Что такое перо для письма в ссср
Музей СССР «20-й век»
Ретро, воспоминания, ностальгия.
Перышки для письма
«Мама мыла раму» — в бытность СССР старательно выводили первоклашки в своих тетрадях. В букваре, по которому они учились, эти слова были написаны очень красиво. Хотелось, чтобы и у тебя из-под пера выходили такие же. Для этого важны были все слагаемые: старание, качественная бумага, хорошие чернила и удобная ручка. Когда в школе учились наши дедушки и бабушки, еще не было гелевых, шариковых ручек и фломастеров. Первые самостоятельно написанные предложения они выводили перьевыми ручками – на деревянную палочку надевалось стальное перышко. Помните, еще в начале девяностых годов прошлого века их можно было встретить на почте? Как непривычно было заполнять такой ручкой бланк телеграммы…
Обращение с перьевой ручкой требовало особой аккуратности. Ее непременными спутниками были чернильница, кляксы, промокашки. Осторожно макнул ручку в чернильницу, следя, чтобы на пере осталось немного чернил, иначе в тетради можно поставить кляксу. Нажим при письме должен быть не очень сильный и одинаковый – только тогда перо оставляет тонкую красивую линию. Нажмешь очень сильно – испортишь перышко. Две его половинки разойдутся, и перо можно только выбросить. Поэтому сходить «купить перышки» для школьников в 50-60- годы XX века было обычным делом. За один раз удавалось написать одно-два слова, потом снова надо макать ручку в чернильницу. Неудобно? Зато использование таких письменных принадлежностей делало возможным знакомство с основами каллиграфии с самого начала обучения письму, а далее — совершенствовать навыки.
Это уже потом изобрели «вечное» перо. Его не надо было макать в чернильницу: в корпусе такой ручки находилась небольшая емкость с чернилами. Затем для удобства стали делать такие перьевые ручки, где чернила находились в легкозаменяемых баллонах-капсулах. Риск испачкаться чернилами сводился к минимуму. В восьмидесятые годы некоторые педагоги строго рекомендовали младшеклассникам писать шариковыми ручками, но некоторым за успехи в письме разрешали пользоваться современными перьевыми ручками. За это право даже начиналось в классе негласное соревновании.
Еще относительно недавно именно перьевой ручкой было положено заполнять некоторые документы, например, расписываться в паспорте при его получении. Ныне чернильная ручка с золотым пером – статусный атрибут руководителя высокого уровня, хороший подарок деловому человеку. Вот какая связь времен и традиций!
Каллиграфия – искусство письма. В дореволюционной России чистописание входило в программу гимназии. В советской школе как отдельный предмет со временем исчезло из программы обучения. Ныне при обучении родному языку первоклассники осваивают только основы каллиграфии. Между тем, в арабских и некоторых восточных странах каллиграфию до сих пор считают непременной составляющей хорошего образования. Каллиграфией люди занимаются там «для души» и в зрелые годы. Но у нас так не принято…
Давно ли вы с пристрастием просматривали школьные тетради своего ребенка? Обратите внимание на почерк. Зачастую у дедушек и бабушек, которым «ставили почерк» педагоги советской школы, он лучше, чем у нынешних школьников. Не будем спорить о преимуществах и недостатках приемов и методик обучения, которыми пользовались в школах СССР и применяют сейчас. Лучше вспомните о перышках для письма. Легко ли было младшеклассникам управляться с ними? Посмотрите, чем сейчас пишет ваш ребенок. Может быть, часть проблем будет решена, если ему просто дать несколько разных ручек (гелевых, шариковых, с корпусом потолще, потоньше) и спросить, какой именно писать удобнее?
Стальные перья советских «чернильных» ручек
Только вот не знаю, для чего вот эти широкие перья ⬇️
Ретро
883 поста 3.8K подписчика
Правила сообщества
— Уважаем друг друга!
— Посты должны относиться к предметам, событиям, людям и моде прошлых лет
— Запрещается выяснять «кто старее» и троллинг на тему «а вот в наше время было. «
Плакатные перья. Мы ими буквы писали на ватманах в стенной газете
ДЛя чайников: это тоже самое, что Paint выбор толщины кисти
Было дело), писали стенгазеты.
Плакатные перья. Заголовки, речёвки и лозунги писать.
Самая дешевая вещь в СССР. Обычное перо 1 копейка за 2 шт.
Какая каллиграфия? Я Диплом чертил этим набором! Так и назывался чертежный набор!
Там все перья по ГОСТ 2.303-68!
Ну можно было еще шпиону в руку воткнуть, когда он требует от тебя план аэродрома.))
Смеешься? А как же писать «план отражения военщины. Это для плакатов
Выпускники, 1977 год
Средняя школа города Приозёрска, Казахская ССР.
К сожалению, мне не удалось выяснить номер школы.
Может, кто-нибудь подскажет, где именно были сделаны снимки, в Приозёрске их три, но точно привязать не удалось ни к одной.
Источник изображений: скан негатива из личного собрания, автор неизвестен.
01. На пороге школы
02. В классе («сшил» снимок из двух)
05. Отличницы, но, какие-то не весёлые.
Мультики
Ответ leviychel в «Почему мы так хреново живем»
В 5 классе к нам в школу пришла инспектор по делам несовершенолетних, провели после уроков классный час.
Наш одноклассник Серега Зверев сделал под полом подкоп из своего подполья в подполье соседей. Дома были на двух хозяев, и на кухне каждого хозяина было подполье. Хранили там хозяева варенье, компоты, тушенку самодельную закатывали в банках, сало хранили и т.д.
Оказывается Серега месяц делал подкоп, а потом пару месяцев лазил, еду таскал.
Поставили на учет, стыдили, Серега плакал, обещал, что больше не будет.
Сейчас он уже не Серега, а Сергей Иванович, отец четверых детей, главный механик РМЦ (ремонтно механический цех). Но для нас, одноклассников, он так и остался Серега «Монте-Кристо»)
С НАСТУПАЮЩИМ!
всем здоровья и всех благ!
Потерянная технология
Ответ на пост «Почему мы так хреново живем»
У нас как-то классе в третьем пришел инспектор и провел лекцию о вреде воровства. А причиной этому послужил случай, когда один из учеников параллели украл из магазину палку копченой колбасы и на ходу умудрился съесть половину, пока его в это время догоняли охранники.
Вкус детства
А я сегодня достала с антресоли старую советскую электровафельницу и сделала трубочки! Вспомнила, как в детстве мама пекла их, а сейчас я уже готовлю для двухлетней дочери.
И снова робот с планеты Шелезяка
Снова с вами Дмитрий Митрофанов и на этот раз очередной Шелезяка или фигурка робота с планеты Шелезяка по мотивам советского мультфильма «Тайна третьей планеты».
Я уже сбился со счета, сколько сделал этих Шелезяка, делал из шрусов разных мастей, один даже в прошлом месяце отправился в музей имени Кира Булычева в Ижевск.
Но у этого форма тела(корпуса) немного иная.
На металлоприемке попалась вот такая железка:
Конусообразной формы, с приваренными по кругу отрезками прутка.
Сначала думал что это что-то типа гайки колесной ступицы или что-то подобное, но резьбы внутри нет.
ну да ладно, зато на тело робота подходит отлично.
Швы зачистил, заровнял.
Голову Шелезяки я делаю обычно из ступичного подшипника с переднего привода или отрезка трубы подходящего диаметра.
На этот раз был подшипник от ролика субару, 205 движок.
от него внешняя обойма, и заготовки на руки и ноги.
От подшипника отрезаем часть, из листового металла вырезаем «обертку», загибаем и провариваем.
Вырезаем треугольный сегмент, получаем рот Шелезяки
Приварил к голове части полоски от матраса и сформировал зубы
Ноги и руки сварил из частей прутка(вал от принтера), на колени пустил шарики с шарикоподшипника
На пальцы пустил тонкие валы от принтера.
Подобрал круглый диск и з толстого металла, сделал отверстия и изнутри вварил ноги.
Далее отрезал от держателя транзистора типа 2Т/кт908 две части с отверстиями и приварил на место глаз.
Уши антенны сделал из отрезков прутка.
Приварил голову к телу через проставку.
Собрал вместе тело руки, ноги.
В качестве подставки взял часть шестерни от коробки ваз классика
добавил на нее подшипник и шарик подходящего диаметра.
Ведь на планете одни железяки…
В руку Шелезяке вложил масленку.
Масленка сделана из части квадрата 10х10, звена цепи, и гайки.
В фильме робот пьет масло из спринцовки, но у покупателей она ассоциируется с клизмой, поэтому делаю масленку с ручкой и горлышком.
Почти лампа с джином, для исполнения желаний.
На голову приварена трубка подходящего диаметра и в нее вставлена лампочка 12 вольт от панели приборов.
Все покрыл глянцевым прозрачным лаком.
Вот такой вышел Шелезяка.
Ну а кому интересно, посмотрите видеообзор одного из Шелезяк,в котором рассказываю из каких деталей сделана фигура робота:
Благодарю за внимание!
ЗЫ:Мои координаты легко найдете по хэштегу на фото.
Ответ на пост «Бывает»
У меня конечно не так эпично, но все же. По русской литературе в 5 классе проходили элементы сюжета.
Ну а с другой стороны, чем кульминация не изюминка рассказа?)) Класса до 9 в общем припоминала мне училка эту изюминку)))
Это иллюстрации к книге «О вкусной и здоровой пище» за 1965 год.
Часами мог смотреть
В то время своего Денди не было, приходилось любоваться игрой неизвестного соседа.
Как я понял в денди был встроен модулятор тв диапазона а провод от денди к телевизору как правило китайский, плохо экранированный. из за этого он работал как антенна.
А если к денди подключен ещё и советский телевизор у которого обычно антенное гнездо соединяется с модулем радиоканала тоже слабоэкранированным проводом, то сигнал передаётся ещё дальше.
В многоэтажках где антенные провода идут по подъезду, в пучке, естественно полподъезда ловит сигнал от денди рубящегося в Марио.
Особенно если использовать антенный разветвитель- чтобы не выдёргивать каждый раз антенный провод из телека и вставлять провод от Денди
8-битная ностальгия
Как найти время и силы на детей вечером. Добрый и весьма поучительный разговор
Лично мне очень нравятся фильмы из серии «Для вас, родители». Сделанные в лучших традициях советских научно-популярных и образовательных программ, эти серии в очень комфортном формате, компетентно рассказывают о непростых вопросах общения родителей и детей и дают подсказки, как не упустить драгоценные детские годы, пока два поколения ещё так близки.
1981. Источник: канал на YouTube «Советское телевидение. Гостелерадиофонд России», www.youtube.com/c/gtrftv
Комната брата
Комната моего двоюродного брата из деревни.
восстановил по воспоминаниям и ощущениям атмосферы 1993 года
за качество рендеров извиняюсь заранее, задачи сделать идеально не стояло )
все косяки и недочеты знаю.
На Большом Каретном!
Про «выживших мальчиков».
Понятие техники безопасности у нас в детстве было. У меня уж точно. Другое дело, что у некоторых не было мозгов, и я сомневаюсь, что за прошедшие годы индивиды ими обзавелись.
В школе мы творили много всякой фигни. Хотя и вне школы тоже.
Было еще много историй, когда неразвившийся мозг выдавал удивительные перлы. Для меня остались загадкой алгоритмы в башке идиота, который решил выбежать на середину дороги, по которой я ехал очень быстро на велосипеде, расставить ноги в стороны и запустить мне струю воды из брызгалки в глаза. Естественно я зажмурился и на всем ходу въехал ему передним колесом между ног.
Хотя, честно признаться, и я иногда выключал мозг, как в том случае с азотной кислотой из старого школьного хранилища, из-за чего мой серый свитер стал розовым, а джинсы желтыми. Но это уже другая история.)
История о том как наше село умерло
Каждое лето и часто зимние каникулы своего детства я проводила в селе. Помню, как первый раз приехала туда и сразу, зимой побежала смотреть что есть вокруг. Снега было очень много, далеко я не убежала, но увидела труп крупной птицы, толи глухарь, толи фазан и воодушевилась возможными приключениями.
Село было интересным, особенно обожала я наведываться в местные коровники и конюшню, смотреть, гладить телят и лошадей. Каждое утро местных коров выпасали пастухи верхом, местные мальчишки, я жалею, что не попросилась тогда с ними, потому что один раз попасти коров верхом это интересно, но я постеснялась, хотя верхом ездить немного умела.
Рядом с коровниками были действительно бескрайние поля, которые засевали пшеницей, горохом и т.д. Мы с девчонками и мальчишками взбирались на огромные стоги сена, устраивали на них пикники или жевали горох с поля.
Однажды мне даже довелось поводить комбайн, собирающий зерно (водитель контролировал), восторга было море, мы прыгали с него в сено на ходу(он очень медленный, но мы чувствовали себя героями блокбастеров).
Конечно же, я не только игралась, бабушка учила меня учила меня ухаживать за огородом, а дед чинить интрументы и мы делали что нибудь по дому, например, чинили дверь в уличный душ, а вечером он брал меня на рыбалку. Речка была прям около участка и я очень часто рыбачила и плавала.
Однажды видела у нас на участке что-то похожее на фазана, на яблоне, сидел огромный, аж ветки прогинались.
Наша кошка охотница таскала мышей и пару раз приносила ласок(либо горностаи, не смогли точно понять).
Часто охотилась на ящериц и все детство мечтала поймать тритона, делала удочку со спичкой и червяком, по схеме из энциклопедии, но так ниодного и не поймала.
Я очень интерисовалась лягушками и жабами, нашла железную коробку (не знаю от чего она, как будто мангал, но без дырок) и сделала террариум. Наловила головастиков, сделала часть суши, водоросли и наблюдала, как они растят конечности, маленьких лягушат выпускала =) прошло не без ошибок, однажды к ним с водорослями попал водяной скорпион и устроил охоту, но был изгнан в пруд.
В селе было просто огромное количество ласточек и мы по ним опредедяли погоду. Пара таких свила гнездо у нас в прихожей прям над входной дверью, на козырьке, над лампочкой. Я наблюдала как вылупляются ласточки, одного из птенцов я приучила сидеть на пальце и подкармливала комарами. У меня получилась особо жирная пернатая ласточка-друг. Ласточки не бросили гнездо, все выросли и улетели, ручной птенчик тоже.
Также у меня был любимый паук крестовик-альбинос(да, он был белый, я его как сокровище растила, но забрать в город мне его не разрешили) в банке, которого я слишком перекармливала насекомыми с окна.
Муравейник, за которым я наблюдала и экспериментировала, тоже был. Да простит меня бабушка за наществие тли. Что я только не делала с этим муравейником, то теплицу им устроила, начитавшись, что они занимаются животноводчеством, то апокалипсис, чтобы посмотреть срез устройства их дома. Муравьи жили как людишки из игры Black and white.
Естественно на участке было много ежиков, мы ставили миски. Сейчас то я знаю, что нужно было червей им оставлять, но тогда мы «угощали» ежей молоком, ну и кошку нашу за одно, время дорогих смсок и отсутствия гугла было.
Так же сильно как природа меня удивляли местные.
Многие дети там росли как трава. Мне просто было странно видеть девочку-подростка, играющую в дочки матери с грязкой и листочками и парнишки младше ее, который на коне может пасти коров или парнишку, совсем еще ребенка, который самогонку из дырявого ведра водой запивает, ведро было настолько дырявым, что когда его дотягивали до верха, там оставалось на глоток (примерно как на приложенной картинке)
Помню дом, состоящий из двух. Одна половина горелая, черная, другая обычная деревянная. Родители оставили крошечных детей 4хлет примерно и ушли бухать. Дети замерзали и попробовали растопить печь, так чуть не сгорел дом на 2 семьи.
Однажды, зимой я видела как горит дом одного из соседей. Пожарную я так и не увидела, не приехала, либо приехала сильно позно, дом сгорел с хозяином. Удивительно быстро. Так я поняла, что тот двойной дом, похоже, очень быстро потушили.
Во время пожара из окна, разбив стекло выскочил котенок, которого мы выходили и отнесли в телятник жить (там молока много, кошкам там сытно, тогда так думала, не знала тогда, что котенка могут кошки забить, надеюсь, он справился).
Местные часто ловили рыбу сетями, просто шли в длинных сапогах, перекрыв узкое место речки (речка была очень узкая в некоторых местах и широкой со стороны небольшой плотины). Помню, как помогала им вытащить рыбу из сетей, потом меня дед отругал, сказал что это речке вредит.
В общем это похоже на общение с иностранцем в век отсутствия интернета. Свой мир, свои порядки. И нет не все такие, это особенно запомнившиеся персонажи на целое село, так сказать, карикатурные.
Прошло чуть больше 10лет. Я приехала на дачу, будучи уже студеткой, с молодым человеком, велосипедами и четким намериванием плавать, ловить рыбу, погладить телят и т.д.
Поля опустели. Теперь это была просто луговая трава. Везде.
Коровники и конюшня стояли давно заброшенными, трактора исчезли.
Речка превратилась в болото, из нее выловили всю рыбу, она заросла тиной, по которой сверху ползали пиявки.
Мы объездели несколько деревень вокруг, чтобы порыбачить, нашли крошечную речушки и в итоге наловили раков, я не знала, что раки там водились, но 1маленький вылез около наших ног и всех сдал =D
Тогда мы срубили несколько ненужных яблонь, устроили огромный костер, пекли в золе картошку, а потом в уличном душе я поймала тритона. То самое, за чем я охотилась все детство и не могла поймать. И выпустила, никаких террариумов.
Даже этот тритон уже не мог сгладить общей картины.
Село почти умерло.
Единственное что не изменилось это заброшенная церковь у которой похоронен дедушка, который говорил мне не ловить сетями.
PS
Село умерло именно для меня, в действительности там провели газ, интернет и нормальную связь, умерло оно как место, где происходило то дикое природное чудо и было сельское хозяйство, которого мне не хватало в городе.
Фотки не мои, но дом из того села, а церковь именна та, о которой я написала.
Ответ Ostaltsova49 в «Оскорбила»
Немного хорошего о людях хороших,…
… а конкретно – об учителях. Тут как-то был пост с обидой на учителя, и пост этот вызвал много откликов, комментаторы вспоминали, как их незаслуженно обижали учителя, и эти обиды сохранились до сих пор, хотя прошло уже много лет. Я в обсуждении не участвовал, поскольку не мог вспомнить какой-либо случай, когда меня обидел учитель. Но зато помню двух учителей, к которым у меня до сих пор чувство благодарности. О них и хочу рассказать.
Моей первой учительницей была Александра Яковлевна. Учила она меня в 1954-1958 г.г. Пожалуй, это был классический тип учителя: высокая, сухощавая, прямая, лет сорока (по нашим детским понятиям – старая, моей матери, например, в 1954 г. было 27), говорила четким, ровным голосом (не помню, чтобы она на что-то или на кого-то раздражалась и повышала голос). Конфликтов между ней и каким-либо учеником на уроке не было, хотя мы не были ангелами во плоти. Но и время, в отличие от нынешнего, было иным: авторитет учителей в глазах наших родителей был высок, и в нашей плохой успеваемости родители винили нас, а не учителей.
Александра Яковлевна именно обучала, а не оказывала услугу по обучению, как это можно слышать от многих нынешних учителей. Терпеливо объясняла, оставалась после уроков с отстающими для дополнительных занятий. Был у нее один недостаток, связанный, думаю, с возрастом: она иногда уроки физкультуры заменяла занятиями в классе, говоря, что мы вместо зарядки для тела займемся зарядкой для ума, и мы занимались устным счетом – в уме складывали, вычитали, умножали и делили числа, задаваемые ею, а хотелось побегать, попрыгать, побеситься. Пользу практики считать в уме я оценил позже, во взрослой профессиональной жизни. А когда появились и стали обыденными карманные калькуляторы, меня удивляли ситуации, в которых молодые люди, вчерашние школьники, простые арифметические действия выполняли не в уме, а на калькуляторе, причем медленнее, чем я просчитывал в уме.
За четыре года начальной школы никто из учеников не отсеялся по неуспеваемости, да и вообще понятие «двоечник» в классе применить было не к кому. Заложенный в нас базис знаний, умений и отношения к учебе в дальнейшем помогал и в школе, и в вузах, куда многие из нас поступили после школы. Спасибо Вам, Александра Яковлевна!
А в середине 80-х позвонила мне бывшая одноклассница, сообщила, что Александре Яковлевне на днях исполнится 70 лет, и она (одноклассница) собирается послать ей поздравительную телеграмму, и не буду ли я против, если в телеграмме напишет и мою фамилию. Я был против, поскольку посчитал, что две телеграммы с одной подписью лучше, чем одна с двумя. В юбилейный день сходил на почту, написал поздравление и подписался «Ваш ученик 1954-1958 г.г. ». Когда отдавал телеграмму приемщице, женщине пенсионного возраста, она прочитала текст и аж засветилась. Сказала, что она бывшая учительница, и такая телеграмма дорогого стоит. А когда приехал погостить в родительский дом, мать рассказала, что Александра Яковлевна, получив две телеграммы, была весьма обрадована и тронута и восприняла это как свидетельство, что не зря прожила свою жизнь. Не зря, Александра Яковлевна, не зря!
Вторым учителем, которого я вспоминаю с благодарностью до сих пор, был Андрей Петрович, математик и наш классный руководитель в 5-8 классах (школа была восьмилеткой). Он бывший фронтовик, командовал артиллерийской батареей, награжден орденом Красной Звезды, был серьезно контужен. Контузия на умственных способностях не сказалась, но вспыльчивость у него была несколько повышенной, хотя и успокаивался он быстро. Как-то один из моих соучеников во время урока вертелся и разговаривал, не реагируя на замечания учителя, и рассерженный Андрей Петрович взял его за шкирку и понес к вешалке, чтобы подвесить на крючок. Пока нес, оба передумали: ученик – шкодить, а Андрей Петрович – вешать (хотя, конечно же, не подвесил бы).
Андрей Петрович любил и нас, и свой предмет. Наш класс ему пришелся по душе, как-то в минуту откровенности он сказал нам, что у него был только один такой же класс – первый в его учительской работе класс, который он вел, вернувшись с фронта. Андрей Петрович, по его словам, тогда не сильно отличался от своих учеников: и сам был молод, и ученики тяжелых военных лет взрослели быстро. Он не только их обучал, но и проводил с ними свободное время – играл в прятки и прочие игры, каковых в наше время было немало.
А как преподавателю математики Андрею Петровичу равных я не встречал. Объяснял он просто и наглядно, особенно по геометрии. Он разработал массу наглядных пособий на основе складных картонных плакатов. Доказательство теоремы, например, теоремы о равенстве треугольников, наглядно сводилось к тому, что Андрей Петрович показывал нам плакат с двумя треугольниками, у которых что-то было одинаковым (какие-то стороны или углы), потом складывал плакат, и треугольники накладывались друг на друга, полностью совпадая (уже во взрослой жизни я прочитал, как Пифагор обучал геометрии своих учеников, рисуя им картинки, и увидел некоторые параллели с методом Андрея Петровича). Андрей Петрович к изготовлению этих пособий привлек девчонок нашего класса, и как-то однажды я в передаче местного радио услышал рассказ и о нем, и его пособиях, и фамилии девчонок, которые ему помогали рисовать и клеить пособия.
Мы попали под хрущевскую реорганизацию школьного образования, когда ввели производственное обучение, 11-й класс, а неполное образование из семилетнего стало восьмилетним. В восьмом классе у нас добавилось учеников из школ (в основном сельских), которые не успели стать восьмилетками. И вот тогда мы увидели разницу в математической подготовке нас и новых учеников. Андрей Петрович для начального знакомства вызвал к доске новую ученицу с отличной оценкой за седьмой класс, выделил ей половину доски, а ко второй половине поставил нашего троечника, Стал давать им одинаковые задания, и оказалось, что уровень знаний у них примерно равный.
Андрей Петрович хорошо знал наших родителей, и нас воспитывали совместными усилиями. Уже много позже, когда мы вошли во взрослую жизнь, а Андрей Петрович ушел на пенсию, он, встречая мою мать, всегда интересовался моей жизнью и радовался моим успехам. И, по словам бывших одноклассников, я не был исключением.
Иногда мы обижались и ворчали по поводу строгостей Андрея Петровича, а он действительно бывал и строг, и требователен. Он, видя это, говорил нам неоднократно: «Вы сейчас обижаетесь, но станете взрослыми и не раз вспомните меня добрым словом». И действительно, учась в вузе и в дальнейшей профессиональной деятельности я не раз добрым словом поминал Андрея Петровича. Вспомнил и сейчас благодарной памятью.