Что такое персонаж в литературе определение
Персонаж
ПЕРСОНАЖ — в художественной литературе действующее лицо. Поскольку именно человек является носителем общественных отношений, постольку и в художественной литературе образы, отражающие людей в их взаимодействиях, являются наиболее частыми и наиболее разработанными. Однако в различных стилях весьма часто в качестве П. выступают не только образы людей, но и образы животных (животный эпос, как «Война мышей и лягушек», «Роман о лисе»), образы мифологических существ («Потерянный рай» Мильтона, «Мессиада» Клопштока, «Элоа» А. де Виньи) и аллегорических олицетворений (средневековые моралитэ, «Роман о Розе»), разумеется подвергающиеся очеловечению. В художественном методе реализма П., почерпнутые не из подлинной действительности, исчезают, уступая место образам людей. Энгельс определяет задачу художника-реалиста как показ типических характеров в типических обстоятельствах, т. е. тем самым указывает на первенствующее значение П. — образа человека — среди других образов литературного произведения.
У Энгельса же находим указание на то, что П. только тогда является полновесным художественным образом, когда он «в самом деле представляет определенный класс и направление, а стало быть и определенные идеи своего времени и почерпает мотивы своих поступков не в мелочных индивидуальных вожделениях, а в том историческом течении, к-рое является его носителем». Требуя типичности П., Энгельс в то же время подчеркивает необходимость обрисовывать характеры «с четкостью индивидуализации», чтобы каждый П. был «типом, но вместе с тем и вполне определенной личностью». В наиболее развернутом виде П. выступает в драме и в эпических произведениях. В лирике же большей частью мы не встречаемся с П. как определенным законченным и развернутым образом, хотя те или иные приближения к нему могут быть установлены и в ней.
Очевидно, что в зависимости от тех классовых познавательных позиций, на к-рых стоит данный писатель, он может рисовать и П. своих произведений. Так, даже нереальные П. средневековой литературы — аллегорические мифические образы — в творчестве молодой революционной буржуазии насыщаются боевым актуальным содержанием, становясь живыми и полнокровными (Сатана Мильтона, Мефистофель первой части «Фауста»). Напротив, в творчестве упадочнического символизма даже образы живых людей приобретают характер абстрактной условной схемы. Следовательно П. в лит-ой практике может иметь совершенно различное историческое содержание, в зависимости от к-рого мы и определим его качество и ценность для нас. Самое развертывание П. в произведении происходит как путем непосредственного показа характерных его черт и действий (его портрет, характеристика, речи, поступки и т. п.), так и через другие образы, так или иначе к нему относящиеся. Характер этого развертывания опять-таки исторически различен в зависимости от того, что художник считает существенным в образе и его развитии, в зависимости от классово осознаваемой им исторической действительности. Функция П. в произведении определяется тем значением, к-рое придает писатель связанным с ним сторонам общественных отношений; отсюда — деление П. на главные, второстепенные и т. п. См. Образ, Вековые образы, Тип.
Персонаж
В обычном значении то же, что литературный герой. В литературоведении термин персонаж употребляется в более узком, но не всегда одинаковом смысле. [источник не указан 1273 дня] Чаще всего под персонажем понимается действующее лицо. Но и здесь различаются два толкования:
Под персонажем подчас понимается лишь второстепенное лицо. В этом осмыслении термин персонаж соотносится с суженным значением термина герой — центральным лицом или одним из центральных лиц произведения. На этой почве сложилось и выражение «эпизодический персонаж».
Архетипы
Персонаж в частности может основываться на архетипе, который является общим характеризующим образом, как те, что перечислены ниже. Архетипы Юнга смоделированы из мифологии, легенд и народных сказок. Например, Пак из пьесы Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь» и Багз Банни демонстрируют юнгианский архетип обманщика, поскольку они бросают вызов установленным стандартам поведения. После принятия литературной критикой архетипы стали играть особую роль в сюжете.
Один персонаж может нести более чем одну роль-архетип. Он может иметь множество особенностей и чувств. Комплексный персонаж может смешивать характеристики из нескольких разных архетипов, как и реальные люди, воплощая аспекты каждого архетипа. По словам писателя-психолога Кэролин Кауфман [4] :
Хотя в сюжетах архетипы… разделяются на отдельные персонажи, в реальной жизни каждый из нас несёт качества каждого архетипа. Будь это не так, мы не могли бы сочувствовать персонажам, которые представляют отсутствующие у нас архетипы. Though in stories the archetypes are… fragmented into individual characters, in real life each of us carries qualities of each archetype. If we didn’t, we wouldn’t be able to relate to characters who represent the archetypes we were missing. Значение слова «персонаж»Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека ПЕРСОНА’Ж, а, вин. мн. жей и жи, м. [фр. personnage]. 1. Действующее лицо драматического или литературного произведения (лит.). П. пьесы. 2. перен. Особа, личность (ирон.). Комический п. Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека персона́ж1. действующее лицо художественного произведения: книги, спектакля, фильма, видеоигры и т. п. ◆ В первом варианте романа о Мизери Шелдон открыто вводит персонаж с именем «Энни Уилкс», но тот персонаж имеет мало общего с настоящей Энни — это добрая «умелая нянька» сына Мизери… А. А. Панова, «Образ читателя в «Мизери» С. Кинга и его трансформация в киноверсии романа», 2011 г. ◆ Рассказ прост, в нём нет конфликта, психологического драматизма, внешних событий, вся суть ― в самом повествовании, а не в действиях или диалогах персонажей. «Классика на школьной сцене», 2004 г. // «Народное творчество» (цитата из НКРЯ) ◆ Собственно, вот и весь фильм. Он сделан с использованием минимальных кинематографических средств, а внедрение чернокожего персонажа в фильм, которое поначалу кажется лишь моментом иллюстративности, в конце приобретает неожиданный смысл. О. В. Аронсон, «Коммуникативный образ. Кино. Литература. Философия.», Ч. I, 2007 г. (цитата из НКРЯ) 2. перен. часто <<ирон.|ru>> особа, личность ◆ Нина продолжала изредка что-то записывать и выступать, но куда больше времени она теперь уделяла пропаганде своих идей и личной жизни, в которой замаячили всё более молодые персонажи мужского пола. Вячеслав Борисов, «Это мама. Нина Хаген взорвет бункер», 2002 г. // «Известия» (цитата из НКРЯ) ◆ Однако два других заметных, ныне покойных, персонажа румынской революции стояли на иных позициях. Николай Морозов, «Декабрьские события 1989 года в Румынии: революция или путч?», 2009 г. // «Неприкосновенный запас» (цитата из НКРЯ) ПерсонажПолезноеСмотреть что такое «Персонаж» в других словарях:ПЕРСОНАЖ — (фр. personnage, от personne персона, личность). Значительная, важная особа; роль, играемая актером или актрисой. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПЕРСОНАЖ действующее лицо к. н. театрального… … Словарь иностранных слов русского языка персонаж — а, м. personnage m. 1. Действующее лицо в произведении искусства (обычно в драме, романе). БАС 1. Всякой из них <придворных> боялся, чтоб с одеянием вместе не пристала к нему и старость персонажа. Долг. Капище 70. Вот все главные поющие… … Исторический словарь галлицизмов русского языка персонаж — См … Словарь синонимов ПЕРСОНАЖ — ПЕРСОНАЖ, персонажа, вин. мн. жей и жи, муж. (франц. personnage). 1. Действующее лицо драматического или литературного произведения (лит.). Персонаж пьесы. 2. перен. Особа, личность (ирон.). Комический персонаж. Толковый словарь Ушакова. Д.Н.… … Толковый словарь Ушакова персонаж — ПЕРСОНАЖ, герой, книжн. протагонист … Словарь-тезаурус синонимов русской речи ПЕРСОНАЖ — ПЕРСОНАЖ, а, муж. Действующее лицо в литературном произведении, в представлении, а также лицо как предмет жанровой живописи. Комический п. Персонажи Островского. Персонажи полотен Сурикова. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.… … Толковый словарь Ожегова персонаж — персонаж, род. персонажа; вин. мн. персонажи и допустимо персонажей … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке Персонаж — … Википедия персонаж — а, м. Действующее лицо в художественном, драматическом произведении, в жанровой живописи. Комический персонаж. Отрицательный персонаж. Персонажи Чехова. Персонажи русских народных сказок. Персонажи оперы. Персонажи полотен неизвестного художника … Популярный словарь русского языка персонаж — Франц. personnage, англ. character, нем. person, figur. По представлениям нарратологии, сложный, многосоставной феномен, находящийся на пересечении различных аспектов того коммуникативного целого, каким является художественное произведение. Как… … Постмодернизм. Словарь терминов. Значение слова персонажСловарь Ушаковаперсон а ж, персонажа, вин. мн. жей и жи, муж. (франц. personnage). 1. Действующее лицо драматического или литературного произведения (лит.). Персонаж пьесы. 2. перен. Особа, личность (ирон.). Комический персонаж. Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению(франц. personnage, от лат. persona — личность, лицо) — наряду с героем, действующее лицо художественного произведения или сценического представления. Рб: художественный образ Вид: комический персонаж, сатирический персонаж, трагический персонаж и т.п. Асс: герой произведения, литературный характер, художественный тип * «Персонажи художественного произведения — не просто двойники живых людей, а образы, очерченные в соответствии с идейным замыслом автора» (Б. Брехт). «Существуют различия между персонажами главными, центральными и второстепенными, эпизодическими. Персонажи в произведении подлинно художественном составляют завершенную систему. Они соотнесены, «сцеплены» между собой не только ходом изображаемых событий, но и, в конечном счете, логикой художественного мышления писателя» (Г.Н. Поспелов). «Тип картины мира, тип сюжета и тип персонажа взаимообусловлены» (Ю.М. Лотман). * Толковый словарь русского языка (Алабугина)Действующее лицо в художественном произведении.
|