Что такое перила у альпинистов
Движение альпинистов по перилам
При массовых восхождениях на опасных и труднопроходимых участках, — например при траверсе снежного склона над трещиной, переходе трещин по снежному
мостику, пересечении опасного кулуара, преодолении гладкой плиты — можно навесить веревочные перила с помощью крючьев, ледорубов или петель из репшнура (рис. 29).
Перила могут состоять из горизонтальных, вертикальных и наклонных участков. Участники двигаются вдоль перил, привязав к ним свою грудную обвезку посредством свободно скользящего карабина (на горизонтальных участках) или схватывающего узла (на вертикальных и круто наклонных участках). Перила используются также как дополнительная точка опоры.
Натягивать перила не обязательно туго, т. к. в зависимости от подробностей рельефа должна быть обеспечена свобода маневра, особенно на вертикальных участках.
При движении большой группы по перилам необходимо соблюдать следующие правила:
— на вертикальных и наклонных участках двигаться только в рукавицах;
— обязательно пристегиваться к веревке на каждом участке перил;
— при движении быть внимательным: не сбрасывать камни, прежде чем нагружать веревку, проверить надежность ее закрепления, при подъеме следить за верхом;
— двигающийся по перилам в любой момент времени должен быть пристегнут либо к одному из участков перил, либо к одной из точек закрепления (страховочной петлей); нарушение этого правила — грубейшая ошибка, нередко приводившая к печальным последствиям;
— при переходе с одного участка перил на другой надо сначала пристегнуться к последующему участку, и лишь потом отстегиваться от используемого. При наличии у участника только одного карабина на промежуточные точки закрепления между горизонтальными участками подвешивают карабин на петле, служащей для самостра-ховки при перестежке;
— на одном участке перил может двигаться одновременно лишь один человек. После перестежки двигающийся сигнализирует последующему, что перила свободны.
На снегу, льду, плитах при использовании перил следует идти несколько откинувшись назад, опираясь всей ступней о склон, держась за перила и натягивая периль-ную веревку в зависимости от рельефа. На гладких крутых плитах с малым трением главная нагрузка при этом падает на руки.
Этими же правилами следует руководствоваться, организуя массовую перильную страховку при переправах через горные реки по бревну и по камням.
В практике нередко используют веревку первой связки как перила, по которым последующие связки проходят сложный и трудоемкий участок.
Формы горного рельефа — термины
Статья Дмитрия Павленко (был отличный сайт singleclimb.com), публикуется с любезного разрешения автора. Раньше я перенёс с сайта Авангарда Олину статью на ту же тему, но эта мне тоже очень нравится.
Глава четвертая. Ну что, поботаем?
Получается так, раз мы тренируемся, потеем, обесстрашиваемся, мы — реальные пацаны. А чтобы реальным пацанам понимать друг друга, им нужно знать ключевые слова. Чтобы не получилось, как в начале 90-х, у только что обретших независимость, украинских клаймберов, очень смешно пытавшихся общаться на незнакомом тогда еще украинском языке, по рации.
Не все, применяемые термины, могу кратко объяснить словами, поэтому, часть просто покажу на фото в различных вариантах.
Ну, что такое Гора, Вы должны догадываться чисто интуитивно, ибо, что это за альпинист, который не может интуитивно визуализировать основной объект своих устремлений (как загнул, а!). В общем, с Горой — без вопросов.
А вот на самой Горе есть несколько наворотов, которые обзываются специальными терминами, часто применяемыми в разговорной речи восходителей.
Хребет — горная цепь, состоящая из множества вершин, тянущаяся порой на тысячи километров (Киргизский хребет, хребет Петра первого и т.д.).
Гребень — участок хребта между отдельными вершинами.
Ребро — мощное скальное, ледовое или снежное ответвление от вершины, обычно обрывающееся у подножия.
Контрфорс — маленькое ребро, иногда не доходящее до подножия.
Перевал — понижение в гребне между вершинами.
Перемычка — любое понижение на гребне, ребре, в общем, на всем чем угодно. Часто перемычками называют перевалы.
Жандарм — отдельно стоящая на рельефе скала.
Стена — любой склон с крутизной, приближающейся к 60 градусам.
Бастион — наиболее крутая часть стены.
Крыша — наиболее пологая часть стены, перед вершиной, не смотря на крылатую фразу Коли Тотмянина, что «не бывает Горы без крыши», иногда отсутствует (Аксу например)
Камин — вид рельефа, смотрите на фото. Для себя определяю, как щель, в которую могу протиснуться бочком и более.
Карниз — тут все понятно.
Потолок — обалденный карниз.
Бараньи лбы — заглаженные скальные выходы.
Кулуар — смотрите картинку.
Желоб — узкий кулуар.
Сброс — крутые скалы, лед, снег, в каком-нибудь спусковом кулуаре
или просто на склоне, улетают на них конкретно.
Мульда — смотрите на картинку.
Серак — ледяной жандарм.
Кальгаспоры — гадкий вид ледового рельефа, на картинке маленькие, а бывают по колено и выше, запаришься пробираться через них.
Заструги — можно сказать снежные кальгаспоры, выдуваемые ветром. Тоже очень неприятный вид рельефа.
Бергшрунд (берг) — трещина, отделяющая ледник от начала маршрута.
Все остальное для меня просто трещины.
Морена (боковая, срединная) — каменные отложения по бокам ледника или на его поверхности.
Ледопад — место, где ледник резко меняет сой уровень. Это слово может также обозначать ледовый обвал.
Полка — пологая часть любого рельефа.
Дюльфер — для меня, любой вид спуска по веревке со спусковым устройством. Так же — веревка, предназначенная для спуска.
Спортивный дюльфер (спортивный спуск) — упрощенный вариант спуска без спускового устройства.
Станция — место промежуточной остановки группы, закрепления перил, в общем — святое место, которое должно быть абсолютно надежным, ибо от него зависит жизнь всей группы!
Перила — закрепленные веревки, по которым поднимаются, следующие за первым, члены группы.
Скорачивание перил (деление) — закрепление перильных веревок на промежуточных точках, для оптимизации движения группы.
Зальцуг — так, чисто для понта, одна из техник ИТО, не парьтесь, пока о нем.
Траверс — прохождение по гребню нескольких вершин. Косое передвижение по склону.
Пич или питч — модный нынче прибамбас, при плохом произношении, воспринимаемый иностранцами, как «сука», обозначающий всего-навсего пройденную веревку, то есть мультипитчевый маршрут — маршрут, состоящий из нескольких веревок.
Сыпуха — каменная осыпь. Различают мелкую, среднюю и крупную сыпуху. Об их свойствах поговорим позднее.
Цирк- хребет с несколькими вершинами в форме полукруга или более. Часто народ вытворяет там такое, что и в настоящем цирке не увидишь.
Пожалуй, из наиболее употребляемых в речи, это все. Полностью заучивать словарь альпиниста не вижу возможности, ибо это слишком перегружает оперативную память, которая требуется для более полезных телодвижений.
Опять же, на все возникающие вопросы отвечу через ala-archa@inbox.ru
А вообще, как и в любой фене, в альпинистской важнее всего- золотая середина и простота. Термины — не та вещь, которой следует щеголять, лучше щеголять умением, хотя, порой, вовремя вставленный «зальцуг» или «мультипитч» и может приблизить к обладанию прелестной собеседницей, но про это в отдельной главе, тем, кому до… или за…
Специальное снаряжение в горах. Веревка. Виды страховки. Спусковые и страховочные устройства.
Опытные туристы и альпинисты знают, что часто только наличие веревки и специального снаряжения может сделать маршрут доступным и относительно безопасным для прохождения. Большинство треккинговых маршрутов во всем мире позволяет передвигаться по ним без использования веревки. Иногда, в опасных местах на маршрутах закрепляют специальные тросы, скобы или перила.
В таких случаях для безопасного передвижения достаточно каски, защитных перчаток, иногда — страховочной системы и усов самостраховки. Это снаряжение было уже рассмотрено в предыдущих статьях.
Но в сложных походах или на восхождениях сильно пересеченный рельеф может потребовать большего количества снаряжения. В первую очередь — это веревка и средства спуска и подъема по ней, а также все необходимое для страховки. В этой статье я хочу рассказать только про самые основные моменты, которые облегчат новичку первые шаги в мире экстремального туризма, особенно если он их делает без детального обучения инструктором. Ведь часто бывает, что туристы сталкиваются с использованием подобных технических средств на коммерческих восхождениях, где один гид/инструктор на несколько человек не имеет возможности провести качественное обучение.
Веревка
Вспомогательная веревка (репшнур, паракорд) используется для:
Для обоих видов использования лучше применять только сертифицированные изделия, характеристики которых соответствуют или превышают необходимые в каждой ситуации. Это правило должно нерушимо соблюдаться для всех видов применения, связанных с безопасностью участников.
Основная веревка бывает двух видов – динамическая («динамика») и статическая («статика»).
Динамическая веревка изготовлена таким способом, чтобы существенно растягиваться под значительной нагрузкой. Таким образом, достигается плавная амортизация рывка. Изобретение динамической веревки значительно повысило безопасность в мире экстремального спорта. Человек, использующий ее, получает значительно меньшие повреждения в результате сильного срыва, чем при использовании статической веревки.
При этом следует понимать, что у растягивающейся веревки есть и свои минусы при определенных видах использования, в первую очередь, в качестве вертикальных или горизонтальных перил, натяжных переправ, подъеме тяжелого груза. Эффект «резинки» делает эксплуатацию веревки в таких случаях неудобной. К тому же, динамическая веревка – недешевое удовольствие.
В таких случаях незаменима статическая веревка. На коммерческих маршрутах на самые высокие горы мира, например, Эверест, каждый год провешиваются километры веревочных перил. Как правило, из статических веревок. Они удобнее, дешевле, отличаются очень высокой износостойкостью. Веревочные перила также используются при походе на Эльбрус, его наивысшую, западную вершину.
Все виды веревок сейчас имеют прочную износостойкую верхнюю оплетку, а внутри состоят из большого количества прочных волокон. Оплетка делается обычно ярких цветов. Если вам нужно несколько веревок, берите разной окраски, чтобы избежать путаницы. За состоянием веревки нужно тщательно следить, в горах она может получить повреждения в следствии воздействия агрессивных факторов среды и человеческого фактора. Оценить характер повреждения веревки должен инструктор. Новичку лучше сразу отказаться от мысли использовать поврежденную веревку.
На сегодняшний день средний диаметр основной веревки около сантиметра. Такая толщина обеспечивает баланс прочности, износостойкости с одной стороны, и веса, компактности и удобства использования — с другой. В последнее десятилетие наметилась некоторая тенденция к уменьшению диаметра динамических веревок. Тем не менее, одинарная основная веревка редко бывает тоньше 9 мм.
Страховка с помощью веревки
В предыдущей статье были рассмотрены моменты, связанные с самостраховкой. На сложном рельефе часто одной только самостраховки бывает недостаточно. Тогда группа делится на связки, в которых участники страхуют друг друга с помощью веревки, будучи связаны ею.
Страховка бывает одновременной и попеременной.
Одновременная страховка применяется на относительно простом, но при этом потенциально опасном рельефе. Самый распространенный пример – передвижение в связке на леднике. Участники передвигаются все одновременно, при этом они связаны между собой веревкой и находятся на безопасном расстоянии друг от друга – в среднем, 15-18м. В случае внезапного падения в трещину одного из связки, он задерживается из-за веса других людей в связке и сопротивления веревки, врезающейся в кромку трещины. Также одновременная страховка широко используется на узких опасных гребнях, где есть возможность закладывать разделяющую участников веревку за выступы рельефа. Иногда для одновременной страховки применяют искусственные точки закрепления веревки, что требует уже более серьезных навыков.
Попеременная страховка применяется там, где одновременное движение участников становится опасным. В таком случае, один из участников продвигается по рельефу, по возможности продевая веревку через точки страховки (если они есть), а другой внимательно его страхует. Как правило, при этом используется страховочное устройство. Страхующий внимательно наблюдает за двигающимся по рельефу партнером по связке, выдает необходимое для свободного движения количество веревки или выбирает слабину.
Страхующий в любой момент должен быть готов принять все меры по задержанию сорвавшегося первого номера.
Это, так называемая « нижняя страховка », поскольку все точки надежного закрепления веревки находятся ниже лезущего. Передвижение с нижней страховкой наиболее рискованно и требует хорошей подготовки.
После того, как первый номер продвинется по рельефу на всю длину веревки либо до удобного/условленного места, он останавливается и организует базовую станцию на надежных точках страховки (крупные камни, зубцы, стационарные крючья или скобы, мобильные точки страховки) и готовится принять второго номера к себе, обеспечив его верхней страховкой.
Верхняя страховка более надежна и менее травматична в силу того, что в случае срыва (при правильной организации процесса) не происходит существенного падения сорвавшегося участника. При этом страхующий может находиться относительно лезущего как вверху (при восхождениях), так и внизу (на тренировках). В этом случае веревка должна проходить через специальное кольцо либо карабин в верхней части маршрута.
Перильная страховка. Перила.
Нужно упомянуть этот очень популярный на коммерческих и спортивных восхождениях вид страховки, считающийся групповым.
Под перилами, как правило, подразумевается закрепленная с обеих сторон (вверху и внизу) веревка, которая, часто, имеет еще и дополнительные точки закрепления по своей длине (особенно это касается горизонтальных или диагональных перил). Такие точки дополнительного закрепления веревки обязательны на перегибах траектории перил.
По перилам обычно передвигаются встегивая в них ус самостраховки с помощью карабина (ссылка) в том случае, если рельеф простой. Если рельеф представляет трудность для лезущего, то для предотвращения проскальзывания вниз используются специальные зажимы. Самым простым и доступным зажимом является узел Прусика (см.
Страховочные устройства
Для надежной попеременной страховки необходимо использование специальных приспособлений. В настоящее время их изобретено великое множество. Тут будут рассмотрены основные типы, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки.
Нужно понимать, что здесь описаны только самые доступные и популярные устройства для использования в походах.
Основное преимущество этого способа страховки – простота.
Недостатков больше. Основной – узел очень сильно закручивает веревку, которая уже после одного прохождения через карабин с узлом делается непригодной для дальнейшего использования без выравнивания. Поэтому, данный способ следует знать скорее «на всякий случай».
« Восьмерка ». Этот тип спусковых устройств очень прост и надежен в использовании. Еще бы! Здесь просто нечему ломаться. Кроме восьмерки необходим также и карабин.
Основные достоинства – легкость, простота, дешевизна. Возможность для большинства конструкций работать со сдвоенной веревкой, с толстой, жесткой или очень загрязненной веревкой, которая может «отказаться сотрудничать» с более нежными устройствами.
Из недостатков – «крутит» веревку, хоть и не так сильно, как узел УИА. Требует повышенной аккуратности в использовании, так как не обладает эффектом самоблокировки. Происходит некий парадокс – устройство, требующее четких навыков и потенциально одно из наиболее опасных, чаще всего оказывается в руках новичков из-за низкой стоимости…
« Стакан ». Технически более продвинутая группа устройств. Так же легки и почти столь же просты по конструкции, как и восьмерки, но при этом с эффектом частичной самоблокировки. Есть много конструкций под двойную веревку. Идеальные устройства? Если бы… Плохо работают с жесткими веревками и веревками увеличенного диаметра…
По схожему со стаканом принципу работает множество самодельных или оригинальных устройств мелкосерийных производителей – всевозможные «букашки», «грибки», «ласточки» и прочие произведения неудержимой инженерной мысли.
Перечисленные выше устройства удобны тем, что могут с одинаковым успехом использоваться как для страховки, так и для спуска по веревке. При этом они обладают малым весом, компактны, дешевы и лучше всего подходят для начинающих. Все же, мне трудно порекомендовать «восьмерку» как первое страховочное устройство для новичка.
Существует целый ряд более громоздких и специализированных устройств, применяющихся в основном в промышленном альпинизме и спелеологии. Они отличаются громоздкостью, значительным весом, высокой стоимостью. Поэтому подходят больше для профессионального использования и в этой статье рассмотрены не будут.
Не могу обойти вниманием еще одно культовое страховочное устройство, которое, впрочем, можно ограниченно применять и для спуска – гри-гри (GriGri) от известного французского производителя снаряжения фирмы Petzl. Со временем принцип работы устройства был с разной степенью успешности заимствован другими производителями.
В первую очередь, устройство пользуется популярностью у скалолазов и альпинистов. Его особенность в полуавтоматическом срабатывании. Действия устройства чем-то похоже на действие инерционных ремней безопасности в автомобиле – если тянуть плавно, веревка (ремень) свободно выдается, но стоит резко дернуть и механизм блокируется. Правда, в использовании устройства есть свои нюансы. Тем не менее, оно существенно повышает безопасность страховки. К сожалению, ограниченность применения, высокая цена (порядка 90$) и потребность в определенных навыках не делает это устройство лучшим выбором для новичка.
Полагаю, читателю понятно, что любая информация в любой самой распрекрасной статье – всего лишь пища для размышления. Она не может быть единственным основанием для применения специального снаряжения в экстремальных путешествиях или других обстоятельствах. Настоятельно рекомендую практические занятия в интересующих вас видах экстремальной активности со знающим инструктором. Также имеет смысл проводить потенциально опасные походы под руководством опытного гида или людей, имеющих за плечами необходимые навыки более сложных действий, чем те, которые требуются в данном мероприятии.
Желаю вам увлекательных, насыщенных, но безопасных приключений! Дорогу осилит идущий.
Пособие для начинающих альпинистов. Часть 1. Техника страховки в горах
Пособие для начинающих альпинистов. Часть 1. Техника страховки в горах
Материал нашел и подготовил к публикации Григорий Лучанский
Источник: Антонович И. (автор и художник). Техника страховки в горах. Пособие для начинающих альпинистов. Часть 1. Физкультура и спорт, 1951 г.
Одним из главных средств, обеспечивающих безопасность передвижения альпинистов в горах, является страховка. Техника страховки слагается в основном из различных приемов применения веревки.
В горах на несложных маршрутах для обеспечения страховки требуется следующее снаряжение: 1) веревка основная — 20-30 м; 2) шнур — 3,8-4 м; 3) петля из шнура (кусок шнура длиной 1,4-1,5 м, сращенный в петлю); 4) альпинистский пояс; 5) крюки скальные и ледовые; 6) карабины; 7) молоток; 8) ледоруб; 9) рукавицы брезентовые.
Для страховки в горах альпинисты связываются между собой веревкой в «связки» по 2—3 человека на расстоянии от 8 до 20 м друг от друга, в зависимости от сложности маршрута. Страховку веревкой необходимо начинать, когда при движении по склону нет уверенности в том, что в случае потери равновесия и падения можно будет самому задержаться. На леднике альпинисты связываются уже тогда, когда они проходят между трещинами, особенно если эти трещины закрыты снегом.
Страховка бывает попеременная и одновременная. Осуществляется она через тело альпиниста (плечо, поясницу), через опоры (выступ, крюк, ледоруб) и в комбинации (через тело и опоры).
При страховке основное значение имеет положение страхующего по отношению к страхуемому. В зависимости от этого страховка может проводиться сверху вниз, снизу вверх или в сторону.
Для страховки, проводимой сверху вниз, можно применять любой прием, так как рывок в случае срыва будет незначительный.
При страховке же, проводимой снизу вверх, где могут быть рывки очень большой силы, не все приемы могут быть применимы в равной степени:
а) страховка через ледоруб и страховка через плечо могут применяться только па склонах, крутизна которых не превышает 40°;
б) страховка через поясницу вообще не может быть применима, так как при ней на 1 м падения нужно 1—1,5 м протравливания веревки;
в) безусловно, могут быть применимы: 1) страховка через плечо и выступ; 2) страховка через плечо и крюк; 3) страховка из рук через выступ (при охвате выступа веревкой в пределах до 180°).
Суть страховки заключается в том, что в случае падения одного альпиниста другой должен задержать его веревкой от дальнейшего падения. Чтобы задержать сорвавшегося, страхующий должен в момент рывка протравить некоторое количество веревки через плечо, выступ и т. д.
Протравливание веревки при рывке нужно для того, чтобы в результате трения, создаваемого веревкой о плечо, выступ, карабин или ледоруб, можно было относительно плавно остановить дальнейшее падение сорвавшегося альпиниста (если же веревку привязать к выступу или крюку наглухо, то достаточно падения с высоты 1—2 м, чтобы произошел разрыв веревки).
Норма протравливания веревки страхующим составляет в среднем около 50 см на 1 м падения страхуемого. Например, страхуемый находится на 3 м выше выступа, через который проходит веревка. В случае срыва страхуемый до момента натяжения веревки пролетает б м. В этом случае страхующий должен протравить 3 м веревки.
Чтобы при протравливании веревки не обжечь руки, нужно перед началом страховки одеть рукавицы.
При страховке через опору нужно руки держать дальше от нее, в противном случае при рывке можно повредить руку об опору.
Часть веревки, предназначенная для протравливания, при страховке на скалах должна быть аккуратно сложена у ног страхующего, а при страховке на льду и снегу может быть спущена по склону.
Необходимо отметить, что умелое протравливание веревки и вообще удержание падающего достигается только длительной практической тренировкой в учебных условиях по удержанию сбрасываемой с выступа или склона «чурки» или чучела весом 40—60 кг. При неумелом обращении с веревкой она будет мешать альпинисту, путаться у него в ногах, стеснять руки, цепляться за скалы и т. п. и может из средства обеспечения безопасности превратиться в причину аварии.
Когда страхующий стоит в недостаточно устойчивом положении (например, малый размер площадки) и в случае рывка может потерять устойчивость и упасть, то прежде чем начать страховку, он должен организовать для себя самостраховку на выступе или крюке (рис. 16, 20, 21). Петлю самостраховки нужно прикрепить к выступу или к крюку, находящемуся с противоположной направлению ожидаемого рывка стороны, причем этот выступ или крюк должен быть расположен по возможности выше уровня плеча. Шнур не должен быть натянутым, он должен иметь слабину 60—80 см. Следует иметь в виду, что выступ, который нельзя использовать для страховки, нередко может быть с успехом использован для самостраховки (рис. 20).
В целях самостраховки альпинисты прикрепляются к перилам схватывающим узлом или карабином (рис. 26, 27). При спуске по веревке также применяют самостраховку схватывающим узлом (рис. 32, 33).
В работе с веревкой приходится применять различные узлы. Однако в альпинизме пользуются весьма ограниченным количеством узлов. Узлы должны быть, безусловно, прочными и ни при каких обстоятельствах не развязываться сами, вместе с тем нужно, чтобы каждый узел можно было развязать без особого труда (следует помнить, что узлы снижают прочность веревки на 45—65%). Начинающим альпинистам достаточно знать всего 6 узлов: три узла для связывания концов веревок (прямой, ткацкий и академический); два узла для грудной обвязки (проводника и булинь) и один узел для самостраховки, подъема по веревке и пр. (схватывающий узел).
Грудная обвязка должна плотно облегать грудь, но не сдавливать ее при вдохе. После того как узел завязан, нужно его хорошенько расправить и только тогда затянуть. Короткие концы, выходящие из узла, рекомендуется закрепить контрольными узелками (рис. 1, 2, 3). Каждый узел можно научиться завязывать быстро и безошибочно (даже в темноте).
Начинающий альпинист, отправляющийся в горы, должен помнить, что страховать — это значит охранять жизнь связанного с ним товарища и отвечать за него.
1. Узел прямой. Применяется для связывания концов веревки одинаковой толщины.
2. Узел ткацкий. Применяется для связывания концов веревки как одинаковой, так и разной толщины. После того, как завязано два отдельных узла (А, Б), их нужно сдвинуть вместе в один узел, потянув за длинные концы (В, Г). Развязывая узел, сначала нужно раздвинуть его, потянув за к о р о т к и е концы (Д, Е).
3. Узел академический. Применяется для связывания концов веревки разной толщины (А, Б, В, Г).
4. Узел булинь. Применяется для грудной обвязки только на концах веревки. Завязывается непосредственно на груди (А, Б, В, Г).
5. Узел проводника. Применяется для грудной обвязки как на концах, так и на середине веревки. На сложенной петлей веревке завязать узел, не затягивая его, одеть петлю с узлом на грудь и лишь после этого затянуть узел.
6. Подтяжки. Чтобы грудная обвязка не сползла на поясницу, ее нужно закрепить на груди подтяжками из шнура. Концы подтяжек (А) завязать прямым узлом.
7. Отдельная грудная обвязка из шнура. Завязывается на груди петлей из шнура длиной 3,8—4 м. К грудной обвязке пристегивают карабином основную веревку (А), перила, петлю со схватывающим узлом и т. п.
8. Схватывающий узел. Применяется для самостраховки, подъема по веревке и других целей. Завязывается на основной веревке из петли шнура длиною 1,4—1,5 м (А, Б, В). В отличие от других узлов схватывающий узел свободно скользит по основной веревке, если его двигать рукой (Г), но если узел тянуть за шнур, то он затягивается и прочно схватывает основную веревку (Д).
9. Забивание скального крюка. При отсутствии на скалах удобных для страховки площадок и выступов нужно страховать через крюк. Крюк надо забивать в трещину скалы сильными ударами молотка так, чтобы к моменту упора кольца крюка в скалу он входил в трещину очень туго.
10. Извлечение скального крюка. После использования крюка для страховки его необходимо извлечь из скалы. Для этого сначала надо раскачать крюк ударами молотка вдоль трещины (А), затем, забив другой крюк (как клин) между скалой и кольцом вынимаемого крюка, вытянуть его немного из трещины (Б). Потом указанные действия повторяются заново до извлечения крюка из скалы.
11. Забивание ледового крюка. На крутых ледяных склонах при страховке снизу удержать сорвавшегося можно только, применяя крюки. Прежде чем забить крюк, нужно очистить ледорубом рыхлый поверхностный слой льда (А) или вырубить во льду ступеньку (Б). На освещенных солнцем склонах, чтобы крюк не вытаивал, его нужно засыпать осколками льда (Б).
12. Извлечение ледового крюка. Сначала нужно вырубить вокруг крюка лед (А), затем ударом молотка по крюку сдвинуть его с места (так как крюк примерзает ко льду) и, наконец, клювом ледоруба извлечь крюк из склона (Б).
13. Соединение веревки с крюком посредством карабина. Надо продеть карабин в кольцо крюка (А) и повернуть его в кольце на 180° (Б), после этого вложить в карабин веревку и проверить, хорошо ли защелкнулся замок (В).
14. Схема расположения крюков. Если приходится забивать более двух крюков, то располагать их нужно по прямой линии (А) или по дуге выгибом вверх (Б), в противном случае веревка может заклиниться под кольцо крюка. При передвижении по льду «зигзагом» крюки следует забивать только по одну сторону «зигзага» (В).
15—16. Страховка через выступ. Проверив, нет ли на выступе острых углов (если они есть, надо затупить их молотком) или узких щелей, в которых веревка может заклиниться, надо заложить веревку за выступ, стать к нему лицом или боком и страховать. Через выступ большого трения (с углом охвата выступа веревкой около 180°) нужно страховать, держа веревку руками по обе стороны выступа (рис. 15). На выступе среднего трения (с углом охвата выступа веревкой около 90°) нужно держать веревку обеими руками с одной стороны выступа (рис. 16).
Самостраховка. На выступ наброшена петля, завязанная на основной веревке.
17. Страховка через поясницу. Страховка осуществляется в положении сидя. Выпрямленные в коленях ноги расставить на 50—90 см и ступнями упереться в скалу. Веревка спереди не должна выходить за пределы расставленных ног, а сзади она должна лежать на пояснице.
18. Страховка через плечо. На удобной для страховки площадке надо стать боком в направлении предполагаемого рывка, наклонив туловище в противоположную ему сторону. Ступня прямой, опорной ноги должна быть повернута носком в сторону рывка. Стоять нужно так, чтобы веревка дополнительно перегибалась через выступ (край площадки). При этом следует учитывать, чем больше будет угол перегиба веревки, тем легче будет рывок.
19. Страховка через плечо и выступ. Для проведения страховки надо стать в стойку «страховки через плечо», повернувшись боком к выступу. При рывке в сторону важно, чтобы упор ногой по возможности был повыше.
20. Страховка через плечо и крюк на скалах. При отсутствии пригодного для страховки выступа нужно забить крюк (А) в скалу и страховать через и лечо и крюк.
21. Страховка через плечо и крюк на льду. Для проведения страховки на ледяном склоне надо вырубить две удобные ступеньки для ног и забить крюк для страховки (А). Если склон очень крутой, нужно забить другой крюк для самостраховки (Б).
22. Страховка через плечо на снегу. На склоне с неглубоким снежным покровом организовать страховку через ледоруб нельзя. Страховать надо через плечо, вытоптав предварительно хорошую площадку для ног.
23—24. Страховка через ледоруб на снегу. Для проведения страховки надо вонзить ледоруб в плотный снег почти до головки, стать ниже него и страховать, держа веревку двумя руками по одну сторону ледоруба (рис. 23). Если снег недостаточно плотный, следует предварительно хорошо утоптать его и вонзить ледоруб в образовавшийся плотный ком. Страховать нужно, стоя выше ледоруба (рис. 24), одной рукой держа ледоруб за головку, а другой — веревку, обернув ее предварительно один раз (но не более) вокруг древка.
25. Одновременная страховка. Применяется при передвижении всей «связки» по леднику, некрутым склонам, широким гребням и т.д. При передвижении с применением одновременной страховки нужно быть особенно внимательным и ни на минуту не терять друг друга из вида, чтобы в случае падения одного остальные могли мгновенно принять необходимые (в зависимости от условий) положения и предпринять нужные действия для удержания упавшего. При передвижении по скальным склонам и гребням идущий впереди закладывает веревку за выступы.
26. Вертикальные перила. При прохождении маршрута большой группой альпинистов надо на опасных местах навешивать для страховки веревочные перила. Двигаясь вдоль вертикальных перил, обеспечить себе самостраховку схватывающим узлом на короткой петле из шнура ( A ).
27. Горизонтальные перила. Применяются при массовых переправах через реки, пересечении опасных склонов и т. д. К горизонтальным перилам нужно пристегнуть себя за поясную или грудную обвязку карабином. Между двумя пунктами закрепления перил передвигаться только по одному человеку, иначе идущие будут сбивать перилами друг друга.
28—29. Самозадержание. Как только страхуемый сочувствует, что стоит очень неуверенно или начинает терять равновесие, он должен об этом предупредить товарища. В случае срыва он обязан немедленно принять меры к самозадержанию, стремясь прекратить или замедлить скольжение и этим облегчить товарищу проведение страховки. Для осуществления самозадержания нужно на скалах цепляться за все выступы; на льду и снегу повернуться на живот и тормозить. На льду тормозить следует клювом ледоруба, приподняв ноги с кошками (рис. 28), на снегу штычком ледоруба и носками ботинок (рис. 29).
30—31. Подготовка к спуску по веревке. Спуск по крутым и отвесным участкам труден и опасен, На таких участках необходимо спускаться по веревке. Для этого средняя часть веревки набрасывается на гладкий выступ (А) и оба конца ее спускаются по склону. Если выступ не гладкий и на нем может заклиниться веревка, то на выступ нужно набросить петлю из куска шнура и в нее продеть веревку для спуска (Б, В). При отсутствии подходящего для спуска выступа применяется крюк (Г). Для спуска на льду следует забить крюк (Д) или вырубить во льду столбик каплеобразной формы (Е). После спуска надо вытянуть веревку за один конец.
32—33. Спуск по веревке. По коротким склонам крутизной до 65° можно спускаться, перехватывая руками по веревке и переступая ногами по склону (рис. 32). По крутым и отвесным участкам нужно спускаться, сидя на основной веревке, прикрепившись к ней схватывающим узлом (рис. 33, A ), а при глубоких спусках и карабином (Б) — для уменьшения нагрузки на левую руку. Регулировать спуск правой рукой и по мере спуска сдвигать схватывающий узел вниз левой рукой.