Что такое периодизация русской литературы

Периодизация русской литературы XIX века: история, этапы развития и интересные факты

Русская литература XIX века подарила нам множество выдающихся писателей и их произведений – такие имена, как Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Гончаров, Островский и прочие у всех на слуху. Год от года появляются все новые исследователи как творчества отдельных авторов, так и всей литературы девятнадцатого столетия в целом. Одной из основных проблем для ученых была и остается периодизация русской литературы.

Значение русской беллетристики 19 века

Трудно умалить значение словесности девятнадцатого столетия для всей последующей литературы нашей страны. Ее называют «Золотым веком» нашей поэзии. Именно в этот период окончательно сформировался литературный русский язык, библиография столетия получила сатирическую, публицистическую и психологическую направленность. Для литературы всего века было характерно изображать людские пороки.

Что такое периодизация русской литературы. Смотреть фото Что такое периодизация русской литературы. Смотреть картинку Что такое периодизация русской литературы. Картинка про Что такое периодизация русской литературы. Фото Что такое периодизация русской литературы

Принципы периодизации русской литературы 19 века

Разные ученые по-разному смотрят на то, каким же именно образом классифицировать произведения литературы девятнадцатого века. К основным принципам, на которых так или иначе сходятся все исследователи, можно отнести три: первый – по хронологии, второй – по конкретному автору и третий – смешанный.

Хронологический принцип

Если судить по такому признаку (кстати, данный принцип считается основным), то в русской литературе 19 века выделяют семь периодов:

Согласно данной периодизации русской литературы, каждый период характеризуется особой жанровой направленностью. Например, в 20-е годы преобладал романтизм, в 40-е – идеализм, в 60-е – практицизм и тому подобное. Сводные данные можно увидеть в таблице периодизации русской литературы (ниже).

Авторский принцип

Первым такой принцип периодизации русской литературы предложил известный критик В.Г. Белинский, а уже за ним «подхватили» другие исследователи. Белинский опирался на трех авторов – Ломоносова, Карамзина и Пушкина.

Что такое периодизация русской литературы. Смотреть фото Что такое периодизация русской литературы. Смотреть картинку Что такое периодизация русской литературы. Картинка про Что такое периодизация русской литературы. Фото Что такое периодизация русской литературы

Смешанный принцип

Данный подход к проблеме периодизации русской литературы учитывал несколько определяющих факторов:ее отношение к действительности, отношение к духовной жизни и позицию ко всему этому конкретного автора. Такой принцип пользовался популярностью, в основном, в самом начале девятнадцатого столетия.

Отличие словесности первой половины 19 века от второй

Условно говоря, литературу девятнадцатого века можно разбить на две части – литература первой половины и литература второй. И, хоть столетие было и одно, а различий между произведениями немало. Так, авторы, работавшие в первой половине века, заложили основы русской классики, создали универсальные художественные образы, многие из которых стали нарицательными, а сами произведения разошлись по цитатам, многие фразы из них стали активно употребляться в речи (и по сей день). В это время происходит становление литературного языка, закладываются принципы художественного оформления. Произведения этого периода отличаются большой образностью.

Во второй половине девятнадцатого столетия литература напрямую была связана с изменениями, происходившими в политической жизни, а именно с восхождением на престол Александра Первого. Обстановка в стране изменилась, что неуклонно повлекло за собой изменения и в литературе. Она более аналитична.

Деление по Пушкину

Некоторые исследователи (разумеется, пушкинисты) предлагают иной принцип периодизации русской литературы 19 века: до Александра Сергеевича Пушкина и после него.

Что такое периодизация русской литературы. Смотреть фото Что такое периодизация русской литературы. Смотреть картинку Что такое периодизация русской литературы. Картинка про Что такое периодизация русской литературы. Фото Что такое периодизация русской литературы

А посему наиболее разумным представляется принцип периодизации русской литературы, описанный самым первым и являющийся основным у исследователей – то есть хронологический.

Русская литература 19 века

ГодыЛитературное направление
1800-1825Столкновение различных стилей
1830-еРомантизм и реализм
1840-е – 1850-еИдеализм
1860-еРеализм, поэты-романтики
1870-еРеализм, писатели-народники
1880-еКритический реализм
1890-еКритический реализм, пролетарская литература

Представленная выше таблица «Периодизация русской литературы 19 века» поможет нам ориентироваться в данном вопросе.

Первый период

В начале столетия в Москве и Петербурге появляются литературные общества, призванные объединить авторов «в поисках жанра». Эти годы характеризуются постоянной борьбой нового и старого, и отчетливо это проявляется в литературе – на протяжении всего периода в ней сражаются разные стили и направления – от сентиментализма (которые оставался ведущим в первое время) до романтизма, классицизма, реализма и натурализма. К концу периода господствующие позиции отвоевывает себе романтизм, чье появление справедливо связывают с творчеством В. Жуковского. Наиболее популярные жанры – баллады, элегии.

Что такое периодизация русской литературы. Смотреть фото Что такое периодизация русской литературы. Смотреть картинку Что такое периодизация русской литературы. Картинка про Что такое периодизация русской литературы. Фото Что такое периодизация русской литературы

Второй период

Революционно-декабристские идеи находят отражение в творчестве А. Пушкина и М. Лермонтова. Романтизм постепенно уступает место реализму, что ярко проявляется расцветом творчества Н. Гоголя (хотя многие все еще продолжают работать в романтической направленности). Поэзии становится все меньше, прозы – все больше. Активно начинает «пробиваться» вверх такой жанр, как повесть. Распространены исторические романы, драматургия, лирика.

Третий период

Демократические тенденции в литературе, только начинавшие зарождаться во втором периоде, в эти годы приобретают все большую силу. В это же время происходит борьба «западников» и «славянофилов», набирает обороты журналистика, которая впоследствии будет оказывать огромное влияние на весь историко-культурный процесс. Периодизация русской литературы этого этапа характеризуется продолжением революционных идей, утопическим социализмом и появлением темы «маленького человека». Литераторы работают в жанрах социальной повести, социально-психологического романа, физиологического очерка.

Четвертый период

Все большую силу получают демократические процессы. Демократия в журналистике, демократическое движение, борьба демократов с либералами – литература данного периода отражает все явления жизни. В это же время начинают активно пропагандироваться идеи крестьянской революции, в реалистическом ключе работают такие авторы, как Л. Толстой, Н. Лесков, Ф. Достоевский.

Что такое периодизация русской литературы. Смотреть фото Что такое периодизация русской литературы. Смотреть картинку Что такое периодизация русской литературы. Картинка про Что такое периодизация русской литературы. Фото Что такое периодизация русской литературы

Пятый период

В данные годы русская литература девятнадцатого столетия характеризуется появлением идей народничества. Крестьянская жизнь предстает в виде некоего идеала. Писатели работают в русле реализма. «Поднимают голову» различные тайные революционные общества. В это время популярны жанры очерка и рассказа.

Шестой период

Появляется такое направление, как «критический реализм». В нем работают М. Салтыков-Щедрин, В. Короленко. Усиливается значение пролетариата, активно пропагандируются идеи марксизма. Писатели стремятся к обличению социального неравенства в своих произведениях. В литературе вместо «маленького человека появляется человек «средний», иными словами, интеллигент. Так же продолжают появляться произведения в жанрах рассказа, повести, романа.

Седьмой период

Главное, что происходит в это время, – зарождение литературы пролетариата благодаря легкой руке Максима Горького. Идеи марксизма получают все большее распространение, так же активен критический реализм. При этом реалистическая литература противостоит декадентству. Жанры остаются прежними, к ним добавляется публицистика.

Источник

Периодизация русской литературы

Основные периоды русской литературы

Отечественная литература насчитывает тысячелетнюю историю. Русскими писателями созданы лучшие образцы мировой художественной культуры.

Литературоведы выделяют такую периодизацию:

Древнерусская литература

Первые тексты появились в рукописном виде. Это были исторические и религиозные тексты Киевской и Московской Руси. Первые книжники на Руси были греками. Поэтому вся литература состояла из переводов с греческого.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

«Повесть временных лет» — пример древнейшей русской летописи.

С принятием христианства и появления письменности началось развитие русской литературы. Сначала были переписчики и переводчики. Книги писались на пергаменте. Письменные источники имели прикладной характер и были религиозными по содержанию.

Из сохранившихся древнейших русских рукописей XI-XIII веков абсолютное большинство — это Евангелия, Псалтыри, богослужебные книги, например, «Слово о законе и благодати».

Каждая книга носила канонический характер, т. к. писалась с соблюдением принятых норм. Новизна исключалась.

Во второй трети XIII века книжная культура практически не развивалась из-за порабощения Руси Золотой Ордой.

В XV веке появилась первая публицистическая литература.

В XVI веке зародилась поэзия.

Примеры произведений древнерусской литературы

«Остромирово евангелие» — это древнейшая рукописная книга, автор — мастер книжного дела Григорий завершил ее 1057 году. Рукопись была заказана киевским князем Изяславом Ярославичем. Содержит 294 листа, украшенных миниатюрами с изображением евангелистов. Хранится в петербургской публичной библиотеке.

Особое место занимает литературный памятник «Слово о полку Игореве», автор которого не установлен, считается главным памятником древнерусской литературы. Повествует о походе князя Игоря на половцев, который окончился поражением и пленом. Жанр — эпическая песнь. Написано не позже XIII века.

«Слово» отличает поэтический ритм. В нем звучат мотивы русской народной поэзии. Присутствуют поэтические описания природы. Главная идея — объединение русских князей для борьбы с половцами. Сделано несколько переводов «Слова» на современный русский язык. Наиболее талантливыми считаются варианты у Василия Жуковского, Николая Заболоцкого, Дмитрия Лихачева.

Одним из наиболее ярких памятников русской средневековой литературы считается «Житие» Протопопа Аввакума.

Русская литература XVIII века

Этот период получил название — «Век русского Просвещения».

Золотой век русской литературы

«Золотым веком» русской литературы считается первая треть XIX в., время великих поэтов: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.

Это век настоящей русской поэзии, который начался поэтами–романтиками: В.А. Жуковским, Е.А. Баратынским, К.Н. Батюшковым. Завершен творчеством Ф.И. Тютчева.

Впервые в литературе поэты пытались осмыслить свое предназначение, общественную роль. Поэта в России стали называть пророком.

Начала развиваться проза, вначале под влиянием английских исторических романов Вальтера Скотта, переводы которых пользовались огромной популярностью. Впервые историческую отечественную повесть «Капитанская дочка» о временах Пугачевского бунта создает А.С. Пушкин.

В литературу благодаря «Евгению Онегину» входит образ «лишнего человека», из гоголевской «Шинели» читатель узнает о «маленьком человеке». Таким образом, формируется реализм, который надолго займет в литературе главенствующее место.

Писатели поднимают общественно-политические проблемы. Развивается жанр городского реалистического романа. Создают свои произведения Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров. В литературу приходит исследование психологии личности.

В этот период поэзия приобретает социальную проблематику, которая четко обозначена в некрасовской поэме «Кому на Руси жить хорошо?», где ярко показана тяжелая и беспросветная жизнь русского народа. Мастером литературного жанра — рассказа стал А.П. Чехов. Пьесы Максима Горького отличаются драматичностью и яркими характерами.

Русская литература Серебряного века

Серебряный век — это небольшой, до 1917 года, период развития русской словесности. Назван по аналогу золотого века. Термин ввел русский философ, поэт и литературный критик В. С. Соловьёв. Это время появления целой плеяды талантливых поэтов, новых литературных направлений, время поиска эстетического идеала. Век отличает появление поэтических шедевров, вошедших в мировую художественную культуру.

Поэты-символисты Александр Белый, Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, ранний Александр Блок создавали новое мистическое искусство. На грани развала старого мира они уходили от действительности в постижение души, Божественной сущности мира.

В противовес им акмеисты ратовали за реальную действительность. Это четко проявилось в поэзии Николая Гумилева, Анны Ахматовой.

Футуристы — Владимир Маяковский, Велемир Хлебников — вышли на арену поэзии с отрицанием всей предшествующей культуры, призывая сбросить мастеров прошлого с «парохода современности». Называлось это «пощечиной общественному вкусу».

Имажинистов отличали бунтарство и эпатажность. В это же время возникает жанр новокрестьянской поэзии, куда входили поэты крестьянского происхождения. Среди них выделялся Сергей Есенин.

Русская литература советского периода

Литература советского периода делится на две большие группы: советские писатели, работавшие в жанре социалистического реализма на родине, и писатели русского зарубежья, вошедшие в эмиграцию второй и третьей волны.

Основные этапы литературы советского периода:

После перестройки авторов зарубежья начали публиковать толстые литературно-художественные журналы. Среди возвращенных значимые публикации:

Современная русская литература

Освободившись от цензуры, литература начала набирать новую силу и формировалась под воздействием возвращенной литературы.

Этот период отличает многообразие форм и направлений. Основной жанр — проза. Поэзия отходит на второй план. Романы, повести выходят на все вкусы и потребности общества. Это исторические, любовные, приключенческие, бульварные романы, детективы, фэнтези.

На полках книжных магазинах можно найти в изобилии интеллектуальную и массовую литературу.

Массовой или паралитературой (от греч. παρα- — около) стали называть тексты, основное назначение которых — коммерческий спрос. Эти книги обычно называют легким чтением, не требующим серьезного размышления. Типичный пример — Дарья Донцова.

Не случайно в это период выходит огромное количество детективов, любовных романов, авторы которых женщины: Александра Маринина, Татьяна Устинова, Екатерина Вильмонт и др.

В то же время активно развивается интеллектуальная литература. Это книги, предназначенные для вдумчивого чтения, требующие подключения интеллекта во время чтения. Пищу для ума можно найти в книгах Даниэля Орлова, Андрея Волос, Валерия Бочкова, Михаила Тарковского и др.

В связи со сменой идеологи изменились взгляды на роль писателя. Он перестал играть значимую роль в обществе, которую выполнял прежде.

Сегодня огромное количество авторов публикуется в интернете на различных порталах, например, «Проза.ру». Блогеры публикуют свое творчество на различных каналах. Поэтому значимость автора часто определяется количеством подписчиков.

Издатели, отслеживая уровень популярности авторов по этому признаку, предлагают опубликовать тексты отдельной книгой, как коммерческий проект, который принесет автору неплохую прибыль. Появилась новая оценка творчества: если тебя читают в интернете, значит, ты — писатель.

Основные направления и особенности периодов

Развитие русской литературы связано с историческими событиями, происходившими как в нашей стране, так и в мире.

Источник

Периодизация русской литературы

Историко-литературный процесс и важность его учета при анализе произведения. Периодизация русской литературы (с учетом смены направлений). Анализ предложенного произведения в контексте периода развития русской литературы.

Историко-литературный процесс и важность его учета при анализе произведения. Что такое периодизация русской литературы. Смотреть фото Что такое периодизация русской литературы. Смотреть картинку Что такое периодизация русской литературы. Картинка про Что такое периодизация русской литературы. Фото Что такое периодизация русской литературы

Анализ художественного произведения в его широком историко-культурном контексте представляет собой сложный процесс, обеспечивающий формирование умений проникать в содержательную и художественную структуру текста и раскрывать авторское послание к читателям. Внимание к широкому историко-культурному контексту способствует повышению интереса и развитию творческого подхода к обучению, а также приводит к осмыслению художественных особенностей изучаемого материала на более глубоком уровне постижения. Понимание методологической базы анализа художественного произведения и умение применять данные знания на практике дают возможность рассматривать текст как системно-структурное образование, открывать его многозначную и многоуровневую организацию, что позволяет систематизировать и углублять исследовательский опыт преподавателей и студентов, связанный с анализом текстов в частности и расширять их литературоведческие знания в целом.

Периодизация русской литературы.

1. ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА развивалась с 11 по 17 века. Это исторические и религиозные тексты Киевской и Московской Руси. Русская письменность начинает бурно развиваться с принятием христианства и введением кириллицы. Книга является средством для ознакомления с верой и пособием при совершении богослужения. Приняв христианство от Византии, Русь подчинилась в духовном отношении её влиянию, тем более, что первые служители церкви и первые книжники на Руси были греками. Первоначально вся литература состояла из переводов с греческого. Жанры: поучения, хождения, житие, видения, слово, евангелие, летопись.

2. ЛИТЕРАТУРА 18 ВЕКА. Эту эпоху называют «русским просвещением». Направления: классицизм, сентиментализм.

— 2-й период (1730-1750)гг. характеризуется формированием классицизма, созданием новой жанровой системы, углублённой разработкой литературного языка.

— 3-й период (1760- первая половина 70-х годов)- дальнейшая эволюция классицизма, расцвет сатиры, появление предпосылок к зарождению сентиментализма.

— 4-й период (последняя четверть века)- начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистичных тенденций. Изучение русской литературы 18-го века не исчерпывается и тем, что она ставила и по возможности решала наболевшие вопросы своего времени. Она во многом подготовила блестящие достижения 19-го века.

Основу великой русской классической литературы заложили Ломоносов, Фонвизин, Державин, Карамзин.

Но начался 19 век с расцвета сентиментализма и становления романтизма. Указанные литературные направления нашли выражение, прежде всего, в поэзии. На первый план выходят стихотворные произведения поэтов Е.А. Баратынского, К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, А.А. Фета, Д.В. Давыдова, Н.М. Языкова. Творчеством Ф.И. Тютчева «Золотой век» русской поэзии был завершен. Тем не менее, центральной фигурой этого времени был Александр Сергеевич Пушкин.

Наряду с поэзией начала развиваться проза. Прозаики начала века находились под влиянием английских исторических романов В. Скотта, переводы которых пользовались огромной популярностью. Развитие русской прозы 19 века началось с прозаических произведений А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Пушкин под влиянием английских исторических романов создает повесть «Капитанская дочка», где действия разворачивается на фоне грандиозных исторических событий: во времена Пугачевского бунта. А.С. Пушкин произвел колоссальную работу, исследуя этот исторический период. Это произведение носило во многом политический характер и было направлено к власть имущим.

А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь обозначили основные художественные типы, которые будут разрабатываться писателями на всем протяжении 19 века. Это художественный тип «лишнего человека», образцом которого является Евгений Онегин в романе А.С. Пушкина, и так называемый тип «маленького человека», который показан Н.В. Гоголем в его повести «Шинель», а также А.С. Пушкиным в повести «Станционный смотритель».

Литература унаследовала от 18 века свою публицистичность и сатирический характер. В прозаической поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» писатель в острой сатирической манере показывает мошенника, который скупает мертвые души, различные типы помещиков, которые являются воплощением различных человеческих пороков (сказывается влияние классицизма). В этом же плане выдержана комедия «Ревизор». Полны сатирических образов и произведения А. С. Пушкина. Литература продолжает сатирически изображать российскую действительность. Тенденция изображения пороков и недостатков российского общества – характерная черта всей русской классической литературы. Она прослеживается в произведениях практически всех писателей 19 века. При этом многие писатели реализуют сатирическую тенденцию в гротескной форме. Примерами гротескной сатиры являются произведения Н. В. Гоголя «Нос», М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы», «История одного города».

С середины 19 века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране. Литературный критик В.Г. Белинский обозначает новое реалистическое направление в литературе. Его позицию развивают Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский. Возникает спор между западниками и славянофилами о путях исторического развития России.

Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Развивается жанр реалистического романа. Свои произведения создают И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика. Литературу отличает особый психологизм.

Развитие поэзии несколько затихает. Стоит отметить поэтические произведения Некрасова, который первым внес в поэзию социальную проблематику. Известна его поэма «Кому на Руси жить хорошо?», а также множество стихотворений, где осмысляется тяжелая и беспросветная жизнь народа.

Литературный процесс конца 19 века открыл имена Н. С. Лескова, А.Н. Островского А.П. Чехова. Последний проявил себя мастером малого литературного жанра – рассказа, а также прекрасным драматургом. Конкурентом А.П. Чехова был Максим Горький.

Завершение 19 века проходило под знаком становления предреволюционных настроений. Реалистическая традиция начинала угасать. Ей на смену пришла так называемая декадентская литература, отличительными чертами которой были мистицизм, религиозность, а также предчувствие перемен в общественно-политической жизни страны. Впоследствии декадентство переросло в символизм. С этого открывается новая страница в истории русской литературы.

По мнению И.Ф.Анненского, мастера стиха прошлого столетия жили чувством гармонии между человеческой душой и природой. В современности же он видел трагедию человеческого «я», замученного сознанием своего безысходного одиночества, неизбежного конца и бесцельного существования. Исходом такого мироощущения становится то, что постепенно стираются грани между реальным и фантастическим, а поэзия становится все индивидуальнее и сосредоточеннее. Общественные катаклизмы начала столетия рождали в душах художников ощущение того, что мир перевернулся, а потому возникало стремление разгадать причины дисгармонии мира и души и найти пути исцеления.

На поэзию серебряного века огромное влияние оказали учения таких религиозных философов, как В.Соловьев, Н.Федоров, Н.Бердяев и П.Флоренский, которые выдвигали идеи вечной, божественной красоты и видели спасение мира в слиянии с Душой Мира, Вечной Женственностью. Идеи эти были особенно близки творчеству символистов (А.Белый, К.Бальмонт, В.Брюсов, ранний А.Блок). Д.Мережковский, идеолог так называемых старших символистов, считал, что новое мистическое искусство с помощью символов, вытекающих из тайных глубин души художника, должно открыть людям пути к постижению Божественной сущности мира.

Позже в русской поэзии выделилось направление, названное акмеизмом («расцвет, высшая степень»). Н.Гумилев, организатор этой группы поэтов, в которую входили С.Городецкий, В.Кузьмин и, в ранний период творчества, А.Ахматова, О.Мандельштам, настаивал на иных, нежели у символистов, ценностях. Акмеисты утверждали чувство реальности, необходимость обращения к земному бытию и отточенное мастерство его воплощения.

Одновременно с акмеистами на литературную арену выходят футуристы (В.Маяковский, В.Хлебников, Д.Бурлюк, ранний Б.Пастернак), поэзия которых была скандально-эпатирующей: сбросить художников прошлого с «парохода современности», отстаивать красоту «самоценного слова», Футуристы отрицали всю предшествующую культуру, в том числе старые ритмы и рифмы, грамматику языка, прежние темы.

Развитие различных течений вело к ожесточению борьбы между ними. Но сравнить ее можно с соперничеством разных голосов в общем хоре, так как духовные запросы представителей всех направлений вытекали из общих мотивов. Все они ощущали трагизм современной жизни.

Само понятие «серебряный век» еще недостаточно точно определено. Традиционно в его рамки Не укладываются такие поэты-реалисты, как И.Бунин. М.Цветаева вообще стоит особняком, так как ее творчество не было связано ни с одним из течений. Значительно переросли свои направления А.Ахматова, Б.Пастернак, О.Мандельштам. Все это, впрочем, говорит лишь об одном: поэзия серебряного века удивительна, но русская поэзия века двадцатого — явление еще более многогранное, неповторимое и загадочное.

1920-ые – начало 1930-х годов характеризуется разделением русской литературы на два потока – литературу эмиграции и метрополии, развивающихся в условиях социально-политического и географического размежевания. В это время в русской литературе существовала относительная свобода, которая выразилась в многообразии течений, школ, направлений, литературных группировок. Развивались возникшие до революции течения, появлялись новые, рождённые практикой социального переустройства. Одновременно существовали критический и социалистический реализм, модернистские течения, в поэтику произведений вторгался романтизм. К концу 1920-х годов усиливается идеологический нажим на писателей, стремление унифицировать литературу, сделать её проводником идеологии пролетариата.

1930-е – первая половина 1950-х годов – отмечен утверждение административно-командного метода руководства в государственной жизни, а в искусстве господством социалистического реализма с его нормативными требованиями как главного метода советской литературы. Литература разделяется на официальную (в русле соцреализма) и нонконформистскую (не вписывающуюся в рамки социалистического реализма).

Вторая половина 1950-х – первая половина 1980-х годов – новый этап, связанный с начавшимся кризисом политической системы (то «оттепель», то «застой»). В это время литературная практика ломает каноны соцреализма, выходит за его рамки. Происходит поворот к новым темам и проблемам, углубление психологизма, повышение внимания к нравственному миру человека.

Новейший период литературного развития, начавшийся с 1986 г. (начало политико-государственной перестройки), принёс возвращение произведений русского зарубежья, прежде не опубликованной отечественной литературы. Раскрепощение литературы вылилось в многообразии течений, направлений, индивидуальностей. В конце XX века наблюдается некоторое типологическое сходство в развитии литературы с концом XIX – началом XX веков.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *