Что такое переговоры как мирное средство разрешения споров

Международные споры: порядок рассмотрения и разрешения споров

Что такое переговоры как мирное средство разрешения споров. Смотреть фото Что такое переговоры как мирное средство разрешения споров. Смотреть картинку Что такое переговоры как мирное средство разрешения споров. Картинка про Что такое переговоры как мирное средство разрешения споров. Фото Что такое переговоры как мирное средство разрешения споров

Международные споры неотъемлемая часть политики. Международные споры могут затрагивать экономические, правовые, торговые и иные вопросы. Один характер разногласий может по-иному решаться между различными субъектами таких отношений. Несмотря на это, международные споры в международном праве имеет четкую регламентацию порядка их разрешения, и всегда предполагают определенный круг участников. Это позволяет закрыть конфликт не только через суд, но и путем мирных договоренностей.

Что представляют собой международные споры?

Международные споры представляют собой разногласия по вопросам права, политики, экономики, возникающие между субъектами общественных отношений. В данном случае речь идет о государствах, чьи интересы пересекаются. Урегулирование международных споров возлагается на специально созданный орган – Совет Безопасности Организации Объединенных Наций (СБ ООН).

Определяется несколько классификаций споров между государствами. Устанавливаются следующие их виды:

Международные споры всегда должны иметь конкретный предмет. Претензии сторон должны быть четко выражены друг другу. Участниками могут быть как государства, так и ведомства, органы, осуществляющие работу на международной арене.

Мирное разрешение споров

Что такое переговоры как мирное средство разрешения споров. Смотреть фото Что такое переговоры как мирное средство разрешения споров. Смотреть картинку Что такое переговоры как мирное средство разрешения споров. Картинка про Что такое переговоры как мирное средство разрешения споров. Фото Что такое переговоры как мирное средство разрешения споров

В отношениях между государствами, которые порождают политические и юридические конфликты, нужно добиваться международного мирного разрешения споров. Такой метод устранения разногласий позволяет найти компромисс и выбрать вариант развития событий, подходящий каждой стороне.

Определяются принципы мирного разрешения международных споров, на которые и должны опираться стороны отношений, независимо от вида конфликта. Относят к ним следующее:

Для того чтобы правильно выбрать метод разрешения конфликта, нужно обратиться к основным источникам международного права, регулирующим рассматриваемый вопрос:

Согласно указанным актам мирные средства устранения конфликтов называются согласительными и включают в себя следующее:

Основной метод. Его суть заключается в попытке договориться и найти компромисс. Переговоры выступают первоначальным этапом в мирном разрешении споров (ст. 33 Устава ООН).

Данный метод предполагает участие третьей стороны, государства или международной организации, которая содействуют проведению переговоров между конфликтующими странами (ст. 33 Устава ООН). «Добрые услуги» рассматриваются как совет независимого субъекта, который необязателен для государств, пытающихся устранить разногласия.

Гаагская конвенция и Устав ООН предполагают возможность участие независимой стороны для непосредственного ведения переговоров. Данная сторона выдвигает свои условия разрешения спора мирным путем (ст. 33 Устава ООН). Именно эти критерии отличают посредничество от «добрых услуг».

Этот метод применяется в исключительных случаях, когда государства-члены требуют вмешательства Совета Безопасности ООН для разрешения того или иного конфликта. Основанием для этого выступает потенциальная угроза миру и безопасности всего сообщества (ст. 34 Устава ООН).

Мирные средства решения международных споров носят поэтапный характер. Как показывает практика, если конфликт не обострен, то достаточно переговоров и посредничества.

Международные споры — судебное разрешение

Что такое переговоры как мирное средство разрешения споров. Смотреть фото Что такое переговоры как мирное средство разрешения споров. Смотреть картинку Что такое переговоры как мирное средство разрешения споров. Картинка про Что такое переговоры как мирное средство разрешения споров. Фото Что такое переговоры как мирное средство разрешения споров

В случае невозможности мирного урегулирования конфликта, осуществляется разрешение международных споров судом. Определяется три категории органов, имеющих такие полномочия. К ним относят Универсальные, Региональные и Третейские суды.

Принципы данного способа устранения разногласий следующие:

Определяется несколько категорий судов в международном праве, компетенция которых распределяется с учетом характера спора:

Отдельно выделяют Третейский суд, осуществляющий рассмотрение международных коммерческих споров, в частности инвестиционных.

Процесс разрешения споров в международном суде предполагает определенный порядок действий в рамках юрисдикции соответствующего органа:

Процедура урегулирования конфликта будет различаться только по характеру спора. Например, споры в международном арбитражном суде имеют особую направленность. Здесь разногласия всегда касаются коммерческих вопросов.

Арбитраж рассматривает международные торговые споры и на практике предполагает привлечения арбитров из разных стран, что не всегда встретишь при работе ЕСПЧ или Третейского суда.

Юридическая компания «Шмелева и Партнеры» имеет опыт работы на государственном уровне. Мы участвуем в разработке законопроектов для Государственной Думы РФ, и знаем, как предоставить высококвалифицированную защиту пре разрешении международных споров.

Таким образом, международные споры являются типичным явлением в отношениях государств. Однако факт их существования, а также методы разрешения не должны влиять на безопасность мирового сообщества в целом.

Источник

Непосредственные переговоры как средство мирного разрешения споров между государствами

Что такое переговоры как мирное средство разрешения споров. Смотреть фото Что такое переговоры как мирное средство разрешения споров. Смотреть картинку Что такое переговоры как мирное средство разрешения споров. Картинка про Что такое переговоры как мирное средство разрешения споров. Фото Что такое переговоры как мирное средство разрешения споров Что такое переговоры как мирное средство разрешения споров. Смотреть фото Что такое переговоры как мирное средство разрешения споров. Смотреть картинку Что такое переговоры как мирное средство разрешения споров. Картинка про Что такое переговоры как мирное средство разрешения споров. Фото Что такое переговоры как мирное средство разрешения споров Что такое переговоры как мирное средство разрешения споров. Смотреть фото Что такое переговоры как мирное средство разрешения споров. Смотреть картинку Что такое переговоры как мирное средство разрешения споров. Картинка про Что такое переговоры как мирное средство разрешения споров. Фото Что такое переговоры как мирное средство разрешения споров Что такое переговоры как мирное средство разрешения споров. Смотреть фото Что такое переговоры как мирное средство разрешения споров. Смотреть картинку Что такое переговоры как мирное средство разрешения споров. Картинка про Что такое переговоры как мирное средство разрешения споров. Фото Что такое переговоры как мирное средство разрешения споров

Что такое переговоры как мирное средство разрешения споров. Смотреть фото Что такое переговоры как мирное средство разрешения споров. Смотреть картинку Что такое переговоры как мирное средство разрешения споров. Картинка про Что такое переговоры как мирное средство разрешения споров. Фото Что такое переговоры как мирное средство разрешения споров

Что такое переговоры как мирное средство разрешения споров. Смотреть фото Что такое переговоры как мирное средство разрешения споров. Смотреть картинку Что такое переговоры как мирное средство разрешения споров. Картинка про Что такое переговоры как мирное средство разрешения споров. Фото Что такое переговоры как мирное средство разрешения споров

Согласно Уставу ООН государства — члены ООН приняли на себя обязательство «проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права улаживание или разрешение международных споров и ситуаций, которые могут привести к нарушению мира» (п. 1 ст. 1). Согласно ст. 33 Устава ООН государства, участвующие в любом споре, продолжение которого могло бы угрожать

поддержанию международного мира и безопасности, должны прежде всего стремиться разрешить спор путем «переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору».

Переговоры — это мирное средство разрешения спора с помощью представителей между государствами по существу достижения договоренности о применении иного мирного средства для разрешения спора.

Цели, состав участников, уровень представительства на переговорах, их организационные формы согласовываются самими спорящими сторонами. Переговоры

по разрешению спора должны вестись на равноправной основе, исключающей нарушение суверенной воли заинтересованных сторон.

Консультации сторон — это периодические встречи спорящих сторон, направленные на поиск компромиссных решений.

Обследование — это средство мирного урегулирования, к которому прибегают в случае, когда спорящие стороны расходятся в оценке фактических обстоятельств, вызывающих спор или приведших к спору. Для того чтобы провести обследование, создается следственная комиссия, иногда во главе с представителем третьего государства или международной организации. Результаты работы следственной комиссии закрепляются в докладе, который устанавливает только фактическую сторону спора.

Примирение — это выяснение фактических обстоятельств спора и выработка конкретных рекомендаций для сторон.

Добрые услуги — это действия не участвующей в споре стороны, направленные на установление контактов между спорящими сторонами. Субъекты, оказывающие добрые услуги, в самих переговорах по разрешению спора непосредственного участия не принимают.

В качестве субъектов могут выступать государства, международные организации, известные общественные или политические деятели.

Посредничество — это непосредственное участие третьей стороны в мирном разрешении спора.

Международный арбитраж — это добровольно выраженное согласие спорящих сторон передать свой спор на рассмотрение третьей стороне, решение которой является обязательным для сторон в споре.

Судебное разбирательство — это рассмотрение и разрешение спора международными судами.

Источник

Переговоры как способ мирного разрешения международных споров

Понятие международного спора и разграничение его со смежными понятиями. Понятие процесса переговоров и его виды. Правовая основа процесса международных переговоров. Анализ особенностей процесса переговоров при урегулировании международных споров.

РубрикаМеждународные отношения и мировая экономика
Виддипломная работа
Языкрусский
Дата добавления27.05.2017
Размер файла57,3 K

Что такое переговоры как мирное средство разрешения споров. Смотреть фото Что такое переговоры как мирное средство разрешения споров. Смотреть картинку Что такое переговоры как мирное средство разрешения споров. Картинка про Что такое переговоры как мирное средство разрешения споров. Фото Что такое переговоры как мирное средство разрешения споров

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Содержание

1. Понятие и виды международных переговоров

1.1 Понятие международного спора и разграничение со смежными понятиями

1.2 Понятие и виды переговоров

Переговоры как эффективный механизм урегулирования споров

2.1 Правовая основа проведения международных переговоров

2.2 Переговоры при урегулировании современных международных споров

Список использованных источников

Введение

международный спор правовой основа

В XXI веке на фоне происходящих в мире международных столкновений все большую актуальность приобретают мирные средства разрешения споров, такие как переговоры. Переговоры можно с уверенностью назвать самым эффективным и гибким средством мирного разрешения международных споров и достижения соглашения между акторами международных отношений. С увеличением акторов международных отношений, увеличилось и количество проводимых на мировой арене переговоров. В связи с этим всё больше внимания стало уделяться правилам и условиям проведения международных переговоров.

На данный момент существует 197 признанных государств, а если рассматривать и не признанные, то их число достигает 270. И, наконец, научно-технический прогресс дал миру новые виды связи, такие как телефония и интернет, что значительно облегчает процесс переговоров. Если в 1962 году в разгар Карибского кризиса советский и американский лидеры были вынуждены общаться через телеграфную связь, то сегодня телефон или электронная почта существенно облегчает процесс согласования интересов. Сегодня, мир стал более открытым, но и более опасным, что только повышает значимость процесса переговоров как мирного способа решения конфликтов.

Объектом исследования являются международные переговоры.

Цель данной работы- изучение особенностей механизма переговорного процесса.

Мы можем сформулировать задачи, стоящие перед нами в процессе проведения исследования, следующим образом:

— Рассмотреть понятие международного спора и разграничить его со смежными понятиями;

— Определить понятие процесса переговоров и рассмотреть его виды;

— Охарактеризовать правовую основу процесса международных переговоров;

— Проанализировать особенности процесса переговоров при урегулировании международных споров;

— Показать роль переговоров в современных международных отношениях.

Можно увидеть большое количество трудов по теме переговоров. В зарубежной и отечественной доктрине к теме переговоров обращались М.М. Лебедева, Б.И. Хасан и П.А. Сергоманов, Дж. Вудд и Ж. Серре, А.Я. Анцупов, И.А. Василенко, С.А. Ланцов, Д.Б. Левин, И.И. Лукашук, Р. Фишер и У. Юри и другие.

Однако более узкая тема международных переговоров является главной темой в научных трудах гораздо реже. Чаще всего рассматриваются деловые переговоры, что объясняется экономическим ростом государств и расширением количества бизнес-структур.

Эмпирическую основу исследования составили устав, декларации и конвенции Организации Объединенных Наций, консультативные заключения и постановления Международного Суда Организации Объединенных Наций, информационные источники.

В качестве методологической основы исследования применялись общие и частные методы, включая исторический, сравнительный, нормативно-правовой, аналитический метод, обобщение, классифицирование и анализ.

1. Понятие и правовая основа международных переговоров


1.1 Понятие международного спора и разграничение со cмежными понятиями

В соответствии с нормами международного права каждое государство и иные субъекты международного права обязаны разрешать споры между собой мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость. Принцип мирного разрешения международных споров закреплен во многих многосторонних и двусторонних договорах, уставных документах международных организаций и декларациях. Так, в ст. 33 Устава Организации Объединённых Наций[1],в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами 1970 года [6] и во многих других договорах. Эти документы устанавливают, что разрешение международных споров силовыми методами является незаконным.

Устав Организации Объединенных Наций делит споры на две категории: споры продолжение которых может угрожать поддержанию международного мира и безопасности и любые другие споры. Кроме термина «споры» в ст. 34 УставаООН используется понятие «ситуация». Ситуация также «может привести к международным трениям» или вызвать «спор». Устав ООН не содержит критериев разделения споров и ситуаций на указанные две категории, предоставляя решение этого вопроса Совету Безопасности [1].

В отечественной доктрине международный спор определяется по- разному. П.Н. Бирюков разграничивает указанные понятия: он обозначает спор, как «совокупность взаимных притязаний субъектов международного права по неурегулированным вопросам, касающимся их прав и интересов, толкования международных договоров».

А.И. Колташов определяет ситуацию, как положение, при котором отсутствуют взаимные претензии, то есть одна сторона настаивает на наличии предмета спора, а вторая сторона его не признает [21].

Словарь международного права гласит, что международный спор может возникать «в различных сферах деятельности государств в отношении толкования или применения того или иного международного договора, ответственности конкретного государства», опять возвращаясь к вопросам толкования договоров. Но здесь также отмечается, что «появление каких- либо разногласий между государствами еще не предопределяет наличия международного спора», то есть в случае возникновения разногласий появляется «ситуация» [33, с.233]

И.А. Орлова отмечает, что в российском законодательстве термин «конфликт» почти не упоминается. В нормативно-правовых актах Российской Федерации, которые регулируют деятельность судов, определено, что в их компетенцию входит разрешение споров. Однако, несмотря на это, в законодательстве нет определения спора [32, с.8-12].

Кроме того, выделяется несколько черт присущих спору, которые характерны только для спора: социальность спора, различие в позициях сторон по одному и тому же вопросу, наличие обязательного обоснования своей позиции, а также обсуждение проблемы [32, с.29].

Предмет международного спора очень разнообразен. Как правило, выделяют политические, экономические, правовые, экологические, и другие виды международных споров.

Отдельно выделяются правовые споры. Статья 36 Статута Международного Суда ООН содержит критерии правовых споров, для которых юрисдикция Суда является обязательной. К ним относят споры, касающиеся толкования договора, любого вопроса международного права, наличия факта нарушения международного обязательства, характера и размера возмещения за нарушения такого обязательства. Кроме того, Международный Суд ООН решает территориальные споры, составляющих особую категорию споров[2].

Устав ООН предусматривает, что политические споры должны решаться исключительно политическими средствами [1].

Для решения международных экономических споров созданы специальные организации, такие как Всемирная торговая организация,

Комиссия ООН по праву международной торговли. Например, у Всемирной торговой организации один из самых эффективных механизмов мирного разрешения торговых споров. Этот механизм регулируется особой Договоренностью о правилах и процедурах урегулирования споров. В общем с 1995 года в организацию поступило около 500 жалоб [29].

Для разрешения споров, вытекающих из внешнеторговых отношений, стороны могут обратиться в арбитражные организации, такие как Арбитражный суд Международной торговой палаты, Лондонский международный третейский суди другие.

Такое количество международных организаций связано с процессом глобализации и беспрецедентным темпом увеличения товарооборота на мировом рынке в XXIвеке. В данных организациях существует собственный механизм разрешения споров.

Большое внимание уделяется международным экологическим спорам. Принцип рационального использования природных ресурсов, являющийся одним из основополагающих принципов экологического права, и закрепленный во многих двусторонних и многосторонних договорах и в национальных законах, зачастую идет в разрез с экономическими интересами государств. На этой почве и возникают международные споры, порой перерастающие в серьезные конфликты. За такими спорами следит и контролирует их Совет Безопасности ООН, который может делегировать эти полномочия некоторым вспомогательным органам Организации, таким как Международный экологический суд или Международный Суд ООН в Гааге, в котором действует камера по экологическим вопросам.

Большинство международных споров контролирует Совет Безопасности ООН, который может устанавливать принципы достижения согласия между сторонами, проводить расследования и осуществлять посредничество, направлять миссии, назначать специальных посланников, просить Генерального Секретаря ООН оказать добрые услуги для достижения мирного разрешения спора.

Так, в 2005 году Генеральный Секретарь Пан Ги Мун посредством своего Специального представителя Яна Пронка способствовал получению согласия от Президента Судана Омара аль-Башира на ввод миротворческих войск в Судан, а после этого, активно участвовал в мирных переговорах и в создании Группы помощи ООН в Аддис-Абебе. Это способствовало подписанию Всеобъемлющего мирного соглашения, закрепившего договоренности по оставшимся нерешенным вопросам, в осуществлении которого содействовала созданная для это цели Миссия ООН в Судане [30].

Устав Организации Объединённых Наций в главе 6 ст. 33 устанавливает средства разрешения международного спора, такие как переговоры, обследование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам или соглашениям, или иным мирным средствами по своему выбору [1].

Средства мирного разрешения международных споров закреплены и в Манильской декларации о мирном разрешении международных споров, принятой на Генеральной Ассамблее 15 ноября 1982 года [8].

Рассмотрев правовую природу и сущность международного спора, дав его определение, рассмотрев механизмы и примеры решения международных правовых, экономических и экологических споров, мы можем прийти к следующим заключениям.

С увеличением акторов международных отношений количество международных споров между ними только растет. На данный момент международным сообществом выработано несколько способов мирного разрешения международных споров, среди которых наиболее эффективными являются переговоры.

1.2 Понятие и виды переговоров

Среди всех возможных средств мирного разрешения международных споров, перечисленных в Уставе ООН, выделяются переговоры, как самый эффективный метод.

Словарь международного права определяет международные переговоры как «дипломатическую деятельность, направленную на устранение глобальных угроз и извлечение политических выгод и преимуществ» [33, с.170].

Б.И. Хасани П.А. Сергоманов определяют переговоры, как «организованный процесс, ведущий к соглашению. Можно сказать, что этот процесс приводит к такому установлению картин, образов, схем ситуации совместного действия, которое дает распределенный между участниками план осуществления этого действия» [41, с.144]. То есть каждый из участников совершает определенный алгоритм действий, предполагающий наличие другой стороны, без которой переговоры невозможны. Кроме того, если не удалось достигнуть какого-либо результата, то это значит, что переговоры не состоялись.

М.М. Лебедева, российский политолог, определяет цель переговоров: переговоры используются для «реализации сотрудничества и урегулирования конфликтов и всегда содержат элементы как конкуренции, так и кооперации» [25, с.10]. Действительно, конкуренция проявляется в стремлении достичь своих целей и обосновании своей позиции, но несмотря на это переговоры были бы невозможны без стремления сторон к совместному решению проблемы.

Почему же стороны выбирают переговорный путь решения в условиях международного спора? М.М. Лебедева выделяет несколько причин. Первой основной причиной она называет «угрозу взаимного уничтожения». Любая война отнимает колоссальные силы и средства, разрушает партнерские связи, ведет к утечке секретной информации, влечет огромные потери и дестабилизацию экономики, а война на уничтожение полностью разрушает основы общества [24, с.54].

Второй причиной М.М. Лебедева выделяет «наличие взаимных ограничений в односторонних действиях». Стороны создают «угрозу взаимных наказаний» друг для друга в случае возникновения войны, которые нанесут серьезной урон экономике или политике страны, идущей на конфликт. Сейчас, международные организации, такие как Организация Объединенных Наций, Европейский Союз и другие практикуют введение различных политических и экономических санкций против стран, нарушающих основные международные принципы. Добавим, что необходимость ограничивать друг друга и ставить в жесткие рамки, исходит от недоверия к намерениям государства соблюдать достигнутых договоренностей.

Очевидной причиной является тот факт, что совместный поиск мирного решения урегулировать международный спор даст гораздо больше плодов, нежели любые односторонние действия. Проанализировав причины, которые приведены выше, можно утверждать, что переговоры являются самым взаимовыгодным способом решения международного спора [25, с.47- 48].

Для ведения переговоров должны быть соблюдены основные принципы переговоров. Стороны должны иметь «добрую волю к достижению соглашения», иначе переговоры не принесут результата, либо для соблюдения достигнутых договоренностей стороны не будут прилагать усилия. Каждая из сторон должна иметь «собственный интерес в переговорах», так как именно интерес формирует позицию, цели стороны, и стратегию их достижения. Стороны должны иметь «подготовку и навыки ведения переговоров», либо привлечь стороны, которая обладает знаниями ведения переговоров. И стороны должны иметь «ресурс для выполнения договоренностей и совместных решений» [22].

Переговоры классифицируют по разным основаниям. Существует множество различных классификаций, несколько из них мы рассмотрим.

А.Я. Анцупов предлагает другой подход к классификации переговоров, выделяя цели участников переговоров:

Т.Н. Нешатаева на основе международной практики выделяет два вида переговоров: консультации и обмен мнениями. Консультации часто используются межправительственными организациями, такими как Международный Валютный Фонд, Международная Организация Труда и другими. В истории консультации применялись при урегулировании конфликтов на Ближнем Востоке в 1969 и 1970 годах и во многих других случаях. Обмен мнениями проясняет вопрос выбора того или иного средства урегулирования спора и способа его осуществления [31].

Наличие такого множества классификаций отображает многогранность процесса переговоров, а также его востребованность в совершенно разных сферах общественной жизни.

Переговоры выполняют несколько функций. Первостепенной функцией переговоров является стремление к совместному решению проблемы, собственно, ради которой переговоры чаще всего и проводятся. Эта функция будет выполняться всегда. Если данная функция не выполняется, это означает, что процесс всего лишь похож на переговорный, но таковым не является. Кроме неё, выделяют информационно-коммуникативную, регуляционную, решение вопросов, не связанных с обсуждаемой проблемой, и имиджевую или пропагандистскую функции.

Информационно-коммуникативная функция выполняется на всех переговорах. Суть информационной функции в том, что стороны дают свою точку зрения о предмете переговоров и выясняют точку зрения другой стороны, интересы, опасения, условия. Коммуникативная подразумевает, что стороны устанавливают и поддерживают отношения друг с другом. Данная функция выполняется на начальной стадии переговоров, благодаря которой выясняются главные точки соприкосновения, способствующие достижению консенсуса между сторонами. Иногда авторы разделяют эту функцию как две разные, но М.М. Лебедева утверждает, что эти они близки друг другу и всегда выполняются одновременно и нет необходимости их разделять.

Регуляционная функция способствует регулированию, контролю и координации действий участников переговоров. Чаще всего она выполняется уже при наличии каких-либо договоренностей и обсуждению их исполнения и необходима для сохранения контроля над ситуацией.

Кроме того, зачастую на переговорах решаются вопросы, не связанные с предметом переговоров. Это бывает по разным причинам: низкая степень заинтересованности в переговорах, использование переговоров для «отвода глаз», чтобы решить совсем иные задачи, участие в переговорах для повышения авторитета страны и тому подобное. У стороны может быть «скрытая» цель в переговорах. Сторона может вовсе и не стремиться к достижению какого-либо соглашения, преследуя другие цели. Например, получение информации секретного характера [25].

Имиджевая или пропагандистская функция переговоров заключается в активном воздействии на общественное мнение с целью: демонстрации общественности своей позиции; реабилитация своих действий; представление своих требований другой стороне; порицание поступков противника; вовлечение новых участников и тому подобное [24, с.27-31].

А.Я. Анцупов в дополнение к перечисленным функциям приводит еще «проволочки». Она необходима, чтобы успокоить своего оппонента и дать надежду на разрешение того или иного вопроса[15, с.273].

С.Г. Шеретов приводит еще две функции, которые выполняют переговоры: функция решения собственных внутриполитических и внешнеполитических задач и координации действий на международной арене [42, с.20-21].

2. Особенности переговоров и их роль в международных отношениях


2.1 Правовая основа проведения международных переговоров

Любой международный процесс имеет под собой правовую основу, и переговоры не являются исключением. Для более глубокого понимания этого инструмента дипломатии необходимо обратиться к международно-правовым основам проведения международных переговоров.

В первую очередь нам нужно обратиться к нормам международного права, основой которого являются принципы УставаООН [1], а затем были дополнены и подтверждены Хельсинкским Заключительным актом Совещания по безопасности сотрудничеству в Европе 1975 года [5]. В их числе, принципы неприменения силы, мирного разрешения споров, невмешательства во внутренние дела государства, сотрудничества с другими странами, самоопределения народов, суверенного равенства, уважения прав человека, территориальной целостности государств, нерушимости границ, добросовестного выполнения обязательств.

Принцип мирного разрешения международных споров является одним из ключевых принципов международного права, определяющих правила существования международного сообщества, и составляет фундамент современной правовой системы международных переговоров. Долгое время он существовал в международной практике в качестве международного обычая. В конце XIX в. предпринимались попытки закрепить данный принцип в международных актах, таких как Конвенции о мирном решении международных столкновений 1899 года, и позже в 1907 году в дополняющей первую Конвенции [12].

В 1919 году данный принцип нашел отражение в Статуте Лиги Наций, зафиксировав, что в некоторых спорах государства могут использовать некоторые способы мирного разрешения конфликтов, таких как третейское разбирательство, судебное рассмотрение или обратиться за помощью к Совету Лиги Наций, чтобы Совет рассмотрел данный спор. Однако несмотря на такие положение в Статуте Лиги Наций, все еще не запрещена война в международном праве и к тому же Статутом не предусматривалось активное участие Лиги Наций в разрешении споров [3].

Позже в 1924 году Лига Наций приняла Женевский Протокол о мирном разрешении конфликта, предусматривавший использование арбитража или обращения за решением к Лиги Наций в качестве мирных способов разрешения споров, однако из-за резкой критики данного акта ведущей партии консерваторов в Парламенте Великобритании, правительство отказалось ратифицировать Протокол, после чего последовал ряд отказов и в итоге данный Протокол так и не вступил в силу. Протокол содержал в себе понятия агрессии и фактически был первой попыткой введения международного арбитража.

Наконец, в 1945 году принцип мирного разрешения международных споров был закреплен в Уставе Организации Объединенных Наций [1]. Затем вместе с другими принципами международного права принцип мирного разрешения международных споров был дополнен и подтвержден в Хельсинкском Заключительном акте Совещания по безопасности сотрудничеству в Европе 1975 года [5]. Впоследствии многие региональные межправительственные организации в своих уставных документах так же закрепили обязательность соблюдения данных принципов. Например, в преамбуле Устава Содружества Независимых Государств закреплен принцип сотрудничества во имя обеспечения международного мира и безопасности [4] Суть этого принципа заключается в том, что государства обязаны своевременно решать все свои споры между собой исключительно мирными средствами. С расширением числа международных акторов, можно говорить о расширении данного принципа, так, как и на международные организации, и на транснациональные кампании, и на других участников международных отношений распространяется это правило.

Кроме того, на 54 сессии Генеральной Ассамблеи ООН проходившей в августе 2000 года, известной так же, как Форум тысячелетия была принята Декларация и Программа действий Форума тысячелетия «Мы, народы: укрепление Организации Объединенных Наций в двадцать первом веке». Данный документ выдвигает главные идеи развития мирового сообщества в XXI веке, в том числе и относящиеся к миру и безопасности. Здесь упоминаются и пункты, относящиеся к нашей теме, а именно к процессу разрешения споров. Декларация предлагает не только использовать любые мирные средства разрешения споров, но и воспитывать «дух мира и недопущения конфликтов» и в обычной, бытовой жизни, что так, же поможет избежать таких ситуаций и на государственном уровне [10]. Этот документ показывает, что ООН осознает, что ситуацию необходимо решать в корне, чтобы предотвратить нарушение международного мира и безопасности.

В течении долгого времени предпринимались тщетные попытки закрепить принцип мирного разрешения международных споров, который не был обязательным и действовал как международный обычай вплоть до создания ООН. На данный момент принцип мирного разрешения наравне с другими принципами международного права является императивного нормой, следовать которой обязаны все участники международных отношений.

Первой, а значит и главной своей целью ООН объявляет в статье 1:

«Поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира» [1]. Организация Объединенных наций в настоящее время выступает гарантом всеобщего мира и безопасности и большинство нормативных документов относятся именно к этой организации.

Принцип добросовестного выполнения государствами обязательств зафиксирован в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами от 1970 года. Этот принцип регулирует результаты международных переговоров, которые обычно фиксируются сторонами в определенном документе, который является впоследствии подтверждением заключенных договоренностей. Государство, взявшее на себя обязательства в ходе переговоров по тому или иному вопросу, не должно обходить или пренебрегать своими обязательствами, иначе пропадает смысл заключенных ранее решений [6].

Государство не вправе навязывать свои убеждения и позиции другому государству, так как это подрывает исполнение результатов переговоров, ведь государство будет сопротивляться их решениям. Кроме Устава ООН, это так же подтверждает Декларация об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или её применения в международных отношениях, принятая на 42/22 сессии Генеральной Ассамблеи ООН. 11 пункт данного документа говорит о том, что любой договор не будет иметь силы, если его заключили при угрозе силой или ей применению [9].

Однако существует множество факторов, влияющих на позиции государств и невозможно провести границу между диктатом и советом. Например, на переговорах Соединённых Штатов Америки и Китайской Народной Республики, американцы берут в счет тот факт, что Китай вкладывает 60% от всех инвестиций в американскую экономику и скупает долговые обязательства Соединённых Штатов Америки. Кроме того, сами Соединенные Штаты Америки на протяжении многих лет используют экономическую мощь как инструмент давления на своих оппонентов в переговорах. Здесь мы может увидеть влияние экономического фактора, который обычно не расценивается как прямой диктат, но оказывает существенное влияние на исход всего переговорного процесса.

Отметим то значение, которое придается принципу мирного разрешения споров в Уставе ООН. Изначально, этот принцип был посвящен ситуации, когда между государствами возникают какие-либо споры. На данный момент, учитывая процесс глобализации и интеграции, принцип мирного урегулирования относится и к спорам, возникающим не только между традиционными международными акторами, но и между различными группами, сообществами, организациями. Государства и международные организации часто подчеркивают особую значимость этого принципа. Например, после разгара Украинского кризиса мировое сообщество заявляло, что применение военной силы против собственных же граждан недопустимо и необходимо найти мирный способ решения кризиса. Несмотря на то, что этот политический кризис произошёл внутри страны, только за март 2015 год по украинскому вопросу было проведено около 33 международных переговоров [39]. Отметим, что принципы уважения суверенитета и невмешательства во внутренние дела государства серьезно ограничивают вмешательство в процесс переговоров третьих стран. Однако, государства могут предлагать свои добрые услуги по урегулированию конфликта.

Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами1970 года гласит, что государства должны «стремиться к скорейшему и справедливому разрешению своих международных споров путем переговоров, обследования, посредничества…», тем самым нормативно закрепляя использование переговоров как одно из средств разрешения споров на международной арене [6].

6 пункт Декларации о предотвращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать миру и безопасности, и о роли Организации Объединенных Наций в этой области, принятой Генеральной Ассамблеей 5 декабря 1988 года, устанавливает, что государства на ранней стадии возникновения международного спора или ситуации могут обращаться прямо или косвенно к Совету Безопасности ООНв конфиденциальном порядке для предупреждения или устранения спора, или ситуации [7].

Манильская декларация о мирном разрешении международных споров, принятая на Генеральной Ассамблее 15 ноября 1982 года, в 3 пункте устанавливает, что государства свободны в своем выборе мирных средств для разрешения международных споров [8]. Особое место, отводимое в ней переговорам, отражает концепцию мирного разрешения споров, ориентированную на обеспечение принципа суверенитета государств. Переговоры являются более предпочтительным средством разрешения споров, так как третья сторона не может вмешаться в процесс переговоров и повлиять на позицию и решения участников [19, с.782].

В российской доктрине международного права переговоры называют приоритетным и основополагающим средством мирного разрешения международных споров. Однако, в системе ООН сложилась другая оценка. Переговоры, по мнению экспертов ООН, являются «диагностическим средством, при котором определяется степень конфликта и назначаются меры по его урегулированию» [31, с.117].

Как мы видим, дипломатические переговоры опираются на принципы международного права, а также на нормы обычного права.

Не существует Единого универсального документа о правовом регулировании проведения переговоров. Конвенция ООН о принципах и установках для ведения международных переговоров, принятая резолюцией 53/101 Генеральной Ассамблеи от 8 декабря 1998 года, еще в силу не вступила, однако её нормы рассматриваются, как соблюдение международного обычая.

В преамбуле Конвенции обращается внимание на то, что «международные переговоры представляют собой одно из гибких и эффективных средств, в частности, мирного урегулирования споров между государствами и выработки новых международных норм поведения» [11]. Принципы и установки этого документа так же подтверждают принципы международного права, относящиеся к международным переговорам и определяют их правила ведения.

В международном праве многие нормы устанавливались после конкретных решений вопросов, касающихся международного права, или прецедента. Так, советское правительство оказало добрые услуги в индо- пакистанском конфликте 1965 года и способствовало заключению Ташкентской декларации. Заключение декларации оценивается, как крупный успех политики мира и мирного разрешения международных споров. Ташкентская декларация открыла новую форму двустороннего договора, которое было засвидетельствовано третьей стороной, таким образом создав прецедент в сфере мирного урегулирования споров [17].

Мы видим, что правовая база проведения дипломатических переговоров немногочисленна. Отметим действие и соблюдение международных принципов, регулирующих такие процессы, как переговоры. С другой стороны, существует ряд документов, выработанных международным сообществом совместно в рамках ООН, а также международный обычай и прецедент. Они регулируют только общие правила ведения переговоров и те установки, на которые акторы международных отношений должны опираться.

2.2 Особенности переговоров при урегулировании международных споров

Первым условием для переговоров является, по мнению С.А. Ланцова, наличие переговорного пространства. Здесь имеется ввиду не только физическое пространство для проведения переговоров, а наличие совпадающих границ, в рамках которых стороны готовы к диалогу и поиску взаимовыгодного решения [23, с.235]. Хотя в международной практике может и не быть переговорного пространства. Например, после раздела Палестины Организацией Объединенных Наций, арабские государства не признавали легитимность новообразованного государства Израиль. Таким образом у этих государств не было причин о чем-либо договариваться, то есть между ними не было переговорного пространства. [38, с.106]

М.М. Лебедева отмечает, что отсутствие альтернатива и наличие переговорного пространства являются основой для проведения любых переговоров [24, с.24]

Примером позиционного торга в переговорах может послужить многолетняя история переговоров России и Японии по поводу Курильских островов. Четыре острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи в течение многих лет принадлежали Японии, но после Второй Мировой войны страны победительницы обязались передать остров Сахалин и Курильские острова во владения Советскому Союзу Социалистических Республик. В 1951 году в Сан-Франциско был подписан мирный договор, по которому Япония отказывается от своих территориальных притязаний на Курильские острова, но позже правительство Японии заявило, что вышеуказанные четыре острова не входили в понятие «Курильские острова» и являются «исконно японскими территориями». Россия в данном вопросе готова была пойти на встречу Японии, чтобы подписать мирный договор между странами, и в 1956 году предложила последней передать острова Шикотан и Хабомаи, но Япония была согласна только на передачу всех островов в свои владения. Таким образом, Япония заняла жесткую позицию и с 1956 года по сей день ведутся переговоры по данному вопросу[35].

Другой стратегией ведения переговоров являются переговоры по интересам. Данный стратегия предполагает партнерский подход к ведению переговоров, в результате которых все стороны достигают максимально благоприятного результата. Данная стратегия является более эффективной, так как все участники переговоров находятся в равном положении и ищут лучший и справедливый способ разрешения спора. Такие переговоры возможны при наличии тесного сотрудничества между странами в разных сферах, в том числе и политической, и при наличии острой проблемы, для решения которой необходимы экстренные меры. Примером второй ситуации может послужить Карибский кризис, разразившийся в 1962 году.

Отметим, что такое разграничение возможно лишь в теории. Тогда как на практике стороны обычно сочетают особенности обеих стратегий в одно и то же время.

И.А. Василенко с помощью теории игр выделяет три стратегии: интегративная, полемическая и принципиальная.

— каждая из сторон что-то получает; и смешанные игры. Теория игр позволила установить четкую взаимозависимость между соперничеством и сотрудничеством, однако не учитывает множества субъективных аспектов, таких как страх, манипуляции, личные черты характера переговорщиков и тому подобное.

Интегративные или партнерские переговоры предполагает наличие общей цели у сторон и стремление к сохранению и поддержанию контакта. В результате в соответствии с теорией игр стороны достигают «положительной суммы». Здесь предполагаются разногласия между сторонами только в второстепенных по важности вещах.

Полемическая стратегия избирается при наличии большого числа противоречия между сторонами. По сути, выбор такой стратегии означает продолжение конфликта, только уже в другой форме. Главный риск состоит в том, что при нарастании противостояния стороны не уделяют должного внимания предмету переговоров и не стараются договориться.

И, наконец, принципиальная или рациональная стратегия. Она предполагает поиск взаимной выгоды, но отстаивание своей позиции там, где интересы сторон расходятся. Такая стратегия равно отрицает жесткие и мягкие подходы к переговорам, является некой золотой серединой между этими подходами. Выделяются четыре основополагающих принципа данной модели: отдельное рассмотрение вопросов, относящихся к личности участников и теме переговоров; концентрация на интересах сторон, а не на их позициях; поиск альтернативных вариантов; и требование объективных критериев для результата переговоров. [18] Конечно, эти стратегии почти не встречаются в чистом виде, но принципиальная стратегия поведения представляется самой разумной среди прочих и наиболее глубокой по своей сути.

Выделяют несколько стадий переговоров: подготовка к переговорам, непосредственно сам процесс переговоров, завершение и анализ достигнутых решений, а также исполнение достигнутый решений.

Организационно самым важным является этап подготовки, так как переговоры ведутся уже по заранее составленной схеме.

Место и время проведения переговоров обговариваются заранее на стадии подготовки переговоров по взаимному согласию сторон. Обычно в дипломатической практике встречаются на нейтральной территории, особенно в случае использования переговоров как инструмента разрешения конфликтной ситуации. Например, переговоры о мире на Украине, в которых участвуют Россия, Украина, Франция и Германия, проводятся в столице Белоруссии городе Минске с 2015 года. Сирийские мирные переговоры между официальным правительством и группами оппозиция при посредничестве Организации Объединённых Наций ведутся в Женеве в Швейцарии с 2012 года.

Дж. Вуд и Ж. Серре отмечают, что «в соответствии с их рангами члены делегаций именуются «делегатами, «заместителями делегатов»,

«экспертами» [20]. Делегаты представляют делегацию и могут выступать от её имени. Другие же её члены заняты внутренней работой делегации и так же могут представлять её, но только в различных организационных комитетах, занимающихся техническими вопросами и выработкой документов. Такое разделение позволяет равномерно распределить обязанности и систематизировать работу делегации.

В международных отношениях тщательно соблюдается принцип равноправия и взаимности. Еще его называют принципом паритета. Он напрямую контролирует вопрос состава делегации. При определении главы делегации как правило назначают одинаковых по положению и рангу членов дипломатических представительств. Почти всегда это руководящие должности. Они обычно назначаются из старших сотрудников дипломатического представительства, так как имеют большой опыт в проведении подобных мероприятий, знают дипломатический протокол и этикет, имеют личные связи с дипломатии других стран.

Глава дипломатического представительства физически не может возглавлять все переговорные делегации, поэтому эти делегации часто возглавляют старшие должностные лица из числа отраслевых министерств.

Эта должность в делегации называется заместитель делегата. На практике возникает несколько проблем, связанных с тем, что эти сотрудники зачастую не подготовлены к выполнению этих обязанностей так, как профессиональный дипломат.

У каждой делегации есть свой секретарь, который отвечает за внешне невидимый, но значительный и важный пласт работы на встрече. Секретарь занимается подготовкой к переговорам, участвует в предварительной консультации по формированию повестки дня и определению цели встречи, ведет запись процесса переговоров. Кроме этого, во время встречи, он занимается связью с принимающей стороной по хозяйственным вопросам, куда входят вопросы проживания и передвижения, занимается бумажной работой, а также контролирует соблюдение дипломатического протокола, ведения протоколов заседания и подготовку итогового документа. Еще он уполномочен держать связь с министерством иностранных дел и другими заинтересованными ведомствами. Так же, заранее решается вопрос о рабочем языке, на котором будет вестись беседа, и, в случае необходимости, предоставляются переводчики или техника синхронного перевода.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *