Что такое перетоп в системе отопления
Малозатратное решение по ликвидации перетопов в системах отопления
В.К. Ильин, Заслуженный энергетик России, директор НП «Группа Тепло», г. Москва
Системы отопления зданий гидравлически очень неустойчивы и требуют постоянного по величине расхода воды. Изменение расхода ведет к гидравлической разрегулировке системы, когда теплоноситель прекращает поступать в отдельные стояки и отопление подключенных к ним квартир просто прекращается. Отсюда следует, что регулировать (сокращать) подачу тепла на отопление зданий в целом можно только изменением температуры теплоносителя, но не расходом.
Регулируемый элеваторный узел
■ сокращение расхода тепла на отопление в осенне-весенний период;
■ постоянный расход теплоносителя в системе отопления во всех режимах работы;
■ безаварийная работа системы отопления при перебоях в подаче электроэнергии или выходе из строя оборудования;
■ минимальное потребление электроэнергии в режиме регулирования;
■ минимальный набор оборудования;
Схема включает в себя существующие на вводе в здание элеватор (Э) и регулятор располагаемого напора перед элеватором (РПД).
Дополнительное оборудование: перемычка, параллельная элеватору; подмешивающий насос (ПН) с частотно-регулируемым электроприводом (ЧРП); обратный клапан (ОК); контроллер, управляющий работой системы; датчики температуры на отопление Т3 и наружного воздуха Тнв.
Работа регулируемого элеваторного узла
При соблюдении температурного графика на вводе в здание подмешивающий насос отключен, и элеватор работает в штатном режиме. Обратный клапан предотвращает перетекание теплоносителя из подающего теплопровода в обратный. При завышении температуры на отопление Т3 относительно графика, включается подмешивающий насос, который постепенно наращивает обороты, выходя в режим подмеса обратной воды G^^ в подающую линию, температура перед элеватором снижается, температура теплоносителя на отопление Т3 приводится в соответствие с отопительным графиком. Одновременно прикрывается регулятор располагаемого напора, сокращая расход воды из теплосети G1. Суммарный расход воды через сопло элеватора G-i и расход воды в системе отопления G3 остаются постоянными.
При пропадании электроэнергии подмешивающий насос отключается, и элеватор работает в штатном режиме. Автоматического регулирования при этом не происходит, но аварийным режим исключается.
Область работы регулируемого элеватора: периоды осенне-весенней срезки отопительного графика (для всех зданий); снижение температуры на отопление в ночное время и выходные дни для административно-общественных зданий. На рис. 2 показан график регулирования для жилых домов и административных зданий, где зона регулирования показана зеленым цветом. Конкретный закон регулирования задается автоматическим регулятором.
При модернизации существующего элеваторного узла система может быть дополнена теплосчетчиком с устройством сбора и передачи данных по каналам связи, позволяющим контролировать и управлять работой системы с диспетчерского пункта.
До установки на объект регулируемый элеватор был испытан на гидравлическом стенде, схема которого показана на рис. 3.
Стенд представляет из себя замкнутое кольцо с сетевым насосом (СН), имитирующим располагаемый напор в тепловой сети. В кольцо врезаны элеватор, регулятор располагаемого напора (РПД), подмешивающий насос (ПН) с регулируемым электроприводом (ЧРП), обратный клапан (ОК). Регулирующий клапан (РК) имитирует сопротивление системы отопления. Стабильный гидравлический режим поддерживается устройством подпитки (УП).
Измерялись и фиксировались следующие параметры.
■ воды через сопло элеватора G-i;
■ воды в системе отопления G3;
■ воды на подмесе элеватора G4sm;
■ воды, подмешиваемой насосом G4нас;
■ перед элеватором Р-[;
■ в обратной линии Р2;
■ после подмешивающего насоса Рн.
■ Условия работы: ΔP=Р1-Р2=const; G′=G1+G4нас=const; G3=G1′+G4эл=const; G4нас=var; G1=var.
■ Располагаемый напор перед элеватором ΔР задавался регулятором РПД. Расход воды, подмешиваемой насосом, задавался изменением частоты вращения насоса.
■ Результаты гидравлических испытаний приведены на рис. 4.
■ При частоте электрического тока на ЧРП от 0 до 41 Гц напор, развиваемый насосом, ниже располагаемого напора перед элеватором (Рн О С) и практически до нуля.
Гидравлические характеристики (рис. 6), полученные на объекте, полностью идентичны полученным на стенде (с учетом гидравлического различия стенда и объекта).
В зависимости от частоты вращения насоса, расход сетевой воды G1 уменьшается от расчетного до нулевого, расход подмешиваемой воды G4нас увеличивается от нулевого до G3, располагаемый напор ∆Р=Р1′–P2, см. рис. 3) и расход воды в системе отопления G3 остаются постоянными.
В начале апреля 2010 г. система отопления административного здания была переведена в автоматический режим.
■ моноблочный насос малошумный КМ 40-32- /180а/2-5,7: G=8,8 м 3 /ч, H=40 м в.ст., N=2,2 кВт;
■ регулятор перепада давления РА-М: Ку=16 м 3 /ч, ΔРpег=1^4 кгс/см 2 ;
■ преобразователь частоты FR^740-080^0 мощностью 3 кВт;
■ регулирующий прибор «ЭЛТЕКО».
1. Проверка работоспособности автоматизированной системы отпуска тепла;
2. Регулирование температуры воды на отопление в период срезки температурного графика Тот=ПТнв);
3. Поддержание стабильного расхода воды в системе отопления во всем диапазоне регулирования.
Автоматизированная система регулирования отработала фактически весь месяц и показала высокую надежность и стабильность работы. При низких ночных температурах система автоматически отключалась, и элеватор работал в штатном режиме, при повышении температуры наружного воздуха система включалась и выходила в режим поддержания температурного графика, при температурах выше +15 ^ подача сетевой воды на здание практически полностью прекращалось.
На рис. 7-8 приведены графики работы системы в период с 18 по 21 апреля 2010 г
Расчетная экономическая эффективность:
■ затраты на оборудование регулируемого элеваторного узла для жилого здания на 200 квартир, расчетная отопительная нагрузка которого 0,5 Гкал/ч, составляют 200 тыс. руб.;
■ расчетное сокращение расхода тепла на отопление составляет 10% годового расхода тепловой энергии, что составляет 125 Гкал или 161,38 тыс. руб.; расчетный срок окупаемости составляет 1,5 отопительных сезона (осень, весна, осень);
Фактическая эффективность для данного здания.
Согласно счетам, выставленным теплоснабжающей организацией, в марте 2010 г. расход тепла на ЦТП составил 210 Гкал, в апреле 2010 г
— 90 Гкал. Ежемесячно 35 Гкал расходуется на нужды ГВС, следовательно, на отопление ушло в марте 2010 г. 175 Гкал, в апреле 2010 г. 55 Гкал. Подающая температура в теплосети в марте 2010 г. была 93,05 О С, в апреле 2010 г. 73,3 О С, расчетный перепад температур на отопление для Т1=93 О С составляет 13 О С, а для Т1=73 О С составляет 8 О С, расход теплоносителя в системе отопления не менялся. Следовательно, при отсутствии автоматического регулирования расход тепла в апреле должен был составить: Qапр=(Qмарт/ΔTмaрт).ΔTaΠр=(175/13).8=107,6 Гкал. Фактический расход тепловой энергии на отопление в апреле 2010 г. составил 55 Гкал.
Таким образом, за счет регулирования расхода тепла на отопление сэкономлено 52,6 Гкал, что при тарифе 1291 руб./Гкал составило 67,9 тыс. руб.
Затраты на оборудование автоматизированного элеваторного узла в данном случае составили 100 тыс. руб., следовательно на этом объекте система окупит себя за 2 месяца работы или за один отопительный сезон (весна+осень).
1. Проведенные стендовые и натурные испытания автоматизированного элеваторного узла полностью подтвердили работоспособность системы и ее эффективность при регулировании расхода тепла на отопление зданий.
2. Систему отличает высокая надежность оборудования, низкая стоимость комплектующих, минимальные трудозатраты на дооборудование существующего элеваторного узла, быстрая окупаемость.
3. С учетом вышесказанного система может быть рекомендована к массовому внедрению в жилых и административно-общественных зданиях с зависимым присоединением систем отопления как одно из эффективных мероприятий по энергосбережению в ЖКХ.
В.К. Ильин, Малозатратное решение по ликвидации перетопов в системах отопления
Что такое перетоп в системе отопления
Источник фото: https://www.pexels.com/
В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При эксплуатации систем тепловых сетей должна быть обеспечена надежность теплоснабжения потребителей, подача теплоносителя (воды и пара) с расходом и параметрами в соответствии с температурным графиком и перепадом давления на вводе (пункт 6.2.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115).
Эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать, в том числе, поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях и поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления (п.5.2.1. Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»).
Согласно пункту 6.6 «ГОСТ Р 51617-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Коммунальные услуги. Общие требования» (утв. Приказом Госстандарта от 11.06.2014 № 544-ст), коммунальная услуга теплоснабжения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и должна обеспечивать теплоснабжение помещений, входящих в состав многоквартирного дома.
В силу ч.4 статьи 157 ЖК РФ, при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).
Согласно подпункта «в» пункта 3 Правил 354, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в Приложении № 1.
За каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении суммарнов течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением № 2 к Правилам, за каждый градус отклонения температуры, с учетом положений раздела IX Правил
Таким образом, качеству тепловой энергии относится требование об обеспечении нормативной температуры воздуха в жилых помещениях. Отклонение температуры воздуха в жилых помещениях от нормативной температуры не допускается.
Согласно п. 98 Правил 354, при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Следует обратить внимание, что в вышеперечисленных нормах законодательства речь идет именно об отклонениях температуры воздуха (не важно в сторону уменьшения или превышения). В связи с чем, можно сделать вывод, что зафиксированный «перетоп» в квартире также является основанием для перерасчета.
При этом, необходимо учитывать, что основанием для любого перерасчета платы за предоставление коммунальной услуги ненадлежащего качества является официально оформленный акт, фиксирующий ненадлежащее качество коммунальной услуги.
Пп.И п.31 Правил 354 указывает на обязанность Исполнителя принимать в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами, сообщения потребителей о факте предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, организовывать и проводить проверку такого факта с составлением соответствующего акта проверки.
Как указано в п.7.4 ГОСТ Р 51617-2014, исполнитель обеспечивает документальное подтверждение факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. Порядок самостоятельного установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, в том числе на основании обращений потребителей, осуществляется в соответствии с Правилами 354.
Определение отклонений показателей внутри помещений многоквартирных домов производится в соответствии с нормативно-правовыми актами, в том числе ГОСТ 30494-2011 Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях.
У исполнителя должна быть разработанная и утвержденная процедура по подтверждению факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и назначен ответственный за ее исполнение.)
Порядок действий управляющей организации при поступлении обращений с подобными заявлениями установлен в пп 106-109 Правил 354:
Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение потребителя (фамилию, имя и отчество), номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя, и время его регистрации.
В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан немедленно сообщить об этом обратившемуся потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений.
В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. При этом работник аварийно-диспетчерской службы обязан немедленно после получения сообщения потребителя уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки.
Время проведения проверки в случаях, указанных в настоящем пункте, назначается не позднее 2 часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время. По окончании проверки составляется акт проверки.
Кроме того, рекомендуем также направить по месту нахождению квартиры заказное письмо с уведомлением о проведении плановых работ по осмотру системы теплоснабжения внутри квартиры (в порядке, предусмотренном пп.О п.31 Правил 354) и установления факта предоставления услуги теплоснабжения ненадлежащего качества (замеров температуры).
Как показывает судебная практика именно отсутствие документального подтверждения факта предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества является первой причиной отказов по искам о перерасчете платы за «перетоп» в квартире:
-Решение Олонецкого районного суда (Республика Карелия) по делу № 2-519/2016 от 18 октября 2016 г о взыскании задолженности за теплоснабжение: доказательств того, что в результате действий ООО «Петербургтеплоэнерго» имели место случаи завышения температуры, установленный соответствующими нормативами, в помещении ответчика, что служило бы основанием к перерасчету платы за отопление, последним суду не представлено. При наличии достаточных и обоснованных доказательств ненадлежащего исполнения услуги со стороны истца, ответчик вправе обратиться в суд с иском о перерасчете платы за отопление.
В завершение изложенного хочу напомнить управляющим организациям при поступлении жалоб о «перетопе»- не забывать обследовать квартиру жалобщика на предмет самовольного переустройства (вдруг дополнительно установил секции батарей или вообще теплый пол сделал). Потому что незаконные переустройство и перепланировка – дополнительный козырь для управляющей организации для отказа в перерасчете.
Компания «Бурмистр.ру» разработала уникальную CRM-систему, в которой уже реализован электронный журнал регистрации фактов предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и журнал регистрации перерывов в предоставлении коммунальных услуг.
Более подробная информация о работе системы здесь.
Обсудить статью и задать вопрос ы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.
Перетопы и недотопы: как бороться с ними?
Жильцы платят за тепло. Не за нагрев теплоносителя, не за сам теплоноситель, но за тепловую энергию. Нормативы задают температуру воздуха, которая зависит от температуры снаружи. Нормативы рассчитаны так, чтобы в квартирах было тепло, но не жарко и не холодно. Когда в феврале приходится открывать форточку, чтобы вдохнуть свежего воздуха, или закутываться в прабабушкин полушубок, чтобы не замерзнуть, это говорит только об одном: коммунальные службы работают некачественно.
Что такое перетоп и чем он плох
Когда температура воздуха в квартирах превышает норматив – это и есть перетоп. Зимой в квартире должно быть 18–22 градуса Цельсия. Если температура поднимется выше, станет душно, жарко, жильцы захотят проветрить помещение.
Чем это плохо? Во-первых, это физически неприятно. Перегретый воздух – сухой, а поскольку в помещении люди проводят большую часть времени, пересыхают слизистые оболочки горла, носа, глаз. Это повышает риск простуды или аллергии. Во-вторых, перетоп – это нерациональное использование энергии: чтобы было тепло, достаточно 22 градусов, а теплоноситель разогрели до того, что температура поднялась до 27! В-третьих, кто будет оплачивать это нерациональное расходование ресурсов? Собственники квартир. И без того немалые счета за отопление становятся еще больше.
Перетопы увеличивают стоимость отопления
За каждый час перетопа делают перерасчет на 0,15 %. Формула перерасчета сложная, чтобы тариф пересчитали, нужно получить документальное доказательство, что температура превысила норматив. Для этого вызывайте диспетчера, фиксируйте перетоп и требуйте перерасчета.
Как избежать перетопов
Перерасчет – временная мера, она не гарантирует, что перетоп не повторится, а постоянно фиксировать нарушения и пересчитывать стоимость отопления тяжело. Решить эту проблему раз и навсегда можно только одним способом: установить системы погодного регулирования, которые будут контролировать нагрев теплоносителя в зависимости от температуры окружающей среды.
Регулирующее оборудование устанавливается во внутренних инженерных системах дома – узлах учета тепловой энергии. Работу всей системы, как правило, контролирует вычислитель многоканального теплосчетчика, в котором есть функция автоматического контроля температуры теплоносителя в зависимости от температуры наружного воздуха. Но есть одна скрытая проблема: если у вас стоят приборы учета, метрологические параметры которых устарели, то при начале работы блоков регулирования, особенно при перекрытии подачи теплоносителя до минимальных расходов (весной и осенью), такие приборы могут выйти за пределы своих возможностей, выдать ошибку и остановить коммерческий учет. Время регулирования в этом случае не войдет вам в зачет – платеж за экономию не снизится.
Увы, бездумно сделанный ранее выбор поставить приборы учета подешевле, или по рекомендации РСО (которым выгоден учет по нормативам), или потому, что «все поставили именно такие», приведет только к одному – придется менять приборы учета на новые с широким динамическим диапазоном. Лучше вовремя признать ошибки. Новые приборы учета окупятся очень быстро. Как правило, такие инженерные системы, в составе которых находятся высокоточные цифровые приборы учета и встроенные в вычислитель системы погодного регулирования, на профессиональном языке называются «системами учета и регулирования тепловой энергии» (СУРТЭ). Окупаются они за один или два отопительных сезона.
Установить регулирующее оборудование могут УК, но за счет собственников и только на основании решения общего собрания. Аргументом в пользу установки специального оборудования на собрании жильцов станет то, что, как правило, при применении современных вычислителей на полностью цифровой платформе с функцией автоматического регулирования ЦО и ГВС окупается за один отопительный сезон. Системы регулирования экономят деньги собственников: не приходится переплачивать по счетам.
Установка регулирующего оборудования, а точнее, инженерных систем индивидуальных тепловых пунктов (ИТП), систем учета и регулирования тепловой энергии (СУРТЭ) или автоматизированных узлов управления (АУУ) – это и есть ответ на вопрос, как избежать перетопов.
Что такое недотопы и почему они возникают
Недотоп – это отклонение температуры воздуха от норматива в меньшую сторону. Температура не достигает 18 градусов, потому жильцам приходится кутаться в теплую одежду, включать электрические обогреватели, газовые конфорки.
Одна из причин недотопов – халатность коммунальных служб. В системе централизованного теплоснабжения нужно отрегулировать тепловой и гидравлический режим. Это нужно, чтобы поддерживался перепад между подающим и обратным давлением, и тогда теплоноситель будет равномерно циркулировать в системе. Если система не отрегулирована, в одних квартирах будет слишком жарко, а в других – холодно. Также иногда обслуживающие компании экономят топливо или не учитывают изменения погоды.
Раз и навсегда забыть о недотопах поможет только регулирующее оборудование
Но нарушение правил обслуживания сетей – не единственная причина недотопов, иногда виноваты жильцы. Они устанавливают дополнительные батареи, монтируют при ремонте трубы большего диаметра. Это приводит к тому, что давление в трубах снижается, горячая вода циркулирует неравномерно. Регулировать систему отопления лучше летом, зимой это проблематично. Наладка системы отопления и горячего водоснабжения – одна из причин, по которым летом отключают горячую воду.
Как получить компенсацию за недотоп
Жильцам холодно, но счета они получат, как будто квартиры отапливали согласно нормативам. Действовать нужно так же, как при перетопе: пригласить работника ЖКХ, чтобы он зафиксировал отклонение от температурного режима и составил акт, а затем требовать пересчета. Но полностью решить проблему недотопов можно только модернизацией регулирующего оборудования: автоматический узел управления будет поддерживать оптимальный температурный режим.
Установку регулирующего оборудования (систем учета и регулирования тепловой энергии, автоматических узлов управления, индивидуальных тепловых пунктов и т. д.) нужно обсуждать на собрании жильцов. Финансируют такие работы как за счет собранных собственных средств, так и за счет средств капитального ремонта, если соответствующие средства накоплены. Еще один вопрос, который необходимо обсудить на собрании, тоже напрямую связан с недотопами – это тепловые потери самого дома. Не исключено, что здание нужно утеплять как изнутри, так и снаружи, со стороны фасадов. Не нужно терпеть холод и переплачивать за отопление! Начните с модернизации инженерных систем отопления и горячего водоснабжения – это самая затратная часть в стоимости потребления тепловых услуг, и счета за отопление начнут уменьшаться.
Подпишитесь на нашу рассылку,
и станьте одним из первых,
кто будет в курсе всех
наших новостей!