вы сможете легко подбирать мелодии, сочинять красивые гитарные соло и импровизировать.
Что такое пентатоника? Необходимая теория
Как строится пентатоника
Каждая гамма состоит из нот. Ноты гаммы называются ступенями и обозначаются римскими цифрами.
Например, До-мажор (C) включает в себя следующие ноты:
до (I), ре (II), ми (III), фа (IV), соль (V), ля (VI), си (VII).
В Ля-минор входят те же ноты
ля (I), си (II), до (III), ре (IV), ми (V), фа (VI), соль (VII).
Чтобы построить пентатонический звукоряд, нужно убрать из гаммы две ноты. Для мажорной – IV и VII ступени. Для минорной – II и VI ступени.
Таким образом, в обеих гаммах остается по 5 нот: до, ре, ми, соль, ля. Это и есть пентатоника.
Для чего нужна пентатоника
Как играть пентатонику
Пентатоника играется боксами.
Бокс – это несколько ладов на грифе гитары, где гамма может быть сыграна в одной позиции. Для эстрадной гитары применяются 5 боксов, которые соответствуют форме аккордов C, A, G, E, D (Система CAGED).
Переходим к практике
Боксы пентатоники
Как уже говорилось выше, есть 5 боксов (аппликатур). Они подходят и для минора, и для мажора. Разница только в расположении ступеней. Например, 1 бокс минора является 5 для мажора. Аппликатуры боксов и их нумерация представлены ниже.
Минорные пентатоники
Для минорных тональностей боксы нумеруются следующим образом:
Боксы минорной пентатоники
Мажорные пентатоники
Для мажорных тональностей нумерация производится следующим образом:
Боксы мажорной пентатоники
Нумерация боксов в мажоре и миноре соответствует ступеням, от которых строятся аппликатуры. Далее вы убедитесь в этом сами.
Теперь от теории перейдем к практике.
Сначала вы должны запомнить позицию для каждого бокса и расположение тоник. Так вы сможете построить любую гамму.
В качестве примера разберем тональности Ля-минор (Am) и До-мажор (C).
V позиция (от тоники минорного аккорда, I ступени)
Аппликатура выглядит следующим образом.
Аппликатура пентатоники ля-минор в 5 позиции
Кружок другого цвета обозначает, где расположена тоника.
Первая аппликатура строится от тоники (нота Ля).
На примере этой аппликатуры объясним принцип обыгрывания фрагмента в пентатонике. Поставьте руку в V позицию. Сыграйте Ля на 6 струне. Затем сыграйте До на этой же струне. Саму струну прижмите мизинцем.
Ноты на следующих 3 струнах зажимаются поочередно указательным и безымянным пальцами. Последние 4 ноты снова зажимаются указательным пальцем и мизинцем.
Если сыграв бокс, вы планируете сменить позицию, то последнюю ноту лучше зажимать указательным пальцем.
VII позиция (от bIII ступени)
В этой позиции гамма начинается с III ступени (До).
Аппликатура пентатоники ля-минор в 7 позиции
IX позиция (от IV ступени)
В системе CAGED эта аппликатура соответствует форме аккорда Dm. Она строится от IV ступени (Ре).
Аппликатура пентатоники ля-минор в 9 позиции
XII позиция (от V ступени)
Аппликатура в этой позиции построена от V ступени (Ми). Обратите внимание этот же фрагмент можно сыграть в открытой позиции на первых 3 ладах. Самостоятельно найдите I ступень для аппликатуры с открытыми струнами.
Аппликатура пентатоники ля-минор в 12 позиции
II позиция (от VII ступени)
Гамма строится от последней ступени (Соль).
Аппликатура пентатоники ля-минор во 2 позиции
Теперь вам нужно таким же образом поработать с мажорным звукорядом.
VIII позиция (от тоники мажорного созвучия, I ступени)
Аппликатура выглядит следующим образом.
Аппликатура пентатоники до-мажор в 8 позиции
Кружок другого цвета обозначает, где расположена тоника.
Гамма в этой позиции строится от тоники (нота До).
X позиция (от II ступени)
В системе CAGED эта аппликатура соответствует форме аккорда D.
Аппликатура пентатоники до-мажор в 10 позиции
XII позиция (от III ступени)
Эту же аппликатуру можно сыграть с открытыми струнами в форме аккорда До-мажор. Ноты I ступени для открытой позиции найдите самостоятельно.
Аппликатура пентатоники до-мажор в 12 позиции
III позиция (от V ступени)
4 бокс строится от ноты Соль.
Аппликатура пентатоники до-мажор в 3 позиции
V позиция (от VI ступени)
Аппликатура в пятой позиции строится от ноты VI ступени (Ля).
Аппликатура пентатоники до-мажор в 5 позиции
Как объединять боксы пентатоники
В классическом боксе пентатоники каждая струна играется дважды. При объединении боксов эта закономерность не сохраняется.
На практике гитаристы редко играют весь бокс целиком. Для художественных целей музыканты соединяют вместе части нескольких разных фрагментов. Сделать это легко, потому что один бокс плавно переходит в другой. Посмотрите на рисунок ниже. На нем изображены 2 аппликатуры Ля-минора. Синими кружками обведены боксы, а красными – общие ноты.
Два бокса в одной аппликатуре
На табулатуре показан простейший пример объединения 3 боксов одной минорной гаммы. Переходы между боксами осуществляются с помощью легато и глиссандо.
Переходы между боксами пентатоники
Как играть пентатонику. Упражнения
Базис
Первое упражнение – сыграть боксы пентатоники для каждой тональности. Это упражнение надо выполнять регулярно, пока вы не выучите все аппликатуры наизусть. Работайте всегда одновременно с мажором и минором.
На табулатурах изображены все боксы тональностей Ре-минор и Ре-мажор.
Боксы тональности Ре-мажор
Боксы тональности Ре-минор
Растяжка пальцев
Второе и третье упражнения направлены на тренировку ваших пальцев и растяжку. Так сложилось, что в «реальной жизни» бокс пентатоники почти никогда не играется целиком. Гитарист играет короткую фразу из одного бокса, объединяет ее с фразой из другого и т.д.
Для этого нужно тренировать растяжку пальцев и уметь плавно перемещать руку по грифу.
Сыграйте следующую фразу, не меняя позицию руки. Используйте легато.
Тональность — Ля-минор (Am).
Растяжка пальцев
Смещение рук при игре
Сыграйте фразу, плавно двигаясь вверх и вниз по грифу. Играйте под метроном. Используйте приемы легато и глиссандо.
Тональность — Ми-минор (Em).
Смещение рук при игре
Позиционирование на грифе
Четвертое упражнение направлено на отработку смены позиции левой руки. Перед вами звукоряд из 5 нот. Первые 3 вы играете в 7 позиции с помощью легато. Используйте прием hammer on. Затем перемещаете руку в 12 позицию и играете оставшуюся часть лика. Добавьте вибрато в конце. Так фраза будет звучать сочнее.
Тональность – Ми-минор (Em).
Позиционирование на грифе
Обыгрывание нот
Следующие 2 упражнения направлены на обыгрывание боксов пентатоники. Тональность фраз — Си-минор (Bm).
В 5 упражнении вы играете в одной позиции.
Обыгрывание нот
Обыгрывание со смещением
В 6 упражнении вы соединяете 2 бокса.
Попробуйте составить собственную вариацию этого упражнения.
Обыгрывание нот со смещением
Три бокса, три октавы
Упражнение 7 является усложненной версией предыдущих двух. Во-первых, здесь используется 3 бокса пентатоники. Во-вторых, в некоторых частях этой музыкальной фразы вы должны будете играть через струну.
Тональность — Ля-минор (Am).
Три бокса, три октавы
Пентатоника и технические приемы
В этом упражнении при игре музыкальных фраз вы должны использовать технические приемы:
Пентатоника по всему грифу
В этом упражнении вы должны сыграть гамму Ля-минор (Am) по всему грифу. Сначала просто сыграйте восьмыми. Затем самостоятельно добавьте технические приемы и измените длительности.
Как играть пентатонику в разных стилях музыки
Пентатоническая гамма одинакова для всех музыкальных стилей. Но обыгрывает ее каждый музыкант по-разному. Ниже вы найдете примеры применения этого звукоряда в 4 популярных жанрах гитарной музыки:
В блюзе
Весь блюз построен на гаммах из 5 нот. Ниже табулатура блюзового лика в тональности ре-минор (Dm). Обратите внимание на использованные технические приемы.
Блюзовая пентатоника
В джазе
Джаз считается сложным музыкальным жанром с ломаными размерами и нестандартными ладами. Но джазмены тоже используют пентатонику. Неотъемлемой частью любого джазового концерта является импровизация. В этот момент музыканты по очереди обыгрывают гармонию. Джазовые гитаристы часто в своих соло применяют пентатонику для создания красивых фраз.
Фраза, приведенная на табулатуре ниже, называется ломаной. Попробуйте сыграть ее только 1 и 3 пальцами.
Джазовая пентатоника
В классическом роке
Рок – это изначально утяжеленная версия блюза. Поэтому неудивительно, что классические роковые произведения сыграны в пентатонической гамме. Помимо сольных партий этот звукоряд использовался в риффах.
На табулатуре изображен рифф в Ми-миноре (Em). Сыграйте его в других тональностях и аппликатурах.
Пентатоника в классическом роке
В металле
В хэви-метале и других родственных стилях пентатоника обычно играется триолями или секстолями. Этот прием позволяет достичь музыкантам характерного для жанра «галопирующего» звука.
Известным любителем пентатонической гаммы в гитарных партиях является Кирк Хэммет из группы Metallica.
Ниже табулатура в стиле этого музыканта в тональности Ми-минор (Em).
Пентатоника в метале
Запомним пентатоники и научимся играть воспользовавшись ими соло на гитаре
Намеренно забегая вперёд, скажу: Запомните аппликатуры пентатоник и ваши пальцы будут сами играть импровизированное соло на любую песню, не попадая на ноты не в тему.
Что такое пентатоника?
Рассмотрим минорные и мажорные пентатоники.
В минорных пентатониках звуки идут через 3, 2, 2, 3, 2 лада. В мажорных через 2, 2, 3, 2, 3 лада относительно предыдущего. Напомню: каждый лад это полутон.
Играть все ноты на одной струне не очень удобно, лучше играть на нескольких струнах на четырёх, пяти ладах. Каждый палец руки прижимает струну на своём ладу.
В нашем случае это будет: 5-я струна 3 и 5 лад, 4-я струна 2 и 5 лад, 3-я струна 2 и 5 лад.
Так можно играть пентатонику с любой ноты соответствующей тонике на грифе гитары.
Начнём с мажорных пентатоник.
Попробовали сыграть? Есть гармония ритма и соло?
Таким образом можно импровизировать, играя ноты на 6-ой струне на 5 и 2-ом ладах, на 5-ой струне на 4 и 2-ом ладах, на 4-ой струне на 4 и 2-ом ладах, на 3-ей струне на 4 и 2-ом ладах, на 2-ой струне на 5 и 2-ом ладах, на 1-ой струне на 5 и 2-ом ладах.
Играйте и старайтесь, чтобы и голова, и пальцы запомнили аппликатуру пентатоники.
Также для выбранной «Ля» на 5-ом ладу на 6-ой струне подходит и эта пентатоника.
Играйте её поверх музыки в тональности «Ля мажор» и старайтесь запомнить.
Пентатоника, которую можно играть от «Ля» на 7-ом ладу на 4-ой струне.
Играйте её и старайтесь запомнить.
Пентатоники, которые можно играть от «Ля» на 12-ом ладу на 5-ой струне.
Играйте сначала одну, потом вторую гамму, стараясь запомнить их.
Обратите внимание на то что в каждой аппликатуре тоника встречается в нескольких местах. Зная 5 мажорных пентатоник и расположение нот на грифе, мы можем сыграть соло для музыки в мажорной тональности от любой ноты «Ля» на нём.
Что касается других нот, то с ними дело обстоит также.
Играйте от тоники поверх ритма каждую пентатонику по очереди, стараясь запомнить расположение звуков в них.
Пентатоника, которую можно играть
от «Ми» на 6-ой струне на 12-ом ладу,
от «Ми» на 1-ой струне на 12-ом ладу, а также
от «Ми» на 3-ей струне на 9-ом ладу:
Пентатоника, которую можно играть
от «Ми» на 6-ой струне на 12-ом ладу,
от «Ми» на 1-ой струне на 12-ом ладу, а также
от «Ми» на на 4-ой струне на 14-ом ладу.
Пентатоника, которую можно играть
от «Ми» на 4-ой струне на 2-ом ладу, а также
от «Ми» на на 2-ой струне на 5-ом ладу.
Пентатоника, которую можно играть
от «Ми» на 5-ой струне на 7-ом ладу, а также
от «Ми» на на 2-ой струне на 5-ом ладу (играть от этой ноты можно также предыдущую пентатонику).
Попробуйте играть две эти пентатоники от «Ми» на на 2-ой струне на 5-ом ладу. Получится большая аппликатура из звуков 2-х пентатоник.
Пентатоника, которую можно играть
от «Ми» на 5-ой струне на 7-ом ладу (играть от этой ноты можно также предыдущую пентатонику), а также
от «Ми» на на 3-ей струне на 9-ом ладу (играть от этой ноты можно также пентатонику, рассмотренную в этом пункте урока первой).
Играйте две эти пентатоники вместе.