Что такое перо рельса
перо подошвы рельса
перо подошвы рельса
Ндп. ус подошвы рельса
Элемент подошвы рельса, используемый для крепления рельса к рельсовой опоре.
[ГОСТ Р 50542-93]
Недопустимые, нерекомендуемые
Тематики
Обобщающие термины
Смотреть что такое «перо подошвы рельса» в других словарях:
перо подошвы рельса — Ндп. ус подошвы рельса Элемент подошвы рельса, используемый для крепления рельса к рельсовой опоре. [ГОСТ Р 50542 93] Недопустимые, нерекомендуемые ус подошвы рельса Тематики изделия для рельсовых путей Обобщающие термины элементы и основные… … Справочник технического переводчика
перо подошвы рельса — 68 перо подошвы рельса (Ндп. ус подошвы рельса): Элемент подошвы рельса, используемый для крепления рельса к рельсовой опоре. Источник: ГОСТ Р 50542 93: Изделия из черных металлов для верхнего строения рельсовых путей. Термины и определения … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ Р 50542-93: Изделия из черных металлов для верхнего строения рельсовых путей. Термины и определения — Терминология ГОСТ Р 50542 93: Изделия из черных металлов для верхнего строения рельсовых путей. Термины и определения оригинал документа: 36 биметаллический рельс (Ндп. двухслойный рельс): Обычный рельс, у которого головка или верхняя ее часть… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Стрелочные переводы, стрелки и пересечения трамвайных путей: Требования, классификация, конструкции, допуски при изготовлении
Требования, предъявляемые к стрелочным переводам и пересечениям
Для пересечения 2-х трамвайных путей без взаимного их соединения служит специальная путевая часть, называемая пересечением
При разветвлении двухпутной трамвайной линии два стрелочных перевода укладываются вместе с одним пересечением, такой простейший узел называется двухколейным ответвлением.
Глухое пересечение (без стрелочных переводов) применяется в том случае, если не требуется взаимного соединения двух пересекающихся путей.
В состав стрелочного перевода входят два остряка, стрелка, крестовина и соединительные (комплектные) рельсы.
Требования, которые предъявляются к стрелочному переводу трамвайных путей:
1. Стрелка должна без ударов и толчков плавно пропускать трамвайные поезда по направлению прямого пути, а также на ответвление в зависимости от того, как установлено перо стрелки (противошерстное движение). Стрелка при обратном (пошерстном) движении должна пропускать трамвайные поезда беспрепятственно при любом положении ее отдельных частей.
2. Необходимо, чтобы крепление отдельных частей стрелки обеспечивало надежный и легкий перевод стрелочного пера, так как от этого зависят безопасность движения подвижного состава трамвая и плавность хода.
3. Необходимо, чтобы механизмы стрелки предохранялись от попадания воды. С этой целью предусматривается водоотвод.
4. Нужно, чтобы пересечения и крестовины обеспечивали плавность прохода поездов трамвая без ударов и толчков в пересечениях рельсовых ниток.
Классификация стрелочных пересечений и переводов
1. Стрелочные переводы, а также пересечения подразделяются на: железнодорожные, трамвайные, а также служащее для совмещенного движения, т. е. для пропуска трамвайных и железнодорожных товарных вагонов.
2. В зависимости от типа рельсов стрелочные переводы и пересечения разделяются на переводы и пересечения из рельсов трамвайного типа и железнодорожного.
3. В зависимости от изготовления стрелочные переводы и крестовины могут быть литыми и сборными.
Стрелочные переводы применяются криволинейного очертания, а на разъездах, тупиках и других местах – стрелочные переводы с прямой крестовиной марок 1:4 и 1:6.
В спецчастях возможны радиусы кривых 20, 30 и 50 м. Промежуточные величины радиусов применяются лишь для сопрягающих кривых при устройстве перевода из стрелки и крестовины разных радиусов.
Глухие пересечения бывают большей частью прямолинейными под углом от 90 до 45°.
Литые стрелки трамвайных путей
Литые стрелки изготовляются из марганцовистой стали следующего химического состава:
марганца от 10,0 до 15,5%;
углерода от 0,8 до 1,5%;
фосфора не больше 0,05%;
серы не больше 0,05%;
кремния от 0,30 до 0,75%.
Каждая стрелка трамвайного пути состоит из двух самостоятельных отливок, причем стрелки бывают с подвижными и глухими перьями. Каждая отливка стрелки с подвижным пером состоит из отливки коробчатого сечения и пера.
Общий вид литой стрелки показан на рис. 1.
Рис. 1. Трамвайная стрелка литой конструкции.
Перья литых стрелок трамвайного пути изготовляются трапециевидного сечения, но применялись перья и Т-образного сечения. Т-образное сечение пера имеет тот недостаток, что в скошенных углублениях рельса и контррельса скопляется грязь, которую трудно вычистить. Поэтому в настоящее время в основном применяется стрелка с трапециевидным сечением пера. Для предохранения пера стрелки от прогиба, вызываемого горизонтальным давлением подвижного состава трамвая, устанавливаются сухари (упоры), поддерживающие перо стрелки.
В начале стрелки и в раструбе сечение стрелочного тела соответствует нормальному трамвайному рельсу.
Пята пера крепится боковой корневой закладкой (рис. 2, а) или корневой закладкой, прижимающей перо сверху (рис. 2, б).
Рис. 2. Конструкция корневого крепления пера трамвайной стрелки.
Стрелочный замыкатель трамвайного пути, состоящий из рычага постоянной длины или вилки, рычага переменной длины с пружиной тяги или поводка, показан на рис. 3.
Рис. 3. Стрелочный замыкатель трамвайных путей.
В зависимости от установки замыкателя перо может быть постоянно прижато к трамвайному рельсу (контррельсу) или свободно переводиться на прямое направление и ответвление.
Этот замыкатель при постановке упора в среднее гнездо на стенке коробки после перевода стрелки прижимает перо в правом или в левом направлении, не позволяя ему становиться в разрез. При установке упора в одно из крайних гнезд замыкатель отжимает перо к рамному рельсу или контррельсу.
Оба подвижных пера соединяются переводной тягой.
Тяга состоит из двух раздельных половин, концы которых соединены регулирующей муфтой (рис. 4).
Рис. 4. Стрелочная тяга, устанавливаемая на трамвайном пути, и крепление ее к перу.
Нарезка муфты и тяги (правая и левая) устроены таким образом, что при вращении муфты перья будут соответственно сближаться или расходиться до тех пор, пока не получится плотное прилегание каждого пера к рамному рельсу или контррельсу.
Литые крестовины и пересечения трамвайных путей
Крестовина представляем собой конструкцию, служащую для пересечения одного трамвайного рельса с другим, а одно пересечение состоит из четырех крестовин.
Литые крестовины отливаются одним куском и имеют в средней своей части, в разрезе, коробчатую форму. Концы крестовин (называемые хвостами) имеют форму нормальных рельсов, что допускает устройство сборных стыков при помощи накладок. Общий вид литой крестовины трамвайного пути показан на рис. 5.
Рис. 5. Литая крестовина трамвайного пути.
Длина хвостов одиночных крестовин и наружных хвостов пересечений обычно принимается равной 1,5 м.
Основное отличие трамвайных крестовин от железнодорожных заключается в устройстве в них мелкого желоба (наката), который делается для смягчения удара при проходе подвижного состава.
Накат устраивается на длине 700–800 мм от математического центра крестовины (точки пересечения двух рабочих кантов рельсов) в обе стороны и обеспечивает плавный вход и сход колеса. В средней части глубина желоба делается 11 – 13 мм и постепенно уменьшается до нормальной.
Сборные стрелки
Сборные стрелки изготовляются из обыкновенных прокатных рельсов трамвайного или железнодорожного типа путем соединения отдельных простроганных частей болтами при помощи чугунных или стальных отливок-вкладышей, или сваркой (рис. 6).
Рис. 6. Схема сборной стрелки: 1 – рамный рельс; 2 – правая стрелка; 3 – острие пера; 4 – левая стрелка; 5 – малая коробка; 6 – раствор; 7 – вставка (хвост); 8 – контррельс; 9 – пята пера; 10 – большая коробка; 11 – тяга.
Конструкция пера, стрелочной тяги и замыкателей – та же, что и в литых стрелках.
Сборные стрелки целесообразно применять только на линиях с небольшим движением, в парках и на загородных линиях – на особом полотне.
Поверхность головок рельсов в сборных стрелках рекомендуется подвергать закалке или наплавлять твердыми сплавами в целях удлинения сроков их службы.
Сборные крестовины и пересечения
Сборные крестовины (рис. 7) изготовляются целиком из прокатных рельсов или средняя часть ее делается вставной из литой стали.
Рис. 7. Сборная крестовина трамвайного пути.
Для обеспечения плавного прохода трамвайных вагонов в сборных крестовинах, так же, как и в литых, устраивается наплавкой повышенный желоб (накат), разгоняемый на возможно большую длину (700–800 мм от математического центра крестовины).
Сборные крестовины и пересечения трамвайного пути, как и стрелки, изготовляются путем прострагивания прокатных рельсов и соединения их при помощи чугунных и стальных вкладышей и болтов либо термитной или электросваркой.
Допуски при изготовлении стрелок и крестовин
Отступления от геометрических размеров конструктивных чертежей и эпюр стрелок крестовин и пересечений допускаются в определенных пределах согласно табл. 1.
перо подошвы рельса
перо подошвы рельса
Ндп. ус подошвы рельса
Элемент подошвы рельса, используемый для крепления рельса к рельсовой опоре.
[ГОСТ Р 50542-93]
Недопустимые, нерекомендуемые
Тематики
Обобщающие термины
Смотреть что такое «перо подошвы рельса» в других словарях:
перо подошвы рельса — Ндп. ус подошвы рельса Элемент подошвы рельса, используемый для крепления рельса к рельсовой опоре. [ГОСТ Р 50542 93] Недопустимые, нерекомендуемые ус подошвы рельса Тематики изделия для рельсовых путей Обобщающие термины элементы и основные… … Справочник технического переводчика
перо подошвы рельса — 68 перо подошвы рельса (Ндп. ус подошвы рельса): Элемент подошвы рельса, используемый для крепления рельса к рельсовой опоре. Источник: ГОСТ Р 50542 93: Изделия из черных металлов для верхнего строения рельсовых путей. Термины и определения … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ Р 50542-93: Изделия из черных металлов для верхнего строения рельсовых путей. Термины и определения — Терминология ГОСТ Р 50542 93: Изделия из черных металлов для верхнего строения рельсовых путей. Термины и определения оригинал документа: 36 биметаллический рельс (Ндп. двухслойный рельс): Обычный рельс, у которого головка или верхняя ее часть… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Что такое перо рельса
Рельсы относятся к числу важнейших и наиболее дорогостоящих элементов железнодорожного пути. Максимально возможное продление срока их службы, оптимизация расходов по текущему содержанию и замене рельсов являются ключевыми составляющими стратегии обеспечения работоспособности инфраструктуры.
Рельсы изготавливаются в соответствии с ГОСТ Р 51685-2013 «Рельсы железнодорожные. Общие технические условия» (EN 13674-1:2011, NEQ), а также техническими условиями, согласованными ОАО «РЖД».
Рисунок 1.1 Рельсы железнодорожные
Рисунок 1.1 Рельсы железнодорожные
Классификация рельсов для железных дорог РФ
Рисунок 1.2 Основные размеры поперечного сечения рельса
Рисунок 1.2 Основные размеры поперечного сечения рельса
Таблица 1.1 Основные размеры поперечного сечения рельсов (в миллиметрах)
Размер поперечного сечения | Обозначение | Значение размера для типа рельса | |||
---|---|---|---|---|---|
Р50 | Р65 | Р65K | Р75 | ||
Высота рельса | H | 152,00 | 180,00 | 181,00 | 192,00 |
Высота шейки | h | 83,00 | 105,00 | 105,00 | 104,4 |
Ширина головки | b | 72 | 75 | 75 | 75 |
Ширина головки поверху на уровне 13 мм от поверхности катания, мм | 69,6 | 72,2 | 72,2 | 71,3 | |
Ширина подошвы | B | 132,00 | 150,00 | 150,00 | 150,00 |
Толщина шейки | e | 16,00 | 18,00 | 18,00 | 20,00 |
Высота пера подошвы | m | 10,50 | 11,2 | 11,2 | 13,5 |
Нормы по отклонению формы поверхности катания от номинальной не распространяются на рельсы типа Р65К.
Рисунок 1.3 Рельс типа Р50
Рисунок 1.3 Рельс типа Р50
Рисунок 1.4 Рельс типа Р65
Рисунок 1.4 Рельс типа Р65
Рисунок 1.5 Рельс типа Р65К
Рисунок 1.5 Рельс типа Р65К
Рисунок 1.6 Рельс типа Р75
Рисунок 1.6 Рельс типа Р75
Срок службы железнодорожных рельсов зависит от качества рельсовой стали и качества изготовления рельсов, а также от эксплуатационных характеристик пути (плана и профиля пути), осевой нагрузки, типа обращающегося подвижного состава, скоростей движения поездов, климатических условий.
Срок службы рельсов определяется уровнем одиночного их изъятия. В соответствии с Положением о системе ведения путевого хозяйства ОАО «РЖД» срок службы термоупрочненных рельсов типа Р65 должен быть не менее 100% от нормативного срока (не менее 700 млн т брутто для бесстыкового пути, не менее 600 млн т брутто – для звеньевого пути). Срок службы рельсов категории «В» (ДТ350СС) должен составлять не менее 1100 млн т брутто.
Маркировка рельсов
Интерактивная схема 1.1 Маркировка рельса
Обозначение предприятия-изготовителя (начальная буква названия завода: К – Кузнецкий металлургический комбинат, Т – Нижнетагильский металлургический комбинат и т.д.)
Месяц – римскими цифрами
Год изготовления рельсов (последние две цифры)
Обозначение головного конца стрелкой (острие стрелки указывает на передний конец рельса по ходу прокатки)
Дополнительная маркировка: не более четырех знаков в виде выпуклых точек
На средней части шейки с одной стороны каждого рельса выкатывают выпуклую маркировку.
Маркировку выкатывают с периодичностью не более 4 м по длине рельсов. На рельсах с болтовыми отверстиями маркировка не должна располагаться на расстоянии менее 0,6 м от торцов рельса. Маркировочные знаки должны быть высотой от 20 до 25 мм и выступать на расстояние от 0,6 до 1,3 мм с плавным переходом к поверхности шейки. Допускается дополнительно выкатывать не более четырех знаков в виде выпуклых точек диаметром от 2 до 3 мм высотой около 1 мм и выпуклых линий длиной до 80 мм.
Рисунок 1.7 Выпуклая маркировка
Рисунок 1.7 Выпуклая маркировка
Маркировка, наносимая клеймовочной машиной
На средней части шейки каждого рельса со стороны, противоположной выпуклой маркировке (а на рельсах до 2010 года изготовления – на той же стороне), в горячем состоянии клеймовочной машиной наносят вдавленную маркировку:
Рисунок 1.8 Маркировка, наносимая клеймовочной машиной
Рисунок 1.8 Маркировка, наносимая клеймовочной машиной
Маркировку наносят на расстоянии более 1 м от торца рельса с периодичностью не более 12,5 м по длине рельсов (для рельсов длиной до 12,52 м – не менее чем в одном месте). Расстояние между знаками за исключением пробела должно быть от 20 до 40 мм.
Маркировочные знаки должны иметь высоту около 16 мм, глубину от 0,4 до 1,5 мм, угол наклона около 10° к вертикальной оси рельса. Знаки должны быть четкими, без острых очертаний контуров и вершин. Не допускается наносить и исправлять клеймением в холодном состоянии маркировочные знаки, нанесенные горячим клеймением. Дополнительно на объемно-закаленных рельсах по шейке нанесен знак «О».
Рельсы, соответствующие требованиям безопасности и прошедшие процедуру подтверждения соответствия, должны иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза.
Маркировка единым знаком обращения осуществляется перед выпуском рельсов в обращение на рынке. Единый знак обращения наносится на каждый рельс в холодном состоянии любым способом, исключающим образование концентраторов напряжений на поверхности рельса и обеспечивающим четкое и ясное изображение в течение всего срока службы рельсов.
Эксплуатация рельсов, гарантии качества и надежности рельсов
Рельсы, уложенные в путь, должны безотказно работать в течение времени, определяемого количеством перевезенного по ним груза в соответствии с требованиями к качеству рельса.
В договор на поставку новых рельсов включаются условия гарантии их качества, которые являются определяющими при проведении претензионной работы. Порядок предъявления претензий (рекламаций) на рельсы определен «Условиями гарантии на железнодорожные рельсы и порядком рекламационно-претензионной работы по гарантийным случаям». Гарантии распространяются на рельсы, выпущенные до и после 1.10.2010 г.
Таблица 1.2 Гарантийная наработка различных типов и категорий железнодорожных рельсов, выпущенных после 1 октября 2010 г.
Тип рельсов | Категория рельсов | Норма гарантийной наработки, млн т брутто | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
В прямых участках пути и кривых R > 650 м | В кривых участках пути R Примечание В – рельсы, термически упрочненные высшего качества ГОСТ Р 51685–2000, Т1 – термически упрочненные рельсы, выпускаемые по ГОСТ Р 51685–2000, СС – рельсы для скоростного совмещенного движения, НЭ, НК – рельсы низкотемпературной надежности, ИК – рельсы повышенной износостойкости и контактной выносливости. ДТ350 – рельсы дифференцированно термоупрочненные ГОСТ Р 51685–2013, ГОСТ Р 51685–2000, ТУ 0921–276–01124323–2012 [8], ТУ 0921–231–01124323–2014 ДТ350СС – рельсы дифференцированно термоупрочненные для скоростного совмещенного движения ГОСТ Р 51685–2013, ГОСТ Р 51685–2000, ТУ 0921–276–01124323–2012 [8], ТУ 0921–231–01124323–2014 ДТ350НН – рельсы дифференцированно термоупрочненные низкотемпературной надежности ГОСТ Р 51685–2013, ГОСТ Р 51685–2000, ТУ 0921–276–01124323–2012 ДТ370ИК – рельсы дифференцированно термоупрочненные повышенной износостойкости и контактной выносливости ГОСТ Р 51685–2013, ГОСТ Р 51685–2000, ТУ 0921–276–01124323–2012. Нормы гарантийной наработки для рельсов типа Р50 уменьшают на 25%. Таблица 1.3 Гарантийная наработка различных типов и категорий железнодорожных рельсов, выпущенных до 1 октября 2010 г.
|