Что такое перекрестная эластичность

Что такое перекрестная эластичность

Что такое перекрестная эластичность. Смотреть фото Что такое перекрестная эластичность. Смотреть картинку Что такое перекрестная эластичность. Картинка про Что такое перекрестная эластичность. Фото Что такое перекрестная эластичность

Перекрестная эластичность спроса: понятие, формулы, конкретные примеры

Перекрестная эластичность спроса — это отношение процентного изменения количества потребляемого продукта к процентному изменению цены соответствующего продукта.

Одним из определяющих факторов спроса на товар является цена связанных с ним товаров. Например, если два товара A и B потребляются вместе, то есть являются дополнениями друг к другу, то увеличение цены B приведет к увеличению цены пакета (A + B), что, в свою очередь, уменьшит спрос на A и наоборот.

Аналогично, если А и В являются заменителями, то повышение цены A увеличит спрос на B, поскольку B становится относительно дешевле, и потребитель переключается с A на В, тем самым увеличивая спрос на него.

Перекрестная эластичность спроса — это количественный инструмент, который измеряет чувствительность спроса на один продукт, скажем A, к изменениям цен на другой продукт, скажем B.

Формула

Перекрестная эластичность спроса может быть рассчитана по следующей формуле:

IA – увеличение требуемого количества продукта A (в %),

IB – увеличение цены на продукт B (в %).

Процентные изменения в приведенной выше формуле рассчитываются с использованием формулы средней точки, которая делит фактическое изменение на среднее значение начального и конечного значений.

Таким образом, формула для расчета поперечной эластичности становится:

EA, B = <(Qf Qi) ÷ [(Qf + Qi) / 2]> ÷ <(Pf Pi) ÷ [(Pf + Pi) / 2]>, где

Qf и Qi — это конечные и начальные величины требуемого количества продукта A соответственно; и

Pf и Pi являются окончательной и первоначальной ценой на продукт B.

Перекрестная эластичность, заменители и дополнения

Перекрестная эластичность спроса указывает, являются ли какие-либо два продукта заменителями, дополнениями или независимыми товарами.

Взаимозаменяемые товары

Когда перекрестная эластичность спроса на продукт A относительно изменения цены продукта В положительна, это означает, что в ответ на увеличение (уменьшение) цены продукта в количество потребляемого продукта A увеличилось (уменьшилось).

Что такое перекрестная эластичность. Смотреть фото Что такое перекрестная эластичность. Смотреть картинку Что такое перекрестная эластичность. Картинка про Что такое перекрестная эластичность. Фото Что такое перекрестная эластичность

Поскольку A, скажем «Кока-Кола», и B, скажем «Спрайт», являются заменителями, увеличение цены продукта в означает, что больше людей будут потреблять A вместо В, и это увеличит количество потребляемого продукта А.

Увеличение количества потребляемого продукта A относительно увеличения цены продукта B дает нам положительную перекрестную эластичность спроса.

Бесплатные товары

Когда перекрестная эластичность спроса на продукт A относительно изменения цены продукта B отрицательна, это означает, что количество, требуемое от А, уменьшилось (увеличилось) относительно увеличения (уменьшения) цены продукта В.

Поскольку A, скажем, автомобиль и B, скажем, газ, являются комплиментарными товарами, а увеличение цены B уменьшит количество, требуемое от А.

Это происходит потому, что люди потребляют и А, и B в связке, а увеличение цены снижает их покупательную способность и уменьшает требуемое количество.

Правило

Отрицательная (положительная) перекрестная эластичность спроса означает, что товары являются заменителями (дополнениями).

Пример 1. Перекрестная эластичность и заменители

Количество потребляемого продукта или продукта A увеличилось на 12 % в ответ на 15 %-ное повышение цены продукта B. Вычислите перекрестную эластичность спроса и скажите, является ли эта пара продуктов (а) яблоками и апельсинами или (б) автомобилями и газом.

Перекрестная эластичность спроса рассчитывается так:

EA, B = IA ÷ IB = 12 % ÷ 15 % = 0.67

Поскольку перекрестная эластичность спроса положительна, товары A и В являются товарами-заменителями. Это яблоки и апельсины.

Пример 2. Перекрестная эластичность и дополнения

Правительство страны серьезно относится к наркотикам. Хранение наркотиков является незаконным и строго наказывается. Однако существует черный рынок, который правительство не смогло ликвидировать, несмотря на серьезные попытки.

Министр здравоохранения обеспокоен сложившейся ситуацией. В начале 20х9 года консультант, работающий с Минздравом, предложил правительству повысить цену пачки сигарет с 200 до 600 долларов.

Опрос, проведенный в декабре 20х9, показал, что за год количество потребляемой марихуаны сократилось с 2000 килограммов в день до всего лишь 800 килограммов.

Рассчитайте перекрестную эластичность спроса и расскажите, почему эта политика оказалась столь эффективной.

Процентное увеличение цен на сигареты =

(600 − 200) ÷ [(600+200) ÷ 2] = 100 %

Процентное увеличение количества потребляемой марихуаны =

(800 − 2,000) ÷ [(800+2000) ÷ 2] = — 5.71 %

Перекрестная эластичность спроса =

% изменение потребляемого количества ÷ % изменение цены

Источник

Вопрос 16 Перекрестная эластичность спроса по цене. Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене.

Перекрестная эластичность спроса по цене. Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене.

ОТВЕТ

ПЕРЕКРЕСТНАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ЦЕНЕ выражает относительное изменение объема спроса на одно благо при изменении цены на другое благо при прочих равных условиях.

Различают три вида перекрестной эластичности спроса по цене:

• положительная;

• отрицательная;

• нулевая.

Положительная перекрестная эластичность спроса по цене относится к взаимозаменяемым товарам (товарам-субститутам). Например, масло и маргарин являются товарами-заменителями, они конкурируют на рынке. Повышение цены на маргарин, которое удешевляет масло по отношению к новой цене маргарина, вызывает рост спроса на масло. В результате увеличения спроса на масло кривая спроса на него сместится вправо и его цена поднимется. Чем больше взаимозаменяемость двух благ, тем больше величина перекрестной эластичности спроса по цене.

Отрицательная перекрестная эластичность спроса по цене относится к взаимодополняемым благам (сопутствующим, комплементарным благам). Это блага, которые используются совместно. Например, обувь и гуталин являются взаимодополняемыми благами. Повышение цены на обувь вызывает сокращение спроса на нее, что, в свою очередь, уменьшит спрос на гуталин. Следовательно, при отрицательной перекрестной эластичности спроса с ростом цены одного блага сокращается потребление другого блага. Чем больше взаимодополняемость благ, тем больше будет абсолютное значение отрицательной перекрестной эластичности спроса по цене.

Нулевая перекрестная эластичность спроса по цене относится к благам, которые не являются ни взаимозаменяемыми, ни взаимодополняемыми. Этот вид перекрестной эластичности спроса по цене показывает, что потребление одного блага не зависит от цены на другое.

Значения перекрестной эластичности спроса по цене могут изменяться от «плюс бесконечности» до «минус бесконечности».

Перекрестная эластичность спроса по цене применяется при осуществлении антимонопольной политики. Чтобы доказать, что та или иная фирма не является монополистом какого-то блага, она должна обосновать, что выпускаемое этой фирмой благо обладает положительной перекрестной эластичностью спроса по цене по сравнению с благом другой конкурирующей фирмы.

Важным фактором, обусловливающим перекрестную эластичность спроса по цене, являются естественные характеристики товаров, их способность к замещению друг друга в потреблении.

Знание перекрестной эластичности спроса по цене может использоваться в планировании. Допустим, что ожидается рост цен на природный газ, что неизбежно повысит спрос на электроэнергию, поскольку эти продукты являются взаимозаменяемыми в отоплении и приготовлении пищи. Предположим, что перекрестная эластичность спроса по цене в долгом периоде составляет 0,8, в таком случае увеличение цены природного газа на 10 % приведет к росту объема спроса на электроэнергию на 8 %.

Мера взаимозаменяемости благ выражается в величине показателя перекрестной эластичности спроса по цене. Если незначительный прирост цены одного блага вызывает большой прирост спроса на другое благо, то они являются близкими заменителями. Если незначительный рост цены одного блага вызывает большое сокращение спроса на другое благо, то они являются близкими дополняющими благами.

КОЭФФИЦИЕНТ ПЕРЕКРЕСТНОЙ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА ПО ЦЕНЕ – показатель, выражающий отношение процентного изменения в объеме спрашиваемого блага к процентному отношению цены другого блага. Этот коэффициент определяется по формуле:

Что такое перекрестная эластичность. Смотреть фото Что такое перекрестная эластичность. Смотреть картинку Что такое перекрестная эластичность. Картинка про Что такое перекрестная эластичность. Фото Что такое перекрестная эластичность

Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене может быть применен с целью характеристики взаимозаменяемости и взаимодополняемости благ только при незначительных изменениях цен. При больших изменениях цен будет обнаруживаться влияние эффекта дохода, что вызовет изменение спроса на оба блага. Например, если цена хлеба понизится в два раза, то, вероятно, увеличится потребление не только хлеба, но и других благ. Этот вариант может расцениваться как взаимодополняющие блага, что не является правомерным.

По оценке западных источников, коэффициент эластичности масла к маргарину равен 0,67. Исходя из этого потребитель при изменении цены на масло отреагирует более значительным изменением спроса на маргарин, нежели в противоположном варианте. Следовательно, знание коэффициента перекрестной эластичности спроса по цене дает возможность предпринимателям, выпускающим взаимозаменяемые блага, более или менее правильно устанавливать объем выпуска одного вида блага при ожидаемом изменении цен на другое благо.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Ценовая эластичность спроса

Ценовая эластичность спроса В первом примере любители пива Heineken были готовы купить пиво Duff по запрашиваемой цене. После снижения цены спрос вырос. Если бы цена возросла, то спрос, напротив, упал бы. Реакцию, или чувствительность покупателей к изменению цен, называют

4. Теория спроса и предложения. Эластичность

4. Теория спроса и предложения. Эластичность Взаимодействие покупателей и продавцов на рынках двигает рыночную экономику. Основными элементами рыночной экономики являются: спрос, предложение, цена и конкуренция. Эти элементы постоянно взаимодействуют между собой и

Вопрос 2 Спрос. Закон спроса. Кривая спроса. Изменения в спросе.

Вопрос 2 Спрос. Закон спроса. Кривая спроса. Изменения в спросе. ОТВЕТСПРОС – отношение между ценой блага и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии купить.В экономическом смысле в основе спроса лежит не просто потребность или нужда в том или ином благе, а

Вопрос 13 Эластичность: понятие, коэффициент, виды, формы.

Вопрос 13 Эластичность: понятие, коэффициент, виды, формы. ОТВЕТЭластичность – степень реагирования одной переменной величины в ответ на изменение другой, связанной с первой величиной.Понятие «эластичность» ввел в экономическую литературу А. Маршалл (Великобритания),

Вопрос 14 Эластичность спроса по цене. Измерение эластичности.

Вопрос 14 Эластичность спроса по цене. Измерение эластичности. ОТВЕТЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ЦЕНЕ – оценка изменения величины спроса на товар при изменении цены. Точнее, эластичность спроса по цене – это процентное изменение величины спроса, деленное на процентное

Вопрос 15 Эластичность спроса по доходу. Коэффициент эластичности спроса по доходу.

Вопрос 15 Эластичность спроса по доходу. Коэффициент эластичности спроса по доходу. ОТВЕТЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ДОХОДУ – мера чувствительности спроса к изменению дохода; отражает относительное изменение спроса на какое-либо благо вследствие изменения дохода

Вопрос 17 Эластичность предложения по цене. Кривая предложения.

Вопрос 17 Эластичность предложения по цене. Кривая предложения. ОТВЕТЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЦЕНЕ – показатель степени чувствительности, реакция предложения на изменение цены товара. Она рассчитывается по формуле: Метод расчета эластичности предложения тот же, что

5.1.3. Анализ и оценка спроса, его эластичность

5.1.3. Анализ и оценка спроса, его эластичность При обосновании цены на рынке потребительских товаров необходимо изучить ее взаимосвязь со спросом, который определяет верхнюю границу цены, так как ее необоснованный уровень (высокий или низкий) отражается на объеме спроса.

3. Понятие эластичности, эластичность спроса

3. Понятие эластичности, эластичность спроса Спрос – это объем товара или услуги, который экономический субъект желает включить в состав своей потребительской корзины по выгодной для него цене.Эластичность представляет собой гибкость спроса и предложения по отношению

28. Понятие спроса. Виды спроса и элементы его формирования

28. Понятие спроса. Виды спроса и элементы его формирования Спрос – то количество денег, которое покупатель готов заплатить за тот или иной товар при определенных условиях и определенной цене на него.Различают индивидуальный спрос, т. е. платежеспособные потребности

29. Величина спроса. Закон спроса

29. Величина спроса. Закон спроса Величиной спроса называется количество товара, которое покупатели готовы (т. е. хотят, могут) купить при данной цене в течение определенного периода: дня, недели и т. п. Величина спроса находится в обратной зависимости от цены: чем выше цена

19. Эластичность спроса по доходу

19. Эластичность спроса по доходу Инструмент«Успех человека измеряется не тем, как высоко он взобрался, а тем, как высоко он подпрыгнул, ударившись о дно», – говорил генерал Джордж Паттон, тем самым подчеркивая эластичность, которая проявляет себя и в жизни,

51. Ценовая эластичность спроса (Маршалл)

51. Ценовая эластичность спроса (Маршалл) ИнструментНа Малайском полуострове на вопрос о лучшем времени сбора дуриана, фрукта «с адским запахом, но с божественным вкусом», отвечают так: «Когда его плоды падают с ветки, у мужчин саронги задираются»[4].

Источник

Перекрестная эластичность

Что такое перекрестная эластичность. Смотреть фото Что такое перекрестная эластичность. Смотреть картинку Что такое перекрестная эластичность. Картинка про Что такое перекрестная эластичность. Фото Что такое перекрестная эластичность Что такое перекрестная эластичность. Смотреть фото Что такое перекрестная эластичность. Смотреть картинку Что такое перекрестная эластичность. Картинка про Что такое перекрестная эластичность. Фото Что такое перекрестная эластичность Что такое перекрестная эластичность. Смотреть фото Что такое перекрестная эластичность. Смотреть картинку Что такое перекрестная эластичность. Картинка про Что такое перекрестная эластичность. Фото Что такое перекрестная эластичность Что такое перекрестная эластичность. Смотреть фото Что такое перекрестная эластичность. Смотреть картинку Что такое перекрестная эластичность. Картинка про Что такое перекрестная эластичность. Фото Что такое перекрестная эластичность

Что такое перекрестная эластичность. Смотреть фото Что такое перекрестная эластичность. Смотреть картинку Что такое перекрестная эластичность. Картинка про Что такое перекрестная эластичность. Фото Что такое перекрестная эластичность

Что такое перекрестная эластичность. Смотреть фото Что такое перекрестная эластичность. Смотреть картинку Что такое перекрестная эластичность. Картинка про Что такое перекрестная эластичность. Фото Что такое перекрестная эластичность

Заслуживает внимания и перекрестная (взаимная) эластичность спроса, которая выражает степень чувствительности спроса на определенный товар к изменению цены другого товара. Коэффициент перекрестной эластичности E D ХУ показывает, на сколько процентов изменится спрос на данный товар при изменении цены другого товара на 1%:

Перекрестная эластичность спроса по цене выражает относительное изменение объема спроса на одно благо при изменении цены на другое благо при прочих равных условиях.

Что такое перекрестная эластичность. Смотреть фото Что такое перекрестная эластичность. Смотреть картинку Что такое перекрестная эластичность. Картинка про Что такое перекрестная эластичность. Фото Что такое перекрестная эластичность

где DQX— относительное изменение спроса на товар X,

DPY— относительное изменение цены на товар Y.

Различают три вида перекрестной эластичности спроса по цене:

Положительная перекрестная эластичность спроса по цене относится к взаимозаменяемым товарам (товарам-субститутам). Например, масло и маргарин являются товарами-заменителями, они конкурируют на рынке. Повышение цены на маргарин, которое удешевляет масло по отношению к новой цене маргарина, вызывает рост спроса на масло. В результате увеличения спроса на масло кривая спроса на него сместится вправо и его цена поднимется. Чем больше взаимозаменяемость двух благ, тем больше величина перекрестной эластичности спроса по цене.

Отрицательная перекрестная эластичность спроса по цене относится к взаимодополняемым благам (сопутствующим, комплементарным благам). Это блага, которые используются совместно. Например, обувь и гуталин являются взаимодополняемыми благами. Повышение цены на обувь вызывает сокращение спроса на нее, что, в свою очередь, уменьшит спрос на гуталин. Следовательно, при отрицательной перекрестной эластичности спроса с ростом цены одного блага сокращается потребление другого блага. Чем больше взаимодополняемость благ, тем больше будет абсолютное значение отрицательной перекрестной эластичности спроса по цене.

Нулевая перекрестная эластичность спроса по цене относится к благам, которые не являются ни взаимозаменяемыми, ни взаимодополняемыми. Этот вид перекрестной эластичности спроса по цене показывает, что потребление одного блага не зависит от цены на другое.

Значения перекрестной эластичности спроса по цене могут изменяться от «плюс бесконечности» до «минус бесконечности».

Перекрестная эластичность спроса по цене применяется при осуществлении антимонопольной политики. Чтобы доказать, что та или иная фирма не является монополистом какого-то блага, она должна обосновать, что выпускаемое этой фирмой благо обладает положительной перекрестной эластичностью спроса по цене по сравнению с благом другой конкурирующей фирмы.

Важным фактором, обусловливающим перекрестную эластичность спроса по цене, являются естественные характеристики товаров, их способность к замещению друг друга в потреблении.

Знание перекрестной эластичности спроса по цене может использоваться в планировании. Допустим, что ожидается рост цен на природный газ, что неизбежно повысит спрос на электроэнергию, поскольку эти продукты являются взаимозаменяемыми в отоплении и приготовлении пищи. Предположим, что перекрестная эластичность спроса по цене в долгом периоде составляет 0,8, в таком случае 10%-ное увеличение цены природного газа приведет к росту объема спроса на электроэнергию на 8%.

Эластичность спроса на ресурсы определяют три фактора:

1. эластичность спроса на готовую продукцию: чем она выше, тем более эластичным будет и спрос на ресурс. Когда повышение цены на товар вызывает значительное падение спроса на него, потребность в ресурсах уменьшается. В случае, когда, напротив, спрос на изготовляемую с помощью данных ресурсов продукцию неэластичен, неэластичен и спрос на ресурсы;

2. замещаемость ресурсов. Эластичность спроса на них высока, если в случае повышения цены существует возможность их замены другими ресурсами (например, бензина — дизельным топливом) или внедрения более совершенной технологии (благодаря которой, к примеру, уменьшается потребность в бензине);

3. доля в общих издержках. Эластичность спроса зависит от удельного веса данных ресурсов в общих издержках производства готовой продукции. Если такой удельный вес велик, а цена на ресурсы растет. Это приводит к падению спроса на денные ресурсы. Чем больше доля последних

Что такое перекрестная эластичность. Смотреть фото Что такое перекрестная эластичность. Смотреть картинку Что такое перекрестная эластичность. Картинка про Что такое перекрестная эластичность. Фото Что такое перекрестная эластичность

в общих издержках производства, тем выше эластичность спроса.

2. Предложение товара— это способность и возможность продавца предоставить товар на рынок, а количество данного товара, которое могут и намерены продать производители на рынке по данной цене в течении определённого периода времени называется величиной (объемом) предложения.

Положение производителей на рынке не является постоянным и одинаковым (масса предлагаемого товара, различные издержки производства, количество затраченного труда и т.д.). Однако все они стремятся максимизировать свой доход, т.е. получить самую высокую цену.

Цена (Р) товара А (в дол.)Величина спроса (Q ) за определённый период времени

Что такое перекрестная эластичность. Смотреть фото Что такое перекрестная эластичность. Смотреть картинку Что такое перекрестная эластичность. Картинка про Что такое перекрестная эластичность. Фото Что такое перекрестная эластичность

Рис.12.

Кривая имеет положительный наклон, что свидетельствует о желании производителя продать большее количество благ по более высокой цене. Очевидна прямая зависимость между ценой и предложением.

Однако, кроме цены, на предложение оказывают влияние и другие факторы:

2. технология производства;

3. налоги и субсидии;

4. количество продавцов на рынке;

5. цены на товары-заменители;

6. природные и общественные катастрофы;

8. ожидания изменения цен и т.д.

Зависимость предложения от влияющих на него факторов называется функцией предложения:

Qs = f(P, Pr, К, Т, N, В),

где Pr — цены ресурсов;

К — характер применяемой технологии;

Т — налоги и субсидии;

N — количество продавцов;

Форма кривой предложения товара обусловлена во многом технологией его производства, доступностью ресурсов, используемых при изготовлении данного товара. Если мобильность производства и используемых в нем ресурсов высока, то кривая предложения имеет более пологий вид, т.е. незначительное изменение цен означает существенное увеличение предложения товара. Когда же увеличение производства требует больших затрат ресурсов, кривая предложения более крутая.

Кривая предложения строится при соблюдении ряда условий:

2. цены на товары-заменители установлены;

Если условия постоянны, то изменение цены означает движение вдоль кривой предложения. Например из точки А в В. Такое движение вдоль кривой называют изменением величины (объёма) предложения. (Рис.14.)

Что такое перекрестная эластичность. Смотреть фото Что такое перекрестная эластичность. Смотреть картинку Что такое перекрестная эластичность. Картинка про Что такое перекрестная эластичность. Фото Что такое перекрестная эластичностьЧто такое перекрестная эластичность. Смотреть фото Что такое перекрестная эластичность. Смотреть картинку Что такое перекрестная эластичность. Картинка про Что такое перекрестная эластичность. Фото Что такое перекрестная эластичность

Рис.13. Рис. 14.

Эластичность предложения

Наравне с эластичностью спроса, которая выражает реакцию покупателей на изменение цен на товары и услуги, проявляет себя и эластичность предложения, которая характеризует относительные изменения между ценой и предложением товаров к реализации.

Коэффициент эластичности предложения выражает собой изменение производства и предложения товаров при увеличении или уменьшении цены товара на 1%, то есть отношение изменения предложения к вызвавшему его изменению цены:

Что такое перекрестная эластичность. Смотреть фото Что такое перекрестная эластичность. Смотреть картинку Что такое перекрестная эластичность. Картинка про Что такое перекрестная эластичность. Фото Что такое перекрестная эластичность

Если при увеличении (уменьшении) цены на 1% его предложение соответственно увеличилось тоже на 1%, то такая эластичность предложения называется единичной. Наклон кривых предложения дает определенное представление о степени эластичности предложения по цене товара.Чем более полога кривая предложения товара, тем большей эластичностью оно обладает. Чем круче кривая предложения, тем меньшей эластичностью обладает предложение того или иного товара. Аналогично эластичности спроса.

Помимо цены на эластичность предложения влияют другие факторы:

Говоря об эластичности предложения мы должны иметь в ввиду, что эти изменения происходят во времени, и следовательно, время становится одним из факторов эластичности. Прежде чем предложение полностью приспособится к новому уровню цен должен пройти определенный промежуток времени.

Обычно различают кратчайший, краткосрочный (короткий) и долгосрочный (длительный) рыночные периоды. В кратчайшем периоде все факторы производства постоянны, в краткосрочном некоторые факторы (сырье, рабочая сила и др.) являются переменными, в долгосрочном — все факторы переменны (включая производственные мощности, число фирм в отрасли и т. д.). (Рис.15.)

Что такое перекрестная эластичность. Смотреть фото Что такое перекрестная эластичность. Смотреть картинку Что такое перекрестная эластичность. Картинка про Что такое перекрестная эластичность. Фото Что такое перекрестная эластичность

Что такое перекрестная эластичность. Смотреть фото Что такое перекрестная эластичность. Смотреть картинку Что такое перекрестная эластичность. Картинка про Что такое перекрестная эластичность. Фото Что такое перекрестная эластичность

Рис.15.

В условиях кратчайшего рыночного периода повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения.

В условиях короткого периода повышение спроса обусловливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом.

В условиях длительного периода увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном повышении цен.

Величина цены товара определяется:

1. стоимостью самого товара;

2. стоимостью денежного материала (золота);

3. соотношением спроса и предложения.

Превышение спроса над предложением вызывает повышение величины цены над стоимостью, а превышение предложения над спросом ведет к отклонению цены ниже стоимости. При равенстве спроса и предложения устанавливается цена равновесия. Цена выступает одним из важных показателей, характеризующих состояние и динамику уровня жизни населения. Следовательно, в цене отражаются многообразные экономические и социальные процессы функционирования общества.

Различают действующую и реальную цены товара.

Действующая цена товара представляет собой его номинальную цену.

Реальная (сопоставимая) цена товара представляет собой цену, рассчитанную относительно совокупного показателя цен, такого как индекс потребительских цен (ИПЦ).

ИПЦ фиксирует, как стоимость большого набора товаров на рынке меняется во времени относительно обширной совокупности потребителей. В микроэкономике чаще всего используются сопоставимые, а не действующие цены на товары. Относительные цены сопоставимы, когда имеется общая база сравнения. Изменение цен в денежных единицах предполагает реальную покупательную способность денежных знаков. Сопоставимые цены рассчитываются по агрегированному индексу цен, такому как ИПЦ.

Цена всегда была основным фактором, определяющим выбор покупателя. Это положение до сих пор справедливо среди неимущих групп населения применительно к продуктам типа товаров широкого потребления. Однако в последние десятилетия на покупательском выборе относительно сильнее стали сказываться целевые факторы, такие, как стимулирование сбыта, организация распределения товара и услуг для клиентов.

Равновесная цена по А. Маршаллу – это та максимальная цена, которую потребитель признает исходя из субъективной оценки полезности товара, и одновременно та минимальная цена, по которой производитель согласен продать товар, исходя из издержек на его производство.

Все процессы планирования, регулирования и стимулирования экономической деятельности на всех стадиях воспроизводства осуществляется с помощью цен. Посредством цен достигается взаимосвязь всех элементов социально-экономической системы современного общества.

Цена выполняет ряд функций:

1. учетно-измерительная – с помощью цены учитываются затраты производителей, устанавливается (измеряется) количество денег, необходимое для совершения товарных сделок, определяются масштабы денежной массы для осуществления платежей;

2. информационная– дает покупателям и продавцам информацию об изменениях в спросе и предложении, о потребностях в тех или иных товарах, дефиците при избытке ресурсов и т.п. Тем самым покупатели и продавцы ориентируют свои действия;

3. стимулирующая – стимулирует наиболее экономичные способы производства и наиболее рациональное поведение спроса;

4. распределительная– производители через цену ориентируются в распределении полученного дохода;

5. социальная– цены влияют на уровень жизни, структуру и объем потребляемых товаров и услуг. Манипулируя ценами, правительству регулирует уровень потребления различных слоев общества;

6. внешнеэкономические функции – цена выступает в роли инструмента торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между странами.

Все функции тесно взаимосвязаны, и административное ограничение одной из них отрицательно сказывается и на других.

4. Поскольку цена обслуживает оборот по реализации и/или приобретению товаров, то соответственно в цене в одинаковой мере должны быть учтены интересы и производителя, и потребителя продукции, что, в свою очередь, зависит от того, где, когда и при каких условиях совершается сделка (покупка-реализация).

Для стоимостной оценки результатов сделки и затрат используются различные виды цен. И отечественный, и мировой опыт показывает, что используется множество видов цен, связанных с особенностями приобретаемых (сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия и т.д.) и продаваемых товаров;

Несмотря на множество цен, действующих на рынке, они между собой взаимосвязаны. Стоит только внести изменения в уровень одной цены, как эти изменения обнаруживаются в уровнях других цен.

Это объясняется тем, что, во-первых, существует единый процесс формирования затрат на производство; во-вторых, все субъекты рынка взаимосвязаны, между собой; в-третьих, имеет место тесная взаимозависимость всех элементов рыночного хозяйственного механизма.

В зависимости от того, какой признак взят для классификации, все виды цен можно разделить на различные группы.

1. По характеру обслуживаемого оборота различают следующие виды цен:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *