Что такое передовая научно технологическая сфера
На основании имеющихся у вас знаний попробуйте объяснить, какое содержание вкладывается в термины «передовая научно-технологичес
Потому что, если есть потенциал т.е уже начальный этап, то его будут улучшать, делать безопаснее и не будут прибегать к помощи других стран.
адиантум венерин волос
«В лицах своих богов человек рисует свой собственный портрет» сказал Фридрих Шиллер.
Немецкий поэт говорит о том, что человек, по сути, создает богов по своему образу и подобию, а не бог создает людей по своему.
Соответственно, Фридрих Шиллер поднимает такую проблему – действительно ли человек продуцирует себя на созданного им бога. Мы можем не рассматривать «бога» в прямом смысле, если нам это не нравится. Под «богом» можно также понять идеал человека.
Спорить с мнением автора трудно, и легче занимать положение агностика в данном споре. Атеисты скажут, что Шиллер безусловно прав, а верующие будут протестовать против таких идей. Этот спор бесконечен, потому что и атеисты, и верующие равно далеки от правды, которая пока никому не известна.
Но если от верований мы перейдем к реальной жизни, то легко заметить, что человек вообще не привык отходить от «я»-концепции, и всегда все продуцирует свой образ мышления, поведения на окружающих. Идеал создается точно также. Идеал во многом похож на того, кто его создал; обязательно можно найти что-то общее.
Поэтому, в транскрипции «идеала» мысль Фридриха Шиллера имеет право на существование. Человек и правда очень эгоистичное существо, которое ставит себя в центр Вселенной.
Объясните понятия «Передовая научно-технологическая сфера», «научно-технический потенциал», » технологическая независимость»
Есть несколько вариантов:
Грецкие орехи самые полезные из всех орехов, так как там содержится больше всего антиоксидантов. Регулярное употребление грецких орехов способствует развитию ребенка и предотвращает диабет и анемию.
Благодаря тому, что в грецких орехах много клетчатки и белка, они помогают работе кишечника, Омега 3 предотвращает сердечные заболевания, и поэтому является одним из самых полезных продуктов в мире.
Морепродукты содержат множество полезных веществ для организма, и поэтому являются одним из самых полезных продуктов в мире. На 80% морепродукты состоян из воды, белков, минералов и витаминов.
В морепродуктах много фосфора, кальция, калия, натрия, йода и витаминов B1, B2, B3 и B12. Гликемический индекс (влияние на глюкозу в сахаре) морепдоруктов нулевой, поэтому от них невозможно набрать вес.
Этот овощ знаменит своими противораковыми свойствами, так как в нем содержится бета-каротин (его там больше, чем в моркови), этот антиоксидант борется с образованием раковых опухолей, в особенности, в легких, во рту и желудке.
В шпинате также много железа и ненасыщенных кислот, что поддерживает кровообращение в организме, предотвращает сердечные заболевания и защищает от давления.
Научно-техническая сфера как основа инновационной деятельности
В современной глобализационной экономике основным стимулом к развитию организации становиться ориентация на инновационную деятельность, как внутреннюю (натуральную), так и межфирменную (товарную). Связано это не только с объективным процессом накопления научного знания и технико-технологическим развитием общества, но и с вполне экономическими факторами такими, как ограниченность расширения рынков сбыта, увеличение долговременности пользования товаром, нехватка ресурсов, снижение совокупного спроса вследствие недоступности потребительского кредита и роста внутреннего долга государств и пр.
Двумя базовыми столпами существования научно-технического прогресса является научный и технико-технологический аспекты общественной деятельности. Причём первичен научный аспект, который исторически привёл к появлению индустриального общества, которое так или иначе, но продолжает существовать, при этом трансформируясь и приобретая черты информационного, инновационного, глобализационного общества. Именно науку следует рассматривать, как главный индикатор будущего изменения производственных сил, экономических, социальных и культурных отношений.
Проблемы научной сферы
Оценивая современное состояние научной сферы не только в нашей стране, но и за рубежом можно сделать о существовании ряда проблемных вопросов:
Наблюдается кризис фундаментальной науки
Связан данный кризис с тем фактом, что из года в год снижается количество ученых, которые занимаются научными исследованиями и разработками. На это, в свою очередь влияет мотивировка, в первую очередь, молодых людей, которые «идут в науку». Только очень малая доля аспирантов, после защиты диссертации и получения степени остаётся в сфере науки и образования. Дополнительным фактором является «старение кадров» или медленное их обновление.
Появление и распространение «лженауки»
В современном обществе лженаука и лженаучное знание, в силу некоторых причин, становиться настолько популярным, что тем самым, теряется авторитет научного знания. Её паразитическое распространение связано, в главном, с отсутствием у рядового человека метода и критериев обработки информации, что продиктовано неумением адекватно обрабатывать данные и формировать собственное знание.
Ограниченность научного метода
Всё в больше степени проявляется ограниченность научного метода, как основного способа подтверждения теорий и гипотез. Рассматривая современное состояние фундаментальной науки и в первую очередь такую её область как естествознание, стоит отметить такую тенденцию: современные гипотезы и теории, хотя бы в физике и космологии, в основе своей неверифицируемы, так как содержат немалую долю чисто философских представлений, не имеющих под собой научной подоплёки.
Халатность в контроле за проведением научных исследований
За последнее время в научном кругу стало появляться огромное количество фактов, которые свидетельствуют о том, что контроль за сферой науки либо снизился, либо перестал осуществляться вовсе. Об этом можно судить исходя из появления как кандидатских, так и докторских диссертаций, которые содержат в себе определенную долю плагиата.
Выше были затронуты основные, на наш взгляд, сдерживающие развитие научного знания факторы. Следует заметить, что часть из них имеет объективный характер, другая же часть полностью субъективна.
Препятствия технико-технологического развития.
Вторым важным базисом для научно-технического прогресса является технико-технологическое развитие. Оценивая его состояние можно выделить также ряд сдерживающих и тормозящих факторов.
Ограниченность ресурсов, в первую очередь, энергоёмких
В современном высокотехнологичном обществе по-прежнему важной проблемой будущего цивилизационного роста становиться проблема ресурсов, и ресурсов именно энергетических. Несмотря на достаточную производственную развитость человечество очень сильно зависит от невозобновимых источников энергии: нефть, уголь, газ. При этом потребность в энергии увеличивается непропорционально имеющимся запасам энергоёмких ресурсов. Таким образом, основной проблемой технико-технологической эволюции является острая потребность баланса имеющихся ресурсов и непосредственного их потребления.
При всё большем распространении техники и технологий, наблюдает увеличение техногенных катастроф
Данный фактор доказывает всё ещё низкий уровень технологической развитости современного общества. Об этом можно говорить исходя из понимания технико-технологической безопасности жизнедеятельности: чем ниже смертность от техногенных катастроф, тем выше эффективность и качество создаваемой техники и технологий.
Увеличение зависимости человека от техники и технологий.
К сожалению, данный фактор становиться тормозом для современного технико- технологического развития. Основная проблема в данном случае заключается чисто в психологическом аспекте: чем больше человек зависит от той или иной технологии, тем меньше он заинтересован её развивать и менять. Это приводит к снижению мотивировки проведения НИОКР в первую очередь на производственных предприятиях.
Исходя из выше написанного, следует сделать очевидный вывод явного кризиса развития современного уровня НТП. При этом мы не учли множество других факторов, как научного, так и экономического, политического и социального свойства. Одним из косвенных доказательств нашего основного тезиса может выступать развитие инноватики и инновационных процессов.
Таким образом, главной задачей подрастающего поколения станет поиск устранения тех тормозящих развитие НТП факторов, которые мы описали. К тому же появиться дополнительная проблема: кризис инновационной сферы, которая полностью базируется на результативности научно-технического прогресса.
На основании имеющихся у вас знаний попробуйте объяснить, какое содержание вкладывается в термины «передовая научно-технологическая сфера», «научно-технический потенциал», «т.
Wonder профессор
На основании имеющихся у вас знаний попробуйте объяснить, какое содержание вкладывается в термины «передовая научно-технологическая сфера», «научно-технический потенциал», «технологическая независимость». Почему научно-технический потенциал определяет безопасность и технологическую независимость страны?
dignityIchocolate профессор
Потому что, если есть потенциал т. е уже начальный этап, то его будут улучшать, делать безопаснее и не будут прибегать к помощи других стран.
albu школьник
aleyna школьник
vMp профессор
Montegu ученик
На основании имеющихся у вас знаний попробуйте объяснить какое содержание вкладывается в термины передовая научно-технологическая сфера научно-технический потенциал технологическая независимость почему научно-технический потенциал определяет безопасность и технологическую независимость стран
panterka ученик
shustrij666 зубрила
Академик С. С. Шаталино предпосылках перехода к рынку (из книги «Переход к рынку. Концепция и Программа», вышедшей в 1990 г. ).
1) Максимальная свобода экономического субъекта (предприятия, предпринимателя).
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТУ
1. Какие положения основного текста параграфа совпадают с идеями документа
2. Почему в ряду предпосылок рынка экономическую свободу автор называет первой
3. Как вы думаете, почему рыночная экономика предполагает равноправие всех форм собственности
4. Что, по мысли автора, необходимо сделать для развития конкуренции
5. Объясните, почему нарушение законов рыночного ценообразования ведет к дефициту.
6. В каких сферах рыночные отношения показывают наибольшую эффективность Почему
7. На основе содержания параграфа и других источников информации определите: созданы ли к настоящему времени в России необходимые предпосылки для функционирования рыночной экономики?
Naytove почемучка
2) потому что рынок существовать в условиях монополии не
3)Это предпологает равенство перед законом и развитие конкуренции. Неравноправие уничтожает конкуренцию, а результат Вы видите за окном.
4))Рыночное ценообразование функционирует на базе взаимодействия спроса и предложения. Как правило спрос формирует предложение. Идеальный вариант спрос равен предложению. В случае нарушения возникает дефицит. Если спрос больше чем предложение, то есть хотят купить больше чем производиться, то разница между спросом и предложением будет называться дефицитом. Причины нарушения рыночного равновесия. 1. Монополии. 2. Государство.
1. Монополист полностью завладел рынком данного товара. Монополизировал все ресурсы для производства. Производит сколько хочет, ставит цену какую хочет. Спрос все равно будет. Отсюда дефицит.
Magic почемучка
Вопросы к зачету по курсу «Обществознание» 1 курс, 1 семестр
1. Понятие «общество» в широком и узком смыслах Функции общества.
2. Общество как динамическая саморазвивающаяся система.
3. Подсистемы общества (сферы общественной жизни). Характеристика деятельности людей и отношений между людьми в указанных сферах. Назовите учреждения (организации) принадлежащие к тем или иным сферам общества.
4. Что такое природа? Взаимосвязь общества и природы. Приведите примеры.
5. Общество и культура. Различие в этих понятиях.
6. Типология общества. Классификация типологий общества.
7. Традиционное (доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное (информационное) общества. Дайте сравнительную характеристику указанных обществ.
8. Формационный подход к изучению общества. Авторы данного подхода.
9. Цивилизационный подход к изучению общества. Авторы данного подхода.
10. Что такое глобализация? Причины глобализации. Направления глобализации. Последствия процесса глобализации (позитивные, негативные). Факторы единства современного человечества.
11. Глобальные проблемы человечества. Причины возникновения глобальных проблем. Группы глобальных проблем. Пути (направления) решения глобальных проблем. Социальные прогнозы перспектив человечества.
12. Подходы к решению вопроса о происхождении человека. Биологизаторский, социологизаторский подходы. Основные отличия человека от животного.
13. Социогенез Человек как биосоциальное существо.
14. Мораль как регулятор общественных отношений.
15. Наука, её роль в развитии общества.
16. Религия как форма общественного сознания. Мировые религии.
17. Образование как способ трансляции научного знания.
18.. Научно-технический прогресс, его последствия.
19. Познание. Виды познания. Основные философские направления в области познания.
20. Культура массовая и элитарная.
21. Духовная культура, её основные формы.
22. Образование как способ передачи культурного опыта общества.
Проблемы развития духовной культуры в современной России.
30. Искусство и духовная жизнь
Dober почемучка
1. Общество — группа людей, связанных друг с другом с помощью постоянных отношений, или большая социальная группа с общей географической или социальной территорией, подчиняющаяся единой политической власти и доминирующей культуре.
.
2. Т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. При этом система понимается как комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь, элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании.
.
3. Общество – сложная динамическая саморазвивающаяся система, которая состоит из подсистем (сфер общественной жизни).
Характерные черты (признаки) общества как динамической системы:
динамизм (возможность изменения с течением времени как общества, так и отдельных его элементов).
комплекс взаимодействующих элементов (подсистемы, социальные институты).
самодостаточность (способность системы самостоятельно создавать и воссоздавать условия, необходимые для собственного существования, производить все необходимое для жизни людей).
интеграция (взаимосвязь всех компонентов системы).
самоуправляемость (реагирование на изменения в природной среде и мировом сообществе).
.
4.
Человек, общество и природа взаимосвязаны между собой. Человек одновременно живет на природе и в обществе, является биологическим и общественным существом. В обществознании под природой понимают естественную среду обитания человека. Ее можно назвать биосферой или активной оболочкой Земли, создающей и защищающей жизнь на нашей планете. Она представляет собой систему растений и животных, существующую 4 млрд лет и сумевшую приспособиться к изменениям климата. Природа дает человеку ресурсы для удовлетворения его потребностей, поддержания физических и духовных сил, здоровья. Она играет большую роль в хозяйственной деятельности людей.
сейчас еще допишу
PozitIVN неофит
Примеры как Научно Технический Прогресс может защитить окружающую среду?
XDANCE школьник
boa ученик
Мини сочинение на тему нужно ли приостановить научно технический процесс
EvilFallos почемучка
Нужно ли приостановить технический прогресс? Конечно нет! Ведь как мы познаем нашу Землю и всё, что происходит вокруг неё?
Научно-технический прогресс – это непрерывный и сложный процесс открытия и использования новых знаний и достижений в хозяйственной жизни. В результате научно – технического прогресса происходит развитие и совершенствование всех элементов производительных сил: средств и предметов труда, рабочей силы, технологии, организации и управления производством. Непосредственным результатом научно – технического прогресса являются инновации или нововведения. Это изменения техники и технологии, в которых реализуются научные знания. А без научных знаний не будет и жизни. Именно поэтому не нужно приостанавливать научно-технический прогресс.
PuFistaya хорошист
Русский философ Иван Александрович Ильин (1882—1954) о тоталитарном режиме.
Что же такое тоталитарный режим?
Это есть политический строй, беспредельно расширивший свое вмешательство в жизнь граждан, включивший всю их деятельность в объем своего управления и принудительного регулирования. Слово «тотус» означает по-латыни «весь», «целый». Тоталитарное государство есть всеобъемлющее государство. Оно отправляется от того, что самодеятельность граждан не нужна и вредна, а свобода граждан опасна и нетерпима. Имеется единый властный центр: он призван все знать, все предвидеть, все планировать, все предписывать. Обычное правосознание исходит от предпосылки: все не запрещенное — позволено; тоталитарный режим внушает совсем иное: все непрописанное — запрещено. Обычное государство говорит: у тебя есть сфера частного интереса, ты в ней свободен; тоталитарное государство заявляет: есть только государственный интерес, и ты им связан. Обычное государство разрешает: думай сам, веруй свободно, строй свою внутреннюю жизнь, как хочешь; тоталитарное государство требует: думай предписанное, не веруй совсем, строй свою внутреннюю жизнь по указу. Иными словами: здесь управление — всеобъемлющее; человек всесторонне порабощен; свобода становится преступной и наказуемой.
1. Опираясь на текст и материал параграфа, подумайте, с позиций какого научного подхода – политологического или правоведческого – рассматривается в документе политический режим? Ответ поясните.
2. Как организована власть при тоталитарном режиме?
3. Каковы способы и средства ее осуществления? Аргументируйте ответ.
4. Опираясь на признаки понятия «политический режим», знания о тоталитарном режиме, дополните его характеристику, приведенную в документе.
VanityFair стажер
1)со стороны политика, ибо идёт размышление, не затрагивающие правоведческие аспекты.
2)во главе государства стоит один человек, который всем и заправляет. Тиран стало быть)
3)осуществляется с помощью органов государственного принуждения (полиций, милиция, прокуратура) и системы наказаний и штрафов за неисполнения предписаний.
4)как говорилось выше, у власти Один человек. Хорошо развита система гос. принуждения и система наказаний. Такое государство обычно хорошо развито в экономическом плане, но о свободах и правах граждан не вспоминают. Запрещена свобода слова, вероисповидания. Во внешней политике такая страна, чаще всего, ведёт себя агрессивно по отношению к другим государствам.
Как то так)
Sinxrofazotronka учащийся
Что такое НТИ и как она помогает появлению инноваций в России
Национальная технологическая инициатива (НТИ) — это объединение представителей бизнеса и экспертных сообществ для развития в России перспективных технологических рынков и отраслей, которые могут стать основой мировой экономики в ближайшие 15–20 лет.
Цель этой инициативы — добиться не абстрактного научного-технологического прорыва, а точечно нащупать «пустоты» на глобальном рынке будущего, чтобы их занять. Для этого было важно построить платформу, на которой чиновники, эксперты, ученые и предприниматели смогли бы найти общий язык, чтобы совместными усилиями дать «зеленый свет» перспективным инновациям. Только так, уверены авторы НТИ, у России мог появится шанс не опоздать в глобальном переходе к следующему пакету технологических решений.
Потребность же в таком технологическом переходе стала очевидна для всех стран уже после глобального экономического кризиса 2008–2009 годов. По сути, он обнажил запрос не только на развитие новых рынков, но и на новые, более эффективные технологические решения. В итоге большие технологические инициативы и программы появились в большинстве ведущих индустриально развитых стран мира уже в период с 2009 по 2012 годы. И все они, в том числе российская, были сфокусированы на том, чтобы выстроить диалог между государством, наукой и бизнесом.
Например, в США с 2011 года действует программа «Партнерство в передовом производстве» (Advanced Manufacturing Partnership) — своеобразная площадка для взаимодействия между тремя игроками: университетами, федеральным правительством и промышленностью. В Германии схожие проблемы решает инициатива «Индустрия 4.0». В первую очередь она направлена на интеграцию концепции интернета вещей в национальный производственный сектор, чтобы удержать немецкую промышленность на лидирующих позициях.
Как родилась НТИ
Впервые об НТИ в России заговорили в 2013 году. К тому моменту в стране наметилось отставание по целому ряду важных направлений — от энергетики, робототехники и машиностроения до так называемых аддитивных технологий (процесс соединения материалов для создания объектов на основе данных трехмерных моделей, например, 3D-печать).
После же введения санкций в 2014 году, России и вовсе потребовалось быстро заместить многие компетенции и технологии, доступ к которым оказался заблокирован. Но здесь сразу же возникла глобальная институциональная проблема.
Как отмечают авторы «Белой книги НТИ»: «Исторически [в России] научно-технологический потенциал был сосредоточен в крупных структурах, с бюрократическим механизмом принятия решений и слабо ориентированных на подвижность производства, но сильно зависящих от импорта технологий».
Для решения этой проблемы и потребовался более пластичный инструмент, опирающийся на принципы сетевого взаимодействия и способный объединить большие правительственные структуры, ученых, экспертов и предпринимателей.
Уже весной 2015 года начался первый этап концептуального проектирования НТИ. После интенсивного обсуждения этой инициативы с представителями промышленности, предпринимателями, журналистами, студентами и аспирантами, была принята «Матрица НТИ» — своеобразный панорамный план, определяющий логику взаимодействия между всеми его участниками.
Тогда же были приняты критерии выбора рынка будущего для достижения лидерства в рамках НТИ. Эти критерии просты, их можно свести к трем основным пунктам:
Наконец, появились первые «дорожные карты» по приоритетным рынкам и определены следующие перспективные технологические направления:
В итоге, в течение последующих пяти лет, НТИ превратился в огромный и многоуровневый институт — со своим экспертным советом, фокусными рабочими группами, проектным офисом, Платформой НТИ, Олимпиадой и «Университетом 20.35» — это единственное в России учебное заведение, построенное на принципах сетевой организации. В нем нет своих преподавателей, аудиторий и даже образовательных ресурсов, вместо этого человек самостоятельно «собирает» собственные образовательные модули из уже имеющегося контента.
При этом в работе НТИ принимают участие как органы государственной власти (чтобы, например, отрегулировать законодательную сферу под новый проект или обеспечить дополнительное финансирование), так и целый ряд институтов развития — от «ВЭБ.РФ» или «Роснано» до «Сколково» и Российского фонда прямых инвестиций.
Как работают Центры компетенций НТИ
Сам процесс синхронизации инноваций и науки сконцентрирован в так называемых Центрах компетенций НТИ. Их задача — найти перспективный проект и обеспечить ее воплощение на всех этапах.
Сейчас действует 16 таких Центров НТИ на базе российских вузов и научных организаций. Среди них — МГУ им. М.В. Ломоносова, МФТИ, МИЭТ, СПбПУ, Сколтех, ИТМО, Иннополис, ДВФУ, ИБХ РАН, ИПХФ РАН.
При этом, как рассказал РБК Трендам директор Центра управления технологическим развитием НТИ Арсен Гареев, у Центров компетенции НТИ есть сразу несколько важных факторов, которые позволяют создать более комфортные условия для взаимодействия науки и бизнеса:
«Во-первых, уникальное «предложение» Центров компетенции НТИ — это вовлечение во всю экосистему Национальной технологической инициативы. Речь идет и об «Университете 20.35», и о студенческих Олимпиадах НТИ, и о рабочих группах. Во-вторых — долгосрочный характер программы государственной поддержки — до пяти лет, — которая позволяет более последовательно развивать коллективы организаций. В-третьих, это возможность создания необходимой инфраструктуры и ее совместное использование с партнерами».
Действительно, на государственную поддержку центров компетенций НТИ ежегодно выделяется порядка ₽2 млрд, а сама программа уже продлена до 2024 года. Более 26 тыс. человек прошли подготовку по различным образовательным программам в области сквозных технологий. А за все время существования Центров компетенции было запущено уже более 240 проектов. Опишем три таких проекта.
1. Рекомендации по диагнозу на базе ИИ
Один из наиболее перспективных проектов, реализованных при помощи Центров компетенций НТИ, — облачный сервис «ФтизисБиоМед» на базе многоуровневых нейронных сетей. Он позволяет любому медицинскому специалисту как в России, так и за рубежом, отправившему цифровой медицинский снимок своего пациента, уже через полминуты получить рекомендации по диагнозу. Такая система позволяет существенно уменьшить число врачебных диагностических ошибок.
Как рассказал РБК Трендам Михаил Натензон, руководитель этого проекта в Центре компетенций НТИ, оценить количество врачебных ошибок на стадии диагноза можно, если взять ту же американскую статистику как наиболее надежную. Она показывает, что 36,6% первичных диагнозов, которые делают врачи, оказываются неверными:
«Чтобы избежать столь неэффективного использования средств в НТИ реализовали проект «Облачные технологии обработки и интерпретации результатов медицинских диагностических изображений на основе применения средств анализа больших данных». В рамках проекта разработали серию программ, которые позволяют точно диагностировать целый ряд заболеваний на основе рентгеновских снимков, флюорограмм и КТ-снимков».
На данный момент программа «ФтизисБиоМед» обеспечивает правильный диагноз в 92–94% случаев, как показала независимая экспертиза, проведенная Департаментом здравоохранения Москвы. При этом, чтобы понять потенциал использования разработанной системы, стоит учесть, что ежегодно в России, только в рамках обязательной диспансеризации населения делается более 75 млн флюорограмм.
Первая деталь для 6G
Другой пример технологического прорыва — разработка сверхвысокочастотного интегрального электрооптического модулятора для 6G. Как рассказал РБК Трендам Дмитрий Лаконцев, руководитель Центра компетенций НТИ «Технологии беспроводной связи и интернета вещей» на базе «Сколтеха», пока речь идет о создании лишь небольшой, но очень важной детали, необходимой для обеспечения более высокочастотной связи:
«Дело в том, что каждое новое поколение связи, как правило, начинает занимать новые более высокочастотные участки спектра — скорости передачи информации с каждым поколением растут в 10–100 раз. Соответственно, чтобы эти скорости обеспечить, нужно занимать все больше и больше полосы спектра, доступные на все более и более высоких частотах. И если говорить про 6G, то для него новый диапазон — это диапазон терагерцовых волн, то есть это где-то от 100 ГГц до 1 ТГц. Если же говорить о технологии, то освоение этого спектра требует создания новой компонентной базы и это основной челлендж».
Первым шагом в создании этой базы стала разработка электрооптического модулятора, способного замодулировать высокочастотный оптический сигнал, необходимый для связи 6G. По словам Дмитрия Лаконцева, именно НТИ вместе со Сколтехом взяли на себя стартовые финансовые риски, связанные с первым этапом исследований и разработок.
Теперь же нужно показать, что полученная технология способна дать России конкретные преимущества в области создания компонентов систем следующего поколения мобильной связи (6G). В случае успеха это позволит масштабировать полученную технологию и обеспечить под нее промышленную инфраструктуру.
Автономное судовождение
Наконец, третий пример технологического прорыва в рамках НТИ — это технология автономного судовождения. Эти технологии являются одними из приоритетных направлений в дорожной карте «Маринет» НТИ, а пилотный проект, который осуществляется при поддержке Минпромторга — самым масштабным и амбициозным проектом в этой области в мире. За создание наиболее оптимальной технологии автономной навигации идет гонка между ведущими морскими странами, такими как Норвегия, Япония, Великобритания, Китай и Южная Корея.
Автономное судовождение, во-первых, позволяет существенно повысить безопасность судоходства: на данный момент главная причина всех инцидентов в море — это именно человеческий фактор. Во-вторых, поскольку автоматизация позволяет переложить многие рутинные задачи на «плечи» автоматизированных систем, сокращается необходимость в количестве персонала на борту, а значит — снижаются и издержки судоходных компаний. Для примера, сегодня для обычного морского судна требуется порядка 12–15 высококвалифицированных специалистов на борту, а для сложных судов — до 30–40 человек, так что стоимость каждого сотрудника на борту составляет несколько миллионов рублей в год.
Технологии, разработанные в России в рамках НТИ, неуникальны. Стоит говорить скорее о том, что Россия здесь оказалась ближе всего к их практическому внедрению.
«Наша уникальность заключается в том, что мы придумали и технологические, и правовые решения, которые вписаны в существующие стандарты международного регулирования морского судоходства. И сделали это в полном объеме, а не фрагментарно — так, чтобы любая судоходная компания могла использовать системы автономного судовождения на судах под российским флагом прямо сейчас», — рассказал РБК Трендам Александр Пинский, председатель наблюдательного совета отраслевого центра «Маринет» Национальной технологической инициативы.
Каким может быть будущее НТИ
В целом, по словам спецпредставителя президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрия Пескова, за последние годы внимание к разработкам участников НТИ значительно выросло:
Впрочем, в процессе работы у НТИ накопились и немало проблем — главным образом, связанных с бюрократическими и организационными процедурами. «Ключевыми, на мой взгляд, являются институциональные барьеры: пока не хватает стимулов для более качественного взаимодействия между наукой и бизнесом, — считает Арсен Гареев. — Уже, пожалуй, стало общим местом, что наука и бизнес «говорят на разных языках», двигаются в разной динамике. А это приводит к высоким транзакционным издержкам, упущенным возможностям — невспыхнувшим идеям, незапущенным проектам».
Дело в том, что разработки разных уровней технологической зрелости требуют разных бизнес-моделей для выхода на рынок. А без накопленной экспертизы по выявлению новых проектов, их упаковке в «исследовательский продукт» и реализации планов по их коммерциализации, все стороны процесса часто просто не могут увидеть перспективные направления сотрудничества. Модель консорциумов, заложенная при создании Центров НТИ, как раз работает на решение этой проблемы.
«Наличие консорциума партнеров позволяет вузам и научным организациям быстрее получать обратную связь от рынка, создает дополнительные стимулы к эффективной работе. Также консорциум — это площадка для запуска новых проектов, внедрения результатов исследований».
В этом смысле, считает Арсен Гареев, с точки зрения сопровождения программы, то есть выполнения функции оператора государственной поддержки, «важным является привлечение профессиональных мониторинговых организаций, которые, с одной стороны, позволяют обеспечить необходимый уровень контроля за ходом реализации проектов, а с другой стороны — в силу накопленной экспертизы — дать рекомендации по развитию перспективных проектов».