Что такое пергамент в средневековье
Пергамент
Содержание
Этимология
История
По свидетельству греческого историка V в. до н. э. Ктесия, кожа уже в то время издавна употреблялась в качестве материала для письма у персов. Откуда она под именем «дифтера» (διφθέρα) рано перешла в Грецию, где употреблялись для письма обработанные овечьи и козьи шкуры.
По свидетельству Плиния Старшего во II в. до н. э. цари Египта в эллинистический период, желая поддержать книжное богатство Александрийской библиотеки, нашедшей себе соперницу в лице пергамской, в Малой Азии, запретили вывоз папируса за пределы Египта. Тогда в Пергаме обратили внимание на выделку кожи, усовершенствовали древнюю дифтеру и пустили её в оборот под именем δέρμα, σωμάτιον а позднее, по месту главного производства — περγαμηνή (у римлян — membrana, с IV в. до н. э. — pergamena). Легендарным изобретателем пергамента считается царь Пергама Эвмен II (197—159 до н. э.).
В период зарождения печатного дела был короткий период, когда пергамент и бумага использовались взаимозаменяемо, хотя большая часть Библии Гутенберга отпечатана на бумаге, сохранились и пергаментные версии.
Бурный рост книгопечатания в Средние века привел к сокращению использования пергамента, так как его цена и сложность изготовления, а также объем производства уже не удовлетворяли потребностей издателей. С тех пор и по наши дни пергамент стал использоваться в основном художниками, для книгоиздания же — лишь в исключительных случаях.
Изготовление
В монастырском книжном обиходе средних веков пергаменные кодексы постепенно вытеснили папирусные свитки. С IV в. н. э. уже был распространён обычай писать богослужебные книги на пергаменте, и в Средние века для этой цели папирус почти не употреблялся.
Средние века знали два основных сорта пергамена: собственно пергамен (лат. pergamen ) и веллум (фр. velin от vellum ). Для изготовления пергамена употреблялись шкуры овец, баранов, телят, свиней и других животных. На велень шли шкуры новорождённых и особенно мертворождённых ягнят и телят. На юге Европы в Средние века употребляли козьи и овечьи шкуры, в Германии и Франции пользовались преимущественно телячьими. Из ослиной кожи пергамент не выделывался.
Пергамен был толще и грубее велени, но раннее Средневековье практически не знало велени, поскольку его начали широко применять в производстве книг только с конца XII в.
Вне зависимости от того, какие шкуры использовались, мастера-пергаменщики начинали с промывки шкуры и удаления наиболее грубого и жёсткого волоса. После этого шкуры подвергали золению, то есть длительному вымачиванию в известковом растворе. В извести шкуры выдерживали от трёх до десяти дней в зависимости от температуры окружающего воздуха, а затем промывали в воде. Это облегчало удаление волоса.
После выпадения волосяного покрова шкуры натягивали на деревянные рамы и мездрили, то есть отделяли от дермы нижний слой шкуры — подкожную клетчатку. Эта операция производилась при помощи полукруглых ножей. Затем шкуры шлифовали и выглаживали пемзой.
При последней операции в пергамент втирался меловой порошок, впитывающий жиры, не удалённые при предыдущих обработках. Помимо этого, меловой порошок делал пергамент более светлым и однородным по цвету, и предотвращал растекание туши. Для отбеливания пергамента в него втирали муку, белки или молоко.
В Российской национальной библиотеке хранится рукопись святого Августина, писаная на превосходном, мягком и тонком, почти белом пергаменте, выделка которого представляет своего рода совершенство.
К писцам и художникам пергамент поступал разрезанным и, как правило, собранным в тетради. Преимущество пергамента над папирусом заключается в том, что на пергаменте можно писать с обеих сторон листа, а кроме того, его можно использовать повторно.
Переработка
В период с VII по IX века множество пергаментных манускриптов были соскоблены и смыты, чтобы использовать их повторно, хотя первоначальный текст можно прочесть и сейчас. Переработанные пергаменты получили название палимпсест. С развитием процесса переработки и появлением более совершенных технологий скобления первоначальный текст пропал.
Милиора ди Курки в работе «История и технология изготовления пергамента» писала, что пергамент не всегда белый: «Ченнини, мастер XV века, даёт рецепты окраски пергамента в различные цвета, включая пурпурный, индиго, зелёный, красный и персиковый».
В раннем Средневековье, подражая византийским манускриптам, таким как Россанский и Синопский кодексы или Венский Генезис, для особо роскошных рукописей мастера, кроме белого, использовали цветной, чаще всего фиолетовый пергамент, на котором писали серебром и золотом. Реже употреблялся жёлтый пергамент (лат. codex crocatus ; от crocus — шафран) или чёрный.
К таковым относится, например, «Серебряный кодекс» (лат. Codex argenteus ) — рукопись перевода Библии на готский язык, сделанного Вульфилой; она писана на цветном пергаменте серебром и хранится в Швеции, в Уппсале. В Российской национальной библиотеке хранится греческое четвероевангелие, написанное золотом на фиолетовом пергаменте — по преданию, рукой византийской императрицы Феодоры.
Что такое пергамент в средневековье
При производстве пергамента кожи не дубили, а тщательно вычищали, скоблили и высушивали под напряжением, получая листы тонкой и прочной кожи белого или желтоватого цвета.
Хотя выделанная кожа животных употреблялась для письма и раньше, изобретение пергамента обычно связывают с именем царя Пергама Эвмена Второго (197-159 до н. э.). По свидетельству историка Плиния, египетские цари, желая поддержать престиж Александрийской библиотеки, запретили во II в. до н. э. вывоз папируса за пределы Египта, и Пергамской библиотеке, второй по величине библиотеке древнего мира пришлось развивать альтернативный вариант производства материала для письма и усовершенствовать древние способы обработки кожи.
Фактически же поставки папируса были прерваны из-за вторжений в Египет сирийского царя Антиоха IV Епифана, который в 170-168 гг. до н.э. временно захватил практически всю территорию Египта.
Так пергамент стал альтернативой папирусу не только в Пергаме, но и во всём Средиземноморье, основным материалом для книг в средневековье, и продолжал использоваться даже после изобретения печати в середине пятнадцатого века.
Для письма на пергаменте потребовался другой тип чернил. Чернила для папируса, основанные на саже, также продолжали использоваться, но они легко смывались и даже стирались с пергамента, потому были разработаны чернила на основе дубильных веществ и железного купороса. Эти чернила въедались в кожу, и надписи можно было стереть, только соскоблив их.
Долгое время пергаментные свитки существовали совместно с папирусными. Несмотря на очевидные достоинства пергамента: прочность, долговечность, возможность многократного использования, смывая или соскабливая ранее написанный текст, у него были существенные недостатки: сложность изготовления и дороговизна.
В конце I в.н.э. появляются первые упоминания о пергаментных кодексах – фактически книгах, состоящих из страниц. Несмотря на очевидное их преимущество перед свитками, широко распространены они стали только к 3 в.н.э.
В позднем средневековье пергамент повсеместно заменяется бумагой, и используется только для написания традиционных и официальных документов (оригиналы королевских указов, соглашений, дипломов и т.п.).
К этому времени меняется и способ чтения свитков: если античные рукописи сворачивались в горизонтальный свиток, то в позднем средневековье и впоследствии свитки стали вертикальными. Это напрямую связано с тем, что свитки более не являлись книгами, а предназначались для записи небольших по объему текстов.
В настоящее время пергаментные свитки являются единственным признаваемым религиозными евреями способом записи Торы и священных текстов иудаизма. Производством пергамента в Израиле занимаются крупные компании, под наблюдением квалифицированных раввинов. В частности, раввины следят, чтобы на пергамент шли шкуры только кошерных животных.
Растительный пергамент, или пергаментная бумага состоит из особым образом обработанной целлюлозы. Ее делают в фабричных условиях из тряпичной бумаги, в которой нет неорганических веществ, используя реактивы, частично растворяющие целлюлозу. Технология обработки бумаги построена так, что растворившаяся целлюлоза затем осаждается в порах бумаги и закупоривает их.
Такая бумага прочна, не пропускает влаги и жиров и используется главным образом при приготовлении пищи. К собственно пергаменту она не имеет отношения, исключая название.
Особенности производства западноевропейской книги в Средние века. Пергамент. Бумага
В наследство от эпохи Средневековья нам досталось огромное количество предметов искусства, в т.ч. и рукописей, зачастую совершенно не похожих друг на друга. Но не нужно забывать, что их финальная красота — это в первую очередь результат мастерства тех, кто над ними работал. В контексте цикла статей, посвященных производству книги в Средние века, коснемся его первой стадии — изготовления пергамента и бумаги.
До XIII в. изготовлением книг занимались исключительно монахи: они взяли на себя весь процесс, начиная от выделки кожи и заканчивая украшением страниц. Но с появлением университетов в Европе возникла большая потребность в новых книгах, а значит, и в ценном и прочном пергаменте. Тут-то и подключились горожане-ремесленники — очень быстро они начали объединяться в цеха и открывать новые мастерские. Светские ремесленные мастерские не стали заменой монастырским — оба типа ателье сосуществовали на протяжении долгого времени.
Чтобы не создавать друг другу ненужной конкуренции, было выработано правило: «светские писцы могли переписывать книги только на национальном языке, а латинские кодексы остались специальностью духовенства». И это достаточно логично: поскольку на национальных языках писалась в основном литература светского содержания, такие книги производили светские ремесленники. А вот на латинском языке писали, как правило, книги религиозные, требующие особенно вдумчивого подхода и контроля качества работы, которым могли похвастаться монастырские мастерские.
Тогда была придумана хитрость, убыстряющая процесс изготовления рукописи, — палимпсесты.
Не секрет, что главный материал, из которого изготавливали страницы средневековых рукописей, это пергамент. Вплоть до XII в. книги вообще писали исключительно на пергаменте, а когда в XIII в. появилась бумага, он совершенно не потерял своей значимости. Пергамент и бумага быстро поделили сферы применения и четыреста лет существовали параллельно, можно сказать, в мире и согласии.
Пергамент был дорогим добротным материалом и использовался для создания богослужебных книг и роскошных рукописей. Бумага была менее прочной, но значительно более дешевой, поэтому рукописи, написанные на бумаге, имели большой спрос среди населения со скромным достатком или среди студентов. На бумаге писали и все остальные книги, которые пользовались широким спросом и не нуждались в длительной сохранности.
Изготовление пергамента, основного материала для книги, было весьма трудоемким делом. Как же всё происходило? Сначала нужно было заняться выделкой. Для этой цели использовались шкуры баранов, телят, кроликов, белок. [myline]Помимо исследователей мало кто знает, что самый дорогой и нежный пергамент, «девичья кожа», производился из шкурок еще не родившихся ягнят. [/myline]Полученную шкуру следовало несколько дней отмачивать в бочке с известкой, далее очистить от волосков, снова отмочить в извести. После этого можно было натянуть шкуру на раму и произвести вторичную окончательную очистку с помощью специального скребка. Будущий пергамент отбеливали и обезжиривали свинцовыми белилами, выглаживали пемзой. После всех этих манипуляций получался ровный белый лист, на котором могли писать с одной либо с двух сторон.
luisclx / pixabay.com (CC0 1.0)
Долгий процесс, не правда ли? А новые книги нужны были постоянно (за всю историю Средневековья спрос на них только увеличивался). Тогда была придумана хитрость, убыстряющая процесс изготовления рукописи, — палимпсесты. В рукописях-палимпсестах старый текст соскабливали с пергаментных страниц и заменяли новым. Стоит ли говорить, что из-за этого метода были уничтожены многие древние рукописи? Труды античных философов и историков усердно заменяли сочинениями отцов церкви, что было особенно распространено в монастырских мастерских. На наше счастье, сегодня ученые могут прочитать некоторые из первоначальных текстов, используя чувствительную фотопленку и химический анализ чернил.
Процесс производства бумаги также был трудоемким, требовал большого количества сырья и воды, хоть и был дешевле, чем процесс производства пергамента. Так называемые бумажные мельницы — мануфактуры, производящие бумагу, получали ее из хлопковых очесок и деревянных опилок. Сначала сырье нужно было очистить от грязи, затем раздробить в жерновах до однородной кашицы, отбелить. Заключительные этапы — формование в специальных рамках, а затем проглаживание и сушка получившихся листов бумаги.
Итак, изготовление материала для страниц средневековых рукописей оказалось делом непростым, но очень интересным. Что же было потом? Как в конце концов получалась законченная рукопись, украшенная прекрасным каллиграфическим письмом и сотнями разноцветных миниатюр? Дальнейшие этапы работы над книгой стоят отдельного разговора, и я обязательно расскажу вам о них в следующих статьях.
Пергамен
Содержание
Этимология
Происхождение
С древности и до наших дней пергамент известен у евреев под названием «гвиль», как канонический материал для записи Синайского Откровения в рукописных свитках Торы (Сефер Тора). На более распространённом виде пергамента «клаф» (лат. vellum ) пишутся также отрывки из Торы для тфил и мезуз. Для изготовления этих разновидностей пергамента используются исключительно шкуры кошерных видов животных.
По свидетельству греческого историка Ктесия в V в. до н. э. кожа уже в то время издавна употреблялась в качестве материала для письма у персов. Откуда она под именем «дифтера» (διφθέρα) рано перешла в Грецию, где употреблялись для письма обработанные овечьи и козьи шкуры.
По свидетельству Плиния Старшего во II в. до н. э. египетские цари, желая поддержать книжное богатство александрийской библиотеки, нашедшей себе соперницу в лице пергамской, в Малой Азии, запретили вывоз папируса за пределы Египта. Тогда в Пергаме обратили внимание на выделку кожи, усовершенствовали древнюю дифтеру и пустили её в оборот под именем δέρμα, σωμάτιον а позднее, по месту главного производства — περγαμηνή (у римлян — membrana, с IV в. до н. э. — pergamena). Ошибочно в качестве изобретателя пергамента указывается царь Пергама Эвмен II (197—159 до н. э.).
Популярности пергамента способствовал тот факт, что с него (в отличие от папируса) возможно смыть текст, написанный растворимыми в воде чернилами (см. палимпсест), и написать новый. Кроме того, на пергаменте можно писать с обеих сторон листа.
Изготовление
В монастырском книжном обиходе средних веков пергаменные кодексы постепенно вытеснили папирусные свитки. С IV в. н. э. уже был распространён обычай писать богослужебные книги на пергамене, и в средние века для этой цели папирус почти не употреблялся.
Средние века знали два основных сорта пергамена: собственно пергамен (лат. pergamen) и веллум (лат. vellum, также велен, от франц. velin). Для изготовления пергамена употреблялись шкуры овец, баранов, телят, свиней и других животных. На велен шли шкуры новорожденных и особенно мертворождённых ягнят и телят. На юге Европы в средние века употребляли козьи и овечьи шкуры, в Германии и Франции пользовались преимущественно телячьими. Из ослиной кожи пергамент не выделывался.
Пергамен был толще и грубее велена, но раннее средневековье практически не знало велена, поскольку его начали широко применять в производстве книг только с конца XII в.
Вне зависимости от того, какие шкуры использовались, мастера-пергаменщики начинали с промывки шкуры и удаления наиболее грубого и жёсткого волоса. После этого шкуры подвергали золению, то есть длительному вымачиванию в известковом растворе. В извести шкуры выдерживали от трёх до десяти дней в зависимости от температуры окружающего воздуха, а затем промывали в воде. Это облегчало удаление волоса.
После выпадения волосяного покрова шкуры натягивали на деревянные рамы и мездрили, то есть отделяли от дермы нижний слой шкуры — подкожную клетчатку. Эта операция производилась при помощи полукруглых ножей. Затем шкуры шлифовали и выглаживали пемзой.
При последней операции в пергамен втирался меловой порошок, впитывающий жир, не удалённый при предыдущих обработках. Помимо этого, меловой порошок делал пергамен более светлым и однородным по цвету. К писцам и художникам пергамен поступал разрезанным и, как правило, собранным в тетради.
В Российской национальной библиотеке хранится рукопись святого Августина, писанная на превосходном, мягком и тонком, почти белом пергамене, выделка которого представляет своего рода совершенство. Кроме белого, употреблялся иногда для особенно роскошных рукописей цветной, всего чаще фиолетовый пергамен, на котором писали серебром и золотом. Таков, например, Codex argenteus — рукопись перевода Библии на готский язык, сделанного Вульфилой; она писана на цветном пергамене серебром и хранится в Швеции, в Упсале. Также в Российской национальной библиотеке хранится греческое четвероевангелие, писанное золотом по фиолетовому пергамену — по преданию, рукой византийской императрицы Феодоры. Реже употреблялся жёлтый пергамен (codex crocatus; от crocus — шафран) или чёрный.
История книги
Пергамент
Пергамент – материал для письма, изготовленный из выделанной кожи животных, как правило, телячьей, овечьей или козьей шкуры.
При производстве пергамента кожи не дубили, а тщательно вычищали, скоблили и высушивали под напряжением, получая листы тонкой и прочной кожи белого или желтоватого цвета.
Хотя выделанная кожа животных употреблялась для письма и раньше, изобретение пергамента обычно связывают с именем царя Пергама Эвмена Второго (197-159 до н. э.). По свидетельству историка Плиния, египетские цари, желая поддержать престиж Александрийской библиотеки, запретили во II в. до н. э. вывоз папируса за пределы Египта, и Пергамской библиотеке, второй по величине библиотеке древнего мира пришлось развивать альтернативный вариант производства материала для письма и усовершенствовать древние способы обработки кожи.
Фактически же поставки папируса были прерваны из-за вторжений в Египет сирийского царя Антиоха IV Епифана, который в 170-168 гг. до н.э. временно захватил практически всю территорию Египта.
Так пергамент стал альтернативой папирусу не только в Пергаме, но и во всём Средиземноморье, основным материалом для книг в средневековье, и продолжал использоваться даже после изобретения печати в середине пятнадцатого века.
Для письма на пергаменте потребовался другой тип чернил. Чернила для папируса, основанные на саже, также продолжали использоваться, но они легко смывались и даже стирались с пергамента, потому были разработаны чернила на основе дубильных веществ и железного купороса. Эти чернила въедались в кожу, и надписи можно было стереть, только соскоблив их.
Пергаментный свиток
Долгое время пергаментные свитки существовали совместно с папирусными. Несмотря на очевидные достоинства пергамента: прочность, долговечность, возможность многократного использования, смывая или соскабливая ранее написанный текст, у него были существенные недостатки: сложность изготовления и дороговизна.
В конце I в.н.э. появляются первые упоминания о пергаментных кодексах – фактически книгах, состоящих из страниц. Несмотря на очевидное их преимущество перед свитками, широко распространены они стали только к 3 в.н.э.
Веленевый свиток. Англия, 1638 г.
В позднем средневековье пергамент повсеместно заменяется бумагой, и используется только для написания традиционных и официальных документов (оригиналы королевских указов, соглашений, дипломов и т.п.).
К этому времени меняется и способ чтения свитков: если античные рукописи сворачивались в горизонтальный свиток, то в позднем средневековье и впоследствии свитки стали вертикальными. Это напрямую связано с тем, что свитки более не являлись книгами, а предназначались для записи небольших по объему текстов.
В настоящее время пергаментные свитки являются единственным признаваемым религиозными евреями способом записи Торы и священных текстов иудаизма. Производством пергамента в Израиле занимаются крупные компании, под наблюдением квалифицированных раввинов. В частности, раввины следят, чтобы на пергамент шли шкуры только кошерных животных.
Растительный пергамент, или пергаментная бумага состоит из особым образом обработанной целлюлозы. Ее делают в фабричных условиях из тряпичной бумаги, в которой нет неорганических веществ, используя реактивы, частично растворяющие целлюлозу. Технология обработки бумаги построена так, что растворившаяся целлюлоза затем осаждается в порах бумаги и закупоривает их.
Такая бумага прочна, не пропускает влаги и жиров и используется главным образом при приготовлении пищи. К собственно пергаменту она не имеет отношения, исключая название.