Что такое перевалка угля
Без шума и пыли
Строительство Третьей очереди «Восточного Порта» близко к завершению. В ней будут задействованы наилучшие доступные технологии (НДТ) перевалки и хранения угля, которые уже сейчас применяются на действующем углепогрузочном комплексе «Восточного Порта». При этом в рамках специального проекта «Управляющей портовой компании», получившего название «Экологический полигон», на Третьей очереди на регулярной основе будут тестироваться и внедряться не только уже существующие НДТ для работы с углем, но и те, которые еще только разрабатываются в России и во всем мире.
Поступающий в порт уголь выгружается из железнодорожных вагонов не грейферами, а высокотехнологичными и полностью автоматизированными вагоноопрокидывателями, расположенными в герметично закрытом здании. Здесь дополнительно установлены мощные циклонные системы аспирации воздуха и системы пылеподавления «сухой туман». Кроме того, вход в здание вагоноопрокидывателей примыкает к ветрозащитным сооружениям общей протяженностью 600 метров, которые рассчитаны на одновременный прием 80 вагонов. Выход для вагонов из здания оборудован скоростными автоматическими воротами, что исключает распространение угольной пыли и снижает уровень производственного шума.
Важным элементом системы является безопасный способ транспортировки и складирования угля, который в «Восточном Порту» достигается благодаря применению конвейеров. Конвейерные системы угольного терминала защищены боковой и верхней дуговой ветрозащитой. Пересыпные станции конвейеров оборудованы специальными вытяжками, воздух из которых поступает в аспирационные системы, где проходит фильтрацию.
Исключить пыление угля крайне важно и на этапе его погрузки на судно. В «Восточном Порту» для этого применяются инновационные судопогрузочные машины, которые по телескопическим желобам подают уголь прямо в трюмы балкеров, что исключает попадание угля и угольной пыли в акваторию бухты при погрузке. Стреловые конвейеры судопогрузочных машин также оборудованы ветрозащитой.
Кроме чистоты воздуха, «Восточный Порт» заботится и о чистоте воды бухты Врангеля. Именно поэтому первым объектом, введенным в эксплуатацию на Третьей очереди, стали очистные сооружения для сточных и технических вод. На действующем угольном комплексе работает модернизированная в мае 2017 года многоуровневая система очистки сточных и ливневых вод «Эколайн», с помощью которой применяемая в системах водного орошения угля вода очищается до показателей рыбохозяйственных производств. Только после такой очистки вода может быть возвращена в акваторию бухты Врангеля. На угольном терминале действует система экологического менеджмента, соответствующая требованиям международного стандарта 14001:2004 «Системы экологического менеджмента. Перевалка грузов в морском порту». Предприятие прошло международную сертификацию на соответствие стандарту.
В «Восточном Порту» работают собственные аккредитованные экологические лаборатории для мониторинга состояния атмосферных и водных ресурсов, беспилотные летательные аппараты специального назначения для наблюдения за акваторией и объектами терминалов.
В ближайшее время объекты Третьей очереди будут введены в эксплуатацию. Весь запланированный объем перевалки обеспечен грузовой базой российского угля, добываемого в Кузбассе и других угольных бассейнах страны.
Опыт «Восточного Порта» доказал: безопасная перевалка угля уже применяется в России.
Работать в открытую
Об опыте внедрения наилучших доступных технологий (НДТ) в специализированных портах с высокотехнологичной перевалкой угля АО «Восточный Порт» и АО «Ростерминалуголь» рассказала ИАА «ПортНьюс» первый заместитель генерального директора ООО «Управляющая портовая компания» Ирина Ольховская.
— Применима ли в России система закрытого хранения угля? Не создаст ли закрытая перевалка угля дополнительных угроз?
В вопросах экологии «Восточный Порт» занимает лидирующие позиции, поскольку применяет наилучшие доступные технологии по обработке такого непростого груза, как уголь. Оба управляемые нами порта оборудованы крытыми вагоноопрокидывателями, мощнейшими системами пылеподавления «сухой туман», системами водного орошения складов для предотвращения пыления и, конечно, очистки промышленной и сточной воды.
Мы считаем, что данные мероприятия, безусловно, окупаются, потому что забота о состоянии окружающей среды – это, прежде всего, показатель высокой репутации порта перед международными партнерами. Аналогичные требования к стивидорам выдвигают наши японские, китайские, корейские коллеги. В свою очередь, хорошая репутация порта помогает наращивать объемы экспорта, увеличивать товарооборот со странами АТР и тем самым обеспечивать экспортный потенциал России.
— Проблема угольной пыли актуальна для специализированных терминалов?
— Это проблема практически не затрагивает угольные специализированные терминалы, поскольку они удалены от населенных пунктов. «Ростерминалуголь» и «Восточный Порт» изначально были спроектированы с соблюдением всех природоохранных мер, предусматривающих защиту воздуха и воды.
— Какие технические решения позволяют минимизировать экологическое воздействие терминалов? Насколько они безопасны?
— На данный момент рассматриваются две глобальные стратегии: открытого и закрытого терминала. Закрытый объект подвержен риску возникновения пожаров, ведь уголь это топливо, оно может загореться. Поэтому мы выбрали вариант открытого терминала.
Мировой опыт и реализованные технологии в «Ростерминалугле» и «Восточном Порту» однозначно подтверждают правильность выбора такой модели. Закрытой является только зона вагоноопрокидывателя, которая оборудована системой пылеподавления и, соответственно, очистки воздуха.
Технологий, которые позволяют обеспечить защиту экологии местности, где располагается порт, достаточно. Все они доступны и пригодны для установки при должном подходе собственника порта.
— Целесообразен ли полностью закрытый способ перевалки угля? Какова мировая практика?
— Полностью закрытый способ перевалки угля считается нецелесообразным. В случае принятия такого решения придется закрыть все действующие мощности в РФ. Мировая практика показывает, что развитые страны используют специализированную открытую перевалку при соблюдении природоохранных технологий и мероприятий. Так работают крупнейшие порты Китая, Японии, Европы. Уголь − органическое топливо, вопросы экологической безопасности можно решить с помощью современных технологий перевалки.
Заочный круглый стол организован ИАА «ПортНьюс» в партнерстве с угольным портовым холдингом ООО «Управляющая портовая компания» (является единым исполнительным органом специализированных портов с высокотехнологичной перевалкой угля АО «Восточный Порт» и АО «Ростерминалуголь»). С полной версией заочного круглого стола, подготовленной в видеоформате, можно ознакомиться на сайте «ПортНьюс» >>>>.
Как отгружают уголь в морских портах
В мировом экспорте угля на долю 5 стран приходится порядка 70-80% всех экспортных поставок — это Австралия, Индонезия, Россия, ЮАР и Колумбия. В предыдущих репортажах я рассказывал об угольных разрезах ОАО «Кузбассразрезуголь», которое является одним из крупнейших угледобывающих предприятий России. Основные экспортные отгрузки угля производятся морским путем — он отправляется зарубежным потребителям через терминалы в двух разных частях страны: в Находке (Восточный порт) и вблизи Санкт-Петербурга (порт Усть-Луга).
Восточный – крупнейший порт на Дальнем Востоке России. Расположен в Приморском крае на побережье Японского моря в бухте Врангеля в 20 км от города Находка. Крупнейшая припортовая железнодорожная станция Дальневосточной железной дороги «Находка-Восточная» является конечной точкой Транссибирской железнодорожной магистрали.
В структуру ОАО «Восточный Порт» входят два производственно-перегрузочных комплекса. Первый – единственный в Приморском крае специализированный Угольный комплекс с системой конвейерного оборудования и станцией разгрузки вагонов.
Второй — Универсальный производственно-перегрузочный комплекс — специализируется на грейферной перевалке угля.
Основной груз – каменный уголь, добываемый в Кузбассе.
Свыше 30% от общего объема угольной продукции «Кузбассразрезугля» отгружается через ОАО «Восточный порт».
Угольный терминал ППК-3 – крупнейший в России специализированный терминал по перевалке каменного угля и кокса.
Производственно-перегрузочный комплекс специализируется на перевалке угольной продукции с использованием конвейерного оборудования. Обрабатывается более 80% от всего грузооборота ОАО «Восточный порт».
Площадь комплекса составляет 44,5 га.
Пропускная способность ОАО «Восточный порт» превышает 17 млн.тонн в год.
Терминал оснащен специализированным перегрузочным оборудованием, включающим: станцию разгрузки вагонов, состоящую из двух тандемных вагоноопрокидывателей, систему ленточных конвейеров, осуществляющих погрузку угля с вагонов как на судно, так и на склад; четыре судопогрузочные машины.
На терминале имеется станция по разгрузке вагонов с двумя тандемными вагоноопрокидывателями. В среднем обрабатывается около 700 вагонов в сутки. Также в наличии 4 вагоноразмораживающих устройства (вмещают одновременно 80 полувагонов).
Уровень автоматизации на ППК-3 достигает почти 99%.
Складские площади терминала позволяют хранить единовременно до 600 тысяч тонн угля.
На складе ППК-3 функционируют 4 реклаймера и 2 стакера.
Стакеры и реклаймеры используются для распределения груза на площадках хранения и отгрузки на ленточные конвейеры при погрузке угля на суда.
Кабина управления реклаймером
Терминал включает два глубоководных причала № 49 и 50, расположенных по обеим сторонам угольного пирса.
Длина каждого из них 381 м, глубина 16,5 м. (Восточный – самый глубоководный российский порт на Дальнем Востоке)
Навигация в порту длится круглый год.
На причалах имеются 4 судопогрузочные машины с производительсностью до 3500 тонн в час.
Оператор судопогрузочной машины
Южно-Корейское судно-балкер «C.YOUNG»
К причалам могут швартоваться суда грузоподъемностью до 150 тысяч тонн с разрешенной осадкой до 16,0 м.
Универсальный производственно-перегрузочный комплекс ППК-1.
Способен обрабатывать навалочные и генеральные грузы, в настоящее время специализируется на грейферной перевалке угля.
Площадь комплекса составляет свыше 18 га, с возможностью единовременного хранения 200 тыс.т. угольной продукции.
Мощность перевалки — 3 млн. тонн угольной продукции в год.
Манипулятор Liebherr укомплектован ковшом, грейфером и подъемной кабиной оператора.
Терминал оснащен двенадцатью портальными кранами грузоподъемностью до 60 т, семью мобильными перегружателями, тремя мостовыми перегружателями г/п 16-20 т, колесными бульдозерами, седельными тягачами с трейлерами, автопогрузчиками различной грузоподъемности.
Четыре причала общей длинной 800 м. и глубиной до 13,0 м.
Строительство третьей очереди углепогрузочного комплекса «Восточного порта»
В 2017 году пропускная способность Порта возрастет на 10 млн. тонн угля.
Контейнерный терминал ЗАО «ВМКС»
Контейнерный терминал – один из крупнейших в России специализированных терминалов по перевалке контейнеров.
Его пропускная способность – 300 тысяч контейнеров в год.
Вертолет, с которого я снимал порт, оказался 1969 года.
Это французский вертолет Alouette II. Как сказал КВС, раньше он состоял на вооружении в Венгрии.
Машина юркая, но шумная.
Угольный терминал в порту Усть-Луга — самый большой угольный терминал России на Балтике,
33% отгрузки угля, добытого ОАО «Кузбассразрезуголь», осуществляется через этот морской порт.
Порт Усть-Луга расположен на северо-западе России, в Ленинградской области, в Лужской губе Финского залива Балтийского моря, в 130 км от границы Санкт-Петербурга.
Порт начал работу с открытия угольного терминала в декабре 2001 года.
Регулярные отгрузки на угольном терминале начались в 2002 году, после ввода в эксплуатацию первой очереди мощностью 4 млн тонн.
Комплекс второй очереди принял первое судно в январе 2006 года.
На угольном терминале можно обрабатывать до 700 вагонов в сутки.
Полная мощность терминала составляет 12 млн тонн угля в год.
Можно сказать, что сегодня — это самый современный специализированный портовый автоматизированный комплекс для перегрузки угля в России.
Площадь перегрузочного комплекса: 53,2 га.
На терминале работают 2 стакер-реклаймера, 1 реклаймер и 1 стакер, производства компании TAKRAF.
Производительность каждой единицы складского оборудования составляет до 3500 тонн в час.
Угольный терминал имеет два глубоководных причала общей длиной 540 метров и глубиной у причалов 14 метров.
Терминал рассчитан на прием балкеров дедвейтом до 100 тыс. т.
Оператор судопогрузочной машины.
На предприятии внедрена информационная система, позволяющая осуществлять эффективный контроль за производственным процессом, вести оперативный учет груза, обмен информацией с ОАО «РЖД» и клиентами в режиме реального времени, введена система электронного документооборота.
Складская система пылеподавления.
Универсальный перегрузочный комплекс, расположенный по соседству.
Занимается перегрузкой по грейферной технологии угля и чугуна в чушках.
Без шума и пыли
Законопроект «Об экологически безопасной перевалке угля в морских портах» представила в Торгово-промышленной палате РФ (ТПП) Ассоциация разработчиков природоохранных технологий и экологических инициатив.
Рассмотренный законопроект направлен в федеральные ведомства.
В ДФО работает более 20 угольных терминалов. Из них специализированными считаются приморские «Восточный Порт» и «Торговый порт Посьет», а также хабаровские «Дальтрансуголь» и «ВаниноТрансУголь». Остальные называются универсальными, то есть в них обрабатывают и другие грузы. Такие порты есть, кроме Приморья, в Сахалинской области, Камчатском крае и Чукотском АО.
В то же время, что такое угольная пыль и каковы последствия ее воздействия на расположенные рядом с терминалами населенные пункты (в первую очередь на здоровье их жителей), на Дальнем Востоке знают хорошо. В Приморье стивидоры обещали к 2021 году решить проблему. По словам сенатора РФ от Приморья Людмилы Талабаевой, в крае на приобретение спецтехники и средств пылезащиты направили с 2017 года более 2,4 миллиарда рублей (86,4 процента того, что планировали). Тем не менее ситуация весьма далека от идеальной.
Один из последних примеров, когда пользователей соцсетей взбудоражило видео с клубами угольной пыли, относится к терминалу «ВаниноТрансУголь» в Хабаровском крае. На место даже пришлось приехать и.о. губернатора Михаилу Дегтяреву. Представитель компании подтвердил инцидент и сказал, что он связан с низкими температурами.
Кстати, некоторые эксперты считают, что существующие сейчас наиболее доступные технологии не позволяют справиться с выбросом угольной пыли зимой в условиях ДФО из-за климата: сухой морозный воздух сочетается с ветром. Не помогают и высокие многометровые заборы. А если закрыть терминал полностью, появляется риск взрыва. Экологи видят в перевалке угля рядом с населенными пунктами на Дальнем Востоке нарушение прав граждан на благоприятную среду.
Тем не менее принципиально изменить ситуацию с угольной пылью может рассмотренный в Торгово-промышленной палате законопроект, если, конечно, он будет воплощен в жизнь. В этом случае стивидоров на федеральном уровне обяжут к установке специального оборудования, что сведет к минимуму пыление угля во время перегрузочных работ.
Артем Трембовлев, руководитель общественной организации «Надежда Находки»:
— Я более пяти лет наблюдаю проблемную ситуацию с перегрузкой угля в порту Находка и могу сказать, что в какой-то момент наступил перелом. Все стали устанавливать устройства по пылеподавлению, но многие ограничились только специальными пушками и сетками. Нужно четко понимать, если один терминал из пяти в районе бухты Астафьева предпринимает меры, чтобы пойти дальше этих сеток и пушек и снизить распространение пыли, то этим должны заниматься все остальные стивидоры. И требуется документ, определяющий правила игры, которого сейчас нет ни на местном уровне, ни на федеральном.
Терминалы для перевалки угля. Тенденции, проекты, перспективы…
На протяжении последних 15 лет российский экспорт постоянно растет, причем с 2011 года – быстрее, чем мировая торговля.
Уголь важен для стивидоров. Это единственный груз, перевалка которого в российских портах в течение 15 лет росла каждый год, постоянно.
Динамика цен на уголь
Экспорт угля из России исторически рос вне зависимости от динамики цен.
В 2018 году началось очередное снижение цен, при этом на европейском направлении цены ниже, чем на восточном.
Снижение привлекательности европейских поставок происходит на фоне прогнозов сокращения потребления угля в Европе.
Поставки на восток, в Азию в 2018-2019 годах более выгодны, чем на европейском. Восточное направление в приоритете.
Структура грузопотока угля по бассейнам в 2015 – 2019 годах.
Изменения в распределении грузопотока угля по бассейнам пока незначительны, но Дальний Восток все же лидирует по объемам. На слайде показаны объемы перевалки российского угля как в портах РФ, так и в граничащих государствах. Отгрузки угля через южные моря выросли, несмотря на прекращение транзита через Украину. Это стало возможным за счет строительства нового терминала в Тамани, но не только.
Одновременно росла перевалка на терминалах в Туапсе, Новороссийске и в портах Азова. Грузопоток через Балтику практически не изменился в 2019 году по сравнению с предыдущим. В абсолютных цифрах основной прирост сосредоточен в дальневосточном бассейне: рост составил около 7 млн т или 9%.
Распределение грузопотоков: российские порты и транзит через порты Прибалтики и Украины.
Транзит российского угля через Украину в 2019 году прекратился. Из Прибалтики в 2019 году ушло 2,2 млн т российского угля, и примерно настолько же увеличилась перевалка в российских портах Балтики. При этом динамика по отдельным портам неравномерна. Некоторые порты Прибалтики увеличили грузооборот российского угля. На сокращение перевалки в Риге повлиял перенос мощностей терминалов на остров Криевусала. Новые мощности рижского порта заработали лишь в марте 2019 года.
Крупнейшие угольные терминалы в 2019 году.
Крупнейшие угольные терминалы в стране принадлежат угольным компаниям. Рынок довольно концентрирован: 10 крупнейших терминалов осуществляют около 70% перевалки. Но при этом остальные 30% приходится на менее крупные терминалы, которых десятки (если считать все, даже с небольшими объемами).
Перевалка угля в портах РФ в 2018-2019 годах.
На этой диаграмме показаны результаты деятельности по отдельным терминалам в 2019 году. Всего перевалка угля в 2019 году выросла на 14,6 млн т. Терминалы на графике отобраны и отсортированы по той доле, которую они внесли в изменение объемов. Какие-то терминалы росли, какие-то сокращали грузооборот. Наибольший вклад в динамку внес РТУ (рост на 4,5 млн т), хотя здесь надо отметить, что это лишь возвращение к объемам 2017 года (в 2018 году в связи с ремонтом оборудования терминал сократил грузооборот). Появились новые терминалы – «Отэко» и «Порт Вера». Наиболее сильное сокращение объемов – на независимых терминалах на Балтике, а также, несмотря на приоритетность дальневосточного направления, независимых терминалах дальнего востока.
В целом можно отметить тенденции:
– На Балтике сокращение грузооборота угля более заметно, чем на Дальнем Востоке;
– Специализированные кэптивные терминалы чувствуют себя лучше, чем независимые с универсальной технологией.
Перевалка угля отдельными терминалами РФ в январе 2020 года по сравнению с январем 2019 года.
В январе 2020 года тенденции прошлого года только усиливались. Отдельно стоит отметить рост на терминале «Отэко», который перегрузил почти полмиллиона тонн за месяц.
Новые угольные терминалы Дальнего Востока в 2019 году.
Значимым событием прошлого года стал запуск новых терминалов. «Восточный порт» стал крупнейшим в России угольным терминалом с мощностью почти 50 млн тонн угля в год. При этом, однако, грузооборот терминала увеличился не сильно. По каким-то причинам уголь не смог попасть в порт, хотя мощности самого терминала позволяют серьезный рост грузооборота. Терминал «Порта Вера» перегрузил в 2019 году около 1,3 млн тонн.
Новые угольные терминалы в 2019 году. Терминал навалочных грузов в порту Тамань.
На юге запустился терминал ОТЭКО.
В ходе расширенного заседания Коллегии и общественного совета Росморречфлота руководитель Росморречфлота Александр Пошивай сообщил, что к действующим мощностям терминала навалочных грузов в Тамани в 2020 году добавится еще 13 млн т.
Перспективы развития угольных терминалов.
Другой крупный проект на юге – Сухогрузный район порта Тамань – изначально предполагал строительство двух угольных терминалов: КРУ и СУЭКа. В прошлом году на фоне снижения цен на уголь инвесторы сочли рискованным входить в проект. В результате проектная документация была скорректирована, с исключением из первоочередных объектов угольных терминалов. Основная ориентация сейчас идет на зерновые грузы, уголь выбыл с повестки дня, по крайней мере, пока.
Новая волна строительства угольных терминалов на Балтике + терминал «Лавна» в Мурманске.
Проекты угольных терминалов в Приморье.
Другое дело – Дальний Восток. Интерес инвесторов к региону не угасает, несмотря на сложности, с которыми им приходится сталкиваться.
В марте 2020 году ФГУП «Росморпорт» уже второй раз признало несостоявшимся запрос котировок на разработку рабочей документации и выполнение дноуглубительных работ для формирования акватории нового угольного порта в бухте Теляковского Шкотовского района Приморского края (ООО «Морской порт Суходол»).
По данным Росморречфлота, в 2020 году планируется увеличить мощность терминала «Порт Вера» на 7 млн т.
В 2019 году было объявлено о таких проектах, как терминал «Аврора» ООО «Морской порт «Коулстар» и возможном включении нового угольного терминала в состав объектов АО «Морской порт в бухте Троицы» (FESCO).
Некоторые проекты, наоборот, исчезают из нашего списка. Так, проект по увеличению пропускной способности порта Посьет с большой вероятностью будет приостановлен, по крайней мере на время. Расширение порта было увязано с ростом экспорта угля с Эльгинского месторождения, но «Мечел» сейчас ведет переговоры о продаже своей доли в месторождении. Аналогичная неопределенность касается и терминала в порту Ванино (АО «Ванинский МТП»).
В порту Славянка ОАО «Морской перегрузочный морской терминал» отказалось от идеи строительства угольного терминала.
Проекты угольных терминалов в порту Ванино.
В порту Ванино в марте 2020 года завершилось строительство первого этапа специализированного угольного перегрузочного комплекса АО «ВаниноТрансУголь» в бухте Мучке.
Завершены строительно-монтажные работы гидротехнических сооружений (получено ЗОС); смонтированы внеплощадочные сети, насосная станция пожаротушения и участок железнодорожного пути необщего пользования; проведено переустройство двух участков автомобильных дорог.
Мощность первого этапа составляет 12 млн. т. После реализации второго этапа в 2022 году этот показатель будет удвоен.
Ведутся работы по проекту увеличения пропускной способности АО «Дальтрансуголь» (СУЭК) с 24 до 40 млн. т.
ООО «Дальневосточный Ванинский порт» (ТЭПК) – часть проекта по освоению Элегестского месторождения. «Инженерная группа «Стройпроект» проектирует железнодорожную ветку Курагино – Кызыл, по которой уголь сможет поступать на существующую сеть железных дорог. Срок исполнения всех работ, согласно конкурсной документации, – август 2021 года. Строительство железной дороги должно завершиться в течение 4,5 лет. Это значит, что новый терминал не появится раньше, чем через 5 лет.
Новые угольные терминалы в 2020 году. Строительство терминала АО «ВаниноТрансУголь» в порту Ванино.
Строительство первой очереди было завершено.
Борьба с угольной пылью.
Последние годы отмечены повышенным вниманием общественности, экологических организаций и властей к предотвращению пыления угля в морских портах. Практически все стивидорные компании подготовили и реализуют программы мероприятий для снижения негативных воздействий на окружающую среду. Многие запланированные мероприятия должны рассматриваться именно как часть экологической программы.
Так, например, АО «Находкинский морской торговый порт» планирует изменить технологию работы при перевалке угля. Сейчас уголь, поступающий в порт в полувагонах, выгружается из них грейферами. На территории терминала планируется построить станцию разгрузки вагонов с установкой вагоноопрокидывателя и конвейерных линий. Эти мероприятия позволят «закрыть» технологический участок выгрузки угля из вагонов и таким образом практически полностью исключить пыление на наиболее «грязном» этапе обработки груза.
РЖД. Инфраструктура. Вхождение в портовые проекты.
РЖД участвуют в строительстве портового терминала Лавна в рамках создания Мурманского транспортного узла, угольного порта Суходол во Владивостоке и планируют получить 10% в сухогрузном порту Тамань.
Трудно судить, какие цели преследует при этом монополия:
– Обеспечить контроль по всей логистической цепочке транспортировки угля на экспорт?
– Поддержать терминальные проекты, чтобы обеспечить рост грузопотока?
Оба варианта возможны, а скорей всего, их комбинация.
Однако РЖД является владельцем инфраструктуры общего пользования и потому участие компании в том или ином проекте, который будет влиять на перераспределение грузопотоков по сети, в любом случае будет вызывать вопросы.
Что бы кто ни говорил, уголь – чрезвычайно важный груз для РЖД, он составляет около 30% погрузки. Пусть это низкий тарифный класс, но за счет объема перевозок уголь является значимым структурообразующим грузом.
Для большинства новых портовых проектов Дальнего Востока РФ возможность привезти свой груз на терминал – это решающий фактор конкурентоспособности. Именно провозная способность дороги является дефицитом, который распределяется по квотам.
РЖД были вынуждены перенести сроки окончания 1-го этапа программы модернизации железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба на 2020 год, признав, что к началу этого года было освоено только 67% средств.
Одним из наиболее сложных участков на направлении Восточная Сибирь–порты Дальнего Востока является участок Уссурийск–Смоляниново–Находка Дальневосточной железной дороги. Этот участок проходит через Сихотэ–Алиньский перевал с тремя крутыми затяжными подъёмами до 27 ‰ и имеет большое число кривых с малым радиусом (170–210 м). На станции Смоляниново происходит перелом веса поездов, т.к. даже при увеличении тяги, использовании подталкивающих локомотивов весовая норма на участке Смоляниново – Красноармейский, который проходит через несколько перевалов, снижается.
Чтобы обеспечить вождение поездов на этом участке с повышенной весовой нормой, возможны разные решения. В первую очередь это реконструкция железнодорожного полотна, где много кривых малого радиуса, с устранением сложного плана пути. Еще одно решение – строительство новой трассы в обход перевальных перегонов, что позволит уйти от крутых уклонов.
Согласно проработкам РЖД, стоимость проекта в 2017 году оценивалась в 132 млрд руб. Его реализация позволила бы увеличить объем перевозок до 162 млн т.
К слову, были и другие оценки, более умеренные. В 2014 году специалисты ОАО «Дальгипротранс» предложили предварительный вариант строительства нового пути Анисимовка – Лозовый протяжённостью 35 км, который короче действующего на 18 км и проходит мимо участка с трудным горным рельефом. Поездам здесь не потребуется подталкивание, что снизит эксплуатационные расходы и создаст значительный резерв пропускной способности. С учётом нового, третьего пути провозная способность линии составила бы 134 млн тонн грузов в год. Прокладка нового участка, в ходе которой также придётся пробить несколько тоннелей, оценивалась в 33 млрд руб.
Так или иначе, суммы значительные.
На тот момент, когда проводились эти разработки, было лишь два основных направления: Находка и Ванино. Однако вскоре заявили о себе и портовые проекты, расположенные на ветке, уходящей от Смоляниново к станции Дунай: ООО «Порт Вера» и ООО «Морской порт «Суходол».
Соединительный путь необщего пользования от порта Суходол до станции Смоляниново – длиной около 10 км. Ввод мощностей порта Суходол позволил бы РЖД увеличить объемы перевозок угля на 20 млн т без дорогостоящих мероприятий, связанных с развитием участка Смоляниново-Находка.
Так что интерес монополии к этому проекту вполне понятен.
Угленосность российской Арктики.
Угля в Арктике много, а главное, что он «хороший» – это часто антрацит, коксующийся уголь.
Угольные терминалы в труднодоступных регионах. Арктика и Камчатка.
Большой «куст» проектов – в районе порта Диксон. Два проекта «Востокугля» – Чайка и Бухта Север. «Востоуголь» планирует продать весь проект, месторождение с терминалом (или терминалами). Так что судьба его будет связана с планами нового собственника и пока не ясна. Проект «Северная звезда» корпорации АЭОН, о нем не так много известно. Показательно, что проект «Северной звезды» рассматривается инвестором как звено в цепочке с портом Индига, с общими объявленными инвестициями 200 млрд руб. До 2017 года проект «звезды» принадлежал Норникелю, но не пошел. А уж «Норникель» знает толк в северах.
Уголь с Фандюшкинского поля уже экспортируется через порт Беринговский, почти полмиллиона в прошлом (2019) году. Перевалка идет на рейде, через баржи. Давно идет речь о строительстве нового порта или расширения мощностей действующего, но пока этого не случилось.
По Крутогоровскому месторождению пока нет ясности, логистика прорабатывается. Видимо, будет организована рейдовая перевалка, т.к. глубины небольшие, а к работе над проектом привлечена ВГК, имеющая большой опыт подобной работы.
Так что несмотря на обилие проектов и интерес к Арктике, эта зона все же остается в сфере перспектив.
Возможен ли дефицит угольных терминалов?
Рынок не однороден, состоит из множества сегментов, которые развиваются не всегда синхронно.
Есть потребность в терминалах, удовлетворяющих требованиям:
– Локация – в направлении приоритетного трейда
– Со свободным доступом по железной дороге
– Вдали от населенных пунктов, экологичный
– Возможность обработки больших судовых партий
– Достаточно места для склада
– Возможность обработки разных марок (склад)
– Независимый терминал (коммерческая доступность)
– Стоимость перевалки.