Что такое персональный помощник в поликлинике
У врачей появился цифровой помощник для назначения диагностических исследований
Во всех взрослых поликлиниках Москвы внедряется новый инструмент системы цифровой поддержки врачей. Сервис позволит медикам ускорить направление пациентов на диагностику в соответствии с предварительным диагнозом, улучшить ее качество, а пациенту — сэкономить время.
«Мы внедряем в работу медиков московских поликлиник инструмент системы цифровой поддержки врачей — пакетные назначения на диагностику. При постановке предварительного диагноза программа сразу предлагает врачу максимально полный набор исследований, которые необходимо провести для дальнейшей диагностики. Пилот на базе четырех городских поликлиник показал, что инструмент сокращает время на назначение диагностических исследований в 10 раз — с двух с лишним минут до 15 секунд. Таким образом, специалист уделяет больше внимания работе непосредственно с пациентом. Для горожан это также удобно: они смогут записаться сразу на комплекс исследований по назначению врача. Новый инструмент создан для улучшения стандарта оказания медицинской помощи в первичном звене и внесет свой вклад в выявление заболеваний на ранних стадиях», — Анастасия Ракова, заместитель Мэра Москвы по вопросам социального развития.
Сейчас пакетные назначения доступны для 54 групп диагнозов, которые составляют 90 процентов обращений по впервые выявленным заболеваниям. Среди них гипертония, сахарный диабет и ишемическая болезнь сердца. На базе клинических рекомендаций по каждому предварительному диагнозу алгоритм предлагает список обязательных лабораторных и инструментальных исследований и консультаций у профильных специалистов. Это позволяет не упустить даже малейших деталей, которые помогут в постановке правильного диагноза.
Алгоритм также предлагает дополнительный список назначений, у каждого из которых есть свои показания к применению. Состав пакета может быть расширен на усмотрение доктора.
За один прием врач выпишет направление на все необходимые исследования. Таким образом, пациент получает полный перечень назначений и памятку о том, как подготовиться к процедурам. Это значительно сэкономит время. Записаться на прием или исследования по направлению, а также перенести и отменить запись к врачу, пациенты могут самостоятельно с помощью дистанционных каналов записи: на портале mos.ru, в мобильных приложениях «Госуслуги Москвы», «ЕМИАС.ИНФО» и другие.
Проект цифровой поддержки врачей разработан Департаментом информационных технологий и Департаментом здравоохранения города Москвы, реализуется на базе ЕМИАС с конца 2019 года. В основу системы положены клинические протоколы, разработанные главными специалистами Москвы совместно с федеральными экспертами на базе клинических рекомендаций и международных стандартов.
Поддержка и внимание. Как персональные онкопомощники заботятся о пациентах
Услышать диагноз, связанный с онкологией, и не опустить руки, а быстро начать лечение и борьбу за здоровье под силу не каждому. Пройти этот путь москвичам помогают специалисты проекта «Персональный помощник». Они сопровождают пациентов с диагнозом «злокачественное новообразование» или подозрением на него на всех этапах. За год работы проекта сопровождение персональными помощниками получили более 25 тысяч пациентов. 12 процентов из них уже находятся на диспансерном наблюдении.
Насколько такая поддержка важна для москвичей, как становятся персональными помощниками и что онкопомощники думают о своей работе — в материале mos.ru.
Прямая связь и личное общение
Проект «Персональный помощник» заработал в августе 2020-го в ЮАО, а в марте этого года стал доступен всем жителям города. Это часть нового московского стандарта оказания онкологической помощи. Персональные помощники записывают горожан к врачу или на исследования, напоминают о предстоящем визите к врачу и проверяют, состоялся он или нет. В своей работе помощники используют и анализируют медицинскую документацию пациента и отвечают на возникающие вопросы. Сейчас москвичей сопровождают 69 специалистов.
О возможности сопровождения персонального помощника пациенты узнают в поликлинике при направлении к онкологу. При согласии на такое сопровождение пациент получает карточку персонального помощника с его фамилией, именем и телефоном. Пациент может звонить напрямую персональному помощнику по вопросам сопровождения. Помощник же, получив информацию о новом пациенте, связывается с ним для дальнейшей работы.
«Это личное общение с человеком. Очень важно дать пациенту понять, что он не один на пути борьбы с болезнью, чтобы он ощущал нашу заботу, поддержку и внимание. Пациенты знают своего персонального помощника по имени и могут связаться с ним в часы работы», — уточняет персональный помощник Мария Маркушева. Раньше она работала на горячей линии по вопросам, связанным с COVID-19.
Обучение и тестирование
Персональные помощники не медицинские работники, именно поэтому они изучают много новой специальной информации перед началом работы. Нормативные акты, алгоритмы действий, диагнозы — будущие помощники ежедневно по несколько часов слушали лекции, а затем проходили тестирование.
По словам онкопомощников, справиться с такой работой могут только стрессоустойчивые и внимательные сотрудники. Эти качества необходимы, чтобы профессионально сопровождать москвичей, попавших в непростую ситуацию.
«Желание помогать людям — в первую очередь. Если ты просто хочешь работать ради работы, то так не получится. Однажды пациент сказал мне, что у него в банке нет такого персонального помощника, как здесь. Его впечатлило, насколько ответственно и внимательно я подхожу к его сопровождению», — добавляет Ольга Вельмакина.
Важно для пациентов
Пациенты с онкологическим заболеванием или подозрением на него вынуждены проходить множество обследований. Быстро записаться на каждое и не запутаться в датах приема — задача не из простых, особенно в стрессовой ситуации.
«Пациенты с подозрением на злокачественные образования — люди разных возрастов. Некоторые пациенты в силу возраста не пользуются современными средствами связи с выходом в интернет, не каждый может записаться через сайт или приложение, кому-то помогают родственники, но не у всех есть такая поддержка. Таким пациентам важно, что им есть кому позвонить, кому задать вопрос. Мы стараемся всегда грамотно и четко сориентировать», — рассказывает Ольга Вельмакина.
Проект «Персональный помощник» для людей с онкозаболеваниями заработал во всех округах
Проект «Персональный помощник» для пациентов с подозрением на онкологические заболевания или с подтвержденным диагнозом заработал во всех административных округах столицы. Об этом рассказала Анастасия Ракова, заместитель Мэра Москвы по вопросам социального развития.
«Человеку с онкологическим заболеванием на пути борьбы с болезнью нужна поддержка и индивидуальный подход. Именно поэтому в августе прошлого года в Южном округе столицы мы запустили уникальный проект персональных помощников. Они помогают записаться на прием или получить направление, напоминают о предстоящих исследованиях и визитах к врачу, отслеживают сроки выполнения необходимых процедур и этапов лечения, интересуются самочувствием пациентов. Мы рады сообщить, что теперь проект заработал во всех округах Москвы, и сейчас 55 специалистов сопровождают уже шесть тысяч горожан, которые столкнулись с онкологией. Благодаря персональным помощникам человек никогда не остается один на один со своим диагнозом», — рассказала вице-мэр.
В рамках проекта за каждым пациентом с онкологическим заболеванием закрепляется специалист центров госуслуг «Мои документы». Он сопровождает пациента и помогает с записью на прием к врачу, сообщает о дате визита, контролирует правильное ведение медицинской документации и решает текущие проблемы заболевшего человека. В реализации проекта помогает единая цифровая платформа здравоохранения.
О возможности сопровождения персональным помощником пациенту сообщают при первичном направлении к врачу-онкологу в поликлинике. Если человек согласился на получение услуги, то ему выдается карточка с именем и контактами помощника, с которым можно общаться напрямую. Он сопровождает заболевшего на всех этапах согласно индивидуальному плану его лечения. В настоящий момент 55 специалистов закреплены за шестью тысячами москвичей.
Проект реализуется в рамках утвержденного Сергеем Собяниным нового московского стандарта оказания онкологической помощи. На базе крупнейших городских стационаров организовано шесть многопрофильных онкологических центров с полным спектром клинических возможностей. В них входит диагностика, хирургическое лечение, лекарственная терапия и диспансерное наблюдение. За каждым центром закреплено население одного или двух административных округов Москвы. Таким образом, все этапы оказания специализированной помощи проходят в структуре одной медицинской организации. Это позволяет сократить время постановки диагноза, повысить его точность и быстрее начать лечение.
Собянин дал старт проекту «Персональный помощник» для онкологических пациентов
Мэр напомнил, что не смотря на пандемию, помощь онкологическим больным в столице не останавливалась ни на минуту, ни на один день. Более того, реформа, которая проведена в этой сфере, помогла даже на треть увеличить объем стационарной помощи больным. В ходе реформы в Москве были созданы шесть онкоцентров с мощными лабораториями, выстроена логистика оказания помощи больным. «Параллельно в этих же онкоцентрах, базой которых являются мощные специализированные стационары, создаются амбулаторные центры. Их сегодня восемь, они охватывают всю территорию Москвы».
Отметив, что не все они в хорошем состоянии, в столице приступили к реконструкции одновременно трех центров, работы во всех них будут закончены в этом году, сказал Собянин. И продолжил: «Для одного из них, онокоцентра в Зюзино, уже закуплено необходимое оборудование. Теперь здесь есть все необходимое, начиная от первичного обследования больного до глубоких лабораторных исследований, оказания медицинской помощи, сопровождения и при необходимости направления в стационар».
Запуск системы персональных помощников в корне изменит ситуацию. Если больной захочет, к нему закрепят персонального помощника с персональным телефонным номером, который будет постоянно вести этого человека по всем цепочкам оказания онкологической помощи.
Функции помощников взяли на себя сотрудники центров госуслуг «Мои документы». Они помогают своим подопечным записаться на прием к нужным врачам, на сдачу анализов и назначенные исследования, напоминают о предстоящем визите к доктору, вносят информацию в городской канцер-регистр, решают возникающие проблемы.
О том, что можно прибегнуть к помощи такого персонального помощника, пациенту подскажут на самом начальном этапе лечения, в поликлинике, при направлении к врачу-онкологу. При согласии ему вручат карточку с телефоном будущего персонального помощника.
«Важно, когда пациенту подсказывают и намечают путь»
Ведущие московские врачи рассказывают, как проект «Персональный помощник» помогает онкобольным пациентам
«Правильное отношение к делу и позитивный настрой»
Проект «Персональный помощник» был запущен в 2020 году, и с тех пор индивидуально помогает онкологическим пациентам записаться к врачу, контролировать правильное ведение медицинской документации, а также консультирует их по всем появляющимся личным вопросам.
При первичном направлении к врачу-онкологу пациенту сообщают о возможности такого персонального сопровождения в поликлинике. Если пациент соглашается, он получает карточку с ФИО и телефоном своего помощника.
Главный врач Городской клинической онкологической больницы №1 Всеволод Галкин признал, что сперва пациенты неохотно соглашались на участие в программе, но сейчас уже более 70% онкологических больных в Москве хотят, чтобы их сопровождали.
«Многие, действительно, со скепсисом изначально воспринимали эту идею, но вот уже определенное время «Персональный помощник» очень хорошо работает. По-моему, все убедились в том, что он нужен и востребован. Статистика тоже об этом говорит: если на первом этапе пациенты не очень охотно включались в этот проект, то сейчас более 70% пациентов соглашаются и хотят, чтобы их сопровождали», — говорит Галкин.
На сегодняшний день, по словам вице-мэра Москвы Анастасии Раковой, услугами персональных помощников воспользовались уже более 40 тысяч москвичей. Более 5 тысяч столичных пациентов присоединяется к проекту ежемесячно.
В обязанности помощника входит ряд задач: они напоминают о грядущих записях к врачу или о проведении исследований, уточняют самочувствие, при необходимости помогают маршрутизировать пациента, а также анализируют медицинские карты своих подопечных, чтобы помочь им в дальнейших шагах лечения. В роли этих помощников выступают порядка 70 сотрудников офисов «Мои Документы», которые постоянно на связи и готовы помочь.
Всеволод Галкин объясняет, что в подобной жизненной ситуации человек растерян и ему крайне необходима любая помощь, и сотрудник МФЦ может помочь пациенту справиться с тяжелым психологическим состоянием.
«Суть в том, что пациент попадает в сложную стрессовую ситуацию, и особенно на первом этапе он бывает растерян, даже несмотря на то, что онкологическая служба в Москве работает достаточно быстро и четко.
Конечно, когда человека сопровождают, подсказывают и намечают путь, по которому нужно идти в подобной ситуации, – это важнейшая часть некоего психологического комфорта. Тебе позвонили и напомнили, что тебе завтра к врачу; тебе помогли записаться на какое-то исследование или что-то еще.
Все это очень здорово помогает людям в такой сложной жизненной ситуации. Плюс, в определенной степени это дисциплинирует и медицинских сотрудников – они более четко относятся ко всем пациентам», — считает специалист.
Заместитель главного врача Боткинской больницы по онкологии Дмитрий Греков согласился с коллегой Галкиным, подчеркнув при этом, что психологическое состояние пациента напрямую влияет на результаты лечения.
«Правильное отношение к делу и позитивный настрой работают на иммунную систему и однозначно положительно влияют на течение заболевания. Могу это смело утверждать, опираясь на собственный опыт и опыт коллег. Мы помогаем нашим пациентам правильно настроиться на борьбу с болезнью, находим мотивационные слова, чтобы у них сформировалась серьезная цель — победить онкологию. Когда есть цель, человек к ней стремится и перестает думать об онкологии как о каком-то приговоре, и это приводит к положительному результату», — рассказал Греков.
Врачи получают аналитические отчеты в режиме реального времени
Но что насчет самих врачей? Как персональные помощники из МФЦ помогают тем, кто лечит пациентов?
По мнению обоих собеседников «Газеты.Ru», главное достоинство проекта — в доступной, но в то же время подробной аналитике, которая позволяет врачам эффективнее противостоять онкозаболеваниям.
«Для врачей плюс этого проекта в том, что нам предоставляют подробную аналитику по каждому этапу пути от дверей поликлиники до стационара. Весь этот путь разбит на определенные шаги, каждый из которых анализируется, — объясняет замглавврача Боткинской больницы по онкологии. — То есть, сколько времени пациент потратил в поликлинике, все ли он там прошел, обоснованно или нет было его направление к онкологу, сколько времени было потрачено на верификацию диагноза, когда прошел онкоконсилиум и, самое главное, когда пациенту назначено специальное лечение».
«Важно, что у нас есть четко налаженная обратная связь. Мы получаем в режиме реального времени еженедельные отчеты о работе и по каждому персональному помощнику, и по каждому пациенту. С определенной периодичностью стабильно приходят полновесные отчеты, в которых большое количество важной для нас информации. Если где-то бывают какие-то трудности или технические сбои, то мы понимаем, где и что надо подправить», — подытожил главный врач ГКОБ №1 Всеволод Галкин.