Что такое перевалка нефтепродуктов
(86148)6-04-46
office@ruschemtrade.com
Перевалка Нефти и нефтепродуктов
Перевалка нефтепродуктов
Перевалкой нефтепродуктов называют их отгрузку (перемещение) с одного вида транспорта на другой. Такая, казалось бы, простая процедура, на самом деле имеет множество нюансов, которые должны учитываться специалистами: технические характеристики топлива, правильная технология отгрузки, учет возможных рисков и опасностей и т.п.
Виды транспорта
Перевалка нефтепродуктов осуществляется на следующих видах транспорта.
В эту категорию входят специальные автоцистерны, осуществляющие наземную транспортировку нефтепродуктов.
Незаменим, если нужно осуществить перевалку нефтепродуктов в больших объемах. Данный тип перевозок производится одиночными цистернами, партиями различной величины или заданными маршрутами.
Применяется для транспортировки топлива по воде, от одного берегового трубопровода до другого. Обязательное правило при такой процедуре — наличие документов территориальных органов, разрешающих перевалку.
При перевалке нефтепродуктов большое значение имеют адсорбция и десорбция. Эти два свойства топлива связаны со способностью поглощать или, наоборот, выделять летучие газы. В зависимости от температуры, эти соединения могут быть не только газообразными, но и жидкими. Температура также оказывает влияние на внутреннее давление продукта: чем выше температура, тем больше и давление.
В связи с этим, перевалка нефтепродуктов обязательно должна производиться с соблюдением специального температурного режима — ниже температуры вспышки. Для дизельного топлива этот предел составляет 55 градусов, для керосина — 50 градусов. Кроме того, взрывоопасному состоянию могут способствовать и пары бензина, контактирующие с поверхностью вышеуказанных нефтепродуктов. Поэтому контакт следует исключить.
Вообще, перевалка нефтепродуктов — опасный и ответственный процесс, на котором никто не застрахован от аварийных ситуаций. Среди их причин специалисты называют неисправность транспорта и оборудования, возникновение статического электричества при движении топлива, а также человеческий фактор, который, как известно, меньше всего поддается исследованию и устранению.
Сегодня торговля нефтепродуктами немыслима без процессов их транспортировки — как различными видами транспорта, так и по трубопроводам. Точных количественных данных об электризации топлива на сегодняшний день так и не получено, а поэтому перевалку по трубам следует проводить с максимальной осторожностью. Конечно, специалистами принимаются все меры для обеспечения безопасности: устанавливается заземление, разрабатываются новые методы по разрядке емкостей от статического электричества. Но все это позволяет говорить лишь о частичной безопасности.
Еще один важный фактор, за которым нужно следить во время перевалки нефтепродуктов — регулирование их качества и массы. Для этого берутся пробы продукта на различных этапах перевалки и анализируются в специальных лабораториях. В таких крупных компаниях, как «Евро Групп», погрешность при измерении минимальна, а значит, наши покупатели могут быть уверены, что приобретают качественный продукт.
Статьи на тему: транспортировка нефтепродуктов
В данном разделе находится информация о транспортировке нефтепродуктов:
Раздел: Транспортировка нефтепродуктов
В зависимости от того, какие операции преобладают на конкретной нефтебазе, ее относят к перевалочному либо распределительному типу.
Раздел: Транспортировка нефтепродуктов
Мы реализуем высококачественной дизельное топливо с доставкой конечному потребителю по Москве и области, а также в регионы на исключительно выгодных условиях. Низкая стоимость транспортировки обусловлена наличием собственного автопарка и грамотной организацией логистических операций.
Раздел: Транспортировка нефтепродуктов
Группа компаний Трэйд-Ойл осуществляет транспортировку темных нефтепродуктов в строгом соответствии с требованиями ГОСТ 1510-84. Оперативная доставка битума осуществляется в наливных цистернах полуприцепах низкого давления, оборудованных устройствами налива и нижнего слива.
Раздел: Транспортировка нефтепродуктов
Группа компаний Трэйд-Ойл осуществляет продажу углеводородных смесей и организует их перевозку потребителям автомобильным и железнодорожным транспортом. Безопасная доставка сжиженного газа выполняется по заявкам клиентов с терминалов предприятий производителей. Наши специалисты имеют огромный опыт проведения логистических операций, связанных с транспортировкой СУГ на любые расстояния.
Раздел: Транспортировка нефтепродуктов
Трубопроводный транспорт нефтепродуктов по праву можно назвать самым необычным видом транспорта. По сути, он не имеет отдельных транспортных средств, а движение топлива по трубам происходит с помощью насосных станций. Его преимущества — относительно дешевая эксплуатация и отсутствие необходимости в большом количестве персонала.
Раздел: Транспортировка нефтепродуктов
Раздел: Транспортировка нефтепродуктов
Гужевым транспортом называют такой вид транспорта, где применяется мускульная сила животных. Перевозка нефтепродуктов с помощью гужевого транспорта давно вытеснена техническим прогрессом, а раньше для этого использовались лошади, верблюды, ослы и другие животные. Перевозка нефтегрузов гужевым транспортом получила в России широкое распространение с момента начала добычи нефти, начиная со второй половины XIX века и до 60-х годов прошлого столетия.
Раздел: Транспортировка нефтепродуктов
Сегодня перевозка нефти и нефтепродуктов осуществляется при помощи самых разных видов транспорта, в том числе и водного (наливных судов).
Раздел: Транспортировка нефтепродуктов
Перевозка железнодорожным транспортом нефти и нефтяных продуктов в России началась практически сразу после появления в нашей стране железных дорог. Сначала железнодорожные перевозки нефтепродуктов осуществлялись в центральные районы страны, а с развитием сети железных дорог транспортировка стала возможной почти во все регионы.
Раздел: Транспортировка нефтепродуктов
Грузоподъёмность 8-осной цистерны, предназначенной для транспортировки нефтепродуктов, составляет 120 тонн. Она оснащается двумя сливными приборами и двумя люками для налива нефтепродуктов.
Раздел: Транспортировка нефтепродуктов
Классификацией грузов нефтепродукты причислены к опасным грузам. Правила перевозки таких грузов автотранспортом и правила пожарной безопасности устанавливают обязательное наличие у автоцистерн, перевозящих нефтепродукты, специального оборудования и предъявляют к ним следующие требования:
Раздел: Транспортировка нефтепродуктов
Корпуса цистерн являются резервуарами горизонтального типа с круглым или, чаще всего, овальным сечением. Основой для корпусов автомобильных цистерн служит сталь, алюминиевые сплавы, а также электропроводимые полимерные материалы. Изнутри стенки автоцистерн во избежание коррозии покрываются цинком.
Раздел: Транспортировка нефтепродуктов
Все без исключения наливные пункты и нефтебазы, куда по железной дороге доставляются нефтепродукты, должны быть обеспечены подъездными ветками. На территории самих нефтебаз должны быть построены сливо-наливочные пути, в преимуществе, тупиковые.
Раздел: Транспортировка нефтепродуктов
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Перевалка нефтепродуктов с одного вида транспорта на другой осуществляется с использованием резервуаров перевалочной нефтебазы. В конце пути нефтепродукты поступают на распределительную нефтебазу, с которой они автотранспортом доставляются близлежащим потребителям. Данные способы также не имеют ограничений на расстояние транспортирования. Однако чем выше дальность перевозок, тем больше требуется железнодорожных цистерн, танкеров и барж для доставки одного и того же количества нефтепродуктов. Кроме того, при перевалках возникают дополнительные потери грузов. [1]
Перевалка нефтепродуктов с одного вида транспорта на другой оправдана лишь при невозможности доставки их с пункта отправления в пункт назначения одним видом транспорта или в том случае, если совокупные затраты на перевозку нефтепродуктов различными видами транспорта с учетом затрат иа перевалку Ниже затрат на их прямую доставку одним видом транспорта. Последний случай может иметь место при использовании водного транспорта иа определенном участке пути следования нефтегрузов. [2]
Перевалочные нефтебазы осуществляют перевалку нефтепродуктов с одного вида транспорта на другой. [4]
Перевалочные нефтебазы чредназначены для перевалки нефтепродуктов о одного вида транспорта на другой. [6]
Основой для расчета себестоимости перевалки нефтепродуктов являются эксплуатационные расходы пункта перевалки за определенный период времени. Размер эксплуатационных расходов пунктов перевалки определяет в денежном выражении затраты средств производства и труда на выполнение перевалочных работ. [7]
Анализ хозяйственно-финансовой деятельности пунктов перевалки нефтепродуктов рекомендуется начинать с исследования грузооборота, так как от него зависит в основном выполнение качественных показателей плана, например суммы валового дохода, издержек обращения и прибыли. [8]
Отдача основных фондов пунктов перевалки нефтепродуктов во многом зависит от эффективности использования активной их части, которая характеризуется экстенсивным и интенсивным коэффициентами использования оборудования. [9]
Перевалочная нефтебаза может осуществлять перевалку нефтепродуктов как для обеспечения примыкающего к ней района, так и для поставки в несколько районов страны. [11]
Изучение эксплуатационных расходов на перевалку нефтепродуктов и выявление путей их возможного сокращения представляет большое народнохозяйственное значение. [12]
Для расчета экономических показателей на перевалку нефтепродуктов с трубопроводного транспорта на железнодорожный в конкретных условиях может быть рекомендована следующая методика. [13]
Перевалка нефтепродуктов
Перевалкой нефтепродуктов называют отгрузку (перемещение) с одного вида транспорта на другой. Такая, казалось бы, стандартная процедура, на самом деле охватывает массу нюансов: технические характеристики топлива, правильную технологию отгрузки, учет возможных рисков и опасностей и т.п.
Виды транспорта
Перевалка нефтепродуктов производится следующими видами транспорта.
Автомобильный
В эту категорию входят специальные автоцистерны для наземной транспортировки нефтепродуктов.
Железнодорожный
Незаменим, если перевалка нефтепродуктов ведется в больших объемах. Здесь задействуются одиночные цистерны и партии требуемой величины, заранее задаются маршруты.
Водный
Применяется для транспортировки топлива по воде, с одного берегового трубопровода до другого. Обязательное правило при такой процедуре — наличие разрешения территориальных органов на перевалку.
При перевалке нефтепродуктов важны адсорбция и десорбция. Эти два свойства топлива связаны со способностью поглощать или наоборот, выделять летучие газы. В зависимости от температуры, эти соединения могут быть не только газообразными, но и жидкими. Температура также влияет на внутреннее давление продукта: чем выше температура, тем больше и давление.
Поэтому при перевалке нефтепродуктов важно соблюдение специального температурного режима — ниже температуры вспышки. Для дизельного топлива этот предел составляет 55 градусов, для керосина — 50 градусов. Кроме того, взрывоопасному состоянию способствуют и пары бензина, контактирующие с поверхностью нефтепродуктов. Поэтому контакт следует исключить.
Перевалка нефтепродуктов — опасный процесс, на котором никто не застрахован от аварийных ситуаций. Среди их причин называют неисправность транспорта и оборудования, статическое электричество при движении топлива, а также человеческий фактор, который не поддается исследованию и устранению.
Сегодня торговля нефтепродуктами немыслима без процессов их перевозки — как транспортом, так и по трубопроводам. Точных количественных данных об электризации топлива сегодня так и не получено, а поэтому перевалку по трубам следует проводить с осторожностью. Конечно, при этом принимаются всевозможные меры безопасности: устанавливается заземление, разрабатываются новые методы по разрядке емкостей от статического электричества. Но и это позволяет говорить только о частичной безопасности.
Еще один фактор, за которым нужно следить во время перевалки нефтепродуктов — регулирование качества и массы. Для этого берутся пробы продукта на различных этапах перевалки и анализируются в специальных лабораториях. В таких компаниях, как «ЕВРОТЭК», погрешность при измерении минимальна, а значит, наши покупатели уверены, что приобретают чистый продукт.
Как происходит перевалка нефтепродуктов?
Перевалкой нефтепродуктов называют их отгрузку (перемещение) с одного вида транспорта на другой. Такая, казалось бы, простая процедура, на самом деле имеет множество нюансов, которые должны учитываться специалистами: технические характеристики топлива, правильная технология отгрузки, учет возможных рисков и опасностей и т.п.
1. Характеристика нефтепродуктов
ÐÅØÅÍÈÅ çàñåäàíèÿ êðóãëîãî ñòîëà ïî òåìå «Ïðàâîâûå ïðîáëåìû îòêðûòèÿ ñóäîõîäñòâà ïî âíóòðåííèì âîäíûì ïóòÿì Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè äëÿ ñóäîâ ïîä èíîñòðàííûì ôëàãîì»
Ïî èíèöèàòèâå Ñåêöèè ïî ïðàâîâîìó îáåñïå÷åíèþ
ìîðñêîé è ðå÷íîé äåÿòåëüíîñòè è Ñåêöèè ïî ìîðñêîìó
è ðå÷íîìó òóðèçìó Ìîðñêîãî ñîâåòà
ïðè ïðàâèòåëüñòâå Ñàíêò-Ïåòåðáóðãà
23 ñåíòÿáðÿ 2009 ã., Ëåíýêñïî, âûñòàâêà «Íåâà-2009»
Çàñëóøàâ è îáñóäèâ âîïðîñû íîðìàòèâíî-ïðàâîâîãî ðåãóëèðîâàíèÿ ïëàâàíèÿ ñóäîâ ïîä ôëàãîì èíîñòðàííûõ ãîñóäàðñòâ ïî âíóòðåííèì âîäíûì ïóòÿì ÐÔ, ðåøèëè:
Ñðîê: íîÿáðü — äåêàáðü 2009 ã.
Îòâåòñòâåííûå: Ïîêðîâñêèé È.Ô., Çóáàðåâ Å.Â.
Ñðîê: 1 íîÿáðÿ 2009 ã.
Îòâåòñòâåííûé: Ïîêðîâñêèé È.Ô.
Ñðîê: ìàðò — àïðåëü 2010 ã.
Îòâåòñòâåííûå: Ïîêðîâñêèé È.Ô., Ïàëüíèêîâ Ê.Ã.
Ñðîê: 1 íîÿáðÿ 2009 ã.
Îòâåòñòâåííûé: Ïîêðîâñêèé È.Ô.
Ñðîê: íîÿáðü — äåêàáðü 2009 ã.
Îòâåòñòâåííûå: Ïîêðîâñêèé È.Ô., Çóáàðåâ Å.Â.
2. Свойства указанных жидкостей, которые являются причиной возникновения чрезвычайных ситуаций
Абсорбция и десорбция (эмиссия и поглощение) — способность жидкостей поглощать и выделять растворенные в них летучие газовые соединения, которые в диапазоне климатических температур могут быть как газообразными, так и жидкими.
Характеристикой процессов абсорбции и десорбции жидкости является температура вспышки паров при наличии провоцирующего источника, которая характеризует не только концентрационные пределы взрывоопасности, но и давление паров.
Во всех нефтепродуктах давление паров (равновесная устойчивая концентрация паров над поверхностью жидкости) зависит от температуры, оно увеличивается с повышением температуры и сравнивается с атмосферным в начале кипения.
Температура вспышки (не путать с температурой самовоспламенения) — это температура, при которой давление (концентрация) паров жидкости настолько высоки, что они вспыхивают при наличии провоцирующего источника. Данная концентрация находится между нижним и верхним пределами взрываемости. Можно сказать, что температура вспышки при наличии провоцирующего источника — это значение, которое связывает давление и концентрацию насыщенных паров, находящихся в пределах НКПР и ВКПР.
Степень опасности паров разных нефтепродуктов
Таблица 2
Из анализа предложенной таблицы 3 следует, что пары бензина при всех значениях температур, имеют равновесную объемную концентрацию выше диапазона НКПР.
Пары керосинов различных марок могут быть взрывоопасны при температурах выше +50 С.
Пары дизельного топлива опасны только при температурах выше +55 С.
Пары бензина пожароопасны при любых температурах, практически, при поднесении огня к открытой ёмкости с бензином, он вспыхивает мгновенно при любых температурах, взрывоопасны только в пределах объемной концентрации 2
Дизельное топливо довольно трудно поджечь открытым огнём, оно загорается только тогда, когда происходит испарение и нагрев паров, от поднесённого огня возникновение взрыва в открытом пространстве практически исключено.
Таким образом, можно сделать общие заключения по фактам эмиссии паров приведённых углеводородов: бензины обладают высокой эмиссией паров, которые опасны при любых температурах, но концентрация их всегда выше верхнего концентрационного предела взрывоопасности.
Керосин и дизтопливо обладают низкой эмиссионной способностью и пары их практически безопасны при температурах окружающей среды, т.е. концентрация их всегда ниже нижнего концентрационного предела.
Рассмотрим свойство жидкости обратное эмиссии — взаимное поглощение паров (абсорбцию). На практике часто встречаются процессы, когда пары бензина контактируют с поверхностью дизтоплива или керосина, или наоборот. Учитывая природу этих жидкостей, их контактирование не вызывает химической реакции между ними, а происходит только физическое поглощение паров в жидкости.
Процесс поглощения происходит до тех пор, пока парциальное давление в газовой фазе выше равновесного давления паров этой жидкости над ней.
Если рассмотреть приведённую выше таблицу 2, то мы видим, что парциальное равновесное давление паров бензина над жидкостями: керосин и дизтопливо гораздо выше, чем парциальное давление паров керосина и дизтоплива над бензином. Следовательно, будет происходить процесс поглощения паров бензина жидкостями: керосином и дизтопливом. Концентрация паров будет снижаться и может доходить до взрывоопасного диапазона.
Скорость поглощения паров бензина дизтопливом и керосином зависит от площади контакта паров с зеркалом жидкости, а также от температуры окружающей среды и дизтоплива. Установлено, что при низких температурах процесс поглощения паров бензина происходит наиболее интенсивно. Скорость поглощения также зависит от интенсивности перемешивания жидкого продукта, т.е. обновления поверхностного слоя. Данное свойство дизельного топлива и керосина используется для утилизации (улавливания) паров бензина, а также может быть причиной пожаров и взрывов при перевалке нефтепродуктов.
При операциях с нефтепродуктами несложно проследить возникновение ситуаций, при которых происходит превращение паров высокой невзрывоопасной концентрации в низкую взрывоопасную концентрацию.
Виды транспорта
Перевалка нефтепродуктов осуществляется на следующих видах транспорта.
В эту категорию входят специальные автоцистерны, осуществляющие наземную транспортировку нефтепродуктов.
Незаменим, если нужно осуществить перевалку нефтепродуктов в больших объемах. Данный тип перевозок производится одиночными цистернами, партиями различной величины или заданными маршрутами.
Применяется для транспортировки топлива по воде, от одного берегового трубопровода до другого. Обязательное правило при такой процедуре — наличие документов территориальных органов, разрешающих перевалку.
При перевалке нефтепродуктов большое значение имеют адсорбция и десорбция. Эти два свойства топлива связаны со способностью поглощать или, наоборот, выделять летучие газы. В зависимости от температуры, эти соединения могут быть не только газообразными, но и жидкими. Температура также оказывает влияние на внутреннее давление продукта: чем выше температура, тем больше и давление.
В связи с этим, перевалка нефтепродуктов обязательно должна производиться с соблюдением специального температурного режима — ниже температуры вспышки. Для дизельного топлива этот предел составляет 55 градусов, для керосина — 50 градусов. Кроме того, взрывоопасному состоянию могут способствовать и пары бензина, контактирующие с поверхностью вышеуказанных нефтепродуктов. Поэтому контакт следует исключить.
Вообще, перевалка нефтепродуктов — опасный и ответственный процесс, на котором никто не застрахован от аварийных ситуаций. Среди их причин специалисты называют неисправность транспорта и оборудования, возникновение статического электричества при движении топлива, а также человеческий фактор, который, как известно, меньше всего поддается исследованию и устранению.
Сегодня торговля нефтепродуктами немыслима без процессов их транспортировки — как различными видами транспорта, так и по трубопроводам. Точных количественных данных об электризации топлива на сегодняшний день так и не получено, а поэтому перевалку по трубам следует проводить с максимальной осторожностью. Конечно, специалистами принимаются все меры для обеспечения безопасности: устанавливается заземление, разрабатываются новые методы по разрядке емкостей от статического электричества. Но все это позволяет говорить лишь о частичной безопасности.
Еще один важный фактор, за которым нужно следить во время перевалки нефтепродуктов — регулирование их качества и массы. Для этого берутся пробы продукта на различных этапах перевалки и анализируются в специальных лабораториях. В таких крупных компаниях, как «Евро Групп», погрешность при измерении минимальна, а значит, наши покупатели могут быть уверены, что приобретают качественный продукт.
3. Количественный анализ паров
Ниже приведены данные, полученные в результате взятия нескольких проб паров бензина при наливе автоцистерн и анализ их состава путем хроматографии на НПЗ г. УХТА компании «ЛУКОЙЛ».
Результаты хроматографического анализа паров бензина при наливе автоцистерн на НПЗ г. УХТА компании «ЛУКОЙЛ».
Объемная концентрация компонентов ПВС в %
Таблица 3
Мольная масса паров определяется по формуле:
где Мi — мольная масса компонента, г/моль;
Уi — объемная доля или концентрация компонента в смеси, %
где Мпар — мольная масса чистой смеси углеводородов, г/моль
mэмисс — величина эмиссии паров, г/м3
Пересчет процентных долей в физические единицы
Таблица 4.
4. Выводы:
1. При заправке автомобилей бензином на АЗС из бензобака пары попадают в окружающее пространство при нулевой температуре в количестве 500 г на 1 м3 проданного продукта, согласно приведенного расчета табл. №2. Международные нормы составляют 35 г/м3. На данном этапе — это продукт покупателя-автомобилиста.
Способ снижения — переход на ТРК с балансовой системой возврата паров в емкость АЗС.
2. Во время слива бензина из бензовоза в емкости АЗС происходит залповый выброс паровоздушной смеси в количестве даже выше, чем 500 г на 1 м3 сливаемого бензина. Итого на АЗС по самым скромным подсчетам при температурах, близким к нулевым эмиссия легких углеводородов составляет 1000 г на 1 м3 продаваемого бензина при международных нормах 35г.
Способ снижения — переход на закрытую технологию слива продукта из бензовоза с возвратом паровоздушной смеси из емкости АЗС в отсеки бензовоза, для этого требуется минимальная доработка присоединительных устройств-рукавов. При этом повышается степень безопасности бензовоза, т.к. при обычном открытом сливе отсеки бензовоза заполняются свежим воздухом и в какие-то моменты за счет недостаточной скорости испарения в них может образоваться взрывоопасная смесь с концентрацией паров от 2 до 6 объемных процентов.
В конечном итоге бензовоз после слива все равно будет доставлен на нефтебазу с насыщенными парами бензина независимо от способа слива закрытого или открытого, только при закрытом способе на нефтебазу будут доставлены пары, которые были в емкости АЗС, а при открытом способе пары, находившиеся в емкости АЗС выбрасываются в атмосферу, а в отсеках бензовоза за счет испарения образуется уже третья порция паров в количестве 500 г/м3, которая доставляется на нефтебазу и будет вытеснена в атмосферу при открытом или закрытом способах налива, за исключением установки утилизации паров. Итого величина эмиссии при использовании плохих существующих технологий уже составляет 1500 г/м3 при температурах, близких к нулю.
Можно еще посмотреть на способ доставки бензина на нефтебазу и конструкцию резервуаров (с понтоном или без), то еще можно накопать 1-1,5 кг на 1м3 переваливаемого продукта при международных нормах 35 г/м3.
Рисунок 2 — Схема чистой заправки автомобиля и слива продукта из автоцистерны с возвратом паров
Одним из способов решения проблемы является установка на АЗС оборудования для улавливания и возврата (рекуперации) паров. Это не только помогает преодалеть экологические барьеры при проектировании АЗС, но и позволяет прилично сэкономить.
В настоящее время существует две системы газовозврата (рециркуляции) применяемые в ТРК:
— вакуумная- с использованием вакуумного электронасоса и имеющая широкое распространение ввиду наличия предложений от производителей оборудования;
— балансовая — уникальная по своей простоте, сущность которой состоит в вытеснении паров нефтепродуктор из бензобака давлением, создаваемым поступающим в него топливом. Система отвечает всем современным требованиям, но не имеет применения ввиду отсутствия соответствующего оборудования.
Существующий процесс заправки автомобиля при помощи ТРК, заключается в открытии крышки бензобака и позиционировании в его горловине раздаточного крана топливораздаточной колонки (ТРК).
ТРК выдает заданную дозу, при этом из бензобака в окружающее пространство выделяется паровоздушная смесь, которая была образована при использовании ранее находящегося в баке топлива. Во время процесса подачи бензина из емкости АЗС и ТРК и соответственно бензобак автомобиля, в самой емкости образуется небольшое вакуумметрическое давление и через дыхательный клапан пропускается свежий воздух, который в силу действия закона и пропорциональных давлениях, насыщается парами легких углеводородов до равновесного состояния.
При применении ТРК с компрессорной ( вакуумной) системой газовозврата, поступление в емкость паровоздушной смеси от компрессора ТРК компенсирует образование вакуумметрического давления в емкости АЗС, при условии, что в емкость подается количество паровоздушной смеси строго соответствующее забранному объему продукта. В случае, когда используется избыточное количество ПВС, оно будет выходить в атмосферу через дыхательный клапан, а в зимнее время, за счет разницы температур, начнет происходить дооснащение поступающей бедной паровоздушной смеси и выброс ее через дыхательный клапан. Происходит продувка резервуара и соответственно повышение потери продукта.
Новый подход к реализации этой простой и надежной идеи газовозврата методом разности давлений (баланса) заключается в следующем:
1) уплотнение места присоединения крана раздаточного к горловине бензобака осуществляется при помощи резинового сильфона усиленного пружиной;
2) конструкция крана раздаточного изменена в части уменьшения гидравлического сопротивления прохода ПВС, переработан узел ограничения налива;
3) рукав, по которому подается бензин и возвращается ПВС, изменен в части увеличения сечения для прохода ПВС которая теперь пропускается не внутри бензопроводящего шланга, а снаружи, и живое сечение между внутренним бензопроводящим шлангом и наружным стало в 10 раз больше, что позволяет с минимальной разностью давлений между бензобаком и емкостью АЗС переместить ПВС из бака в емкость, откуда забирается бензин, без применения компрессора. В рукаве подачи и газовозврата применяется разрывная и поворотная муфты. Все как в обычной ТРК
С целью исключения данного явления в США и развитых европейских странах, применяется закрытая рехнология заправки автомобилей и слива продукта из бензовоза в емкости АЗС. Так называемая «ЧИСТАЯ ЗАПРВКА».
Оборудование бензовоза и емкости для обеспечения возврата ПВС из емкости АЗС в автоцистерну
Рисунок 3 — Оборудование бензовоза и емкости для обеспечения возврата ПВС из емкости АЗС
6. Экспериментальные исследования уникальных последствий процесса наливания дизельного топлива в цистерну с остатками бензина
Схема установки для доказательства поглощения паров бензина из объема дизельным топливом до уровня взрывоопасных концентраций упрощённо изображена на пояснительном рисунке:
Рисунок 5 – Упрощенная схема установки для доказательства поглощения паров бензина из объема дизельным топливом до уровня взрывоопасных концентраций
В ёмкость, объёмом 60 дм3 устанавливалась вазочка с бензином в количестве 100-300 мл. Ёмкость оснащалась датчиком температуры, датчиком концентрации паров, свечой зажигания и системой пропускания через неё дизельного топлива без прямого контакта с бензином в чашке. Ёмкость закрывалась плёнкой.
Бесконтактное сосуществование дизельного горючего и бензина является отличительной чертой выполненных тестов.
На основании многократного выполнения тестовых опытов сделаны практически важные выводы:
1. Дизельное топливо является абсорбентом паров бензина, снижает их концентрацию в объеме и способно доводить её до взрывоопасных пределов. При наличии источников статического электричества таким способом можно спровоцировать пожары и взрывы в автоцистернах и ж.д.цистернах.
2. Пары бензина с концентрацией ниже НКП и выше ВКП в воздухе не взрывоопасны при наличии провоцирующих искусственных (свеча) или электростатических источников поджигания
3. Пары дизельного топлива не представляют опасности при наличии источников статического электричества при температуре ниже +40 градусов Цельсия.
4.Представленные выводы подтверждены хроникой аварий, возникших при перегрузке нефтепродуктов.
Автор выражает благодарность проф. Гельфанду Б.Е. и проф. Сильникову М.В. за конструктивное обсуждение и мотивацию к обобщению имеющегося нестандартного опыта эксплуатации нефтеналивного оборудования.