Что такое перетяжка салона автомобиля
Под силу ли простому автолюбителю своими руками обтянуть салон кожей?
Существует много материалов для отделки салонов авто и каждый из них имеет плюсы и минусы. Кожаные материалы относятся к наиболее распространенным вариантам, это обусловлено соотношением их эксплуатационных свойств. В приведенной статье рассмотрены минусы и плюсы кожаных салонов авто и технология их создания своими руками.
Особенности
В связи с высокой стоимостью салоны, полностью скроенные из натуральной кожи, встречаются в автомобилях премиум-сегмента или начиная с моделей класса D. При этом даже у них в недорогих комплектациях кожаные материалы отделки доступны лишь в качестве опции и только в наивысших версиях входят в стандартное оснащение.
Кожаный салон является дорогим опциональным оснащением. Например, для автомобилей премиум-сегмента класса С, таких как Audi A4, BMW 4, Mersedes-Benz C, кожаные материалы отделки не входят в стандартные комплектации. Их стоимость в качестве дополнительного оснащения составляет примерно от 100000 до 200000 рублей. При этом кожаный салон для многих авто класса D, не относящихся к премиум-сегменту, таких как Volkswagen Passat, Volvo S6, Citroen C5, оценивается в сумму около 100000 рублей. Для названных моделей представлен небольшой ассортимент вариантов кожаной отделки, в то время как производители авто премиум-сегмента высших классов предоставляют потребителям очень обширный перечень материалов.
Таким образом, клиенты в некоторых случаях путем выбора расцветки, фактуры и сочетания материалов могут создать уникальный салон. Исключение составляют авто китайских производителей, которые оснащают кожаными материалами отделки модели класса С и даже низших классов. Однако в большинстве случаев в них используется искусственная кожа.
Основные плюсы кожи состоят в долговечности, простоте эксплуатации и привлекательном внешнем виде. Минусы данного материала заключаются в высокой плотности и зависимости от температурных условий. То есть пассажиры автомобиля, сиденья которого полностью представлены материалом с непроницаемой структурой, будут чувствовать себя не комфортно, особенно в жарких условиях. К тому же при низких температурах кожаный салон быстро охлаждается, а на солнце сильно нагревается и потом медленно остывает. Однако для авто, салоны которых оснащены кондиционером, данная проблема решается сама собой.
Выбор материала
Салон автомобиля выгодно отделывать своими руками после приобретения, поскольку можно выбрать материал, значительно превосходящий по качеству заводскую кожу. Это особо актуально для недорогих моделей.
Большинство эксплуатационных параметров кожи определяется ее происхождением и технологией обработки. Наиболее подходящей для отделки интерьера авто считают телячью и коровью кожу.
Наилучшим качеством обработки, эксплуатационными характеристиками и естественной фактурой характеризуется анилиновая кожа. Этим объясняется высокая стоимость данного материала. Минус такой кожи состоит в слабой устойчивости к внешним воздействиям. Полуанилиновая кожа значительно лучше защищена от них. Оба материала представляют собой кожу с минимальной технологической обработкой и сохраненной поверхностной структурой. Отличие между ними состоит в том, что анилиновую кожу окрашивают прозрачными красителями, а полуанилиновая кожа содержит слой рассеянных пигментов.
К тому же при выборе учитывают происхождение кожи – наилучшими сортами считают австрийские, немецкие и итальянские. Также неплохи по характеристикам некоторые марки шведского, индийского, китайского и российского производства.
Имеется множество других требований к рассматриваемому материалу. К ним относятся:
Например, для автомобильной кожи недопустимо хромовое дубление. Что касается красителей, то они должны быть светостойкими и не вызывать кожной или дыхательной аллергии. Истираемость материала обычно регламентируется ГОСТом. Высокая зависимость кожаной обивки от температурных условий обуславливает необходимость оснащения авто климатической системой. Также желательно наличие подогрева сидений. Толщина автокожи должна составлять 1,2-1,6 мм.
Из-за высокой плотности кожа не комфортна в качестве материала обивки сидений, поэтому для их центральных частей обычно используют перфорированный вариант, то есть имеющий отверстия.
Плюсы материала в том, что он обеспечивает достаточную вентиляцию для того, чтобы пассажиры не потели. Что касается внешних параметров, то есть множество вариантов рассматриваемого материала, с которыми можно ознакомиться по фото каталогам.
Подготовительные работы
Перетяжка сидений и некоторых других элементов салона автомобиля после его приобретения имеет многие плюсы. Во-первых, таким путем можно создать уникальный интерьер, что недоступно большинству покупателей при приобретении авто, если речь не идет о новых моделях премиум-сегмента высших классов. Во-вторых, потребитель может выбрать материал, значительно превосходящий по качеству заводские варианты, что актуально для недорогих моделей. В-третьих, стоимость перетяжки салона составляет 40000 — 70000 рублей в зависимости от сложности пошива и вида материала. В любом случае это выгоднее, чем заводской кожаный салон, доступный в качестве опции. В случае выполнения работ своими руками кожаная отделка обойдется еще дешевле.
Чаще кожей обтягивают сиденья и руль авто. Однако нередко данный материал применяют для отделки приборной и дверных панелей и некоторых других деталей интерьера. Далее приведена последовательность действий при работе своими руками, также полезно ознакомиться с фото и видео.
Перетяжка сидений включает несколько этапов:
По завершении подготовительного этапа начинают перекрой и шитье.
Изготовление чехлов
Подготовленные фрагменты штатного чехла прикладывают к новому материалу и прижимают грузиками. Далее гелевой ручкой обводят по контуру. Для совмещения фрагментов размечают по периметру тонкими насечками. Затем материал нарезают портняжными ножницами.
Кожу желательно усилить, для чего используют поролон на тканевой основе толщиной 5 мм. Выкроенные фрагменты чехлов сидений закрепляют на поролоне с помощью клея, материал наклеивают со стороны поролона. При этом желательно использовать клей в баллончике-спрее.
Намазывать поролон кистью недопустимо, поскольку таким образом можно испортить деталь. Нанесенный клей проникнет глубоко в поры поролона и после сжатия материал не восстановится в первоначальное состояние.
Созданные путем склеивания кожи и поролона фрагменты чехла сиденья сшивают между собой, совмещая метки на краях. Для данных работ мастера используют швейные машины. Наиболее подходят одноигольные промышленные модели с комплексным продвижением. Основное требование к инструменту состоит в возможности медленного продвижения материала. Нужно учитывать, что стоимость такого устройства составляет около 30000 рублей, что обуславливает нерентабельность осуществления разовых работ своими руками.
Далее подклеивают разведенные отвороты шва с изначальной стороны чехлов:
Отвороты сшивают двойной отделочной строчкой. Свободные края незаметны под поролоном, поэтому их не обрезают. На этом изготовление чехлов окончено.
Установка на сиденья
Работы начинают со спинки, продевая при этом лямки, затем переходят к сидушке. При работе с креслами рельефной формы нужно притянуть чехол к раме. Для этого применяют пластиковые хомуты – их продевают в специальные отверстия сквозь подушку и цепляют за спицу.
По завершении обтяжки сиденья просушивают и отпаривают. Сначала их обрабатывают феном, потом паром через тряпку. В результате данных процедур чехол, натягиваясь, обретает гладкость. По завершении работ сиденья очищают от остатков клея, отпечатков и прочих загрязнений.
Работа с другими деталями
Обтяжку кожей своими руками прочих элементов салона, таких как приборная панель или дверные панели, осуществить значительно проще.
Прежде всего, материалу придают форму детали. Для этого кожу вымачивают на протяжении 2-3 часов в теплой воде, но не в кипятке. Затем материал прикладывают к детали, натягивая на выступающие части и высушивая феном по участкам, чтобы он разгладился. Предварительно можно разметить обтягиваемую деталь на участки – количество определяет точность работ.
После высушивания кожу снимают, она немного сожмется, остыв. Деталь и материал обрабатывают клеем, затем материал прикладывают к детали и обдувают феном по участкам, как и в первом случае.
Несмотря на то, что отделка панелей значительно более проста в сравнении с обшивкой сидений, для грамотного осуществления данных работ нужно учитывать некоторые особенности. Например, необходимо сохранить работоспособность подушек безопасности. Для этого материал надрезают с внутренней стороны или полностью разрезают по границе их открытия, а затем накладывают легко разрываемый шов. Если этого не сделать, при ДТП подушки безопасности могут сработать с опозданием или вообще не сработать. Это касается в большинстве случае приборной панели, а также нередко дверных панелей в случае наличия боковых подушек безопасности.
Заключение
Итак, обтянуть салон кожей весьма сложно своими руками, поэтому в основном эту работу доверяют специалистам. Пользователям, не имеющим опыта в таких работах, осуществить их трудно, даже следуя инструкциям по фото. Достоинства переделки салона состоят в возможности применения уникальных решений. Минусы заключаются в сложности работ для самостоятельного выполнения и в необходимости в некоторых дорогостоящих инструментах.
Как из «бюджетника» сделать «премиум»? Все о перетяжке салона
Нас консультирует Иван, специалист по пошиву фирмы GKcustoms. Ребята сейчас занимаются перетяжкой салона Mercedes-Benz SLC 1979 года. В этом бизнесе они уже 7 лет, перешили огромное количество салонов автомобилей и отдельных элементов. Кроме того, занимаются обработкой кузова жидкой резиной.
— Почему люди приходят в тюнинг-ателье? Какую услугу чаще заказывают: полный перешив салона или перетяжку отдельных элементов?
— Полную перетяжку салона с заменой всей обивки производим не так часто, потому что это все-таки дорогостоящая операция, на нее решаются немногие. Чаще приезжают за перетяжкой каких-либо отдельных элементов: рулей, сидений, потолков. Или заказывают перешивку обивки кресел с дверными картами. К нам также приезжают те, кому уже перетягивали салон, но либо сделали это некачественно, либо клиент сам выбрал дешевый материал, поэтому салон очень быстро пришел в негодность. Чаще всего люди приезжают потому, что с машиной все отлично, человек не хочет ее менять, но какая-то проблема по салону очень раздражает. Например, затертое водительское сиденье.
— Как избежать проблем с салоном? Можно ли продлить ему жизнь?
— Безусловно, если за салоном не следить и не чистить, все будет разваливаться. Особенно это касается машин с натуральной кожаной обивкой. Не все знают, что за кожей нужно ухаживать: периодически мыть и увлажнять специальными средствами. Взять те же кресла Mercedes-Benz SLC: если бы за шикарными креслами этой машины тщательно следили с 1979 года, то они были бы в отличном состоянии и сегодня. Но кожа пересохла и потрескалась. Многие владельцы автомобилей с кожаным салоном об этом нюансе эксплуатации не знают.
— Помимо перетяжки салона заказываются еще какие-то дополнительные услуги?
— Да, иногда заказывается вибро- и шумоизоляция. В этом есть смысл, когда салон частично разбирается. Также удаляем «сверчки» из салона. Некоторые заказывают коврики на пол. Часто приезжают мотоциклисты с просьбой перешить сиденья.
— Какой материал отделки выбрать?
— Как отличить экокожу от натуральной?
— А откуда взялось это название экокожа. В чем особенность этого материала и отличие от дерматина?
— Любая искусственная кожа представляет собой полимерное пленочное покрытие, нанесенное на трикотажное, тканевое или нетканое полотно. Наиболее распространенным пленкообразующим полимером является поливинилхлорид (ПВХ), верхний слой которого непроницаем для воздуха. Пленку экокожи образует полиуретан. Механизм его химического синтеза намного сложнее, чем синтез ПВХ. Все требуемые свойства закладываются именно при химическом синтезе полимера, поэтому никакие добавки-пластификаторы не нужны. В процессе эксплуатации из полимерной пленки ничего не выделяется, поэтому и появилось название экологическая кожа, или экокожа. К слову, натуральность автомобильной натуральной кожи весьма относительна, ведь в процессе изготовления на нее наносят различные составы и красят…
— Бывали ли случаи обмана на рынке данных услуг?
— К сожалению, некоторые мастера убеждают клиента, что перетянули салон в натуральную кожу, а на самом деле использовали экокожу. То есть иногда подменяются понятия: натуральный материал выдают за искусственный, дешевый кожзаменитель называют экокожей.
— Какова разница в стоимости материалов?
— Сколько материала обычно уходит на салон? Сколько времени занимает перешив салона? Какой у вас был самый дорогой проект?
— Около 6-7 погонных метров экокожи. Натуральной кожи нужно чуть ли не в два раза больше. Перешиваем салон примерно за 3-5 дней. Самый дорогой проект стоил больше 7000 рублей: там применялась алькантара, дорогой кожзаменитель и экокожа.
— Сколько стоит обычная перетяжка салона?
— А отдельные элементы?
— Не будет ли водительское сиденье отличатся от пассажирского, если перешить его отдельно?
— Сколько держится перешитый салон?
— Приезжают ли владельцы «бюджетников» на перетяжку салона?
Тест материалов отделки
Чтобы проверить износостойкость материалов отделки, мы решили провести небольшой эксперимент. Берем кожзаменитель дешевой и средней ценовых категорий, экокожу, натуральную кожу и оригинальную алькантару.
Царапаем вначале с меньшим усилием, затем с большим. Как видим, на кожзаменителе остались заметные царапины. Образец слева самый дешевый.
А вот экокожа особенно не пострадала. Если потереть пальцем, царапины, оставленные краем ножа с меньшим усилием, исчезают.
Что удивительно, натуральная кожа пострадала сильнее, чем экокожа. В общем, в нашем рейтинге износостойкости она находится между экокожей и кожзаменителем.
С алькантарой все отлично. Царапины остались, но они не особенно заметны, учитывая ворсистость материала.
Далее греем наши образцы феном. Экокожа выдержала 160 градусов.
Один из образцов кожзаменителя начал изгибаться при 120 градусах.
При 160 ему стало совсем плохо…
Дешевый образец изменил свою структуру. Хотя в принципе материал и не рассчитан на такие высокие температуры.
У алькантары всего лишь немного посветлели ворсинки.
Натуральная кожа выдержала испытания, источив пару капель сока на стол. Но учитывая соотношение цены и качества, в нашем тесте побеждает экокожа.
Перетяжка салона автомобиля своими руками. Как сделать и что понадобится
Истрепались чехлы, протёрся потолок, а на приборную панель и смотреть тошно? Что ж, самое время заняться перетяжкой салона автомобиля.
По каким бы причинам вы ни решились на перетяжку салона автомобиля своими руками, подготовиться к этому стоит основательно. Выбрать материалы, приобрести необходимые инструменты, изучить сам процесс и т.д. Имейте в виду, что потрудиться вам придётся серьёзно: за обтяжку «торпеды» (так автомобилисты обычно именуют приборную доску вкупе с бардачком и диффузорами обдува) и дверей возьмётся не каждый мастер СТО. Поэтому, если вы не уверены, что справитесь, лучше обратитесь к специалистам. Меньше потом придётся переделывать.
А может, лучше флокировать?
Прежде чем обсуждать процесс перетяжки, стоит упомянуть об одной очень экономичной и простой, но мало известной технологии отделки салона. Популярностью среди автолюбителей она пока почему-то не пользуется. Может быть, связано это с отсутствием хорошей рекламы, кто знает.
Речь идёт о флокировании. Флокирование – технология отделки поверхности с помощью флока (микроволокна искусственного происхождения). Флокированная поверхность выглядит достаточно эстетично, легко переносит перепады температур, устойчива к механическому воздействию. В случае повреждения структуру материала можно быстро восстановить, при этом не останется и намёка на то, что вы когда-то её поцарапали или облили краской.
Правда, флокировать можно только твёрдые элементы, изготовленные из пластика. Двери всё равно придётся обтягивать (карпетом, алькантарой и т.д.).
Флокируем приборную панель
Для флокирования салона вам понадобятся флок-машина, клей, кисточка, колер и флок (1–1,5 кг). Машину можно приобрести в специализированном магазине или взять в аренду.
Перетяжка салона
Как провести перетяжку салона автомобиля своими руками? Инструкция вам в помощь. Но сначала стоит поговорить о материалах. Ведь выбрать их тоже порой не так уж просто.
Выбираем материал
В мастерских автосервисов для перетяжки салона используются обычно карпет, алькантара и кожзаменитель. Каждый из этих материалов хорош по-своему, у каждого есть свои достоинства. Недостатки, разумеется, тоже в наличии.
Если бюджет у вас небольшой, покупайте карпет. Это недорогой и достаточно плотный материал, который неплохо смотрится внешне. Хорошо тянется, имеет приятную ворсистую фактуру. В магазинах можно найти карпет практически любого цвета, что тоже не может не радовать. Минусы: нельзя использовать для обтяжки торпеды.
Узнайте о полировке лобового стекла тут.
Алькантара стоит дороже, но и прослужит дольше. На ощупь материал мягкий, шелковистый. Известен своей «невосприимчивостью» к загрязнениям самого разного происхождения. За салоном из алькантары очень просто ухаживать.
Кожзаменитель обойдётся вам не дороже всех вышеперечисленных материалов. Тянется прекрасно, что позволяет использовать его для обтяжки торпеды. Рвётся тоже замечательно, поэтому работать с ним нужно очень аккуратно. А ещё кожзаменитель пачкается, царапается и впитывает посторонние запахи. В общем, вариант крайне ненадёжный.
Какое моторное масло лучше? Что говорят эксперты? Вся информация здесь.
Обтяжка торпеды
С чего начинается перетяжка салона автомобиля своими руками? Технология всегда одна и та же: подготовка, выкройки, обтяжка и сушка. Порядок действий не меняется от того, что именно вы решили обтянуть: двери или потолок, приборную панель или подлокотник. Но из-за сложной формы с торпедой обычно чуть больше мороки, поэтому в качестве примера технологии перетяжки салона мы будем использовать именно её.
О держателях для навигатора читайте тут.
Сохнет торпеда примерно двое суток. Иногда больше, иногда меньше. Как только клей «схватится» и материал надёжно приклеится к поверхности приборной панели, её можно устанавливать в салон.
Полезные советы
С тем, как проводится перетяжка салона автомобиля своими руками, разобрались. Технология, видеоинструкции и фотографии – в вашем распоряжении. Осталось лишь уточнить некоторые моменты:
Как сделать перетяжку салона автомобиля своими руками
Профессиональные мастерские просят за свои услуги достаточно большие деньги, сопоставимые с приобретением новых деталей, поэтому всё большую актуальность приобретает информация по самостоятельному проведению данной процедуры.
С чего начать
Важнейшим этапом, от которого зависит конечный результат, является выбор цветового решения и материалов. Существует заблуждение, что цвет кузова автомобиля должен находить отражение и в его интерьере. Это серьёзная ошибка, которая приведёт к тому, что салон будет выглядеть незавершённым и однообразным.
Переход цвета был актуален на автомобилях, возраст которых уже перевалил за 30 лет, поскольку в их салонах присутствовал окрашенный металл, не закрытый декоративными элементами, что вынуждало с этим считаться. Сейчас в современной машине практически невозможно найти металл в интерьере, а применение тонировки вообще ограждает от восприятия цвета кузова, что существенно расширило возможности для выбора.
Рассмотрим возможные материалы в отделке:
Процесс перетяжки салона автомобиля своими руками
После этого можно приступать к нанесению клея. Основное правило в данном случае — дать клею подсохнуть, чтобы исключить проступание на поверхности материала. Зачастую при сложной геометрии поверхности отделочный материал не клеится к пластику в местах изгиба. В этом случае в таком месте необходимо нанести слой автомобильной шпатлёвки, что немного уменьшит радиус кривизны и обеспечит лучшую адгезию.
Если форма перетягиваемого элемента очень сложна и не позволяет наклеить материал без образования складок, то необходимо сделать заготовки с прошитым швом. Для этого идеально подходит полиэтилен, причём непрозрачный яркого оттенка. Предварительно необходимо наклеить маленькие кусочки двухстороннего скотча на поверхность пластика, особенно в местах изгибов, после чего приложить полиэтилен, маркером разметить места удаления излишков материала и размещения шва, после чего снять его. Далее по имеющейся разметке разрезать полиэтиленовую плёнку, в результате чего получится выкройка, которая и переносится на используемый материал. Работать сразу с кожей или алькантарой не рекомендуется, поскольку в процессе подготовки выкроек возможны ошибки и повреждения дорогостоящего материала.
В процессе перетяжки салона автомобиля своими руками для прошитого шва не рекомендуется использовать контрастные нитки. Это довольно эффектный трюк, который позволяет акцентировать внимание на элементах отделки, однако сложность его исполнения и требовательность к профессионализму делают его недоступным для новичков. Если шов получиться неровным, так называемым «плавающим», то нитки в цвет материала помогут это скрыть, а контрастные – усугубят ошибку.
После того как элемент сшит, необходимо сделать подложку из флизелина под прошитым швом, что предотвратит проступание клея. Процесс приклеивания нужно начинать с выравнивания шва, постепенно разглаживая материал от него. Основная проблема в этой ситуации – выступание шва, которая решается двумя путями, в зависимости от степени профессионализма.
Самый простой – предварительно простучать шов молотком, поместив простроченную заготовку между двух дощечек, либо тщательно прогладить, если это не кожа и не кожзаменитель. Так можно добиться снижения выпуклости шва, но не устранить её полностью.
Более эффективный метод – вырезание канавки под шов в пластике, требует наличия специализированного резака, хороших навыков (поскольку кривая канавка не позволит выровнять шов) и тщательной подготовки, поэтому в бытовых условиях он практически не применяется. Если же возможные трудности вас не отпугнули, то следует знать, что кривое углубление можно зашпатлевать мастикой и повторить процедуру вырезания.
Для ускорения процесса приклеивания лучше воспользоваться бытовым феном (строительный имеет высокую температуру и может повредить материал) для предварительной подсушки.
Самое сложное – это перетяжка торпедо автомобиля, даже на бюджетных моделях его геометрия настолько сложна, что даже прошитые швы не позволят полностью исключить складки, которые необходимо по возможности тщательно прятать под рулевой колонкой или под крышкой бардачка. Если же складки образуются на лицевой поверхности, то необходимо срезать излишки материала и приклеить полученный шов встык.
Этот же приём следует использовать при перетяжке поверхности над подушками безопасности, то есть материал не должен осложнять или замедлять их срабатывание, поэтому лишний клееный шов в этой ситуации полностью оправдан.
Перетяжка сидений намного проще, поскольку у вас в наличии имеется их старая обивка, которая является готовым лекалом, нужно только аккуратно распустить нитки на их швах, затем зашить дырки, если таковые образовались в процессе эксплуатации, и перенести выкройки на новый материал.
Далее следует процесс шитья, причём вовсе не обязательно использовать профессиональную швейную машинку, главное, чтобы она была хорошо отрегулирована и не оставляла петли из ниток. Поэтому перед процессом перетяжки необходимо обратиться к специалисту по её наладке (эти затраты окупятся сторицей).
Не поленитесь предварительно потренироваться на какой-нибудь дешёвой ткани, поскольку полученные навыки позволят выполнить перетяжку салона автомобиля своими руками качественно и сэкономят дорогостоящий материал.
Таким образом, перетяжка салона машины – сложный процесс, который требует подготовки и времени, но вполне посильный для новичка, что позволит существенно сэкономить на услугах специализированных фирм.