Что такое перешагивание в прыжках в высоту

Прыжок в высоту с разбега ножницы, способ перешагивание с нормативами

Одним из наиболее зрелищных видов спорта являются прыжки в высоту. Простота правил и невозможность необъективного судейства, делают соревнования по прыжкам в высоту дополнительно привлекательными для всех любителей спорта.

Данный вид спорта является относительно молодым. Впервые соревнования по прыжкам в высоту провелись в 19 веке, а уже к середине 20 они стали отдельной олимпийской дисциплиной.

На протяжении всего развития прыжков в высоту, спортсмены преодолевали планку, так называемым гимнастическим способом. После разбега под прямым углом по отношению к планке, спортсмен поджимал ноги, и в таком положении преодолевал преграду. Затем настала пора перешагивания, или, как ее назвали англичане — «ножницы».

Что такое перешагивание в прыжках в высоту. Смотреть фото Что такое перешагивание в прыжках в высоту. Смотреть картинку Что такое перешагивание в прыжках в высоту. Картинка про Что такое перешагивание в прыжках в высоту. Фото Что такое перешагивание в прыжках в высоту

При этом способе прыжка, разбег выполнялся под углом к планке. Отталкиваясь дальней от планки ногой, спортсмен поочерёдно переносил через планку ноги.

Нормативы в школе — прыжок в высоту «ножницами»

Прыжки в высоту перешагиванием (ножницы)
МальчикиДевочки
543543
2 кл605040504035
3 кл807060706045
4 кл1009080907060
5 кл105100901008070
6 кл110105951009080
7 кл11511010010510085
8 кл12011511010510090
9 кл12512011511010595
10 кл13012512011010595
11 кл135130120115110100

Видео как сдавать нормативы в школе по прыжкам в высоту способом перешагивание:

В настоящее время на соревнованиях по легкой атлетике спортсмены используют способ «фосбери-флоп», обучение которому предъявляет строгие требования к местам приземления и усиленным тренировкам. В образовательных учреждениях изучают технику прыжка в высоту способом «перешагивание», который является наиболее простым по технике движений в фазе полета и безопасным по характеру приземления.

Что такое перешагивание в прыжках в высоту. Смотреть фото Что такое перешагивание в прыжках в высоту. Смотреть картинку Что такое перешагивание в прыжках в высоту. Картинка про Что такое перешагивание в прыжках в высоту. Фото Что такое перешагивание в прыжках в высоту

Снаряды для выполнения прыжков в высоту можно использовать самые разнообразные. Среди них можно выделить:

Благодаря этому данный вид прыжка можно осуществлять в любое время года и в любой обустроенной для этого местности.

Обязательные условия для проведения прыжков:

Для летнего периода снаряды чаще всего устанавливаются на стадионе, а в зимнее время их можно запросто собрать в любом спортивном зале. Поэтому у учащихся появляется отличная возможность потренироваться в прыжках, и основательно подготовиться к сдаче нормативов.

Обычно тренировки данного упражнения начинают проводится в средней школе. Упражнение развивает прыгучесть и ловкость детей.

Техника выполнения упражнения прыжок-перешагиванием

Упражнение делится на нижепредставленные базовые стадии:

Что такое перешагивание в прыжках в высоту. Смотреть фото Что такое перешагивание в прыжках в высоту. Смотреть картинку Что такое перешагивание в прыжках в высоту. Картинка про Что такое перешагивание в прыжках в высоту. Фото Что такое перешагивание в прыжках в высоту

Очень часто в этой фазе прыжка допускаются ошибки. Первая ошибка зачастую допускается из-за чрезмерного увеличения длины предпоследнего шага таз прыгуна «проваливается» назад, и вследствие чего заметно снижается темп разбега. Это вызывает сильное «подседание» в последнем шаге, нога ставится на отталкивание в упор, из-за большой потери скорости переход через планку затрудняется — прыгун «зависает» над планкой. Вторая основная оплошность — спортсмен ставит ногу на опору в предпоследнем шаге с заметным наклоном туловища вперед. Прыжок получается «смазанным», прыгун «пробегает» отталкивание, траектория полетной фазы получается пологой, наивысшая ее точка находится за планкой. В таком прыжке резко увеличивается темп предпоследнего шага, уменьшается его длина.

Источник

Техника прыжка в высоту способом «перешагивание»

Техника прыжка в высоту способом «перешагивание» [ править | править код ]

В прыжках в высоту с разбега спортсмен должен преодолеть планку на максимально возможной высоте. Прыжок в высоту имеет смешанную циклически-ациклическую структуру движений, обусловливающую сложную технику с рядом переходных фаз, связывающих ее отдельные части. Сложность этих фаз состоит в том, что в них происходит переключение координации движений с изменением их структуры и перераспределением скорости и усилий. Особенно сложной по характеру переключений и техническому выполнению является фаза перехода от разбега к отталкиванию. В ней заключаются динамическая и техническая основы, обусловливающие достижение высоких результатов.

В настоящее время на соревнованиях по легкой атлетике спортсмены используют способ «фосбери», обучение которому предъявляет строгие требования к местам приземления. В образовательных учреждениях изучают технику прыжка в высоту способом «перешагивание», который является наиболее простым по технике движений в фазе полета и безопасным по характеру приземления. В подготовке спортсменов прыжки данным способом могут использоваться для совершенствования техники отталкивания. При обучении технике прыжков в высоту преподаватель должен ориентироваться на современную технику разбега в сочетании с отталкиванием, которая является наиболее эффективной.

В прыжках в высоту выделяются следующие части: разбег, отталкивание, полет (переход через планку), приземление.

В разбеге решаются следующие задачи:

Что такое перешагивание в прыжках в высоту. Смотреть фото Что такое перешагивание в прыжках в высоту. Смотреть картинку Что такое перешагивание в прыжках в высоту. Картинка про Что такое перешагивание в прыжках в высоту. Фото Что такое перешагивание в прыжках в высоту

Разбег способом «перешагивание» выполняется по прямой под углом 30—40° к плоскости планки. На Рис. 1 представлена траектория разбега для тех, у кого толчковая нога левая. Длина разбега составляет 7 — 9 беговых шагов. Начинается он от контрольной отметки, которая определяется экспериментальным путем, с места, с подхода или с подбега. Техника бега по разбегу характеризуется широкой амплитудой движений, туловище незначительно наклонено вперед, нога ставится на грунт упруго на переднюю часть стопы или плоско на всю стопу загребающим движением, с активным проталкиванием вперед. Характерной особенностью техники бега по разбегу в прыжках в высоту является положение туловища близкое к вертикальному.

У каждого занимающегося — своя оптимальная скорость разбега, она зависит от уровня физической подготовленности и технического мастерства. Наиболее полно реализовать имеющийся двигательный потенциал можно только при оптимальной скорости разбега. Максимальная скорость достигается на предпоследнем шаге.

В процессе совершенствования техники большее значение приобретает не столько абсолютная скорость разбега, сколько характер нарастания темпа шагов в его заключительной части.

Ускоренное нарастание темпа играет существенную роль во внутренней настройке спортсмена на выполнение отталкивания с максимальной мощностью. Оптимальным является трехшажное нарастание темпа. Увеличение темпа шагов осуществляется при сохранении структуры выполнения беговых шагов. Сокращение времени шага происходит за счет уменьшения фазы полета.

Важным элементом техники разбега является подготовка к отталкиванию. Практика показала, что предпоследний шаг с толчковой ноги на маховую и взаимодействие маховой ноги с опорой во многом определяют успешность отталкивания.

Постановка ноги осуществляется активным загребающим движением строго по линии разбега с быстрым переходом на переднюю часть стопы и проталкиванием вперед без подседания или подъема вверх. Вертикальные колебания ОЦМТ составляют 0 — 2 см.

Часто в этой фазе прыжка допускаются ошибки. Первая выражается в том, что в результате чрезмерного увеличения длины предпоследнего шага таз прыгуна «проваливается» назад, заметно снижается темп разбега. Это вызывает сильное «подседание» в последнем шаге, нога ставится на отталкивание в упор, из-за большой потери скорости переход через планку затрудняется — прыгун «зависает» над планкой. Вторая типичная ошибка — спортсмен ставит ногу на опору в предпоследнем шаге с заметным наклоном туловища вперед. Прыжок получается «смазанным», прыгун «пробегает» отталкивание, траектория полетной фазы получается пологой, наивысшая ее точка находится за планкой. В таком прыжке резко увеличивается темп предпоследнего шага, уменьшается его длина.

Соотношение длины предтолчковых шагов является индивидуальным параметром. Однако разница длины последнего и предпоследнего шагов разбега должна составлять не более 20 см.

Руки при разбеге работают как в обычном беге, только на последних шагах происходит изменение движения рук при их параллельной работе в отталкивании. В этом случае на предпоследнем шаге рука, одноименная маховой ноге, не выносится вперед, а остается в отведенном положении.

В отталкивании решаются следующие задачи:

Постановка толчковой ноги на место отталкивания и все движения в самом отталкивании должны производиться строго по линии разбега. Расстояние от места отталкивания до плоскости планки — 60 — 80 см. Нога ставится быстро, сверху, плоско на всю стопу, не упираясь на пятку, через наружное ребро стопы, почти прямо (угол в коленном суставе в момент постановки — 155—175°, в тазобедренном суставе — 134—135°). Туловище отклонено незначительно назад до 10°.

После постановки толчковой ноги на грунт начинается ее сгибание (фаза амортизации). Мышцы толчковой ноги работают в уступающем режиме. Минимальная величина угла сгибания в коленном суставе (угол амортизации) составляет 130—159°. Маховая нога после отрыва от грунта в последнем шаге разбега быстро направляется вперед, происходит сведение бедер. В фазе активного отталкивания происходит резкое разгибание в коленном, тазобедренном и подошвенное сгибание в голеностопном суставах толчковой ноги, быстрое подбрасывание почти выпрямленной маховой ноги и рук вперед-вверх и вытягивание тела вверх. Мышцы толчковой ноги работают в преодолевающем режиме. Потери горизонтальной скорости за время отталкивания составляют 24 — 27%.

Общее время взаимодействия толчковой ноги с опорой составляет 0,15—0,17 с. При этом ускорение первой части отталкивания (фазы амортизации) способствует убыстрению фазы активного отталкивания. Такая динамика усилий способствует развитию большего импульса вертикальных усилий в фазе активного отталкивания. В процессе совершенствования техники время отталкивания имеет тенденцию к уменьшению. При этом в условиях укороченного времени отталкивания — в то время как мышцы, обслуживающие коленный и тазобедренный суставы, выполняют преимущественно функцию «удержания», — противодействуя реактивным силам, которые не позволяют использовать большую амплитуду движений в этих суставах, основным «разгоняющим» звеном являются мышцы голени и стопы.

Важным фактором, характеризующим эффективность техники прыжка, является скорость вылета и высота положения ОЦМТ в момент окончания отталкивания. Высота ОЦМТ зависит от роста спортсмена и в какой-то мере от характера осуществляемых им маховых усилий.

Скорость вылета определяется скоростью разбега и мощностью отталкивания. Угол вылета, измеряемый между горизонталью и касательной к траектории полета, составляет в современных прыжках 50—60°.

Действия прыгуна в фазе полета (перехода через планку) направлены на максимально полную реализацию приобретенной высоты. По мере подъема над планкой необходимо вытянуться вверх, перенося маховую ногу и туловище через планку, толчковая нога свободно опущена. В момент перехода планки за счет опускания маховой ноги за нее толчковая нога, сгибаясь в тазобедренном и незначительно в коленном суставах, поднимается с поворотом в голеностопном суставе несколько наружу переносится через планку. Туловище в это время несколько наклоняется вперед и в сторону планки, за счет чего таз немного поднимается и уходит от планки.

Приземление осуществляется на маховую ногу, с поворотом спортсмена грудью к планке. Важно обеспечить безопасность приземления. Для этого маты должны быть плотно сдвинуты, а высота места приземления обеспечивать приземление на выпрямленную маховую ногу.

Методика обучения технике прыжка в высоту способом «перешагивание» [ править | править код ]

На этапе ознакомления важно создать у ученика представление об эффективной технике прыжка в высоту. Используются методы рассказа и показа, просмотр, кино- и видеосъемки (Рис. 2)

На этапе разучивания решаются следующие задачи освоения техники:

Конечной целью является освоение рациональной техники движений и ее контроля при выполнении прыжка в вариативных условиях.

При использовании расчлененного метода обучения прыжок в высоту разделяется на отдельные элементы. С помощью имитационных, подводящих и специальных упражнений занимающиеся овладевают ими, затем эти элементы объединяются в связки, а потом в целостное движение. Для решения каждой задачи необходимо подобрать соответствующие упражнения и определить последовательность их применения. Количество упражнений и повторений определяется в зависимости от особенностей учеников и степени решения задачи.

Что такое перешагивание в прыжках в высоту. Смотреть фото Что такое перешагивание в прыжках в высоту. Смотреть картинку Что такое перешагивание в прыжках в высоту. Картинка про Что такое перешагивание в прыжках в высоту. Фото Что такое перешагивание в прыжках в высоту

При расчлененном методе обучения прыжкам начинать следует с главной фазы техники — отталкивания. Для этого можно рекомендовать следующую последовательность упражнений:

Методические указания: при выполнении имитационных упражнений важно научить занимающихся правильной координации движений маховых звеньев и толчковой ноги, одновременно с активным ее разгибанием, маховая нога выводится вверх. В момент отрыва ноги от грунта толчковая нога полностью выпрямлена, туловище вертикально, предплечья на уровне головы, «головой тянуться вверх, стопой давить на грунт», после освоения этих упражнений приступают к серийным отталкиваниям, постепенно увеличивая скорость за счет перехода от их выполнения в ходьбе к выполнению в беге. Ориентирами могут быть баскетбольные кольца, ветки деревьев, которые ученики должны доставать рукой, одноименной маховой ноге, или головой; темп можно задавать слуховыми ориентирами (хлопками), скорость должна оставаться контролируемой.

Для обучения технике бега по разбегу может быть рекомендована следующая последовательность упражнений:

1) бег в структуре разбега на отрезках 30 — 50 м;

2) бег с 4 —6 шагов разбега через 8 — 10 набивных мячей;

3) бег в структуре разбега с гимнастической палкой на плечах;

4) бег по разбегу с пробеганием вдоль планки.

Методические указания: стопы ставятся упруго на всю стопу с активным проталкиванием вперед, почти параллельно, туловище вертикально. Широкая амплитуда движений, для увеличения которой можно рекомендовать бег через набивные мячи. Упражнение 3 используется для обучения бегу с вертикальным положением туловища, при выполнении упражнения 4 важно не снижать скорости при пробегании места отталкивания.

Для обучения технике перехода через планку и приземления используют «перешагивания», которые первоначально могут выполняться через линию на полу, планку и резиновый жгут, расположенные наклонно или ровно на небольшой высоте.

Методические указания: мах осуществляется параллельно планке, наклон туловища вперед — вместе с опусканием маховой ноги, приземление — на маховую ногу, толчковую ногу при переносе через планку следует развернуть стопой наружу.

Успех в освоении эффективной техники прыжка в высоту во многом обусловливается уровнем и характером физической подготовки. Она должна обеспечить начальный уровень специальных требований. Прежде чем приступить к освоению техники прыжков в высоту, необходимо освоить школу легкоатлетического бега, укрепить опорно-двигательный аппарат (горизонтальные многоскоки, прыжки через скакалку), повысить координационные способности. Главное при этом — не отработка деталей, а овладение основой движений, в прыжках — техникой отталкивания. Необходимо научить занимающихся отталкиванию с места, с разбега с правильной координацией движений рук и маховой ноги, увеличивая темп шагов перед отталкиванием.

Специальные и имитационные упражнения способствуют осмысленному восприятию основных элементов структуры и ритма движений в отдельности и в целостном движении. При использовании расчлененного метода обучения не следует доводить до автоматизма выполнение отдельных элементов, необходимо вовремя формировать временные и пространственные связи между элементами в целостном упражнении. Особенно это касается сочетания разбега с отталкиванием.

Интенсивность выполнения упражнений должна быть близкой к выполнению целостного прыжка, так как в результате многократных повторений образуются условно-рефлекторные связи не только в отношении структуры движения, но и в применяемых усилиях. Улучшает овладение техникой использование предварительных статических напряжений в отдельных положениях, например фиксирование положений окончания отталкивания.

Неразделимость разбега и отталкивания, важность умения эффективно использовать горизонтальную скорость разбега, выполняя переход от разбега к отталкиванию, обусловливают использование комплексной методики обучения данным элементам техники.

В каждом отдельном занятии можно использовать следующие упражнения:

бег по разбегу>отталкивания через 2, 4 и 6 шагов в беге>бег по разбегу в секторе с пробеганием вдоль планки>бег по разбегу с последующим отталкиванием перед планкой>прыжок в высоту с разбега

В зависимости от поставленных задач в занятие вводятся упражнения, направленные на овладение отдельными элементами прыжка.

На этапе совершенствования происходит сведение всех элементов движений в целостную техническую систему, установление между ее частями пространственной, временной и силовой взаимосвязи, т. е. ритма движений, и на этой основе — строгое соподчинение элементов целостного действия главному элементу системы. Формирование ритма движений в прыжках в высоту связано с установлением смыслового и структурного подчинения всех предшествующих действий отталкиванию и направлено на повышение его динамического эффекта. На этом этапе важно формировать такие навыки в прыжке, при которых ученик способен к максимальной мобилизации психических и физических сил для достижения возможно большего результата. Это обеспечивается единством разбега и отталкивания, выполнением прыжков на максимальных высотах.

Эффективную технику отличает умение сохранять структуру и ритм при выполнении прыжка с максимальными усилиями в вариативных условиях, умение расслаблять неработающие мышцы, максимальная автоматизация отдельных элементов, стабилизация техники, высокий уровень самоконтроля.

Контроль качества освоения техники осуществляется педагогом на основе опроса учеников, наблюдения за их движениями. Оперативный анализ позволяет сделать видеосъемка, ее достоинством является и возможность просмотра прыжков учениками. При наблюдении за прыжками преподавателю целесообразно располагаться примерно по центру планки, на расстоянии 4 —6 м от нее. Это создает наиболее полное представление о выполненном прыжке, в том числе о перемещении отдельных частей тела в передне-заднем направлении и вокруг сагиттальной оси. Для оценки успешности овладения техникой прыжка и выявления индивидуальных особенностей отдельных учеников проводится сравнение их прыжков с прыжками сверстников, определение показателей, характерных для удачных и неудачных попыток (табл. 6.1).

Ошибки, встречающиеся при выполнении разбега

Бег на прямых ногах

Спортсмен поднимаясь на стопе, недостаточно сгибает ноги в коленных суставах

Источник

Прыжок в высоту с разбега способом перешагивание (ножницы)

Прыжки в высоту считаются относительно молодым видом спорта. Первые официальные упоминания о нем фиксировались в 19 веке, а уже с начала 20 века упражнение стало отдельной олимпийской дисциплиной, в которой спортсмены соревнуются и по сегодняшний день.

Но если учитывать традиции отдельных народов, то упоминания о состязаниях по перепрыгиванию различных препятствий можно найти в древних африканских племенах, различных народностей, проживавших на территории современной Германии. Со временем эти традиции частично были утеряны из-за потери актуальности.

Нормативы – прыжок в высоту с разбега способом перешагивание

Прыжки в высоту с разгона / см

Что такое перешагивание в прыжках в высоту. Смотреть фото Что такое перешагивание в прыжках в высоту. Смотреть картинку Что такое перешагивание в прыжках в высоту. Картинка про Что такое перешагивание в прыжках в высоту. Фото Что такое перешагивание в прыжках в высоту

Учитывая, что снаряды для выполнения прыжков в высоту с разбега можно использовать как природные (стандартные металлические опоры, съемная планка и песчаная площадка), так и переносные (передвижные разборные опоры, съемная планка, маты) выполнение подобного упражнения можно осуществлять в любое время года. Ширина между опорами должна быть более 4 метров, подготовленная площадка для падения 5 на 3 метра. Для разбега ученикам достаточно 10 – 15 метров.

Летом снаряды монтируются на стадионе, в зимнее время их можно быстро собрать в обычном спортзале площадью 10 – 15 на 20 – 25 метров. Поэтому ученикам есть возможность не только потренироваться, но и основательно подготовиться к сдаче нормативов.

Упражнение развивает ловкость, прыгучесть, умение сконцентрироваться, координировать свои движения, технически выполнить последовательность действий, благодаря которым ученики достигают положительного результата. Обычно тренировки начинаются со средней школы. Сдача нормативов происходит до момента выпуска. Оценивание результатов традиционное – «удовлетворительно», «хорошо», «отлично».

Во время оценивания по школьной программе нужно учитывать некоторые нюансы. Дело в том, что для фиксации преодоления нужной высоты обычно отсутствуют необходимые технические средства. Поэтому изначально учитель выставляет самую высокую высоту (на «отлично»). Ученики, которые не сумели ее преодолеть остаются на вторую попытку, когда выставляется высота на «хорошо». Те, кто не сумел преодолеть и этот порог, готовятся к третьей попытке, когда выставляется высота на «удовлетворительно». Аналогично осуществляется сдача нормативов и у девушек.

О технике

В случае с выполнением прыжков в высоту с разбега необходимо не только тренированные мышцы, умение «взрываться» для прыжка в нужный момент, но и все это технически грамотно выполнять. По сути положительный результат здесь на 50% зависит от знания техники и ее практического применения.

Упражнение делится на такие базовые стадии: разбега, подготовки и отталкивания, перелета через планку, приземления.

На этом этапе важно учитывать такие ключевые моменты:

Что такое перешагивание в прыжках в высоту. Смотреть фото Что такое перешагивание в прыжках в высоту. Смотреть картинку Что такое перешагивание в прыжках в высоту. Картинка про Что такое перешагивание в прыжках в высоту. Фото Что такое перешагивание в прыжках в высоту

В момент наступления этапа толчка необходимо учитывать такие нюансы:

По сути это кульминационный момент, которому предшествует длительная подготовка и тренировки. Тут необходимо помнить о следующем:

Что такое перешагивание в прыжках в высоту. Смотреть фото Что такое перешагивание в прыжках в высоту. Смотреть картинку Что такое перешагивание в прыжках в высоту. Картинка про Что такое перешагивание в прыжках в высоту. Фото Что такое перешагивание в прыжках в высоту

Этот этап не влияет на результат, если все действия до этого выполнены правильно. Но здесь нужно быть предельно сконцентрированным, собранным и осторожным с тем, чтобы не повредить себе какую—либо часть тела. Поверьте, падение с высоты выше 1,5 метра, даже на маты или рыхлый песок, не исключает вывихов, переломов, растяжений, ушибов. Поэтому группируйтесь, подавайте руки, голову и ноги немного вперед, после падения делайте кувырок, с тем чтобы переместить напряжение во время контакта с поверхностью.

Источник

Физическая культура. 10 класс

Конспект урока

Конспект на интерактивный видео-урок по предмету «Физическая культура» для «10» класса.

Урок № 15. Прыжок в высоту с 9—11 шагов разбега способом «перешагивание»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Урок посвящён изучению истории прыжков в высоту и обучению технике выполнения прыжка в высоту способом «перешагивание» с 9—11 шагов разбега.

Беговые упражнения – специальные упражнения, включающие в себя бег различными способами для развития физических показателей.

Маховая нога – нога, которая первой преодолевает планку в прыжке.

Прыжковые упражнения – комплекс упражнений, включающий различные прыжки для подготовки к основной тренировке и для улучшения функциональных возможностей тела.

Прыжок в высоту – дисциплина легкой атлетики, целью которой является достижение максимальной высоты в прыжке.

Прыжок «перешагиванием» – один из видов прыжка в высоту с преодолением планки, в прыжке ноги переходят через планку одна за другой.

Прямой разбег – разбег, осуществляемый по прямой траектории.

Стритбол – вид «уличного» баскетбола, отличающийся меньшим количеством участников, играющих на небольшой площадке.

Толчковая нога – нога, осуществляющая отталкивание при совершении прыжка.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Прыжки в высоту с разбега – упражнение в легкой атлетике, состоящее из разбега, отталкивания, преодоления планки и приземления. Прыжки в высоту ввиду своей сложности входят в олимпийский вид спорта.

История соревнований по прыжкам в высоту началась в XIX веке. Олимпийская история прыжков в высоту начинается с 1896 года, когда впервые среди мужчин были разыграны медали по этой дисциплине. Прыжки в высоту у женщин стали входить в олимпийскую программу только с 1928 года.

Изначально, прыжок выполняли с прямого разбега с поджиманием ног к груди. Приземление происходило на обе ноги. Однако, такой способ прыжка не прижился, поскольку общий центр масс тела спортсмена находился существенно выше уровня планки.

Более эффективный способ прыжка – «перешагивание», его также называют «ножницами». Во время прыжка через планку последовательно переносились ноги, расстояние от центра масс прыгуна до планки снизилось почти на 25 сантиметров. Приземление теперь выполнялось на одну ногу – маховую. Рекорды: 1859 год – Роберт Гуч (170 см), 1926 год – Филлис Грин (156 см).

В 1895 году американец Майкл Суини представил вниманию новый способ прыжка, названный «волной». Выполнив прыжок таким способом, он преодолел высоту в 197 см. Название прыжок получил в связи с тем, что тело спортсмена и маховая нога в полете над планкой напоминают дугу. Приземляется спортсмен на маховую ногу.

В 1912 году был установлен новый мировой рекорд на высоту 2 метра способом прыжка, именуемом «перекатом». Используя «перекат», можно было сместить общий центр масс тела до 10—12 сантиметров выше планки. «Перекат» выполняется преодолением планки боком. Приземление происходит на толчковую ногу.

Далее, появился еще один способ прыжка – «перекидной». Удалось сместить общий центр масс до расстояния всего в 1 сантиметр до планки. При «перекидном» прыжке спортсмен преодолевает планку животом вниз и приземляется на маховую ногу и одну руку. Рекорды: Юрий Степанов (216 см) и Валерий Брумель (228 см). Среди женщин рекорд в 191 см установила Иоланда Балаш в 1960-х.

Последний прыжок обязан своим названием американцу Ричарду Фосбери. Он победил на Олимпийских играх 1968 года, выполнив прыжок, названный в дальнейшем «фосбери-флоп». Этот прыжок побил все предыдущие способы по продуктивности, так как общий центр масс тела сместился до уровня планки и даже ниже ее. Теперь перепрыгивали планку спиной вниз и приземлялись на спину. Рекорды: 1993 год – Хавьер Сотомайор (245 см), 1987 год – Стефка Костадинова (209 см).

Самым простым из прыжков в высоту считается прыжок с прямого разбега. То есть, траектория разбега – прямая. Толчковая нога отталкивается, а маховая нога максимально высоко поднимается. Приземление осуществляется на толчковую ногу. Таким образом, прыжок выполняется с толчковой ноги на толчковую.

Для прыжков в высоту крайне важно определить толчковую и маховую ноги.

Толчковая нога имеет такое название, поскольку именно ей отталкиваются для совершения прыжка. Маховая нога преодолевает планку первой и придает инерцию в полете.

Чтобы определить, какая нога толчковая, можно выполнить несколько упражнений.

В прыжках в высоту скорость разбега должна быть оптимальной, чтобы совершить правильный прыжок. Оптимальной считается скорость 6—8 метров в секунду, то есть, необходимо совершить 9—11 шагов до прыжка. Чтобы рассчитать разбег, нужно определить место для прыжка и пробежать расстояние обратно до точки старта. Последний шаг разбега должен быть выполнен максимально быстро.

Рассмотрим более детально технику выполнения прыжков в высоту способом «перешагивание».

Разбег должен состоять из 9—11 шагов и выполняться под углом 30—45 градусов к планке, справа (если толчковая нога левая) или слева (если толчковая нога правая).

Отталкиваться нужно ногой, дальней от планки. Чтобы понять, в каком месте нужно будет оттолкнуться, необходимо, встав боком к планке, вытянуть руку и коснуться кистью планки. При отталкивании толчковая нога должна быть почти прямая.

После толчка маховая нога выпрямляется, достигнув максимальной высоты, можно немного ее согнуть. Тело должно держаться вертикально. Когда маховая нога будет находиться над планкой, нужно подтянуть толчковую ногу, несильно согнув ее в колене. Сначала маховая нога преодолевает планку, за ней переносится толчковая. Когда обе ноги преодолели планку, нужно развернуть плечи по направлению к планке, чтобы при приземлении ее не задеть.

Приземляться нужно на маховую ногу. Преодолеваемая высота должна быть не слишком низкой, чтобы она позволяла опустить почти прямую маховую ногу.

Чтобы освоить прыжок в высоту с разбега, необходимо тщательно к нему подготовиться. Для этого нужно выполнить подготовительные упражнения:

Прыжки в высоту с разбега – очень травмоопасное занятие, поэтому необходимо соблюдать правила безопасности.

ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ

При выполнении какого прыжка общий центр масс тела находится ближе всего к планке?

Правильный ответ: «Фосбери-флоп». При выполнении именно этого прыжка общий центр масс тела можно сместить на уровень планки или даже ниже ее, поскольку спортсмен преодолевает планку спиной вниз.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *