Что такое перевозочный процесс на жд транспорте
Перевозочный процесс на железнодорожном транспорте
Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»
Смотреть что такое «Перевозочный процесс на железнодорожном транспорте» в других словарях:
ПЕРЕВОЗОЧНЫЙ ПРОЦЕСС — по определению ФЗ О федеральном железнодорожном транспорте от 20 июля 1995 г. совокупность организационно и технологически взаимосвязанных действий и операций, выполняемых предприятиями и другими подразделениями железных дорог при подготовке,… … Юридический словарь
перевозочный процесс — по определению ФЗ О федеральном железнодорожном транспорте от 20 июля 1995 г. совокупность организационно и технологически взаимосвязанных действий и операций, выполняемых предприятиями и другими подразделениями железных дорог при подготовке,… … Большой юридический словарь
Инфраструктура — (Infrastructure) Инфраструктура это комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов Транспортная, социальная, дорожная, рыночная, инновационная инфраструктуры, их развитие и элементы Содержание >>>>>>>> … Энциклопедия инвестора
ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА — основное государственное унитарное предприятие железнодорожного транспорта, обеспечивающее при централизованном управлении и во взаимодействии с другими аналогичными предприятиями и иными видами транспорта потребности экономики и населения в… … Энциклопедия юриста
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ — один из видов транспорта общего пользования, представляющий собой единый комплекс предприятий и учреждений производственного и социального назначения, управление которым осуществляет федеральный орган исполнительной власти в области Ж.т.… … Энциклопедия юриста
Лекция 1. Перевозочный процесс, его составные части
Перевозочный процесс, его составные части. Содержание и задачи грузовой и коммерческой работы.
Перевозочный процесс – это совокупность взаимосвязанных технологических операций, выполняемых предприятиями ж.д. транспорта при подготовке, осуществлении, завершении перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа.
В перевозочном процессе принимают участие различные подразделения ж.д. транспорта: локомотивное хозяйство, путевое, вагонное хозяйства, СЦБ и связи, и их усилия объединяют эксплуатационники, которые занимаются продвижением груза по сети ж.д.
Эксплуатационная деятельность делится на две части:
1. техническая эксплуатация.
2. коммерческая эксплуатация.
Техническая эксплуатация – регламентирует внутреннюю деятельность ж.д. (организация вагонопотоков, график движения поездов, безопасность движения, техническое нормирование). Эта деятельность осуществляется без участия отправителей и получателей груза.
Коммерческая эксплуатация – межотраслевые и юридические технологические отношения ж.д. с государственными предприятиями, организациями, другими видами транспорта и частными лицами.
Коммерческая деятельность определяет внешнюю деятельность ж.д. транспорта. Она начинается при передаче груза от отправителей и заканчивается передачей груза получателям, т.е. она начинается со склада грузоотправителя и заканчивается на складе грузополучателя.
Зона производства Зона транспорта Зона потребления
| |
| |
| |
| |
изделие
| | |
Коммерческую деятельность можно рассматривать как комплекс платных услуг и широкомасштабного сервиса, которые предоставляются ж.д. транспортом отраслям промышленности, с.х. и гражданам.
Эти услуги являются основным источником дохода:
· плата и сборы за перевозки грузов, пассажиров и багажа;
· плата за аренду вагонов и складского хозяйства;
· сборы за выполнение погрузочно-разгрузочных и других транспортных услуг.
Основное содержание грузовой и коммерческой работы:
1. оперативное планирование перевозок, в том числе в смешанном и международном сообщении;
2. приём к перевозке грузов от отправителей и выдача его получателям;
3. оформление перевозочных документов;
4. тарифы и расчёты за перевозки;
5. взвешивание и хранение при приёме прибывших грузов и выдаче их получателю;
6. разработка правил и условий перевозок грузов, а также технических условий погрузки и размещения грузов в вагонах;
8. эксплуатация складского и весового хозяйства;
10. взаимодействие с промышленным ж.д. транспортом (с подъездными путями);
11. развитие контейнерных и пакетных перевозок;
12. взаимодействие с другими видами транспорта, организация интермодальных (смешанных, международных) и мультимодальных перевозок;
13. организация международных перевозок;
14. организация перевозок скоропортящихся грузов.
ПЕРЕВОЗОЧНЫЙ ПРОЦЕСС
Смотреть что такое «ПЕРЕВОЗОЧНЫЙ ПРОЦЕСС» в других словарях:
ПЕРЕВОЗОЧНЫЙ ПРОЦЕСС — совокупность организационно и технологически взаимосвязанных действий и операций, выполняемых предприятиями и другими подразделениями железных дорог при подготовке, осуществлении и завершении перевозок пассажиров, грузов, грузобагажа и багажа … Юридическая энциклопедия
ПЕРЕВОЗОЧНЫЙ ПРОЦЕСС — совокупность организационно и технологически взаимосвязанных действий и операций, выполняемых предприятиями и другими подразделениями железных дорог при подготовке, осуществлении и завершении перевозок пассажиров, грузов, грузобагажа и багажа … Энциклопедический словарь экономики и права
перевозочный процесс — по определению ФЗ О федеральном железнодорожном транспорте от 20 июля 1995 г. совокупность организационно и технологически взаимосвязанных действий и операций, выполняемых предприятиями и другими подразделениями железных дорог при подготовке,… … Большой юридический словарь
Перевозочный процесс — совокупность организационно и технологически взаимосвязанных действий и операций, выполняемых предприятиями и другими подразделениями железных дорог при подготовке, осуществлении и завершении перевозок пассажиров, грузов, грузобагажа и багажа.… … Словарь юридических понятий
Перевозочный процесс на железнодорожном транспорте — перевозочный процесс совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом;. Источник:… … Официальная терминология
ПРОЦЕСС ПЕРЕВОЗОЧНЫЙ — ПЕРЕВОЗОЧНЫЙ ПРОЦЕСС … Юридическая энциклопедия
ПРОЦЕСС ПЕРЕВОЗОЧНЫЙ — (см. ПЕРЕВОЗОЧНЫЙ ПРОЦЕСС) … Энциклопедический словарь экономики и права
ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА — основное государственное унитарное предприятие железнодорожного транспорта, обеспечивающее при централизованном управлении и во взаимодействии с другими аналогичными предприятиями и иными видами транспорта потребности экономики и населения в… … Энциклопедия юриста
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ — один из видов транспорта общего пользования, представляющий собой единый комплекс предприятий и учреждений производственного и социального назначения, управление которым осуществляет федеральный орган исполнительной власти в области Ж.т.… … Энциклопедия юриста
Кстп — Координационный Совет по Транссибирским перевозкам (КСТП) международная некоммерческая транспортная ассоциация с неограниченным сроком деятельности, зарегистрированная в Главном реестре кантона Санкт Галлен (Швейцария) 21 февраля 1997 года.… … Википедия
Общие сведения о перевозочном процессе
Груз— объект ( в том числе изделия, предметы, полезные ископаемые, материалы, сырье, отходы производства и потребления), принятый в установленном порядке для перевозки в грузовых вагонах и контейнерах.
Грузоотправитель(отправитель) — физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки выступает от своего имени или от имени владельца груза, багажа, грузобагажа и указано в перевозочном документе. Груз выдается на железнодорожной станции назначения грузополучателю.
Грузополучатель( получатель) — физическое или юридическое лицо, уполномоченное на получение груза, багажа и грузобагажа.
Пользователь услугами железнодорожного транспорта— пассажир, грузоотправитель, грузополучатель либо иное физическое или юридическое лицо, пользующееся услугами ( работами), оказываемыми организациями железнодорожного транспорта и индивидуальными предпринимателями на железнодорожном транспорте.
Перевозчик— юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявший на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж или грузобагаж грузополучателю.
Перевозочный процесс —совокупность организационно и техно-логически взаимосвязанных операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом. Перевозочный процесс на железнодорожном транспорте Российской Федерации осуществляется между железнодорожными станциями с участием одной и более инфраструктур.
Инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования(далее инфраструктура) — технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, систему сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
Перевозочный процесс связан с выполнением постоянно повторяющихся операций: прием груза к отправлению, маневровые передвижения, связанные с подачей вагонов под погрузку, погрузка в вагоны, маневры, связанные с их уборкой, формирование поездов и подготовка их к отправлению, движение поездов до станции назначения, расформирование и формирование поездов в пути следования, расформирование поездов на станции назначения, маневры по подаче вагонов к месту выгрузки, выгрузка и выдача груза грузополучателю и т.д. Перевозочный процесс сопровождается массовой передачей, приемом и переработкой информации об указанных операциях. При смешанных перевозках про-изводится перегрузка с одного вида транспорта на другой.
Все операции перевозочного процесса должны выполняться наиболее рациональным методом с наилучшим использованием транспортных средств и с наименьшими затратами. В современных условиях это
возможно при обеспечении единства управления перевозочным процессом сверху донизу и применении сквозных сетевых технологий, исключающих потери времени на стыках существующих границ отделений и железных дорог.
Технология управления основывается на принципах «точно в срок» и «от двери до двери» с использованием твердых ниток графика движения поездов, разрабатываемых для конкретных грузопотоков, грузоотправителей и грузополучателей.
Наиболее эффективно перевозочный процесс осуществляется при создании комплексных транспортно-технологических систем на основе транспортной логистики.
Логистика — это теория и практика управления материальными и информационными потоками в процессе товародвижения; планирование материального спроса потребителя.
Доставка продукции от производителя до потребителя « точно в срок» при минимальных затратах грузовых и материальных ресурсов — основа транспортной логистики. При этом функции железных дорог расширяются и вторгаются непосредственно в сферы производства и потребления с учетом экономических интересов производителя, железных до-рог и потребителя.
Классическая схема транспортной логистики объединяет трех участников: поставщик (грузоотправитель) — перевозчик (железная дорога или другой вид транспорта) — потребитель (грузополучатель).
Реализация транспортных логистических систем позволяет сократить простои вагонов, уменьшить запасы различных видов сырья, число резервных путей и объемы резервов перерабатывающей способности мест погрузки и выгрузки.
На железных дорогах Российской Федерации разработан и осуществлен ряд эффективных транспортно-технологических систем на основе транспортной логистики:
– отправительская маршрутизация (связывает в единую логистическую систему грузоотправителя и грузополучателя, то есть поставщика и потребителя товаров);
– организация технологических маршрутов (взаимосогласованная система «производитель — транспорт — потребитель»);
– укрупнение групп вагонов в адрес одного грузополучателя ( связывает в единую систему производителей, потребителей и др.).
Создание эффективных железнодорожных логистических систем является актуальной задачей реструктуризации железнодорожного транспорта. В перспективе сеть железных дорог Казахстана будет представлять собой и сеть логистических центров, которые будут способствовать повышению конкурентоспособности железнодорожного транспорта и производителей товаров.
Перевозочный процесс
Принятые сокращения
АРМ | – | автоматизированное рабочее место |
АСУ | – | автоматизированная система управления |
АСКОПВ | – | автоматизированная система коммерческого осмотра поездов и вагонов |
АСУЖТ | – | автоматизированная система управления железнодорожным транспортом |
АФТО | – | агентство фирменного транспортного обслуживания |
ВЛ | – | Вагонный лист |
ГО | – | Грузоотправитель |
ГД | – | грузовой двор |
ГП | – | Грузополучатель |
ДВ | – | Дорожная ведомость |
ЖДПНОП | – | Железнодорожные пути необщего пользования |
ЗПУ | – | Запорно-пломбировочное устройство |
КВЗ | – | Контейнеровоз |
КДВ | – | Корешок дорожной ведомости |
КО | – | Контейнерная отправка |
КР | – | Крытый вагон |
КПГ | – | Квитанция о приеме груза |
КТК | – | Крупнотоннажные контейнеры |
МВН | – | Минимальная весовая норма |
МНОП | – | Места необщего пользования |
МО | – | Мелкая отправка |
МОП | – | Места общего пользования |
Н | – | Накладная |
ОАО «РЖД» | – | Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» |
ОКПО | – | Общероссийский классификатор предприятий и организаций |
ПВ | – | Полувагон |
ПКО | – | пункт коммерческого осмотра |
ПЛ | – | Платформа |
ПО | – | Повагонная отправка |
ПРР | – | Погрузочно-разгрузочные работы |
ПТО | – | Пункт технического осмотра |
ПС | – | Подвижной состав |
РФ | – | Российская Федерация |
СТК | – | Среднетоннажные контейнеры |
TEU | – | Twenty-Feet Equivalent Unit (двадцатифутовый эквивалент – ДФЭ) |
ТНП | – | Техническая норма погрузки |
ТР | – | Тарифное руководство |
ФСТ | – | Федеральная служба по тарифам РФ |
ФТО | – | Фирменное транспортное обслуживание |
Ц | – | Цистерны |
Железнодорожный транспорт функционирует в условиях постоянной конкуренции с другими видами транспорта, что требует четкого и слаженного взаимодействия всех подразделений по вопросам организации перевозок грузов. Ключевым моментом в этом взаимодействии является организация перевозочного процесса, который максимально учитывает интересы всех сторон – перевозчиков и грузовладельцев.
Основные определения
Перевозочный процесс – это совокупность взаимосвязанных технологических операций, выполняемых с грузами, пассажирами, вагонами при подготовке, осуществлении и завершении перевозки.
Перевозка грузов железнодорожным транспортом – многогранный процесс, в котором принимают участие различные подразделения: локомотивное, вагонное, путевое, грузовое хозяйства, хозяйство сигнализации и связи и т. д. Этими подразделениями выполняются следующие операции:
§ грузовые и коммерческие.
Технические и технологические операции представляют следующие виды деятельности:
§ графики движения поездов и взаимодействие различных подразделений.
Эта деятельность осуществляется без участия грузоотправителей (ГО) и грузополучателей (ГП).
Грузовые и коммерческие операции представляют основу коммерческой деятельности.
Коммерческая деятельность – это межотраслевые технологические связи и юридические отношения между инфраструктурой, перевозчиком, грузоотправителями, грузополучателями.
Коммерческой деятельности на железных дорогах в России уделялось внимание с начала их эксплуатации. В 1864 году в книге Д. Журавского дано, пожалуй, первое определение коммерческой деятельности: «Обмен услуг, делаемых обществом как перевозчиком на плату, за то полученную».
Коммерческую деятельность можно рассматривать как комплекс платных услуг и широкомасштабного сервиса, которые предоставляются ж.-д. транспортом отраслям промышленности, сельскому хозяйству и гражданам.
между производством и потреблением экономисты различают определенные разрывы: временной (во времени) и географический (в пространстве). Эти разрывы ликвидируются с помощью транспорта с учетом защиты груза от порчи, его утраты.
Структурная схема перевозочного процесса показана на рис. 1.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 1. Структурная схема перевозочного процесса
Груз–объект (в том числе изделия, предметы, полезные ископаемые, материалы, сырье, отходы производства и потребления), принятый в установленном порядке для перевозки в грузовых вагонах, контейнерах.
Перевозчик–юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им или отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж уполномоченному на его получение лицу (получателю).
Оператор железнодорожного подвижного состава – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие вагоны, контейнеры на праве собственности или ином праве, например аренды, участвующие на основе договора с перевозчиком в осуществлении перевозочного процесса с использованием указанных вагонов, контейнеров. Основы правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава и их взаимодействия с перевозчиками определяются Правительством Российской Федерации.
Инфраструктуражелезнодорожного транспорта общего пользования – технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
Владелец инфраструктуры– юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или на ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании соответствующих лицензий и договоров.
Грузоотправитель(отправитель) – физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки выступает от своего имени или от имени владельца груза, багажа, грузобагажа и указано в перевозочном документе.
Грузополучатель(получатель) – физическое или юридическое лицо, уполномоченное на получение груза, багажа, грузобагажа.
Багаж –вещи пассажира, принятые в установленном порядке для перевозки в пассажирском или почтово-багажном поезде до железнодорожной станции назначения, указанной в проездном документе (билете).
Грузобагаж– объект,принятый от физического или юридического лица в установленном порядке для перевозки в пассажирском, почтово-багажном или грузопассажирском поезде.
Станция отправления– пункт приема груза для перевозки и погрузки в подвижной состав (взаимодействие грузоотправителя с железной дорогой).
Станция назначения–пункт выгрузки груза из подвижного состава и выдачи его грузополучателю (взаимодействие железной дороги с грузополучателем).
Места общего пользования (МОП) – крытые и открытые склады, а также участки, специально выделенные на территории железнодорожной станции, принадлежащие владельцу инфраструктуры и используемые для выполнения операций по погрузке, выгрузке, сортировке, хранению грузов, в том числе контейнеров, багажа, грузобагажа.
Места необщего пользования (МНОП) – железнодорожные пути необщего пользования, крытые и открытые склады, а также участки, расположенные на территории железнодорожной станции, не принадлежащие владельцу инфраструктуры или сданные им в аренду и используемые для выполнения операций по погрузке, выгрузке грузов, в том числе контейнеров.
Отправка – партия груза, на которую оформляется отдельный перевозочный документ.