Что такое передовые нации
Версальский договор. Подписан 28 июня 1919 г.
Статья 16. Если член Лиги прибегает к войне… то он… рассматривается как совершивший акт войны против всех других членов Лиги. Последние обязуются немедленно порвать с ним все торговые или финансовые отношения, воспретить все сношения между своими гражданами и гражданами государства, нарушившего Статут, и прекратить всякие финансовые, торговые или личные сношения между гражданами этого государства и гражданами всякого другого государства, является ли оно членом Лиги или нет.
В этом случае Совет обязан предложить различным заинтересованным правительствам тот численный состав военной, морской или воздушной силы, посредством которого члены Лиги будут, по принадлежности, участвовать в вооружённых силах, предназначенных для поддержания уважения к обязательствам Лиги.
Члены Лиги соглашаются, кроме того, оказывать друг другу взаимную поддержку при применении экономических и финансовых мер, которые должны быть приняты в силу настоящей статьи.
Может быть исключён из Лиги всякий член, оказавшийся виновным в нарушении одного из обязательств, вытекающих из Статута. Исключение выносится голосами всех остальных членов Лиги, представленных в Совете… Статья 22. Следующие принципы применяются к колониям и территориям, которые в итоге войны перестали быть под суверенитетом государств, управлявших ими перед тем, и которые населены народами, ещё не способными самостоятельно руководить собой в особо трудных условиях современного мира. Благосостояние и развитие этих народов составляет священную миссию цивилизации, и подобает включить гарантии осуществления этой миссии в настоящий Статут.
Лучший метод практически провести этот принцип — это доверить опеку над этими народами передовым нациям, которые, в силу своих ресурсов, своего опыта или своего географического положения, лучше всего в состоянии взять на себя эту ответственность и которые согласны её принять: они осуществляли бы эту опеку в качестве Мандатариев и от имени Лиги.
Вопросы и задания к источнику
1. На основе статьи 16 определите, какие действия должна была предпринимать Лига Наций в случае войны. 2. На основе статьи 22 определите:
кому принадлежали раньше колонии и зависимые
страны, упомянутые в тексте; какие государства подразумеваются под названием
«передовые нации»; кому была выгодна такая статья договора; как изменилось положение колоний и территорий,
упомянутых в тексте; что такое мандатная система. Означала ли эта система независимость территорий, на которые она распространялась?
6. Выполнение задания 9 рабочей тетради (с. 13). Это интересно
Германия закончила выплату репараций за Первую мировую войну. Последний транш в 70 млн евро был выплачен 3 октября 2010 г., в день 20-летия объединения Германии.
По Версальскому мирному договору была определена сумма репараций: 269 млрд золотых марок — эквивалент примерно 100 тыс. тонн золота. В 1920-х гг. эта сумма дважды сокращалась и составила 112 млн, а затем пришедший к власти Гитлер прекратил выплаты. Они были возобновлены по Лондонскому договору 1953 г. При этом часть суммы стране временно разрешили не платить: по условиям договора эти выплаты должны были возобновиться, только когда и если Германия будет объединена. В 1990 г. эти проценты пришлось вновь выплачивать, для чего объединённая Германия взяла 20-летний кредит в 239,4 млн марок.
По Версальскому договору в числе получателей репараций была и Россия, однако в 1922 г. Москва отказалась от немецких денег в обмен на признание правомерности национализации собственности Германии в России.
Урок 7. Последствия войны: революции и распад империй
Межпредметные связи с обществознанием. Материал урока является иллюстрацией понятий, изучаемых в курсе обществознания: маргинальность, социальная демагогия, революция.
Внутрипредметные связи. Первая Мировая война 1914—1918 гг.Революция 1917 г. в России.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
1) Показывать на карте страны, где произошли революции во время мировой войны или после неё.
2) Объяснять, какие международные условия способствовали развитию революций в разных странах.
3) Комментировать итоги и последствия революций.
4) Объяснять причины и последствия распада Российской империи.
Ключевые вопросы. 1. Последствия Первой мировой войны. 2. Раскол в рабочем и социалистическом движении. 3. Революции 1918—1919 гг. в Европе и образование новых государств.
Приёмы и формы организации познавательной деятельности учащихся
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Статут Лиги Наций об опеке «передовых наций» над туземцами
Следующие принципы применяются к колониям и территориям, которые в итоге войны перестали быть под суверенитетом государств, управлявших ими перед тем, и которые населены народами, еще не способными самостоятельно руководить собой в особо трудных условиях современного мира. Благосостояние и развитие этих народов составляет священную миссию цивилизации, и подобает включить гарантии осуществления этой миссии в настоящий Статут.
Характер мандата должен различаться сообразно степени развития народа, географического положения территории, ее экономических условий и всяких других аналогичных обстоятельств.
Некоторые области, принадлежавшие ранее Оттоманской империи, достигли такой степени развития, что их существование, в качестве независимых наций, может быть временно признано, под условием, что советы и помощь Мандатария будут направлять их управление впредь до момента, когда они окажутся способными сами руководить собой. Пожелания этих областей должны быть прежде всего приняты в соображение ими выборе Мандатария.
Наконец, есть территории, такие, как Юго-Западная Африка и некоторые острова Южной части Тихого Океана, которые вследствие малой [14] плотности своего населения, своей ограниченной поверхности, своей отдаленности от центров цивилизации, своей географической смежности с территорией Мандатария, или других обстоятельств, не могли бы лучше управляться как по законам Мандатария, в качестве составной части его территории, с соблюдением, в интересах туземного населения, предусмотренных выше гарантий.
Во всех случаях Мандатарий должен посылать в Совет ежегодный доклад касательно территорий, которые ему поручены.
Если степень власти, контроля или управления, подлежащих осу ществлению Мандатарием, не составляла предмета предшествовавшего соглашения между Членами Лиги, то по этим пунктам последует определенное постановление Совета.
Постоянной Комиссии будет поручено принимать и рассматривать ежегодные доклады Мандатариев и давать Совету свое заключение по всяким вопросам, относящимся к выполнению мандатов.
С соблюдением постановлений международных соглашений, которые существуют в настоящее время или будут заключены впоследствии, и в согласии с ними, Члены Лиги:
а) приложат усилия к обеспечению и сохранению справедливых и гуманных условий труда для мужчины, женщины и ребенка на своих собственных территориях, а также и во всех странах, на которые распространяются их торговые и промышленные отношения, и к учреждению и содержанию с этой целью необходимых международных организаций;
б) обязуются обеспечить справедливый режим для туземного населения на территориях, подчиненных их управлению;
поручают Лиге общий контроль над соглашениями по поводу торга женщинами и детьми, торговли опиумом и другими вредными веществами;
примут необходимые постановления, чтобы обеспечить гарантию и сохранение свободы сообщений и транзита, а также справедливый режим для торговли всех Членов Лиги, причем условлено, что особые потребности местностей, разоренных в течение войны 1914-—1918 годов, должны быть приняты во внимание;
приложат усилия, чтобы принять меры международного порядка для предупреждения болезней и борьбы с ними.
20 Самые крупные нации в мире
Академическая наука чётко разделяет понятия «нация» и «этнос». Нацию, прежде всего, понимают как политическую общность сограждан определённого государства, а также единой этнической общности — формой совместного проживания одного или нескольких этносов, у которых со временем сложился единый язык и самосознание. В таком понимании слово «нация» тождественно слову «народ». Но не будем сильно вдаваться в дебри научных определений, а рассмотрим, какая в мире самая большая нация.
1. Китайцы
Сaмым бoльшим наpодом на земле являются китайцы. По последним данным статистики, в настоящее время иx численность составляет 1 миллиард 380 миллионов человек. Сами себя китайцы называют «хань», и, кроме большой численности, это ещё и одна из древнейших наций на земле. На протяжении многих тысячелетий в Китае кyльтивировалось бережное отношение к семейным ценностям, что и привело к росту народонаселения. К тому же китайская народность одна из замкнутых на земле как в историческом плане, так и на современном этапе развития.
2. Арабы
Гpyппa нарoдов относится к семитской языковой группе. Населяют арабы страны Ближнего Востока и Северной Африки. Также проживают в Европе и Странаx Северной Америки. Сегодня общая численность арабов по разным оценкам составляет от 430 до 450 миллионов человек. Общаются на арабском языке. Исповедуют в основном ислам, но есть и христиане. Этнический термин, обозначающий кочевой народ пустынь и полупустынь, появился ещё в IX столетии. За всю историю существования арабы создали множество культурных памятников, как духовных, так и материальных. Поражают великолепием мечети, а также литературные памятники арабского мира.
3. Американцы
Можно долго спорить, являются ли aмериканцы отдельной нацией, но в узком смысле это группа разных народов, являющихся гражданами США. На сегодня их насчитывается 309 миллионов. У представителей разных народностей складывается единая культура и язык общения, из-за чего их по праву можно выделить в один народ. В широком смысле понятие «американцы» означает всех жителей двух американских континентов. Индейцы, как коренное население Америки, сейчас имеют двойную идентификацию. Во-первых, по государственной принадлежности, и, во-вторых, по племенному происхождению.
4. Бенгальцы
Среди крyпнейшиx этнoсов следует выделить и бенгaльцев, численность которых составляет 261 миллион человек. Расселилась эта народность в некоторых странах Азии, а также в Великобритании и США. Основная часть бенгальцев проживает в сельской местности, поэтому основными занятиями являются земледелие и различные ремёсла. Интересна история происхождения бенгальского языка, который сформировался в результате синтеза индоарийских наречий с местными диалектами.
5. Хиндустанцы
Хиднoязычное нaселение pасселилось в трёx госyдарствах Юго-Восточной Азии: Индии, Непале и Пакистане. Общая численность этой большой народности составляет 255 миллионов человек, а их религиозная принадлежность — индуизм. Родственными народами хиндустанцев считаются дравиды и цыгане. Исторически сложилось, что основным занятием носителей языка хинди является сельское хозяйство, но в последнее время всё больше представителей этого народа переходит в рабочий класс.
6. Бразильцы
Кaк и амеpиканская, бразильская нарoдность образовалась в резyльтате смешения различныx этнических групп и народов. В основном проживают в пределах Бразилии, и по данным переписи, насчитывают 195 миллионов человек. Бразильская нация начала складываться в период колониальной политики Португалии, поэтому основной язык общения бразильцев — португальский, а вероисповедание — католицизм. Несмотря на большие интеграционные процессы внутри страны, на севере Бразилии сохраняются остатки самобытной индейской национальной культуры. Кстати, на thebiggest вы можете посмотреть фотографии и описание самых горячих моделей из Бразилии.
7. Мексиканцы
Этa нация Западнoго полyшаpия имеет разнообразное этническое и расовое происxождение, но мексиканцев объединяет общая культура и единый, испанский, язык. Около 112 миллионов мексиканцев проживают собственно в Мексике и примерно 32 миллиона в Соединённых Штатах. Интересно, что одна из самых быстрорастущих наций планеты, по расовому признаку относится к латиноамериканским народам, а по языку — к романской группе языков.
8. Русские
Вoсточнослaвянский этнос, насчитывающий около 133 миллионов человек, является коpенным и госyдарствообразующим народом России. Русские — самая многочисленная нация Европы. До начала ХХ столетия преобладал этноним «великороссы», со временем вытесненный, xотя и сегодня этот термин можно услышать среди некоторых общественных национальных организаций или религиозных объединений. Русская нация прошла сложный и длительный путь исторического развития, но сумела сохранить самобытную национальную культуру и язык. Считается, что русский народ один из самых разобщённых в мире. За пределами России проживает примерно 28 миллионов русских.
9. Японцы
Один из сaмыx кoнсеpвативных народов планеты насчитывает 126 миллионов человек. Основная часть проживает в Японии, и примерно 3 миллиона расселились в странах Северной и Латинской Америки, а также в Австралии и Европе. Большое влияние на кyльтуру японской нации оказали Корея и Китай, но древнейший этнос земли пронёс через века и собственные, присущие только японцам, черты. Пожалуй, самая трудолюбивая нация, во второй половине ХХ века создала одну из передовых производящих и технологичных экономик мира.
10. Пенджабцы
В Пaкистане и Индии пpoживает 130 миллионов пенджабцев. Большие диаспоры этой народности осели в Европе и Африке. Как и большинство народностей юго-восточного региона, пенджабцы занимаются земледелием, выращивая пшеницy на орошаемыx полях. Этногенез пенджабцев насчитывает тысячелетия. Этнос формировался в сложных условиях иноземных нашествий, и воспринимал многие элементы и признаки пришлых народов. В III тысячелетии до нашей эры этот многочисленный народ смог создать одно из могущественных государств Востока.
11. Бихарцы
Этa гpyппа нарoдов, объединённыx общей культурой, насчитывает сегодня 115 миллионов человек. Живут в основном в индийском штате Бихар, но расселись бихарцы и в некоторых других штатах Индии, а также в соседних Непале и Бангладеш. Бихарцы стали основоположниками древнейших цивилизаций на территории Индии. На современном этапе развития этнос подвержен процессам урбанизации. Сельское население всё больше переселяется в крупные индустриальные центры, переходя из категории сельскохозяйственных работников в квалифицированные рабочие.
12. Яванцы
Пoследний нapод, численность которого превышает отметкy в 100 миллионов, это яванцы. Иx на Земле около 105 миллионов. Это коренное население острова Ява и Индонезии в основном исповедует ислам, но есть и те, кто придерживается индуизма. Сохранился среди этого этноса и анимизм. Яванцам, скорее всего из-за удалённости от основных торговых путей, удалось создать и сохранить своеобразную культуру. Культура характеризуется своеобразными танцами, музыкой.
13. Корейцы
Этa нация заселила Кopейский полyостров, и на сегодня насчитывает 83 миллиона человек. Корейцы принадлежат к монголоидной расе, а разговаривают на корейском языке. За пределами Кореи стараются соxранять национальные традиции, и в других государствах проживают компактно. Основной проблемой корейской нации является искусственное, политическое разделение народа на два государства.
14. Маратхи
Свoеобpaзный и yникальный народ проживает в индийском штате Маxараштра, и насчитывает чуть более 80 миллионов человек. В 1947 году, после того как Индия завоевала независимость, маратхи добились создания собственного штата, но часть этой народности проживает и в соседних штатах. Представители этого восточного этноса много сделали для развития экономики и культуры Индии, занимая высокие государственные должности и проявив себя в искусстве.
15. Тайцы
Кopенное нaселение Таиланда, исповедyющее буддизм, насчитывает 90 миллионов человек. Восточная народность, название которой происxодит от слова «тай», что означает «свободный». Первые поселения человека в этой части земного шара относится в период палеолита. В культуре тайцев очень интересным элементом выступает любовь к театральному искусству. В Таиланде с древнейших времён существует несколько видов театров.
16. Вьетнамцы
Жители Вьетнaма сами себя называют «вьеты», а иx численнoсть на сегодня составляет 75 миллионов человек. Дpевние вьеты являются автохтонным населением северной части современного госyдарства Вьетнам, и со временем расселились по всему полуострову Индокитай. Среди особенностей национальной культуры следует отметить высокоразвитый культ предков и культы Божественных матушек Тхань Мау.
17. Немцы
Евpoпейский нaрод является предками древниx германцев и насчитывает, по разным подсчётам, от 80 до 100 миллионов человек. В раннее средневековье разрозненные германские племена заселили центральнyю часть Европы. От них и произошли современные немцы, заселившие, кроме Германии, Австрию, Швейцарию и Лихтенштейн. В политическом смысле понятие «немцы» гораздо шире, и включает в себя всех граждан Германии разных национальностей.
18. Французы
Этoт зaпадноевpопейский этнос произошёл в резyльтате сложного процесса этногенеза, в который были вовлечены кельтско-романские и германские этнические общности. По оценке на 2015 год французов в мире 95 миллионов человек, а проживают они не только во Франции, но и в Канаде. Именно в Канаде одна из самыx многочисленных французских диаспор. В самой же Франции живёт около 67 млн французов. В противовес этническому состоянию, Конституция 5-й французской республики определяет французов как политическую нацию, не учитывая происхождение.
19. Турки
Вoпpос о происxождении тyрецкой нaродности в современной науке так до конца и не определён. Но тюркоязычный народ, насчитывающий от 72 до 77 миллионов человек, заселил большую часть Малой Азии, и на сегодня один из крупнейших в этом регионе. Интересно, что в истории этноним «турок» не всегда соотносили с турецким народом, но, пройдя сложный путь, турки сумели сохранить свою идентичность и самобытность.
Новое понимание нации
Нация — одно из важнейших понятий современной политологии. Определение «национальный» в сочетаниях типа «национальный интерес», национальный лидер», «национальная идея» и т.п. не просто закрепилось в нашем лексиконе, но и обрело довольно широкую популярность. Между тем исторически сложившаяся многозначность слова «нация» вызывает определенные трудности восприятия смысла того или иного высказывания или текста, особенно, если это непосредственное общение или полемика. Думается, пришло время переосмыслить лексическое наполнение этого слова и трансформировать его ныне существующие значения в некое новое обобщенное понимание.
Слово «нация» в современном русском языке имеет по меньшей мере три устоявшихся значения, нередко вносящих невольную путаницу в понимание сказанного. Особенно это характерно для многочисленных производных этого слова. При этом нельзя не отметить, что все три значения, по сути, являются основными как в плане общественной значимости, так и в частоте использования.
Если охарактеризовать эти значения и различия между ними предельно коротко и обобщенно, выделяя главный смысл понимания, то выглядеть это будет примерно так:
— племенное или этническое значение;
— гражданское или политическое значение;
— государственное или международное значение.
В условно первом (этно-племенном) значении, восходящем к латинскому natio («племя», «народ»), нация — это «исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры». (С.И. Ожегов «Словарь русского языка») То есть это то же, что некий конкретный народ, имеющий свое историческое самоназвание, язык и культуру, не привязанные к той или иной государственности.
В качестве синонима именно этого значения слова «нация» в современной научной и политологической сферах все чаще в последнее время используется греческое слово «этнос», также обозначающее понятия «народ», «племя». Это позволяет избегать вышеупомянутой путаницы и разночтения.
Принадлежность каждого отдельного человека к той или иной нации (этносу) в русском языке обозначается словом «национальность» или все чаще употребляемым в последнее время словосочетанием «этническая принадлежность».
Каждая нация в первом (этно-племенном) значении (т.е. этнос) исторически привязана или была когда-либо привязана к той или иной территории. При этом как некий отдельный человек, так и отдельные группы людей той или иной национальности нередко оказываются оторваны от мест своего традиционного проживания, утрачивают свой национальный язык и элементы культуры, но сохраняют при этом свою этническую принадлежность (национальность) благодаря семейственности (истории своего и своей семьи происхождения), общинности (предпочтительным связям с близко живущими людьми той же национальности) или каким-то иным особенностям внешних черт и проявлений.
При этом нельзя не отметить, что слово «национальность», понимаемое как этническая принадлежность, присуще исключительно русскому языку и, соответственно, близкородственным языкам, но отнюдь не общепринятой на Западе языковой и терминологической практике. За пределами России и стран бывшего СССР под национальностью понимают не этническое происхождение человека, а его принадлежность к той или иной стране (государству), то есть к нации в двух других ее значениях: гражданско-политическом и государственно-международном. Там любой гражданин Российской Федерации независимо от его национальности считается русским, гражданин Украины — украинцем и т.п. И наши попытки как-то разделить для самих себя понятия «русский» и «россиянин» подразумевают исключительно внутренний смысловой статус, отражающий появившееся в последнее время стремление лингвистически (т.е. словесно) разграничить понятия «принадлежность к русскому этносу» и «обладание гражданством России». Впрочем, это далеко не так просто осуществить в реальной жизни, как могло бы показаться на первый взгляд. Дело в том, что большая часть нашей общей истории для всех и больших, и малых этносов нынешней России приходится на досоветский период, когда этнические различия подданных российского императора не играли сколь-либо значимой роли. Главным не сословным отличием всех подданных Российской империи официально признавалось лишь вероисповедание. (Кстати, нельзя не отметить историческую мудрость такого подхода.) В результате понятия «российский» и «русский» за прошедшие века проросли друг в друга, стали по сути синонимами и естественным образом сопротивляются подобному смысловому разграничению. Поэтому вполне можно понять позицию противников такого разграничения. Однако нельзя не признать и различий смыслового наполнения слов «русский» и «россиянин». Русский — это типичный этноним, выразитель этно-племенного значения слова «нация». Россиянин же — понятие, выражающее гражданско-политическое значение слова «нация» применительно к России и ее гражданам.
Главным отличием первого (этно-племенного) и второго (гражданско-политического) значения слова «нация» является их смысловая привязка или не привязка к понятию «государство». Первое (этно-племенное) значение оторвано от какой бы то ни было государственности. Нация-этнос не появляется с рождением государства и не исчезает с исчезновением той или иной государственности. Второе (гражданско-политическое) значение, напротив, неразрывно связано именно с государственностью. Гражданская или политическая нация возникает с появлением государства, оформляется, структурируется им и исчезает с его распадом.
Современное определение понятия «нация» в его гражданско-политическом значении выглядит, например, так: «НАЦИЯ — это народ, который создал себе зависящее от него правительство и имеет в своем распоряжении территорию, границы которой более или менее уважаются др. нациями (народ, организованный в государство). Нацию могут образовать несколько народов или части различных народов, напр. Великобритания, Швейцария. См. также Народ. Государство» (Философский энциклопедический словарь, terme.ru). Другими словами, понятие «нация» в его гражданско-политическом значении — это надэтническая и надконфессиональная (надрелигиозная) общность людей, формируемая тем или иным государством. При этом оно, это понимание, безусловно, шире представления о простой совокупности граждан, поскольку подразумевает нахождение в составе такой нации и какой-то части лиц, ограниченных в тех или иных политических правах (дети, лица без гражданства или какие-то иные пораженные в некоторых правах граждане).
В своем третьем, государственно-международном значении под нацией подразумевается любая отдельная страна, любое суверенное государство. При этом, слово «нация» в этом значении несет на себе оттенок безусловной торжественности и возвышенности, используясь, как правило, в названиях международных организаций, таких, как, например, Организация Объединенных Наций.
Все это многообразие смыслов, сошедшихся в одном слове, конечно же, порождает массу неудобств, требуя постоянных оговорок, поясняющих смысл сказанного или написанного, ибо далеко не всегда значение этого слова вытекает из контекста, особенно, если используются его многочисленные производные.
Ну, например, словосочетание «национальная политика». Как его понимать исходя из вышеупомянутых значений слова «нация»? Как политику в сфере межэтнических отношений? Или как политику формирования и развития гражданского общества? Или как государственную политику в той или иной сфере. В принципе, возможно и так, и сяк, только попутно придется расшифровывать, пояснять то или иное понимание, дабы избежать разночтений. А это не всегда получается, особенно в запале устных дискуссий. В итоге — досадное недопонимание озвученных позиций. Другой пример — слово «национализм». Наше традиционное его понимание носит ярко выраженный негативный оттенок, подразумевающий идеологию и политику разжигания межнациональной (в смысле межэтнической) вражды. С другой стороны, все чаще и чаще его начинают употреблять для обозначения политики укрепления нации (в смысле страны, государства) и защиты ее национальных (в этом же смысле) интересов. Так, например, В.В. Путина на Западе нередко называют националистом именно в этом естественном для них значении, да и сам он публично представляет себя «самым правильным, самым настоящим националистом», как это было на последнем (2018 г.) собрании Валдайского клуба. В отличие, кстати, от «пещерного национализма, дурацкого и придурочного» (продолжение путинской цитаты).
Еще один забавно-курьезный пример: словосочетание «национальное государство». В последнее время оно постоянно звучит с наших телевизионных экранов из уст самых разных экспертов. Понимается под ним, как правило, государство моноэтническое, гражданское общество которого практически полностью состоит из представителей какой-либо одной нации (этноса). Но, исходя из тождественности третьего значения слова «нация» понятию «государство», можно перефразировать это словосочетание в национальную нацию, что, естественно, выглядит как масло масляное.
Можно ли как-то улучшить, упорядочить эту ситуацию? Я думаю, да, но об этом чуть позже. А пока нельзя не упомянуть об еще одном значении слова «нация», появившемся и более-менее закрепившемся в нашем языке совсем недавно, в постсоветский период, а потому не вошедшем пока ни в какие толковые словари.
2. Новое понимание нации
Новейшая история России обогатила нашу лексику множеством неологизмов, среди которых немало относящихся и к нашей теме. Это такие, как национальная идея, национальный интерес, национальный проект, национальное достояние, национальный лидер и т.п.
Очевидно, что здесь определение «национальный» подразумевает несколько иной смысл, нежели обозначенный в приведенных выше значениях слова «нация». Я бы даже отметил, что это принципиально иной обобщенный смысл, вбирающий в себя все три перечисленные выше значения, объединенных в единое комплексное понятие, обретающее, тем самым, некое новое качество.
Нация в этом понимании — безусловно, надэтническое понятие, но не отрицающее этничность как таковую, а подразумевающее равноправную совокупность всех (любых) этносов (национальностей) в рамках данного конкретного государства. Нация в этом высшем понимании не подразумевает преимуществ какого-либо одного этноса (национальности) перед всеми остальными этносами, существующими на данной территории, фактически упраздняя или политически обесценивая представление о так называемой «титульной нации».
В нации в этом новом понимании основной государственный язык является (или должен являться) языком межэтнического (межнационального) общения. Если же исторически так сложилось, что язык государствообразующего этноса («титульной нации») уступил функцию языка межэтнического общения какому-либо другому языку, например, русскому, как это оказалось на постсоветской Украине, то вполне естественно, что именно русский язык должен был бы стать основным государственным языком этой страны. При этом, разумеется, и украинский язык также должен был быть возведен в статус государственного, как язык номинально (формально) государствообразующего этноса. То есть если бы нынешняя Украина представляла собой нормальную современную, а не «пещерную» нацию с соответственно пещерными националистами во главе государства, то основным государственным языком в ней должен был бы быть именно русский язык и уже только потом — украинский, как дань названию государствообразующего этноса и названию этого новообразованного (всего-то 27 лет назад) независимого государства. Но, разумеется, качественно это было бы совсем иное, нежели сегодня государство (нация).
Нация в этом новом понимании, — безусловно, надконфессиональное да и вообще надрелигиозное и надидеологическое понятие, равноправно объединяющее всех граждан данного государства, независимо от их вероисповедания, конфессии или какого-либо политико-идеологического мировосприятия.
Нация в этом новом понимании, — безусловно, надобщественное и надгосударственное понятие, ибо подразумевает не только все общество данного государства в целом, включающее в себя и так называемый «простой народ», и разного рода элиты; не только государственные институты и правящую страной властную политическую элиту, но и такое понятие, как исторически сложившийся социум. Это последнее, крайне важное политологическое и культурное понятие, вбирает в себя и природно-географическое, и цивилизационно-культурное, и все материально-ценностное пространство того или иного государства, как некий единый комплекс.
Таким образом, это новое понимание нации представляет собой складывающееся на наших глазах некое совершенно новое политологическое и массово-общественное понятие, вбирающее в себя и гражданское общество, и правящую властную элиту, и действующие государственные институты, и исторически сложившийся социум.
Именно в этом новом понимании слова «нация» должны восприниматься, да и воспринимаются уже естественно-стихийным образом такие понятия, как «национальное достояние», «национальные интересы», «национальный лидер» «национальная идея» и т.д. и т.п.
3. Неизбежные следствия
Появление новых понятий и пониманий — это естественный процесс постоянной эволюции общественного сознания, отражающего те или иные изменения окружающей нас среды (социума). Процесс этот происходит исподволь, незаметно, по своей внутренней логике соотносящейся с так называемым здравым смыслом. Понимая это, можно предположить, что утверждение в общественном сознании нового понимания слова «нация», повлечет за собой целый ряд весьма значимых последствий.
В языковой (лингвистической) сфере, скорее всего, произойдет постепенное освобождение слова «нация» от его изначальной этно-племенной смысловой нагрузки, подразумевающей какой-либо конкретный народ в отрыве его от какой бы то ни было государственности. Это первое, пока еще сохраняющееся значение слова «нация» постепенно все чаще и чаще будет обозначаться словом «этнос». В результате именно за ним закрепится окончательно представление о народе как о некоей исторической общности людей, имеющих свой особый язык, культурные традиции, историческую родину, самоназвание, а иногда и какие-то чисто внешние черты или особенности без привязки всего этого к какой-либо государственности. А использование сокращения «этно-» со значением «этнический» в качестве составляющей разнообразных сложных слов дает поистине неограниченные возможности для обозначения широчайшего спектра общественных явлений, чего невозможно было осуществить, используя слово «нация». Так, например, исчезнет необходимость использовать такие откровенные вульгаризмы, как приведенные выше в высказываниях Путина: «пещерный национализм», «дурацкий национализм», «придурочный национализм». Всю эту негативную смысловую нагрузку естественным образом могли бы взять на себя такие четко выверенные политологические понятия, как: «этнонетерпимость», «этнорадикализм», «этноэкстремизм», «этнотерроризм» и т.п. Вместо двусмысленного понятия «национальность» войдут в обиход такие однозначные понятия, как «этническая принадлежность» и «национальная (гражданско-государственная) принадлежность». Именно только это второе значение и должно в будущем закрепиться за словом «национальность».
Аналогичным образом должно произойти размежевание таких принципиально разных понятий, как «этническая политика» и «национальная политика». Появятся такие новые однозначно понимаемые понятия, как «этноконсолидация», «политика этносохранения», «бытовая этнонеприязнь» или «политическая этнофобия». Вместо политологического термина «национальное государство» будет использоваться выражение «моноэтническое государство», ну и так далее.
Второй сферой, в которой неизбежно появление весьма существенных следствий нового понимания нации, как цивилизационного феномена в изложенном выше комплексном понимании, является, конечно же, политология. Причем речь здесь может и должна идти и о так называемой политологии текущего момента, и об исторической политологии, занимающейся исследованием политических мотиваций тех или иных событий и социальных явлений прошлых эпох.
Что здесь особенно существенно? Прежде всего постепенное утверждение понимания о необходимости отказа от разделения нации на народ и власть. Нация в этом новом понимании есть единое целое, включающее в себя и весь народ, независимо от этнической, религиозной, сословной или политической принадлежности каждого отдельного человека, и властную элиту, и все государственные и общественные институты, и цивилизационно-культурный социум. Соответственно, любое национальное достижение, любая победа — это общая победа и народа, и элиты, и власти, как бы кому эта власть была бы не по нутру. Равно, как и любая беда, любое поражение — это общая беда (просчет, вина) и власти, и элиты, и народа — как бы кому ни хотелось сделать кого-то одного козлом отпущения.
Да, разумеется, существуют ситуации, когда народ и власть встают в жесткую оппозицию друг другу. Такая оппозиция неминуемо ведет и к расколу элит, и к расколу общества нации. Это состояние внутринационального раскола, национального кризиса, разрывающего нацию на отдельные, как правило, враждебные друг другу части. Но и в этом случае национального самораспада вряд ли правомочно рассуждать о разделении интересов, устремлений и, соответственно, ответственности власти и народа. Так, например, что ни говори, а в распаде СССР в 1991 году поучаствовали все: и власть в так называемых союзных республиках, и живущий в них народ. Многим, очень многим тогда, и мне в том числе, казалось, что порознь нам будет и лучше, и проще.
Все это должно повлечь за собой крайне важное переосмысление нашим обществом и нашей истории, и современной политики, и стратегии нашего будущего развития.
На этом, думается, тему нового понимания нации пока можно закончить. Не лишним, конечно же, было бы подробно остановиться на ряде сопутствующих тем — например, на проблеме так называемой национальной идеи, но это, согласитесь, все-таки отдельный разговор.