Что такое первая природа и вторая природа

Среда обитания человека: «первая» и «вторая» природа

Принципиальное значение для понимания смысла и характера связи «человек – природа» имеет понятие окружающей среды (среды обитания, человеческого окружения). Чаще всего под окружающей человека средой подразумевается совокупность условий или влияний, окружающих человека. Так, жизненной средой обозначается всё, с чем непосредственно или опосредованно связан человек, от чего зависит его жизнь и деятельность. Широко понимаемая окружающая среда может подразумевать планету Земля и космичес Что такое первая природа и вторая природа. Смотреть фото Что такое первая природа и вторая природа. Смотреть картинку Что такое первая природа и вторая природа. Картинка про Что такое первая природа и вторая природа. Фото Что такое первая природа и вторая природапространство, окружающее её.

Принято различать естественную и искусственную окружающую среду. Естественная окружающая среда охватывает гео- и биосферу, то есть те материальные системы, которые возникли и существуют вне и независимо от человека, но со временем могут стать объектами его деятельности. Естественная окружающая среда – развивающаяся система, её нельзя сводить лишь к географической среде. Последняя, охватывая лишь поверхность Земли, составляет важную, но не единственную подсистему среды обитания человека. В естественной среде различают два элемента: а) естественные источники средств жизни (дикие растения, животные); б) естественные богатства, становящиеся предметами труда (уголь, ветер и пр.). Исторически интерес человека перемещался от явлений первой группы к явлениям второй группы, Это значит, что характер взаимодействия человека с естественной средой обитания определяется не только природной компонентой, но и уровнем развития производства, формирующего человеческие потребности.

Важнейшим результатом производства служит создание искусственной среды обитания, которую иногда называют «второй природой». Сюда входят как неодушевлённые предметы, созданные человеком и не встречающиеся в природе, так и организмы – растения и животные, выведенные человеком путём искусственного отбора или средствами генной инженерии. Искусственная среда включает также систему общественных отношений, которые осуществляются в определённых материальных условиях, в том числе искусственно созданных человеком.

Говоря о природе как естественной среде обитания человека, не следует забывать за производственной стороной связи «Человек-Земля», «Человек-Космос» её эстетическую и нравственную стороны. Ведь с природой связана не только физическая, но и духовная жизнь людей (о духовной жизни людей разговор впереди; там обнаружится, что духовная жизнь включает в себя не только религиозное отношение человека к его окружению, но и многое другое): мы любуемся пейзажами или приходим под их влиянием в угнетённое состояние; мы чувствуем не только юридическую, но и моральную ответственность за то, что делаем в природе (или, наоборот, лишены такого чувства). Таким образом, разговор об отношении между обществом и природой предполагает учёт всех сторон этого отношения – производственной, познавательной, нравственной, эстетической (а для некоторой части человечества – ещё и религиозной стороны).

Представим очень кратко историю взаимоотношений человека и природы, выделив в ней четыре этапа. Начало первого отдалено от нас 35-50 тысячами лет. Этот этап охватывает историю первобытного общества. В масштабах планеты он начал завершаться примерно 10 тысяч лет тому назад вместе с переходом от догосударственного существования людей к государственному. Воздействие человека на природу в этот период осуществлялось через собирательство, рыбную ловлю, охоту, зачатки скотоводства и земледелия. Эти технологии в минимальной мере разрушали природу; в этом плане можно обратить внимание, пожалуй, лишь на подсечное земледелие, занимаясь которым люди выжигали и выкорчёвывали участки леса, взрыхляли землю, забрасывая её через несколько лет. Это приводило, в частности, к эрозии почвы. Относительно малая численность населения планеты в то время (несколько миллионов человек) имела следствием незначительный ущерб, наносимый природе, который она сравнительно быстро нейтрализовала.

Второй этап взаимоотношения природы и человека охватывает две формации – рабовладельческую и феодальную – и заканчивается примерно пять веков тому назад. Изменение орудий труда и технологий, рост потребностей и численности населения заметно усилили «давление», оказывавшееся человеком на природу. Разрушительные следы человеческой деятельности, появившиеся в то время, можно наблюдать и сегодня. Например, уничтожение растительного покрова на склонах гор стадами коз и овец, которых пасли древние греки – современники Гомера. Лик Земли ко времени заката феодального общества в Европе заметно изменился, что вызвало беспокойство у некоторой, пока очень ограниченной, части населения. Именно к этому времени относятся первые природоохранные документы. Скажем, европейские государи своими декретами стали запрещать охоту на некоторые, ставшие к тому времени исчезающими, виды животных.

Изменение способа производства, становящегося товарным, массовым, в первых буржуазных странах Европы и Америки привело к хищническому использованию человеком природных ресурсов. Из недр Земли извлекались огромные количества ископаемого сырья и топлива, вырубались леса, распахивались новые земли, целиком уничтожались растительные и животные виды. Если второй этап характеризуется относительным равновесием разрушительных и восстановительных сил на планете с некоторым преобладанием первых, то третий этап, завершающийся на наших глазах в наиболее продвинутых в технологическом отношении странах, (но, к сожалению для россиян и их непосредственных соседей, продолжающийся в нашей стране) есть тотальное разрушение окружающей среды вследствие хозяйственной деятельности человека. Лозунги «Прибыль любой ценой», «План любой ценой», философия типа «Мы не можем ждать милости от природы – взять их у неё наша задача» приводили и привели к тому, что Земля уже не успевает справляться с восстановлением того, что разрушено человеком.

Последний – четвёртый – этап начался в середине ХХ века, хотя предвосхищён он был ещё в 1925 году В. И. Вернадским, провозгласившим «приход» на планету ноосферы(буквально «сферы разума») в качестве геологического планетарного фактора вслед за сложившейся свыше 3 млрд. лет тому назад биосферой, ускорившей геологические процессы на Земле. Сегодня слово «ноосфера» употребляется так же часто, как слова «экология», «культура», «духовность», «спонсор». Чрезвычайно частое употребление слова, как правило, связано с искажением его смысла. «Ноосферу» постигла та же участь, что и названные только что слова: каждый вкладывает в этот специальный термин смысл, наверняка удививший бы Вернадского. Это слово и соответствующее понятие были созданы французским учёным Э. Леруа. Смысл, который в этот термин вкладывал его создатель, и тот, в котором он использовался Вернадским, далеко не совпадают. Те, кто сегодня используют его, ссылаясь при этом на Вернадского, находятся гораздо ближе к Леруа. Для них ноосфера – нечто вроде мирового разума, пронизывающего всю вселенную и существующего независимо от людей как разумных существ. Для Вернадского, ноосфера есть то, что естественным образом развилось из предшествующих ей форм: геосферы и биосферы. Таким образом, лик нашей планеты формировался первоначально исключительно геологическими силами; затем в этом процессе приняли участие организмы, жизнь; с появлением человека, общества (социосферы) стихийность происходящего на планете дополняется разумностью, рациональностью действующих людей. Разум постепенно становится всё более «влиятельной» силой на Земле.

Могут возразить: о какой разумности человека можно говорить, если только в ХХ веке большие и малые войны унесли свыше ста миллионов человеческих жизней, если человеческие взаимоотношения порой напоминают и сейчас отношения первобытных людей («… мы, наш род, клан, племя – люди; остальные – неверные, недоумки, люди второго сорта и имеют, в лучшем случае, право на существование в качестве подсобных рабочих»), если совместная производственная деятельность людей на планете привела её к состоянию, которое угрожает существованию самого человека? Против этих возражений сказать, кажется, нечего. Всё это действительно было и есть. Но ведь ни Вернадский почти век тому назад, ни мы сегодня не утверждаем, что на Земле уже существует царство разума. Ведь речь идет о процессе, соизмеримом по масштабам с геологическими процессами; там изменения складываются миллионами лет и тысячелетиями. Правда, действует закономерность ускорения происходящих событий.

Чтобы понять смысл термина «ноосфера», следует вспомнить, что понятие «сознательная деятельность людей» имеет двоякий смысл. Во-первых, действовать сознательно, значит, действовать на основе поставленной тобой цели (в этом смысле в отличие от животного каждый человек действует сознательно, осознанно). Во-вторых, действовать сознательно, значит, действовать с учётом тех последствий, к которым может привести задуманная тобой деятельность (человек же, как правило, начинает действовать, сообразуясь лишь с желаемым результатом). Нельзя же серьёзно утверждать, что те, кто создал каскад электростанций и водохранилищ на Волге, действовали во сне или под гипнозом. Нет. Действовали сознательно; только сознание было направлено исключительно на достижение единственного следствия – увеличения количества вырабатываемой электроэнергии. Все остальные следствия (предвидеть которые было не так уж трудно) остались за пределами сознания инициаторов проекта.

Утверждение о начале четвёртого этапа взаимоотношений человека и природы означает, что на смену стихийной деятельности людей по изъятию у природы необходимых им веществ и выбрасыванию в природу всего ненужного человеку приходит разумная, планомерная деятельность по организации и поддержанию сбалансированных отношений между природой и человеком. Фактов разумного и бережного отношения людей к планете уже немало.

Описание связи «человек – природа» можно завершить мыслью о том, что постоянный рост технической, технологической и интеллектуальной мощи человечества не делает его со временем всё более свободным от природы. Наоборот, для удовлетворения своих постоянно растущих потребностей человек всё больше нуждается в природе: «вторая природа», искусственная среда обитания человека, есть преобразованная «первая природа».

Дата добавления: 2015-01-05 ; просмотров: 71 | Нарушение авторских прав

Источник

Основные формы бытия: духовная «первая» и «вторая» природа.

Что такое первая природа и вторая природа. Смотреть фото Что такое первая природа и вторая природа. Смотреть картинку Что такое первая природа и вторая природа. Картинка про Что такое первая природа и вторая природа. Фото Что такое первая природа и вторая природа Что такое первая природа и вторая природа. Смотреть фото Что такое первая природа и вторая природа. Смотреть картинку Что такое первая природа и вторая природа. Картинка про Что такое первая природа и вторая природа. Фото Что такое первая природа и вторая природа Что такое первая природа и вторая природа. Смотреть фото Что такое первая природа и вторая природа. Смотреть картинку Что такое первая природа и вторая природа. Картинка про Что такое первая природа и вторая природа. Фото Что такое первая природа и вторая природа Что такое первая природа и вторая природа. Смотреть фото Что такое первая природа и вторая природа. Смотреть картинку Что такое первая природа и вторая природа. Картинка про Что такое первая природа и вторая природа. Фото Что такое первая природа и вторая природа

Что такое первая природа и вторая природа. Смотреть фото Что такое первая природа и вторая природа. Смотреть картинку Что такое первая природа и вторая природа. Картинка про Что такое первая природа и вторая природа. Фото Что такое первая природа и вторая природа

Что такое первая природа и вторая природа. Смотреть фото Что такое первая природа и вторая природа. Смотреть картинку Что такое первая природа и вторая природа. Картинка про Что такое первая природа и вторая природа. Фото Что такое первая природа и вторая природа

Категория бытия допускает любую форму существования мира. Мир существует в бесконечном многообразии проявлений и форм, включает в себя бесчисленное множество конкретных вещей, процессов, явлений, которые объединяются в определенные группы, различающиеся спецификой своего бытия. Каждая наука исследует закономерности развития конкретной специфической разновидности бытия, которая определяется предметом данной науки. В философском анализе целесообразно выделить следующие основные специфические формы бытия:

1) Бытие вещей, явлений и процессов, в котором в свою очередь необходимо различать:

а) бытие явлений, процессов и состояний природы, так называемая «первая» природа;

б) бытие вещей, предметов и процессов, произведенных человеком, «вторая» природа.

2) Бытие человека, в котором можно выделить:

а) бытие человека в мире вещей;

б) специфически человеческое бытие;

3) Бытие духовного (идеального), в котором выделяются:

а) индивидуализированное духовное;

б) объективированное духовное;

4) Бытие социального:

Бытие вещей, явлений и состояний природы, или бытие первой природы, существует до, вне и независимо от сознания человека. Бытие каждого конкретного явления природы ограничено во времени и пространстве, оно сменяется их небытием, а природа в целом бесконечна во времени и пространстве. Первая природа является объективной и первичной реальностью, ее большая часть и после возникновения рода человеческого по-прежнему существует как совершено самостоятельная, независимая от человечества реальность.

Бытие отдельного человека представляет собой единство тела и духа. Человек для самого себя и первая, и «вторая природа». Не случайно в традиционной, классической философии человека нередко определяли как «мыслящую вещь». Но бытие человека как мыслящей и чувствующей «вещи» в мире природы явилось одной из предпосылок возникновения и общения, т.е. предпосылкой формирования специфики человеческого бытия. Бытие каждого конкретного человека есть взаимодействие, во-первых, мыслящей и чувствующей «вещи» как единства природного и духовного бытия, во-вторых, индивидуальной особи, взятой на данном этапе эволюции мира вместе с миром, и, в-третьих, как социально-исторического существа. Его специфика проявляется, например, в том, что: без нормального функционирования в человеке его духовно-психической структуры человек как целостность не полноценен; здоровое, нормально функционирующее тело является необходимой предпосылкой духовной, умственной деятельности; человеческая деятельность, телесные действия человека зависят от социальной мотивации.

Источник

Бытие произведенных человеком вещей «второй природы»

Большинство окружающих нас вещей и предметно-вещественных целостностей произведены людьми. Они входят и в житейское, и в философское понятие «окружающий мир» в качестве важного элемента. Но в истории домарксистского материализма (а также в ряде современных работ, написанных от имени диалектического материализма), это, по существу, не учитывается, поскольку понятие «окружающий мир» остается недифференцированным.

В чем же состоит отличие «второй природы» от первой? С одной стороны, воплощенный в ней материал первой природы есть объективная и первичная реальность, развивающаяся по законам, независимым от человека и человечества. С другой стороны, в предметах второй природы воплощены, или, если воспользоваться термином Гегеля и Маркса, «опредмечены», труд и знания человека. В них воплощено и то, что Маркс называл «социальной душой» этих предметов: ведь все они предназначены выполнять определенные функции в жизни людей, удовлетворять социально зафиксированные человеческие потребности.

Так, станок — не просто предмет, сделанный из металла и каких-то других материалов (которые, кстати, тоже часто принадлежат ко «второй природе», ибо прошли через горнило человеческой деятельности). В нем предметно, материально запечатлены знания людей, воплощены труд и навыки тех, кто его изготовил. Для того чтобы использовать и, в случае необходимости, преобразовать далее предметные результаты человеческого труда, требуются не только знания о материалах природы, из которых предметы сделаны. Нужно, чтобы люди, которые пускают их в дело, хотя бы частично располагали ранее воплощенными в них знаниями об их назначении, процессе работы, особенностях конструкции и т. д. Или, если снова применить термин Гегеля и Маркса, нужно «распредметить» эти знания. Идеалисты акцентируют внимание на роли духовных, идеальных элементов в процессе труда, предметной деятельности человека. Сторонники материалистической диалектики также отводят существенную роль таким компонентам человеческой деятельности, как целеполагание, формирование проекта, плана действий, образа изготовляемого предмета и т. д. Эти компоненты можно назвать идеальными, поскольку благодаря им формируется идея предмета, которая затем воплощается в жизнь.

Материалистическая диалектика подчеркивает, что бытие предметов и процессов «второй природы» состоит в том, что они представляют собой нерасторжимое единство природного материала, опредмеченного духовного (идеального), опредмеченной деятельности конкретных индивидов и социального предназначения, функций данных предметов. Будучи созданными в качестве такой особой единой реальности, эти предметы заданы, объективно предпосланы последующим актам человеческого труда, познания, творчества.

Природный материал, объективные природные процессы составляют, таким образом, то первичное и реальное в предметах «второй природы», с чем в человеческой деятельности нельзя не считаться, с чем требуется жестко сообразовывать свои цели, планы, проекты, замыслы, критерии. Если, положим, из одного и того же металла можно сделать совершенно разные виды предметов (да и изготовление каждого вида предметов в принципе предполагает многовариантность результатов), то все же металл в данном случае обладает инвариантными, то есть постоянными исходными свойствами. Человек может многократно менять проекты и способы изготовления предметов из металла, но во всех случаях относительно постоянной первоосновой будут свойства металла как объективно данные и все глубже раскрываемые, осваиваемые людьми. И, однако, специфика бытия предметов «второй природы» и ее как целого состоит в том, что это совершенно новая по сравнению с первой природой комплексная (природно-духовно-социальная) реальность.

«Вторая природа» — мир единый и в то же время чрезвычайно многообразный. Это орудия труда от самых первых, простых, созданных человеком на заре цивилизации, до сложнейших современных машин и механизмов, средств транспорта и коммуникаций. Это — промышленность и энергетика, это — строительные площадки, дороги, обрабатываемые поля. Это — города и поселки. Это — радиостанции и телецентры, космодромы и космические корабли, школы, вузы, музеи, театры и т. д. Это предметы, окружающие нас в быту,— мебель, одежда, да и вообще множество самой разнообразной утвари, приспособлений, приборов. Это и предметы, специально приспособленные для удовлетворения потребностей человеческого духа,— книги, картины, статуи и т. д. Словом, речь идет о предметном богатстве, системах и всем «поле» человеческой цивилизации, культуры.

Отличие бытия предметно-вещного мира культуры от бытия природных вещей — это не только отличие искусственного (созданного, произведенного) от естественного. Главное отличие в том, что бытие «второй природы» по самому своему существу есть социально-историческое, а именно цивилизованное бытие. Вещи «второй природы», живя природной жизнью, проживают и другую свою жизнь: они обретают особое место в бытии человеческой цивилизации.

Есть еще один принципиально важный аспект, связанный с относительным различием первой и «второй природы», а одновременно — с их принадлежностью к единой форме бытия и к единству мира как целого. Долгое время люди не осознавали достаточно четко, что между первой и «второй природой» возможны не только отношения взаимосвязи, согласованности, но и конфликтного противостояния. Сегодня возник конфликт в виде экологических, энергетических и т. д. проблем. А потому требуются новые подходы к регулированию связи двух подвидов, в принципе относящихся к одной — вещной, предметной — форме бытия и к единому, целостному бытию мира.

Все сказанное можно суммировать в следующих выводах. При сравнении первой и «второй природы» в целом обнаруживаются не только их единство, взаимосвязь, но и их различия. Первая природа в целом — безграничное, непреходящее бытие, где существование отдельного человека является преходящим моментом. «Вторая природа» в целом — бытие, тесно связанное с временем и пространством человеческого существования, с бытием социального. Первая природа — бесконечный мир, осваиваемый человеком в его очень небольшой части,— мир в принципе необозримый, неисчерпаемый.

«Вторая природа» в целом и вещи «второй природы» — мир, где не перестают действовать законы природы, но где они причудливо, иногда конфликтно сплетаются с преобразующими действиями, сознанием индивидов, групп людей, человечества в целом. «Вторая природа» дана каждому отдельному человеку, поколениям людей объективно, реально, она существует вне и независимо от их сознания, но в отличие от природы уже воплощает в себе, опредмечивает человеческие цели, идеи, а значит, не может считаться совершенно независимой от сознания человека и человечества.

Вещи и процессы «второй природы» преобразованы, произведены людьми, и бытие этих вещей стоит как бы на границе бытия первой природы и человеческого мира. Но все же это относительно самостоятельное бытие, особая реальность и по отношению к первой природе, и по отношению к непосредственному, жизненно конкретному бытию людей. Последнее также надо рассмотреть как особую форму бытия.

Источник

Соотношение понятий «природа» и «культура»

Что такое первая природа и вторая природа. Смотреть фото Что такое первая природа и вторая природа. Смотреть картинку Что такое первая природа и вторая природа. Картинка про Что такое первая природа и вторая природа. Фото Что такое первая природа и вторая природа

Мир, в котором живет человек, представляет собой сложную систему «природа-общество», где культура функционирует на всех уровнях системы. Понятия «культура» и «природа» не мыслимы друг без друга и неразделимы, поскольку живая природа является естественной предпосылкой культуры. Человек, являясь и субъектом, и носителем культуры, объективно связан с ней.

В проблеме соотношения культуры и природы существует две точки зрения. Согласно первой человек не зависит от природы, состоит в натуральной связи с ней. Согласно другому подходу культура – это природа, осваиваемая человеком.

Понятия «природа» и «культура»

Дадим определение понятий «природа» и «культура». «Природа» как обобщающее понятие включает в себя все существующее, весь мир в разнообразии его форм, все, что создано естественным путем и существует независимо от воли людей. Данное понятие близко к понятиям материи и вселенной. Под словом «природа» также понимают совокупность природных условий существования человека. Таким образом, природа выступает как объективная, независимая реальность, которая предшествует социально-культурному существованию человека.

Под понятием «культура» изначально понимался процесс обработки земли (агрокультура). Цицерон же акцентировал внимание на деятельном начале, характеризуя культуру как «философию ума», «обработку человеческой души». В таком понимании культура охватывает все, что тем или иным образом преобразовано, создано, обработано, усовершенствовано человеком.

Таким образом различие понятий «культура» и «природа» заключается в следующем: культура – что-то созданное, преобразованное человеком, искусственное; природа – все натуральное, существующее независимо от человека.

Взаимосвязь культуры и природы

Природа является неотъемлемым и необходимым условием существования культуры. Родовая и телесная организация человека является объективным материальным началом. Следовательно, сама возможность бытия культуры задана природой. Культура – исходный пункт человеческого развития, а сам человек при этом – продукт естественной эволюции природы, биологическое существо. Культуру часто определяют как «вторую природу», т. е. искусственную. Данное понимание берет свое начало в античной Греции, когда Демокрит называл культуру «второй натурой».

Культура не устраняет значение природы для человека, не ликвидирует его отношение к ней, а сама выступает как специфическая для человека форма его связи с природой. Культура проявляется, прежде всего, в человеческом отношении к природе, возникающем в ходе истории.

Природа представляет собой исходный пункт человеческого развития. Предшествуя культуре во времени, она тем самым является постоянным и необходимым условием существования культуры. Природа является исторически самым ранним объектом культуропреобразующего воздействия, и не только как окружающий мир, но и как природная сущность самого человека.

Таким образом, человека можно рассматривать и как продукт самой природы — биологической эволюции, и как продукт культурной эволюции, причем в большей степени, чем первой. Разум — вот то эволюционное достижение, которое дает человеку коренное преимущество перед другими животными. Человек выступает единственным носителем сознания, который достиг уровня мысли.

Эволюция взглядов на проблему взаимосвязи природы и культуры

Процесс перехода от биологических закономерностей развития человека к культурным длился около 1,5 млн. лет и завершился появлением Homo sapiens – человека современного (35-40 тыс. лет назад). Начался процесс производственной деятельности по изготовлению искусственных орудий труда, передача необходимой для выживания информации, использование языка как способа негенетического кодирования этой информации и общения. Осваивались социальные отношения в организации существования человека, т. е. человек включился в новую стадию эволюции. Движущими силами этой эволюции стали коллективные творческие возможности человека, которые существуют и развиваются посредством культуры.

Такова общая схема биологической и культурной эволюции, в которой человек стал «точкой пересечения» природы и культуры. Природа стала той первоосновой, на которой сформировался человек. Как продукт природы, он, благодаря силе разума, оказался еще теснее связанным с природной мерой ответственности за те преобразования, которые приносит в нее.

В сознании первобытного общества существовал неразрывный образ человека и природы. Процесс развития рационального мышления и выделения человека из природы долго не получал завершения в культурах Индии, Китая, Японии и других стран. Природа считалась одухотворенной.

В системе античного мышления природа представлялась как подвижное, изменяющееся целое, и человек при этом не противопоставлялся природе, а мыслился как одна из ее частей. Впервые проблема гармонии человека с природой как идеал достойного человеческого существования была поставлена античной натурфилософией.

В средневековье природа рассматривалась как нечто сотворенное богом и более низкое, чем сам человек, так как он в процессе творения был наделен божественным началом – душой. Кроме того, природа считалась и источником зла, которое человек пытался преодолеть или подчинить, при этом существовала борьба божественного начала – души с греховным природным началом – телом.

Однако природа мыслилась и как божественное творение, в котором сокрыто рациональное начало, что позволяло истолковывать познание природы как попытку раскрыть заключенный в ней божественный план. Такое понимание являлось предпосылкой для возникновения науки о природе – естествознания.

Антропоцентризм эпохи Возрождения поспособствовал выделению мира культуры из мира природы, которая рассматривалась как убежище от развращенной и порочной цивилизации, а переход человека от природного состояния к социальному является источником всех несчастий.

Таким образом, процесс сотворения природы прошел ряд этапов. Итогом его развития стало формирование биосферы. Термин «биосфера» был введен в научный оборот во второй половине XIX в. французским ученым Э. Реклю. Этим понятием обозначался растительный и животный мир Земли, ее живая оболочка. Биосфера включала в себя разнообразные биологические виды, которые взаимодействовали как между собой, так и с окружающей средой.

Человек тоже является частью биосферы земли. Однако человек выделяется из природы благодаря «общественному производству своей жизни». Это «производство» включает:

С усложнением форм человеческого бытия меняется и состояние природы. Она все чаще включается в орбиту практической деятельности человека, которая становится все более обширной. Возникает «вторая природа», искусственно созданная самим человеком – среда обитания.

Однако к концу XIX в. вследствие техногенного развития общества состояние биосферы ухудшается. Все более настойчивыми становятся призывы к «преобразованию», «покорению» природы. В первой половине ХХ в. одной из тенденций в развитии культуры становится отношение к природе как к средству удовлетворения не духовных, а сугубо технических потребностей. Создание мощных средств воздействия на природу породило хищническое, варварское отношение к ней. Поэтому экологическая проблема является одной из глобальных проблем современности.

В начале ХХ в. наш соотечественник Владимир Иванович Вернадский (1863—1945) обосновал идею о нерасторжимости человека и природы. Ученый был твердо уверен в том, что, овладевая законами природы и совершенствуя технику, человек не только преобразует биосферу, но и принимает на себя ответственность за ее будущее. Основу учения В. И. Вернадского составило понятие биосферы как целостной оболочки Земли, населенной жизнью и качественно преобразованной живым веществом планеты. Высшую ценность эволюции биосферы, согласно его концепции, составляет «свободно мыслящий человек», личность. И эта личность утверждает себя не в ущерб разнообразию жизни биосферы, а лишь в гармонии с этой жизнью. Если же человек не осознает самого себя как носителя «организованной биосферы» и свою роль в повышении этой организованности, он станет разрушителем материальных и духовных основ своего существования.

Вернадский ввел в концепцию биосферы новое понятие «ноосфера». В его понимании, ноосфера – это сфера разума, преобразующего природу. В свою очередь, ноосфера имеет тенденцию к непрерывному расширению и углублению, ибо человек, по мысли ученого, в полном объеме способен освоить весь космос. Согласно учению Вернадского, с возникновением человека и развитием его производственной деятельности к человечеству переходит роль основного геологического фактора всех происходящих на поверхности изменений. Переход в ноосферу ученый связывал с раскрытием творческого, созидательного потенциала человечества. Новую форму биохимической энергии он называл энергией человеческой культуры. «Русский космизм» характеризовался ярко выраженным гуманистическим, нравственным подходом к пониманию взаимосвязи человека и природы. В нем были возрождены традиции, берущие начало еще в античности, которые лежат в основе европейской цивилизации: единство и нерасторжимость природы и человека.

Вернадский был создателем учения антропокосмизма. В нем сущность природы (понимаемая как космическая) и деятельность человека в результате взаимодействия должны слиться в единую систему.

Культурологическая мысль постоянно возвращается к проблеме гармонизации взаимоотношения природы и культуры. Этому посвящены теории нового космизма (Н. Ф. Федоров, Л. А. Чижевский, В. И. Вернадский, П. Тейяр де Шарден). Вместе с «ноосферой» Вернадского пришло понимание роли и места человека в единой системе развития материи, возникли предпосылки синтеза неорганической природы, органической жизни и человека.

Глобальные проблемы человечества

Другой, не менее грозной проблемой является экологическая катастрофа. Термин «экология» ввел в научный оборот немецкий биолог Эрнст Геккель (1834—1919). Им он обозначил «все внешнее но отношению к человеческому телу».

В XX в. резко возросла эксплуатация природных ресурсов, что неминуемо привело к изменению природного баланса и мощному загрязнению окружающей среды. Мир сотрясают природные и транспортные катастрофы, непрерывные выбросы вредных веществ в окружающую среду. Это приводит к ухудшению ландшафта и структуры почв планеты, исчезновению многих видов растений и животных, разрушает и генофонд самого человека.

Очень многие ученые высказывают мысль о том, что к необратимым экологическим катастрофическим процессам уже сегодня может быть отнесен процесс образования так называемых «озоновых дыр» в атмосфере. Другими словами, в мировом общественном сознании укрепляется мысль о том, что глобальная катастрофа уже разразилась. Живущие на планете люди являются свидетелями ее начала, но никак не могут ее предотвратить или хотя бы приостановить и окажутся последними представителями человеческой цивилизации на Земле.

К глобальным проблемам относятся: продовольственная, энергетическая, ресурсная. По сути своей, они являются компонентами или последствиями экологической и демографической проблем.

Для преодоления всего комплекса ситуаций, связанных с действием глобальных проблем, необходимо изменить мировосприятие людей, воспитать homo globulis — человека всемирного. Этот человек должен придерживаться следующих принципов:

Пришло время переосмыслить знаменитый тезис К. Маркса: «Философы лишь различным объясняли мир, дело заключается в том, чтобы изменить его». Задача ныне живущих состоит в том, чтобы, сохранить его, прежде всего как жизненный мир человека.

1.Афонин В. А., Афонин Ю. В. Теория и история культуры. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. – Луганск: Элтон-2, 2008. – 296 с.

2.Культурология в вопросах и ответах. Методическое пособие для подготовки к зачетам и экзаменам по курсу «Украинская и зарубежная культура» для студентов всех специальностей и форм обучения. / Отв. Редактор Рагозин Н. П. – Донецк, 2008, — 170 с.

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *