Что такое перформативные речевые акты
Перформатив
Полезное
Смотреть что такое «Перформатив» в других словарях:
ПЕРФОРМАТИВ — (от лат. performo – действую). Тип высказывания, в котором слиты воедино обозначение, кодирование некоторого действия и само действие, т. е. произнесение такого высказывания и есть действие. К перформативным относятся высказывания с глаголами… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Перформатив — (от ср. лат. performo действую) высказывание, эквивалентное действию, поступку. Перформатив входит в контекст жизненных событий, создавая социальную, коммуникативную или межличностную ситуацию, влекущую за собой определённые последствия… … Лингвистический энциклопедический словарь
Перформатив — Перформатив речевые акты, равноценные поступку. В широкое употребление этот термин ввел Дж. Остин. Сам термин произошёл от латинского глагола perficio совершать, заканчивать. К перформативам принято относить клятвы, обещания. Ссылки… … Википедия
Речевой акт — У этого термина существуют и другие значения, см. Акт. Речевой акт отдельный акт речи, в нормальных случаях представляет собой двусторонний процесс порождения текста, охватывающий говорение и протекающие параллельно и одновременно слуховое… … Википедия
Философия языка — Философия языка раздел философии, предметом которого является изучение оснований и пределов зависимости познавательного процесса от языка. Содержание 1 Общие положения 2 История … Википедия
Лингвофилософия — Философия языка раздел философии, предметом которого является изучение оснований и пределов зависимости познавательного процесса от языка. Содержание 1 Общие положения 2 История 3 Центральные проблемы … Википедия
Речевые акты — Речевой акт отдельный акт речи, в нормальных случаях представляет собой двусторонний процесс порождения текста, охватывающий говорение и протекающие параллельно и одновременно слуховое восприятие и понимание услышанного. При письменном общении… … Википедия
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ — аббревиатура, абзац, автоматическая обработка текста, автоматический перевод, автономная речь, адаптация речевая, адаптация текста, адресант, адресат, азбука, акт речевой, активная грамматика, активная лексика, активная речь, активное владение… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Прагматика — (от греч. πρᾶγμα, род. п. πρᾶγματος дело, действие) область исследований в семиотике и языкознании, в которой изучается функционирование языковых знаков в речи. Термин «прагматика» введён в конце 30‑х гг. 20 в. Ч. У. Моррисом как название… … Лингвистический энциклопедический словарь
Специфика перформативов по сравнению с другими видами речевых актов
В целом, смысл любого речевого акта, в том числе и перформативного, заключается в произнесении говорящим высказывания, адресованного слушающему в определенной обстановке и с конкретной целью.
Перформатив — речевые акты, равноценные поступку. В широкое употребление этот термин ввел Дж. Остин. Сам термин произошёл от латинского глагола perficio — совершать, заканчивать.
К перформативам принято относить клятвы, обещания, предупреждения, приказания.
Сам речевой акт распадается на четыре составляющие:
1. акт произнесения (локуция),
2. акт указания и предицирования (пропозиция)
3. акт придания высказыванию коммуникативной (иллокутивной) силы: приказание, обещание, утверждение, вопрос и т.п.,
4. перлокуция: эффект, оказываемый на адресата.
В целом, смысл любого речевого акта, в том числе и перформативного, заключается в произнесении говорящим высказывания, адресованного слушающему в определенной обстановке и с конкретной целью.
Виды речевых актов
Репрезентативы (ассертивы).
Цель – зафиксировать ответственность говорящего за сообщение о некотором положении дел, за истинность выражаемого суждения.
Директивы
Цель – добиться того, чтобы слушающий совершил какое-либо действие.
Спрашивать, приказывать, командовать, просить, умолять, советовать и т.д.
Комиссивы
Цель – возложить на говорящего обязанность совершить некоторое будущее действие или следовать определенной линии поведения.
Экспрессивы
Акты выражения эмоционального состояния.
Цель – выразить психологическое состояние, задаваемое условием искренности относительно положения вещей в рамках пропозиционального содержания.
Благодарить, поздравлять, сочувствовать, приветствовать и т.д.
Декларативы
Цель – осуществить представленное в пропозициональном содержании положение дел.
«Говорение конституирует факт»
Условия реализации декларативного РА
Внеязыковые контекстуальные условия:
Социальное положение говорящего и слушающего;
Слова и фразы, произнесенные в рамках институционально обусловленной ситуации.
Прямой РА– производство и произнесение такого высказывания, в котором однозначно выражается его иллокутивная сила.
Отличие перформатива от других речевых актов
Исходный тезис Дж. Остина гласил, что до сих пор философия занимается предложениями / высказываниями утвердительного (ассертивного) дескриптивного характера, содержание которых оценивается по шкале «истинно — ложно». Они обращены к явлениям мира, локализуемым вне сферы данного высказывания, описывают мир.
Таковы, например, высказывания:
(5-1) Сейчас стоит ясная погода.
(5-2) Виктор вчера сдал экзамен по введению в языкознание на отлично.
Однако имеются утвердительные по форме высказывания, которые не могут быть охарактеризованы по шкале истинности. Они служат не описанию, а преобразованию положений дел в мире и манипулированию ментальными состояниями и поведением слушающих. Такие высказывания не истинны и не ложны. Они не просто языковые построения, а реальные действия говорящего.
(5-6) Я прошу тебя дать мне эту книгу на пару дней.
(5-7) Я прошу тебя извинить меня за опоздание.
Эти высказывания квалифицируются как искренние или неискренние. Их Дж. Остин назвал перформативами, противопоставив их констативам. Этой дихотомии он посвятил в своих лекциях очень много внимания.
Индикаторы перформативности
Перформативные высказывания реализуют каноническую перформативную формулу с местоимением I ‘я’ и перформативным глаголом в форме настоящего времени (для англ. языка Present Indefinite) изъявительного наклонения действительного залога, за которыми следует пропозициональная часть (р), указывающая на желаемое, предполагаемое или уже существующее положение дел.
Т.е. содержание перформативных актов отличает фактитивность, которая усиливается официальным статусом говорящего субъекта и публичностью и социальной значимостью речевого акта.
Следует иметь в виду, что не все типы речевых актов могут быть выражены посредством перформатива. Например: «Голубушка, как хороша! – этот речевой акт представляет собой лесть, однако трудно себе представить, что человек, желая польстить, скажет: «Я льщу тебе». Это справедливо для высказываний с глаголами угрожать, ругать, лгать, насмехаться и др. Подобные употребления получили название «иллокутивное самоубийство». З. Вендлер так назвал это явление, поскольку в семантике указанных глаголов заложен «подрывной фактор». Это элемент, делающий невозможной успешную реализацию речевого акта в случае экспликации перформативного глагола, поскольку одно из условий успешности таких речевых актов – сокрытие говорящим своего коммуникативного намерения.
Дж. Остином было введено и понятие констатива в противоположность понятию перформатива. Такое противопоставление становится очевидным при сравнении следующих высказываний: Я поблагодарил её за это – констатив; Я благодарю вас – перформатив.
Основная функция перформатива – обнаруживать коммуникативную целенаправленность высказывания – обусловлена семантикой перформа- тивных предикатов. Все перформативы, в отличие от пропозитивных предикатов, включают в значение признак произнесения, речевого выражения намерения, что создаёт речевую, коммуникативную ситуацию, с необходимостью предполагая и её участников. Так, на произнесённую фразу – Я считаю, что группа прошла по этой тропе – ответом может быть высказывание – А я говорю, что они выбрали другой маршрут, где предикаты «считаю» и «говорю» выражают мнение говорящего относительно сооб- щаемого. Это и есть перформативы. Что касается предикатов «прошла» и «выбрали», то они репрезентируют пропозицию. Это пропозициональные предикаты.
Из чего мы и можем сделать вывод, что отличие перформативов от других высказываний заключается в «отсутствии референта, внешнего по отношению к речи» [Taleb 1984: 68]. Поэтому вместо критериев истинности/ложности Дж. Остин выделяет у перформативов критерий успешности/неуспешности. Для успешности совершаемого действия необходимо не только произнесение слов, но и, как правило, наличие множества других необходимых обстоятельств. Для выяснения этих условий успешности перформативов Дж. Остин рассматривает и классифицирует те случаи, когда что-то идет неправильно и сам акт терпит неудачу (полную или частичную). Высказывания в таких ситуациях являются не ложными, а неуспешными.
03.03.2016, 2962 просмотра.
Перформативные высказывания (performativeutterance)
Язык и речевое общение
Парадигматика- нелинейные отношения. Синтагматика- речь, это линейные отношения, речь субъективна, а язык- достояние общества. Речевая деятельность подчиняется определенным социальным конвенциям, в этом она системна. В этом она имеет сходство с языком.
Для реч деятельности оч важен коммуникативный контекст, в котором реализуются речевые акты. Речевые акты— вид речевой деятельности.Лунтев «Все лингвистические единицы являются единицами языка и речи. Одной стороной они обращены к языку, а другой- к речи»
Если человек попадает в чужую среду, в которой существуют свои правила речевого общения, то он начинает обращать внимание на этот процесс. Для вербального общения характерно более или менее степень ритуализованности— то есть соблюдение определенного ритуала в общении. Официальный прием, научн симпозиум, свидание, семейный обед, прием у врача- это все реч общение, которое подчиняется определенным стандартам. Каждый из нас является носителем разной ритуализованности. Для того, чтобы вербальная коммуникация (речевое общение) развертывалось оптимальным образом и достигло цели, она должна регулироваться правилами и принципами, отраженными в теориях. Одной из таких теорий является теория речевых актов.
ТЕОРИЯ РЕЧЕВЫХ АКТОВ
Свойство реч акта выражать интенцию или цель было названо иллокутивной функцией и (силой).Была разработана Джоном Остином 30 гг 20 века.
Он выделил 2 типа выск
1) констатирующие (сегодня хорошая погода)
2) перформативные (Объявляю вас мужем и женой- совершается какое-то действие).
Реч акты делятся в зависимости от цели. Создал классификацию 5 типов, которая базируется на типе глаголов, но любой акт выделяется по иллокутивной силе и по ее отсутствию. я эт сказала лол тебя было плохо слышно
Остин обосновал необходимость выделения теории речевых актов:
3. Perlocution— принять во внимание, что ваш речевой акт к кому-то обращён и оказывает влияние:Hepersuadedmetoshoother.
Он считал, что группа речевых актов (их 5) плохо поддается определению. Он также отмечал, что после выделения указанных классов, остаются пограничные случаи (которые можно отнести и к одной и другой группе) или существует пересечение других групп. То есть, классификация Остина была составлена на основе классификации глаголов, которые он назвал перформативными.
Теория Серля
Тем не менее была осуществлена попытка классификации этих не конвенциональных актов на основе языковых средств. Социальные конвенции уже во внимание не принимались. Новое развитие речевых актов и автором его является Джон Сёрль.
12 направлений различий в теории Сёрля:
3. различие выражения психологических состояний (одно из них условие искренности)
4. различие в силе иллокутивной цели
5. различие в статусе или в положении говорящего и слушающего
6. различие в способе в котором высказывание соотнесено с интересами
7. различие в соотношении с другими дискурсами
8. различие определяется на основе показателя иллокутивной силы
9. различие между речевыми актами, которые осуществляются лингвистическими и нелингвистическими средствами (пример: можно поставить диагноз, не говоря об этом)
10. различие между актами, которые требуют внеязыковых условий и различие между актами, которые не требуют
11. различие между актами в которых иллокутивный глагол употреблен перформативно и в которых он перформативно не употреблен
12. различие в стиле осуществления иллокутивных актов
Сёрль выделяет более важные и менее важные направления (первые три более важные направления речевых актов). Он выделяет такие направления как: 1. иллокутивная цель (является частью иллокутивного намерения)
2. направление приспособления (хотим ли мы отразить мир словами или воздействовать на мир ими) Существует категория модальности (modality): наклонение (mood). Показывает отношение к действительности. 3. условие искренности Его классификация также называется как таксономия.
Теория Серля
2)Директивы (прескриптивы) — акты побуждения, вопросы, приказы, просьбы, советы, мольбы. Иллокутивная цель- служат для того, чтобы добиться от адресата совершения чего-либо. Приспособление реальности к словам. Психологическое состояние – пожелание, потребности.
4)Экспрессивы. Выражение определенного псих состояния говорящего, вызванное положением вещей. Психологическое состояние – чувство вины, оправдание, благодарности. Выражают эмоциональное состояние относительно ситуации общения (формулы социального этикета). Не имеют направления приспособления (неинформативные акты речи). Поздравления, благодарности, извинения, приветствия, прощания.
5)Декларативы (вердиктивы). Цель – объявить о положении дел в мире на основе пропозиции. Устанавливают соответствие между содержанием высказывания и реальностью. Направление – двустороннее. Оба направления приспособления не выражают никакого психологического состояния. Назначение на должность, присвоение званий и имен, вынесение приговора, уход в отставку, увольнение
Подводим итоги
Речевые акты имеют определенные языковые средства, принятые в языке для выражения того или иного намерения.
Эти средства называются конвенциональными. (convention, т е приняты по соглашению)
Не конвенциональные – метафоры, неологизмы и т д
У этих трех высказываний одна цель:
Перформативное высказывание – Я прошу тебя дать мне книгу (ядерное)
1) причины, которые порождаются устройством языка (омофоны, оглушение)
2) причины, порождаемые различием говорящих в каком-либо отношении (различие обычаев, культур)
3) неудачи, порождаемые прагматическими факторами
Причины, порождаемые устройством языка:
2) фонетические закономерности
5) неоднородность конструкций
6) употребление лексем,находящихся на периферии языка
Примеры- покажите мне это кольцо нет у нас колец а это что? а это перстни
Коммуникативные неудачи являются следствиями различия во взглядах, принципах, этических установок, другими словами в картине мира. Нарушение постулатов или чрезмерное (неоправданное) соблюдение может привести к коммуникативной неудаче.
Причины:
1) двойственность намерения. Например, зачем ты купил это колье? (это можно сказать либо с приятным удивлением, либо с упреком).
2) несоблюдение этикета и вежливости в речевой коммуникации.
КН приводят к когнитивному диссонансу. Теория Хатингера: по его теории конфликт цивилизации является результатом разницы культур, в том числе и разницы лингвокультурологии.
Можно отметить, что в настоящее время английские please и thankyou постепенно утрачивают свое прямое значение и во многих коммуникативных ситуациях являются формальным маркером вежливости, функция которого не благодарность как таковая, а оказание внимания слушающему.
Прагматика дейксиса
В файлах – Дейксис в английском языке.
Языковые единицы имеют форму и значение, функцию в предложении, помимо этого некоторые ещё могут быть дейктическими.
1) указание на участников речевого акта – говорящего и адресата (местоимения Ich – Д (дейксис), Du-Д, «я», «мой», «ты», «твой»… ):
2) указание на предмет речи (местоимения 3-го лица):
3) указание на степень отдалённости объекта высказывания (указательные местоимения и частицы («этот»-«тот», «вот»-«вон»…); в англ языке this и that очень отличаются, их неправильное использование может привести к коммуникативной неудаче.
4) указание на временную и пространственную локализацию сообщаемого факта (хронотопическийдейксис) (местоименные наречия «здесь», «сейчас»…)
Дейктическое значение в этом случае является словарным значением языковых единиц.
Дейктическую функцию могут выполнять грамматические категории времени, таксиса, лица и постулаты принципа вежливости (указание на пол, возраст, социальный статус участников коммуникации).
Виды дейксиса:
— Дейксис может быть ориентирован на внеязыковую действительность, реализуясь в «вещественном поле указания». В этом случае он соотносится с содержательной структурой предложения.
— Дейксис может быть ориентирован на внутреннюю организацию текста, реализуясь в «контекстуальном поле указания». В этом случае он обеспечивает семантическую связность дискурса (анафорическое отношение).
Дейксис является одним из способов референции и противопоставляется процессу номинации.
Номинация – соотношение слова и денотата. Произносится определенное кол-во звуков, номинирующих предмет, который мы представляем в виде понятия. Употребление слов в качестве замены предметов, действий, ситуаций и тд. Референция – это указание на этот предмет, который выбирается.
Рефереция в прагматике является компонентом модели речевой ситуации, актом референции, при котором говорящий намеренно указывает на объект, соотнося его с ситуацией в соответствии со своей интенцией. Такой вид референции называется «референцией говорящего» и является прагматической категорией, так как она определяется факторами, имеющими прагматическую природу (интенция, ситуация общения).
Традиционная семантическая референция в отличие от “референции говорящего» определяется языковыми конвенциями (артиклями, определениями, придаточными предложениями).
Язык и речевое общение
Парадигматика- нелинейные отношения. Синтагматика- речь, это линейные отношения, речь субъективна, а язык- достояние общества. Речевая деятельность подчиняется определенным социальным конвенциям, в этом она системна. В этом она имеет сходство с языком.
Для реч деятельности оч важен коммуникативный контекст, в котором реализуются речевые акты. Речевые акты— вид речевой деятельности.Лунтев «Все лингвистические единицы являются единицами языка и речи. Одной стороной они обращены к языку, а другой- к речи»
Если человек попадает в чужую среду, в которой существуют свои правила речевого общения, то он начинает обращать внимание на этот процесс. Для вербального общения характерно более или менее степень ритуализованности— то есть соблюдение определенного ритуала в общении. Официальный прием, научн симпозиум, свидание, семейный обед, прием у врача- это все реч общение, которое подчиняется определенным стандартам. Каждый из нас является носителем разной ритуализованности. Для того, чтобы вербальная коммуникация (речевое общение) развертывалось оптимальным образом и достигло цели, она должна регулироваться правилами и принципами, отраженными в теориях. Одной из таких теорий является теория речевых актов.
ТЕОРИЯ РЕЧЕВЫХ АКТОВ
Свойство реч акта выражать интенцию или цель было названо иллокутивной функцией и (силой).Была разработана Джоном Остином 30 гг 20 века.
Он выделил 2 типа выск
1) констатирующие (сегодня хорошая погода)
2) перформативные (Объявляю вас мужем и женой- совершается какое-то действие).
Реч акты делятся в зависимости от цели. Создал классификацию 5 типов, которая базируется на типе глаголов, но любой акт выделяется по иллокутивной силе и по ее отсутствию. я эт сказала лол тебя было плохо слышно
Остин обосновал необходимость выделения теории речевых актов:
3. Perlocution— принять во внимание, что ваш речевой акт к кому-то обращён и оказывает влияние:Hepersuadedmetoshoother.
Он считал, что группа речевых актов (их 5) плохо поддается определению. Он также отмечал, что после выделения указанных классов, остаются пограничные случаи (которые можно отнести и к одной и другой группе) или существует пересечение других групп. То есть, классификация Остина была составлена на основе классификации глаголов, которые он назвал перформативными.
Теория Серля
Тем не менее была осуществлена попытка классификации этих не конвенциональных актов на основе языковых средств. Социальные конвенции уже во внимание не принимались. Новое развитие речевых актов и автором его является Джон Сёрль.
12 направлений различий в теории Сёрля:
3. различие выражения психологических состояний (одно из них условие искренности)
4. различие в силе иллокутивной цели
5. различие в статусе или в положении говорящего и слушающего
6. различие в способе в котором высказывание соотнесено с интересами
7. различие в соотношении с другими дискурсами
8. различие определяется на основе показателя иллокутивной силы
9. различие между речевыми актами, которые осуществляются лингвистическими и нелингвистическими средствами (пример: можно поставить диагноз, не говоря об этом)
10. различие между актами, которые требуют внеязыковых условий и различие между актами, которые не требуют
11. различие между актами в которых иллокутивный глагол употреблен перформативно и в которых он перформативно не употреблен
12. различие в стиле осуществления иллокутивных актов
Сёрль выделяет более важные и менее важные направления (первые три более важные направления речевых актов). Он выделяет такие направления как: 1. иллокутивная цель (является частью иллокутивного намерения)
2. направление приспособления (хотим ли мы отразить мир словами или воздействовать на мир ими) Существует категория модальности (modality): наклонение (mood). Показывает отношение к действительности. 3. условие искренности Его классификация также называется как таксономия.
Теория Серля
2)Директивы (прескриптивы) — акты побуждения, вопросы, приказы, просьбы, советы, мольбы. Иллокутивная цель- служат для того, чтобы добиться от адресата совершения чего-либо. Приспособление реальности к словам. Психологическое состояние – пожелание, потребности.
4)Экспрессивы. Выражение определенного псих состояния говорящего, вызванное положением вещей. Психологическое состояние – чувство вины, оправдание, благодарности. Выражают эмоциональное состояние относительно ситуации общения (формулы социального этикета). Не имеют направления приспособления (неинформативные акты речи). Поздравления, благодарности, извинения, приветствия, прощания.
5)Декларативы (вердиктивы). Цель – объявить о положении дел в мире на основе пропозиции. Устанавливают соответствие между содержанием высказывания и реальностью. Направление – двустороннее. Оба направления приспособления не выражают никакого психологического состояния. Назначение на должность, присвоение званий и имен, вынесение приговора, уход в отставку, увольнение
Перформативные высказывания (performativeutterance)
Специфика перформативных высказываний :
Теория речевых актов трансформировалась в теорию перформативных высказываний. Перформативные высказывания при своем осуществлении оказываются и являются действиями. I promiseyou – обещание.