Что такое перекат в физкультуре
Перекаты: техника выполнения.
Перекаты – это движения назад и вперёд с последовательным касанием пола отдельными частями тела без переворачивания через голову. Перекат является составной частью кувырка назад, стойки на лопатках и “подводящим” упражнением для обучения этим элементам.
Программой предусмотрены перекаты вперёд и назад в группировке, в стороны из упора стоя на коленях, прогнувшись лёжа на животе.
Лёжа на животе прогнуться, наклонить голову назад и принять упор лёжа на бёдрах. Быстро сгибая руки, выполнять перекат вперёд, и разгибая их, перекат назад.
По программе предусмотрено обучение следующим акробатическим упражнениям: кувырку вперёд, стойке на лопатках согнув ноги, выпрямив ноги, перекату вперёд из стойки на лопатках в упор присев.
Кувырок вперёд
Из упора присев, подать плечи вперёд и перенести тяжесть тела на руки, выпрямляя ноги наклонить голову до касания подбородка груди оттолкнуться ногами и переворачиваясь через голову, сделать перекат, опускаясь на лопатки, спину, затем согнуть ноги, руки после отталкивания положить на голени, сохраняя группировку, придти в упор присев.
В I классе обучение кувырку вперёд происходит из положения стойка ноги врозь.
1. Повторить движения в группировке, перекатах ранее выученных из различных и.п.
2. И.п. стойка ноги врозь лицом к мату, наклон вперёд, поставить руки на мат, подавая плечи вперёд, голову к коленям, держать.
3. То же подняться на носки, постараться увидеть верхнюю часть спины – держать.
4. И.П. стойка ноги врозь, опуская руки на мат перед собой, сгибая руки. Опускаясь на спину отталкивание поочерёдное ногами, руками выполняется кувырок вперёд в сидящую группировку.
5. И.п. то же кувырок вперёд в упор присев.
6. Из упора присев, оттолкнуться 2 ногами, подтянуть колени к груди — группировка.
7. И. п. упор присев — кувырок вперед в упор присев.
Упражнения 4, 7 в начале обучения выполняются с помощью учителя, чтобы избежать ошибки №1, 3 помочь детям почувствовать движение плеч вперед, перекат на спину, отталкивание руками, ногами.
В большинстве случаев избежать типичных ошибок можно при многократном повторении элементов группировки и перекатов, используя разнообразные варианты их исполнения, поддерживая и развивая интерес детей к известным упражнениям.
Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 10440 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Перекаты
Перекаты могут быть совершенно разными, попробуем вспомнить некоторые из них:
1. Перекат, который служит подводящим упражнением к кувыркам вперед и назад. Выполняется на мате или мягкой опоре (ковре, матрасе и т.п.). И.п. присед в группировке (руки держатся за голени, только не скрестно, а правая рука за правую голень, левая за левую), подбородок плотно прижат к груди, колени слегка разведены (чтобы самому себя по носу или по челюсти коленом не стукнуть при неудачном выполнении). Из такого положения выполняется перекат назад (на спину), сохраняя положение группировки. Хорошим примером для ребенка будет мячик. «Вот мы теперь стали настоящим мячиком (шариком), круглым, нам теперь надо постараться таким же мячиком и остаться». Перекат выполняется или до касания мата затылком, или до касания мата плечами, после чего перекатываемся обратно. В более сложном варианте перекатываемся обратно в и.п., в простом – перекатываемся, как кресло качалка вперед-назад. Главное сохранять правильное положение. Отрабатывая такие перекаты, что-то особое вводить не обязательно, здесь нам главное научить ребенка удерживать группировку. Единственное, что можно добавить в заключение, когда перекат уже начинает получаться хорошо, это подъем на ноги. Тогда уже и.п. будет просто стоя спиной к мату. Ребенок из и.п. принимает положение группировки, перекатывается назад и возвращается в и. п. БЕЗ ПОМОЩИ РУК!
2. Более простые перекаты: и.п. лежа на животе (или спине), руки вверх, ноги прямые – перекатываемся с живота на спину и обратно. Если хорошо получается, то неплохо бы и покататься – выполняется несколько перекатов (полный круг т.е. с живота на спину и далее на живот все в одну сторону) в одну сторону. Если место позволяет, то можно прокатиться метра 3—4, а то и больше (при условии, что ребенок хорошо переносит вращательные нагрузки). Затем попробуйте прокатиться в обратную сторону.
Этот же перекат можно выполнять прижав руки к груди (руки не скрещиваем) – такой вариант помогает детям меньше тыкаться носом в мат. Вот наоборот – согнув ноги, но выпрямив руки, перекат практически не делается, совсем как-то неудобно получается. Однако ради интереса можете попробовать.
Почему полезны перекаты в одну сторону на довольно длинное расстояние? Потому что тренируется вестибулярный аппарат, и к тому же ребенку приходится все время удерживать определенное положение тела – как только перекат становится неровным, ребенок начинает катиться криво (или ноги вверх залезают, или туловище вперед забегает). Этим хороши маты, там сразу видно, когда ребенок начинает с мата скатываться. Вначале можно помогать ему выравниваться, но в дальнейшем он должен это делать сам. Если движениями тела не удается выровняться, то просто останавливаемся, сползаем (или поднимаемся) на нужное место и продолжаем.
3. Самый сложный вариант предыдущего переката выполняется из положения «лодочки на животе» и переворачиваемся мы в положение «лодочки на спине». Упражнение очень полезное, но весьма энергозатратное, сил тратится много, но для зарядки или даже тренировки (а тут работают и мышцы живота, и боковые мышцы, и мышцы спины, да и ноги с руками не отстают) упражнение очень полезное. Здесь уже нельзя расслабляться и класть руки или ноги на пол. Приподняли руки и ноги, сделали лодочку и покатились, опора идет только на туловище и таз (бедра ещё могут быть задействованы, это уже зависит от того, насколько хватает сил приподнять ноги), перекатились, одновременно стараясь не касаться пола ни руками, ни ногами, ни, тем более, головой.
Чтобы научиться удерживать руки в прямом положении, можно попробовать использовать мячик. Руки вверх с мячиком подняли, от пола оторвали и стараемся теперь ни в коем случае не коснуться мячиком пола. Так и перекатываемся. Здесь тоже можно катиться только в одну сторону, а можно перекатываться туда и обратно.
4. Этот перекат еще можно назвать боковым кувырком. И.п. – присед с группировкой правым (левым) боком к узкой стороне мата. Перекатываемся по мату в сторону (не через голову) удерживая положение в группировке (полностью сжатые ноги удерживать довольно сложно, так что ничего страшного не произойдет, если дети будут слегка ноги разводить, однако руки они отпускать не должны). Единственное, за чем следим особенно, так это за лицом – перекатываться надо стараться так, чтобы вес приходился на туловище и ноги, а не лицо. Для этого просто надо стараться не заваливаться вперед. Желательно научиться делать по нескольку перекатов в одну и другую сторону.
5. Перекат, который разучивают на различных единоборствах – это перекат через плечо. Выполняется из положения стоя, почти как обычный кувырок, но приземляемся мы на лопатку (голова в это время убирается в сторону), точнее прокатываемся с лопатки на спину и далее. Этот перекат можно разучивать только тогда, когда обычный кувырок не вызывает никаких проблем. Иначе потом научить правильно выполнять обычный кувырок будет очень сложно. Дети и так часто стараются голову повернуть, а тут, после таких перекатов, это будет делаться постоянно.
Перекаты
Перекаты могут быть совершенно разными, попробуем вспомнить некоторые из них:
1. Перекат, который служит подводящим упражнением к кувыркам вперед и назад. Выполняется на мате или мягкой опоре (ковре, матрасе и т. п.). И.п. присед в группировке (руки держатся за голени, только не скрестно, а правая рука за правую голень, левая за левую), подбородок плотно прижат к груди, колени слегка разведены (чтобы самому себя по носу или по челюсти коленом не стукнуть при неудачном выполнении). Из такого положения выполняется перекат назад (на спину), сохраняя положение группировки. Хорошим примером для ребенка будет мячик. «Вот мы теперь стали настоящим мячиком (шариком), круглым, нам теперь надо постараться таким же мячиком и остаться». Перекат выполняется или до касания мата затылком, или до касания мата плечами, после чего перекатываемся обратно. В более сложном варианте перекатываемся обратно в и.п., в простом – перекатываемся, как кресло качалка вперед-назад. Главное сохранять правильное положение. Отрабатывая такие перекаты, что-то особое вводить не обязательно, здесь нам главное научить ребенка удерживать группировку. Единственное, что можно добавить в заключение, когда перекат уже начинает получаться хорошо, это подъем на ноги. Тогда уже и.п. будет просто стоя спиной к мату. Ребенок из и.п. принимает положение группировки, перекатывается назад и возвращается в и. п. БЕЗ ПОМОЩИ РУК!
2. Более простые перекаты: и.п. лежа на животе (или спине), руки вверх, ноги прямые – перекатываемся с живота на спину и обратно. Если хорошо получается, то неплохо бы и покататься – выполняется несколько перекатов (полный круг т. е. с живота на спину и далее на живот все в одну сторону) в одну сторону. Если место позволяет, то можно прокатиться метра 3—4, а то и больше (при условии, что ребенок хорошо переносит вращательные нагрузки). Затем попробуйте прокатиться в обратную сторону.
Этот же перекат можно выполнять прижав руки к груди (руки не скрещиваем) – такой вариант помогает детям меньше тыкаться носом в мат. Вот наоборот – согнув ноги, но выпрямив руки, перекат практически не делается, совсем как-то неудобно получается. Однако ради интереса можете попробовать.
Почему полезны перекаты в одну сторону на довольно длинное расстояние? Потому что тренируется вестибулярный аппарат, и к тому же ребенку приходится все время удерживать определенное положение тела – как только перекат становится неровным, ребенок начинает катиться криво (или ноги вверх залезают, или туловище вперед забегает). Этим хороши маты, там сразу видно, когда ребенок начинает с мата скатываться. Вначале можно помогать ему выравниваться, но в дальнейшем он должен это делать сам. Если движениями тела не удается выровняться, то просто останавливаемся, сползаем (или поднимаемся) на нужное место и продолжаем.
3. Самый сложный вариант предыдущего переката выполняется из положения «лодочки на животе» и переворачиваемся мы в положение «лодочки на спине». Упражнение очень полезное, но весьма энергозатратное, сил тратится много, но для зарядки или даже тренировки (а тут работают и мышцы живота, и боковые мышцы, и мышцы спины, да и ноги с руками не отстают) упражнение очень полезное. Здесь уже нельзя расслабляться и класть руки или ноги на пол. Приподняли руки и ноги, сделали лодочку и покатились, опора идет только на туловище и таз (бедра ещё могут быть задействованы, это уже зависит от того, насколько хватает сил приподнять ноги), перекатились, одновременно стараясь не касаться пола ни руками, ни ногами, ни, тем более, головой.
Чтобы научиться удерживать руки в прямом положении, можно попробовать использовать мячик. Руки вверх с мячиком подняли, от пола оторвали и стараемся теперь ни в коем случае не коснуться мячиком пола. Так и перекатываемся. Здесь тоже можно катиться только в одну сторону, а можно перекатываться туда и обратно.
4. Этот перекат еще можно назвать боковым кувырком. И.п. – присед с группировкой правым (левым) боком к узкой стороне мата. Перекатываемся по мату в сторону (не через голову) удерживая положение в группировке (полностью сжатые ноги удерживать довольно сложно, так что ничего страшного не произойдет, если дети будут слегка ноги разводить, однако руки они отпускать не должны). Единственное, за чем следим особенно, так это за лицом – перекатываться надо стараться так, чтобы вес приходился на туловище и ноги, а не лицо. Для этого просто надо стараться не заваливаться вперед. Желательно научиться делать по нескольку перекатов в одну и другую сторону.
5. Перекат, который разучивают на различных единоборствах – это перекат через плечо. Выполняется из положения стоя, почти как обычный кувырок, но приземляемся мы на лопатку (голова в это время убирается в сторону), точнее прокатываемся с лопатки на спину и далее. Этот перекат можно разучивать только тогда, когда обычный кувырок не вызывает никаких проблем. Иначе потом научить правильно выполнять обычный кувырок будет очень сложно. Дети и так часто стараются голову повернуть, а тут, после таких перекатов, это будет делаться постоянно.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Урок «Акробатические упражнения перекаты».
Тема урока: Акробатические упражнения перекаты.
1. Овладение элементами акробатики, дальнейшее их совершенствование.
2. Формирование практических умений.
3. Повторение упражнений на предыдущем уроке.
4. Дальнейшее обучение упражнению перекаты.
1. Дальнейшее повторение и совершенствование элементов акробатики.
2. Отработать чёткость выполнения упражнений
1. Воспитывать аккуратность, артистичность, умение выполнять коллективные действия.
2. Воспитание чувства взаимопомощи и поддержки, терпимого отношения друг к другу.
1. Формирование правильной осанки.
2. Развитие силы, гибкости, ловкости.
3. Прививать интерес к систематическим занятиям физкультурой.
Тип урока: учебно – тренировочный.
Продолжительность: 45 минут.
Место проведения: спортивный зал школы
Инвентарь и оборудование: 2 гимнастических мата, гимнастические скамейки.
Дата и время проведения:
Вводная часть 10 минут
Для построения в шеренгу подается команда: «В одну шеренгу становись!». Перед рапортом подаются команды: «Рав няйсь!», «Смирно!», «По порядку рассчитайсь!». Дежурному приготовить рапорт. Дежурный после рапорта возвращается в строй кратчайшим путем. Учитель здоровается с классом и сообщает о задачах и ходе урока.
сообщение задачи урока
а) На пятках с грузом на голове. (руки за голову, за пояс).
б) Высоко поднимая колени руки к плечам.
в) В полуприсяде, руки на пояс.
г) На носках руки за спиной, в сторону, на пояс, вверх.
Сохранять правильную осанку.
Спина прямая, носки оттянуть.
Перекат с пятки на носок.
Следить за соблюдением дистанции
Соблюдать дистанцию, интервал.
Дышать равномерно, следить за дыханием
Объяснить учащимся порядок выполнения заданий
Акробатические упражнения, раз вивающие вестибулярный аппарат (ориентировку в пространстве) и спо собствующие освоению различных сальто.
Указания к выполнению:
1. Разучивать перекаты и кувырки лучше на мягкой опоре (на матах, ковре, одеяле и т. д.) Для проверки правильности усвоения можно выполнить упражнение на полу. Мягкое (без удара) исполнение говорит о том, что кувырок или перекат освоен хорошо.
2. Каждое упражнение разучивайте вначале в медленном темпе и выполняйте 2—3 раза подряд. Всего по 4— 8 раз каждое. По мере усвоения делайте подряд по 3—5 кувырков или перекатов, повторяя такую серию 5— 10 раз.
Перекаты в группировке. Группи ровка — положение согнув ноги с за хватом руками за голени.
Указания к выполнению
а) группировка сидя. Из положения сидя согните ноги, возьмитесь ру ками за середину голеней, голову на клоните на грудь, колени разведите и прижмите к груди. Сделайте упражнение несколько раз подряд, ускоряя движения. То же в положении приседа. То же в положении лежа на спине;
б) перекаты назад и вперед из упора присев. Возьмитесь руками за голени и, уплотняя группировку, сделайте перекат назад, до опоры нашею и голову; не останавливаясь сохраняя группировку, сделайте перекат вперед и встаньте в упор присев, не помогая себе руками. То же, начиная перекат из основной стойки, захватывая группировку во время приседания и вставая после переката вперед. То же, но перед перекатом и после него сделайте высокий прыжок вверх. Затем перекат назад до опоры руками о пол.
Последова тельность разучивания и указания к выполнению:
а) из седа перекат согнувшись до упора на лопатки. В конце переката ладонями прочно опереться о пол и перекатом вперед сесть;
б) из основной стойки перекат назад согнувшись с опорой на руки, до упора на лопатках согнувшись. Чтобы первую часть переката сделать мягко, необходимо наклониться вперед, при ближая голову и грудь к ногам: падая в этом положении, руками смягчить приземление на пол
Последовательность разучивания и указания к выполнению:
а) перекаты вперед и назад прогнувшись в упоре лежа. Упражнение выполняйте плавно, стараясь возможно больше прогнуться в исходном и конечном положениях ‘(колени не сгибайте);
б) перекат назад прогнувшись из стойки на голове. Удерживайте стойку 3 сек., затем слегка приподнимитесь на руках и, прогибаясь, перекатитесь на грудь, живот и бедра в положение упора лежа прогнувшись;
в) перекат вперед прогнувшись из стойки на коленях. Прогнитесь. Пос ледовательно касаясь пола бедрами,
животом, затем руками и грудью, сделайте перекат. Выполнив это упражнение, попробуйте сделать более сложный» вариант, требующий определенной смелости: сцепите руки за спиной и перекатитесь вперед, не разрывая рук. Если вам это удалось,, значит, вы обладаете смелостью;
г) перекат прогнувшись из стойки. Чтобы выполнить это упражнение мягко, без удара ногами о пол, необходимо- во время сгибания рук плечи слегка увести вперед, за линию опоры руками. Далее коснуться грудью, а затем животом и бедрами, сохраняя при этом прогнутое положение. Выполняя перекат из стойки, поддерживайте друг друга за голени.
Подвижная игра «Охотники и утки»
Построение в одну шеренгу
Подведение итогов урока, оценки за урок
Совершенствование упражнений пройденных на уроке
Организованный уход из спортивного зала.
Играющие делятся на две равные команды охотников и уток. Утки становятся в середину большого круга. Охотники располагаются снаружи круга. Охотники, перебрасывая волейбольный мяч, стараются осалить им уток. Осаленные утки выбывают из игры. Когда будут осалены все утки, команды поменяются ролями. Выигрывает команда, которая за меньшее время осалила всех уток.
Указания к игре. Осаленным считается играющий, если касание было ниже пояса. При перебрасывании мяча охотникам нельзя заходить за линию круга. Результат игры можно также определить не по времени, а по числу осаленных за одинаковое время.
«За плечи». И.п.: ноги слегка расставить (сидя), обруч вниз. хват снаружи. 1—обруч вверх; 2—за плечи, голову прямо; 3— вверх; 4— и.п. Дыхание произвольное. Повторить 6 раз.
«Не задень». И.п.: сидя в обруче, ноги скрестно, руки за ной (за головой). 1—2 — наклон вправо, коснуться пола ‘правой рукой дальше за обручем; 3—4 — и.п. То же, в другую сторону дыхание произвольное. Повторить по 4 раза.
«Встретились». И.п.: лежа, ноги врозь, обруч на полу ног. 1—2 — согнуть, поставить ноги в обруч; 3—4 — и.п. 1 плечи не поднимать. Повторить 5 раз.
«Подпрыгивание». И.п.: ноги слегка расставить, обруч на г Подскоками на двух ногах 2 раза обойти обруч, ходьба на месте. Повторить 2—3 раза.
Повторение первого упражнения в медленном темпе.
Методика обучения перекатам и кувыркам
Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей Астраханской области
«Специализированная детско-юношеская спортивная
школа олимпийского резерва № 1»
ПЕРЕКАТАМ И КУВЫРКАМ
Акробатика – одно из основных средств физической культуры. Занятия этим видом спорта способствуют наиболее успешному решению задач физического развития человека и совершенствованию его двигательных способностей. Акробатические упражнения позволяют развивать и совершенствовать такие двигательные качества, как ловкость, быстроту, координацию движений и сил. Они с успехом используются для специальной подготовки на занятиях различными видами спорта.
Этапы и методы обучения акробатическим упражнениям.
Процесс обучения отдельному упражнению, а следовательно, содержание и последовательность применяемых методов и методических приемов можно представить в виде трёх тесно связанных друг с другом этапов. Каждый этап имеет свои методические задачи.
Основной задачей начального этапа обучения является создание предварительного представления об изучаемых упражнениях. Учащиеся должны познакомиться с гимнастической терминологией (упор присев, вис, упор лёжа, упор сидя сзади и т. д.). на этом этапе большое значение имеет словесный метод и метод показа. Показ упражнения должен быть безошибочным, т. е. образцовым.
Основной задачей второго этапа обучения, этапа разучивания акробатических упражнений, наибольшее распространение получил метод целостного выполнения упражнения, который подразумевает выполнение изучаемого движения в целом. Его применяют при освоении несложных по технике исполнения элементов и соединений и в случаях, когда разучиваемое упражнение не поддается расчленению. На этом этапе используется метод подводящих упражнений.
Результатом завершения данного этапа является технически правильное и самостоятельное выполнение упражнения, что даёт возможность перейти к третьему этапу обучения – этапу закрепления и совершенствования упражнения, возможность его выполнения в сочетании с другими элементами.
Акробатические упражнения представляют собой преимущественно движение с переворачиванием через голову. Вращательный компонент может носить частичный или полный характер вокруг поперечной, продольной и передне-задней осей, как в отдельности, так и вокруг всех сразу.
Вращательные движения с переворотом и без переворота через голову с касанием всеми частями тела опоры (перекаты и кувырки) являются основными акробатическими упражнения на этапе начальной подготовки. Однако выбор вариантов их выполнения и методик обучения весьма ограничен, что снижает интерес детей к их разучиванию. Между тем перекаты и кувырки отличаются большим разнообразием, классифицируются по способу выполнения (согнувшись, прогнувшись, в группировке), по направлению (вперед, назад, в стороны) по принимаемым исходным и конечным положениям.
По своему назначению перекаты и кувырки выполняют прикладную и корригирующую функций. Как прикладные упражнения их используют для обучения самостраховки, умению приземляться после падений, не ушибаясь и не травмируясь при этом. Как средство корригирующей гимнастики их применяют при остеохондрозе для оказания массажирующего и укрепляющего воздействия на мышцы спины, а также для тренировке вестибулярного аппарата (уменьшения головокружения, улучшения кровоснабжения и лимфообразования).
Кроме того, эти акробатические упражнения развивают координацию движений, служат связующими элементами в вольных упражнения и подводят к выполнению более сложных акробатических движений.
Актуальность этой работы является то, что данную методику обучения перекатам и кувыркам могут использовать в своей практике не только тренеры по акробатике, но и представители других видов спорта (борьба, волейбол, футбол и др.), а также учителя физической культуры.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕКАТАМ И КУВЫРКАМ.
Выбирая методику обучения перекатам и кувыркам, следует учитывать возрастные особенности детей. В работе с детьми младшего школьного возраста преобладают игровой и соревновательный методы. Для выполнения подводящих упражнений целесообразно использовать подражательные и имитационные упражнения. С детьми среднего школьного возраста желательно использовать соревновательный метод, обращать внимание на элементы техники и эстетическую сторону движений, применяя при этом взаимообучение и групповое выполнений упражнений. Со старшими школьниками важна индивидуальная работа. Здесь возможно использование перекатов и кувырков в форме эксцентрики.
Необходимо контролировать количество акробатических упражнений. Серия выполняемых перекатов и кувырков у нетренированного ребёнка может вызвать головокружение и чувство тошноты, поэтому необходимо придерживаться принципа постепенного увеличения нагрузки. На начальном этапе обучения после каждого кувырка желательно выполнить упражнение, формирующее гимнастическую школу (стиль) движения, обращая внимание на правильное положение рук, ног, туловища и т. д. и продолжить серией кувырков с включением в промежутках прыжков прогнувшись, ноги врозь и т. д.
Подготовительные и подводящие упражнения – это группа упражнений направлена на развитие силы, гибкости и приобретение специальных навыков и умений, необходимых для более быстрого освоения элементов акробатики.
Выполняя упражнения, подводящие к перекатам и кувыркам, занимающиеся должны получить чёткое представление о позах «группировка» и «согнувшись» и о технике перекатов вперёд и назад в этих позах.
Группировка – это положение тела, в котором согнутые ноги хватом за голени (стопы вместе, колени слегка разведены и сильно притянуты к груди). Спина округлена, голова наклонена вперёд, локти плотно прижаты к телу.
Группировка служит основным подводящим упражнением к перекатам, кувыркам, сальто. Умение группироваться – одно из определяющих условий правильного использования этих упражнений. При группировке для вращения вперёд голову и плечи следует опустить к коленям, для вращения назад – колени подтянуть к груди.
ГРУППИРОВКА – КОМПЛЕКС ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ
В зависимости от возраста занимающихся упражнения комплекса повторяют 4-8 раз. Увеличивая время таких статических поз, как группировка, сед углом, лёжа на спине ноги вперёд до 2,8,16 счётов или выполняя движения с одной позы в другую на каждый счёт, учащиеся развивают силовые качества крупных групп мышц.
1. И. п. – о. с., руки вверх. Группировка, держать, вернуться в и. п.
2. И. п. – сед, руки вверх. Группировка, держать, вернуться в и. п.
3. И. п. – лёжа на спине, руки вверх. Группировка, держать, вернуться в и. п.
4. И. п. – лёжа на спине, руки вверх. Группировка сидя, держать, вернуться в и. п.
5. И. п. – группировка сидя. Сед углом, держать, вернуться в и. п.
6. И. п. – лёжа на левом боку, руки вверх. Группировка, держать, вернуться в и. п.
7. То же, но на правом боку.
8. И. п. – лёжа на спине, ноги подняты под углом 90 градусов, руки вверх, группировка, держать, вернуться в и. п.
9. И. п. – группировка лёжа на спине. Ноги выпрямить под углом 90 градусов, держать, вернуться в и. п.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГРУППИРОВКИ
1) Группировка сидя:
И. п. – сед с опорой на руки
— то же, но на каждый счёт;
— то же, но из положения лёжа на спине.
2) Группировка в приседе:
— то же, но на каждый счёт;
— то же, но из основной стойки;
— то же, но из положения лёжа на спине.
3) Группировка лёжа на спине:
И. п. – лёжа на спине, руки вверху
— то же, но в более быстром темпе и максимально быстром.
Во всех перечисленных упражнения вначале отрабатывается точность группировки, для чего её выполняют с паузой в 1-2 секунды, затем добываются чёткости и быстроты движения делают быстрее и очень быстро по 4-8 раз подряд. Темп движений преподаватель регулирует хлопком или свистком.
Поза согнувшись – положение тела с выпрямленными и приближенными к груди ногами, голова наклонена на грудь, ладони у носков ног. Сгибание можно увеличить за счёт захвата руками за голени сзади и притягивания туловища к ногам.
КОМПЛЕКС ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ
1) Поза согнувшись сидя:
И. п. – сед, руки в стороны
— то же, но увеличивая фиксацию до 3-6- секунд;
— то же, но сгибаясь и разгибаясь в быстром темпе;
2) Поза согнувшись стоя:
И. п. – о. с., руки в стороны
— то же, но на каждый счёт;
— то же, но увеличивая время фиксации наклона до 3-6 секунд.
3) Поза согнувшись лёжа на спине:
— то же, но в положении руки вверх.
Вначале, осваивая позу согнувшись, необходимо добиться полного разгибания ног с оттянутыми носками, затем увеличивая амплитуду наклона (желательно до касания грудью бёдер) и более длительного времени фиксации поз. Далее сгибание выполняют более быстро, сериями (пружинящие сгибания по несколько раз в темпе).
КОМПЛЕКС ОБЩЕРАЗИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ
1. И. п. – группировка сидя. Перекат назад, перекат вперёд в и. п.
2. И. п. – группировка в упоре присев. Перекат назад, перекат вперёд в и. п.
3. И. п. – сед ноги врозь. Перекат назад до касания носками пола, перекат вперёд, наклон вперёд.
4. То же, но с опорой ладонями у плеч (пальцами к плечам, локти вверх).
5. И. п. – группировка сидя. Перекат назад в стойку на лопатках, согнув ноги, перекат вперёд в и. п.
6. То же, но с опорой ладонями у плеч.
7. И. п. – лёжа на спине, руки вверх. Два переката с поворотом налево на 360 градусов, два переката с поворотом направо на 360 градусов в и. п.
8. И. п. – упор лёжа на бёдрах, носки не касаются пола. Перекат вперёд, перекат назад в и. п.
9. И. п. – лёжа на животе, захватив руками голеностопы («корзиночка»), перекат вперёд, перекат назад.
10. И. п. – то же. Перекат на левый бок, перекат в и. п., то же на правый бок.
Многократное выполнение разнообразных перекатов является действенным средством тренировки вестибулярного аппарата, развития гибкости, умения ориентироваться в пространстве.
ПЕРЕКАТЫ В ГРУППИРОВКЕ
1) Перекат назад из седа:
— то же, но из седа углом с опорой на руки сзади.
2) Перекат назад из упора присев:
— то же, но из о. с., приседая и группируясь;
— то же, но после прыжка выпрямившись (прыжок с поворотом на 180, 360 градусов).
3) Перекат назад до опоры ладонями у плеч:
— то же, но после прыжка вверх.
4) Перекат вперёд из стойки на лопатках:
И. п. – стойка на лопатках с согнутыми ногами, с опорой руками под спину
— то же, но из стойки на лопатках с прямыми ногами.
1) Перекат назад из седа:
И. п. – сед, руки в стороны
1 – наклон вперёд, руки вниз;
2-3 – перекат назад на лопатки в положении согнувшись, руки на полу;
4 – перекатом вперед согнувшись (не сгибая ног) и. п.
— то же, но из седа ноги врозь, соединяя ног во время переката назад и разводя, вернуться в и. п.
2) Перекат назад до опоры ладонями о пол у плеч:
И. п. – сед, руки в стороны
1 – наклон вперёд, руки вперёд
2-3 – перекат назад согнувшись на лопатки, сгибая руки к плечам до опоры ладонями о пол
4 – перекатом вперёд согнувшись в и. п.
3) Перекат вперёд из стойки на лопатках:
И. п. – стойка на лопатках с опорой руками под спину.
1-2 – перекат вперёд согнувшись (приближая ноги к груди и не сгибая их) в сед, переводя руки на пол
— то же, но перекат согнувшись в сед углом с опорой на руки;
— то же, но перекат вперёд согнувшись в сед, ноги широко врозь, с наклоном вперёд.
1. И. п. – стойка на лопатках:
— в сед (согнув ногу, согнувшись, ноги врозь);
— на одну ногу – на одну ногу с последующим шагом вперёд;
— в упор стоя согнувшись ноги врозь;
— с поворотом в шпагат (то же, что и в упор стоя согнувшись, но ноги врозь с последующим поворотом направо (налево) в шпагат правой (левой).
2. Перекат прогнувшись.
И. п. – стоя на коленях:
— перекат прогнувшись с опорой руками;
— то же, но без опоры (руки за спину или за голову);
— то же, но в стойку на голове и руках;
— то же, но в стойку на руках;
— то же, но в стойку на предплечьях.
— разновидности перекатов по и. п. (из седа, упора присев, из приседа на одной ноге, из шпагатов.
4. Перекат назад согнувшись:
— разновидности перекатов по и. п. (из стойки ноги врозь, из о. с., из шпагатов, из о. с. без опоры).
5. Перекат назад прогнувшись:
— из стойки на груди последовательный перекат назад в упор лёжа (в упор лежа прогнувшись, в стойку на коленях);
— из стойки на голове – то же, предварительно приподнимаясь на руках и опускаясь на грудь (в упор лёжа, в упор лёжа прогнувшись, в стойку на коленях);
— из стойки на руках (конечные положения те же).
6. Перекат в сторону:
— из упора присев перекат вправо или влево до положения лёжа на спине в группировке;
— перекат в сторону выпрямившись – из положения лёжа на животе или спине перекат с поворотом направо или налево на 180 градусов;
— из стойки на коленях – перекат вправо или влево до положения лёжа на спине в группировке;
— из стойки на одном колене, другая нога вытянута в сторону, перекат в сторону, на спину, ноги врозь, не останавливаясь на одно колено;
— из седа ноги врозь – наклон вперёд, взяться за голени, перекат через спину в сед ноги врозь;
— перекаты в сторону по наклонной плоскости;
— перекаты в сторону на поролоновых матах лежащих ступеньками. Падая сверху на каждую очередную ступеньку, выполнять вращательные движения.
7. Перекат назад согнувшись:
— наклоняясь вперёд и отводя руки вниз-назад, опуститься в сед согнувшись не сгибая ног и смягчая руками падение на мат не останавливаясь и сохраняя согнутое положение, перекатиться на лопатки, руки остаются на полу вдоль туловища;
— то же, в стойку на лопатках.
8. Перекаты прогнувшись в упоре лёжа.
И. п. – упор лёжа прогнувшись:
— перекат вперёд с бедер на живот и грудь сгибая руки и поднимая выпрямленные ноги в положение, близкое к стойке на груди перекатом назад прогнувшись в и. п.
ПЕРЕКАТЫ – УПРАЖНЕНИЯ В ПАРАХ
Дети размещаются парами на расстоянии 1-2 шагов друг от друга, держась за руки, поочередно, принимая группировку выполняют перекат назад-вперёд, помогая друг другу подняться.
Перекаты выполняют группами по 3-5 человек из положения лёжа на животе друг за другом, хватом за голеностопы впереди лежащего.
3. Перекаты в сторону через упор лёжа, удерживая друг друга за голени.
4. Перекаты в сторону – лёжа на животе, лицом друг к другу на расстоянии прямых рук. Взявшись за руки глубоким хватом.
Выполняя перекат в сторону, наматывать веревку на поясницу. Выполняя перекат в обратном направлении, разматывать её. Партнёр, удерживая веревку за один конец, помогает исполнителю быстро от нее освободиться.
Восемь человек принимают положение лёжа на животе, на расстоянии 60-70 см друг от друга. Чётные номера – головой в одну сторону, нечётные – в другую. Один ложится животом поперек на спины лежащих партнеров. Все одновременно выполняют перекаты и таким образом «переправляют» лежащего сверху ученика, который после «переправы» присоединяется к последнему, а наверх ложится очередной участник.
Кувырок – вращательное движение тела через голову вперед или назад с последовательным касанием опоры.
Кувырки служат связующими элементами в вольных упражнениях, являются ценным навыком самостраховки, готовят к более сложным акробатическим упражнениям. Технически правильное выполнение кувырков характеризуется мягкостью переката – вращения и точностью принятых положений. Умение выполнять кувырки с очень быстрым (резким) захватом ног в группировку способствует освоению техники выполнения различных сальто.
Название кувырка определяется исходным положением, направлением движения и конечным положением.
В упоре присев поставить руки на шаг вперед перенося массу тела на руки, согнуть их и наклонить голову. Оттолкнувшись ногами и, переворачиваясь через голову, сделать перекат на шею и лопатки. Опираясь лопатками о пол, резко согнуть ноги и взяться руками за голени, т. е. сгруппироваться. Толчок ногами (при полной группировке) и быстрая подача плеч вперед в момент завершения кувырка создают вращение в горизонтальной оси. Благодаря этому движению спортсмен может встать на ноги в положение группировки и, выпрямившись, принять основную стойку.
— слабый толчок ногами, недостаточно плотная группировка на протяжении всего движения, затрудняющие переворачивание через голову и приход в упор присев;
Нужно постоянно напоминать учащимся, что чем плотнее группировка, тем последовательнее и мягче перекат, исключающий возможность ушибов. Не следует отталкиваться руками от пола в конце выполнения кувырка.
КУВЫРОК ВПЕРЁД – КОМПЛЕКС ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ
Учитывая, что основной ошибкой учащихся при освоении кувырка вперед является близкая постановка рук к ногам, мешающая предварительному разгибанию и толчку ногами, приводим комплекс общеразвивающих упражнений, которые в короткий срок позволят занимающимся овладеть техникой этого упражнения.
1. И. п. – упор присев, руки на расстоянии шага от ног. Разогнуть ноги, наклонить голову незначительно назад перевести массу тела на руки, вернуться в и. п.
2. И. п. – упор присев, руки на расстоянии шага от ног. Разогнуть ноги, подняться на носках, наклонить голову незначительно назад, перенести массу тела на руки, вернуться в и. п.
3. И. п. – разогнуть ноги, наклонить голову незначительно назад, толкнуться носками, согнуть ноги, не поднимая их высоко назад-вверх, вернуться в и. п.
4. И. п. – упор стоя согнувшись с опорой головой и руками на расстоянии шага от ног. Перекат на голове вперёд с одновременным толчком ногами, кувырок вперёд в присед.
5. И. п. – упор присев, руки на расстоянии шага от ног. Разогнуть ноги, голову незначительно наклонить назад, согнуть руки, наклонить голову вперёд, толкнуться носками и мягко перекатиться с согнутых рук на затылок (лопатки), согнуть ноги и выполнить кувырок вперёд в присед.
6. То же, но в основную стойку.
7. То же, но с прыжком вверх.
1. Группировка из различным и. п.
2. Перекаты из различных и. п.
3. Из широкой стойки ноги врозь наклон, кувырок вперёд согнувшись в положение сидя ноги врозь.
4. На наклонной плоскости. Из упора присев кувырок вперёд в группировке до положения сидя в группировке;
— то же, но кувырок вперёд до положения упора присев на наклонной плоскости под горку, ставя руки возможно дальше от ног, но без фазы полёта;
— то же, но без наклонной плоскости:
И. п. – упор присев руки на ширине плеч, на расстоянии небольшого шага от ног.
1-2 – толчком ног кувырок вперёд, наклоняя голову так, чтобы опереться на мат затылком и шеей (а не лопатками и спиной) и сразу же сгруппироваться, не отпуская рук, до полного завершения кувырка.
5. Кувырок вперёд скрестный.
— то же, но во время группировки правая нога перед левой скрестно, с поворотом налево кругом после завершения кувырка.
— то же, но левая перед правой и поворот направо кругом.
6. На наклонной плоскости. Кувырок вперёд из положения стоя ноги врозь. Опора руками между ног с подачей плеч вперед.
7. Кувырок из стойки ноги врозь.
И. п. – широкая стойка ноги врозь, с опорой руками на мат на расстоянии шага от ног;
— то же, но опираясь на одну руку;
— то же, но без опоры на руки – развести ноги пошире, руки в стороны и, медленно наклоняясь вперёд и наклоняя голову на грудь, начать кувырок касанием мата затылком и шеей, затем быстро сгруппироваться сгибая и соединяя ноги.
8. Кувырок вперёд из упора стоя на коленях.
И. п. – упор стоя на коленях
— то же, но кувырок вперёд на одну ногу;
— то же, но кувырок вперёд с выпрямленными ногами в сед.
9. Кувырок вперёд шагом вперед.
— то же, но кувырок на одну ногу, вставая с наклоном вперёд;
— то же, но с опорой на одну руку;
— то же, но без опоры на руки – в этом варианте руки следует держать в стороны и в первых попытках слегка касаться мата тыльной стороной кисти. Голова наклоняется на грудь так, чтобы опереться на мат затылком и шеей (а не лопатками и спиной), далее выполняется группировка.
10. Кувырок вперёд с опорой руками через препятствие. Препятствием служат 8 гимнастических матов, положенных один на другой, гимнастические скамейки, покрытые стопкой матов и др.
11. Кувырок вперёд в стойку на лопатках. Из положения упора стоя согнувшись ноги врозь, наклоняясь вперед и прижимая подбородок к груди. Опуститься лопатками на мат, выпрямиться в стойку на лопатках, перекатом встать вперёд.
12. Кувырок из стойки на голове – перекатом на затылок и лопатки (приподнимаясь на руках или без приподнимания) с захватом ног в группировку в упор присев.
13. Кувырок из стойки на руках выполняется небольшим падением вперед из стойки с последующим сгибанием рук до касания опоры затылком и лопатками с захватом ног в группировку в упор присев.
14. Кувырок согнувшись аналогичен длинному кувырку, но с более быстрым вращением вперед в положении согнувшись из упора присев или полуприседа («старт пловца»). В конце следует быстрое сгибание с одновременным активным толчком руками от опоры и вставание согнувшись.
15. Кувырок согнувшись из стойки – то же, но из стойки на руках. В отличие от кувырка из стойки в группировке в этом упражнении необходимо создать большее падение вперёд в положении стойки без сгибания тела и рук. Последующие действия те же, что и при кувырке согнувшись.
16. Кувырок прыжком аналогичен длинному кувырку, но с более сильным толчком и фазой полета. Разновидности: с разбега, толчком ног, с разбега с одной ноги, согнувшись и др.
17. Лёт-кувырок, выполняется с разбега, с прогибанием тела в полете после толчка в горизонтальном положении с последующим кувырком в группировке (согнувшись).
— группировки и перекаты из разных и. п.;
— кувырки в разных соединениях;
— лежа на бедрах на коне, козле, наклонившись вперёд поставить руки на мат, оттолкнувшись бедрами, выйти в стойку на руках и, группируясь выполнить кувырок;
— кувырок вперёд из стойки на руках;
— кувырок прыжком с места через препятствие высотой 20-30 см;
— кувырок прыжком через препятствие (высота до 70 см) с 2-3 шагов разбега толчком обеими ногами;
— кувырок вперёд через препятствие (высота 80-100 см). приземление производить на горку из 2-3 гимнастических матов;
— с 2-3 шагов разбега прыжок прогнувшись на сцепленные руки партнеров, стоящих в парах лицом друг к другу. Партнёры после фиксации прогнутого положения исполнителя на их руках опускают его в стойку на руках с последующим кувырком вперед в группировке;
— прыжок-кувырок, в полете прогнуться и поднять руки в стороны.
— слабый толчок ногами, зависание в воздухе и, как следствие, большая нагрузка на руки в момент приземления;
— прыжок выполняется излишне в длину, а не в высоту.
18. Твист-кувырок – с места, прыжком вверх-назад с поворотом на 180 градусов, кувырок вперёд в группировке. Варианты: твист-кувырок согнувшись, рондат-твист-кувырок, курбет-твист-кувырок, фляк-твист-кувырок и т. д.
19. Пируэт-кувырок – выполняется как лет-кувырок, но с поворотом на 360 градусов во время полета, с последующим кувырком вперёд в группировке. Пируэт-кувырок – то же, с выпрямленными ногами во второй части упражнения.
20. Полтора пируэта-кувырок – то же, что и твист-кувырок, но с поворотом на 540 градусов. Выполняется обычно после рондата или фляка с мощным выпрыгиванием вверх-назад.
КУВЫРОК ВПЕРЁД – УПРАЖНЕНИЯ В ПАРАХ
1. Кувырок вперёд взявшись под руку:
— двое, стоя лицом в одну сторону, берутся под руки, одновременно приседая и опираясь на свободную руку, делает кувырок вперёд, не разъединяя рук, соединенных под локоть.
2. «Петушки». Спортсмены стоят лицом друг к другу на расстоянии большого шага. Первый делает кувырок вперёд, второй прыжок ноги врозь через него, одновременно затем оба делают поворот на 180 градусов прыжком и повторяют упражнение.
— то же, но кувырок выполняют поочередно.
3. Поочередный кувырок. Первый лежит на спине ноги врозь, второй стоит у его головы, опираясь на руки. Второй опираясь на руки, прыгает вперёд и встает между ногами первого, не останавливаясь, он приседает и делает кувырок вперёд в положение лежа на спине ноги врозь продолжая держаться за руки партнёра. Первый сгибая ноги, встает и все упражнение начинается сначала, но кувырок уже выполняет первый.
4. Кувырок вдвоем, держась за голени («трактор»). Первый лежит на спине, подняв ноги, второй стоит у его головы, оба держат друг друга за голени. Второй делает кувырок вперёд, прижимаясь плечами к ногам партнёра, первый, сгибает ноги, ставит их на пол, поддерживая второго под плечи и смягчая кувырок. Далее кувырок должен делать первый.
5. Кувырок вдвоём. Первый стоит лицом к мату, второй висит на его спине, согнув ноги, обхватив партнера за грудь и крепко к нему прижавшись. Первый приседает, ставит руки на пол и делает кувырок, используя для опоры спину прижавшегося партнёра. Кувырок заканчивается в сед ноги врозь.
6. Кувырок из упора лёжа. Первый в упоре лёжа. Второй берёт первого за голени и слегка подбрасывает, отпуская руки, первый делает кувырок в упор присев и тот час, опираясь на руки, толчком снова принимает и. п. второй ловит его голени. Упражнение повторяется несколько раз слитно.
7. Полёт-кувырок через партнёра:
— полёт-куврок через партнёра, стоящего в упоре на коленях и в упоре присев;
-то же, через партнёра, делающего одновременно кувырок в сторону прямым телом или в группировке навстречу выполняющему полет-кувырок;
— то же, через партнёра, делающего навстречу кувырок вперёд;
— то же через партнёра, делающего фляк в перекат на грудь.
8. Кувырки через спину партнера. Первый стоит в наклоне вперёд, второй лицом к нему на расстоянии 2-3 шагов. Второй с разбега подпрыгивает и, опираясь руками на плечи первого делает кувырок вперёд на его спине и встает на пол.
КУВЫРОК ВПЕРЁД – УПРАЖНЕНИЯ В ТРОЙКАХ
1. Кувырок взявшись за руки. Спортсмены стоят шеренгой, крайние берут среднего под руки и в этом положении выполняют кувырок вперёд (крайние группируются, опираясь о пол одной рукой, средний делает кувырок без опоры на руки).
Варианты: с одной ноги, с выпада, на одну ногу.
2. «Петушки» втроём. Первый стоит лицом ко второму на расстоянии шага, третий за вторым. Варианты:
— первый делает кувырок, второй перепрыгивает через него ноги врозь, первый делает кувырок, третий перепрыгивает через него ноги врозь, второй прыжком поворачивается кругом. Далее второй выполняет роль первого (кувырки), а третий и первый перепрыгивают;
— то же, но прыжок согнув ноги;
— то же, но вместо прыжка полёт-кувырок через первого, делающего кувырок;
— первый стоит спиной к партнёрам и делает кувырок назад, второй и третий повторяет все три варианта упражнения.
3. Полёт-кувырок через партнёра. Варианты:
— первый и второй лежат поперек дорожки на расстоянии двух шагов друг от друга, третий делает кувырок прыжком вначале через одного и в темпе (не останавливаясь) через другого;
— то же, но первый и второй делают кувырок навстречу третьему взявшись под руки, третий делает полёт-кувырок через них;
— то же, но первый делает кувырок навстречу второму, который делает через него полёт-кувырок, а третий делает полёт-кувырок через них, но поперёк.
Требования к группировке те же, что и при кувырке вперёд. Выполняя кувырок назад, важно не откидывать при начальном движении голову назад, чтобы не было удара. Из упора присев, руки несколько впереди, перенести массу тела на руки. Затем, отталкиваясь руками, садясь как можно ближе к пяткам и теряя равновесие назад быстро подтянуть колени к плечам, увеличив за счет этого вращающий момент. А потом сделать перекат на округленной спине и в момент касания опоры лопатками опереться руками за плечами, направив пальцы к плечам, предплечья параллельны. Переворачиваясь через голову оттолкнуться руками и перейти в упор присев.
— жёсткий перекат на спину;
— отведение головы назад;
— не точная постановка рук (на кулаки, с разведенными кистями или локтями);
— разгибание ног в момент постановки рук;
— не плотная группировка;
— задержка рук в положении группировки.
1. Группировка из разных и. п.
2. Перекаты из разных и. п.
3. Из упора присев перекат назад в группировке до опоры руками у плеч.
4. Кувырок назад – на колени, в упор присев, на одно колено, в полушпагат, в упор стоя согнувшись ноги врозь.
5. Кувырок назад на наклонной плоскости.
6. Кувырок назад с помощью, поддерживая выполняющего одной рукой спину под плечо, а другой спину с целью облегчения переворачивания через голову.
7. Несколько кувырков назад подряд.
8. Кувырок назад согнувшись из седа – из седа с выпрямленными ногами после предварительного небольшого наклона вперед вращение назад в упор стоя согнувшись. При выполнении в иные положения указывать: в упор стоя ноги врозь, в прямой шпагат, на одну ногу, в стойку на голове, в стойку на руках.
9. Кувырок назад согнувшись – выполняется из о. с. наклоном вперед с одновременным опусканием в сед согнувшись и с опорой на руки, затем руки переставляются к плечам и кувырок продолжается, до упора стоя согнувшись.
10. Кувырок назад через плечо аналогичен кувырку назад согнувшись из седа до положения упора на лопатках согнувшись, затем активным разгибанием ноги направляются вверх, в стойку на правом (левом) плече. Упражнение заканчивается перекатом назад прогнувшись в упор лежа.
— то же, но из основной стойки;
— то же, но в полушпагат, в упор сидя на пятках.
11.Кувырок назад через голову прогнувшись выполняется аналогично, но с опорой на согнутые руки через стойку на голове с последующим перекатом прогнувшись в упор лежа.
12.Кувырок назад через стойку аналогичен кувырку назад, но с выходом в стойку на руках с последующим сгибанием рук и перекатом в упор лежа прогнувшись.
— то же, но в упор стоя согнувшись.
13. Кувырок назад в стойку на голове – упора присев перекатом назад в группировке до опоры руками у плеч с последующим разгибанием ног и туловища в вертикальном положении – стойку на голове и руках.
14.Кувырок назад согнувшись в стойку на голове.
— то же, но из седа или о. с. перекатом назад согнувшись.
15.Кувырок назад в стойку и кувырок назад согнувшись в стойку – по аналогии с предыдущими упражнениями, но в стойку на руках.
КУВЫРОК НАЗАД – УПРАЖНЕНИЯ В ПАРАХ
1. Кувырок назад взявшись под руки:
— двое, стоя лицом в одну сторону, берутся под руки, одновременно приседая и опираясь на свободную руку делают кувырок назад, не разъединяя рук, соединенных под локоть;
— разноименные, стоя лицом в разные стороны, один делает кувырок вперед, другой, одновременно – кувырок назад.
2. «Петушки». Спортсмены стоят друг за другом на расстоянии большого шага. Первый делает кувырок назад, второй прыжок ноги врозь через него, одновременно. Затем оба делают поворот на 180 градусов прыжком и повторяют упражнение;
— то же, но кувырок выполняют поочередно.
3. Кувырок вдвоём, держась за голени («трактор»). Первый лежит на спине, подняв ноги, второй стоит у его головы, оба держат друг друга за голени. Второй, приседая, делает перекат назад и за голени тянет на себя первого, помогая ему сделать кувырок назад;
— то же, но кувырок в сторону. В начале кувырка оба сгибают ноги и, перекатываясь вправо, меняются местами.
4. Кувырок вдвоём разноименный. Партнёры сидят с согнутыми ногами лицом друг к другу, взявшись за руки. Первый делает кувырок назад, второй вперед. Партнёры помогают друг другу руками и ногами.
5. Полёт-кувырок через партнёра, делающего кувырок назад.
6. Кувырки через спину партнёра. Второй, стоя за первым на расстоянии шага, наклоняется вперед, приближаясь вплотную к первому. Первый ложится на спину партнера и, придерживаясь руками за его плечи, делает кувырок назад. Затем наклоняется первый, а кувырок делает второй.
КУВЫРОК НАЗАД – УПРАЖНЕНИЯ В ТРОЙКАХ
1. Кувырок взявшись под руки. Спортсмены стоят шеренгой, крайние берут среднего под руки и в этом положении выполняют кувырок назад (крайние группируются, опираясь о пол одной рукой, средний делает кувырок без опоры на руки).
2. «Петушки» втроём. Первый стоит спиной к партнерам и делает кувырок назад, второй и третий перепрыгивают через него ноги врозь;
— то же, но прыжок согнув ноги;
— то же, но вместо прыжка полёт-кувырок через первого делающего кувырок назад.
Выполнение различных кувырков в соединении в поворотами и перекатами имеет большое спортивно-прикладное значение. Эти упражнения необходимы для тренировки вестибулярного аппарата, для развития ловкости, ориентировки в пространстве. Они также используются с целью самостраховки при падения.
Степень тренированности или развитие качеств зависит от количества повторений, но это может снизить интерес к занятиям. Чтобы это не случилось, нужно изучать и повторять не только основное упражнение, но его всевозможные варианты, соединения, сочетания с легкоатлетическими, игровыми, гимнастическими и другими упражнениями.
Различные соединения кувырков применяются в занятиях для проверки приобретенных навыков в более сложных условиях, совершенствования двигательных качеств и умений.
Учебные комбинации составляются по следующему принципу:
а) увеличивается количество повторений одинаковых упражнений (от 2 до 5, выполняются кувырки вперед и их всевозможные варианты, кувырки назад и их варианты;
б) неоднократно повторяются кувырки в сочетании с другими действиями и упражнения. Например: кувырок-прыжок вверх; кувырок-прыжок с поворотом на 360 градусов; стойка толчком-кувырок; кувырок назад-прыжок вверх группируясь;
в) составляют комбинации из различных элементов. Например: кувырок-прыжок с поворотом на 180 градусов-кувырок назад; стойка-кувырок-прыжок с поворотом на 180 градусов-кувырок назад; кувырок прыжком-кувырок-стойка толчком-кувырок ноги скрестно с поворотом-кувырок назад-прыжок вверх и т. д.
10. — «Парные и групповые акробатические упражнения
для женщин». И.«Спортивная акробатика» учебник для ИФК, ФиС, 1981г. 12.«Теория и методика физического воспитания» учебник для СУЗов,