Что такое периодизация истории 5 класс

Что такое периодизация истории 5 класс

Понятие всемирной истории. История — это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях.

Содержанием истории вообще служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хозяйства, внешней и внутренней общественной жизни страны, международных отношений, деятельности исторических личностей. Соответственно и история – наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: истории экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии и пр. К историческим наукам относятся также этнография, изучающая быт и культуру народов, и археология, изучающая историю по вещественным источникам древности – орудиям труда, домашней утвари, украшениям и др., а также целым комплексам – поселениям, могильникам, кладам.

История подразделяется и по широте изучения объекта: история мира в целом (всемирная или всеобщая история), история континентов (например, история Азии и Африки), история отдельных стран и народов или группы народов (например, история России).

Вспомогательные исторические дисциплины.

Существуют вспомогательные исторические дисциплины, имеющие сравнительно узкий предмет исследования, изучающие его детально и таким образом способствующие более глубокому пониманию исторического процесса в целом.

К их числу относятся: хронология, изучающая системы отсчета времени; палеография – рукописные памятники и старинное письмо; дипломатика – исторические акты; нумизматика – монеты, медали, ордена, денежные системы, историю торговли; метрология – систему мер; флаговедение – флаги; геральдика – гербы стран, городов, отдельных семей; сфрагистика – печати; эпиграфия – надписи на камне, глине, металле; генеалогия – происхождение городов и фамилий; топонимика – происхождение географических названий; краеведение – историю местности, региона, края.

К наиболее значительным вспомогательным историческим дисциплинам относятся источниковедение, исследующее исторические источники, и историография, задача которой описание и анализ взглядов, идей и концепций историков и изучение закономерностей в развитии исторической науки.

Предмет исторической науки — особенности экономической, социальной, политической, культурной и других сфер жизни конкретного общества в прошлом, совокупность отношений в обществе в их развитии.

Объект исторической науки — историческая действительность, процесс, события, явления и фрагменты исторического развития, его действующие лица, вся совокупность условий, характеризующих жизнь общества и влияют на него, т.е. все, на что направлено познавательную функцию исторической науки. объект исторического познания очень близок к источниковой базы, но не тождественен ей. доминантным объектом исторической науки является сам субъект исторического процесса, то есть его движок, создатель, а в этой роли выступают люди и результаты их деятельности.

Периодизация всемирной истории: варианты и содержание

1) древнегреческий поэт Гесиод (VIII-VII вв. до н.э.) делил историю народов на пять периодов – божественный, золотой, серебряный, медный и железный, утверждая, что от века к веку люди живут все хуже.

2) древнегреческий мыслитель Пифагор (VI в. до н.э.) в понимании истории руководствовался теорией круга, в соответствии с которой развитие идет по одной и той же колее: зарождение, расцвет, гибель. при этом вектор истории практически отсутствует. такой взгляд на историю идет по аналогии с жизнью человека,

3) русский ученный Л.И. Мечников (1838-1888) установил периодизацию истории по степени развития водных путей сообщения: речной период (древние цивилизации), средиземноморский (средние века), океанический (новое и новейшее время).

4) американский ученый Уолт Ростоу разработал теорию стадий экономического роста. тогда он выделил пять стадий экономического роста:

5) Антропологическая периодизация — периодизация этапов эволюции физического типа людей (архантропы, неандертальцы, кроманьонцы)

6) Археологическая периодизация в качестве основного критерия использует последовательную смену орудий труда.

7) в российских учебниках по Всемирной (всеобщей) истории принята следующая периодизация:

Что такое периодизация истории 5 класс. Смотреть фото Что такое периодизация истории 5 класс. Смотреть картинку Что такое периодизация истории 5 класс. Картинка про Что такое периодизация истории 5 класс. Фото Что такое периодизация истории 5 класс

Это конспект по теме «». Выберите дальнейшие действия:

Источник

Таблица «Периодизация истории древнего мира. Первобытность»

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. Древний мир. Первобытность.

3 млн. лет до н.э. – 12 тысяч лет до н.э.

Тёплый климат сменяется оледенением.

Основные занятия людей – охота и собирательство.

12 тысяч лет до н.э. – 6 тысяч лет до н.э.

Вымирание крупных животных.

Появление костяных и составных

(копья, ножи, топоры, гарпуны).

Охота с помощью лука и стрел.

Открытия и изобретения:

Начало обработки металлов

Появление излишков продуктов,

товарного обмена, денег.

Появление неравенства и знати.

3 тысячи лет до н.э. – 1 тысяча лет до н.э.

как отдельного занятия.

Изобретение колеса и плуга.

Плавание на парусных судах.

Разделение на языковые группы.

1 тысяча лет до н.э. – 1 тысяча лет н.э.

Переход от родовой общины

Формирование сословно – классового общества.

Период родового строя

Переход к классовому обществу.

Переход к классовому обществу.

Что такое периодизация истории 5 класс. Смотреть фото Что такое периодизация истории 5 класс. Смотреть картинку Что такое периодизация истории 5 класс. Картинка про Что такое периодизация истории 5 класс. Фото Что такое периодизация истории 5 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что такое периодизация истории 5 класс. Смотреть фото Что такое периодизация истории 5 класс. Смотреть картинку Что такое периодизация истории 5 класс. Картинка про Что такое периодизация истории 5 класс. Фото Что такое периодизация истории 5 класс

Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

Что такое периодизация истории 5 класс. Смотреть фото Что такое периодизация истории 5 класс. Смотреть картинку Что такое периодизация истории 5 класс. Картинка про Что такое периодизация истории 5 класс. Фото Что такое периодизация истории 5 класс

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое периодизация истории 5 класс. Смотреть фото Что такое периодизация истории 5 класс. Смотреть картинку Что такое периодизация истории 5 класс. Картинка про Что такое периодизация истории 5 класс. Фото Что такое периодизация истории 5 класс

Таблица «Периодизация истории древнего мира. Первобытность» обобщает материал темы «Первобытное общество» из курса «История древнего мира». В ней синхронизируются сведения о природных изменениях нашей планеты и о связанных с ними изменениях в жизни людей, указываются временные рамки отдельных периодов и характерные для них изобретения и открытия древних людей. Эти сведения соотносятся с понятиями присваивающего и производящего хозяйства, типов общественного строя.

Таблица поможет учащимся сформировать представление об историческом процессе, должна способствовать развитию исторического мышления.

Номер материала: ДБ-328292

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое периодизация истории 5 класс. Смотреть фото Что такое периодизация истории 5 класс. Смотреть картинку Что такое периодизация истории 5 класс. Картинка про Что такое периодизация истории 5 класс. Фото Что такое периодизация истории 5 класс

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что такое периодизация истории 5 класс. Смотреть фото Что такое периодизация истории 5 класс. Смотреть картинку Что такое периодизация истории 5 класс. Картинка про Что такое периодизация истории 5 класс. Фото Что такое периодизация истории 5 класс

В российских школах могут появиться «службы примирения»

Время чтения: 1 минута

Что такое периодизация истории 5 класс. Смотреть фото Что такое периодизация истории 5 класс. Смотреть картинку Что такое периодизация истории 5 класс. Картинка про Что такое периодизация истории 5 класс. Фото Что такое периодизация истории 5 класс

Рособрнадзор не намерен упрощать ЕГЭ в 2022 году из-за пандемии

Время чтения: 1 минута

Что такое периодизация истории 5 класс. Смотреть фото Что такое периодизация истории 5 класс. Смотреть картинку Что такое периодизация истории 5 класс. Картинка про Что такое периодизация истории 5 класс. Фото Что такое периодизация истории 5 класс

В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей

Время чтения: 0 минут

Что такое периодизация истории 5 класс. Смотреть фото Что такое периодизация истории 5 класс. Смотреть картинку Что такое периодизация истории 5 класс. Картинка про Что такое периодизация истории 5 класс. Фото Что такое периодизация истории 5 класс

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что такое периодизация истории 5 класс. Смотреть фото Что такое периодизация истории 5 класс. Смотреть картинку Что такое периодизация истории 5 класс. Картинка про Что такое периодизация истории 5 класс. Фото Что такое периодизация истории 5 класс

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что такое периодизация истории 5 класс. Смотреть фото Что такое периодизация истории 5 класс. Смотреть картинку Что такое периодизация истории 5 класс. Картинка про Что такое периодизация истории 5 класс. Фото Что такое периодизация истории 5 класс

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Урок «Периодизация древнего мира»

Тема. Периодизация первобытно-общинного строя. Расцвет родового строя. Разложение первобытно-общинного строя. Неолитическая революция.

Цель урока – познакомить с этапами развития человечества и первобытным обществом

Изучение нового материала

Этапы становление человека и общества

Этапы развития человечества

Общепринятым стало деление исторического пути, пройденного человечеством, на первобытную эпоху, историю Древнего мира, Средних веков, Новое и Новейшее время.

Становление человека современного типа, совершенствуются орудия труда, начинается переход от приспособленческого хозяйства к воспроизводящему

Период расслоения общества и образования государств

Кризис экономики, державное соперничество

Падение Римской империи

Рост значения городов

Разложение феодального строя

Начало революций, вера в силу разума

Бурное развитие промышленности

1. Традиционное (натуральное) хозяйство

2. Бурное развитие промышленности за счет освоения новых территорий

Этапы становления человека и общества

Во второй половине 20 в. происходят кардинальные изменения во взглядах на древность человеческого рода, этапы очеловечивания. Они связаны с новыми находками в Африке, а также с использованием в антропологии методов биохимической и молекулярной генетики.

Согласно данным молекулярной биологии человек как биологический вид возник в Африке, откуда расселился по всей планете, и все народы мира – потомки небольшой родственной группы исторических африканцев.

Окончательное расхождение эволюционных ветвей человека и крупных человекообразных обезьян произошло около 8-6 млн.лет до н.э.

Этапы становления и развития доклассового общества выделяют с помощью археологической периодизации в основе которой – совершенствование каменных орудий. Первобытность почти целиком принадлежит эпохе камня, которая в зависимости от типа и приемов изготовления орудий труда подразделяется:

постоянно передвигающихся на двух ногах и использующих природные предметы в качестве защиты, охоты.: Объединяясь в стада (стаи), они могли защищаться сами и защищать детенышей от более сильных противников, добывать больше пищи. При этом размер каждого из них был ограничен возможностями прокормиться на определенной территории (у первобытных людей размер стада составлял (20—40 человек).

Homo – человек, потомки австралопитеков

общества человека умелого вели бродячий образ жизни, на временных стоянках сооружали первые укрытия, пищу добывали собирательством, частично питались падалью, осваивали охоту. Именно они сделали первый шаг к целенправленной орудийной деятельности. Древнейшее сделанное ими орудие – грубое рубило (сколотый с одной стороны кусок гальки) стало начальной формой приспособления людей к среде обитания. Мышление (хотя и в примитивной форме), освоение огня и изготовление орудий были главными преимуществами в борьбе за выживание. Колективная форма прожживания. Формирования принципа коллективизма и равенства в распределении благ и обязанностей.

человек умелый Homo habilis

человек рульфовский ( Homo rudolfensis )

человек прямоходящий ( Homo erectus ), потомок человека умелого

Появились в Африке, потом расселились в Азию, а затем в Европу

Началось наступление ледников

Средний палеолит (200-40 тыс. лет до н.э)

неандерталец ( Homo sapiens neanderthalensis )

Рост населения, а также различия в образе жизни их коллективов. Время жизни пришлось на ледниковый период. Изготавливались десятки типов орудий, впервые специализированные остроконечники, сскребла, ножи, зазубненные пилы. Достигли соврешенства обработке камня. Обладали опытом, знанием материала и его местонахождением. Освоили опасную охоту на гигантов, приспособившихся к холодам. Из шкру неандертальцы стали делать зимнюю одежду и использовали шкуры для утепления жилищ. Научившись добывать огонь, обогревали жилища огнем. С помощью одежды и теплых жилищ впервые создали искуссственный микроклимат, что помогло выжить в условиях оледенения.

Именно у неандетальцев впервые различимы элементы духовной жизни.

Поздний палеолит 40-10 тыс. лет до н.э.

Мезолит 10/9 – 8/7 тыс. до н.э

Время освоения человеком пространства с юга на север: с изобретение транспортных средств (плот, челнок, лыжи) люди расселились до Евразии.

Коллективная охота вытеснялась индивидуальной: возросла роль рыболовства, зародился морской промысел. Крупные родовые общины делились на более мелкие семейно-производственные ячейки, уже способные себя прокормить

Неолит 8/7 – 3 тыс. до н.э.

Появление собственности, имущества, знаний, трудовых, профессиональных навыков, которые передавались по наследству, было тесно связано с изменениями жизненного уклада людей эпохи неолита, возникновением такой ячейки организации общества, как семья Важнейшую роль в становлении семьи сыграл переход от матриархата к патриархату. В период когда основным источником пищи была охота, век мужчин оказывался, как правило, недолог. Лишь самые удачливые и умелые из них доживали до 25—30 лет.

Источник

Периодизация истории

Периодизация истории — особого рода систематизация, которая заключается в условном делении исторического процесса на определённые хронологические периоды. Эти периоды имеют те или иные отличительные особенности, которые определяются в зависимости от избранного основания (критерия) периодизации. Для периодизации могут избираться самые разные основания: от смены типа мышления (О. Конт, К. Ясперс) до смены способов коммуникации (М. Маклюэн) и экологических трансформаций (Й. Гудсблом). Многие учёные для создания периодизации используют экономико-производственные критерии: это как социально-экономические отношения и средства производства (марксистская теория формаций), так и основная сфера производства (теория индустриального и постиндустриального общества; периодизация по принципам производства Л. Е. Гринина).

Содержание

Наиболее известные подходы

Формационный подход

В советской исторической науке наибольшее распространение получила схема пяти формаций (так называемая «пятичленка»), которая была разработана советскими учёными на основе произведений Маркса и Энгельса, в частности работы «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Фридриха Энгельса. Суть концепции заключалась в том, что любое человеческое общество проходит в своём развитии пять последовательных этапов — первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую формации. Данная схема в качестве непререкаемой догмы вошла во все учебные и справочные марксистские издания, а советские историки прикладывали значительные усилия, чтобы найти последовательную смену формаций в истории любого общества.

Так называемые «творческие марксисты» воспринимали пятичленную схему как главный ошибочный конструкт марксистской теории и именно против нее были направлены их основные критические высказывания. В очень высокой степени развитие творческого марксизма в СССР следует связывать с дискуссией об азиатском способе производства — шестой формации, существование которой постулировал Маркс, но отвергали советские учёные.

Исходя из озвученных в ходе дискуссии новых идей сформировались новые формационные схемы, отличные от схемы пяти формаций. В одних концепциях формаций шесть — между первобытностью и рабовладением исследователи располагают «азиатский (политарный) способ производства» (Семенов; Коранашвили; Капустин; Нуреев и др.). В других формаций четыре — вместо рабовладения и феодализма «большая феодальная формация» (Кобищанов) или единая докапиталистическая формация — «сословно-классовое общество» (Илюшечкин). Кроме однолинейных формационных схем, появились многолинейные, фиксирующие отличия развития западной цивилизации и незападных обществ. Многолинейный подход к всемирной истории наиболее последовательно отстаивал Л. С. Васильев.

В настоящее время (2011 год) один из наиболее последовательных сторонников формационной теории остаётся Ю. И. Семёнов. Он создал глобальную формационную (эстафетно-формационную) концепцию мировой истории, согласно которой, ни одно общество не обязано проходить все формации, на чём настаивала советская историческая наука. Последние общества не проходят той стадии, на которой находились первые, не повторяют их движение. Выходя на магистраль человеческой истории, они сразу начинают движение с того места, на котором остановились ранее некогда передовые общества.

Цивилизационный подход

В отличие от стадиальных теорий, в том числе марксистской, цивилизационный подход рассматривает исторический процесс в другой плоскости, не в диахронной «вертикали», а в пространственном «горизонтальном» измерении. Сторонники такого подхода полагают, что выделение равноценных цивилизаций позволяет избежать вопроса о прогрессе в истории, а значит — избежать градации развитых, развивающихся и не развитых народов.

Считается, что основные идеи циклического понимания истории были сформулированы еще в работах Джамбаттисты Вико. Однако наиболее четко данный подход впервые был изложен в книге Н. И. Данилевского «Россия и Европа». В зарубежной науке безусловный приоритет принадлежит книге О. Шпенглера «Закат Европы». Однако наиболее обстоятельно цивилизационная теория была сформулирована в 12-томном сочинении А. Тойнби «Постижение истории». Тойнби выделил около 30 цивилизаций, отличающихся уникальными неповторимыми чертами. Причинами возникновения цивилизаций служили «вызовы» внешней среды. Каждая из цивилизаций проходила в своем развитии стадии возникновения, роста, надлома и распада. Внутренняя структура цивилизаций основывалась на функциональном членении на «творческое меньшинство», массы, «пролетариат».

Уже давно обнаружились слабые стороны цивилизационного подхода. Во-первых, не удалось выявить объективных критериев, по которым выделяются цивилизации. По этой причине их число сильно отличается у разных авторов, и возможны различные спекуляции (вплоть до сведения любого народа к особой цивилизации). Во-вторых, не верно отождествление цивилизаций с живыми организмами. Время существования цивилизаций различно, периоды взлета и упадка могут случаться неоднократно. В-третьих, причины генезиса и упадка разных цивилизаций различны.

Цивилизационная теория была популярна в мировой науке полвека назад, ныне она находится в кризисном состоянии. Зарубежные ученые предпочитают обращаться к изучению локальных сообществ, проблематике исторической антропологии, истории повседневности. Теория цивилизаций наиболее активно разрабатывается в последние десятилетия (как альтернатива евроцентризму) в развивающихся и постсоциалистических странах. За этот период количество выделенных цивилизаций резко возросло — вплоть до придания цивилизационного статуса едва ли не любой этнической группе. И. Валлерстайн охарактеризовал цивилизационный подход как «идеологию слабых», как форму протеста этнического национализма против развитых стран «ядра» современной мир-системы.

Теории модернизации

Неоэволюционизм

Мир-системный

Мир-системный анализ исследует социальную эволюцию систем обществ,но не отдельных социумов, в отличие от предшествующих социологических подходов, в рамках которых теории социальной эволюции рассматривали развитие прежде всего отдельных обществ, а не их систем. В этом мир-системный подход сходен с цивилизационным, но идет несколько дальше, исследуя не только эволюцию социальных систем, охватывающих одну цивилизацию, но и такие системы, которые охватывают более одной цивилизации или даже все цивилизации мира. Этот подход был разработан в 1970-е гг. А. Г. Франком, И. Валлерстайном, С. Амином, Дж. Арриги и Т. дос Сантосом. В качестве важнейшего предшественника мир-системного подхода, заложившего его основы, обычно рассматривается Ф. Бродель. Поэтому не случайно, что главный мировой центр мир-системного анализа (в г. Бингхэмптон, при Университете штата Нью-Йорк) носит имя Фернана Броделя.

Литература

Ссылки

Первобытное общество · Древний мир (до 476 года) · Средние века (476—середина XVII века) · Новое время (середина XVII века—1918 год) · Новейшее время (с 1918 года)

Источник

Периодизация древнейшей истории

К презентации можно возвращаться в течение всего курса истории древнего мира в 5 классе.

Просмотр содержимого документа
«Периодизация древнейшей истории»

Что такое периодизация истории 5 класс. Смотреть фото Что такое периодизация истории 5 класс. Смотреть картинку Что такое периодизация истории 5 класс. Картинка про Что такое периодизация истории 5 класс. Фото Что такое периодизация истории 5 класс

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ДРЕВНЕЙШЕЙ ИСТОРИИ

Что такое периодизация истории 5 класс. Смотреть фото Что такое периодизация истории 5 класс. Смотреть картинку Что такое периодизация истории 5 класс. Картинка про Что такое периодизация истории 5 класс. Фото Что такое периодизация истории 5 класс

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ДРЕВНЕЙШЕЙ ИСТОРИИ

Что такое периодизация истории 5 класс. Смотреть фото Что такое периодизация истории 5 класс. Смотреть картинку Что такое периодизация истории 5 класс. Картинка про Что такое периодизация истории 5 класс. Фото Что такое периодизация истории 5 класс

Что такое периодизация истории 5 класс. Смотреть фото Что такое периодизация истории 5 класс. Смотреть картинку Что такое периодизация истории 5 класс. Картинка про Что такое периодизация истории 5 класс. Фото Что такое периодизация истории 5 класс

МЕЗОЛИТ- период между палеолитом и неолитом

НЕОЛИТ-новый каменный век

Первые культуры неолита появились около 7000 до н. э. в зоне так называемого « плодородного полумесяца ». Сельское хозяйство и культура распространились в Средиземноморье, долине Инда, Китае и странах Юго-Восточной Азии. Увеличение численности населения привело к возрастанию потребности в растительной пище, что способствовало быстрому развитию сельского хозяйства. При ведении сельскохозяйственных работ стали применяться каменные инструменты для обработки почвы, а при сборе урожая начали использоваться приспособления для жатвы, измельчения резки растений.

Что такое периодизация истории 5 класс. Смотреть фото Что такое периодизация истории 5 класс. Смотреть картинку Что такое периодизация истории 5 класс. Картинка про Что такое периодизация истории 5 класс. Фото Что такое периодизация истории 5 класс

НЕОЛИТ-новый каменный век

Погребальная маска IX-XI вв,

культура Сикан (Перу).

Золото, медь, киноварь.

Что такое периодизация истории 5 класс. Смотреть фото Что такое периодизация истории 5 класс. Смотреть картинку Что такое периодизация истории 5 класс. Картинка про Что такое периодизация истории 5 класс. Фото Что такое периодизация истории 5 класс

Охотники Скотоводы Земледельцы

Розовая граница — бронзовый век на 2000 до н. э.

Что такое периодизация истории 5 класс. Смотреть фото Что такое периодизация истории 5 класс. Смотреть картинку Что такое периодизация истории 5 класс. Картинка про Что такое периодизация истории 5 класс. Фото Что такое периодизация истории 5 класс

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *