Что такое переходные и непереходные глаголы в русском языке 7 класс
Переходные и непереходные глаголы
Глаголы в русском языке делятся на переходные и непереходные.
Переходность или непереходность – это постоянный морфологический признак глагола.
Переходные глаголы
Переходные глаголы — это глаголы, обозначающие действие, которое направлено, переходит на предмет:
Переходные глаголы могут сочетаться с существительными или местоимениями в форме винительного падежа без предлогов. Например:
Рабочий чинит станок (В. п.).
Андрей обидел меня (В. п.).
Предмет, на который переходит действие глагола, может быть выражен формой родительного падежа:
Переходные глаголы выражают действия, которые напрямую воздействую на предмет или взаимодействуют с ним. Например:
построить забор, покрасить раму, раздавить паука;
услышать шорох, ощутил страх;
передвинуть стол, похвалить друга;
виню сестру, ненавижу зиму.
Непереходные глаголы
Непереходные глаголы — это глаголы, которые обозначают действия не направленные (не переходящие) на предметы:
приехал на машине, умылся водой, иду к сестре.
Непереходные глаголы сочетаются с существительными (местоимениями) во всех падежах (с предлогами и без предлогов), кроме винительного. С формой винительного падежа непереходные глаголы сочетаются только с помощью предлогов:
кататься на коньках (П. п.),
сесть в машину (В. п.).
Все возвратные глаголы относятся к непереходным:
садиться на стул, радоваться жизни, надеяться на чудо.
В русском языке все глаголы делятся на переходные и непереходные.
Победить (кого?) соперника
Нести (что?) кирпич
Видеть (кого?) сестру
Обнаружить (что?) ошибку
Непереходные глаголы. Что такое непереходный глагол. Примеры
Примеры непереходных глаголов:
стоять, гулять, прыгать, сомневаться, переживать
Непереходные глаголы не имеют при себе прямого дополнения, они не могут управлять формой винительного падежа существительного или местоимения.
Непереходные глаголы употребляются с существительными или местоимениями с предлогами и без предлогов в формах:
Родительного падежа. Требовать (чего?) уважения. Проезжать (мимо чего?) мимо деревни.
Дательного падежа. Рассказывать (кому?) друзьям. Служил (чему?) стране. Скучать (по чему?) по Родине. Подтолкнуть (к чему?) к размышлениям.
Винительного падежа с предлогом. Не верила (во что?) в совпадения. Попасть (во что?) в яблочко. Войти (во что?) в комнату. Вдохновить (на что?) на свершения.
Творительного падежа. Утомила (чем?) болтовней.Повеяло (чем?) ароматом. Дорожим (чем?) дружбой. Летит (над чем?) над лесом.
Предложного падежа: Жить (в чем?) в квартире. Располагаться (на чем?) на холме. Плавать (в чем?) в бассейне.
Непереходные возвратные глаголы. Примеры:
обидеться (на что?) на знакомого
тревожиться (за кого?) за свою судьбу
оскорбиться (чем?) подозрениями
сомневаться (в чем?) в ответе
Как отличить переходный глагол от непереходного?
Чтобы узнать, переходный или непереходный перед вами глагол?
Возможно ли при нем дополнение? Если нет, это точно непереходный глагол.
Определите падеж. Годится ли винительный падеж? Подходит ли к дополнению вопрос кого? что? Если нет, то
Как определить переходность глагола?
Переходность — это постоянный грамматический признак глагола в русском языке. Узнаем, как определить переходность глагола с помощью безошибочного алгоритма.
При морфологическом разборе глагола как части речи важно правильно указать его переходность или непереходность.
Прежде чем составить алгоритм определения этого признака, напомним, что такое переходность глагола в морфологии русского языка.
Что такое переходность глагола?
Действие, которое обозначает глагол, может прямо переходить на предмет.
Понаблюдаем:
Надя несёт (что?) корзинку с овощами.
Глаголы «несёт» и «нарисовала» не просто обозначают действие, а такое действие, которое связано с объектом (зайчик, корзинка), на которое оно направлено. Такие глаголы называются переходными. От переходных глаголов мы можем задать вопросы кого? что?
Их грамматической особенностью является способность присоединять существительные или местоимения в форме винительного падежа без предлога.
Иногда переходные глаголы управляют формой родительного падежа существительного, если называют
2. при глаголе с отрицанием «не»
3. при указании большого количества
Все остальные глаголы являются непереходными. Действие, которое они обозначают, не переходит на предмет или лицо. К ним можно задавать любые падежные вопросы:
Отметим, что многие существительные и местоимения при непереходных глаголах имеют в своей падежной форме предлоги, в том числе и в форме винительного падежа. Значит, предлог у существительного — это маркер непереходности связанного с ним глагола. Непереходными являются также все возвратные глаголы, так как в силу своих грамматических особенностей они не могут переносить действие на объект.
ПЕРЕХОДНЫЕ ГЛАГОЛЫ | НЕПЕРЕХОДНЫЕ ГЛАГОЛЫ |
---|---|
везти санки | бродить по лесу |
увидеть мальчика | стоять на мосту |
написать письмо | помогать маме |
учу уроки | руководить командой |
В итоге наших рассуждений, сделаем вывод, что такое переходность глагола в русском языке.
Чтобы выяснить, переходный глагола или непереходный, предлагаем следующий алгоритм рассуждений.
Алгоритм определения переходности глагола
1. В первую очередь отыщем в предложении глагол, задав к нему вопросы что делает? что сделает? что будет делать? что делал? и пр.
2. Обратим внимание, возвратный или невозвратный глагол. Если глагол возвратный, значит, он непереходный.
3. Если глагол невозвратный, важно отыскать то слово, на которое направлено действие, обозначенное им. Переходный глагол всегда имеет при себе существительное или местоимение в форме винительного (родительного) падежа без предлога. Такие слова не просто стоят в этой грамматической форме, а обозначают объект, на который направлено действие, выраженное глаголом.
К примеру, в словосочетании «ждать час» глагол «ждать» непереходный, так как его действие не переходит на объект, обозначенный существительным в форме винительного падежа.
Сравним:
4. Зададим от глагола вопрос к зависимому слову и определим падеж.
5. Проанализировав грамматическую ситуацию, сделаем вывод о переходности или непереходности глагола.
Образцы рассуждений
В соответствии с указанным алгоритмом определим переходность глагола в предложениях.
Серый котенок лакает молоко из мисочки.
1. Слово «лакает» — это глагол, так как обозначает действие предмета.
2. Глагол «лакает» невозвратный (у него нет постфикса -ся).
3. От него зависит слово «молоко»:
4. Слово «молоко» имеет форму винительного падежа без предлога. Это прямое дополнение.
5. Глагол «лакает» переходный.
Дедушка пошел за водой к колодцу.
Слово «пошёл» — это глагол.
2. Глагол «пошёл» невозвратный.
3. От него зависят существительные:
4. Зависимые слова «за водой» и «к колодцу» имеют форму творительного и дательного падежа с предлогами. Это косвенные дополнения.
5. Глагол «пошёл» непереходный.
Слушая скрипку, мы попадаем в чудесный мир музыки.
1. Слово «попадаем» — это глагол.
2. Глагол «попадаем» невозвратный.
3. От него зависит существительное:
4. Существительное «в мир» имеет форму винительного падежа с предлогом.
5. Глагол «попадаем» непереходный.
Видеоурок «Переходные и непереходные глаголы»
Переходные и непереходные глаголы
Одним из постоянных грамматических признаков глагола является переходность. Глаголы в русском языке бывают переходными и непереходными.
Посмотрим, что такое переходность глагола?
Переходность — это грамматическая категория глагола, которая демонстрирует отношения между субъектом и объектом.
Переходные глаголы
Переходные глаголы – это глаголы, действия которых переходят на другой объект. Данные глаголы управляют прямым дополнением, которое обычно выражено существительным в форме винительного падежа без предлога или местоимением.
Например:
Как видно из примеров, действия перечисленных глаголов переходят на другой предмет или объект, поэтому они и называются переходными.
Запомните, что обязательным признаком переходности глагола является наличие объекта, на которое направлено действие.
Теперь выясним, какими членами предложения могут быть выражены данные объекты:
1. существительным в форме винительного падежа без предлога
2. местоимением
3. существительным в форме родительного падежа, которое обозначает часть от целого.
4. существительным в форме родительного падежа или местоимением при сказуемом с отрицанием:
Также, запомните, что страдательные причастия прошедшего времени образуются от переходных глаголов.
Например:
Непереходные глаголы
Непереходные глаголы – глаголы, действия которых не направлены на какой-либо предмет. Данные глаголы не управляют прямым дополнением, в отличие от переходных глаголов.
Например:
Запомните, что все возвратные глаголы являются переходными:
вернуться, показаться, тревожиться и др.
Посмотрим, с какими словами употребляются непереходные глаголы:
1. с существительными в форме родительного падежа
2. с существительными в форме дательного падежа:
3. с существительными в форме винительного падежа с предлогом:
Примечание: переходные глаголы также употребляются с существительными винительного падежа, НО без предлогов.
4. с существительными в форме творительного падежа:
5. с существительными в форме предложного падежа:
Чтобы правильно определить, глагол переходный или непереходный, предлагаем следующий алгоритм.
Переходный или непереходный глагол? Как определить?
Является ли глагол переходным или нет, определяется по предложению.
Воспользуемся следующим алгоритмом:
Во всех остальных случаях глагол – непереходный (смотреть выше).
Пример: “За годы жизни в мегаполисе я уже успел отвыкнуть от машины.”
Нам нужно выяснить, является ли глагол “отвыкнуть” переходным или непереходным. Находим в предложении дополнение – “от машины”.
Теперь нужно определить падеж дополнения (от машины).
От чего? – от машины – родительный падеж.
Согласно правилу, если дополнение выражено существительным в форме родительного падежа, то глагол является непереходным.
Переходные и непереходные глаголы в русском языке
Определение понятия
Чтобы определить тип глагола, необходимо разобраться с самим понятием переходности. Так называется грамматическая категория, которая указывает на способность формы влиять на прямое дополнение. К ней можно присоединять имена существительные без предлогов в родительном или винительном падеже. Переходность дает понять, может ли глагол управлять в предложении объектами, которые совершают действие.
Если рассматривать это определение с семантической стороны, то можно понять его смысл. Оно означает те действия, которые живой объект или предмет не может совершить самостоятельно. Под переходом стоит понимать перенос действия, совершаемого подлежащим, на прямое дополнение.
Чаще всего глагол управляет беспредложными существительными в винительном падеже. Если перед ним стоит отрицание, то зависимое от него словосочетание употребляется в родительном падеже. Это происходит и в том случае, когда упоминается не целый предмет, а его часть.
Как правило, к переходному типу относятся слова, которые обозначают:
Выбор между винительным и родительным падежом
Имена существительные в предложениях с переходными глаголами могут стоять в двух падежах. Основным считается винительный, а для родительного есть несколько конкретных случаев:
В первом случае речь идет о некоторой части предмета или объекта. Например, во фразе «выпила компота» родительный падеж указывает на какую-то долю жидкости. А в словосочетании «выпила компот» говорится обо всем напитке, который был в сосуде, поэтому используют винительный.
Если в отрицательном предложении переходный глагол стоит в значении «совсем», то употребляется родительная форма: я не ел твоего шоколада. Винительный применяется в случае, когда просто отрицается действие: я не брал твою книгу.
Усилительная частица «ни» также говорит о том, что необходимо ставить существительное в родительный падеж. Например: у меня нет ни малейшего понятия.
В школьной программе предусмотрены специальные упражнения для определения падежа. Но при выполнении домашних заданий нужно быть внимательным. Некоторые имена существительные в таких предложениях приобретают форму родительного падежа, которая отличается от привычной: съем сахару, выпью чаю. Есть в русском языке таблица переходности глаголов. Ее удобно использовать во время уроков в школе и занятий дома для определения падежей.
Как определить переходность
У школьников часто возникают проблемы с определением переходности. На самом деле, определить, является ли глагол переходным, довольно просто. Для этого нужно задать от него вопрос «кого?» или «что?» к зависимому существительному. Если удалось это сделать, значит, глагол переходный: съесть (что?) конфету, видеть (кого?) мальчика. Если же после него нельзя употребить прямое дополнение, а только существительное с предлогом или наречие, то он является непереходным: идти домой, играть в шахматы.
Есть еще один способ, как определить переходность и непереходность глагола. Нужно постараться образовать от него страдательное причастие. Если это получилось, то он переходный. С ним всегда можно составить словосочетание с прямым дополнением: принять решение, получить знания, оказать помощь.
Стоит помнить, что возвратные глаголы и формы страдательного залога, образованные с помощью суффиксов «-ся» или «-сь» (решаться, бояться, кажется), являются непереходными.
Учитывается также и смысл имени существительного. Оно обязательно должно означать предмет или объект действия. Иногда встречаются предложения, в которых оно стоит в винительном падеже без предлога и зависит от глагола, который при этом относится к непереходным: жить месяц, ехать день.
Непереходный тип
К непереходным глаголам относятся слова, которые обозначают действие, не переходящее на предмет. Они также не нуждаются в конкретном объекте. Обычно такие слова не сочетаются с дополнениями, стоящими в винительном падеже без предлога.
Они обозначают следующие действия:
Есть несколько различий между переходными и непереходными глаголами в русском языке. Первые описывают контакты с предметами без влияния на них, касаются органов чувств и восприятия, проявляют отношение к объекту и говорят о создании или уничтожении вещей.
Стилистические приёмы
Переходность может использоваться в качестве стилистического приёма. При этом писатели употребляют непереходные глаголы как переходные. Используется этот приём редко:
В юмористической прозе, например, авторы могут употребить такие выражения: пьянствовать алкоголь и хулиганить дисциплину. Это помогает им создавать комический эффект и сглаживать отрицательный смысл выражения.
Устаревшие слова также могут изменять свою форму. К примеру, в современном универсальном языке «торговать» — непереходный тип. Но ранее его понимали, как «прицениваться», поэтому он имел другую форму. В фольклоре, диалектизмах и жаргонизмах такое употребление осталось и сегодня. Иногда подобные выражения можно услышать в профессиональном или молодежном сленге.
Таким образом, чтобы определить переходность глагола, необходимо проанализировать главное слово и зависимое от него, обратить внимание на наличие или отсутствие предлогов.