Что такое переплет обложка
Книжные переплеты
Печать книг невозможно представить себе без переплетных работ. Книжные переплеты — это уникальная область человеческой деятельности, вобравшая в себя многовековые традиции и новейшие технологии.
Переплет — это конструкция, скрепляющая листы книги между собой. В общих чертах книжный переплет изображен на рисунке ниже и состоит из следующих деталей:
Переплетная крышка — лист плотного картона, к которому крепятся остальные элементы книги. Переплетные крышки изготавливаются вручную либо на специальном оборудовании (крышкоделательные машины). Снаружи переплет обклеивается специальными материалами, выполняющими защитную и декоративную функцию. Книги на хорошей бумаге и в качественных переплетах могут храниться сотни лет.
Для Большой советской энциклопедии использовался прошивной составной форзац с тканевым фальчиком. Для изготовления такого форзаца требуется 12 операций (для обычного приклейного — 4). Так как такой форзац в массовом производстве более нигде не использовался, в ряде справочников он относится к отдельному типу «Форзац БСЭ».
Книжный блок. В твердых переплетах книжные листы формируются в тетради (как правило по 8 листов), из которых и состоит книжный блок. Листы в тетрадках скрепляются нитками либо бесшвейным скреплением. Самый распространенный и самый надежный способ — шитье нитками. В некоторых странах книги формируются не тетрадями, а целым блоком, но в России такой метод практически не используется вследствии недолговечности.
Марлевые вставки — корешок книжного блока для большей прочности оклеивается специальной полиграфической марлей либо спанбондом.
Каптал (каптальная лента) — декоративные полоски ткани с утолщенным краем. Приклеиваются к верхней и нижней части корешка. Иногда под капталом дополнительно располагают ленточку-закладку (ляссе).
Основные типы переплета
ГОСТ 22240-76 определяет 4 типа обложек и 5 видов переплета.
Тип 1. Обложка для крытья внакидку
1 — книжный блок, 2 — обложка.
Используется для изданий с небольшим количеством страниц (не более 64-х). Все сфальцованные листы формируют тетрадь, на которую накидывается обложка и скрепляется проволочными скобами либо нитками.
Тип 2. Обложка для обыкновенного крытья
1 — книжный блок, 2 — обложка.
Приклеивается к книжному блоку только по корешку. Этот тип обложки не используется для ответственных изданий ввиду низкой надежности и долговечности. Также его не используют для тонких книжных блоков.
Тип 3. Обложка для крытья вроспуск
1 — книжный блок, 2 — обложка.
Приклеивается вроспуск к корешковому полю, по линии сгиба предварительно делается биговка. Тетради в блоках могут дополнительно прошиваться (ШКС, швейное клеевое скрепление).
Тип 4. Обложка составная с окантовкой корешка
1 — книжный блок, 2 — сторона обложки, 3 — окантовка.
Используются две сторонки, соединенные материалом для окантовки корешка. Тип 4 кроется вроспуск, эти обложки самые прочные и долговечные, но и наиболее сложные в производстве из всех четырех типов.
Тип 5. Переплетная крышка составная
1 — картон, 2 — блок, 3 — форзац, 4 — два вида материала.
Отстав и картонные сторонки соединены корешком из одного вида материала, при этом сторонки покрыты материалом другого вида. Такой переплет сложен в изготовлении и применяется для художественных и подарочных изданий.
Тип 6. Переплетная крышка из одной детали
1 — книжный блок, 2 — форзац, 3 — переплетная крышка.
Интегральный или голландский переплет, в котором крышка состоит из одной детали. Экономичный, легкий и прочный.
Тип 7. Цельнокрытая переплетная крышка
1 — картон, 2 — книжный блок, 3 — форзац, 4 — материал для крытья.
Самый распространенный переплет на сегодняшний день. Сторонки и отстав покрываются одним материалом.
Тип 8. Переплетная крышка с накладными сторонками и накладным корешком
1, 5 — накладные сторонки, 2, 7 — картон, 3 — книжный блок, 4 — форзацы, 6 — материал для корешка.
Картонные сторонки оклеиваются покровными сторонками с клапанами по всем четырем сторонам. Сторонки и корешок покрываются отдельно.
Тип 9. Переплетная крышка с накладными сторонками и окантованным корешком
1, 5 — накладные сторонки, 2 — картон, 3 — книжный блок, 4 — форзацы, 6 — окантовка.
Корешок и сторонки покрываются разными материалами. От типа 8 отличается отсутствием отстава и приклейкой корешка непосредственно к корешку книжного блока (окантовкой).
На иллюстрациях выше представлены практически все виды скрепления книжных блоков, использующиеся в России. Тип с 1-го по 4-й — это обложки, в обиходе называющиеся «мягким» переплетом (хотя, если говорить правильно, переплет бывает только один, и он как раз твердый). В общем случае книжная обложка представляет собой лист картона или плотной бумаги, которым оборачивают блок со страницами и скрепляют на клей (КБС) или на клей с дополнительной прошивкой (КШС). Форзацы, капталы, ленточки-закладки и прочие изыски в обложке отсутствуют.
За счет того, что обложка существенно проще в изготовлении, книги в «мягком» переплете стоят существенно дешевле книг, для которых требуются кропотивые переплетные работы. В России применяется все 4 вида обложки и только один вид переплета — тип 7 с разными переплетными материалами. Тип 7 настолько хорошо зарекомендовал себя, что остальные типы переплета со временем почти перестали производиться.наверх
Французский переплет
Название «Французские переплет», похоже никогда не использовалось до XVIII в. Cхожие по изготовлению книги можно было найти в самых разных частях Европы. Да и сам термин некорректен, потому что во Франции была масса других способов изготовления книг. Тем не менее, его можно рассматривать, как некий обобщенный тип переплета, получивший распространение во Франции, во времена Дидро (именно в такой технологии появились первые тома его Энциклопедии). Полные наставления по изготовлению таких книг содержатся, например, в работах «Traite de la Relieure des Livres» (1762/63), Жана-Винсента Гоффенкорта и «L’art du Relieur de Livres» (1772) Рене Мартина Дудина (есть хорошее переиздание Dudin, M. The Art of the Bookbinder and Gilder. The Elmente Press: Leeds, England. 1977. Сражу скажу, ни одну из этих книг мне найти не удалось, потому что плохо искал.
Одно из изданий Гоббса
Оформление книги из Марокко XVIII в. во французском стиле.
Восточные переплеты
В исламской традиции книги старались защитить от любого контакта с землей или любой поверхностью, расценивающейся как «нечистая«. Эту традицию переняли и в Средней Азии, и во многих частях Востока.
Омар Хайам, которого нам любезно позволили сфотографировать в библиотеке им. Маяковского
8 популярных типов переплетов для книг, каталогов, журналов
1. Брошюровка металлической скобой
Сборка брошюр на скобах — востребованное решение для небольших художественных произведений. Этот вариант доступен из-за отсутствия сложных технологических процессов и дорогих расходных материалов. Для обложки берут бумагу плотностью в районе 200 г/м2. Обложку скрепляют с блоком брошюры одной-тремя металлическими скобами. Такой способ брошюровки подходит для изданий, включающих до 80 полос.
Основные этапы брошюровки скобой:
Для брошюровки обычно используют проволокошвейное оборудование. Существует два основных варианта прошивки. «Шитье внакидку» — это способ, при котором прошивку производят в середине разворота. Технология подходит для книжных блоков объемом до 128 страниц. С большими объемами листов помогает справляться «шитье втачку». В этом случае скобы проходят через весь блок насквозь.
2. Соединение пластиковой пружиной
Брошюровка пластиковой пружиной позволяет соединять листы быстро и без лишних затрат. Такой переплет используют для рабочих тетрадей, бухгалтерских документов, курсовых проектов, настенных и настольных календарей, докладов и рефератов, отчетов и презентаций.
3. Переплет «Wire-O»
В этом случае для соединения используют двойную проволочную петлю. Машина вставляет проволочную нить в предварительно пробитые отверстия квадратной или круглой формы. Переплет «Wire-O» — подходящее решение для изданий толщиной до 1 дюйма. Технология широко применяется при изготовлении всевозможных календарей, блокнотов, рекламных раздаточных материалов. Шаг пробиваемых отверстий зависит от толщины проволоки.
4. Переплет петлевыми скобами
Такая брошюровка позволяет получить соединение книги и съемной обложки. Здесь уместна аналогия с папкой на кольцах с вложенными документами. При необходимости листы можно доставать из переплета и вставлять без сверления отверстий. Переплет петлевыми скобами — один из видов «шитья внакидку». Отличие заключается в использовании специальной сшивающей головки, быстро формирующей петли.
5. Мягкий переплет (КБС)
Расшифровка КБС — клеевое бесшвейное скрепление. Это еще один быстрый и недорогой способ брошюровки. Мягкий переплет подходит для многостраничных изданий с тиражами не меньше 50 экземпляров. Технология недорогая, поэтому ее часто применяют для больших объемов печатной продукции. Обложку переплета изготавливают, например, из ламинированной бумаги плотностью 200-250 г/м2. Обложку соединяют с блоком с помощью специальных клеевых машин. За счет автоматизации достигается высокая скорость работ.
6. Термопереплет
Технология термопереплета похожа на КБС, но в этом случае вместо горячего клея в ход идет липкая лента, прикрепленная к обложке. Листы загружают в машину, где лента прижимается к корешковому сгибу. В результате разогрева она вместе с обложкой надежно приклеивается к листам, объединенным в книжный блок. Иногда страницы перед соединением с обложкой скрепляют «в тачку» скобами из металла.
7. Переплет MetalBind
Запатентованная технология переплета без предварительной перфорации, использования клея и скоб. За соединение отвечает металлический канал, надежно зажимающий листы и обложку. При необходимости на типографском оборудовании переплет можно разжать, не повредив содержимое блока. Запас прочности — 3-4 сжимания-разжимания.
Готовое изделие выглядит как обычная книжка в твердом переплете, но на брошюровку уходит всего 5-10 минут. Технология Металбинд — хороший вариант для дипломного проекта или диссертации.
8. Переплет полиграфическими винтами
В качестве примера можно привести типичный дембельский альбом. На подготовительном этапе в блоке перфорируют несколько отверстий, через которые потом пропускают винты. Металлический или пластиковый крепеж с другой стороны фиксируют ответными метизами. Жесткость переплета достигается за счет плотных полос с обеих сторон.
Специалисты нашей типографии готовы проконсультировать и подобрать для вашей продукции переплет.
Какой бывает переплёт у книг?
Я очень люблю книги. Люблю именно бумажные книги, которые так приятно держать в руках, перелистывать страницы, рассматривать иллюстрации и вдыхать особенный книжный запах )))
Когда берёшь книгу в руки, то на что обращаешь внимание в первую очередь? Конечно, на переплёт книги! Именно он создаёт то первое впечатление, которое возникает при знакомстве с изданием.
Переплет — это твердое покрытие книжного блока. В противовес обложке он отличается большей надежностью и долговечностью, выглядит солиднее, а также предоставляет больше возможностей для создания необычного и яркого внешнего оформления издания.
Различают мягкий переплет и твердый переплет.
Твёрдый переплёт книги используется для изданий высокого качества и художественного уровня. Этот вид переплета является основой долговечности книги. Он представляет собой совокупность переплетной крышки и книжного блока (сброшюрованных тетрадей), которые соединяются с помощью форзацев.
Существуют разные виды твердых переплетов:
1) Обложка из бумаги, которая ламинируется при помощи глянцевой или же матовой полимерной плёнки. Является на сегодняшний день одним из самых популярных твердых книжных переплетов.
2) Для обложки используется бумвинил, ткань, кожа, которые служат переплетным материалом. Изображения на такую обложку наносятся с помощью специального штампа— тиснятся и наносятся фольгой разных цветов.
3) Для третьего вида твёрдого переплета материал, используемый для обтягивания картонной крышки может быть различным. Это бумвинил, балакрон, лидерин на бумажной или тканевой основе и натуральная кожа (телячья, змеиная или искусственная — алькантара). Для оформления применяют все виды тиснения — фольгированное или «слепое» (без фольги), конгрев (придание изображению выпуклой формы). Процесс изготовления такого переплетадостаточно трудоемкий, что отражается на его себестоимости, но окупается удобством, длительным сроком службы, солидным видом.
В таких изданиях часто можно увидеть ляссе – ленточку-закладку. Приклейка ляссе – ручная операция, поэтому она способствует увеличению цены на полиграфические услуги по изготовлению книг.
Мягкий переплет один из наиболее экономичных и легких в исполнении. При изготовлении мягкого переплета страницы составляются в подбор или брошюруются в тетради. В зависимости от этого существуют разные виды мягких переплетов.
1) КБС (клеевое бесшовное соединение) —в данном типе переплета книжный блок прикрепляется к обложке при помощи термосклеивания. В качестве обложки используется бумага или картон плотностью до 300 г/м2.
2) ШКС (швейное клеевое скрепление) — ШКС напоминает бесшвейное клеевое (КБС), но тетради в блоке книги предварительно прошиваются нитками. Благодаря прошивке этот переплет более долговечен, чем КБС.
Картонные обложки для переплета
Для придания законченного вида вашей брошюре или каталогу используют обложки для переплета. Это не единственная их функция, так как их роль очень важна для сохранности и долговечности самого переплетаемого документа. Все обложки для переплета можно с уверенностью разделить на две большие группы, а именно: картонные и пластиковые. В свою очередь каждая из этих групп имеет множество подвидов, каждый из которых мы рассмотрим более подробно. Зачастую пластиковые обложки являются верхней передней обложкой в брошюре, а картонные обложки самой последней задней частью. Тем самым хотелось бы подчеркнуть, что именно картонная обложка должна быть изготовлена из более качественного и долговечного материала, надолго сохраняющего достойный вид.
Рассмотрим первый их вид – картонные обложки с тиснением «под кожу». Тиснение представляет собой некое рельефное изображение, похожее на искусственную кожу. Отсюда и пошло их название. Картон имеет толщину 230г/м2, выпускается в основном в двух популярных форматах А4 и А3. Сами обложки выглядят очень качественно и дорого, несмотря на невысокую стоимость. Палитра цветов этих обложек пестрит разнообразием, так что вы не будете ограничены в выборе. Классические цвета: белый и черный. Традиционные : красный, зеленый и синий, который даже представлен в нескольких оттенках, от светло бирюзового до темно-синего. Яркие запоминающиеся цвета представлены оранжевым, желтым, розовым. Спокойные и сдержанные цвета, такие как слоновая кость, серый, коричневый и бежевый.
Второй вид фактурных негладких картонных обложек для переплета представлен обложками с тиснением «под лён». На ощупь имеем легкое, неглубокое тиснение, напоминающее фактуру груботканой материи. Картон толщиной в 250г/м2 поставляется форматом А4 и А3. В ассортименте достаточное количество оттенков, можно без проблем подобрать обложку под любой стандартный цвет переплетных пружин. Всегда в наличии есть белый, синий, черный и красный цвет.
Ещё один подвид картонных обложек для переплета – глянцевый картон. Представляет собой с лицевой стороны яркую гладкую обложку, а с внутренний белый картон. Достаточно плотные обложки, выпускаются в основном толщиной 250г/м2, формата А4 и А3. Цвета всех обложек очень яркие и насыщенные, конечный переплет будет иметь неповторимый стиль и красоту. Предлагаются обложки красного, синего, желтого, зеленого, черного и белого цвета. В каждой упаковке по 100 листов одного цвета.
Какие обложки лучше выбрать для вашего переплета?
Те, которые соответствует вашим индивидуальным требованиям. Нельзя забывать и о стиле – если вы создаете брошюру или каталог, выдержанный в определенной стилистике, переплетные материалы должны ей соответствовать. В случае экспериментализма, вы можете использовать нечто оригинальное – даже микс цветов и текстур вполне допустим.
ООО «Современный Офис», 2012 ©
117535, г. Москва, ул. Дорожная, д. 60 Б
ОГРН 1067761419824,
Телефон: (495) 646-20-06
Твердый переплет книги: виды и способы украшения
В статье мы расскажем:
Твердый переплет книги – довольно популярный вид обложки, который используется для разных типов изданий: как дорогих, так и дешевых. Обычно под этим названием подразумевают переплет № 7, или 7БЦ. Однако это далеко не единственная разновидность твердых обложек.
Немаловажной составляющей является не только материал, из которых изготовлен корешок, но и различные украшения. В нашей статье мы расскажем, каким бывает твердый переплет, как его делают и чем можно украсить.
Плюсы и минусы твердого переплета книги
Твердый переплет выполняет сразу несколько функций, во-первых, он защищает книжный блок от внешних факторов, поскольку является прочным покрытием, во-вторых, качественно скрепляет листы, в-третьих, представляет собой лицо издания, поэтому его оформлению в художественном плане необходимо уделить особое внимание, ведь читатель судит о книге именно по обложке. На сегодняшний день типографии предлагают на выбор несколько видов твердого переплета в зависимости от типа издания и особенностей его оформления.
Для начала рассмотрим плюсы твердого переплета:
У твердого переплета есть и минусы:
5 видов твердого переплета книги
Обложка в данном случае делается из картона, который покрывается тонким слоем полимерной пленки. Она может быть как глянцевой, так и матовой. Нужно отметить, что последний вид ламинации обойдется дороже, хотя и книга будет выглядеть гораздо эффектнее и солиднее. В данном случае используется матовая пленка толщиной в 32 микрона.
Для нанесения изображений на такую обложку может быть использована как офсетная технология печати (для большого количества экземпляров), так и цифровая, если тираж небольшой.
В данном случае используются такие материалы, как кожа, бумвинил, текстиль, например, ледер, коленкор и балакрон для кашировки картона. Для оформления такой обложки применяется тиснение (блинтовое или конгревное) фольгой или без ее использования, все зависит от того, какого результат хочет добиться дизайнер.
У этого вида переплета есть еще одно название – голландский. В отличие от предыдущих вариантов, которые делаются из двух листов ламинированного картона, здесь используется один. Благодаря этому производство обложки становится более экономичным, производительность увеличивается, а срок выполнения заказа уменьшается. Данная технология не предусматривает приклеивания сторонок и отстава, а для более легкого открытия книги используется биговка по линии сгиба. Причем толщина переплета подбирается под каждую книгу отдельно.
Главным его отличием является широкий корешок из кожи либо ткани, а также наличие закругленных уголков, что делает книгу индивидуальной. Нужно отметить, французский переплет делается вручную, поэтому этот процесс является очень кропотливой и тонкой работой, требующей от мастера большого опыта. Стоит такая обложка довольно дорого, поэтому используется не так часто, как правило, это уникальные и подарочные книжные издания.
Это своего рода альтернатива твердому переплету, где для скрепления листов в книге используются металлические либо пластиковые болты в разных цветовых вариациях. Благодаря этому под любой вид обложки, а также в соответствии с декоративным оформлением можно подобрать наиболее подходящий вид крепления.
Минимальная длина скрепляющего элемента составляет 5 мм, а это говорит о том, что толщина книжного блока, то есть стопки листов, должна быть не менее 4 мм. В противном случае книга в готовом виде будет смотреться непривлекательно. Всего 2-3 болта вполне достаточно для того, чтобы фиксация была надежной.
Этот вид крепления чаще всего применяется в представительских портфолио, презентациях, отчетах (корпоративных), фотоальбомах и т. д. Листы с обеих сторон защищают плотные сторонки, которые изготавливаются из картона. Они отделяются линией бигования после переплета. Подобные переплеты встречаются в ресторанных меню, каталогах продукции, прайсах. Это крепление удобно тем, что оно позволяет в любое время удалить листы или добавить.
Сегодня, обратившись в типографию или любой полиграфический центр, можно заказать изготовление любого вида твердого переплета.
Материалы для твердого переплета
В создании твердого переплета используются такие материалы: картон, винил, кожа (искусственная или натуральная), полимеры, ткань, ламинированная бумажная обложка (при использовании цельнофланированного переплета).
Если говорить о картоне, то это чаще всего «Люкслайн» – продукт российско-голландского производства и «Сураж». Нужно сказать, что они достаточно хорошо себя показывают на следующих этапах цикла производства, а также отлично поддаются любой обработке, которая проводится после печати.
Что касается клея, то его используют для обработки блоков, в частности, с его помощью производится заклейка корешка, а также приклейка к нему каптала, бумаги и других элементов. Нередко его применяют для получения сложных переплетов со вставками блоков.
Хороший клей можно определить по таким показателям, как вязкость, которую принято обозначать мПа/с, а также содержание в нем твердого вещества (указывается в процентах). Если сравнить желатиновый состав и дисперсионный, который используется для ручной работы, то у первого вязкость составляет 900 мПа/с, а у второго до 19 000 мПа/с, что значительно выше.
Подходящий материал для изготовления твердого переплета книги должен быть прочным, стойким к короблению, обладать хорошей впитывающей способностью и также простотой резки.
Этапы создания твердого переплета книги
Создание твердой обложки состоит из следующих этапов:
Если в случае с мягким переплетом скрепление с обложкой происходит сразу, то с твердым сначала осуществляется КБС в фальшобложку, которая в готовой книге будет скрыта от глаз окружающих.
После того как книжный блок готов, можно переходить к обложке.
Для этого используется каппа картон. Кстати, чем он толще, тем надежнее и плотнее получится обложка. Нередко для этой цели используется материал в 2 мм. На этом же этапе осуществляется крепление корешка и сторонок к напечатанной и заламинированной обложке.
Для сборки крышек на твердый переплет мы используем мелованную бумагу 130 гр.кв.м. Лайнер скрепляется с переплетным каппа картоном на специальном станке – крышкоделательный аппарат.
Так, форзац представляет собой лист бумаги, который соединяет обложку с началом книжного бока, а нахзац – с концом.
Для того чтобы понять, о чем идет речь, достаточно открыть любую книгу с твердым переплетом. Если положить ее перед собой лицом кверху, то сразу после обложки вы увидите форзац, если открыть ее с задней стороны, то там будет нахзац. Чаще всего эти части совпадают по цвету с книжным блоком, самым распространенным является белый. В некоторых случаях оттенок подбирается под обложку, а если автор потребует, на нахзац и форзац может быть нанесен какой-нибудь рисунок, чтобы книга выглядела более нарядной.
Каптал (небольшая ленточка) больше представляет собой декоративный элемент, предназначенный для того, чтобы скрыть от глаз внутреннюю часть книги, расположенную между книжным блоком и обложкой под корешком.
По цвету каптал, как правило, совпадает с обложкой или книжным блоком. Хотя если автор захочет, чтобы он был совершенного другого оттенка, так оно и будет, поскольку все зависит от его пожеланий.
На данном этапе происходит соединение блока книги и обложки с помощью форзаца и нахзаца, которые приклеиваются к сторонкам.
Далее готовая книга отправляется под пресс в среднем на 6–10 часов в зависимости от ее толщины. Данный процесс обеспечит более качественное соединение блока с обложкой.
Этот этап является завершающим. Он заключается в создании изгиба рядом с корешком на обложке при помощи специального ножа, что обеспечивает более легкое и удобное открытие книги.
Кроме того, этот процесс позволяет проверить, насколько качественной является ламинация, поскольку во время штриховки она может начать отслаиваться.
Теперь можно сказать, что книга готова.
3 варианта украшения твердого переплета книги
Практически все элементы оформления располагаются на переплетной крышке авторской обложки. Сегодня существует довольно большой выбор отделки для этой части книги. Это может быть инкрустация, тиснение (разны виды), аппликация, ручная роспись, вышивание и т. д. Далее рассмотрим наиболее распространенные способы:
Этот вариант оформления твердого переплета книги является одним из самых распространенных. Он позволяет создавать рельефные узоры и рисунки путем прессования. Тиснение бывает разных видов, однако наиболее популярные – конгревное, блинтовое и фольгой. Второй является самым простым и называется слепым. Процесс заключается в том, что при помощи клише (холодного или горячего) выдавливается картинка, все элементы которой находятся в одной плоскости.
Если говорить о тиснении фольгой, то процесс схож с предыдущим, единственная разница в том, что между книгой и нагретым клише помещается фольга. Это позволяет получать цветные изображения. Тиснение может быть и с использованием сусального золота, когда вместо фольги берется тонкий лист драгоценного металла. Принцип работы при этом остается тем же.
Конгревное тиснение производится как с фольгой, так и без нее. При помощи данной технологии изображение получается выпуклым, состоящим из нескольких уровней. В процессе работы используется непосредственно конгрев, контрматрица либо пуансон. При зажиме между ними материала и получается объемная картинка.
Данная технология является разновидностью трафаретной печати, где основной материал для создания формы – это специальная тонкая сетка с близко расположенными друг к другу нитями. Процесс создания рисунка предполагает использование трафарета, по контуру которого он и образуется. С помощью шелкографии дизайнеру под силу реализовать любые идеи, которые невозможно воплотить, используя другие технологии печати. Так появляется возможность создавать изображения с эффектом 3D.
Нередко для украшения твердого переплета книги используют декоративные элементы. Для их изготовления используются самые различные материалы, например, серебро, латунь, камни, дерево, стекло и т. д. Чаще всего встречаются книги с накладками из серебра и латуни – их можно приобрести как в готовом виде, так и заказать. В этом случае печатное издание оформляется фамильными гербами, вензелями, эмблемами, указываются инициалы заказчика или владельца. Еще одним вариантом оформления твердого переплета книги является использование декоративных уголков, выполняющих защитную функцию.
Нужно понимать, что декорирование является очень трудоемким и долгим процессом, но позволяющим получить достойную и дорогую на вид книгу. Кроме того, сделать ее более привлекательной позволяет использование различных элементов декора и украшение обрезов. Если мастер является настоящим профессионалом, то при правильно выбранном виде книжного переплета и способе его оформления он сможет создать уникальный дизайн с особым колоритом.