Что такое переключение внимания
Переключение внимания
Очень интересную и полезную тему я хочу рассмотреть в этой статье дорогие друзья, речь пойдет о переключении внимания человека, которое крайне важно для всего, что мы делаем, в том числе и для восприятия этого мира. Мы с вами знаем, что мозг наш не такой скоростной, чтобы решать одновременно несколько задач, тщательно обдумывать множество информации, делать несколько выводов и так далее. Если мы хотим что-то сделать как следует, нам необходимо сосредоточить на этом все свое внимание. Помимо различной деятельности, наше внимание определяет и наши мировоззренческие взгляды, нашу точку зрения, наше настроение и поведение. Внимание – это та основная мысль, что блуждает в нашей голове чаще остальных, и которая требует больше всего ресурсов для обработки себя. В принципе можно проводить аналогию с работой компьютера, который так или иначе решает любые задачи последовательно, каким бы мощным не был его процессор.
То, на чем должно быть сосредоточено наше внимание и на чем оно сосредоточено на самом деле, это абсолютно разные вещи, и это на самом деле не случайно. Переключается внимание человека также просто и примитивно, как разговор переводится на другую тему, когда одного из собеседников не устраивает его ход. Любая информация получаемая нами извне, сосредотачивает наше внимание на определенных вещах, которые в ряде случаев нам совершенно не интересны, они не дают нам ничего позитивного, а скорее наоборот – противоречат нашим интересам. Каким образом можно вообще переключить внимание человека? Элементарно – нужно всего лишь сыграть на его естественных природных инстинктах, придав им неестественную форму. К примеру напугав тем, чего по определению человеку боятся не стоит, однако на уровне подсознания он все равно боится, и его внимание полностью переключено на этот страх.
Вспомните себя в ситуации, когда вы были чем-то сильно увлечены и вдруг кому-то удается вас переключить на что-то другое, отвлечь от дела. Разве то что вас отвлекает – скучное и нудное, навряд ли, скорее это нечто такое, что заставляет задуматься, проявить свои эмоции и внутренние чувства. Очень хорошо получается переключать наше внимание с естественных проблем на проблемы совершенно сторонние, у средств массовой информации. Они могут например начать увязывать всю нашу жизнь и проблемы в ней с властью, тем самым давая нам подсознательно понять, что мы от нее зависим, то, что мы не можем ничего решить сами. Также, например, нам могут навязать какого-либо врага, внутреннего или внешнего, тем самым обратившись к нашему чувству страха, заставить нас решать проблему, которая для нас может быть совершенно не актуальной. Таких примеров можно приводить очень много, во всем сказанном, показанном и написанном, есть определенный смысл, а цель – дать информацию для обработки нашему процессору в голове.
Любая информация побуждает к действию, запомните это друзья, и если мы не видим и не понимаем, чего от нас хотят, значит уровень нашей сознательности очень низок, и это не есть хорошо. Своим вниманием надо управлять, иначе оно будет бесконтрольным, и любой желающий может переключить нас на то, что ему нужно, но совершенно не нужно нам. Вы наверняка не раз видели и слышали о том, как на рынках и в других местах скопления людей, кто-то кричит и зазывает людей что-нибудь купить, привлекая к себе их внимание. Здесь идет акцент на реактивных людей, очень часто переключающих свое внимание на внешние раздражители. Вот такими вот людьми быть не надо, это не во благо вам, а во вред, старайтесь быть более целеустремленными, то есть будьте проактивными людьми, планируйте, а не реагируйте. Защитится от влияний различной информации извне можно несколькими способами, самый эффективный из которых – это отстранится от нее.
Вы же можете скажем не смотреть новости по телевизору, или вообще его не смотреть, чтобы он вам не промывал мозги, вы можете не общаться с негативными людьми, настраивающими вас на негативную волну. Игнорирование информации тоже эффективно, не стоит предавать большого значения тому, что вас совершенно не касается. Думайте только о том, что вас действительно беспокоит, о том, что вам нужно решить исключительно для себя, а не о таких безумных вещах, как скажем то, что солнце может погаснуть через миллион или миллиард лет – это же совершенно бессмысленно, даже безумно. В этом случае конечно нужно понимать, что та информация, которая вам не нужна, на самом деле такая, это конечно не просто сделать в наше время для большинства людей, ведь из-за столько сильного влияния на наш разум, мы порою можем не знать чего хотим на самом деле.
Я помню себя лет десять назад, когда мне трудно было определиться с тем, что мне нужно и чего я собственно хочу от жизни, я лишь подстраивал под себя чужие модели, постоянно переключая свое внимание то на одну цель, то на другую, так бывает со многими. Поэтому лучший способ все же быть ограниченным в информации, если ее тяжело проанализировать, лучше ее не получать вообще. Интересуйтесь только тем, что вам действительно нужно, то есть тем, что оказывает непосредственное влияние на вашу жизнь. Также могу посоветовать вам, придерживаться рекомендаций нашего известного писателя-сатирика, который советует на все смотреть с чувством юмора, не надо переживать и беспокоится, ведь именно таким образом наше внимание и стараются переключить, заставив нас беспокоится и переживать, вынуждая нас решать абсолютно бессмысленные проблемы.
Посидите несколько минут в тишине, подумайте, что вам на самом деле нужно в жизни, чем вам стоит заниматься, на чем концентрировать свое внимание, каков приоритет ваших действий? А затем сравните это с тем, что вы на самом деле делаете, чем занят ваш разум, чего вы якобы хотите и хотите ли вы этого на самом деле? Я вас уверяю, вы найдете массу ненужных вам вещей, если хорошенько постараетесь, то избавитесь от множества страхов, переживаний, беспокойств, перестанете нервничать и найдете решения для самых сложных проблем, которые у вас есть. А все потому, что вы значительно облегчите задачу своему головному мозгу, освободив его от той колоссальной нагрузки, которой он подвергается из-за воздействия на него большого количества совершенно ненужной информации, на которую его постоянно кто-нибудь переключает. В общем следите самым тщательным образом за своим вниманием, не позволяйте засорять его всякой ерундой, думайте только о важных для вас вещах.
Как научиться быстро переключать внимание
Когда мы чем-то заняты наше внимание, в подавляющем ряде случаев, сосредоточено именно на этом процессе. И, конечно, способность концентрироваться является одним из самых эффективных и нужных человеку навыков. Ведь благодаря ей человек может полностью погрузиться в выполняемую задачу, а все посторонние раздражители проходят, словно мимо него, никоим образом его не отвлекая. Но что делать в ситуациях, когда наше внимание поглощено навязчивыми мыслями, каким-либо объектом или мы просто не можем оторваться от какого-то процесса? Важность способности человека к переключению внимания нисколько не меньше, чем способности к сосредоточению, а сама она порой бывает ему гораздо нужнее. Как научиться переключать своё внимание и развить в себе данный навык? Прежде чем ответить на этот вопрос, следует сказать немного о том, что такое внимание вообще.
Вниманием называется процесс избирательного восприятия того или иного объекта, который характеризуется изменениями в интенсивности переживаний, их ясности и содержании. Как правило, внимание выражается в отношении человека к чему-либо, а за этим отношением уже стоят его установки, потребности, интересы и психическая направленность. В центре внимания всегда находится определённый объект, а всё остальное является второстепенным и не столь ясным. Но сам процесс внимания не является самостоятельным и им можно управлять.
Внимание выполняет ряд особых функций, может быть нескольких видов и форм, а также обладает своими свойствами. Для уточнения стоит заметить, что основными функциями внимания являются следующие:
Непосредственно о внимании и его особенностях более подробно вы можете узнать, ознакомившись с одним из наших тренингов. Сейчас же мы переключим внимание на основную тему сегодняшнего разговора – переключение внимания.
Переключение внимания является, в основе своей, сознательным и целенаправленным перемещением акцента восприятия с одного объекта (или вида деятельности) на другой. Образно этот процесс можно представить в виде светового луча, исходящего от фонарика: например, вы идёте ночью и освещаете этим лучом пространство перед собой, но вот что-то зашуршало в стороне от вас и вы направляете луч света в сторону шуршания, чтобы узнать побольше о его источнике. Этот луч света и есть то самое внимание, которым мы все пользуемся в повседневной жизни. Правда, здесь имеется один нюанс: шуршание отвлекло вас, т.е. ваше внимание переключилось автоматически. Переключение же внимания всегда должно происходить осознанно. В этом и есть различие между простой отвлекаемостью и целенаправленным переключением внимания, которое зависит от актуальных на данный момент задач.
Помимо этого, на успешное переключение внимания оказывают влияние такие факторы как предыдущая и новая деятельность человека, а также его личностные качества. К примеру, если вы только что смотрели интересные видеоролики в Интернете, но вам нужно срочно приступить к тяжёлой работе, то переключение будет происходить сложнее, чем, если бы вы от тяжёлой работы переключались на просмотр видео. Дело в том, что осознанное переключение внимания всегда подразумевает под собой произведение некоего волевого усилия, и гораздо легче и быстрее происходит от предмета (или деятельности) менее значимого и интересного к более значимому и интересному.
Переключение внимания всегда отражает индивидуальные психические особенности каждого человека. Так, например, есть категория людей, способных быстро менять акцент своего восприятия, а есть категория тех, кто делает это медленно. Но, как бы то ни было, этот процесс оказывает непосредственное влияние на всё, что делает человек, даже на то, как он воспринимает окружающий его мир. Ведь направленность нашего внимания, во многом, формирует наше мировоззрение, убеждения, направленность поведения, настрой и т.д. Именно поэтому переключению внимания нужно научиться. А самое интересное в том, что сделать это довольно просто.
Способы переключения внимания
Способ первый
Зная о том, что главным фактором для сосредоточения нашего внимания является поступающая извне информация, можно применить простую технику, позволяющую, пусть и не полностью, но всё же оградить своё внимание от ненужной информации – это игнорирование. Во-первых, не нужно придавать излишнего значения тому, что не касается вас и вашей жизни. Постарайтесь заботиться только о своих делах и о том, что важно именно для вас. Конечно, это не означает, что вы должны стать «твердолобым» и быть озабочены только собой – просто адекватно воспринимайте происходящее и не усложняйте себе жизнь тем, что вам на самое деле не нужно. А во-вторых, ограничьте поток поступающей информации – как многие СМИ, так и многие люди постоянно «загружают» нас избытком негатива: где-то случилось что-то страшное, у кого-то трудности и проблемы и т.п. А мы всё это воспринимаем. Нужно перестать это делать: откажитесь от просмотра телевизора, избегайте постоянно жалующихся людей, оградите себя от потока отрицательной энергии, которая от всего этого передаётся. Интересуйтесь преимущественно тем, что непосредственно влияет на вашу жизнь.
Способ второй
Культивируйте в себе позитивное мировосприятие: не относитесь ко всему слишком серьёзно, учитесь смеяться над самими собой и с улыбкой воспринимать любые события, не беритесь за решение непосильных или бессмысленных задач. Помните, что всё идёт своим ходом, и в случае возникновения неурядиц повторяйте про себя очень действенную поговорку: «Делай, что должно – и будь, что будет». Говоря проще, нужно махнуть на всё рукой. Позвольте всему быть и свободно идите по жизни. Только так вы сможете научиться переводить своё внимание в положительное русло, невзирая ни на какие посторонние раздражители.
Способ третий
Не секрет, что внимание является усиливающей силой для любого состояния. Поэтому, как только вы почувствовали, что ваше внимание переключается на негатив, сразу же старайтесь переключиться на что-то противоположное или хотя бы нейтральное. Например, если вы уже очень долго стоите в очереди, чтобы наконец-таки заплатить за квартиру, но количество бабушек не только не сокращается, а странным образом продолжает увеличиваться, не стоит негодовать по этому поводу и мысленно проклинать и их и почту, и весь белый свет. Переведите внимание на что-то иное: понаблюдайте за происходящим, исследуйте обстановку вокруг или чью-нибудь внешность, подумайте о планах на вечер или вспомните радостные моменты из жизни. По прошествии некоторого времени вы заметите, что ваше состояние изменилось, на самом деле всё не так уж скверно, у вас довольно хорошее настроение, да и в очереди вы – следующий. Ситуация на почте, естественно, лишь пример. Сам же способ можно применять где и когда угодно.
Способ четвёртый
Если вам докучает навязчивое переживание, и вы никак не можете от него избавиться, попробуйте его в буквальном смысле рассмотреть и изучить. Сконцентрируйтесь на самом переживании: попробуйте физически ощутить его присутствие в теле и найти его месторасположение, увидеть его цвет, ощутить вибрацию, определить размеры. Во многих случаях этот метод автоматически нейтрализует нежелательное состояние и приводит человека в норму.
Способ пятый
Этот способ помогает переключиться с одной задачи на другую. Если вы заметили, что не можете перестать чем-то заниматься, и вас словно что-то удерживает, но вы осознаёте, что вам нужно переключиться, а сделать это крайне тяжело, просто задумайтесь о своём внимании и том, на что оно сейчас направлено. Скажите себе твёрдое и чёткое: «СТОП!» Расставьте для себя приоритеты и определите, что для вас сейчас важнее.
Та сторона вашей личности, которая привыкла поддаваться слабостям и делать себе поблажки, будет настойчиво твердить вам: «Всё хорошо, ещё немножечко, и я займусь делами», тем самым стараясь вернуть вас в прежнее русло. Не поддавайтесь этому! Несмотря ни на что не возвращайтесь к прежнему занятию и делайте то, что нужно делать. Буквально 5-10 минут – и ваше внимание с энтузиазмом переключится на новую работу. Поначалу этот приём, вполне вероятно, будет даваться с трудом, но по мере практики будет становиться всё легче и легче. Ко всему прочему, благодаря этому способу вы будете тренировать осознанность и самоконтроль.
Способ шестой
В любой момент, когда вы понимаете, что вам нужно переключить своё внимание с одного объекта (или вида деятельности) на другой, осознайте всё, что происходит в настоящий момент: свои мысли, ощущения, физическое состояние, то, чем вы занимаетесь, то, на чём вы сконцентрированы и т.п. Этот приём расслабит вашу концентрацию на чём-то предшествующем, освободит ваши мысли, окажет успокаивающее воздействие, поможет понять суть происходящего, расставить приоритеты и придаст силы к переключению внимания на желаемый объект (или вид деятельности). Если есть возможность, закройте глаза – это произведёт дополнительный эффект.
Несложно заметить, что для переключения внимания применяются совсем несложные приёмы. Они под силу абсолютно каждому человеку и не требуют для своего осуществления ничего, кроме желания и регулярной практики.
Теперь вы знаете способы переключения внимания, и дело осталось за малым – дочитайте эту статью и целенаправленно направьте «луч своего фонарика» на что-нибудь ещё, например, на написание хорошего комментария.
Переключение внимания
Переключение — это сознательный перенос внимания с одного объекта на другой. Непроизвольное переключение внимания называется отвлечением внимания.Физиологически произвольное переключение внимания объясняется перемещением по коре головного мозга участка с оптимальной возбудимостью. Высокая подвижность нервных процессов как индивидуальная черта темперамента позволяет легко и быстро переходить от одного объекта к другому. В таких случаях говорят о подвижном, гибком внимании. Если же у человека недостаточная подвижность нервных волокон, то этот переход происходит с усилием, трудно и медленно. Значит у человека инертное внимание. Когда у человека совсем плохая переключаемость — это липкое внимание. Иногда плохая переключаемость у человека из-за плохой подготовленности к работе.
Распределение — это способность одновременно выполнять несколько действий. Оно зависит от индивидуальных особенностей личности и от профессиональных навыков. Никто не сможет одновременно делать два дела, не умея делать каждое в отдельности
16. Одну из наиболее известных психологических теорий внимания предложил Т. Рибо. Он считал, что внимание, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Рибо предполагал особенно тесную зависимость между эмоциями и произвольным вниманием. Он считал, что интенсивность и продолжительность такого внимания непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний. Непроизвольное внимание также всецело зависит от аффективных состояний. «Случаи глубокого и устойчивого непроизвольного внимания обнаруживают все признаки неутомимой страсти, постоянно возобновляющейся и постоянно жаждущей удовлетворения».Состояние внимания всегда сопровождается не только эмоциональными переживаниями, но также определенными изменениями физического и физиологического состояния организма. Только на основе детального и тщательного изучения подобного рода состояний можно составить ясное представление и о механизмах внимания. Т. Рибо подчеркивал значение физиологических связей психических процессов и состояний, и это обстоятельство сказалось на его трактовке внимания. Таким образом, теорию Рибо можно назвать психофизиологической. Внимание, как чисто физиологическое состояние, имеет комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и других произвольных или непроизвольных реакций. Интеллектуальное же внимание усиливает кровообращение в занятых мышлением органах тела. Состояния сосредоточенности внимания сопровождаются также движениями всех частей тела: лица, туловища, конечностей, которые вместе с собственно органическими реакциями выступают как необходимое условие поддержания внимания на должном уровне.Движение, по мнению Т. Рибо физиологически поддерживает и усиливает данное состояние сознания. Для органов чувств (зрения и слуха) внимание означает сосредоточение и задержку движений, связанных с их настройкой и управлением. Усилие, которое мы прилагаем, сосредоточивая и удерживая внимание на чем-то, всегда имеет под собой физическую основу. Ему соответствует чувство мышечного напряжения, а наступающие впоследствии отвлечения внимания связаны, как правило, с мышечным переутомлением в соответствующих моторных частях реципирующих систем.Т. Рибо полагал, что двигательный эффект внимания состоит в том, что некоторые ощущения, мысли, воспоминания получают особую интенсивность и ясность по сравнению с прочими оттого, что вся двигательная активность оказывается сосредоточенной на них. В умении управлять движениями заключается и секрет произвольного внимания. Произвольно восстанавливая движения, связанные с чем-то, мы тем самым обращаем на это наше внимание. Таковы характерные черты моторной теории внимания, предложенной Т. Рибо.
18. С тех пор как психология стала отдельной областью знания, единодушно, по утверждению П.Я. Гальперина, психологи самых разных направлений отрицают внимание как самостоятельную форму психической деятельности. Одни потому, что все формы психической деятельности сводят к разным проявлениям одного общего механизма – ассоциаций, образования структур.Другие потому, что отождествляют внимание с разными психическими функциями (или их отдельными сторонами): от «направленности» до «изменения организации», от «темного кинестетического ощущения» и «двигательных установок» до сознания в целом.Концепцию внимания, предложенную П.Я. Гальпериным, необходимо рассматривать в контексте теории планомерного (поэтапного) формирования умственных функций. Всякое действие, в том числе и умственное, состоит из ориентировочной (собственно психической) и исполнительской частей. С учетом этого внимание оказывается результатом интериоризации, обобщения и сокращения действия контроля, существовавшего сначала во внешней форме.Основные положения теории П.Я. Гальперина сводятся к следующему.Внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли или другого феномена, имеющегося в данный момент времени в психике человека. Проверить психику можно в 7 больнице на Каширке.По своей функции внимание представляет собой контроль за этим содержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части: последняя и является вниманием как таковым.В отличие от других действий, внимание не имеет определенного, особенного продукта (результата).Внимание как самостоятельный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. Не всякий контроль следует рассматривать как внимание. Он сам требует внимания, сложившегося к этому времени. Контроль лишь оценивает деятельность или ее результаты, в то время как внимание их улучшает. Не всякий контроль есть внимание, но всякое внимание есть контроль.Во внимании контроль осуществляется при помощи критерия меры, образца, что создает возможность сравнения результатов действия и его уточнения.Произвольное внимание есть форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану, образцу.Для того чтобы сформировать новый прием произвольного внимания, мы должны наряду с основной деятельностью дать человеку задание проверить ее ход и результаты, разработать и реализовать соответствующий план.Все известные акты внимания, выполняющие функцию контроля (как произвольного, так и непроизвольного), являются результатом формирования новых умственных действий.
1. Внимание как самостоятельный процесс имеет свой специфический продукт и свои конкретные механизмы, и следовательно это особый специфический процесс.
2. Внимание как сторона другого процесса не имеет своего специфического продукта, так как в каждом конкретном случае мы говорим о внимании перцептивном, мыслительном, моторном, исполнительном и т.д. Можно сказать, что внимание это особое свойство сознания, восприятия, исполнительной деятельности, мышления. Это свойство не всегда есть, потому что есть восприятие, движение без внимания. И мы имеем дело с вниманием в силу механизмов данного процесса (восприятия, мышления и т.д.).
Так как этот вопрос о природе внимания не решен до сих пор, а феноменология и проявление внимания есть, то в силу этого нам необходимо иметь критерии или признаки на основании которых мы можем отнести данное событие или процесс к кругу совокупности процессов называемых вниманием. Необходимость критериев возникла из потребности определить вне зависимости от занимаемой точки зрения на природу внимания и в силу того что внимание существует как феномен и как эффект, без которых продуктивная деятельность не может осуществляться, относится ли данное явление к категории внимания.
Сказанное выше является общей структурой ответа на вопрос. Здесь же можно указать на некоторые тонкости, на которых вы можете поиграть:
Возвращаясь к явлениям внимания можно говорить как раз о том, что не является вниманием, про невнимание, рассеянность, то есть тогда, когда нет внимания для того чтобы прочертить границу рассматриваемого круга явлений. Существуют три типа рассеянности, невнимательного поведения:
Теперь говоря об эффектах и явлениях, можно хорошо их проиллюстрировать на критериях, признаках внимания:
1. Первый феноменальный (или субъективный) признак. То что можно уловить из самонаблюдения и непосредственно связано с нашим сознанием. Он исходит из структурной метафоры сознания Вундта: разделение сознания на две отграничных области: область наличных содержаний сознания в которой содержания приобретают ясность, отчетливость. То есть если мы переживали яркость и отчетливость образа, представления, то это содержание попадало в фокус внимания. Это критерий ясности и отчетливости.
Эти феноменальные критерии хороши для обозначения полной картины переживаний, особенностей при внимании. Однако, он необходим, но недостаточен в случае неадекватности данных самонаблюдения при патологии, детей на довербальной стадии, животных, то есть там где нельзя получить данные об описании внутреннего опыта. И наконец в силу идеологии интроспекции этот критерий страдает особенностью существования момента рефлексии. В момент внимательной деятельности происходит переключения внимание на само внимание, а не на исполняемую деятельность. То есть происходит смещение фокуса внимания на оценочную деятельность, а то, что было до этого в фокусе внимания исчезло. Поэтому этот метод не вполне достоверен в силу вот такого раздвоения сознания. В особенности речь идет о практических запросах например, об оценке внимательности оператора при исполнительной деятельности. Поэтому возникает необходимость дополнительных критериев.
5. Наиболее распространенным критерием в исследованиях животных, детей, больных, которые не могут дать внятный речевой отчет, а вопрос о диагностике внимания стоит, является объективные проявления внимания, то есть все внешние выражения, сопутствующие проявления внимания в моторике, установках позы тела, в жестах, мимике. Здесь есть два класса явлений:
а.- Приспособительные движения, которые необходимы для улучшения восприятия, настраивания на мыслительную деятельность. Особенно эти приспособления проявляются в актах непроизвольного внимания: изумленное лицо и т.д.
20. Мышлением называется процесс отражения в сознании человека связей и отношений между предметами или явлениями действительности.
НАУКИ, ИЗУЧАЮЩИЕ МЫШЛЕНИЕ
21.Наглядно-действенное мышление — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.Наглядно-образное мышление — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления — становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.Различают теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое мышление — это познание законов, правил. Например, открытие периодического закона элементов Д. Менделеевым. Основная задача практического мышления — подготовка физического преобразования действительности: постановка дели, создание плана, проекта, схемы. Одна из важных особенностей практического мышления заключается в том, что оно развертывается в условиях жесткого дефицита времени. В практическом мышлении очень ограниченные возможности для проверки гипотез, все это делает практическое мышление подчас более сложным, чем теоретическое. Теоретическое мышление иногда сравнивают с мышлениемэмпирическим. Здесь используется следующий критерий: характер обобщений, с которыми имеет дело мышление; в одном случае это научные понятия, а в другом— житейские, итуационные обобщения.Проводится также различие междуинтуитивным и аналитическим (логическим) мышлением. Обычно используются три признака: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень протекания (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, ааутистическое — связано с реализацией желаний человека (кто из нас не выдавал желаемое за действительно существующее).Иногда используется термин«эгоцентрическое мышление»,оно характеризуется прежде всего невозможностью принять точку зрения другого человека.Важным является различениепродуктивного и репродуктивного мышления, основанного на «степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к занятиям субъекта».Необходимо также различатьнепроизвольные мыслительные процессы отпроизвольных: непроизвольные трансформации образов сновидения и целенаправленное решение мыслительных задач.По С. Л. Рубинштейну, всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себяцель и условия. Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этомрешение задачи является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при недостигнутой цели будет воспринято субъектом как срыв или неудача. С динамикой мыслительного процесса связано эмоциональное самочувствие субъекта,напряженное в начале иудовлетворенное в конце.
23.Мышление— это высшая форма познавательной деятельности человека, социально обусловленный психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, процесс поисков и открытия существенно нового. Мыслительные операции
Процесс мышления включает в себя несколько операций: сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение, конкретизация.
24. Сознание отражает действительность категориально, через совокупность знаний, через обобщенный человеческий опыт. Отражение существенных закономерных связей действительности осуществляется в обобщениях, с предвидением событий, осознанием цели деятельности, предвосхищением будущего результата деятельности, его психическим моделированием в системе понятий. Основной функцией сознания является обеспечение целеполагающейдеятельностичеловека.Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире.
Сознание обеспечивает целеполагающую деятельность человека путем формирования целей деятельности, с определением и оценкой ее мотивов, принятием волевых решений, учетом хода выполнения действий, внесением в него необходимых корректив и т. д.
В сознание человека входит мир эмоций и чувств, в которых находят отражения сложные объективные, общественные межличностные отношения, в которые включен человек.
Условием формирования и проявления специфических качеств сознания является язык. В процессе речевой деятельности происходит накопление знаний, обогащение человека теми богатствами человеческой мысли, которые выработало человечество. Язык является особой объективной системой, в которой запечатлен общественно-исторический опыт или общественное сознание.
Понятие «сознание» употребляется в психологии, психиатрии н других науках в смысле, отвечающем приведенным выше его основным характеристикам. При этом психиатры, перед которыми постоянно возникает вопрос о наличии, сохранении или нарушении сознания у больного, под сознанием понимают заключенные в психике данного человека возможности отдавать отчет о месте, времени, окружающей обстановке, состоянии и образе действий собственной личности. Человек, у которого сохранено ясное сознание, оценивает вновь поступающую в мозг информацию с учетом уже имеющихся у него знаний и выделяет себя из окружающей среды, сохраняет сложившуюся систему отношений к другим людям и к обстановке деятельности и на основе всех этих данных управляет своим поведением.
Сознание, будучи общественным продуктом, присуще только человеку. Животные сознанием не обладают.
Современные представления о феноменологии бессознательного предусматривают, что в зоне ясного осознания находит свое отражение лишь малая часть всех одновременно поступающих из внешней и внутренней среды организма сигналов. Эти сигналы используются человеком для осознанного управления своим поведением. Остальные сигналы также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне. При возникновении обстоятельств, затрудняющих выбор стратегии поведения человека, требующие нового способа решения, они попадают в зону ясного сознания, но как только решение принято, стратегия найдена, управление поведением передается в сферу бессознательного. При этом сознание освобождается для решения новых задач.
В область бессознательного входят психические явления, возникающие во сне (сновидения); ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями («субсенсорные» или «субцептивные» реакции); движения, бывшие в прошлом сознательными, но в силу повторения автоматизировавшиеся и поэтому более неосознаваемые; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели, и др.
Бессознательное нельзя считать низшим уровнем психики, ибо это специфически человеческое психическое явление, которое детерминировано общественными условиями сознания человека и неразрывно с ним связано.
27. Внушаемость и восприимчивость к гипнозу: Под внушаемостью обычно принято понимать определенную подчиняемость или готовность изменять поведение не на основании разумных, логических доводов или мотивов, а по одному лишь требованию или предложению, которое исходит от другого лица или группы лиц; при этом сам субъект не отдает себе ясного отчета в такой подчиняемости, а продолжает считать свой образ действий как бы результатом собственной инициативы и самостоятельного выбора. Внушаемость не является, как часто понимали раньше, психическим предрасположением, свойственным только некоторым больным (истеричным); это одно из свойств нормальной высшей нервной деятельности. Внушаемость рассматривают как одно из проявлений качеств волевого процесса.Для внушаемого человека мнения других обычно становятся главным основанием, определяющим те или иные его решения. По В.М.Бехтереву, под внушаемостью «. следует понимать способность или склонность в большей или меньшей степени воспринимать и усваивать внушение, будет ли оно обусловливаться внутренними или внешними побуждениями».Я.П.Фрумкин трактует внушаемость как повышенную «податливость постороннему воздействию, влиянию».Нельзя подходить к внушаемости как к явлению всегда отрицательному. Так, в педагогической практике внушаемость (и внушение) играет положительную и даже существенную роль, о чем говорит В.М.Бехтерев:«Внушение или прививание психических состояний играет особо видную роль в нашем воспитании». Чем выше для учащегося авторитет педагога, тем большее значение имеет каждое сказанное им слово. Явления ятрогений, также связаны с повышенной внушаемостью. Степень и вид внушаемостиу отдельных лиц чрезвычайно различны. Несомненное влияние оказывают при этом возраст, пол, состояние здоровья, усталость, интеллект и т. п. У некоторых лиц требование, исходящее от другого лица, уже влечет за собой подчинение; у других появляется внушаемость только по отношению к влиянию определенного лица, требование же, исходящее от иного лица, обсуждается с помощью обычного взвешивания мотивов. В отдельных случаях внушаемость значительно колеблется в зависимости от характера внушений и способа их вызывания. Восприимчивость к посторонним внушениям (гетеровнушаемость) может быть очень велика, а склонность к образованию самовнушений (ауто-суггестивность), напротив,— очень мала. Бывают случаи, когда наблюдается и обратное соотношение.Существует категория людей, совершенно не доступных внушению со стороны постороннего человека, недоверчивых ко всему, идущему извне, но зато легко поддающихся влиянию ближайших родственников, друзей. Так, если человек кого-либо любит, кому-либо симпатизирует, он легко поддается внушению в соответствующем направлении; иной энергичный, имеющий самостоятельный образ мыслей субъект может иногда полностью находиться под влиянием жены, друга. С другой стороны, человеку, к которому субъект не питает доверия, симпатии, труднее оказать определенное суггестивное влияние. Нередко позволяют внушить себе нечто дурное относительно людей, которых недолюбливают, в то время как дурное относительно любимого человека сразу и безоговорочно отвергают.