Что такое перманентный конфликт
Философский словарь
Смотреть значение Перманентный Конфликт в других словарях
Конфликт — Бескомпромиссный, бесплодный, бессмысленный, вздорный, длительный, долговременный, драматический, затяжной, извечный, кровавый, кровопролитный, крупный, мелкий, нелепый.
Словарь эпитетов
Конфликт М. — 1. Серьезное разногласие, столкновение противоположных сторон, мнений, сил.
Толковый словарь Ефремовой
Перманентный Прил. — 1. Продолжающийся непрерывно; постоянный.
Толковый словарь Ефремовой
Конфликт — конфликта, м. (латин. conflictus) (книжн.). Столкновение между спорящими несогласными сторонами. рабочих с администрацией. || Осложнение в международных отношениях. Польско-литовский конфликт.
Толковый словарь Ушакова
Перманентный — перманентная, перманентное; перманентен, перманентна, перманентно (латин. permanens) (книжн.). Непрерывный, постоянно продолжающийся. Идея перерастания буржуазно-демократической.
Толковый словарь Ушакова
Вооруженный Конфликт — конфликт с применением физического насилия, «насильственный конфликт».
Политический словарь
Глубоко Укоренившийся, Застарелый Конфликт — конфликт с глубинными причинами и историческими корнями. Обычно этот термин применяют к конфликтам с многообразными социально-экономическими, культурными, религиозными.
Политический словарь
Зарождающийся Конфликт Или Латентная Стадия Конфликта — когда группы, не удовлетворенные своим положением, еще не осознают, что они подвергаются структурному, психическому или культурному насилию»
Политический словарь
Перманентный — Постоянный, непрерывно продолжающейся.
Политический словарь
Доход Перманентный — доход, характеризующий устойчивый уровень.
Экономический словарь
Конфликт — противоречие во взглядах и в отношениях, столкновение расходящихся, противоположных интересов, острый спор.
Экономический словарь
Откройте свой Мир!
ПЕРМАНЕНТНЫЙ КОНФЛИКТ КАК ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
и в чём фишка? Лично я с пелёнок знаю, что конфликт полезен. до определённой стадии. пока он не превратился в конфликт ради конфликта.
Хотя прочла с интересом, спасибо за пост.
Что такое-КОНФЛИКТ?
Это сталкивание противоположных мнений.
Конфликты делятся на внешние и внутренние.
Перманентен ли он?
Думаю,хотя и свойственен каждому,но протекает у всех по разному.Кто-то находится в этом состоянии постоянно,кто-то отрывочно,кто-то очень редко.Конечно же,есть и такие,которым вообще все «до фени».
Можно ли сказать,что конфликт,это имманентное состояние?
И «да» и «нет». У кого-то внутренний конфликт выявляется во внешнее.У кого-то внешний переходит во внутренний.А кто-то вообще не имеет ни внутреннего,ни внешнего.
В чем причина конфликта?
В неумении договариваться.
Является ли конфликтность негативным состоянием?
И «да» и «нет».Если данное состояние способствует росту положительных качеств,то конфликтность не может расцениваться как негативное.Если наоборот,то-негатив.
Типы перманентно-конфликтных личностей
Типы личностей участников конфликта
Функциональные последствия конфликтов.
Последствия конфликтов
1. Проблема решается таким путем, который устраивает все стороны, и в результате люди чувствуют себя причастными к решению важной для них проблемы.
2. Совместно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь.
3. Стороны приобретают опыт сотрудничества при решении спорных вопросов и могут использовать его в будущем.
4. Эффективное разрешение конфликтов между руководителями и подчиненными, преподавателями и студентами разрушает так называемый«синдром покорности» – страх открыто высказывать свое мнение, отличное от мнения «старших».
5. Улучшаются отношения между людьми.
6. Люди перестают рассматривать наличие разногласий как «зло», всегда приводящее к дурным последствиям.
Дисфункциональные последствия конфликтов.
1. Непродуктивные, конкурентные отношения между людьми.
2. Отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям.
3. Представления о противоположной стороне как о «враге», о своей позиции – как об исключительно положительной, о позиции оппонента – только как отрицательной.
4. Сворачивание или полное прекращение взаимодействия с другой стороной, препятствующее достижению общих целей.
5. Убеждение, что «победа» в конфликте важнее, чем решение реальной проблемы.
6. Чувство обиды, неудовлетворенности, плохое настроение, снижение мотивации учебной деятельности (у учащихся).
Прежде всего, типы личностей по тому, какие конфликты и как часто они порождают, можно разделить на две разновидности.
1. Ситуативно-конфликтные личности.
Для них конфликтность является не свойством характера, а следствием конкретной ситуации. Их готовность идти на конфликт вызывается отсутствием иного выхода в самой ситуации.
2. Перманентно-конфликтные личности.
Для этих людей конфликтность является постоянным свойством их поведения, вытекающим из особенностей характера.
1. «Демонстративный». Личность стремится быть в центре внимания, ищет признания и поддержки окружающих и добивается этого хотя и косвенным, но настойчивыми действиями. Отношение к людям у них определяется тем, насколько удалось завоевать их расположение.
Чем больше выражен демонстративный компонент в поведении личности, тем выше уровень ее конфликтности.
В конечном счете, конфликты становятся естественной средой существования некоторых подобных личностей, дают им постоянный повод к любованию своими страданиями и стойкостью.
Для этих людей не свойственно рациональное планирование поведения, поэтому они являются достаточно распространенным источником эмоциональных конфликтов, в которых личность не имеет четко осознанной цели, т.е. представлений о том, чего же она добивается, вступая в конфликтное взаимодействие.
2. «Ригидный» Это непластичный, не умеющий перестраиваться тип личности, т.е. учитывать в своем поведении изменения ситуации и обстоятельств, принимать во внимание мнение и точки зрения окружающих.
Не менее характерной особенностью является честолюбие – потребность в постоянном подтверждении собственной значимости, завышенная самооценка.
Отсюда все выражения почтения и восхищения со стороны окружающих воспринимаются личностью как должное, тогда как проявления неуважения не вызывают у нее сомнений в собственных способностях и объясняются враждебностью, некомпетентностью окружающих.
В ситуации конфликта ригидная личность проявляет болезненную обидчивость, повышенную чувствительность по отношению к действительным или мнимым несправедливостям.
3. «Бесконфликтный». Основная особенность этого типа – отсутствие собственных убеждений и принципов, а отсюда – чрезмерная зависимость от мнений и оценок окружающих.
Неустойчивость оценок и непоследовательность поведения становится для такой личности причиной внутренних конфликтов и приводит рано или поздно к выработке собственного взгляда на вещи.
Чрезмерная склонность к компромиссам и стремление уйти от проблем, закрывая глаза на их существование, могут вызвать, в конечном счете, у таких личностей серьезный межличностный конфликт, причем бессмысленный и нерациональный.
4. «Неуправляемый» Для него характерны импульсивность, непродуманность поведения, отсутствие самоконтроля, в результате чего эмоции и побуждения реализуются без оглядки на общепринятые нормы и без достаточного осмысления ситуации.
Этим же объясняется неумение планировать свое поведение и пренебрежение последствиями поступков. Поэтому их поведение часто выглядит агрессивным и вызывающим.
Неспособность соотносить свои поступки с объективными мнениями и целями делает поведение таких лиц плохо предсказуемым.
При особой выраженности у личности свойств неуправляемого типа даже незаурядный интеллект не спасает от импульсивности и непоследовательности поведения.
Легкость возникновения агрессивных реакций и неспособность корректировать поведение, т.е. извлекать пользу из прошлого опыта, снова и снова приводит таких лиц к конфликтам с окружающими, и за ними закрепляется репутация конфликтных.
5. «Сверхточный». Эти личности отличаются особой скрупулезностью и добросовестностью в отношении к работе. Они подходят к оценке своей деятельности по мерке высоких внутренних стандартов. Обычно завышенные требования предъявляются не только к себе, но и к окружающим, которые воспринимают требовательность зачастую как придирчивость. На этой почве могут возникать взаимонепонимание и конфликты.
Другая особенность – повышенная тревожность и, как следствие, чрезмерная чувствительность к деталям и нюансам взаимоотношений. В результате люди такого склада склонны придавать излишнее значение как действительным, так и мнимым проявлениям недоброжелательности со стороны окружающих.
Будучи сами сдержанными во внешних, особенно эмоциональных проявлениях, они ждут того же и от других и рассматривают действия окружающих как неуважительные и оскорбительные, если их ожидания не оправдываются.
Их болезненная обидчивость приводит к тому, что иногда они без видимого повода порывают все отношения с мнимым обидчиком, хотя последний может и не подозревать о причинах такого отношения и не давать поводов к нему.
К чести сверхточных личностей их агрессия редко прорывается во вне, поэтому от своих конфликтных черт, прежде всего, страдают они сами, расплачиваясь за них серьезными переживаниями, а зачастую и болезнями – головными болями, бессонницей, сердцебиением.
ПЕРМАНЕНТНЫЙ КОНФЛИКТ
КАК ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Конфликт – отнюдь не досадное недоразумение, вызванное плохим воспитанием, несовпадение характеров, несовершенством общественного устройства либо иными привходящими принципиально устранимыми причинами. Конфликт – фундаментальное имманентное качество человека и общества.
1) Перманентный конфликт в человеке изначально определён его животным началом, которое обусловлено его физиологией, что, в свою очередь, обусловлено биохимией. А именно: белок, из которого состоят наши клетки, постоянно самопроизвольно разлагается. «Жить – значит, умирать» (Ф. Энгельс). Однако умирать – не означает умереть. Мы восполняем запасы строительного материала для восстановления белковых молекул тем, что дышим, пьём и едим.
3) Восстанавливая распадающиеся белковые молекулы, мы не просто сохраняем себя, но ещё и развиваемся. В этом состоит следующий конфликт – сохранения и изменения. Это, в конце концов, приводит каждого к естественной смерти в результате старения. Следовательно, сохранить себя можно только посредством продолжения себя в другом. Этот мой другой – мой ребёнок, мой наследник. (Однако и это, как будет видно ниже, также ведёт к конфликту.)
4) Ведущий принцип экономической теории – конфликт ограниченности и выбора. А именно: ресурсы всегда ограничены, а потребности всегда безграничны. Поэтому для удовлетворения своих потребностей приходится выбирать из того, что есть, отдавая чему-то предпочтение и чем-то пренебрегая. Этот фактор формирует стоимость спроса.
Экономический конфликт необходимо перерастает в так называемый этический конфликт (весьма удачная терминология Ячина – см. С.Е. Ячин. Феноменология сознательной жизни. Владивосток, «Дальнаука», 1992). Смысл этического конфликта заключается в том, что ресурсы – всегда суть общественные ресурсы, а потребности (включая экономические и прочие общественные потребности – об этом см. ниже) изначально и постоянно определяются потребностями индивидуумов (несмотря на то, что индивидуальные потребности также суть общественные). Упрощённо говоря, каждый мог бы сказать: «Я хочу…», а общество как таковое ему возражает: «Нельзя!» (другими словами: «Бери понемногу, иначе остальным не хватит»).
Весьма характерно, что наиболее общие моральные принципы, имеющие универсальное значение, – по существу не что иное, как запреты, что откровенно выражено в их отрицательной форме: «Не убивай!», «Не укради!», «Не пожелай. » и т.д.).
5) Кстати сказать, необходимость вступать в брак для продолжении себя в другом неизбежно сопровождается этическим конфликтом как вне (ревность и соперничество – выбор полового партнёра как ресурса для продолжения рода также всегда ограничен), так и внутри семьи (следствие экономического конфликта между общими ресурсами семьи и потребностями каждого из её членов).
Человек вообще, как физически самое слабое и незащищённое существо на Земле, постоянно нуждается в поддержке других людей, каждый из которых может оказаться соперником в борьбе за обладание ограниченными ресурсами для удовлетворения собственных растущих потребностей. В этом – неизбежный перманентный межличностный конфликт.
6) В отличие от животного, человек не довольствуется тем, что дано ему природой в готовом виде. Человек создаёт то, чего в природе не было. Этот фактор, с одной стороны, формирует стоимость предложения. С другой стороны, он формирует спрос на орудия и средства производства, то есть на то, что изначально не предназначено для удовлетворения наших животных потребностей.
Экономический конфликт спроса и предложения неизбежно ведёт к конкуренции практически во всех сферах общества.
7) Развитие общественного производства приводит к усложнению его организации, его социальной структуры, умножению общественных функций. В какой-то исторический момент функция управления отделяется от функции производства, то есть становится профессией. В обществе формируется качественно новая общественная потребность – политическая. Эта потребность приводит к осознанию необходимости господства управляющих над управляемыми (ибо невозможно управлять, не господствуя). Таким образом, в обществе формируется власть – общество становится государством.
Каждый человек, будучи в одном обществе с другими, тем не менее, находится одновременно во множестве микро-, мезо- и макросоциумов.
Так, каждый может одновременно быть членом своей семьи, студенческой группы, спортивной команды, рабочей бригады (отдела, кафедры, лаборатории и пр.), группы интереса (хобби) и т.д. Это микросоциумы.
В то же время каждый является жителем своего подъезда, дома, улицы, района, города, а также рабочим своего цеха, завода, служащим учреждения и т.д. Это мезосоциумы.
Каждый исповедует какое-либо мировоззрение (моральное, политическое, эстетическое, религиозное и т.д.), идентифицируя себя со своими сторонниками, т.е. относя, тем самым, себя сразу к нескольким макросоциумам.
«Человек есть совокупность всех общественных отношений» (Маркс).
В общем микросоциуме, как правило, находятся люди, не разделяющие ценности микро-, мезо- и макросоциумов других членов этого общего микросоциума. Кроме политических, спортивных, религиозных, национальных и прочих культурных разногласий между членами одной «команды», в качестве типичного примера можно привести такой: мать (микросоциум – семья) терпеть не может приятеля своей дочери (микросоциум, к примеру, – студенческая группа).
В отличие от этического конфликта, который носит объективный характер, возникает моральный конфликт, который приводит к тяжелейшим душевным страданиям, заставляя человека делать выбор между ценностями разных, хотя и дорогих его сердцу, социумов. Проще говоря, это может привести к полному разрыву отношений, а то и к открытой вражде.
8) Труд формирует общественные потребности человека, которые становятся ведущими и которые также безграничны, ибо всё время возрастают (потребность в комфорте, эстетическом наслаждении, прочих благах цивилизации, экономические потребности общественного производства и т.д.). Чем выше общественный статус человека, тем надёжнее обеспечено его «животное» благополучие. Власть позволяет не просто пользоваться природными и общественными ресурсами ради удовлетворения своих животно-общественных потребностей, но распределять эти ресурсы.
С момента отделения власти от остальных общественных функций возникает конфликт легитимности: спрос на занятие выгодных должностей всегда превышает предложение вакансий. Придворные интриги, скандалы, заговоры, должностное «подсиживание» – неизбежные спутники власти.
Более того, борьба за лидерство (стремление к господству, т.е. к превращению политики в «профессию») в микро-, мезо- и макросоциумах существовала всегда. Типичный пример – скандалы по поводу того, кто в семье главный.
9) Однако власть внутри себя также содержит конфликт между господством над другими и необходимостью непосредственного управления общественными процессами – чем выше по социальной иерархии оказывается человек, тем выше его уровень ответственности за последствия управления. Отказ многих от непосильного груза ответственности, неизбежно сопровождаемый понижением социального положения (статуса), оказывается для них комфортнее. Предельный случай – полный отказ от ценностей цивилизации (бич).
10) Итак, еда (вместе с питьём и воздухом плюс прочие блага цивилизации), половое влечение (вместе с любовью, сексом и заботой о детях) и власть (точнее, стремление к постоянному повышению своего социального статуса и сопротивление его понижению) – три стороны одного и того же основного инстинкта – инстинкта самосохранения себя как вида.
По Фрейду – это «моё ОНО». Однако Фрейд рассматривал этот феномен исключительно в отношении полового влечения. Именно в этом и заключается ограниченность учения Фрейда.
Человеческое общество состоит из людей, каждый из которых движим своим основным инстинктом. Поэтому каждый готов предположить в другом соперника в борьбе за обладание ограниченными ресурсами, включая ресурс власти (Ницше полагал, что именно воля к власти является единственным движущим мотивом деятельности людей – в этом также заключается ограниченность учения Ницше). И, как следствие, всё общество в целом, общество как таковое, как нечто качественно единое и целое, в отличие от простой арифметической суммы индивидуумов, ограничивает каждого из своих членов. В обществе формируется мораль (а при возникновении политической потребности – и право). Её принципами, нормами и правилами руководствуются (либо вынуждены делать вид, что руководствуются) все и каждый. И каждый знает, что если он будет руководствоваться только «своим ОНО», то общество ему этого не позволит, а то и строго накажет.
В процессе социализации внутри каждой личности возникает некий противовес «моему ОНО» – это «сверх-Я» (по Фрейду). Причём такие психические новообразования формируются не только по поводу полового влечения, а по поводу всех вообще сфер общественной жизни. Иначе говоря, в процессе социализации у каждого формируется внутренний конфликт как отражение этического конфликта. И как следствие, каждый человек – потенциальный психопат.
11) Если «моё ОНО» изначально было в подсознании, а в процессе социализации (общественного воспитания, вхождения в систему социальных связей, социальной структуры, приобщения к культурным ценностям) осознаётся моим «Я», то моё «сверх-Я» изначально выступает как надсознание, т.е. как привнесённое моему «Я» извне, из общественного окружения. Затем, по мере углубления социализации, моё «сверх-Я» переходит в подсознание и даже не всегда осознаётся моим «Я», становясь не просто моральным принципом, нормой или правилом, а уже нравственным императивом – входит в привычку, вызывает чувство стыда и прочие переживания.
Более того, отдавая предпочтение моральным и духовным ценностям (движимый духовным мотивом как смыслом своей жизни), человек в особых случаях готов осознанно противодействовать основному инстинкту. Предельный случай – добровольный уход из жизни, причём не обязательно самоубийство, а чаще вследствие верности моральному и духовному (к примеру, служебному) долгу. Таким образом, человек всегда носит в себе возможность конфликта между материальными и моральными ценностями.
12) Межгосударственные конфликты могут возникать и как продолжение экономической конкуренции, и как продолжение идеологических разногласий, и по другим поводам (к примеру, династические войны).
Как совладать с внутренним конфликтом
Что такое «внутренний конфликт». Я думаю, каждому из нас знакомо явление, кода в голове происходит спор между собой, и нужно принять важное для себя решение. Чаще всего подобное происходит при острых эмоциональных и невротических состояниях. Например, в ситуации, когда нагрубили человеку, и он оставил это без ответа. Но, несмотря на то, что уже все прошло, человек идет взвинченный и в голове его крутятся мысли:
— Будь выше, не уподобляйся этому хаму! Отпусти и забудь, всё в прошлом!
— Ага… Этому гаду, значит, можно грубить, а мне нельзя? Надо бы вернуться и всё ему сказать!
— Но ты же его не исправишь! Хам — он и есть хам. Чего внимание-то на него обращать?
— И что? Взять, вот так просто, и оставить его безнаказанным!? Ну нееет…
За ягодами придется пробираться через листву и ветки. Такова суть внутреннего конфликта
Или другая ситуация. Идёт пандемия коронавируса. А человек уже месяц живёт в тревожных мыслях, сильно устал от них, и пытается сам себя успокоить:
— Да хватит уже об этом думать! Неделю нормально спать не можешь и всё думаешь, думаешь, и думаешь! Пора бы уже успокоиться!
— Да как тут успокоишься? А вдруг я заболею, и что со мной будет? Кто о близких моих позаботиться? А тут ещё и кредит висит, кто оплачивать будет?
— Сейчас тебе нужно отдыхать, нервами делу не поможешь!
— Не могу я отдыхать, когда такая опасность близко…
Простить и отпустить или ненавидеть и желать мести; Успокоиться и не думать или отчаянно искать выход; Забыть и не вспоминать или помнить и сожалеть. Сложный выбор, который мы ставим перед собой. Напоминает советский мультик «Дудочка и кувшинчек», где девочке нужно сделать непростой выбор, чтобы собрать ягоды в лесу. Ведь если выберешь дудочку, то от ее музыки яготки появятся, но собирать их будет некуда. А если поменяешь волшебную дудочку на кувшинчек, то собирать их будет куда, но за ягодами придется пробираться через листву и ветки. Такова суть внутреннего конфликта.
В чем причина «внутреннего конфликта». Есть в психологии две догмы, которые невозможно опровергнуть. Все мы были детьми, и у каждого из нас была и есть «родительская фигура». Об этом подробно писал Эрих Бёрн, который под понятием «родительская фигура» подразумевал не только билогического родителя. В его понимании это и учителя в школе, и герои фильмов, мультфильмов, комиксов. Даже старшие дети, соседи и родственники, и все те, кто является для ребенка авторитетом и образцом для подражания. Например, в истории человечества известны ситуации, когда дети попадали в условия жизни среди животных и в психологии их так и стали называть по имени героя сказки Киплинга — «дети-маугли».
С точки зрения Э. Бёрна, в период взросления и формирования мозга в каждом из нас происходит постепенное рождение трёх внутренних «Я», два из которых частенько конфликтуют друг с другом. Первое «Я» называется «внутренний ребенок». Оно соткано из врожденных в человека чувств. Младенцы не умеют разговаривать, по взрослому думать, у них нет моральных принципов, убеждений, что уж говорить, они и ходят под себя, и могут находиться голышом на людях совершенно не испытывая стыда и смущения. Однако они могут радоваться, удивляться, огорчаться, злиться, протестовать, плакать, и выражают это криком, мимикой и телодвижениями. Детские чувства считаются первостепенными. Во взрослом возрасте они проявляются в виде ощущений страха, отвращения и гнева, характеризующиеся словами «не хочу, не буду, не надо», а так же физиологическими желаниями вкусного, тактильного, веселого, интересного, увлекательного, характеризующиеся словами «ух ты!; хочу!; моё!; здорово!; весело!; интересно!».
Второе «Я» — это «внутренний родитель». Он формируется постепенно в период взросления ребенка. Данный процесс начинается с рождения, а заканчивается примерно к подростковому возрасту. Т. е. лет до 10-13. Именно в этот период ребенок начинает ставить под сомнения родительский авторитет. А до этого, «родительская фигура» воспринималась им как некое «божество, которое не может быть неправым». Иными словами, «как говорит мой родитель — так оно и есть». Примеры родительских догм: «Мальчики и девочки себя так не ведут!»; «Что люди-то о тебе подумают?»; «Ну ка, перестань реветь! Ты позоришь меня!»; «Ты должен(на), потому что я так сказал(а)!»; «Все люди так делают!»; «Ты самый(ая) лучший(ая) на свете!»; «Все женщины (или мужчины) одинаковые!»; «Надо всегда делать так!»; «Нужно всем всегда помогать!». Как мы видим, родительские догмы бывают позитивными, нейтральными и негативными, но всех их объединяет отстутсвие рациональной (правильной) логики. «Мальчики и девочки себя так не ведут!» — а не ведут ли в самом деле? «Все женщины (или мужчины) одинаковые!» — а одинаковые ли? «Что люди-то о тебе подумают?» — а 100%, что подумают именно плохое?
Властью над собственным разумом может обладать в большей степени как тот, так и другой
Тем не менее, даже когда мы взрослеем и понимаем абсурдность некоторого родительского воспитания, в нас как будто бы продолжает жить суровый и благодатный родительский голос, который дает догматичную эмоциональную оценку себя и ситуации. Не стоит при этом думать, что «внутренний родитель» несет в себе только негативную окраску. Например, бывает, видишь как мерзнет приятный тебе человек, и какое-то родительское чувство заставляет тебя произнести: «Тебе не холодно, может курточку дать?». Хотя, если логически подумать, то человек здоровый — может и сам о себе позаботиться.
Как вы могли догадаться, причина внутренних конфликтов является противостояние между «внутренним ребенком» и «внутренним родителем». И властью над собственным разумом может обладать в большей степени как тот, так и другой. Это как детская игра в «царя горы», только в ней участвуют двое. И если на горе кто-то есть, он будет старательно спихивать того, кто пытается эту гору занять. Например:
«Внутренний ребенок»: Мне страшно, что я могу заболеть от этого вируса, я не хочу чтобы мои планы от этого рухнули, поэтому я не могу уснуть и постоянно думаю о своих страхах.
«Внутренний родитель»: Я запрещаю тебе сейчас об этом думать! Ты раздражаешь меня своими думами! Тебе надо спать, потому что из-за сонливости ты будешь плохо себя чувствовать!
«Внутренний ребенок»: (Испуганно) Я не хочу спать! Я хочу быть здоровым и чтобы этот вирус скорее ушёл! Тогда мне будет спокойно.
«Внутренний родитель»: (Раздраженно) Я запрещаю тебе не спать! Тебе нужно спать! Хватит об этом думать!
В данном примере мы видим борьбу двух чувств: детского страха и родительского раздражения. Так что же делать в подобной ситуации?
Как можно совладать с внутренним конфликтом. Внимательный читатель заметил, что ранее я писал о трёх внутренних «Я», из которых «родитель» и «ребенок» периодически конфликтуют друг с другом. Кто же этот таинственный третий? Эта часть называется «внутренний взрослый». Она образуется к началу подросткового возраста и является самой последней частью сформированной мозгом. Её можно назвать «ум», «смекалка», «сообразительность». Она полностью лишена чувств, но способна за ними наблюдать и быть условным «арбитром» в споре между «родителем» и «ребенком». Часто «внутреннего взрослого» путают с «родителем», принимая догматичность второго за истинный факт. Но если «ребенок» и «родитель» эмоциональны, т. е. выстраивают свои позиции из чувств страха, обиды, гнева, раздаражения, радости, желания и пр, то «взрослый» исходит только от рациональной (правильной) логики или «голого ума». Его слова это: «Возможно — не возможно»; «Факт — не факт»; «Могу — не могу»; «Выгодно — не выгодно».
Как нам может помочь «внутренний взрослый» в решении конфликта? В психологии и конфликтологии считается, что причиной международных, меж групповых, межличностных и внутри личностных конфликтов является отсутствие взаимопонимания между сторонами. Если есть понимание, но не совпадают интересы, то это уже не конфликт, а скорее соперничество. Соперничество лишено сильных эмоций и чувств. Оно подобно игре в шахматы, где есть четкое понимание целей между оппонентами, но нет вражды, злости и раздражения. Ведь если в шахматах игроки начнут упрекать друг друга, хамить и саботировать игру, то это уже будет не соперничество, а конфликт. Вопрос в том, как достичь взаимопонимания между «внутренним ребенком» и «внутренним родителем» с помощью «внутреннего взрослого»?
Когда мы дружим, никакой коронавирус нам не страшен
Возьмем уже знакомую нам ситуацию с бессонницей из-за навязчивых мыслей по поводу пандемии коронавируса. Представим себе суд, в котором участвуют трое. «Родитель» и «ребенок» это ответчик и обвинитель, а «взрослый» — беспристрастный судья, который исходя из объективных данных, хочет понять суть конфликта и достичь взаимопонимания между сторонами. Для этого «взрослый» проводит поочередный опрос каждого из участников конфликта и начинает с «ребенка»:
«Взрослый»: Ребенок, по факту, ты испытываешь страх из-за вируса. Тебе страшно, что ты можешь заболеть и умереть и ты сейчас просто хочешь избавиться от этого болезненного чувства страха.
«Ребенок»: Всё так, ваша честь!
«Взрослый»: Родитель, по факту, ты раздражаешься на ребенка за то, что он не может уснуть, потому что ты беспокоишься за его завтрашнее состояние и злишься на свое бессилие перед невозможностью успокоить ребенка.
«Родитель»: Всё верно, ваша честь.
«Взрослый»: Исходя из объективных данных, получается, основная проблема — это детский страх перед вирусом, который провоцирует бессонницу. Бессонница вызывает раздражение у родителя, что является второстепенной проблемой, но именно из-за родительского раздражения ребенок так же не может успокоиться и уснуть. В итоге получается замкнутый круг.
(«Родитель и ребенок» вместе соглашаются)
«Взрослый»: Тогда вопрос. Может ли мой «внутренний родитель» попробовать вместо раздражения, проявить заботу и понимание к своему «внутреннему ребенку», чтобы его успокоить?
«Родитель»: Я попробую. (Обращается к ребенку) Мой замечательный «внутренний ребенок», я понимаю, что ты напуган этим ужасным вирусом и не можешь уснуть. Прости меня за мое раздражение к тебе, я всего лишь хочу, чтобы у тебя все было хорошо и злюсь на свое бессилие. Я тебя люблю, потому что ты все равно у меня один единственный и я боюсь тебя потерять. Я рядом, я с тобой, и когда мы дружим, никакой короновирус нам не страшен! Успокаивайся, мой хороший, нам пора засыпать.
(«Ребенок» успокаивается и засыпает).
Вот примерно через такой «внутренний суд» можно самостоятельно попытаться разрешить свой внутренний конфликт между «родителем» и «ребенком» с помощью «взрослого». Тем не менее, ситуации бывают разные. И, к сожалению, не всегда «внутренний взрослый» находит правильные вопросы или утверждения, чтобы разрешить внутренний конфликт. Смекалка у всех разная, а иногда ситуация настолько ужасна, что эмоциональные части переходят в настоящую внутреннюю войну, и «взрослому» из-за этой «канонады чувств» невозможно взять контроль над разумом. В таком случае, имеет смысл обратиться за помощью к психологу, чтобы сторонний беспристрастный взгляд смог объективно увидеть природу конфликта «родителя» и «ребенка». Благодарю за внимание!